ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.11.2020
Просмотров: 1224
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Президентские выборы 2004 г. были отмечены явным преимуществом действующего президента, что сказалось на активности избирателей — 64 %. В связи с высоким рейтингом В. Путина политические партии выдвинули кандидатами в президенты не первых лиц, так как результаты выборов были очевидными и прогнозируемыми. Победу в первом туре одержал В. Путин, за которого проголосовало 71,31 % избирателей.
Органы власти в субъектах Российской Федерации также формируются на выборной основе. Последним субъектом Российской Федерации, в котором была избрана государственная власть, стала Чеченская Республика, где 5 октября 2003 г. состоялись выборы президента республики, а 27 ноября 2005 г. был избран парламент.
Выборная практика постсоветской России свидетельствует в целом об успешном становлении этого демократического института, несмотря на имеющиеся негативные моменты. Так, административный ресурс, влияющий на исход предвыборной борьбы, использование «грязных» технологий, немалые расходы государственных и местных бюджетов на обеспечение выборов нередко вызывают у граждан и политиков сомнения по поводу необходимости проведения выборов. Однако мировой опыт, в том числе российский, свидетельствует о том, что несменяемая, назначаемая власть в наибольшей степени подвержена коррупции. Властные структуры, не зависящие от избирателя, быстро проникаются духом кастовости, круговой поруки. Решающей гарантией от установления монополии коррумпированной бюрократии является рядовой гражданин, который в условиях реальной состязательности кандидатов и партий свободно и сознательно определяет, кому можно доверить власть, кто способен распорядиться ею в интересах общества и государства.
ТЕМА 9
Местное самоуправление в РФ. Определение местного самоуправления в Конституции и законодательстве РФ. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Организация власти на местах. Территориальное общественное самоуправление
Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное явление, которое, естественно, порождает различные подходы к его исследованию.
Местное самоуправление можно рассматривать в качестве:
-
основы конституционного строя;
-
права населения на самостоятельное решение вопросов местно
го значения; -
формы народовластия.
Местное самоуправление в системе управления государством и обществом через самостоятельное решение вопросов местного значения выполняет следующие основные задачи:
-
укрепляет основы народовластия;
-
способствует реализации принципов федерализма;
-
содействует развитию и интеграции гражданского общества, его
институтов; -
стабилизирует политические отношения в государстве;
-
содействует обеспечению основных жизненных потребностей и интересов населения.
Местное самоуправление составляет важнейшую часть механизма управления, позволяющего оптимально сочетать интересы и права человека и интересы местные, региональные, общегосударственные.
Местное самоуправление, укрепляя основы народовластия, создавая условия жизнедеятельности людей, стабилизируя политическую систему, является важным механизмом обеспечения единства страны. Оно тот «цементирующий раствор», который скрепляет государственную целостность России.
Муниципальная власть наиболее приближена к гражданам и занята, прежде всего, решением их повседневных, самых неотложных проблем. Она прямо заинтересована в сильной в правовом отношении федеральной власти, способной обеспечить более высокие социальные стандарты жизни граждан и пресекать своеволие региональных властей.
Основным документом, устанавливающим правовой статус местного самоуправления в Российской Федерации, является Конституция РФ. Согласно ст. 12 Конституции в Российской федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Статья 12 также подчеркивает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий; самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Кроме данной статьи, понятие «местное самоуправление» упоминается еще в ряде статей Конституций (в частности, в ст. 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 и др.); организации местного самоуправления посвящена также глава 8 Конституции (ст. 130-133). Тем не менее, нигде в Конституции РФ не дается определения понятию местного самоуправления.
Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны, прежде всего, перед своим населением. Конституция не дает исчерпывающего перечня вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Основываясь на положениях Конституции РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления определяет предметы ведения местного самоуправления, а также разграничивает полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти ее субъектов в области местного самоуправления.
Принцип местного самоуправления должен быть закреплен в конституциях (уставах) субъектов Федерации, которые, признавая местное самоуправление в качестве одного из основополагающих начал организации публичной власти на своей территории и определяя систему организации этой власти, не могут снижать уровень федерального гарантирования самостоятельности местного самоуправления.
В соответствии со ст. 16 Конституции РФ положения ее ст. 3 и 12, гарантирующие местное самоуправление, не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном Конституцией.
Местное самоуправление как первичный уровень публичной власти в государстве имеет свой устанавливаемый законодательством круг вопросов, решения по которым принимаются населением муниципальных образований непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Предметы ведения местного самоуправления включают:
-
вопросы местного значения; полномочия органов местного самоуправления по организации собственной деятельности; отдельные государственные полномочия которыми могут наделяться органы местного самоуправления;
-
права, которыми органы местного самоуправления наделены Законом о местном самоуправлении 2003 г. или иными федеральными законами;
-
иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления Других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из компетенции органов местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
По сути, предметы ведения — это пределы юрисдикции местного самоуправления, те сферы общественной жизни, на которые распространяются его полномочия.
В современных условиях содержание предметов ведения местного самоуправления определяется Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований.
Основное содержание предметов ведения местного самоуправления составляют вопросы местного значения: именно они, прежде всего, определяют области жизнедеятельности населения, в пределах которых реализуются полномочия местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ, указанным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Для муниципальных образований каждого вида Закон 2003 г. закрепляет свой перечень вопросов местного значения:
а) для городских и сельских поселений;
б) для муниципальных районов;
в) для городских округов.
Перечень вопросов местного значения для внутригородских муниципальных образований городов федерального значения устанавливается законами данных субъектов Федерации с учетом соответствующих положений Федерального закона и исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства.
Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяя его статус в системе народовластия, использует, в частности, понятия: «полномочия местного самоуправления» (ст. 12 устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно), «права местного самоуправления» (ст. 133 содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления).
Понятие «полномочия местного самоуправления» находит свою конкретизацию в правах населения на осуществление местного самоуправления, в правовом статусе муниципальных образований и их органов и должностных лиц.
Федеральный закон 2003 г. об общих принципах организации местного самоуправления, основываясь на конституционных положениях о местном самоуправлении, устанавливает, что органы государственной власти обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
Особенность полномочий муниципального образования состоит в том, что от его имени они осуществляются населением и (или) органами и должностными лицами местного самоуправления.
Таким образом, полномочия местного самоуправления — это закрепляемые нормами муниципального права за населением, органами и должностными лицами местного самоуправления, за муниципальными образованиями в целом как субъектами правовых отношений права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления.
К полномочиям местного самоуправления могут быть отнесены также отдельные государственные полномочия, которыми в соответствии с Конституцией РФ могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Федерации органы местного самоуправления.
Полномочия местного самоуправления реализуются в муниципальных образованиях населением и (или) органами местного самоуправления.
Полномочия местного самоуправления можно подразделить на две группы:
-
«собственные» полномочия местного самоуправления, то есть те полномочия, которые признает за муниципальными образованиями государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также иных вопросов, связанных с организацией и осуществлением местного самоуправления;
-
отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.
Организация власти на местах. Особенности организации местного самоуправления обусловлены видом муниципального образования, отличительными чертами его правового статуса, закрепляемого федеральными законами, историческими и иными местными традициями, другими факторами.
Федеральный закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации учитывал некоторые особенности организации местного самоуправления на определенных территориях. Так, первоначально он признал за федеральными органами государственной власти право регулировать особенности организации местного самоуправления на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях (а с 2000 г. — право регулировать федеральными законами особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации указанный Закон отнес право регулировать законами в соответствии с федеральным законодательством особенности организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций.
Уставами муниципальных Образований могли регулироваться вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций.
Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит специальную гл. 11 «Особенности организации местного самоуправления», в которой, во-первых, определены наиболее важные особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения (ст. 79); во-вторых, содержатся статьи, посвященные особенностям организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, в наукоградах и на приграничных территориях (эти статьи отсылают к соответствующим федеральным законам, которые должны регулировать особенности организации местного самоуправления на указанных территориях).
Свои отличительные черты имеет организация местного самоуправления и в поселениях, и в муниципальных районах, и в городских округах, что отражено в статьях Закона 2003 г., устанавливающих правовой статус муниципальных образований указанных видов.
Вопросы организации власти в государстве неразрывно связаны с его территориальным устройством, ибо функционирование органов власти осуществляется в границах определенных территориальных единиц, на которые делится территория государства.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил основные направления реформирования местного самоуправления, включая его территориальные основы: начался новый этап их развития, предполагающий унификацию территориальной организации местного самоуправления и одновременно дифференциацию предметов ведения, объектов муниципальной собственности в зависимости от вида муниципальных образований.