ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.11.2020
Просмотров: 2239
Скачиваний: 9
КоАП
,
затруднена
тем
,
что
работники
органов
внутренних
дел
зачастую
не
в
состоянии
выявить
контрафактную
продукцию
,
так
как
определить
это
на
основании
лишь
внешних
признаков
материальных
носителей
не
всегда
возможно
.
Выход
видится
в
создании
специализированных
подразделений
органов
внутренних
дел
по
борьбе
с
пиратством
,
которые
работали
бы
в
тесном
контакте
с
обществами
,
управляющими
имущественными
правами
авторов
и
обладателей
смежных
прав
на
коллективной
основе
,
и
иными
объединениями
правообладателей
.
О
.
Уголовная
ответственность
за
нарушение
авторских
прав
В
ст
. 61
Соглашения
ТРИПС
сформулировано
требование
применения
уголовной
ответственности
за
пиратское
использование
авторских
прав
:
«
Страны
-
участницы
должны
налагать
уголовную
ответственность
и
наказание
,
по
крайней
мере
,
за
злоумышленное
...
пиратское
коммерческое
использование
объектов
авторского
права
.
Меры
уголовного
наказания
могут
включать
как
лишение
свободы
,
так
и
/
или
денежные
штрафы
,
размеры
которых
должны
быть
достаточными
,
чтобы
удерживать
других
от
совершения
подобных
действий
,
и
должны
соответствовать
уровню
наказаний
,
налагаемых
за
преступления
соответствующей
тяжести
.
В
соответствующих
случаях
меры
борьбы
с
пиратством
должны
включать
арест
,
конфискацию
и
уничтожение
пиратской
продукции
и
любых
материалов
и
приспособлений
,
которые
были
использованы
при
совершении
правонарушения
.
Страны
-
участницы
могут
использовать
уголовно
-
правовые
и
уголовно
-
процессуальные
меры
в
случаях
нарушения
прав
интеллектуальной
собственности
,
особенно
,
когда
эти
нарушения
совершаются
умышленно
и
с
коммерческим
размахом
».
Уголовная
ответственность
за
нарушение
авторских
прав
необходима
по
той
же
причине
,
что
и
уголовная
ответственность
за
кражу
других
видов
собственности
.
Пиратов
,
нарушающих
авторские
права
,
очень
трудно
схватить
за
руку
,
и
поэтому
одних
гражданско
-
правовых
средств
борьбы
может
быть
недостаточно
.
Введение
уголовной
ответственности
в
отношении
пиратов
может
служить
двоякой
цели
:
быть
средством
удержания
пиратов
от
совершения
действий
и
средством
«
выведения
их
из
строя
».
Суровость
наказания
может
убедить
некоторых
людей
не
заниматься
пиратством
.
Тюремное
заключение
и
уничтожение
производственных
мощностей
для
пиратской
продукции
может
,
хотя
бы
па
время
,
физически
предотвратить
новые
правонарушения
.
Уголовной
ответственности
за
нарушение
авторских
прав
подлежат
,
как
правило
,
лишь
те
,
кто
действовал
с
умыслом
.
Гражданско
-
правовые
средства
борьбы
с
нарушителями
авторских
прав
используются
также
и
в
отношении
тех
,
кто
действовал
неумышленно
.
Например
,
журнал
,
получивший
рукопись
статьи
,
публикует
ее
,
не
зная
(
и
не
будучи
в
состоянии
знать
),
что
это
пиратская
рукопись
.
Тем
не
менее
,
журнал
может
быть
привлечен
к
гражданской
ответственности
за
нарушение
авторского
права
.
Журнал
может
подать
в
суд
на
человека
,
представившего
рукопись
,
с
требованием
возместить
понесенные
убытки
,
но
будет
очень
затруднительно
довести
дело
до
конца
.
Издатель
может
ошибочно
полагать
,
что
какое
-
то
произведение
уже
является
частью
общего
достояния
,
а
,
опубликовав
его
,
убедиться
,
что
авторское
право
на
эту
вещь
еще
действует
.
В
этом
случае
издатель
несет
гражданскую
ответственность
.
В
любом
случае
было
бы
совершенно
неправильно
привлекать
к
уголовной
ответственности
издателя
,
который
действовал
,
не
имея
злого
умысла
.
Состав
уголовного
преступления
по
действующему
российскому
законодательству
образуют
лишь
незаконное
использование
объектов
авторского
права
или
смежных
прав
,
а
равно
присвоение
авторства
,
если
эти
деяния
причинили
крупный
ущерб
.
Нарушение
иных
прав
авторов
,
в
частности
права
на
имя
,
права
на
обнародование
,
права
на
защиту
репутации
автора
и
т
.
д
.,
уголовно
наказуемого
деяния
не
образует
.
Объективная
сторона
рассматриваемого
преступления
может
состоять
из
одного
или
нескольких
действий
,
подпадающих
под
ст
. 146
УК
РФ
,
а
именно
заключаться
:
а
)
в
присвоении
авторства
на
произведение
(
исполнение
,
постановку
),
т
.
е
.
в
выдаче
чужого
результата
творческого
труда
за
собственный
;
б
)
в
совершении
любого
действия
,
связанного
с
незаконным
использованием
произведения
или
объекта
смежных
прав
(
т
.
е
.
их
незаконное
воспроизведение
,
распространение
,
передача
в
эфир
и
т
.
д
.).
Состав
данного
преступления
тлеет
материальный
характер
,
т
.
е
.
сам
факт
совершения
указанных
выше
действий
еще
не
заключает
в
себе
состава
оконченного
преступления
.
Лишь
при
действительном
причинении
этими
действиями
крупного
ущерба
преступление
считается
совершенным
.
Поэтому
противоправные
действия
,
которые
еще
не
привели
к
крупному
ущербу
,
но
могли
его
вызвать
,
образуют
покушение
на
преступление
.
Те
же
действия
,
которые
не
привели
и
не
могли
привести
к
крупному
ущербу
,
уголовным
преступлением
не
признаются
.
Камнем
преткновения
в
практической
реализации
ст
. 146
УК
РФ
является
вопрос
о
понятии
крупного
ущерба
.
Закон
его
размера
не
определяет
,
что
,
безусловно
,
является
серьезным
пробелом
.
Наиболее
близкое
решение
данного
вопроса
содержится
в
примечании
2
к
ст
. 158
УК
РФ
,
где
применительно
к
преступлениям
против
собственности
крупным
размером
считается
стоимость
имущества
,
в
500
раз
превышающая
минимальный
размер
оплаты
труда
,
установленный
законодательством
на
момент
совершения
преступления
.
На
практике
именно
эта
цифра
и
принята
в
качестве
ориентира
при
оценке
крупного
ущерба
,
причиненного
нарушением
авторских
и
смежных
прав
.
Вместе
с
тем
на
практике
нет
единства
в
самом
понимании
ущерба
,
а
именно
в
том
,
должен
ли
трактоваться
ущерб
как
прямые
убытки
обладателя
авторских
или
смежных
прав
или
как
любые
его
потери
,
включая
упущенную
выгоду
.
На
наш
взгляд
,
сведение
ущерба
лишь
к
реальным
убыткам
сужает
сферу
применения
ст
. 146
УК
РФ
до
таких
пределов
,
когда
ее
существование
во
многом
утрачивает
практический
смысл
.
К
подавляющему
большинству
случаев
откровенного
пиратства
данную
статью
применить
будет
невозможно
.
Основные
имущественные
потери
обладателей
авторских
и
смежных
прав
выражаются
в
той
выгоде
,
которой
они
лишились
из
-
за
действий
пиратов
.
Поэтому
представляется
,
что
понятие
ущерба
в
ст
. 146
УК
РФ
должно
трактоваться
так
же
,
как
и
в
авторском
праве
.
Субъективная
сторона
преступления
,
предусмотренного
ст
. 146
УК
РФ
,
характеризуется
прямым
умыслом
.
Это
означает
,
что
лицо
не
только
осознает
,
что
,
например
,
совершает
плагиат
или
незаконно
использует
чужое
произведение
,
но
и
желает
этого
.
Отсутствие
в
действиях
правонарушителя
вины
или
неосторожная
вина
исключают
привлечение
его
к
уголовной
ответственности
.
Уголовную
ответственность
за
нарушение
авторских
прав
несут
лица
,
достигшие
16
лет
.
Данное
преступление
наказывается
штрафом
в
размере
от
двухсот
до
четырехсот
минимальных
размеров
оплаты
труда
или
в
размере
заработной
платы
или
иного
дохода
осужденного
за
период
от
двух
до
четырех
месяцев
,
либо
обязательными
работами
на
срок
от
ста
восьмидесяти
до
двухсот
сорока
часов
,
либо
лишением
свободы
на
срок
до
двух
лет
.
Те
же
действия
,
совершенные
неоднократно
либо
группой
лиц
по
предварительному
сговору
или
организованной
группой
,
наказываются
штрафом
в
размере
от
четырехсот
до
восьмисот
минимальных
размеров
оплаты
труда
или
в
размере
заработной
платы
или
иного
дохода
осужденного
за
период
от
четырех
до
восьми
месяцев
,
либо
арестом
на
срок
от
четырех
до
шести
месяцев
,
либо
лишением
свободы
до
пяти
лет
.
Статья
146
УК
РФ
пока
еще
не
находит
широкого
применения
.
По
неофициальным
данным
,
за
весь
1997
г
.
в
Москве
по
данной
статье
было
возбуждено
лишь
37
уголовных
дел
, 11
из
которых
доведено
до
суда
,
а
по
трем
вынесены
приговоры
.
Аналогичная
картина
наблюдается
в
Санкт
-
Петербурге
и
некоторых
других
регионах
страны
.
Очевидно
,
что
приведенные
цифры
—
это
лишь
капля
в
том
море
пиратства
,
которое
существует
в
России
.
Для
сравнения
:
в
США
ежегодно
возбуждается
по
этому
поводу
около
2500
уголовных
дел
.
Во
всех
развитых
странах
борьба
с
пиратством
ведется
на
государственном
уровне
,
а
не
является
делом
лишь
самих
правообладателей
.
В
нашей
же
стране
данная
проблема
пока
не
только
не
решается
,
но
и
по
-
настоящему
еще
не
осознана
.
Проведение
эпизодических
рейдов
и
облав
на
рынках
сбыта
контрафактной
продукции
и
разгром
нескольких
киосков
видеопроката
—
вот
и
все
меры
,
которые
предпринимаются
государством
силами
практически
не
подготовленных
к
борьбе
с
пиратством
правоохранительных
органов
.
Эффективность
большинства
подобных
мероприятий
близка
к
нулевой
отметке
,
так
как
в
лучшем
случае
неблагоприятные
последствия
от
них
испытывают
мелкие
правонарушители
.
Поиском
же
настоящих
пиратов
,
выявлением
основных
каналов
поступления
и
сбыта
контрафактной
продукции
никто
серьезно
не
занимается
.
Безусловно
,
сказывается
и
такой
фактор
,
как
психологическая
неготовность
работников
правоохранительных
органов
и
судей
рассматривать
пиратов
в
качестве
преступников
,
посягающих
на
чужую
,
хотя
и
интеллектуальную
собственность
.
Между
тем
борьба
с
административными
правонарушениями
и
преступлениями
в
рассматриваемой
сфере
должна
вестись
не
менее
активно
,
чем
с
кражами
,
мошенничеством
и
другими
преступлениями
.
П
.
Роль
юриста
в
планировании
и
осуществлении
охраны
авторских
прав
1.
Когда
следует
избирать
авторско
-
правовую
охрану
В
связи
с
тем
,
что
авторское
право
возникает
автоматически
безо
всяких
формальностей
,
нет
необходимости
в
том
,
чтобы
сознательно
выбирать
форму
охраны
так
,
как
это
нужно
делать
в
области
патентования
.
Чаще
всего
требуется
определиться
в
том
,
достаточно
ли
только
охраны
авторским
правом
или
нужны
еще
какие
-
либо
дополнительные
виды
охраны
.
Например
,
поскольку
идеи
не
могут
охраняться
авторским
правом
,
публикация
статьи
с
описанием
нового
технологического
процесса
не
остановит
от
заимствования
изложенных
в
ней
идей
для
повторения
этого
процесса
другими
лицами
.
Поэтому
в
данной
ситуации
гораздо
надежнее
этот
процесс
либо
охранять
как
коммерческую
тайну
,
либо
запатентовать
его
.
По
той
причине
,
что
в
США
действует
самый
большой
рынок
охраняемых
авторским
правом
произведений
и
что
в
этой
стране
предоставляется
самая
сильная
охрана
зарегистрированным
произведениям
,
авторы
художественных
работ
могут
захотеть
зарегистрировать
их
именно
в
США
И
хотя
процесс
регистрации
сложностей
не
представляет
,
издатель
,
регистрирующий
сразу
несколько
произведений
,
может
воспользоваться
услугами
юриста
для
прояснения
регистрационных
формальностей
.
Юридическая
помощь
особенно
важна
при
регистрации
таких
произведений
,
по
которым
могут
возникнуть
судебные
споры
.
2.
Регулирование
прав
лиц
,
работающих
по
трудовому
контракту
и
по
временному
соглашению
Как
уже
говорилось
выше
,
за
исключением
области
кинематографии
,
международные
договоры
по
авторскому
праву
не
регулируют
вопросов
распределения
имущественных
прав
между
работодателями
,
с
одной
стороны
,
и
работниками
и
подрядчиками
—
с
другой
.
В
национальном
законодательстве
отдельных
стран
содержатся
положения
,
по
которым
имущественные
права
принадлежат
работодателю
,
если
произведение
создается
работником
в
ходе
исполнения
им
своих
служебных
обязанностей
.
Но
и
в
этом
случае
возникает
ряд
вопросов
.
Каков
правовой
статус
автора
произведения
:
является
ли
он
действительно
работником
или
независимым
подрядчиком
?
Было
ли
произведение
действительно
создано
в
ходе
выполнения
служебных
обязанностей
?
Когда
правовая
охрана
произведения
испрашивается
в
другой
стране
,
какое
право
будет
служить
основанием
для
определения
взаимоотношений
между
работодателем
и
работником
и
сути
их
трудовых
отношений
:
будет
ли
это
право
страны
,
где
испрашивается
охрана
,
право
страны
,
где
создан
объект
авторской
охраны
,
трудовое
законодательство
или
международное
договорное
право
?
Если
работа
сделана
независимым
подрядчиком
на
заказ
,
каковы
будут
отношения
между
ним
и
заказчиком
?
Лучшим
способом
разрешения
подобных
проблем
является
письменный
контракт
между
работодателем
(
или
заказчиком
)
и
каждым
работником
(
или
подрядчиком
).
Кроме
того
,
может
понадобиться
подписание
подобных
контрактов
с
нанимаемыми
на
временную
работу
лицами
.
3.
Лицензирование
и
уступка
авторских
прав
Важной
задачей
юристов
,
консультирующих
по
вопросам
авторского
права
,
является
составление
договоров
о
лицензировании
и
уступке
авторских
прав
.
Существует
несколько
типов
таких
договоров
: 1)
договоры
с
издательствами
; 2)
лицензионные
договоры
по
компьютерному
программному
обеспечению
; 3)
бланкетные
лицензии
.
Издатели
обычно
стараются
принудить
авторов
к
подписанию
стандартных
договоров
.
Известные
авторы
,
обладая
прочным
авторитетом
,
могут
выторговать
себе
необычно
благоприятные
условия
.
Некоторые
удачливые
авторы
имеют
своего
агента
,
который
ведет
такие
переговоры
с
издательством
.
Выше
,
в
разделе
о
коммерческой
тайне
,
мы
уже
говорили
о
том
,
что
лицензионные
договоры
по
компьютерному
программному
обеспечению
имеют
целью
не
предоставление
,
а
ограничение
прав
за
счет
сокращения
преимуществ
,
которые
обычно
получает
лицо
,
приобретающее
компьютерную
программу
.
Бланкетные
лицензии
используются
в
тех
случаях
,
когда
затраты
,
связанные
с
ведением
переговоров
о
получении
лицензии
,
становятся
неоправданно
дорогими
.
Например
,
неоправданно
дорогой
может
стать
индивидуальная
лицензия
для
радиостанции
или
ресторана
на
передачу
в
эфир
или
на
исполнение
в
зале
определенной
песни
.
Во
многих
странах
действуют
специальные
организации
,
управляющие
авторскими
правами
,
которые
выдают
радиостанциям
,
ресторанам
и
иным
подобным
учреждениям
единую
бланкетную
лицензию
сразу
на
исполнение
широкого
круга
музыкальных
произведений
.
Похожие
организации
представляют
коллективные
интересы
и
авторов
журнальных
статей
.
22
См
страницу
в
Интернете
http://www.lcweb.loc.gov/copyright/
VIII.
Виды
интеллектульной
собственности
,
близкой
к
авторским
правам
Существует
несколько
институтов
интеллектуальной
собственности
,
правовой
режим
охраны
которых
похож
на
режим
охраны
объектов
авторского
права
.
К
их
числу
относятся
смежные
права
,
права
на
промышленный
образец
,
права
на
топологии
интегральных
микросхем
и
права
на
базы
данных
.
А
.
Смежные
права
Индустрия
записи
исполнительского
искусства
приобрела
коммерческий
размах
только
в
XX
в
.,
уже
после
того
,
как
возникло
национальное
законодательство
об
авторском
праве
и
была
разработана
Бернская
конвенция
.
По
этой
причине
законодатели
многих
стран
решили
охранять
права
исполнителей
не
с
помощью
инструментов
авторского
права
,
а
с
помощью
сходного
с
ним
института
смежных
прав
(
т
.
е
.
прав
,
смежных
с
правами
авторов
).
Но
в
некоторых
странах
,
и
прежде
всего
в
США
(
представляющих
собой
самый
большой
рынок
звукозаписи
),
права
исполнителей
охраняются
авторским
правом
при
более
узком
определении
прав
автора
произведения
.
В
национальном
законодательстве
и
в
международных
договорах
проводится
четкое
разделение
прав
исполнителей
,
производителей
фонограмм
и
организаций
вещания
,
что
ставит
барьер
между
ними
и
ретранслирующими
компаниями
,
пиратами
(
т
.
е
.
нелегальными
производителями
продукции
звукозаписи
)
и
«
бутлеггерами
» (
или
«
теневиками
»),
т
.
е
.
компаниями
,
осуществляющими
звукозапись
с
прямых
трансляций
и
эфирного
вещания
.
Наряду
с
охраной
прав
авторов
произведений
науки
,
литературы
и
искусства
российское
авторское
право
признает
и
охраняет
права
исполнителей
,
производителей
фонограмм
и
организаций
эфирного
и
кабельного
вещания
.
Права
указанных
лиц
ввиду
их
близости
и
тесной
связи
с
правами
авторов
именуются
смежными
правами
.
Смежные
права
стали
охраняться
в
России
лишь
с
4
августа
1992
г
.,
когда
на
территории
РФ
были
введены
в
действие
Основы
гражданского
законодательства
Союза
ССР
и
республик
1991
г
.
Общие
нормы
Основ
1991
г
.
получили
развитие
в
Законе
об
авторском
праве
,
посвятившем
смежным
правам
специальный
раздел
,
в
котором
уточнен
состав
охраняемых
смежных
прав
.
Необходимость
охраны
такой
разновидности
смежных
прав
,
как
права
артистов
-
исполнителей
и
режиссеров
-
постановщиков
,
признавалась
большинством
российских
специалистов
уже
давно
.
Однако
мнения
относительно
возможных
форм
охраны
результатов
исполнительского
творчества
разделились
.
По
мнению
одной
группы
ученых
,
в
результате
творческой
деятельности
исполнителей
создается
новый
объект
авторского
права
—
произведение
исполнительского
искусства
,
права
на
который
должны
охраняться
в
рамках
авторского
нрава
в
его
узком
смысле
.
С
точки
зрения
других
ученых
,
говорить
о
создании
артистами
-
исполнителями
новых
произведений
,
при
всем
уважении
к
их
труду
,
было
бы
явной
натяжкой
.
Действительно
,
результаты
творческой
деятельности
исполнителей
заслуживают
общественного
признания
и
охраны
,
однако
последняя
может
быть
обеспечена
только
на
основе
конструирования
специального
института
смежных
прав
.
Именно
эта
вторая
точка
зрения
,
в
справедливости
которой
,
среди
прочего
,
убеждает
зарубежный
и
международный
опыт
охраны
прав
исполнителей
,
и
была
в
конечном
счете
воспринята
российским
законодательством
.
Помимо
прав
исполнителей
к
смежным
правам
законодатель
,
следуя
логике
Римской
конвенции
1961
г
.,
отнес
права
производителей
фонограмм
,
а
также
организаций
эфирного
и
кабельного
вещания
.
Указанных
субъектов
объединяет
то
,
что
именно
благодаря
их
деятельности
произведения
,
предназначенные
для
публичного
исполнения
,
становятся
доступными
не
только
непосредственным
слушателям
и
зрителям
,
но
и
широкой
публике
,
что
большей
частью
соответствует
интересам
самих
авторов
.
Кроме
того
,
при
использовании
авторских
произведений
интересы
этих
трех
групп
субъектов
,
а
также
авторов
произведений
настолько
тесно
и
взаимно
переплетаются
,
что
в
данном
случае
оказалась
недостаточной
традиционная
модель
взаимоотношений
обладателей
авторских
прав
и
пользователей
произведений
.
Реальная
жизнь
потребовала
предоставления
указанным
пользователям
произведений
особых
прав
,
которые
хотя
и
производны
от
прав
авторов
,
однако
не
сводятся
к
правам
,
полученным
от
авторов
по
заключенным
с
ними
договорам
.
При
этом
если
вопрос
о
природе
прав
артистов
-
исполнителей
еще
может
дебатироваться
,
то
совершенно
ясно
,
что
права
создателей
фонограмм
(
звукозаписей
),
а
также
вещательных
организаций
не
носят
авторского
характера
.
В
отличие
от
исполнителей
,
деятельности
которых
свойственно
творческое
начало
,
изготовители
фонограмм
и
организации
эфирного
и
кабельного
вещания
осуществляют
техническую
деятельность
,
в
результате
которой
никакого
нового
произведения
не
создается
.
Однако
благодаря
связи
и
сходству
с
правами
авторов
права
этих
лиц
справедливо
именуются
смежными
.
Существенной
особенностью
большинства
смежных
прав
является
их
производностъ
и
зависимость
от
прав
создателей
творческих
произведений
.
Лишь
в
тех
случаях
,
когда
исполняется
,
записывается
на
фонограмму
или
передается
в
эфир
или
по
кабелю
неохраняемое
законом
произведение
либо
объект
,
не
являющийся
результатом
творческой
деятельности
,
смежные
права
носят
самостоятельный
характер
.
По
общему
же
правилу
,
производитель
фонограммы
,
организация
эфирного
или
кабельного
вещания
осуществляют
предоставленные
им
права
в
тех
пределах
,
которые
определены
договорами
с
исполнителем
и
автором
записанного
на
фонограмму
или
передаваемого
в
эфир
или
по
кабелю
произведения
.
Для
возникновения
и
осуществления
смежных
прав
российский
закон
не
требует
соблюдения
каких
-
либо
формальностей
.
Права
изготовителя
фонограммы
и
исполнителя
порождает
сам
факт
создания
соответствующей
звукозаписи
.
Вместе
с
тем
для
оповещения
третьих
лиц
о
своих
правах
и
предотвращения
их
нарушения
обладатель
смежных
прав
вправе
использовать
знак
охраны
,
который
помещается
на
каждом
экземпляре
фонограммы
и
(
или
)
на
каждом
содержащем
ее
футляре
.
В
качестве
такого
знака
принят
предусмотренный
Римской
конвенцией
знак
охраны
,
состоящий
из
трех
элементов
:
латинской
буквы
«
Р
»
в
окружности
: (
Р
);
имени
(
наименования
)
обладателя
исключительных
смежных
прав
;
года
первого
опубликования
фонограммы
.
Отсутствие
знака
охраны
не
лишает
обладателя
смежного
права
возможности
его
защиты
,
однако
затрудняет
процесс
доказывания
при
его
нарушении
.
В
настоящее
время
сфера
действия
смежных
прав
существенно
ограничена
по
сравнению
с
авторскими
правами
.
Смежные
права
исполнителей
признаются
лишь
в
тех
случаях
,
когда
:
а
)
исполнитель
является
гражданином
РФ
;
б
)
исполнение
,
постановка
впервые
имели
место
на
территории
РФ
;
в
)
исполнение
,
постановка
записаны
на
фонограмму
,
которая
охраняется
законом
;
г
)
исполнение
,
постановка
,
не
записанные
на
фонограмму
,
включены
в
передачу
в
эфир
или
по
кабелю
,
которые
охраняются
законом
(
п
. 1
ст
. 35
Закона
РФ
«
Об
авторском
праве
и
смежных
правах
»).
Права
производителя
фонограммы
охраняются
в
следующих
двух
случаях
:
а
)
если
он
является
гражданином
РФ
или
юридическим
лицом
,
имеющим
официальное
местонахождение
на
территории
РФ
;
б
)
если
фонограмма
впервые
опубликована
на
территории
РФ
.
За
организациями
эфирного
и
кабельного
вещания
смежные
права
признаются
только
тогда
,
когда
организация
имеет
официальное
местонахождение
на
территории
РФ
и
осуществляет
передачи
с
помощью
передатчиков
,
расположенных
на
территории
РФ
.
Круг
конкретных
правомочий
,
которыми
обладают
носители
смежных
прав
,
несколько
уже
того
круга
прав
,
которые
принадлежат
авторам
произведений
.
При
этом
исполнители
произведений
,
чья
деятельность
носит
творческий
характер
,
имеют
как
личные
неимущественные
,
так
и
имущественные
права
.
Права
Производителей
фонограмм
,
организаций
эфирного
и
кабельного
вещания
,
чей
вклад
является
техническим
,
охватывают
собой
лишь
имущественную
сферу
.
Иными
являются
и
временные
рамки
действия
смежных
прав
.
В
соответствии
со
ст
. 43
Закона
об
авторском
праве
они
действуют
,
по
общему
правилу
,
в
течение
50
лет
с
даты
первого
исполнения
или
постановки
(
права
исполнителей
),
первого
опубликования
фонограммы
или
ее
первой
записи
,
если
она
не
была
опубликована
(
права
производителей
фонограмм
),
первой
передачи
в
эфир
или
по
кабелю
(
права
организаций
эфирного
и
кабельного
вещания
).
Исчисление
указанного
50-
летнего
срока
начинается
с
1
января
года
,
следующего
за
годом
,
когда
имел
место
юридический
факт
,
послуживший
основанием
для
начала
течения
срока
.
1.
Римская
конвенция
Если
сравнивать
Римскую
конвенцию
(
Международную
конвенцию
па
охране
прав
исполнителей
,
производителей
фонограмм
и
организаций
эфирного
вещания
)
с
Бернской
по
числу
присоединившихся
стран
,
то
она
покажется
гораздо
менее
распространенной
.
В
нее
вошло
большинство
стран
Западной
Европы
.
Но
такие
крупные
государства
,
как
Китайская
Народная
Республика
,
Российская
Федерация
и
Соединенные
Штаты
Америки
пока
что
к
ней
не
присоединились
.
Причина
такого
положения
,
видимо
,
кроется
в
том
,
что
этим
международным
документом
определяется
объем
охраны
прав
,
значительно
больший
,
чем
тот
,
что
предусмотрен
действующим
национальным
законодательством
многих
стран
.
В
частности
,
Конвенцией
предусматривается
выплата
компенсаций
в
случае
использования
записи
произведения
в
эфирном
вещании
.
Для
европейских
стран
,
где
всегда
была
сильная
теоретическая
поддержка
развития
охраны
авторских
и
смежных
прав
,
естественной
является
и
охрана
прав
исполнителей
и
производителей
фонограмм
,
записи
которых
используются
в
радиовещании
.
В
отношении