Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1224

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

Президентские выборы 2004 г. были отмечены явным преимуще­ством действующего президента, что сказалось на активности изби­рателей — 64 %. В связи с высоким рейтингом В. Путина политиче­ские партии выдвинули кандидатами в президенты не первых лиц, так как результаты выборов были очевидными и прогнозируемыми. Побе­ду в первом туре одержал В. Путин, за которого проголосовало 71,31 % избирателей.

Органы власти в субъектах Российской Федерации также форми­руются на выборной основе. Последним субъектом Российской Феде­рации, в котором была избрана государственная власть, стала Чечен­ская Республика, где 5 октября 2003 г. состоялись выборы президента республики, а 27 ноября 2005 г. был избран парламент.

Выборная практика постсоветской России свидетельствует в целом об успешном становлении этого демократического института, не­смотря на имеющиеся негативные моменты. Так, административный ресурс, влияющий на исход предвыборной борьбы, использование «грязных» технологий, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов нередко вызывают у граждан и по­литиков сомнения по поводу необходимости проведения выборов. Од­нако мировой опыт, в том числе российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть в наибольшей степени подвер­жена коррупции. Властные структуры, не зависящие от избирателя, быстро проникаются духом кастовости, круговой поруки. Решающей гарантией от установления монополии коррумпированной бюрок­ратии является рядовой гражданин, который в условиях реальной состязательности кандидатов и партий свободно и сознательно опре­деляет, кому можно доверить власть, кто способен распорядиться ею в интересах общества и государства.



ТЕМА 9

Местное самоуправление в РФ. Определение местного самоуправления в Конституции и законодательстве РФ. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Организация власти на местах. Территориальное общественное самоуправление


Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и много­образное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.


Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:

  • основы конституционного строя;

  • права населения на самостоятельное решение вопросов местно­
    го значения;

  • формы народовластия.


Местное самоуправление в системе управления государством и об­ществом через самостоятельное решение вопросов местного значения выполняет следующие основные задачи:

  • укрепляет основы народовластия;

  • способствует реализации принципов федерализма;

  • содействует развитию и интеграции гражданского общества, его
    институтов;

  • стабилизирует политические отношения в государстве;

  • содействует обеспечению основных жизненных потребностей и интересов населения.


Местное самоуправление составляет важнейшую часть механизма управления, позволяющего оптимально сочетать интересы и права челове­ка и интересы местные, региональные, общегосударственные.

Местное самоуправление, укрепляя основы народовластия, созда­вая условия жизнедеятельности людей, стабилизируя политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны. Оно тот «цементирующий раствор», который скрепляет государственную це­лостность России.

Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федераль­ной власти, способной обеспечить более высокие социальные стандар­ты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей.

Основным документом, устанавливающим правовой статус мест­ного самоуправления в Российской Федерации, является Конститу­ция РФ. Согласно ст. 12 Конституции в Российской федерации при­знается и гарантируется местное самоуправление. Статья 12 также подчеркивает, что местное самоуправление в пределах своих полно­мочий; самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Кроме данной статьи, по­нятие «местное самоуправление» упоминается еще в ряде статей Конституций (в частности, в ст. 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 и др.); организации местного самоуправления посвящена также гла­ва 8 Конституции (ст. 130-133). Тем не менее, нигде в Конституции РФ не дается определения понятию местного самоуправления.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномо­чий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправ­ления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной предпо­лагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед своим населением. Конституция не дает исчерпы­вающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного само­управления. Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного само­управления.


Принцип местного самоуправления должен быть закреплен в кон­ституциях (уставах) субъектов Федерации, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал органи­зации публичной власти на своей территории и определяя систему орга­низации этой власти, не могут снижать уровень федерального гаранти­рования самостоятельности местного самоуправления.

В соответствии со ст. 16 Конституции РФ положения ее ст. 3 и 12, га­рантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.

Местное самоуправление как первичный уровень публичной власти в государстве имеет свой устанавливаемый законодательством круг во­просов, решения по которым принимаются населением муниципаль­ных образований непосредственно и (или) через выборные и иные орга­ны местного самоуправления.


Предметы ведения местного самоуправления включают:

  1. вопросы местного значения; полномочия органов местного самоуправления по организа­ции собственной деятельности; отдельные государственные полномочия которыми могут на­деляться органы местного самоуправления;

  2. права, которыми органы местного самоуправления наделены Законом о местном самоуправлении 2003 г. или иными федеральны­ми законами;

  3. иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления Других муниципальных образований, органов госу­дарственной власти и не исключенные из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.


По сути, предметы ведения — это пределы юрисдикции местного самоуправления, те сферы общественной жизни, на которые распро­страняются его полномочия.

В современных условиях содержание предметов ведения местного самоуправления определяется Конституцией РФ, федеральными зако­нами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных обра­зований.

Основное содержание предметов ведения местного самоуправле­ния составляют вопросы местного значения: именно они, прежде всего, определяют области жизнедеятельности населения, в пределах которых реализуются полномочия местного самоуправления.

Согласно Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедея­тельности населения муниципального образования, решение которых в со­ответствии с Конституцией РФ, указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Для муниципальных образований каждого вида Закон 2003 г. закрепля­ет свой перечень вопросов местного значения:

а) для городских и сельских поселений;

б) для муниципальных районов;

в) для городских округов.


Перечень вопросов местного значения для внутригородских муни­ципальных образований городов федерального значения устанавливает­ся законами данных субъектов Федерации с учетом соответствующих положений Федерального закона и исходя из необходимости сохране­ния единства городского хозяйства.

Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системе народовластия, использует, в частности, понятия: «полномочия местного самоуправления» (ст. 12 устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоя­тельно), «права местного самоуправления» (ст. 133 содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления).

Понятие «полномочия местного самоуправления» находит свою конкретизацию в правах населения на осуществление местного само­управления, в правовом статусе муниципальных образований и их орга­нов и должностных лиц.

Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации мест­ного самоуправления, основываясь на конституционных положениях о местном самоуправлении, устанавливает, что органы государственной власти обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Особенность полномочий муниципального образования состоит в том, что от его имени они осуществляются населением и (или) органа­ми и должностными лицами местного самоуправления.


Таким образом, полномочия местного самоуправления это закреп­ляемые нормами муниципального права за населением, органами и должно­стными лицами местного самоуправления, за муниципальными образова­ниями в целом как субъектами правовых отношений права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправле­ния.


К полномочиям местного самоуправления могут быть отнесены так­же отдельные государственные полномочия, которыми в соответствии с Конституцией РФ могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Федерации органы местного самоуправления.

Полномочия местного самоуправления реализуются в муниципаль­ных образованиях населением и (или) органами местного самоуправле­ния.

Полномочия местного самоуправления можно подразделить на две группы:

  1. «собственные» полномочия местного самоуправления, то есть те полномочия, которые признает за муниципальными образованиями го­сударство и которые обеспечивают самостоятельное решение населени­ем вопросов местного значения, а также иных вопросов, связанных с ор­ганизацией и осуществлением местного самоуправления;

  2. отдельные государственные полномочия, которыми могут наде­ляться органы местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государ­ственными полномочиями осуществляется только федеральными за­конами, законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.


Организация власти на местах. Особенности организации местного самоуправления обусловлены видом муниципального образования, отличительными чертами его пра­вового статуса, закрепляемого федеральными законами, историческими и иными местными традициями, другими факторами.

Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации учитывал некоторые особенно­сти организации местного самоуправления на определенных территориях. Так, первоначально он признал за федеральными органами государст­венной власти право регулировать особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях, в закрытых админист­ративно-территориальных образованиях (а с 2000 г. — право регулиро­вать федеральными законами особенности организации местного само­управления в городах федерального значения).

К полномочиям органов государственной власти субъектов Федера­ции указанный Закон отнес право регулировать законами в соответст­вии с федеральным законодательством особенности организации мест­ного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.

Уставами муниципальных Образований могли регулироваться во­просы организации местного самоуправления, обусловленные компакт­ным проживанием на территории муниципального образования нацио­нальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казаче­ства с учетом исторических и иных местных традиций.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит специальную гл. 11 «Особенности организации местного самоуправления», в которой, во-первых, определены наиболее важные особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения (ст. 79); во-вторых, содержатся статьи, посвященные особенностям организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных обра­зованиях, в наукоградах и на приграничных территориях (эти статьи от­сылают к соответствующим федеральным законам, которые должны ре­гулировать особенности организации местного самоуправления на ука­занных территориях).

Свои отличительные черты имеет организация местного самоуправ­ления и в поселениях, и в муниципальных районах, и в городских окру­гах, что отражено в статьях Закона 2003 г., устанавливающих правовой статус муниципальных образований указанных видов.

Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных еди­ниц, на которые делится территория государства.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации» опреде­лил основные направления реформирования местного самоуправления, включая его территориальные основы: начался новый этап их развития, предполагающий унификацию территориальной организации местного самоуправления и одновременно дифференциацию предметов ведения, объектов муниципальной собственности в зависимости от вида муници­пальных образований.