Файл: Интеллектуальная собственность (Мэггс-Сергеев).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 2238

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Соединенных

 

Штатов

 

трудно

 

найти

 

теоретическое

 

объяснение

 

тому

что

 

здесь

 

не

 

наблюдается

 

стремления

 

к

 

подобной

 

охране

В

 

Америке

в

 

отличие

 

от

 

Европы

не

 

теория

а

 

лобби

представляющее

 

интересы

 

промышленных

 

кругов

в

 

основном

 

определяют

 

развитие

 

законодательства

Поэтому

 

неудивительно

что

 

мощная

 

радиоиндустрия

 

в

 

состоянии

 

уходить

 

от

 

уплаты

 

отчислений

 

в

 

адрес

 

менее

 

организованной

 

армии

 

исполнителей

 

и

 

производителей

 

фонограмм

Российская

 

Федерация

 

пока

 

еще

 

не

 

участвует

 

в

 

Римской

 

конвенции

хотя

 

ее

 

внутреннее

 

законодательство

 

в

 

основном

 

соответствует

 

требованиям

 

данной

 

Конвенции

Присоединение

 

России

 

к

 

Римской

 

конвенции

 - 

вопрос

 

лишь

 

времени

поскольку

 

обязательство

 

России

 

подписать

 

эту

 

Конвенцию

 

закреплено

 

в

 

Соглашении

 

о

 

партнерстве

 

и

 

сотрудничестве

 

с

 

Европейским

 

союзом

а

 

также

 

в

 

Соглашении

 

ТРИПС

требования

 

которого

 

должны

 

быть

 

выполнены

 

Российской

 

Федерацией

 

как

 

условие

 

ее

 

вступления

 

во

 

Всемирную

 

торговую

 

организацию

 
2. 

Женевская

 

конвенция

 

об

 

охране

 

интересов

 

производителей

 

фонограмм

 

от

 

незаконного

 

воспроизводства

 

их

 

фонограмм

 

 

Сфера

 

действия

 

этой

 - 

Конвенции

 

достаточно

 

ограничена

так

 

как

 

она

 

направлена

 

только

 

против

 

незаконного

 

изготовления

 

дубликатов

 

фонограмм

Именно

 

ввиду

 

узкой

 

направленности

 

Конвенции

 

такие

 

страны

как

 

США

где

 

законом

 

автору

 

предоставляется

 

исключительное

 

право

 

на

 

воспроизведение

 

произведений

но

 

не

 

урегулирован

 

вопрос

 

об

 

использовании

 

их

 

в

 

эфире

присоединились

 

к

 

ней

Российская

 

Федерация

 

присоединилась

 

к

 

Конвенции

 1971 

г

об

 

охране

 

интересов

 

производителей

 

фонограмм

 

от

 

незаконного

 

воспроизводства

 

их

 

фонограмм

 13 

марта

 1995 

г

 
3. 

Соглашение

 

по

 

торговым

 

аспектам

 

прав

 

интеллектуальной

 

собственности

 

 

Основным

 

недостатком

 

Римской

 

конвенции

с

 

точки

 

зрения

 

индустрии

 

звукозаписи

явилось

 

то

что

 

в

 

ней

 

предусмотрен

 

срок

 

охраны

 

фонограммы

 

только

 

в

 20 

лет

Соглашение

 

ТРИПС

 

устанавливает

 

минимальный

 

срок

 

охраны

 

в

 50 

лет

начиная

 

с

 

конца

 

того

 

года

которым

 

датируется

 

запись

Российское

 

законодательство

 

о

 

смежных

 

правах

 

данному

 

требованию

 

Соглашения

 

ТРИПС

 

соответствует

так

 

как

 

срок

 

охраны

 

прав

 

производителей

равно

 

как

 

и

 

иных

 

обладателей

 

смежных

 

прав

составляет

 50 

лет

 
4. 

Договор

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

 

 

Договор

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

 

разрабатывался

 

как

 

универсальный

 

документ

который

 

может

 

быть

 

подписан

 

даже

 

теми

 

странами

где

 

отсутствует

 

требуемый

 

Римской

 

конвенцией

 

режим

 

охраны

В

 

Договор

 

включено

 

требование

 

Соглашения

 

ТРИПС

 

о

 50-

летнем

 

сроке

 

охраны

В

 

нем

 

есть

 

положения

регулирующие

 

вопросы

 

использования

 

таких

 

новых

 

технологий

как

 

цифровая

 

запись

 

и

 

трансляция

а

 

также

 

кабельное

 

вещание

которые

 

не

 

попали

 

под

 

охрану

 

Бернской

 

конвенции

Статьей

 15 

Договора

 (

по

 

аналогии

 

с

 

Римской

 

конвенцией

предусматривается

 

выплата

 

отчислений

 

за

 

публичное

 

вещание

 

с

 

использованием

 

фонограмм

При

 

этом

правда

данная

 

статья

 

не

 

является

 

обязательной

 

к

 

применению

 

для

 

стран

-

участниц

поскольку

 

дает

 

возможность

 

присоединения

 

к

 

Договору

 

с

 

оговоркой

 

о

 

том

что

 

вопрос

 

об

 

отчислениях

 

решается

 

по

 

усмотрению

 

вступающей

 

в

 

Договор

 

страны

В

 

соответствии

 

со

 

ст

. 4 

Договора

 

те

 

страны

в

 

которых

 

приняты

 

отчисления

 

за

 

передачу

 

в

 

эфир

 

фонограмм

не

 

должны

 

их

 

производить

 

в

 

адрес

 

стран

вступивших

 

в

 

Договор

 

с

 

оговоркой

Договор

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

 1996 

г

Российской

 

Федерацией

 

пока

 

еще

 

не

 

подписан

хотя

 

внутреннее

 

российское

 

законодательство

 

его

 

требованиям

 

в

 

основном

 

соответствует

 
5. 

Охраняемые

 

права

 

исполнителей

 

 

В

 

Договоре

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

 

по

 

сравнению

 

с

 

Римской

 

конвенцией

 

значительно

 

расширено

 

понятие

 

охраняемых

 

исполнений

В

 

соответствии

 

с

 

Договором

 

к

 

числу

 

исполнителей

 

отнесены

 

актеры

певцы

музыканты

танцоры

 

и

 

другие

 

лица

которые

 

непосредственно

 

представляют

поют

декламируют

играют

произносят

 

или

 

каким

-

либо

 

иным

 

образом

 

исполняют

 

литературные

художественные

 

или

 

фольклорные

 

произведения

В

 

публикациях

 


background image

ВОИС

 

и

 

на

 

ее

 

сайте

 

в

 

Интернете

23

 

высказывается

 

мнение

 

о

 

том

что

 

включение

 

в

 

число

 

объектов

 

охраны

 

танцев

 

и

 

фольклорных

 

произведений

 

является

 

важным

 

шагом

 

по

 

пути

 

выравнивания

 

положения

 

между

 

менее

 

развитыми

 

и

 

импортирующими

 

интеллектуальную

 

собственность

 

странами

 

и

 

более

 

развитыми

 

странами

экспортерами

 

интеллектуальной

 

собственности

На

 

деле

 

же

однако

получаемый

 

доход

если

 

он

 

вообще

 

возможен

от

 

смежных

 

прав

 

на

 

танец

 

или

 

фольклорное

 

произведение

 

совершенно

 

незначителен

 

в

 

сравнении

 

со

 

стоимостью

 

экспортируемой

 

из

 

более

 

развитых

 

стран

 

интеллектуальной

 

собственности

Действующее

 

законодательство

 

России

 

не

 

определяет

 

детально

 

круг

 

лиц

которые

 

приобретают

 

смежные

 

права

 

в

 

связи

 

с

 

творческим

 

исполнением

 

авторских

 

произведений

К

 

числу

 

исполнителей

 

отнесены

 

три

 

большие

 

группы

 

субъектов

 — 

артисты

режиссеры

-

постановщики

 

и

 

дирижеры

 

(

ст

. 4 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»). 

Все

 

они

 

названы

 

исполнителями

хотя

 

две

 

последние

 

категории

и

 

особенно

 

режиссеры

-

постановщики

могут

 

считаться

 

ими

 

только

 

условно

Исполнителями

 

в

 

строгом

 

смысле

 

слова

 

являются

 

лишь

 

артисты

т

.

е

актеры

певцы

музыканты

чтецы

танцоры

 

и

 

другие

 

лица

которые

 

непосредственно

 

представляют

поют

произносят

декламируют

играют

 

или

 

каким

-

либо

 

иным

 

образом

 

исполняют

 

творческие

 

произведения

При

 

этом

 

их

 

исполнение

 

всегда

 

носит

 

конкретный

 

характер

 

и

 

каждое

 

новое

 

исполнение

 

представляет

 

собой

 

самостоятельный

 

объект

 

правовой

 

охраны

Лишь

 

в

 

том

 

случае

когда

 

исполнение

 

оказывается

 

зафиксированным

 

на

 

каком

-

либо

 

материальном

 

носителе

оно

 «

отрывается

» 

от

 

своего

 

создателя

 

и

 

начинает

 

самостоятельную

 

жизнь

В

 

отличие

 

от

 

артистов

 

режиссеры

-

постановщики

в

 

частности

 

театральные

 

режиссеры

балетмейстеры

хореографы

 

и

 

т

.

д

., 

непосредственного

 

участия

 

в

 

исполнении

 

произведения

 

не

 

принимают

хотя

 

прежде

 

всего

 

благодаря

 

их

 

творческим

 

усилиям

 

создается

 

художественно

 

целостное

 

сценическое

 

произведение

Результаты

 

их

 

творческого

 

труда

даже

 

если

 

они

 

не

 

зафиксированы

 

на

 

материальном

 

носителе

могут

 

использоваться

 

без

 

участия

 

самих

 

режиссеров

-

постановщиков

Так

многие

 

театральные

 

спектакли

поставленные

 

известными

 

режиссерами

продолжают

 

идти

 

на

 

сценах

 

театров

 

уже

 

после

 

их

 

смерти

В

 

связи

 

с

 

этим

 

нельзя

 

не

 

признать

что

 

труд

 

режиссера

-

постановщика

 

в

 

теоретическом

 

плане

 

гораздо

 

ближе

 

к

 

авторскому

чем

 

к

 

исполнительскому

творчеству

Закон

однако

решил

 

данный

 

вопрос

 

иначе

наделив

 

режиссеров

-

постановщиков

 

лишь

 

исполнительскими

 

правами

Исполнителем

 

может

 

быть

 

лишь

 

физическое

 

лицо

возраст

 

и

 

состояние

 

дееспособности

 

которого

 

значения

 

не

 

имеют

Конечно

права

 

малолетних

 

и

 

недееспособных

 

исполнителей

 

осуществляют

 

их

 

законные

 

представители

Если

 

исполнение

 

производится

 

различными

 

искусственно

 

созданными

 

механизмами

 

либо

 

животными

исполнительские

 

права

 

приобретают

 

их

 

создатели

 

либо

 

дрессировщики

Российское

 

законодательство

 

охраняет

 

результаты

 

исполнительской

 

деятельности

 

как

 

профессионалов

так

 

и

 

любителей

не

 

делая

 

между

 

ними

 

никакого

 

различия

Коллективное

 

исполнение

 

произведения

 

приводит

 

к

 

возникновению

 

между

 

исполнителями

 

примерно

 

таких

 

же

 

отношений

какие

 

порождает

 

соавторство

 

при

 

создании

 

произведения

Если

 

исполнителей

 

произведения

 

несколько

они

 

осуществляют

 

принадлежащие

 

им

 

правомочия

 

только

 

по

 

взаимному

 

согласию

Реализация

 

прав

 

больших

 

коллективов

 

исполнителей

например

 

хоров

оркестров

театральных

 

трупп

 

и

 

т

.

п

., 

производится

 

их

 

дирижерами

режиссерами

солистами

руководителями

 

труппы

Указанное

 

правило

 

закона

 

основывается

 

на

 

том

что

 

обычно

 

такие

 

коллективы

 

являются

 

самостоятельными

 

субъектами

 

гражданского

 

права

а

 

их

 

руководители

 

управомочены

 

на

 

совершение

 

юридических

 

действий

 

от

 

имени

 

всего

 

коллектива

 

исполнителей

Кроме

 

того

учитывается

что

 

исполнения

создаваемые

 

коллективами

являются

как

 

правило

результатами

 

служебной

 

деятельности

 

членов

 

коллектива

Вопросы

связанные

 

с

 

осуществлением

 

смежных

 

прав

принадлежащих

 

таким

 

коллективам

решаются

 

в

 

контрактах

 

с

 

артистами

а

 

также

 

в

 

нормативных

 

документах

регламентирующих

 

деятельность

 

коллективов

В

 

любом

 

случае

 

закон

 

имеет

 

в

 

виду

 

сложившиеся

постоянные

 

коллективы

 

исполнителей

Иная

 

ситуация

 

возникает

однако

тогда

когда

 

специально

 

либо

 

для

 

производства

 

записи

 

исполнения

либо

 

для

 

одного

 

или

 

нескольких

 

публичных

 

выступлений

 

приглашаются

 

известный

 

дирижер

 

или

 

солист

которые

 

не

 

являются

 

постоянными

 

членами

 

данного

 

коллектива

 

исполнителей

В

 

таких

 

случаях

 

согласие

 

на

 

использование

 

исполнения

включая

например

запись

 

исполнения

должно

 

быть

 

получено

 

как

 

от

 

коллектива

 

исполнителей

 

в

 

лице

 

уполномоченного

 

представителя

 

коллектива

так

 

и

 

от

 

приглашенного

 

лица

В

 

частности

исполнение

 

известного

 

солиста

 

нередко

 

представляет

 

собой

 

самостоятельный

 

объект

 

смежных

 

прав

к

 

созданию

 

которого

 

постоянные

 

члены

 

коллектива

 

исполнителей

включая

 

и

 

его

 

руководителя

имеют

 

лишь

 

косвенное

 

отношение

                                                           

23

 

1

 

См

страницу

 

в

 

Интернете

http://www.wipo.org

 

 


background image

Поэтому

 

приглашенные

 

дирижеры

 

и

 

солисты

 

выступают

 

в

 

качестве

 

самостоятельных

 

субъектов

 

смежных

 

прав

 

и

 

являются

 

равноправными

 

партнерами

 

исполнительских

 

коллективов

Это

 

положение

 

подтверждается

 

сложившейся

 

практикой

 

особого

 

выделения

 

имен

 

дирижеров

 

и

 

солистов

 

в

 

афишах

 

и

 

на

 

обложках

 

фонограмм

Российское

 

законодательство

 

охраняет

 

права

 

исполнителей

 

любых

 

произведений

которые

 

потенциально

 

могут

 

выступать

 

в

 

качестве

 

объектов

 

авторского

 

права

При

 

этом

 

не

 

обязательно

чтобы

 

само

 

исполняемое

 

произведение

 

охранялось

 

авторским

 

законом

Охраняется

 

исполнение

 

и

 

тех

 

произведений

срок

 

охраны

 

которых

 

истек

произведений

 

народного

 

творчества

неохраняемых

 

произведений

 

иностранных

 

авторов

 

и

 

т

.

п

Для

 

предоставления

 

охраны

 

способу

стилю

манере

 

исполнения

 

не

 

требуется

 

наличия

 

какой

-

либо

 

особой

 

оригинальности

 

или

 

индивидуальности

Исполнение

 

охраняется

 

независимо

 

от

 

его

 

качества

 

и

 

достоинств

которые

 

являются

 

субъективными

 

категориями

 

и

 

не

 

могут

 

эффективно

 

применяться

 

на

 

практике

 
6. 

Имущественные

 

права

 

исполнителей

производителей

 

фонограмм

 

и

 

вещательных

 

организаций

 

 

В

 

российском

 

праве

 

имущественные

 

интересы

 

исполнителей

 

обеспечиваются

 

закреплением

 

за

 

ними

 

права

 

на

 

использование

 

исполнения

 

или

 

постановки

 

в

 

любой

 

форме

включая

 

право

 

на

 

получение

 

вознаграждения

 

за

 

каждый

 

вид

 

использования

 

исполнения

 

или

 

постановки

Само

 

исключительное

 

право

 

на

 

использование

 

исполнения

 

или

 

постановки

 

в

 

п

. 2 

ст

. 37 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

раскрывается

 

как

 

право

 

осуществлять

 

или

 

разрешать

 

осуществлять

 

следующие

 

действия

1) 

передавать

 

в

 

эфир

 

или

 

сообщать

 

для

 

всеобщего

 

сведения

 

по

 

кабелю

 

исполнение

 

или

 

постановку

если

 

используемые

 

для

 

такой

 

передачи

 

исполнение

 

или

 

постановка

 

не

 

были

 

ранее

 

переданы

 

в

 

эфир

 

или

 

не

 

осуществляются

 

с

 

использованием

 

записи

2) 

записывать

 

ранее

 

не

 

записанные

 

исполнение

 

или

 

постановку

3) 

воспроизводить

 

запись

 

исполнения

 

или

 

постановки

т

.

е

изготавливать

 

экземпляры

 

записи

4) 

передавать

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

запись

 

исполнения

 

или

 

постановки

если

 

первоначально

 

эта

 

запись

 

была

 

произведена

 

не

 

для

 

коммерческих

 

целей

5) 

сдавать

 

в

 

прокат

 

опубликованную

 

в

 

коммерческих

 

целях

 

фонограмму

на

 

которой

 

записаны

 

исполнение

 

или

 

постановка

 

с

 

участием

 

исполнителя

 

а

Запись

 

ранее

 

не

 

записанного

 

исполнения

 

 

Основной

 

проблемой

с

 

которой

 

сталкиваются

 

артисты

-

исполнители

является

 

проблема

 

так

 

называемых

 

черных

 

записей

Записи

 

такого

 

рода

 

производятся

 

без

 

разрешения

 

исполнителя

 

прямо

 

на

 

концерте

 

или

 

во

 

время

 

передачи

 

по

 

радио

Этим

 

нарушаются

 

как

 

имущественные

так

 

и

 

неимущественные

 

личные

 

права

 

исполнителей

Понятно

что

 

дохода

 

от

 

этих

 

записей

 

артист

 

не

 

имеет

Очень

 

часто

 

записывающая

 

техника

  «

черных

» 

фонограмм

 

значительно

 

снижает

 

качество

 

звучания

и

 

исполнитель

 

вполне

 

может

 

не

 

испытывать

 

желания

 

демонстрировать

 

такую

 

запись

 

публике

Таким

 

образом

, «

черные

» 

записи

 

не

 

только

 

представляют

 

публике

 

некачественный

 

продукт

но

 

и

 

вредят

 

репутации

 

исполнителя

При

 

этом

 

купить

 

такую

 

продукцию

 

могут

 

любители

 

музыки

 

и

 

коллекционеры

В

 

ст

. 1(6) 

Римской

 

конвенции

 

сформулировано

 

требование

 

о

 

том

что

 

страны

участницы

 

Конвенции

 

должны

 

обеспечить

 

исполнителям

 

охрану

 

от

  «

записи

 

исполнения

 

без

 

их

 

разрешения

 

ранее

 

не

 

записанного

 

произведения

». 

В

 

ст

. 14(1) 

Соглашения

 

ТРИПС

 

также

 

содержится

 

положение

 

об

 

охране

 

исполнителя

 

от

  «

записи

 

ранее

 

не

 

записывавшегося

 

произведения

». 

Аналогичное

 

требование

 

содержится

 

и

 

в

 

ст

. 7(ii) 

Договора

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

сформулированное

 

как

 

исключительное

 

право

 

исполнителя

  «

записывать

 

свое

 

ранее

 

не

 

записанное

 

исполнение

». 

Под

записью

 

понимается

 

фиксация

 

звуков

 

и

  (

или

изображений

 

с

 

помощью

 

технических

 

средств

 

в

 

какой

-

либо

 

материальной

 

форме

позволяющей

 

осуществлять

 

их

 

неоднократное

 

восприятие

воспроизведение

 

или

 

сообщение

  (

ст

. 4 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»). 

Иными

 

словами

понятием

  «

запись

 

исполнения

» 

в

 

данном

 

случае

 

охватываются

 

как

 

звукозаписи

  (

фонограммы

), 

так

 

и

 

видеозаписи

Последние

 

независимо

 

от

 

их

 

качества

 

и

 

художественных

 

достоинств

 

обладают

 

правовым

 

режимом

 

аудиовизуальных

 

произведений

Право

 

на

 

запись

 

имеет

 

для

 

исполнителей

 

чрезвычайно

 

важное

 

значение

Пока

 

исполнение

 

не

 

зафиксировано

 

в

 

записи

оно

 

неразрывно

 

связано

 

с

 

самим

 

исполнителем

 

и

 

не

 

существует

 

вне

 

деятельности

 

последнего

Жизнь

 

такого

 

исполнения

 

ограничена

 

временем

 

звучания

 

стихов

 

или

 

музыки

продолжительностью

 

танца

 

или

 

спектакля

 

и

 

т

.

п

При

 

этом

 

каждое

 

новое

 

исполнение

даже

 

если

 

оно

 

практически

 

ничем

 

не

 

отличается

 

от

 

предыдущих

 

исполнений

выступает

 

в

 

качестве

 


background image

самостоятельного

 

объекта

 

смежных

 

прав

Исполнитель

 

может

 

в

 

любой

 

момент

 

при

 

новом

 

исполнении

 

внести

 

в

 

него

 

коррективы

 

либо

 

вовсе

 

прекратить

 

дальнейшее

 

исполнение

 

соответствующего

 

произведения

Принимая

 

решение

 

о

 

записи

 

исполнения

исполнитель

 

добровольно

 

отказывается

 

от

 

ранее

 

имевшейся

 

у

 

него

 

возможности

 

по

 

осуществлению

 

полного

 

контроля

 

над

 

исполнением

Одновременно

 

перед

 

ним

 

открываются

 

такие

 

перспективы

 

использования

 

исполнения

которые

 

ранее

 

у

 

него

 

отсутствовали

Право

 

на

 

запись

 

отнесено

 

законом

 

к

 

имущественным

 

правам

 

исполнителя

что

безусловно

верно

Однако

 

не

 

подлежит

 

сомнению

что

 

в

 

нем

 

достаточно

 

ярко

 

выражен

 

и

 

личный

 

интерес

так

 

как

 

с

 

момента

 

записи

 

исполнения

 

доступ

 

к

 

нему

 

получают

 

не

 

только

 

непосредственные

 

зрители

 

и

 

слушатели

но

 

и

 

более

 

широкая

 

аудитория

включая

 

и

 

будущие

 

поколения

Моральная

 

ответственность

 

исполнителя

 

за

 

качество

 

исполнения

в

 

котором

 

исполнитель

 

уже

 

ничего

 

не

 

может

 

исправить

 

или

 

изменить

многократно

 

повышается

Но

 

более

 

всего

 

расширяются

 

возможности

 

по

 

использованию

 

исполнения

С

 

момента

 

записи

 

исполнение

 

в

 

известной

 

мере

  «

отрывается

» 

от

 

своего

 

создателя

Появляется

 

возможность

 

использования

 

исполнения

 

без

 

участия

 

самого

 

исполнителя

На

 

практике

давая

 

разрешение

 

на

 

запись

 

своего

 

исполнения

исполнитель

 

нередко

 

уступает

 

отдельные

 

или

 

даже

 

все

 

принадлежащие

 

ему

 

права

 

на

 

использование

 

исполнения

 

производителю

 

соответствующей

 

фонограммы

 

или

 

создателю

 

аудиовизуального

 

произведения

Характеризуя

 

право

 

на

 

запись

 

исполнения

закон

 

подчеркивает

что

 

в

 

данном

 

случае

 

имеется

 

в

 

виду

 

запись

 

ранее

 

не

 

записанных

 

исполнений

 

и

 

постановок

С

 

учетом

 

того

что

 

каждое

 

новое

 

исполнение

  (

постановка

является

 

самостоятельным

 

объектом

 

смежных

 

прав

его

 

запись

 

должна

 

рассматриваться

 

в

 

качестве

 

записи

 

еще

 

не

 

записанного

 

исполнения

  (

постановки

). 

Поэтому

 

смысл

 

приведенного

 

указания

 

закона

 

состоит

 

в

 

отграничении

 

первой

 

записи

 

от

 

перезаписи

т

.

е

воспроизведения

 

уже

 

сделанной

 

записи

 

исполнения

Исполнитель

 

вправе

 

контролировать

 

(

разрешать

 

или

 

не

 

разрешать

не

 

только

 

воспроизведение

 

записи

  (

это

 

самостоятельное

 

право

 

исполнителя

закрепленное

 

подп

. 3 

п

. 2 

ст

. 37 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»), 

но

 

и

 

запись

 

каждого

 

последующего

 

исполнения

 

того

 

же

 

самого

 

произведения

При

 

этом

хотя

 

каждое

 

последующее

 

исполнение

 

рассматривается

 

как

 

новый

 

объект

 

смежных

 

прав

в

 

отношении

 

которого

 

исполнитель

 

обладает

 

всем

 

комплексом

 

закрепленных

 

законом

 

прав

не

 

исключается

 

принятие

 

исполнителем

переуступившим

 

право

 

на

 

запись

 

исполнения

 

конкретному

 

лицу

обязанности

 

воздерживаться

 

от

 

выдачи

 

разрешений

 

на

 

запись

 

новых

 

исполнений

 

того

 

же

 

самого

 

произведения

 

б

Передача

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

ранее

 

не

 

записанного

 

исполнения

 

 

Трансляция

 

в

 

эфир

 

не

 

записанного

 

ранее

 

исполнения

 

без

 

разрешения

 

исполнителя

 

посягает

 

на

 

его

 

интересы

 

и

 

прямо

и

 

косвенно

Если

 

публика

 

будет

 

знать

 

о

 

трансляции

 

исполнения

то

 

количество

 

проданных

 

билетов

 

на

 

концерт

 

исполнителя

 

будет

 

меньше

К

 

тому

 

же

 

велика

 

вероятность

 

того

что

 

некоторые

 

из

 

слушателей

 

запишут

 

транслируемое

 

исполнение

 

и

 

что

 

некоторые

 

из

 

таких

 

записей

 

пойдут

 

в

 

продажу

По

 

этой

 

причине

 

ст

. 1(

а

Римской

 

конвенции

 

запрещается

  «

передача

 

в

 

эфир

 

или

 

передача

 

для

 

всеобщего

 

сведения

 

по

 

кабелю

 

исполнения

 

без

 

согласия

 

исполнителя

если

 

используемое

 

для

 

такой

 

передачи

 

исполнение

 

не

 

было

 

ранее

 

передано

 

в

 

эфир

 

или

 

осуществляется

 

с

 

использованием

 

записи

». 

Статья

 6(l)(i) 

Договора

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

 

содержит

 

аналогичную

 

формулировку

: «(i) 

Запрещается

 

передача

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

для

 

всеобщего

 

сведения

 

ранее

 

не

 

записанного

 

исполнения

если

 

данное

 

исполнение

 

не

 

было

 

ранее

 

передано

 

в

 

эфир

». 

Соглашение

 

ТРИПС

 

идет

 

несколько

 

дальше

 

и

 

вводит

 

запрет

 

на

  «

прямую

 

трансляцию

 

исполнения

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

для

 

всеобщего

 

сведения

» 

без

 

согласия

 

исполнителя

По

 

смыслу

 

закона

 

право

 

передавать

 

исполнение

 

или

 

постановку

 

в

 

эфир

 

или

 

сообщать

 

для

 

всеобщего

 

сведения

 

по

 

кабелю

 

предоставляет

 

исполнителю

 

возможность

 

осуществлять

 

самому

 

или

 

разрешать

 

другим

 

лицам

 

действия

 

по

 

передаче

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

так

 

называемого

 

живого

 

исполнения

Данный

 

вывод

 

вытекает

 

из

 

концовки

 

подп

. 1 

п

. 2 

ст

. 37, 

а

 

также

 

подп

. 4 

п

. 2 

ст

. 37 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

», 

где

 

говорится

 

о

 

передаче

 

в

 

эфир

 

записи

 

исполнения

На

 

первый

 

взгляд

не

 

вполне

 

понятно

 

ограничение

 

рассматриваемого

 

права

 

указанием

 

на

 

то

что

 

исполнение

 

или

 

постановка

 

не

 

должны

 

быть

 

ранее

 

переданы

 

в

 

эфир

Поскольку

 

каждое

 

новое

 

исполнение

 

представляет

 

собой

 

самостоятельный

 

объект

 

смежных

 

прав

одно

 

и

 

то

 

же

 

исполнение

 

не

 

может

 

быть

 

повторно

 

передано

 

в

 

эфир

если

 

только

 

оно

 

не

 

зафиксировано

 

в

 

записи

Единственным

 

случаем

когда

 

возможна

 

передача

 

в

 

эфир

  (

по

 

кабелю

ранее

 

передававшегося

 

в

 


background image

эфир

но

 

не

 

записанного

 

исполнения

является

 

его

 

ретрансляция

 

иными

 

организациями

 

вещания

которая

 

может

 

осуществляться

 

с

 

согласия

 

организации

 

вещания

ведущей

 

прямую

 

трансляцию

 

исполнения

  (

подп

. 1 

п

. 2 

ст

. 40, 

подп

. 1 

п

. 2 

ст

. 41 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»). 

 

в

Воспроизведение

 

 

Подписанная

 

многими

 

странами

 

Женевская

 

конвенция

 

об

 

охране

 

интересов

 

производителей

 

фонограмм

 

от

 

незаконного

 

воспроизводства

 

их

 

фонограмм

 

предусматривает

«

Каждое

 

государство

-

участник

 

обязуется

 

охранять

 

интересы

 

производителей

 

фонограмм

являющихся

 

гражданами

 

других

 

государств

-

участников

от

 

производства

 

копий

 

фонограмм

 

без

 

согласия

 

производителя

 

и

 

от

 

ввоза

 

таких

 

копий

 

всякий

 

раз

когда

 

упомянутые

 

производство

 

или

 

ввоз

 

осуществляются

 

с

 

целью

 

их

 

распространения

 

среди

 

публики

а

 

также

 

от

 

распространения

 

этих

 

копий

 

среди

 

публики

». 

Аналогичная

 

охрана

 

предусмотрена

 

и

 

в

 

Договоре

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

«

Исполнитель

 

имеет

 

исключительное

 

право

 

разрешать

 

прямое

 

или

 

косвенное

 

воспроизведение

 

записей

 

своих

 

исполнений

 

в

 

виде

 

фонограмм

 

или

 

в

 

других

 

видах

 

фиксации

 

исполнения

». 

Прямое

 

копирование

 

записанного

 

исполнения

 

является

 

нарушением

 

авторского

 

права

 

или

 

смежных

 

прав

 

практически

 

во

 

всех

 

странах

Однако

 

от

 

стране

 

к

 

стране

 

варьируется

 

отношение

 

к

 

тому

является

 

ли

 

нарушением

 

авторского

 

права

 

копирование

 

манеры

 

исполнения

Предположим

что

 

некий

 

певец

 

точно

 

копирует

 

по

 

записи

 

манеру

 

исполнения

 

известного

 

артиста

 

В

 

некоторых

 

странах

например

 

в

 

США

такое

 

копирование

 

не

 

является

 

нарушением

 

авторских

 

прав

Но

 

в

 

борьбе

 

с

 

таким

 

копированием

 

американский

 

артист

 

может

 

воспользоваться

 

другими

 

законами

 

для

 

защиты

 

своих

 

интересов

например

 

законом

 

о

 

недобросовестной

 

конкуренции

 

или

 

законом

 

о

 

праве

 

на

 

публичную

 

эксплуатацию

 

личности

Под

 

воспроизведением

 

записи

 

исполнения

  (

постановки

), 

которое

 

в

 

самом

 

Законе

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

не

 

раскрывается

следует

 

по

 

аналогии

 

с

 

терминами

 

«

воспроизведение

 

фонограммы

» 

и

 «

воспроизведение

 

произведения

» 

понимать

 

изготовление

 

одного

 

или

 

более

 

экземпляров

 

записи

 

или

 

ее

 

части

 

на

 

любом

 

материальном

 

носителе

Воспроизведение

 

записи

 

исполнения

или

что

 

то

 

же

 

самое

перезапись

 

исполнения

означает

таким

 

образом

размножение

 

материальных

 

носителей

на

 

которых

 

зафиксирована

 

запись

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

исполнения

Если

 

производится

 

запись

 

нового

 

исполнения

 

тем

 

же

 

исполнителем

 

того

 

же

 

самого

 

произведения

такие

 

действия

 

должны

 

квалифицироваться

 

как

 

запись

 

исполнения

а

 

не

 

воспроизведение

 

записи

Не

 

является

 

воспроизведением

 

запись

 

и

 

передача

 

исполнения

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

поскольку

 

здесь

 

не

 

появляется

 

новых

 

материальных

 

носителей

 

записи

 

исполнения

Если

 

же

 

зрители

 

или

 

слушатели

 

производят

 

запись

 

передаваемого

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

исполнения

они

 

осуществляют

 

либо

 

запись

 

исполнения

  (

если

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

передается

  «

живое

» 

исполнение

), 

либо

 

воспроизведение

 

записи

 

исполнения

  (

если

 

передача

 

исполнения

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

производится

 

с

 

использованием

 

записи

 

исполнения

). 

Указанные

 

действия

 

в

 

соответствии

 

с

 

п

. 2 

ст

. 42 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

допустимы

 

лишь

 

в

 

личных

 

целях

 

г

Исполнение

 

 

Когда

 

записанное

 

исполнение

 

передается

 

в

 

эфир

 

или

 

воспроизводится

 

для

 

публики

 

(

например

в

 

дискотеке

), 

уровень

 

охраны

 

прав

 

авторов

 

музыки

 

и

 

авторов

 

слов

 

выше

 

уровня

 

охраны

 

прав

 

исполнителей

 

и

 

производителей

 

фонограмм

Первые

 

пользуются

 

охраной

 

авторских

 

прав

 

в

 

полном

 

объеме

Исполнители

 

и

 

производители

 

фонограмм

 

в

 

соответствии

 

с

 

Римской

 

конвенцией

 

имеют

 

охрану

 

меньшего

 

объема

а

 

в

 

странах

которые

 

не

 

являются

 

участниками

 

этой

 

Конвенции

 

(

например

в

 

США

), 

не

 

имеют

 

никакой

 

охраны

Статья

 12 

Римской

 

конвенции

 

гласит

: «

Если

 

фонограмма

 

опубликована

 

в

 

коммерческих

 

целях

либо

 

если

 

воспроизведение

 

фонограммы

 

используется

 

для

 

передачи

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

для

 

всеобщего

 

сведения

транслирующая

 

компания

 

выплачивает

 

единовременное

 

соразмерное

 

вознаграждение

 

либо

 

исполнителю

либо

 

производителю

 

фонограммы

либо

 

обоим

 

вместе

Условия

 

распределения

 

вознаграждения

 

между

 

указанными

 

лицами

 

при

 

отсутствии

 

согласия

 

между

 

ними

 

определяется

 

в

 

соответствии

 

с

 

внутренним

 

законодательством

 ». 

Российское

 

законодательство

как

 

и

 

законодательство

 

большинства

 

других

 

европейских

 

стран

по

-

разному

 

определяет

 

условия

 

использования

 

записей

сделанных

 

для

 

некоммерческих

 

целей

с

 

одной

 

стороны

и

 

для

 

коммерческих

 

целей

 — 

с

 

другой

Некоммерческие

 

записи

 

исполнений

 

нередко

 

создаются

 

самими

 

исполнителями

 

для

 

их

 

личных

 

архивов

дальнейшей

 

работы

 

над

 

исполнением

участия

 

в

 

отборочных

 

турах

 

конкурсов

 

исполнителей

 

и

 

т

.

п

В

 

отдельных

 

случаях