Файл: Интеллектуальная собственность (Мэггс-Сергеев).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.11.2020

Просмотров: 2234

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

некоммерческие

 

записи

 

исполнений

 

могут

 

делаться

 

и

 

без

 

согласия

 

исполнителей

 (

см

., 

например

п

ст

. 42 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»). 

При

 

любых

 

вариантах

 

такие

 

записи

 

не

 

могут

 

использоваться

 

без

 

специального

 

разрешения

 

исполнителей

 

в

 

каких

-

либо

 

иных

 

целях

кроме

 

тех

для

 

которых

 

они

 

создавались

 

В

 

частности

для

 

того

 

чтобы

 

такая

 

запись

 

исполнения

 

была

 

передана

 

в

 

эфир

 

или

 

сообщена

 

для

 

всеобщего

 

сведения

 

по

 

кабелю

необходимо

 

получить

 

согласие

 

исполнителя

Заинтересованность

 

исполнителя

 

в

 

том

чтобы

 

данный

 

вопрос

 

решался

 

с

 

его

 

участием

достаточно

 

очевидна

Запись

 

исполнения

сделанная

 

не

 

для

 

коммерческих

 

целей

как

 

правило

не

 

предназначается

 

для

 

широкой

 

аудитории

Поэтому

 

исполнитель

 

сам

 

решает

 

вопрос

 

о

 

том

достойна

 

ли

 

запись

 

конкретного

 

исполнения

 

для

 

передачи

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

Поскольку

 

закон

 

ничего

 

не

 

говорит

 

о

 

том

в

 

каких

 

целях

 

запись

 

исполнения

 

передается

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

следует

 

исходить

 

из

 

того

что

 

согласие

 

исполнителя

 

требуется

 

во

 

всех

 

случаях

а

 

не

 

только

 

тогда

когда

 

при

 

осуществлении

 

этих

 

действий

 

преследуются

 

коммерческие

 

цели

По

-

иному

 

обстоит

 

дело

 

с

 

передачей

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

записей

 

исполнений

опубликованных

 

в

 

коммерческих

 

целях

Давая

 

согласие

 

на

 

такую

 

запись

исполнитель

 

должен

 

осознавать

что

 

отныне

 

использование

 

записи

 

исполнения

 

выходит

 

из

-

под

 

его

 

полного

 

контроля

В

 

частности

в

 

соответствии

 

с

 

п

. 1 

ст

. 39 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

коммерческая

 

фонограмма

 

с

 

записью

 

исполнения

 

может

 

передаваться

 

в

 

эфир

 

или

 

по

 

кабелю

 

любыми

 

заинтересованными

 

лицами

 

без

 

согласия

 

исполнителя

но

 

с

 

выплатой

 

вознаграждения

Указанное

 

вознаграждение

распределяемое

 

между

 

исполнителем

 

и

 

производителем

 

фонограммы

выплачивается

 

за

 

использование

 

коммерческой

 

фонограммы

 

путем

а

публичного

 

исполнения

 

фонограммы

б

передачи

 

фонограммы

 

в

 

эфир

в

сообщения

 

фонограммы

 

для

 

всеобщего

 

сведения

 

по

 

кабелю

Сбор

распределение

 

и

 

выплата

 

такого

 

вознаграждения

 

осуществляются

 

одной

 

из

 

организаций

управляющих

 

правами

 

производителей

 

фонограмм

 

и

 

исполнителей

 

на

 

коллективной

 

основе

Если

 

этим

 

соглашением

 

не

 

предусмотрено

 

иное

указанное

 

вознаграждение

 

распределяется

 

между

 

производителем

 

фонограммы

 

и

 

исполнителем

 

поровну

 

д

Распространение

 

 

В

 

Договоре

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

 

сформулированы

 

положения

 

о

 

правах

 

исполнителей

 

и

 

производителей

 

фонограмм

 

на

 

распространение

 

записей

Статья

 8(1) 

Договора

 

гласит

«

Исполнители

 

пользуются

 

исключительным

 

правом

 

разрешать

 

открытую

 

продажу

 

или

 

иные

 

формы

 

передачи

 

в

 

собственность

 

правомерно

 

опубликованных

 

фонограмм

». 

Статья

 12(1) 

регулирует

 

вопрос

 

о

 

правах

 

производителей

 

фонограмм

 

следующим

 

образом

«

Производители

 

фонограмм

 

пользуются

 

исключительным

 

правом

 

продавать

 

или

 

иным

 

образом

 

передавать

 

в

 

собственность

 

оригиналы

 

и

 

копии

 

своих

 

фонограмм

», 

но

 

в

 

соответствии

 

с

 

Договором

 

это

 

право

 

ограничено

 

принципом

 

исчерпания

 

прав

  (

правом

 

первой

 

продажи

). 

Статьи

 

8(2) 

и

 12(2) 

следующим

 

образом

 

регулируют

 

этот

 

вопрос

«

Ничто

 

в

 

данном

 

Договоре

 

не

 

должно

 

ограничивать

 

свободу

 

договаривающихся

 

Сторон

 

в

 

определении

 

условий

если

 

таковые

 

будут

в

 

соответствии

 

с

 

которыми

 

возникает

 

исчерпание

 

прав

указанных

 

в

 

параграфе

 1. 

Исчерпание

 

прав

 

возникает

 

после

 

первой

 

продажи

 

или

 

иной

 

передачи

 

права

 

собственности

 

на

 

оригинал

 

или

 

копию

 

фонограммы

разрешенных

 

их

 

производителем

». 

Российский

 

авторский

 

закон

 

не

 

закрепляет

 

за

 

исполнителями

 

общего

 

права

 

на

 

распространение

 

записи

 

исполнения

Это

 

ясно

 

следует

 

из

 

подп

. 5 

п

. 2 

ст

. 37 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

», 

в

 

соответствии

 

с

 

которым

 

исполнителям

 

гарантируется

 

лишь

 

одна

 

из

 

правовых

 

возможностей

входящих

 

в

 

состав

 

права

 

на

 

распространение

а

 

именно

 

право

 

на

 

сдачу

 

в

 

прокат

 

записи

 

исполнения

причем

 

не

 

любой

 

записи

а

 

только

 

фонограммы

Объясняется

 

это

видимо

тем

что

 

право

 

на

 

распространение

 

экземпляров

 

записи

 

исполнения

 

возникает

 

у

 

лица

осуществившего

 

с

 

согласия

 

исполнителя

 

воспроизведение

 

записи

 

исполнения

т

.

е

либо

 

у

 

производителя

 

фонограммы

либо

 

у

 

создателя

 

аудиовизуального

 

произведения

В

 

таком

 

подходе

 

едва

 

ли

 

можно

 

усмотреть

 

ущемление

 

прав

 

исполнителей

Ведь

 

прежде

 

чем

 

распространять

 

запись

 

исполнения

ее

 

необходимо

 

размножить

а

 

контроль

 

над

 

воспроизведением

 

остается

 

за

 

исполнителем

который

 

дает

 

на

 

него

 

свое

 

согласие

Если

 

же

 

записью

 

и

 

воспроизведением

 

записи

 

исполнения

 

исполнитель

 

занимается

 

самостоятельно

то

 

он

 

одновременно

 

становится

 

производителем

 

фонограммы

 

или

 

создателем

 

аудиовизуального

 

произведения

а

 

значит

обладает

 

и

 

правом

 

на

 

распространение

 

записи

 

исполнения

Что

 

касается

 

производителей

 

фонограмм

то

 

в

 

соответствии

 

с

 

подл

. 3 

п

. 2 

ст

. 38 

Закона

 

РФ

 

«

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

они

 

осуществляют

 

полный

 

контроль

 

над

 

распространением

 

экземпляров

 

фонограммы

При

 

этом

 

Законом

 

названы

 

два

 

наиболее

 

типичных

 


background image

способа

 

распространения

 

фонограмм

а

 

именно

 

их

 

продажа

 

и

 

сдача

 

в

 

прокат

которые

 

не

 

исчерпывают

 

собой

 

всех

 

возможностей

 

производителей

 

фонограмм

В

 

равной

 

степени

 

недопустим

 

без

 

их

 

согласия

 

ввод

 

экземпляров

 

фонограмм

 

в

 

гражданский

 

оборот

 

путем

 

обмена

дарения

 

и

 

т

.

д

 

е

Прокат

 

 

Прокат

 

фонограмм

 

по

 

сравнению

 

с

 

прокатом

 

видеокассет

 

представляет

 

собой

 

большую

 

угрозу

 

имущественным

 

правам

 

обладателя

 

экономических

 

прав

 

на

 

них

Угроза

 

риска

 

состоит

 

в

 

том

что

 

люди

берущие

 

кассеты

 

на

 

прокат

переписывают

 

их

 

дома

 

для

 

своих

 

нужд

Большинство

 

людей

 

смотрит

 

записанный

 

фильм

 

один

 

раз

любители

 

музыки

 

слушают

 

записанные

 

произведения

 

снова

 

и

 

снова

Поэтому

 

и

 

в

 

Соглашение

 

ТРИПС

и

 

в

 

Договор

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

 

введены

 

положения

требующие

 

ограничения

 

права

 

проката

В

 

частности

в

 

Договоре

 

ВОИС

 

право

 

решать

 

вопрос

 

о

 

сдаче

 

фонограммы

 

в

 

прокат

 

закреплено

 

за

 

исполнителями

 

и

 

производителями

 

фонограмм

Оба

 

международных

 

документа

 

позволяют

 

государствам

-

участникам

 

менять

 

существующую

 

систему

 

выплаты

 

вознаграждений

 

за

 

сдачу

 

в

 

прокат

 

такой

 

фонограммы

Так

например

есть

 

системы

в

 

которых

 

взимаемые

 

за

 

прокат

 

деньги

 

поступают

 

в

 

объединения

 

по

 

управлению

 

правами

 

исполнителей

 

и

 

производителей

 

фонограмм

а

 

затем

 

распределяются

 

между

 

ними

Есть

 

и

 

другие

 

системы

в

 

которых

 

определенным

 

налогом

 

облагаются

 

владельцы

 

копировального

 

оборудования

 

и

 

изготовители

 

так

 

называемых

 

чистых

 

компакт

-

дисков

  (

т

.

е

не

 

имеющих

 

записи

). 

Другой

 

подход

хотя

 

он

 

и

 

легче

 

реализуется

может

 

не

 

оправдать

 

себя

 

с

 

экономической

 

точки

 

зрения

Чистые

 

компакт

-

диски

 

могут

 

быть

 

использованы

например

для

 

переписывания

 

на

 

них

 

записей

 

с

 

дисков

взятых

 

на

 

прокат

Хотя

 

не

 

исключено

что

 

они

 

могут

 

использоваться

 

для

 

вполне

 

правомерных

 

целей

 

размещения

 

на

 

них

 

массивов

 

компьютерной

 

информации

когда

 

нужно

 

экономить

 

объемы

 

памяти

 

жестких

 

дисков

 

самого

 

компьютера

И

 

было

 

бы

 

неправильно

 

облагать

 

налогом

 

такое

 

правомерное

 

использование

 

компакт

-

дисков

 

для

 

того

чтобы

 

иметь

 

возможность

 

платить

 

вознаграждение

 

исполнителям

Право

 

исполнителя

 

сдавать

 

в

 

прокат

 

опубликованную

 

в

 

коммерческих

 

целях

 

фонограмму

 

с

 

записью

 

исполнения

 

определено

 

в

 

российском

 

законодательстве

 

наименее

 

удачно

 

по

 

сравнению

 

с

 

другими

 

правами

 

исполнителя

Во

-

первых

исполнитель

строго

 

говоря

обладает

 

не

 

правом

 

на

 

сдачу

 

в

 

прокат

 

фонограммы

 

с

 

записью

 

исполнения

а

 

лишь

 

правом

 

на

 

получение

 

особого

 

вознаграждения

 

за

 

данный

 

вид

 

использования

 

своего

 

исполнения

Право

 

же

 

на

 

сдачу

 

фонограммы

 

в

 

прокат

 

принадлежит

 

производителю

 

фонограммы

  (

подп

. 3 

п

. 2 

ст

. 38 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»), 

к

 

которому

 

оно

 

переходит

 

при

 

заключении

 

договора

 

на

 

запись

 

исполнения

  (

постановки

на

 

фонограмму

  (

подп

. 5 

п

. 2 

ст

. 37 

Закона

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

»). 

Поэтому

 

лишь

 

тогда

когда

 

фонограмма

 

создана

 

самим

 

исполнителем

за

 

ним

 

сохраняется

 

право

 

сдавать

 

ее

 

в

 

прокат

хотя

 

при

 

этом

 

он

 

выступает

 

уже

 

в

 

качестве

 

производителя

 

фонограммы

Во

-

вторых

совершенно

 

не

 

ясно

кто

 

и

 

в

 

каком

 

порядке

 

должен

 

выплачивать

 

исполнителю

 

причитающееся

 

вознаграждение

Подпункт

 5 

п

. 2 

ст

. 37 

Закона

 

РФ

 «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

» 

отсылает

 

к

 

ст

. 39 

Закона

которая

 

посвящена

 

совершенно

 

иным

 

видам

 

использования

 

исполнения

записанного

 

на

 

фонограмме

опубликованной

 

в

 

коммерческих

 

целях

и

 

сдачу

 

фонограмм

 

в

 

прокат

 

вообще

 

не

 

регламентирует

По

 

всей

 

видимости

в

 

Законе

 

допущена

 

ошибка

которую

 

необходимо

 

исправить

Поскольку

 

право

 

на

 

сдачу

 

фонограммы

 

в

 

прокат

 

принадлежит

в

 

сущности

не

 

исполнителю

а

 

производителю

 

фонограммы

 

и

 

реализуется

 

им

 

путем

 

выдачи

 

разрешений

 

конкретным

 

пользователям

 

фонограмм

сдающим

 

их

 

в

 

прокат

вознаграждение

 

за

 

данный

 

вид

 

использования

 

исполнения

записанного

 

на

 

фонограмме

первоначально

 

аккумулируется

 

у

 

производителя

 

фонограммы

Последний

 

в

 

соответствии

 

с

 

подп

. 5 

п

 2 

ст

. 37 

Закона

 

должен

 

передать

 

часть

 

полученного

 

вознаграждения

 

исполнителю

исполнение

 

которого

 

записано

 

на

 

фонограмме

Поскольку

 

указанная

 

норма

 

сформулирована

 

императивно

отказ

 

исполнителя

 

от

 

причитающегося

 

ему

 

вознаграждения

 

за

 

данный

 

вид

 

использования

 

исполнения

 

был

 

бы

 

недействительным

Что

 

же

 

касается

 

конкретной

 

пропорции

в

 

которой

 

распределяется

 

вознаграждение

полученное

 

от

 

сдачи

 

фонограммы

 

в

 

прокат

то

 

она

 

устанавливается

 

договором

 

на

 

запись

 

исполнения

 

или

 

постановки

 

на

 

фонограмму

Завершая

 

анализ

 

рассматриваемого

 

права

 

исполнителя

укажем

 

на

 

то

что

 

оно

 

действует

 

лишь

 

в

 

отношении

 

исполнения

записанного

 

на

 

фонограмму

Если

 

исполнение

 

с

 

согласия

 

исполнителя

 

зафиксировано

 

на

 

видеозаписи

правом

 

на

 

сдачу

 

ее

 

в

 

прокат

 

обладает

 

создатель

 

аудиовизуального

 

произведения

который

 

несет

 

обязанность

 

по

 

выплате

 

исполнителю

 

специального

 

вознаграждения

 

за

 

данный

 

вид

 

использования

 

видеозаписи

 

лишь

 

тогда

когда

 

это

 

прямо

 

предусмотрено

 

договором

 

с

 

исполнителем

 


background image

ж

Технологические

 

средства

 

и

 

управление

 

правами

 

 

Договор

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

 

содержит

 

положения

 

об

 

управлении

 

правами

в

 

своей

 

сути

 

одинаковые

 

с

 

положениями

 

по

 

этому

 

вопросу

сформулированными

 

в

 

Договоре

 

ВОИС

 

по

 

авторским

 

правам

которые

 

обсуждались

 

выше

 

з

Неимущественные

 

права

 

исполнителей

 

 

В

 

Римской

 

конвенции

 

не

 

содержится

 

положений

 

относительно

 

неимущественных

 

прав

 

исполнителей

Этот

 

пробел

 

восполняется

 

положениями

 

Договора

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

которые

 

наделяют

 

исполнителя

 

такими

 

неимущественными

 

правами

как

 

право

 

на

 

имя

 

и

 

право

 

на

 

защиту

 

исполнения

 

от

 

искажений

 

и

 

иных

 

посягательств

по

 

своим

 

свойствам

 

сходными

 

с

 

неимущественными

 

авторскими

 

правами

сформулированными

 

в

 

положениях

 

Бернской

 

конвенции

Вместе

 

с

 

тем

 

в

 

отношении

 

некоторых

 

неимущественных

 

прав

 

действуют

 

ограничения

 

объективного

 

характера

Например

ограничения

 

права

 

на

 

имя

 

в

 

случае

 

исполнения

 

симфоническим

 

оркестром

 

музыкального

 

произведения

Здесь

 

нет

 

необходимости

 

в

 

указании

 

имени

 

каждого

 

музыканта

 

в

 

оркестре

Поэтому

 

в

 

Соглашении

 

ТРИПС

в

 

полном

 

соответствии

 

с

 

Бернской

 

конвенцией

также

 

нет

 

требования

 

обязательного

 

соблюдения

 

всех

 

неимущественных

 

прав

 

исполнителей

В

 

этом

как

 

представляется

находит

 

отражение

 

то

 

лоббирование

которое

 

имело

 

место

 

со

 

стороны

 

США

 

в

 

ходе

 

подготовки

 

Соглашения

поскольку

 

именно

 

Соединенные

 

Штаты

 

не

 

вполне

 

соответствуют

 

принятым

 

международным

 

стандартам

 

охраны

 

неимущественных

 

прав

Факт

 

включения

 

положений

 

об

 

охране

 

неимущественных

 

прав

 

исполнителей

 

и

 

производителей

 

фонограмм

 

в

 

Договор

 

ВОИС

 

может

 

затруднить

 

для

 

США

 

присоединение

 

к

 

этому

 

документу

.

 

В

 

Законе

 

РФ

  «

Об

 

авторском

 

праве

 

и

 

смежных

 

правах

», 

как

 

и

 

в

 

Договоре

 

ВОИС

 

об

 

исполнениях

 

и

 

фонограммах

названы

 

два

 

личных

 

неимущественных

 

права

 

исполнителей

а

 

именно

 

право

 

на

 

имя

 

и

 

право

 

на

 

защиту

 

исполнения

 

или

 

постановки

 

от

 

всякого

 

искажения

 

или

 

иного

 

посягательства

способного

 

нанести

 

ущерб

 

чести

 

и

 

достоинству

 

исполнителя

Право

 

на

 

имя

 

означает

 

возможность

 

исполнителя

 

требовать

чтобы

 

при

 

любом

 

использовании

 

его

 

творческой

 

интерпретации

 

произведения

 

упоминалось

 

его

 

действительное

 

или

 

вымышленное

 

имя

которое

 

при

 

этом

 

не

 

должно

 

искажаться

Право

 

на

 

имя

 

не

 

может

 

отчуждаться

 

и

 

охраняется

 

бессрочно

.

 

Право

 

на

 

защиту

 

исполнения

 

или

 

постановки

 

от

 

искажения

 

сродни

 

праву

 

автора

 

на

 

защиту

 

репутации

так

 

как

 

обеспечивает

 

доведение

 

исполнения

 

до

 

третьих

 

лиц

 

в

 

его

 

первоначальном

 

виде

Иными

 

словами

любые

 

поправки

изменения

дополнения

которые

 

позволяет

 

делать

 

современная

 

техника

могут

 

вноситься

 

только

 

с

 

согласия

 

исполнителя

Рассматриваемое

 

право

однако

не

 

ограждает

 

исполнителя

 

от

 

подражателей

Например

эстрадный

 

певец

музыкант

 

или

 

актер

 

не

 

могут

 

запретить

 

другим

 

исполнителям

 

заимст

вовать

 

их

 

манеру

 

и

 

форму

 

исполнения

хотя

 

бы

 

это

по

 

их

 

мнению

наносит

 

вред

 

их

 

репутации

Наряду

 

с

 

названными

 

личными

 

неимущественными

 

правами

 

исполнитель

безусловно

обладает

 

и

 

правом

 

авторства

 

на

 

свое

 

исполнение

хотя

 

закон

 

о

 

нем

 

прямо

 

и

 

не

 

упоминает

Как

 

уже

 

отмечалось

исполнение

 

в

 

отличие

 

от

 

других

 

объектов

 

смежных

 

прав

 

является

 

результатом

 

творческой

 

деятельности

по

 

поводу

 

создания

 

которого

 

вполне

 

возможен

 

спор

 

как

 

между

 

лицами

претендующими

 

на

 

соавторство

так

 

и

 

между

 

действительным

 

создателем

 

исполнения

 

и

 

лицом

выдающим

 

чужое

 

исполнение

 

за

 

свое

Разумеется

такой

 

спор

 

практически

 

может

 

возникнуть

 

лишь

 

тогда

когда

 

исполнение

 

зафиксировано

 

в

 

записи

 

и

 

в

 

известной

 

мере

  «

оторвалось

» 

от

 

своего

 

создателя

Лишь

 

признание

 

за

 

исполнителем

 

особого

 

права

 

авторства

 

способно

 

обеспечить

 

его

 

интерес

 

в

 

том

чтобы

 

все

 

третьи

 

лица

 

считались

 

с

 

фактом

 

создания

 

исполнения

 

именно

 

им

а

 

не

 

каким

-

либо

 

другим

 

лицом

Конечно

во

 

многих

 

случаях

 

данный

 

интерес

 

может

 

быть

 

защищен

 

с

 

помощью

 

принадлежащего

 

исполнителю

 

права

 

на

 

имя

однако

 

отнюдь

 

не

 

всегда

Например

невозможно

 

опереться

 

на

 

данное

 

право

 

при

 

совпадении

 

имен

 

исполнителей

анонимной

 

записи

 

исполнения

 

и

 

т

.

п

Сказанное

 

свидетельствует

 

о

 

целесообразности

 

прямого

 

закрепления

 

в

 

законе

 

права

 

авторства

 

исполнителей

 

Б

Охрана

 

авторским

 

правом

 

промышленных

 

образцов

 

 

Как

 

уже

 

говорилось

 

выше

и

 

Бернская

 

конвенция

и

 

Соглашение

 

ТРИПС

 

открывают

 

возможность

 

для

 

государств

-

участников

 

осуществлять

 

охрану

 

промышленных

 

образцов

 

либо

 

с

 


background image

помощью

 

специального

 

патентообразного

 

законодательства

либо

 

с

 

помощью

 

обычного

 

авторского

 

права

либо

 

с

 

помощью

 

комбинации

 

этих

 

двух

 

институтов

С

 

точки

 

зрения

 

обладателя

 

права

 

интеллектуальной

 

собственности

 

охрана

 

промышленных

 

образцов

 

как

 

объектов

 

авторского

 

права

 

имеет

 

свои

 

преимущества

 

и

 

недостатки

К

 

числу

 

преимуществ

 

следует

 

отнести

: 1) 

простоту

  (

не

 

требуется

 

соблюдения

 

формальностей

); 2) 

быстроту

  (

охрана

 

наступает

 

незамедлительно

); 3) 

отсутствие

 

требования

 

новизны

; 4) 

отсутствие

 

требования

 

изобретательского

 

уровня

 

и

 5) 

относительно

 

долгий

 

срок

 

охраны

  (

пожизненный

 

плюс

 50 

или

 70 

лет

). 

К

 

основным

 

недостаткам

 

следует

 

отнести

: 1) 

отсутствие

 

охраны

 

против

 

независимого

 

создания

 

похожего

 

или

 

идентичного

 

образца

 

другим

 

лицом

 

и

 2) 

отсутствие

 (

в

 

некоторых

 

странах

охраны

 

полной

 

конфигурации

 

изделия

Как

 

уже

 

отмечалось

оригинальный

 

внешний

 

вид

 

промышленных

 

изделий

 

по

 

российскому

 

законодательству

 

может

 

охраняться

 

либо

 

в

 

качестве

 

промышленного

 

образца

либо

 

как

 

произведение

 

декоративно

-

прикладного

 

искусства

 (

ДНИ

или

 

дизайна

Проблеме

 

их

 

соотношения

 

в

 

советской

 

юридической

 

литературе

 

уделено

 

немало

 

внимания

однако

 

так

 

и

 

не

 

было

 

предложено

 

достаточно

 

четких

 

критериев

 

их

 

разграничения

Как

 

представляется

таких

 

критериев

 

и

 

не

 

существует

если

 

только

 

не

 

считать

 

ими

 

закрепленные

 

законом

 

критерии

 

патентоспособности

 

промышленных

 

образцов

 

и

 

последствия

вытекающие

 

из

 

факта

 

регистрации

 

решения

 

как

 

промышленного

 

образца

Иными

 

словами

очень

 

многие

 

изделия

которые

 

отвечают

 

всем

 

признакам

 

произведения

 

ДПИ

могут

 

быть

 

признаны

 

и

 

промышленными

 

образцами

Поэтому

 

речь

 

может

 

идти

 

лишь

 

о

 

рекомендациях

 

в

 

отношении

 

выбора

 

возможных

 

форм

 

охраны

 

конкретного

 

изделия

Следует

 

подчеркнуть

что

 

ранее

 

действовавшее

 

в

 

СССР

 

законодательство

 

не

 

допускало

 

двойной

 

охраны

 

одного

 

и

 

того

 

же

 

объекта

 

в

 

качестве

 

промышленного

 

образца

 

и

 

произведения

 

ДПИ

Так

в

 

соответствии

 

с

 

Указаниями

 

по

 

составлению

 

и

 

подаче

 

заявки

 

на

 

промышленный

 

образец

 

от

 24 

января

 1985 

г

экспертиза

 

не

 

принимала

 

к

 

рассмотрению

 

заявки

 

в

 

отношении

 

объектов

ранее

 

принятых

 

и

 

оцененных

 

в

 

установленном

 

порядке

 

по

 

нормам

 

авторского

 

права

 

как

 

произведения

 

ДПИ

В

 

настоящее

 

время

 

данное

 

ограничение

носившее

 

некорректный

 

характер

 

с

 

точки

 

зрения

 

общих

 

положений

 

авторского

 

права

в

 

законодательстве

 

отсутствует

Это

 

означает

что

 

любое

 

произведение

 

ДПИ

отвечающее

 

установленным

 

в

 

законе

 

критериям

 

патентоспособности

может

 

быть

 

признано

 

промышленным

 

образцом

Такое

 

признание

 

приводит

 

к

 

изменению

 

правового

 

режима

 

объекта

который

 

с

 

этого

 

момента

 

определяется

 

не

 

нормами

 

авторского

 

права

а

 

законодательством

 

о

 

промышленных

 

образцах

 

со

 

всеми

 

вытекающими

 

отсюда

 

последствиями

 

В

Охрана

 

топологий

 

интегральных

 

микросхем

 

 

Начиная

 

с

 70-

х

 

годов

ведущие

 

производители

 

интегральных

 

микросхем

 

начали

 

лоббировать

 

вопрос

 

создания

 

отдельной

 

системы

 

охраны

 

топологий

Их

 

аргумент

 

в

 

пользу

 

введения

 

специальной

 

охраны

 

состоял

 

в

 

том

что

 

разработка

 

новой

 

топологии

например

для

 

высокоскоростного

 

микропроцессора

может

 

стоить

 

десятки

 

миллионов

 

долларов

тогда

 

как

 

практически

 

любая

 

топология

 

может

 

быть

 

скопирована

 

за

 

самую

 

незначительную

 

часть

 

этой

 

суммы

 

денег

При

 

этом

 

новой

 

топологии

 

может

 

недоставать

 

признака

 

новизны

необходимого

 

для

 

получения

 

патентной

 

охраны

и

 

она

 

может

 

не

 

вписаться

 

в

 

систему

 

требований

которым

 

должны

 

отвечать

 

предъявляемые

 

авторским

 

правом

 

литературные

 

и

 

художественные

 

произведения

Многие

 

развитые

 

индустриальные

 

страны

 

ввели

 

специальный

 

правовой

 

институт

 

охраны

 

топологий

Однако

 

принятое

 

законодательство

 

мало

 

используется

 

на

 

практике

 

по

 

ряду

 

причин

Современные

 

производства

 

полупроводников

 

сосредоточены

 

всего

 

в

 

нескольких

 

странах

и

 

мало

 

вероятно

что

 

они

 

будут

 

созданы

 

во

 

многих

 

местах

 

по

 

причине

 

исключительно

 

высоких

 

капиталовложений

  (

примерно

 

миллиард

 

долларов

 

на

 

одно

 

производство

), 

требующихся

 

для

 

таких

 

современных

 

высокотехнологичных

 

производств

Новые

 

топологии

 

живут

 

на

 

рынке

 

лишь

 

два

-

три

 

года

при

 

этом

 

уже

 

на

 

второй

 

год

 

цены

 

на

 

них

 

резко

 

падают

Последние

 

разработки

 

топологий

 

интегральных

 

микросхем

 

показывают

что

 

основные

 

блоки

 

интегральной

 

микросхемы

 

могут

 

исполняться

 

автоматами

Некоторые

 

компании

 

по

 

производству

 

полупроводников

 

патентуют

 

отдельные

 

части

 

топологий

что

 

в

 

любом

 

случае

 

делает

 

их

 

копирование

 

противоправным

 

актом

Поэтому

 

высокие

 

риски

 

копирования

существовавшие

 

до

 70-

х

 

годов

к

 

настоящему

 

времени

 

значительно

 

снизились

Международный

 

договор

 

об

 

интеллектуальной

 

собственности

 

в

 

отношении

 

интегральных

 

микросхем

 1989 

г

был

 

ратифицирован

 

только

 

одним

 

государством

Договор

 

был

 

встречен

 

в

 

штыки

 

такими

 

ведущими

 

производителями

 

полупроводников

как

 

Соединенные

 

Штаты

 

Америки

 

и

 

Япония

поскольку

 

в

 

нем

 

содержались

 

положения

 

либерального

 

толка

открывавшие

 

возможность

 

принудительного

 

лицензирования

Объем

 

охраны

 

по

 

национальному

 

законодательству

 

некоторых

 

стран

 

был

 

явно

 

недостаточен

 

в

 

связи

 

с

 

тем

что

 

оно

 

было

 

построено

 

с

 

учетом

 

того

 

уровня

 

техники

 

и

 

технологии

который

 

имелся

 

на

 

момент

 

его

 

принятия

Например

в

 

тексте

 

законов

 

использовался

 


background image

термин

  «

полупроводники

», 

которым

 

далеко

 

не

 

охватывалось

 

понятие

 

интегральной

 

микросхемы

сделанной

 

из

 

других

 

материалов

В

 

Соглашении

 

ТРИПС

 

была

 

предпринята

 

попытка

 

исправить

 

это

 

положение

В

 

ст

. 35 

говорится

 

о

 

том

что

  «

государства

-

участники

 

договариваются

 

обеспечить

 

охрану

 

топологий

 

интегральных

 

микросхем

  (

далее

 

по

 

тексту

 - 

топологий

в

 

соответствии

 

со

 

статьями

 

со

 

второй

 

по

 

седьмую

 (

за

 

исключением

 

параграфа

 3 

статьи

 6), 

статьей

 12 

и

 

параграфом

 3 

статьи

 16 

Договора

 

об

 

интеллектуальной

 

собственности

 

в

 

отношении

 

интегральных

 

микросхем

и

 

дополнительно

 

обязуются

 

соблюдать

 

следующие

 

положения

». 

Опущенный

 

параграф

 3 

ст

. 6 — 

это

 

и

 

есть

 

положение

 

о

 

принудительном

 

лицензировании

Статья

 36 

Соглашения

 

ТРИПС

 

включает

 

в

 

себя

 

значительный

 

объем

 

охраны

не

 

ограниченной

 

никаким

 

конкретным

 

материалом

 

или

 

топологией

«

Исходя

 

из

 

положений

 

параграфа

 1 

статьи

 37, 

государства

-

участники

 

признают

 

противоправными

 

следующие

 

действия

если

 

они

 

совершены

 

без

 

разрешения

 

правообладателя

импорт

продажа

 

или

 

иное

 

распространение

 

в

 

коммерческих

 

целях

 

охраняемых

 

топологий

микросхем

включающих

 

топологии

 

или

 

изделия

 

на

 

базе

 

такой

 

интегральной

 

микросхемы

поскольку

 

оно

 

содержит

 

в

 

себе

 

противоправно

 

заимствованную

 

топологию

». 

Было

 

бы

 

слишком

 

суровым

 

привлекать

 

к

 

ответственности

 

добросовестного

 

покупателя

 

большого

 

объема

 

какой

-

либо

 

продукции

в

 

которой

 

была

 

противоправно

 

использована

 

топология

Поэтому

 

законодательством

как

 

правило

разрешается

 

добросовестному

 

покупателю

 

использовать

 

продукцию

 

при

 

условии

 

выплаты

 

разумного

 

гонорара

Российская

 

Федерация

 

ввела

 

охрану

 

топологий

 

интегральных

 

микросхем

 

в

 1992 

г

., 

когда

 

был

 

принят

 

Закон

 

РФ

 

от

 23 

сентября

 1992 

г

. «

О

 

правовой

 

охране

 

топологий

 

интегральных

 

микросхем

». 

Топология

 

интегральной

 

микросхемы

 

как

 

объект

 

правовой

 

охраны

 

представляет

 

собой

 

зафиксированное

 

на

 

материальном

 

носителе

 

пространственно

-

геометрическое

 

расположение

 

совокупности

 

элементов

 

интегральной

 

микросхемы

 

и

 

связей

 

между

 

ними

Материальным

 

носителем

 

топологии

 

выступает

 

кристалл

 

интегральной

 

микросхемы

то

 

есть

 

часть

 

полупроводниковой

 

пластины

в

 

объеме

 

и

 

на

 

поверхности

 

которой

 

сформированы

 

элементы

 

полупроводниковой

 

микросхемы

межэлементные

 

соединения

 

и

 

контактные

 

площадки

В

 

полном

 

соответствии

 

с

 

Вашингтонским

 

договором

 

об

 

интеллектуальной

 

собственности

 

в

 

отношении

 

интегральных

 

микросхем

 1989 

г

российское

 

законодательство

 

предоставляет

 

правовую

 

охрану

 

лишь

 

оригинальным

 

топологиям

По

 

общему

 

правилу

 

оригинальной

 

является

 

всякая

 

топология

созданная

 

в

 

результате

 

творческой

 

деятельности

 

автора

При

 

этом

 

топология

 

признается

 

оригинальной

 

до

 

тех

 

пор

пока

 

не

 

доказано

 

обратное

Оригинальность

 — 

основной

 

и

 

единственный

 

юридически

 

значимый

 

признак

необходимый

 

для

 

предоставления

 

топологии

 

правовой

 

охраны

Ни

 

время

 

создания

ни

 

выполнение

 

формальностей

по

 

общему

 

правилу

не

 

влияют

 

на

 

само

 

признание

 

топологии

 

объектом

 

охраны

хотя

 

эти

 

обстоятельства

 

и

 

играют

 

известную

 

роль

 

в

 

определении

 

правового

 

режима

 

топологии

Субъектами

 

прав

 

на

 

топологию

 

являются

 

авторы

их

 

наследники

а

 

также

 

любые

 

физические

 

и

 

юридические

 

лица

которые

 

обладают

 

исключительными

 

имущественными

 

правами

полученными

 

в

 

силу

 

закона

 

или

 

договора

Автором

 

топологии

 

признается

 

лицо

в

 

результате

 

творческой

 

деятельности

 

которого

 

эта

 

топология

 

была

 

создана

Юридическое

 

лицо

 

прав

 

авторства

 

ни

 

при

 

каких

 

обстоятельствах

 

не

 

приобретает

 

и

 

может

 

обладать

 

лишь

 

правом

 

на

 

использование

 

топологии

В

 

случае

 

если

 

топология

 

создана

 

в

 

порядке

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

 

или

 

по

 

заданию

 

работодателя

что

 

и

 

имеет

 

место

 

в

 

большинстве

 

случаев

субъектом

 

права

 

на

 

использование

 

топологии

по

 

общему

 

правилу

становится

 

работодатель

Как

 

уже

 

отмечалось

закон

 

не

 

требует

 

от

 

обладателя

 

прав

 

на

 

топологию

 

выполнения

 

каких

-

либо

 

формальностей

Однако

 

по

 

желанию

 

автора

 

или

 

иного

 

правообладателя

 

топология

 

может

 

быть

 

зарегистрирована

 

на

 

основе

 

явочной

 

системы

то

 

есть

 

без

 

проверки

 

ее

 

оригинальности

в

 

специально

 

созданном

 

для

 

этих

 

целей

 

органе

а

 

именно

 

в

 

Российском

 

агентстве

 

по

 

правовой

 

охране

 

программ

 

для

 

ЭВМ

баз

 

данных

 

и

 

топологий

 

интегральных

 

микросхем

  (

далее

 — 

Агентство

). 

Основное

 

назначение

 

регистрации

 

состоит

 

в

 

создании

 

условий

облегчающих

 

признание

 

и

 

защиту

 

прав

 

на

 

топологию

 

в

 

случае

 

ее

 

неправомерного

 

использования

Регистрируя

 

топологию

правообладатель

 

не

 

только

 

публично

 

заявляет

 

о

 

своих

 

правах

 

на

 

достигнутый

 

творческий

 

результат

но

 

и

 

официально

 

удостоверяет

 

те

 

признаки

которые

 

отличают

 

его

 

топологию

 

от

 

уже

 

известных

Другой

 

мерой

призванной

 

в

 

известной

 

мере

 

оградить

 

права

 

на

 

топологию

 

от

 

нарушений

 

или

по

 

крайней

 

мере

облегчить

 

процесс

 

доказывания

 

их

 

нарушения

является

 

помещение

 

на

 

топологии

 

или

 

на

 

изделии

включающем

 

топологию

предупредительной

 

маркировки

свидетельствующей

 

о

 

том

что

 

топология

 

охраняется

 

законом

 

и

 

не

 

может

 

быть

 

использована

 

без

 

согласия

 

правообладателя

Уведомление

 

об

 

этом

 

делается

 

в

 

виде

 

выделенной

 

прописной

 

буквы

 

Т

 («

Т

»,, (

Т

), 

Т

Т

*), 

даты

 

начала

 

действия

 

исключительного

 

права

 

на

 

использование

 

топологии

 

и

 

информации

позволяющей

 

идентифицировать

 

правообладателя