Файл: O_V_Gaman-Golutvina_Politicheskaya_sistema_sovr.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.11.2020

Просмотров: 1223

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

​Для тоталитаризма характерно стремление распространить прямое политическое регулирование и на сферу экономики, осуществить национализацию собственности. Тоталитарная политическая система весьма прочна, ибо срастается с экономикой. Подрывает ее, в отличие от авторитаризма, не внутриполитический кризис, а военное поражение, либо кризис экономических структур. Свое законченное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) государства.

​Дискуссию относительно иерархии традиционных для российского социума ценностей вряд ли можно считать завершенной. Однако большинство исследователей солидарно во мнении относительно того, что традиционно доминировавшие в России ценности носили по преимуществу коммунитарный характер. В качестве таковых, как правило, называют равенство, справедливость, общественное служение и самопожертвование во имя общего дела («Сам погибай, а товарища выручай»; «На миру и смерть красна»), коллективизм, общинность, соборность, солидарность, этатизм, нравственный максимализм. Важнейшими ценностно-смысловыми основаниями российской политической культуры, которая в своем традиционном измерении во многом основана на архетипах и кодах православной культуры, то доминантными ее характеристиками выступают приоритет духовных ценностей над материальными; стремление к равенству и справедливости; синкретизм правды и истины; ориентация на синергию как на гармонию земного и небесного начал; этатизм; имперская традиция всемирной власти; целостность политического мировосприятия, важнейшим компонентом которого является ценностное отношение к миру; политический радикализм; приверженность к эсхатологизму; мистическое толкование истории; соборность; космизм. Важней чертой русской политической культуры является этикоцентризм: нравственные нормы призваны регулировать не только собственно этические отношения, но также политические и экономические. При этом для русской политической культуры характерна антиномия идеалов рационального и морального.

В результате описанных процессов в России сложилась специфи­ческая федеративная система, которой присущи следующие черты:

  • смешанный этнотерриториальный характер построения федера­ции, чреватый этноконфликтами;

  • асимметричность масштабов федеральных единиц и, соответ­ственно, неравный вес голосов проживающего в них населения;

  • неравенство статусов субъектов федерации (различия между рес­публиками и другими субъектами, наличие субъектов федера­ции, входящих одновременно в состав других субъектов);

  • экономическая, социальная и политическая дифференциация ре­гионов, которые значительно отличаются друг от друга по услови­ям жизни и труда граждан, по степени эффективности социальной инфраструктуры, по удельному весу и роли демократических институтов и процедур, по уровню политической активности и характеру политических предпочтений электората;

  • дотационность большинства субъектов федерации, а следова­тельно, их зависимость от субвенций федеральной власти;

  • провинциальный центризм, то есть воспроизводство (в ухуд­шенном варианте) на региональном уровне существующих от­ношений центр — регионы;

  • авторитаризм региональных элит меньший, чем в центре, кон­троль за их деятельностью со стороны гражданского общества и правовых институтов;

  • неоправданно высокая роль субъективного фактора, когда лич­ные качества главы региона и его персональные связи в центре во многом определяют отношение федеральных властей к регио­ну и тем самым — социальное и экономическое положение про­живающих в нем граждан. Учет перечисленных особенностей российского федерализма пред­ставляет собой непременное условие позитивного решения проблем, связанных с совершенствованием взаимоотношений центр — регио­ны в публичной сфере.


Для приведения в соответствие нормативно-правовых докумен­тов субъектов Федерации Конституции России, законам и другим государственным правовым актам была проведена большая работа Полномочными представителями Президента Российской Федера­ции в Федеральных округах.

Специфика российского федерализма определяется также социокуль­турными особенностями страны, историческим опытом взаимоотно­шений центра и регионов. Для российского федерализма характерно соединение национально-государственного и административно-тер­риториального принципов построения системы правления. Это свя­зано с многонациональным составом населения страны, в которой проживает 160 этносов различной численности. Однако в отличие от других государств в России сложилась асимметричная форма феде­рализма: республики (государства) обладают большим объемом прав, чем края, области, города и округа (территории) в их взаимоотноше­ниях с центром.

Под воздействием процесса суверенизации регионов авторы Консти­туции России заложили в ней два классических положения: запрет на односторонний выход субъекта Федерации из союзного государства и запрет на одностороннее изменение статуса субъекта Федерации. Уровень самостоятельности субъектов Российской Федерации фактически определяется не их конституционным статусом, а кругом полномочий и предметов ведения. Посредством механизма распре­деления полномочий устанавливается степень и форма децентра­лизации, учитывающие специфику того или иного региона. Отсюда отличительная особенность российского федерализма — взаимное делегирование полномочий. Смысл его состоит в том, что субъект Федерации передает свои полномочия центру, и наоборот. Благодаря этому Федерация создается как бы снизу на основе договорных отно­шений. Поэтому российскую модель федерализма можно назвать кон­ституционно-договорной.


Для российского федерализма характерно соединение националь­но-государственных и территориальных принципов формирования федеративного государства. При таком подходе учитывается, что на протяжении веков Россия была и остается полиэтническим государ­ством, взаимодействием и даже союзом более сотни народов. Соглас­но переписи населения 2002 г., в России проживают представители 160 национальностей.

На формирование современного российского федерализма не могла не сказаться угроза распада России, особенно реальная в 1991-1992 гг. Российская Федерация была создана на тех же принципах, что и Союз ССР. Причины, приведшие к распаду СССР, сказались на нараста­нии центробежных, сепаратистских тенденций внутри России. В их основе лежало стремление самостоятельно распоряжаться своим эко­номическим богатством, природными ресурсами, плодами своего тру­да, получить большую свободу, уменьшить зависимость от центра.

Вслед за всеми автономными республиками, осенью 1991 г. провоз­гласившими себя суверенными государствами, заявила о повышении своего статуса — о преобразовании в республики — большинство ав­тономных областей. Края и области также начинали открытую борь­бу за расширение своих прав и полномочий, за равноправие с респуб­ликами.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. в Кремле боль­шинством субъектов Российской Федерации. Он включил в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (суверенных республик в составе Россий­ской Федерации; краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербур­га; автономных областей и автономных округов). Договор носил комп­ромиссный характер и явился результатом большой подготовительной работы, начавшейся еще в 1990 г. Тем не менее Федеральный договор закрепил неравноправное положение краев и областей по сравнению с республиками и не смог полностью нейтрализовать дезинтеграционные процессы в Российской Федерации.

В настоящее время реальный российский федерализм представля­ет собой территориальную форму демократии при строгом разграни­чении функций и собственности между федеральной и региональной властями.


ТЕМА 8

Политические партии в политическом процессе современной России. Партии как политический институт. Классификаций политических партий. Типология партийных систем. Партии и партийные системы в России



Партии как политический институт


Партия (фр. parti, англ. party or лат. pars/partis — часть, группа) в упрощен­ном толковании политическая организация, выражающая общие или основные интересы какой-либо социальной группы либо конкретного государства; обладает организационной структурой, тактической и стратегической программой (как пра­вило, идеологизированной) и конкурирует с другими образованиями ibkoi о же типа за государственную власть и политическое влияние в обществе.

Политическая партиятип негосударственного института, группо­вое объединение, обладающее различными характеристиками и функциями, глав­ные среди которых: 1) наличие формальной, организационной структуры; 2) учас­тие в политической конкуренции за официальный контроль над властью, что предполагает включенность в избирательный процесс; 3) идеологическая доктрина, претендующая па выражение общенациональных или групповых интересов; 4) пра­вовой статус.

Политическая партия – это официально институционализированная и функционально специализированная организация, борющаяся за контроль над механизмами государственной власти и управления.

В политологической литературе представлены десятки тол­кований описываемого понятия; ниже даны наиболее сжатые и типичные среди них.

Партией является всякая политическая группа, участвующая в выбо­рах и способная вследствие этого провести своих кандидатов в государ­ственные учреждения (Дж. Сартори).

Партиями называют организации, которые нацелены на открытое завоевание их представителями государственных позиции (К. Джанда).

Партия есть любая политическая группа, получившая официаль­ный статус, имеющая формальную организацию, связывающая центр с пе­риферией и способная провести через выборы (свободные или несвободные) своих кандидатов в государственные органы (Дж. Лаполамбара, Дж. И. Андерсон).

Партия это организованная сила, объединяющая граждан одного политического направления для мобилизации общественного мнения в определенных целях, для участия в органах власти либо для ориентации властей на осуществление своих требований (Кермонн).

Партия институт, призванный группировать, оценивать и по мере возможности примирять множество противоположных интересов и тре­бований отдельных лиц, групп, городов и регионов, организовывать их в борьбе за государственные должности и затем служить связующим зве­ном между избирателями и людьми, делегированными ими на эти посты (Д. Бродер).

Видный американский специалист по сравнительной политологии Джозеф Лапаломбара обратил внимание на то, что такие про­стые, кажущиеся естественными политические термины, как партия, в различных условиях несут неодинаковую смысловую нагрузку. Этот же автор составил список четырех признаков партии: 1) прежде всего любая партия есть носитель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека; 2) партия это организация, то есть достаточно длитель­ное объединение людей на самых разных уровнях политики от местно­го до международного; 3) цель партии завоевание и осуществление (чаще всего в коалиции) власти; 4) каждая партия старается обеспечить себе поддержку народа от голосования за нее до активного членства.




Основные функции партии:

  • участие и победа на выборах для получения определенной степени контроля над органами государственной власти;

  • отражение и формулирование потребностей общества;

  • выдвижение политических альтернатив;

  • проверка политических качеств и обучение лидеров, которые в буду­щем займут свое место в управлении государством.


Насколько успешно или нет партия исполняет свое политическое пред­назначение в обществе, зависит не только от нее самой, но и от целого ряда внешних но отношению к ней факторов действует ли партия в условиях президентской или парламентской республики, унитарного или федератив­ного устройства, а также от специфики электорального законодательства. Эти и другие обстоятельства предъявляют свои особые требования к орга­низационному строению, повседневной деятельности и к стратегическому планированию партии (программе, предвыборной платформе и т.д.).


Классификация политических партий

Одну из первых попыток исторической периодизации форм партийной организации предпринял М. Вебер, который выделил три таких этапа: аристократические группировки; политические клубы; современные массовые партии.

Ядром принятой сегодня классификации политических партий ос­тается схема Дюверже, представленная им в работе «Политические партии» (1951), который по организационному строению разделил их на два основ­ных типа: кадровые и массовые. Кадровыми он назвал партии, возникшие в результате сотрудничества низовых избирательных комитетов рядовых граждан и парламентских групп в верхах. Массовые партии плод все­общего избирательного права. Различаются эти два типа по характеру свя­зей гражданина (в монархиях подданного) с партией и по своей внут­ренней структуре. Отношения человека с какой-либо партией обычно ил­люстрируют с помощью схемы, содержащей четыре концентрические окружности. Наименьшую из них (на схеме D) образуют активисты и функционеры партии, для которых она смысл их политической жизни и/или работы; они обеспечивают организационную и пропагандистскую (не­редко и идеологическую) деятельность. Следующий круг (С) члены партии, выплачивающие в ее фонд взносы и имеющие регистрационный документ. Третий круг (В) симпатизирующие партии; они оказывают ей всевозможную поддержку и участвуют во вспомогательных объединени­ях молодежных, женских, спортивных и пр. Самая большая окружность (А) избиратели партии, чья привязка к ней чаще всего ограничена голо­сованием в ее пользу.



Схема участия в партийной жизни

А электорат

В симпатизирующие

С члены партии

D — активисты и функционеры


В кадровых партиях обычно нет строгого постоянного членства и статуса индивидуального участия, а также централизованной структуры; при этoм партийный курс вырабатывают влиятельные боссы (консервативные партии в англосаксонских странах). Схему таких партий можно определить как А + В + D. «Концентрическая» структура массовых партий дополнена их постоянными членами: + С. Они довольно сильно централизованны, ос­нованы на иерархии (соподчинении) от нижнего уровня местных организа­ций до высших органов партии, финансируются в основном из собранных членских взносов. Важным показателем влияния партий, по Дюверже, вы­ступает так называемый индекс членства: соотношение между числом из­бирателей и членов данной партии (А/С). Позже этот ученый скорректиро­вал свою схему, признав факт существования массовых непрямых партий (лейбористы в Англии: человек сначала вступает в профсоюз и автомати­чески числится членом партии, если прямо от этого не отказывается).


По внутреннему строению различаются партии с сильной и слабой структурой. В первом случае внутрипартийная дисциплина, фиксирован­ная в уставах, предписывает всем депутатам подчиняться распоряжениям парламентской группы и руководящих органов партии. Слабоструктуриро­ванная партия означает, что ее парламентарии располагают почти полной свободой голосования.

Во второй половине ХХ в. традиционные партии претерпели значительную трансформацию, что нашло отражение в разработке новых представлений о партиях. В частности, в 1970-х гг. был идентифицирован тип партии, названный им «партия-хватай-всех» (англ. catch-all party) (его называют еще партией избирателей или универсальной партией). Подобные «межклас­совые» объединения считают вторичным рост своих рядов, но стараются сплотить вокруг себя максимальное количество избирателей самой разной социальной, этнической и прочей принадлежности, идейной ориентации, с неодинаковыми частными и групповыми интересами для решения важнейших проблем текущего политического момента, а также для того, чтобы получить возможность править эмпирическим, т.е. основанным на непос­редственном опыте, путем. Шарло и Сартори предложили трехсоставную классификацию: кадровые, массовые и партии избирателей. К последним привилось название универсальных партий.

В конце XX в. универсальные партии или партии избирателей отличались самым динамичным развитием по сравнению с остальными, мно­гие из которых перестраиваются под эту модель. Их прогресс объясняется переосмыслением механизма взаимодействия между партиями и обществом: новые технологии и информатика радикально преобразовали социально-про­фессиональные структуры и традиционные идейные предпочтения; изменился и демографический состав населения. Тем самым была ослаблена привязка партий к некогда ориентировавшимся на них социальным группам, что сде­лало партийную базу неустойчивой, а исход выборов малопредсказуемым. Чреватое конфликтами партийное размежевание перестало быть смыслом политической жизни, а взамен расширилась сфера общенационального со­гласия. Ощутимо усилилась исполнительная власть, нередко в ущерб зако­нодательной. Эти и другие факторы заставляют партии обращаться сразу почти ко всем группам избирателей, многие из которых отныне проявляют повы­шенный интерес к универсальным (в смысле общечеловеческим), а не классовым, к постматериальпым (духовным), а не материальным ценностям.

Для универсальных партий в целом характерна гибкая политическая линия. Они выстраиваются вокруг лидеров (чаще одного национально­го лидера), предлагающих обществу идеи согласия, баланса интересов раз­ных социальных групп. Такие партии прагматичны в плане идеологии, заимствуя свои предложения из разных источников, что позволяет им не ско­вывать свою нацеленность на электоральный прогресс какими-то догмати­ческими приверженностями.