Файл: Интеллектуальная собственность (Мэггс-Сергеев).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 2239

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

КоАП

затруднена

 

тем

что

 

работники

 

органов

 

внутренних

 

дел

 

зачастую

 

не

 

в

 

состоянии

 

выявить

 

контрафактную

 

продукцию

так

 

как

 

определить

 

это

 

на

 

основании

 

лишь

 

внешних

 

признаков

 

материальных

 

носителей

 

не

 

всегда

 

возможно

Выход

 

видится

 

в

 

создании

 

специализированных

 

подразделений

 

органов

 

внутренних

 

дел

 

по

 

борьбе

 

с

 

пиратством

которые

 

работали

 

бы

 

в

 

тесном

 

контакте

 

с

 

обществами

управляющими

 

имущественными

 

правами

 

авторов

 

и

 

обладателей

 

смежных

 

прав

 

на

 

коллективной

 

основе

и

 

иными

 

объединениями

 

правообладателей

 

О

Уголовная

 

ответственность

 

за

 

нарушение

 

авторских

 

прав

 

 

В

 

ст

. 61 

Соглашения

 

ТРИПС

 

сформулировано

 

требование

 

применения

 

уголовной

 

ответственности

 

за

 

пиратское

 

использование

 

авторских

 

прав

«

Страны

-

участницы

 

должны

 

налагать

 

уголовную

 

ответственность

 

и

 

наказание

по

 

крайней

 

мере

за

 

злоумышленное

... 

пиратское

 

коммерческое

 

использование

 

объектов

 

авторского

 

права

Меры

 

уголовного

 

наказания

 

могут

 

включать

 

как

 

лишение

 

свободы

так

 

и

/

или

 

денежные

 

штрафы

размеры

 

которых

 

должны

 

быть

 

достаточными

чтобы

 

удерживать

 

других

 

от

 

совершения

 

подобных

 

действий

и

 

должны

 

соответствовать

 

уровню

 

наказаний

налагаемых

 

за

 

преступления

 

соответствующей

 

тяжести

В

 

соответствующих

 

случаях

 

меры

 

борьбы

 

с

 

пиратством

 

должны

 

включать

 

арест

конфискацию

 

и

 

уничтожение

 

пиратской

 

продукции

 

и

 

любых

 

материалов

 

и

 

приспособлений

которые

 

были

 

использованы

 

при

 

совершении

 

правонарушения

Страны

-

участницы

 

могут

 

использовать

 

уголовно

-

правовые

 

и

 

уголовно

-

процессуальные

 

меры

 

в

 

случаях

 

нарушения

 

прав

 

интеллектуальной

 

собственности

особенно

когда

 

эти

 

нарушения

 

совершаются

 

умышленно

 

и

 

с

 

коммерческим

 

размахом

». 

Уголовная

 

ответственность

 

за

 

нарушение

 

авторских

 

прав

 

необходима

 

по

 

той

 

же

 

причине

что

 

и

 

уголовная

 

ответственность

 

за

 

кражу

 

других

 

видов

 

собственности

Пиратов

нарушающих

 

авторские

 

права

очень

 

трудно

 

схватить

 

за

 

руку

и

 

поэтому

 

одних

 

гражданско

-

правовых

 

средств

 

борьбы

 

может

 

быть

 

недостаточно

Введение

 

уголовной

 

ответственности

 

в

 

отношении

 

пиратов

 

может

 

служить

 

двоякой

 

цели

быть

 

средством

 

удержания

 

пиратов

 

от

 

совершения

 

действий

 

и

 

средством

  «

выведения

 

их

 

из

 

строя

». 

Суровость

 

наказания

 

может

 

убедить

 

некоторых

 

людей

 

не

 

заниматься

 

пиратством

Тюремное

 

заключение

 

и

 

уничтожение

 

производственных

 

мощностей

 

для

 

пиратской

 

продукции

 

может

хотя

 

бы

 

па

 

время

физически

 

предотвратить

 

новые

 

правонарушения

Уголовной

 

ответственности

 

за

 

нарушение

 

авторских

 

прав

 

подлежат

как

 

правило

лишь

 

те

кто

 

действовал

 

с

 

умыслом

Гражданско

-

правовые

 

средства

 

борьбы

 

с

 

нарушителями

 

авторских

 

прав

 

используются

 

также

 

и

 

в

 

отношении

 

тех

кто

 

действовал

 

неумышленно

Например

журнал

получивший

 

рукопись

 

статьи

публикует

 

ее

не

 

зная

  (

и

 

не

 

будучи

 

в

 

состоянии

 

знать

), 

что

 

это

 

пиратская

 

рукопись

Тем

 

не

 

менее

журнал

 

может

 

быть

 

привлечен

 

к

 

гражданской

 

ответственности

 

за

 

нарушение

 

авторского

 

права

Журнал

 

может

 

подать

 

в

 

суд

 

на

 

человека

представившего

 

рукопись

с

 

требованием

 

возместить

 

понесенные

 

убытки

но

 

будет

 

очень

 

затруднительно

 

довести

 

дело

 

до

 

конца

Издатель

 

может

 

ошибочно

 

полагать

что

 

какое

-

то

 

произведение

 

уже

 

является

 

частью

 

общего

 

достояния

а

опубликовав

 

его

убедиться

что

 

авторское

 

право

 

на

 

эту

 

вещь

 

еще

 

действует

В

 

этом

 

случае

 

издатель

 

несет

 

гражданскую

 

ответственность

В

 

любом

 

случае

 

было

 

бы

 

совершенно

 

неправильно

 

привлекать

 

к

 

уголовной

 

ответственности

 

издателя

который

 

действовал

не

 

имея

 

злого

 

умысла

Состав

 

уголовного

 

преступления

 

по

 

действующему

 

российскому

 

законодательству

 

образуют

 

лишь

 

незаконное

 

использование

 

объектов

 

авторского

 

права

 

или

 

смежных

 

прав

а

 

равно

 

присвоение

 

авторства

если

 

эти

 

деяния

 

причинили

 

крупный

 

ущерб

Нарушение

 

иных

 

прав

 

авторов

в

 

частности

 

права

 

на

 

имя

права

 

на

 

обнародование

права

 

на

 

защиту

 

репутации

 

автора

 

и

 

т

д

., 

уголовно

 

наказуемого

 

деяния

 

не

 

образует

Объективная

 

сторона

 

рассматриваемого

 

преступления

 

может

 

состоять

 

из

 

одного

 

или

 

нескольких

 

действий

подпадающих

 

под

 

ст

. 146 

УК

 

РФ

а

 

именно

 

заключаться

а

в

 

присвоении

 

авторства

 

на

 

произведение

 (

исполнение

постановку

), 

т

.

е

в

 

выдаче

 

чужого

 

результата

 

творческого

 

труда

 

за

 

собственный

б

в

 

совершении

 

любого

 

действия

связанного

 

с

 

незаконным

 

использованием

 

произведения

 

или

 

объекта

 

смежных

 

прав

  (

т

.

е

их

 

незаконное

 

воспроизведение

распространение

передача

 

в

 

эфир

 

и

 

т

.

д

.). 

Состав

 

данного

 

преступления

 

тлеет

 

материальный

 

характер

т

.

е

сам

 

факт

 

совершения

 

указанных

 

выше

 

действий

 

еще

 

не

 

заключает

 

в

 

себе

 

состава

 

оконченного

 

преступления

Лишь

 

при

 

действительном

 

причинении

 

этими

 

действиями

 

крупного

 

ущерба

 

преступление

 

считается

 

совершенным

Поэтому

 

противоправные

 

действия

которые

 

еще

 

не

 

привели

 

к

 

крупному

 

ущербу

но

 

могли

 

его

 

вызвать

образуют

 

покушение

 

на

 

преступление

Те

 

же

 

действия

которые

 

не

 

привели

 

и

 

не

 

могли

 

привести

 

к

 

крупному

 

ущербу

уголовным

 

преступлением

 

не

 

признаются

Камнем

 

преткновения

 

в

 

практической

 

реализации

 

ст

. 146 

УК

 

РФ

 

является

 

вопрос

 

о

 

понятии

 

крупного

 

ущерба

Закон

 

его

 

размера

 

не

 

определяет

что

безусловно

является

 

серьезным

 

пробелом


background image

Наиболее

 

близкое

 

решение

 

данного

 

вопроса

 

содержится

 

в

 

примечании

 2 

к

 

ст

. 158 

УК

 

РФ

где

 

применительно

 

к

 

преступлениям

 

против

 

собственности

 

крупным

 

размером

 

считается

 

стоимость

 

имущества

в

 500 

раз

 

превышающая

 

минимальный

 

размер

 

оплаты

 

труда

установленный

 

законодательством

 

на

 

момент

 

совершения

 

преступления

На

 

практике

 

именно

 

эта

 

цифра

 

и

 

принята

 

в

 

качестве

 

ориентира

 

при

 

оценке

 

крупного

 

ущерба

причиненного

 

нарушением

 

авторских

 

и

 

смежных

 

прав

Вместе

 

с

 

тем

 

на

 

практике

 

нет

 

единства

 

в

 

самом

 

понимании

 

ущерба

а

 

именно

 

в

 

том

должен

 

ли

 

трактоваться

 

ущерб

 

как

 

прямые

 

убытки

 

обладателя

 

авторских

 

или

 

смежных

 

прав

 

или

 

как

 

любые

 

его

 

потери

включая

 

упущенную

 

выгоду

На

 

наш

 

взгляд

сведение

 

ущерба

 

лишь

 

к

 

реальным

 

убыткам

 

сужает

 

сферу

 

применения

 

ст

. 146 

УК

 

РФ

 

до

 

таких

 

пределов

когда

 

ее

 

существование

 

во

 

многом

 

утрачивает

 

практический

 

смысл

К

 

подавляющему

 

большинству

 

случаев

 

откровенного

 

пиратства

 

данную

 

статью

 

применить

 

будет

 

невозможно

Основные

 

имущественные

 

потери

 

обладателей

 

авторских

 

и

 

смежных

 

прав

 

выражаются

 

в

 

той

 

выгоде

которой

 

они

 

лишились

 

из

-

за

 

действий

 

пиратов

Поэтому

 

представляется

что

 

понятие

 

ущерба

 

в

 

ст

. 146 

УК

 

РФ

 

должно

 

трактоваться

 

так

 

же

как

 

и

 

в

 

авторском

 

праве

Субъективная

 

сторона

 

преступления

предусмотренного

 

ст

. 146 

УК

 

РФ

характеризуется

 

прямым

 

умыслом

Это

 

означает

что

 

лицо

 

не

 

только

 

осознает

что

например

совершает

 

плагиат

 

или

 

незаконно

 

использует

 

чужое

 

произведение

но

 

и

 

желает

 

этого

Отсутствие

 

в

 

действиях

 

правонарушителя

 

вины

 

или

 

неосторожная

 

вина

 

исключают

 

привлечение

 

его

 

к

 

уголовной

 

ответственности

Уголовную

 

ответственность

 

за

 

нарушение

 

авторских

 

прав

 

несут

 

лица

достигшие

 16 

лет

Данное

 

преступление

 

наказывается

 

штрафом

 

в

 

размере

 

от

 

двухсот

 

до

 

четырехсот

 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

 

или

 

в

 

размере

 

заработной

 

платы

 

или

 

иного

 

дохода

 

осужденного

 

за

 

период

 

от

 

двух

 

до

 

четырех

 

месяцев

либо

 

обязательными

 

работами

 

на

 

срок

 

от

 

ста

 

восьмидесяти

 

до

 

двухсот

 

сорока

 

часов

либо

 

лишением

 

свободы

 

на

 

срок

 

до

 

двух

 

лет

Те

 

же

 

действия

совершенные

 

неоднократно

 

либо

 

группой

 

лиц

 

по

 

предварительному

 

сговору

 

или

 

организованной

 

группой

наказываются

 

штрафом

 

в

 

размере

 

от

 

четырехсот

 

до

 

восьмисот

 

минимальных

 

размеров

 

оплаты

 

труда

 

или

 

в

 

размере

 

заработной

 

платы

 

или

 

иного

 

дохода

 

осужденного

 

за

 

период

 

от

 

четырех

 

до

 

восьми

 

месяцев

либо

 

арестом

 

на

 

срок

 

от

 

четырех

 

до

 

шести

 

месяцев

либо

 

лишением

 

свободы

 

до

 

пяти

 

лет

Статья

 146 

УК

 

РФ

 

пока

 

еще

 

не

 

находит

 

широкого

 

применения

По

 

неофициальным

 

данным

за

 

весь

 1997 

г

в

 

Москве

 

по

 

данной

 

статье

 

было

 

возбуждено

 

лишь

 37 

уголовных

 

дел

, 11 

из

 

которых

 

доведено

 

до

 

суда

а

 

по

 

трем

 

вынесены

 

приговоры

Аналогичная

 

картина

 

наблюдается

 

в

 

Санкт

-

Петербурге

 

и

 

некоторых

 

других

 

регионах

 

страны

Очевидно

что

 

приведенные

 

цифры

 — 

это

 

лишь

 

капля

 

в

 

том

 

море

 

пиратства

которое

 

существует

 

в

 

России

Для

 

сравнения

в

 

США

 

ежегодно

 

возбуждается

 

по

 

этому

 

поводу

 

около

 2500 

уголовных

 

дел

Во

 

всех

 

развитых

 

странах

 

борьба

 

с

 

пиратством

 

ведется

 

на

 

государственном

 

уровне

а

 

не

 

является

 

делом

 

лишь

 

самих

 

правообладателей

В

 

нашей

 

же

 

стране

 

данная

 

проблема

 

пока

 

не

 

только

 

не

 

решается

но

 

и

 

по

-

настоящему

 

еще

 

не

 

осознана

Проведение

 

эпизодических

 

рейдов

 

и

 

облав

 

на

 

рынках

 

сбыта

 

контрафактной

 

продукции

 

и

 

разгром

 

нескольких

 

киосков

 

видеопроката

 — 

вот

 

и

 

все

 

меры

которые

 

предпринимаются

 

государством

 

силами

 

практически

 

не

 

подготовленных

 

к

 

борьбе

 

с

 

пиратством

 

правоохранительных

 

органов

Эффективность

 

большинства

 

подобных

 

мероприятий

 

близка

 

к

 

нулевой

 

отметке

так

 

как

 

в

 

лучшем

 

случае

 

неблагоприятные

 

последствия

 

от

 

них

 

испытывают

 

мелкие

 

правонарушители

Поиском

 

же

 

настоящих

 

пиратов

выявлением

 

основных

 

каналов

 

поступления

 

и

 

сбыта

 

контрафактной

 

продукции

 

никто

 

серьезно

 

не

 

занимается

Безусловно

сказывается

 

и

 

такой

 

фактор

как

 

психологическая

 

неготовность

 

работников

 

правоохранительных

 

органов

 

и

 

судей

 

рассматривать

 

пиратов

 

в

 

качестве

 

преступников

посягающих

 

на

 

чужую

хотя

 

и

 

интеллектуальную

 

собственность

Между

 

тем

 

борьба

 

с

 

административными

 

правонарушениями

 

и

 

преступлениями

 

в

 

рассматриваемой

 

сфере

 

должна

 

вестись

 

не

 

менее

 

активно

чем

 

с

 

кражами

мошенничеством

 

и

 

другими

 

преступлениями

 

 

 

П

Роль

 

юриста

 

в

 

планировании

 

и

 

осуществлении

 

охраны

 

авторских

 

прав

 

 

1. 

Когда

 

следует

 

избирать

 

авторско

-

правовую

 

охрану

 

 

В

 

связи

 

с

 

тем

что

 

авторское

 

право

 

возникает

 

автоматически

 

безо

 

всяких

 

формальностей

нет

 

необходимости

 

в

 

том

чтобы

 

сознательно

 

выбирать

 

форму

 

охраны

 

так

как

 

это

 

нужно

 

делать

 

в

 

области

 

патентования

Чаще

 

всего

 

требуется

 

определиться

 

в

 

том

достаточно

 

ли

 

только

 

охраны

 

авторским

 

правом

 

или

 

нужны

 

еще

 

какие

-

либо

 

дополнительные

 

виды

 

охраны

Например


background image

поскольку

 

идеи

 

не

 

могут

 

охраняться

 

авторским

 

правом

публикация

 

статьи

 

с

 

описанием

 

нового

 

технологического

 

процесса

 

не

 

остановит

 

от

 

заимствования

 

изложенных

 

в

 

ней

 

идей

 

для

 

повторения

 

этого

 

процесса

 

другими

 

лицами

Поэтому

 

в

 

данной

 

ситуации

 

гораздо

 

надежнее

 

этот

 

процесс

 

либо

 

охранять

 

как

 

коммерческую

 

тайну

либо

 

запатентовать

 

его

По

 

той

 

причине

что

 

в

 

США

 

действует

 

самый

 

большой

 

рынок

 

охраняемых

 

авторским

 

правом

 

произведений

 

и

 

что

 

в

 

этой

 

стране

 

предоставляется

 

самая

 

сильная

 

охрана

 

зарегистрированным

 

произведениям

авторы

 

художественных

 

работ

 

могут

 

захотеть

 

зарегистрировать

 

их

 

именно

 

в

 

США

22

И

 

хотя

 

процесс

 

регистрации

 

сложностей

 

не

 

представляет

издатель

регистрирующий

 

сразу

 

несколько

 

произведений

может

 

воспользоваться

 

услугами

 

юриста

 

для

 

прояснения

 

регистрационных

 

формальностей

Юридическая

 

помощь

 

особенно

 

важна

 

при

 

регистрации

 

таких

 

произведений

по

 

которым

 

могут

 

возникнуть

 

судебные

 

споры

 

2. 

Регулирование

 

прав

 

лиц

работающих

 

по

 

трудовому

 

контракту

 

и

 

по

 

временному

 

соглашению

 

 

Как

 

уже

 

говорилось

 

выше

за

 

исключением

 

области

 

кинематографии

международные

 

договоры

 

по

 

авторскому

 

праву

 

не

 

регулируют

 

вопросов

 

распределения

 

имущественных

 

прав

 

между

 

работодателями

с

 

одной

 

стороны

и

 

работниками

 

и

 

подрядчиками

 — 

с

 

другой

В

 

национальном

 

законодательстве

 

отдельных

 

стран

 

содержатся

 

положения

по

 

которым

 

имущественные

 

права

 

принадлежат

 

работодателю

если

 

произведение

 

создается

 

работником

 

в

 

ходе

 

исполнения

 

им

 

своих

 

служебных

 

обязанностей

Но

 

и

 

в

 

этом

 

случае

 

возникает

 

ряд

 

вопросов

Каков

 

правовой

 

статус

 

автора

 

произведения

является

 

ли

 

он

 

действительно

 

работником

 

или

 

независимым

 

подрядчиком

Было

 

ли

 

произведение

 

действительно

 

создано

 

в

 

ходе

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

Когда

 

правовая

 

охрана

 

произведения

 

испрашивается

 

в

 

другой

 

стране

какое

 

право

 

будет

 

служить

 

основанием

 

для

 

определения

 

взаимоотношений

 

между

 

работодателем

 

и

 

работником

 

и

 

сути

 

их

 

трудовых

 

отношений

будет

 

ли

 

это

 

право

 

страны

где

 

испрашивается

 

охрана

право

 

страны

где

 

создан

 

объект

 

авторской

 

охраны

трудовое

 

законодательство

 

или

 

международное

 

договорное

 

право

Если

 

работа

 

сделана

 

независимым

 

подрядчиком

 

на

 

заказ

каковы

 

будут

 

отношения

 

между

 

ним

 

и

 

заказчиком

Лучшим

 

способом

 

разрешения

 

подобных

 

проблем

 

является

 

письменный

 

контракт

 

между

 

работодателем

  (

или

 

заказчиком

и

 

каждым

 

работником

  (

или

 

подрядчиком

). 

Кроме

 

того

может

 

понадобиться

 

подписание

 

подобных

 

контрактов

 

с

 

нанимаемыми

 

на

 

временную

 

работу

 

лицами

 
3. 

Лицензирование

 

и

 

уступка

 

авторских

 

прав

 

 

Важной

 

задачей

 

юристов

консультирующих

 

по

 

вопросам

 

авторского

 

права

является

 

составление

 

договоров

 

о

 

лицензировании

 

и

 

уступке

 

авторских

 

прав

Существует

 

несколько

 

типов

 

таких

 

договоров

: 1) 

договоры

 

с

 

издательствами

; 2) 

лицензионные

 

договоры

 

по

 

компьютерному

 

программному

 

обеспечению

; 3) 

бланкетные

 

лицензии

Издатели

 

обычно

 

стараются

 

принудить

 

авторов

 

к

 

подписанию

 

стандартных

 

договоров

Известные

 

авторы

обладая

 

прочным

 

авторитетом

могут

 

выторговать

 

себе

 

необычно

 

благоприятные

 

условия

Некоторые

 

удачливые

 

авторы

 

имеют

 

своего

 

агента

который

 

ведет

 

такие

 

переговоры

 

с

 

издательством

Выше

в

 

разделе

 

о

 

коммерческой

 

тайне

мы

 

уже

 

говорили

 

о

 

том

что

 

лицензионные

 

договоры

 

по

 

компьютерному

 

программному

 

обеспечению

 

имеют

 

целью

 

не

 

предоставление

а

 

ограничение

 

прав

 

за

 

счет

 

сокращения

 

преимуществ

которые

 

обычно

 

получает

 

лицо

приобретающее

 

компьютерную

 

программу

Бланкетные

 

лицензии

 

используются

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

затраты

связанные

 

с

 

ведением

 

переговоров

 

о

 

получении

 

лицензии

становятся

 

неоправданно

 

дорогими

Например

неоправданно

 

дорогой

 

может

 

стать

 

индивидуальная

 

лицензия

 

для

 

радиостанции

 

или

 

ресторана

 

на

 

передачу

 

в

 

эфир

 

или

 

на

 

исполнение

 

в

 

зале

 

определенной

 

песни

Во

 

многих

 

странах

 

действуют

 

специальные

 

организации

управляющие

 

авторскими

 

правами

которые

 

выдают

 

радиостанциям

ресторанам

 

и

 

иным

 

подобным

 

учреждениям

 

единую

 

бланкетную

 

лицензию

 

сразу

 

на

 

исполнение

 

широкого

 

круга

 

музыкальных

 

произведений

Похожие

 

организации

 

представляют

 

коллективные

 

интересы

 

и

 

авторов

 

журнальных

 

статей

                                                           

22

 

См

 

страницу

 

в

 

Интернете

 

http://www.lcweb.loc.gov/copyright/

 

 


background image

VIII. 

Виды

 

интеллектульной

 

собственности

близкой

 

к

 

авторским

 

правам

 

 

Существует

 

несколько

 

институтов

 

интеллектуальной

 

собственности

правовой

 

режим

 

охраны

 

которых

 

похож

 

на

 

режим

 

охраны

 

объектов

 

авторского

 

права

К

 

их

 

числу

 

относятся

 

смежные

 

права

права

 

на

 

промышленный

 

образец

права

 

на

 

топологии

 

интегральных

 

микросхем

 

и

 

права

 

на

 

базы

 

данных

 

А

Смежные

 

права

 

 

Индустрия

 

записи

 

исполнительского

 

искусства

 

приобрела

 

коммерческий

 

размах

 

только

 

в

 XX 

в

., 

уже

 

после

 

того

как

 

возникло

 

национальное

 

законодательство

 

об

 

авторском

 

праве

 

и

 

была

 

разработана

 

Бернская

 

конвенция

По

 

этой

 

причине

 

законодатели

 

многих

 

стран

 

решили

 

охранять

 

права

 

исполнителей

 

не

 

с

 

помощью

 

инструментов

 

авторского

 

права

а

 

с

 

помощью

 

сходного

 

с

 

ним

 

института

 

смежных

 

прав

 (

т

.

е

прав

смежных

 

с

 

правами

 

авторов

). 

Но

 

в

 

некоторых

 

странах

и

 

прежде

 

всего

 

в

 

США

  (

представляющих

 

собой

 

самый

 

большой

 

рынок

 

звукозаписи

), 

права

 

исполнителей

 

охраняются

 

авторским

 

правом

 

при

 

более

 

узком

 

определении

 

прав

 

автора

 

произведения

В

 

национальном

 

законодательстве

 

и

 

в

 

международных

 

договорах

 

проводится

 

четкое

 

разделение

 

прав

 

исполнителей

производителей

 

фонограмм

 

и

 

организаций

 

вещания

что

 

ставит

 

барьер

 

между

 

ними

 

и

 

ретранслирующими

 

компаниями

пиратами

  (

т

.

е

нелегальными

 

производителями

 

продукции

 

звукозаписи

и

  «

бутлеггерами

» (

или

  «

теневиками

»), 

т

.

е

компаниями

осуществляющими

 

звукозапись

 

с

 

прямых

 

трансляций

 

и

 

эфирного

 

вещания

Наряду

 

с

 

охраной

 

прав

 

авторов

 

произведений

 

науки

литературы

 

и

 

искусства

 

российское

 

авторское

 

право

 

признает

 

и

 

охраняет

 

права

 

исполнителей

производителей

 

фонограмм

 

и

 

организаций

 

эфирного

 

и

 

кабельного

 

вещания

Права

 

указанных

 

лиц

 

ввиду

 

их

 

близости

 

и

 

тесной

 

связи

 

с

 

правами

 

авторов

 

именуются

 

смежными

 

правами

.

 

Смежные

 

права

 

стали

 

охраняться

 

в

 

России

 

лишь

 

с

 4 

августа

 1992 

г

., 

когда

 

на

 

территории

 

РФ

 

были

 

введены

 

в

 

действие

 

Основы

 

гражданского

 

законодательства

 

Союза

 

ССР

 

и

 

республик

 1991 

г

Общие

 

нормы

 

Основ

 1991 

г

получили

 

развитие

 

в

 

Законе

 

об

 

авторском

 

праве

посвятившем

 

смежным

 

правам

 

специальный

 

раздел

в

 

котором

 

уточнен

 

состав

 

охраняемых

 

смежных

 

прав

Необходимость

 

охраны

 

такой

 

разновидности

 

смежных

 

прав

как

 

права

 

артистов

-

исполнителей

 

и

 

режиссеров

-

постановщиков

признавалась

 

большинством

 

российских

 

специалистов

 

уже

 

давно

Однако

 

мнения

 

относительно

 

возможных

 

форм

 

охраны

 

результатов

 

исполнительского

 

творчества

 

разделились

По

 

мнению

 

одной

 

группы

 

ученых

в

 

результате

 

творческой

 

деятельности

 

исполнителей

 

создается

 

новый

 

объект

 

авторского

 

права

 — 

произведение

 

исполнительского

 

искусства

права

 

на

 

который

 

должны

 

охраняться

 

в

 

рамках

 

авторского

 

нрава

 

в

 

его

 

узком

 

смысле

С

 

точки

 

зрения

 

других

 

ученых

говорить

 

о

 

создании

 

артистами

-

исполнителями

 

новых

 

произведений

при

 

всем

 

уважении

 

к

 

их

 

труду

было

 

бы

 

явной

 

натяжкой

Действительно

результаты

 

творческой

 

деятельности

 

исполнителей

 

заслуживают

 

общественного

 

признания

 

и

 

охраны

однако

 

последняя

 

может

 

быть

 

обеспечена

 

только

 

на

 

основе

 

конструирования

 

специального

 

института

 

смежных

 

прав

Именно

 

эта

 

вторая

 

точка

 

зрения

в

 

справедливости

 

которой

среди

 

прочего

убеждает

 

зарубежный

 

и

 

международный

 

опыт

 

охраны

 

прав

 

исполнителей

и

 

была

 

в

 

конечном

 

счете

 

воспринята

 

российским

 

законодательством

Помимо

 

прав

 

исполнителей

 

к

 

смежным

 

правам

 

законодатель

следуя

 

логике

 

Римской

 

конвенции

 1961 

г

., 

отнес

 

права

 

производителей

 

фонограмм

а

 

также

 

организаций

 

эфирного

 

и

 

кабельного

 

вещания

Указанных

 

субъектов

 

объединяет

 

то

что

 

именно

 

благодаря

 

их

 

деятельности

 

произведения

предназначенные

 

для

 

публичного

 

исполнения

становятся

 

доступными

 

не

 

только

 

непосредственным

 

слушателям

 

и

 

зрителям

но

 

и

 

широкой

 

публике

что

 

большей

 

частью

 

соответствует

 

интересам

 

самих

 

авторов

Кроме

 

того

при

 

использовании

 

авторских

 

произведений

 

интересы

 

этих

 

трех

 

групп

 

субъектов

а

 

также

 

авторов

 

произведений

 

настолько

 

тесно

 

и

 

взаимно

 

переплетаются

что

 

в

 

данном

 

случае

 

оказалась

 

недостаточной

 

традиционная

 

модель

 

взаимоотношений

 

обладателей

 

авторских

 

прав

 

и

 

пользователей

 

произведений

Реальная

 

жизнь

 

потребовала

 

предоставления

 

указанным

 

пользователям

 

произведений

 

особых

 

прав

которые

 

хотя

 

и

 

производны

 

от

 

прав

 

авторов

однако

 

не

 

сводятся

 

к

 

правам

полученным

 

от

 

авторов

 

по

 

заключенным

 

с

 

ними

 

договорам

При

 

этом

 

если

 

вопрос

 

о

 

природе

 

прав

 

артистов

-

исполнителей

 

еще

 

может

 

дебатироваться

то

 

совершенно

 

ясно

что

 

права

 

создателей

 

фонограмм

 

(

звукозаписей

), 

а

 

также

 

вещательных

 

организаций

 

не

 

носят

 

авторского

 

характера

В

 

отличие

 

от

 

исполнителей

деятельности

 

которых

 

свойственно

 

творческое

 

начало

изготовители

 

фонограмм

 

и

 

организации

 

эфирного

 

и

 

кабельного

 

вещания

 

осуществляют

 

техническую

 

деятельность

в

 


background image

результате

 

которой

 

никакого

 

нового

 

произведения

 

не

 

создается

Однако

 

благодаря

 

связи

 

и

 

сходству

 

с

 

правами

 

авторов

 

права

 

этих

 

лиц

 

справедливо

 

именуются

 

смежными

Существенной

 

особенностью

 

большинства

 

смежных

 

прав

 

является

 

их

 

производностъ

 

и

 

зависимость

 

от

 

прав

 

создателей

 

творческих

 

произведений

Лишь

 

в

 

тех

 

случаях

когда

 

исполняется

записывается

 

на

 

фонограмму

 

или

 

передается

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

неохраняемое

 

законом

 

произведение

 

либо

 

объект

не

 

являющийся

 

результатом

 

творческой

 

деятельности

смежные

 

права

 

носят

 

самостоятельный

 

характер

По

 

общему

 

же

 

правилу

производитель

 

фонограммы

организация

 

эфирного

 

или

 

кабельного

 

вещания

 

осуществляют

 

предоставленные

 

им

 

права

 

в

 

тех

 

пределах

которые

 

определены

 

договорами

 

с

 

исполнителем

 

и

 

автором

 

записанного

 

на

 

фонограмму

 

или

 

передаваемого

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

произведения

Для

 

возникновения

 

и

 

осуществления

 

смежных

 

прав

 

российский

 

закон

 

не

 

требует

 

соблюдения

 

каких

-

либо

 

формальностей

Права

 

изготовителя

 

фонограммы

 

и

 

исполнителя

 

порождает

 

сам

 

факт

 

создания

 

соответствующей

 

звукозаписи

Вместе

 

с

 

тем

 

для

 

оповещения

 

третьих

 

лиц

 

о

 

своих

 

правах

 

и

 

предотвращения

 

их

 

нарушения

 

обладатель

 

смежных

 

прав

 

вправе

 

использовать

 

знак

 

охраны

который

 

помещается

 

на

 

каждом

 

экземпляре

 

фонограммы

 

и

  (

или

на

 

каждом

 

содержащем

 

ее

 

футляре

В

 

качестве

 

такого

 

знака

 

принят

 

предусмотренный

 

Римской

 

конвенцией

 

знак

 

охраны

состоящий

 

из

 

трех

 

элементов

латинской

 

буквы

  «

Р

» 

в

 

окружности

: (

Р

); 

имени

  (

наименования

обладателя

 

исключительных

 

смежных

 

прав

года

 

первого

 

опубликования

 

фонограммы

Отсутствие

 

знака

 

охраны

 

не

 

лишает

 

обладателя

 

смежного

 

права

 

возможности

 

его

 

защиты

однако

 

затрудняет

 

процесс

 

доказывания

 

при

 

его

 

нарушении

В

 

настоящее

 

время

 

сфера

 

действия

 

смежных

 

прав

 

существенно

 

ограничена

 

по

 

сравнению

 

с

 

авторскими

 

правами

Смежные

 

права

 

исполнителей

 

признаются

 

лишь

 

в

 

тех

 

случаях

когда

а

исполнитель

 

является

 

гражданином

 

РФ

б

исполнение

постановка

 

впервые

 

имели

 

место

 

на

 

территории

 

РФ

в

исполнение

постановка

 

записаны

 

на

 

фонограмму

которая

 

охраняется

 

законом

г

исполнение

постановка

не

 

записанные

 

на

 

фонограмму

включены

 

в

 

передачу

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

которые

 

охраняются

 

законом

  (

п

. 1 

ст

. 35 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»). 

Права

 

производителя

 

фонограммы

 

охраняются

 

в

 

следующих

 

двух

 

случаях

а

если

 

он

 

является

 

гражданином

 

РФ

 

или

 

юридическим

 

лицом

имеющим

 

официальное

 

местонахождение

 

на

 

территории

 

РФ

б

если

 

фонограмма

 

впервые

 

опубликована

 

на

 

территории

 

РФ

За

 

организациями

 

эфирного

 

и

 

кабельного

 

вещания

 

смежные

 

права

 

признаются

 

только

 

тогда

когда

 

организация

 

имеет

 

официальное

 

местонахождение

 

на

 

территории

 

РФ

 

и

 

осуществляет

 

передачи

 

с

 

помощью

 

передатчиков

расположенных

 

на

 

территории

 

РФ

Круг

 

конкретных

 

правомочий

которыми

 

обладают

 

носители

 

смежных

 

прав

несколько

 

уже

 

того

 

круга

 

прав

которые

 

принадлежат

 

авторам

 

произведений

При

 

этом

 

исполнители

 

произведений

чья

 

деятельность

 

носит

 

творческий

 

характер

имеют

 

как

 

личные

 

неимущественные

так

 

и

 

имущественные

 

права

Права

 

Производителей

 

фонограмм

организаций

 

эфирного

 

и

 

кабельного

 

вещания

чей

 

вклад

 

является

 

техническим

охватывают

 

собой

 

лишь

 

имущественную

 

сферу

Иными

 

являются

 

и

 

временные

 

рамки

 

действия

 

смежных

 

прав

В

 

соответствии

 

со

 

ст

. 43 

Закона

 

об

 

авторском

 

праве

 

они

 

действуют

по

 

общему

 

правилу

в

 

течение

 50 

лет

 

с

 

даты

 

первого

 

исполнения

 

или

 

постановки

 (

права

 

исполнителей

), 

первого

 

опубликования

 

фонограммы

 

или

 

ее

 

первой

 

записи

если

 

она

 

не

 

была

 

опубликована

 (

права

 

производителей

 

фонограмм

), 

первой

 

передачи

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

  (

права

 

организаций

 

эфирного

 

и

 

кабельного

 

вещания

). 

Исчисление

 

указанного

 50-

летнего

 

срока

 

начинается

 

с

 1 

января

 

года

следующего

 

за

 

годом

когда

 

имел

 

место

 

юридический

 

факт

послуживший

 

основанием

 

для

 

начала

 

течения

 

срока

 
1. 

Римская

 

конвенция

 

 

Если

 

сравнивать

 

Римскую

 

конвенцию

 

(

Международную

 

конвенцию

 

па

 

охране

 

прав

 

исполнителей

производителей

 

фонограмм

 

и

 

организаций

 

эфирного

 

вещания

с

 

Бернской

 

по

 

числу

 

присоединившихся

 

стран

то

 

она

 

покажется

 

гораздо

 

менее

 

распространенной

В

 

нее

 

вошло

 

большинство

 

стран

 

Западной

 

Европы

Но

 

такие

 

крупные

 

государства

как

 

Китайская

 

Народная

 

Республика

Российская

 

Федерация

 

и

 

Соединенные

 

Штаты

 

Америки

 

пока

 

что

 

к

 

ней

 

не

 

присоединились

Причина

 

такого

 

положения

видимо

кроется

 

в

 

том

что

 

этим

 

международным

 

документом

 

определяется

 

объем

 

охраны

 

прав

значительно

 

больший

чем

 

тот

что

 

предусмотрен

 

действующим

 

национальным

 

законодательством

 

многих

 

стран

В

 

частности

Конвенцией

 

предусматривается

 

выплата

 

компенсаций

 

в

 

случае

 

использования

 

записи

 

произведения

 

в

 

эфирном

 

вещании

Для

 

европейских

 

стран

где

 

всегда

 

была

 

сильная

 

теоретическая

 

поддержка

 

развития

 

охраны

 

авторских

 

и

 

смежных

 

прав

естественной

 

является

 

и

 

охрана

 

прав

 

исполнителей

 

и

 

производителей

 

фонограмм

записи

 

которых

 

используются

 

в

 

радиовещании

В

 

отношении