Файл: Зудин А. Введение в политический анализ.Учебное пособие.2007(1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 3814

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Анализ публичного поведения

Потенциальные опасности для имиджа

Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.

Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.

Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.

Жесты. Жесты практически отсутствовали.

СЦЕНА №5

КОММЕНТАРИИ К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ

Неудачи

Общее впечатление

Ближайшие задачи


  • образованный «оторванный от жизни»

  • интеллигентный (вежливый) слабовольный, неуверенный

  • принципиальный «упертый»

  • сдержанный холодный, безразличный, высокомерный

  • волевой безжалостный, жестокий


Рекомендации по оптимизации публичного поведения

Другими словами, имидж Заказчика нуждается в осмысленном «очеловечивании» - не только в смысле придания ему внутренней теплоты, но и усиления личностной составляющей его имиджа. Пока личность не видна в имидже Заказчика. Он просто «никакой»: не имеет ясных внешних и внутренних очертаний, отсутствует характер, воля, целеустремленность и какие-либо проявления активного и заинтересованного отношения к происходящему.


Для того, чтобы предотвратить развитие имиджа по негативному сценарию, Заказчику необходимо овладеть минимальным объемом навыков публичного поведения. В том числе необходимо научиться:


  • настраивать себя на внутреннее состояние, необходимое для публичного общения. Это состояние включает:

уверенность в себе в ситуации публичного общения

доброжелательность

внимание (к теме разговора и собеседнику, реальному или воображаемому).


Также необходимо научиться:

  • употреблять как можно меньше цифр; цифры, которые приводятся, должны быть предельно значимыми, «говорящими»;

  • делать акцент не на формальной стороне дела (выполнение поручения, плана, программы, приведение в соответствие с законом), а на общественной значимости, давать не научные (экспертные), а политические и моральные оценки;

  • избегать употребления специальной терминологии;

  • создать у аудитории образ своей команды в ПРОПУСК, напоминая о ней время от времени; наличие «виртуальной команды» придаст имиджу дополнительную весомость; вместе с тем с учетом общей неготовности к исполнению публичной роли первое время Заказчику следует избегать появления вместе с членами команды в публичном пространстве;

  • научиться ясно, четко и лаконично излагать свои мысли;

  • научиться проводить «публичную оптимизацию» своей речи, т. е. акцентировать публично выигрышные моменты и подчинять им всю структуру выступления;

  • акцентировать собственную личность («я подписал», «я решил», «я позвонил», «я предложил»);

  • научиться демонстрировать способность к сопереживанию к собеседнику и аудитории (эмпатия), причем важна именно эмпатия, а не снисходительность и покровительственное отношение («патернализм»), поскольку последние, скорее всего, будут истолкованы как проявление высокомерия;

  • добиться личной вовлеченности Заказчика в то, о чем он говорит в данный момент;

  • добиться соответствия публично выражаемых эмоций тому, о чем идет речь в данный момент.


Реализация предложенных рекомендаций приведет к тому, что Заказчик превратиться в человека, который вызывает симпатию и доверие. В сочетании с «ученостью» и должностным ресурсом это сразу придаст ему необходимую имиджевую масштабность и публичный вес (авторитетность). ДАЛЕЕ ПРИВОДИТСЯ ССЫЛКА НА ПРИМЕР КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА С ПОХОЖИМИ ПРОБЛЕМАМИ, КОТОРЫЙ СМОГ ИХ УСПЕШНО РЕШИТЬ.



Главное препятствие для реализации предлагаемых рекомендаций – внутренняя установка, глубоко укорененное отношение самого Заказчика к публичной деятельности в самых различных ее проявлениях. Все поведение Заказчика говорит о том, что ему не нравится находиться в публичном пространстве, что он чувствует себя в нем некомфортно и участвует только в силу необходимости.


Необходимо изменить внутреннее отношение к публичной деятельности. Но для этого потребуется внутренняя готовность самого Заказчика к переменам.


СЦЕНА №3

КОММЕНТАРИИ ПО ВИДЕОСЮЖЕТУ

  1. Первое самое общее впечатление: Заказчик производит впечатление человека, который пытается продать какой-то некачественный товар, он уговаривает покупателя, но сам при этом не очень-то верит в себя и в успех всего предприятия.


  1. Это первое и самое общее впечатление, тем не менее, обладает большой силой и остается до самого конца передачи. И именно оно, скорее всего, и будет формировать отношение к Заказчику в телевизионной аудитории.


  1. Особенно невыигрышным был для Заказчика крупный план: он заметно усиливал все традиционные для него слабости:

  • эмоциональную дистанцию от партнера по разговору и телезрителей;

  • неуверенность, которая сквозит буквально во всем;

  • отсутствие «энергетики», которое будет «прочитываться» аудиторией как признак «слабости»;

  • по терминологии и стилистике речи Заказчик ведет себя как «эксперт», а не как «государственный деятель»;

  • пожалуй, самое неприятное состоит в том, что Заказчик производит впечатление неискреннего человека. Это ощущение возникает как бы само собой, непроизвольно, оно ничем вроде бы не подкреплено, но, тем не менее, совершенно реально. Это чисто-эмоциональная реакция на Заказчика, но она обобщает, интегрирует его образ.


  1. Можно предположить, что «эффект неискренности» возникает в результате того, что попытки Заказчика что-то объяснить, как-то обосновать свою точку зрения, которые неизбежно предпринимаются в ходе беседы, воспринимаются через призму исходящей от него внутренней дистанции и неуверенности. Это непроизвольно, «немотивированно» порождает впечатление неискренности.


  1. Заказчик забывал, что разговаривает не с собеседником в телестудии, а со всей аудиторией. В публичном выступлении вряд ли уместно обсуждать ПРОПУСК с улыбкой, как это было сделано в самом конце передачи. Люди знают, что власти собираются ПРОПУСК, это их очень беспокоит. Проявление каких-то иных эмоций по поводу данной проблемы – это явная и довольно серьезная ошибка в публичном поведении. Сделав эту ошибку, Заказчик как бы «сообщил» аудитории: да, я «чужой», да, меня совершенно не трогают ваши тревоги по данному вопросу.


  1. К концу передачи Заказчик чуть больше внутренне включился в беседу и несколько оживился, и это придало чуть более благоприятную окраску его образу. Но речь идет о частностях, об оттенках и, к сожалению, не меняет негативного впечатления, которое возникает в самом начале и как шлейф сопровождает Заказчика в течение всей передачи.



  1. Сравнение с результатами первого экспресс-анализа видеоматериалов показывает, что в своих основах поведение Заказчика в публичном пространстве практически не изменилось. Позитивные сдвиги, там, где они есть (например, более свободные и выразительные руки, более плавная и складная речь, более живое лицо к концу передачи), носят очень частный характер и не могут подчинить себе формирование образа в каждой конкретной ситуации. Кроме того, не все позитивные приобретения могут работать одновременно. Не все приобретения «работали» и во время телепередачи ПРОПУСК («не работали» руки).


  1. Все прежние рекомендации по поведению в публичном пространстве остаются в силе. Можно добавить только одно новое. В публичном пространстве имеет смысл появляться только тогда, когда Заказчик чувствует себя готовым к публичной беседе на данную тему. Это предполагает, что он «сделал домашнее задание», что у него есть заготовки для публичных выступлений. Если таких заготовок нет, тогда следует подумать, нужно ли появляться в публичном пространстве вообще. Заказчик должен отдавать себе отчет, что неподготовленные или подготовленные плохо публичные появления могут принести реальный вред.



СЦЕНА №4

КОММЕНТАРИИ

К ВИДЕОМАТЕРИАЛУ


«Старое»

Первое впечатление после беглого просмотра: все осталось по-прежнему. Первое впечатление важно, потому что беглый просмотр соответствует режиму восприятия сообщений по ТВ массовой аудиторией.


Выражение лица. По-прежнему лицо в большей части сюжетов невыразительное, малоподвижное, в разговоре не участвует или почти не участвует, энергетика проявлена слабо или отсутствует. Весь зрительный образ определяется впечатлением от неподвижного лица.


Поза. По-прежнему Заказчик скованно себя чувствует в публичном пространстве. Это проявляется не только в речи и жестах, но и в позе. В течение всей передачи Заказчик сидел, «как на портрете», ни разу не изменив положения тела. Извне это воспринимается как проявление несвободы и признак неуверенности. Было одно исключение, но оно было очень неудачным: находясь «в камере» и во время разговора, Заказчик вдруг опустил голову и какое-то время продолжал ее держать опущенной, как будто что-то искал на столе. Создалось впечатление, что Заказчик на какое-то мгновение полностью утратил интерес к разговору, а значит – и уважение к аудитории.


Речь. По-прежнему речь не сфокусирована: не выделено главное, которому следует подчинить все остальное. Как и раньше, речь тонет в совершенно не нужных деталях. Заказчик слишком подробно и в не самом выгодном для себя свете объяснял, почему ПРОПУСК.


По-прежнему для Заказчика характерно «зависимое» речевое поведение. Это создает впечатление, что он «отвечает, как ученик». Свое выступление Заказчик начал с того, что послушно и «буквально» ответил на вопрос ведущего, просто перечислив список ПРОПУСК. Только в конце было сообщено главное, а именно, что речь идет о ПРОПУСК. Еще один пример «зависимого» речевого поведения: на вопрос ведущего, будет ли ПРОПУСК, Заказчик «по–ученически» отвечает: «да, конечно, мы будем ПРОПУСК».



По-прежнему, Заказчик слабо контролирует свою речь. Серьезный сбой вызывает большие разрушения речевых конструкций, которые ликвидируются с большим трудом. Очевидный пример – крупный речевой сбой, который произошел на сюжете с ПРОПУСК. Готовые речевые конструкции, судя по всему, отсутствовали, возникла неловкая пауза, потом пошла сбивчивая, невнятная, непонятная речь, Заказчик испытывал явные затруднения с поиском формулировки, которая его устраивала. В этот момент Заказчик выглядел неуверенным, слабым и несамостоятельным человеком. В конечном счете, ответ был найден, но его нельзя признать удачным. Фраза про «двойной информационный стандарт» оказалась слишком длинной, звучала чрезмерно «научно» была расплывчата по смыслу.


По-прежнему речь не синхронизирована с невербальной коммуникацией (выражением лица, движением рук и т.д.).


Интонация. По-прежнему речь должным образом и в должной мере не окрашена интонационно.


Жесты. Жесты практически отсутствовали.


Общее впечатление. По-прежнему Заказчик не владеет навыками целенаправленного «выстраивания» своего публичного поведения. Ситуация публичного общения и темы, которые он использует, постоянно предоставляют ему возможности для укрепления своих позиций в публичном пространстве. Но он этими возможностями не пользуется, скорее всего, потому, что просто не видит их. Как и прежде, поведение в публичном пространстве и имидж, который складывается на его основе, не соответствуют ролевым предписаниям Заказчика.


Новое

В то же время в видеоматериале, кажется, впервые за все время мониторинга, появилось нечто новое. При беглом просмотре этого практически не видно, но при внимательном ознакомлении с видеоматериалом и, в особенности, при сравнении его с предыдущими записями, обнаруживается, что в публичном имидже Заказчика произошли позитивные – и важные – перемены.


  • Общее ощущение неуверенности стало исчезать. Ощущение неподвижности и безликости стали менее выраженными.

Появились минимальная энергетика и включенность. По сравнению с прошлыми видеоматериалами лицо стало немного более живым. Появилось некое внимание к разговору – и к аудитории, - которое удалось сохранить практически в течение всей передачи (за исключением эпизода с «опущенной головой»).


Хотя речь и не стала более логически выстроенной, она все-таки приобрела большую четкость. Трудности с подыскиванием подходящих речевых конструкций в явной форме появились только один раз (после сбоя, связанного с ПРОПУСК).


  • Самое главное: впервые появились масштаб и личность.

Впервые наглядно было продемонстрировано, что Заказчик – это крупный руководитель: ПРОПУСК. Заказчик впервые обозначил свое «я», свою личность в публичном пространстве. Сделано это было робко, неуверенно, в отрыве от других выразительных средств (интонация, мимика, жесты), но многократно, а значит – последовательно.



Несомненными удачами следует признать следующие высказывания, акцентирующие индивидуальность, масштабность и авторитетность (иерархическую позицию) Заказчика как руководителя: ПРОПУСК


Приобретения в публичном имидже Заказчика были достигнуты за счет как внешних, так и внутренних ресурсов.


Из внешних ресурсов на имидж Заказчика хорошо и сильно сработали:

  • интерьер

  • формат передачи


Интерьер рабочего кабинета с самого начала снабдил Заказчика важными атрибутами «государственного человека» и стал косвенным подтверждением его авторитета и масштабности (большой кабинет, большой письменный стол, телефоны на столе, на заднем плане – корешки дорогих книг).


Интерьер позволил сгладить отмечавшееся противоречие между ролевой функцией Заказчика (крупный руководитель, «государственный человек») и его поведением в публичном пространстве (ведет себя как «эксперт»).


Можно также предположить, что интерьер сыграл и определенную психологическую роль: Заказчик был «у себя дома» и поэтому чувствовал себя несколько более комфортно и уверенно. Можно считать, что найдена удачная для заказчика форма выхода в публичное пространство, которую можно будет использовать впоследствии.


При дальнейшем использовании интерьера «государственного человека» для продвижения публичного имиджа Заказчика необходимо учитывать, что интерьер может несколько «подтянуть» имидж только в том случае, если Заказчик своим личным поведением будет хотя бы минимально соответствовать масштабу, который задается интерьером. В противном случае возникнет контраст, который сработает против образа человека, оказавшегося в масштабном интерьере. Возникнет впечатление: это человек – не на своем месте.


Формат телепередачи с самого начала выигрышно позиционировал Заказчика. Была обеспечена его включенность в жизнь страны по актуальному политическому вопросу ПРОПУСК. Это помогло акцентировать ролевую функцию и иерархическую позицию Заказчика и работало на увеличение масштабности и авторитетности.


Удачным для имиджа Заказчика оказалось сочетание интерьера и формата телепередачи. Передача их «рабочего кабинета ПРОПУСК помогла создать выигрышный в публичном пространстве образ ПРОПУСК.


Психологический рубеж? Главным внутренним ресурсом «приращения» публичного имиджа стало

  • желание Заказчика показать свое «я».


Возможно, это свидетельствует о том, что Заказчик начинает преодолевать важный психологический рубеж в работе над своим публичным имиджем.


Несмотря на множество «проколов», все это позволяет весь видеосюжет в целом считать удачным для продвижения имиджа Заказчика в публичном пространстве.

Неудачи

В то же время необходимо констатировать, что приобретения для публичного имиджа Заказчика были обеспечены преимущественно за счет внешних ресурсов – интерьера и формата передачи. Желание Заказчика продемонстрировать свою индивидуальность и показать себя как руководителя, психологически могут быть очень важны для дальнейшего продвижения имиджа в публичном пространстве. Однако практическая реализация стремления показать свое «я» была не вполне удачной. В числе неудачных решений в выстраивании роли крупного руководителя: