Файл: Isaev_B_A_-_Teoria_partiy_i_partiynykh_sistem.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2880

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Партийная активность 

Режим 

Режим 
президентских 

выборов 

- - - -

- -

}f

- - - - - - - - - - - - - - - - -

: меся ца : месяца : 

1. 

Режим  внедумской 
работы  партии 

Время 

Рис.  17. 

Ординарный uикл функuионирования партийной системы России 

режима думских выборов и их продолжительность, 

которая сокращает­

ся до 3  месяцев; 

б) в  случае отставки,  болезни, смерти ,  импичм

ента президента на­

значаются досрочные (экстраординарные)  выбо

ры,  и  весь режим  пре­

зидентских выборов сокращается до  3  месяцев. 

Понятие о  цикле функционирования  помогает 

систематизировать 

представление о  режим ах  работы  партийной 

системы.  П ол итикам  и 

партийным организаторам  - определять стратегию 

и  тактику  избира­

тел ьной, парламентской, коалиционной политики; 

оптим изировать ра­

боту,  более рационально  распределять усилия 

политических партий  в 

различных режимах функционирования  партиом

ы .  

&. 5.  Зависимость  функционирования  паРТИОМbI 

от типа  политической  систеМbI 

М ы  уже говорили о разных режимах Функuионирования 

партиомы 

в  разных п олитических  системах.  Действител

ьно,  они  по-разному 

действуют в президентской и  президентско-па

рламентской  или парла­

ментской  и  парламентско-президентскоЙ. 

« Если попытаться в нескольких словах изложить 

суть основного раз­

личия  между  президентской и  парламентской 

системами,  - отмечает 

Хуан Линц, - то  можно сказать,  что парламентаризм 

придает полити­

ческому процессу определенную гибкость, тогда 

как системе президент­

ского  правления  присуща  жесткость.  П одобная 

жесткость,  могут  воз­

разить сторонники президентского правления, 

это положительный мо­

м ент,  поскольку  она  п о могает  предотвратить 

неопределенность  и 

отсутствие стабильности, характерные для парламентской 

системы. Ведь 

при парламентской форме правления множество 

"действующих лиц" -

338 

партии, их лидеры и даже рядовые избиратели - могут в любой момент 
в  период  между  выборами  внести  какие-то кардинальные  изменения 
про извести перегруппировки и, что самое главное,  назначить или 

CMe� 

стить премьер-министра.  Но хотя  необходимость в наличии твердой вла­
сти и  предсказуемости  вроде бы говорит в  пользу президентской  формы 
правления, такие неожиданные события, как, скажем, смерть президента 
или  серьезные ошибки, допущенные им  под давлением не

редвиденных 

обс

оятельств,  могут сделать президентскую власть еще менее предсказу­

емои 

� 

зачастую даже более слабой,  чем  власть премьер-министра.  Пос­

леднии всегда может повысить свою "законность" и увеличить свою власть 

путем  получения вотума доверия или в результате роспуска парламента и 

проведения новых выборов.  Кроме того, смещение премьер-министра не 
обязательно сопровождается  кризисом власти»l . 

Если президент и е го администрация выступают ведущей силой по­

литической системы, то партии в  первую очередь озабочены результа­

тами  президентских  выборов,  на  их  обеспечение они бросают основ­

ные ресурсы .   Возьмем  политическую систему С ША  Главны м  событи­

ем для  американских  партий  всегда  были  и  остаются  президентские 

выборы. Весь цикл функционирования американской партиомы отсчи­
тывается от выборов президента и подчиняется его правлению. Разуме­

ется, президенту необходимо опираться на конгресс и ему небезразлич­

но, и меет ли его партия большинство в  Палате п редставителей и  Сена­
те. Но не секрет и тот факт, что исход выборов в Палату и Сенат является 
функцией выборов президента.  В  случае  победы  на  них институт дей­
ствующего президента становится самой влиятельной силой последую­
щИХ 

В�IБОРОВ 

конгрессменов, тем  более что  избирается  он  на четырех­

летнии срок, а конгресс наполовину обновляется каждые два года. И да­

же  режим 

временного  контроля  разных  партий  над  исполнительной  и 

законодательной властями 

С ША (а он и мел место в  1 875  1 883  1 89 1   1 895 

1 9 1 1 ,  1 9 1 9,  1 93 1 ,  1 947 гг. )  не помешал, в конце концов

:

обре

ти п

лны

Й 

контроль президентской  партии над  обеими ветвями власти. 

Итак,  в президентской республике  колебание  маятника партийной 

систе м ы   и  концентрация  государственной  власти  в  руках  одной  из 
партий обусловлены успешностью президентских выборов.  Более того, 
сама амплитуда этого 

напрямую зависит от политической 

позиции президента.  И  функционирование  партийной  систе м ы  и меет 
главны м  источником его и нститут. 

В президентско-парламентской ( иначе: премьер-президентской или 

полупрезидентской )  республике разделение  прерогатив исполнитель­
ной и  законодательной властей более наглядно.  Релевантны м  является 

ЛUНЦ 

Х 

Опасности президентства / / Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А.  Иса­

ев, А.  С. Тургаев, А.  Е .  Хренов. СПб., 2006.  С.  1 5 1 .  

22' 

339 


background image

не  оди н,  как в  предыдущей  политической системе, 

а два  поста:  прези: 

дентский  и  премьерск и Й .   Отсюда  и  явственное 

разделение усил и и  

партий ,  борющихся з а  власть.  П резиденту для уверенного 

и успешного 

правления необходима не только победа на всенародных 

выборах, но и 

завоевание его  партией  большинства в  парламенте. 

Здесь  избиратель­

ные режим ы  партийной системы, при выборах 

как  президента,  так  и 

парламента,  почти одинаково значимы, и наче возни

кает 

«реJКИМ сожu­

когда  представитель  одной  партии  избран  президент

м ,  а 

член другой  возглавляет правительство.  Н о  все же 

более  значимои для 

партий остается  борьба за президентский пост. 

Типичным примером  президентско-парламентскои 

политическои 

системы является Пятая республика во Франци и

,  а «режима сожитель­

ства» 

преЗИдентство со.uиал иста Ф.  М иттерана,  который в  1 986 г.  по 

результатам выборов в законодательное собрание 

должен был назначить 

премьер-м и нистром голлиста Ж.  Ш ирака ' .  Другой 

случай обозначился 

через десять лет,  при  президентстве голлиста Ж. 

Ш ирака.  Он, учитывая 

результаты  парламентских  выборов,  не только 

назначил  социал и ста 

Л. Жоспена премьер-министром,  но и  утвердил 

коал иционное  прави­

тельство из социалистов, коммунистов, радикал-социалистов, 

предста­

вителей  Партии 

И Движения граждан . 

Следует учесть, что во Франции президент избирается 

прямым все­

народным голосованием по мажоритарной системе 

в два тура, он же на­

значает премьер-м и нистра  и  членов правител ьства, 

учитывая,  разуме­

ется,  результаты  парламентских  выборов.  П ри 

многовариантности  и 

даже непредсказуемости французского мультипартизма 

понятно стрем­

ление де Голля к м ин и м изации «режима 

при помощи усиления 

президентской  власти. 

В  парламентской республике самым значимым постом 

в полити

ес-

кой с истеме является премьерский, и парламентские 

выборы каждыи раз 

окончательно определяют победу той или  иной пар

тии. Более того, пра: 

вительство, формируемое партией-победительницей, 

представляет собои 

как бы  продолжение  парламентского  большинства, 

будь оно однопар­

тийным или  коалиционным. Поэтому главные усилия 

и  правящие и оп­

позиционные партии сосредоточивают на парламентских 

выборах и сво­

ей  парламентской деятельности.  Здесь важное значение 

для стаб

иза: 

ции политической системы приобретает численный 

coc

aB 

пар

и и нои 

системы  а также наличие доминирующей и  центристскои 

партии. 

Име

т определенное своеобразие деятельность партий 

в парламент­

ских 

монархиях. 

Но, с точки зрения функционирования партиомы 

в це­

лом,  они мало отличаются от парламентских 

республик. 

СМ.: 

Риггс  Ф. 

Сравнительная 

oueHKa 

президентской фОРМЫ правления / /  Политоло­

гия: Хрестоматия / Сост.  Б. А.  Исаев, А.  С. Тургаев, 

А.  Е .  Хренов. СПб., 2006.  С.  147- 1 49. 

340 

Наконец, в парламентско-президентской политической системе функ­

ционирование  партий опять раздваивается  между  выборами  парламента 
и  президента.  Но,  в  отличие от  преЗИдентско-парламентской  республи­
ки, главный акцент делается на парламентских выборах и формировании 
правительства.  Роль  президента  становится  особенно  важной  в  период 
правительственных кризисов.  Типичным примером такой  �истемы  была 
Веймарская  республика  в  Германии,  партийная  система  которой  доста­

точно  корректно  отражала  социальную структуру  немецкого общества. 
Дестабилизация  партиомы  и  всей  п ол итической  систем ы  Герман ии 

1 930-х гг.  произошла,  скорее,  в  результате  внешних причин: всемирного 

экономического  кризиса,  унижения  Германии условиями Версальского 
мира, революционных настроений в  Европе  и  радикализации общества. 

Под действием  этих  причин германская партиома все более поляризовы­

валась, сползая  к режиму правого синистризма, дестабилизируя всю по­
литическую систему и подталкивая общество к поддержке Н СДАП .  

в 

этих 

условиях преЗИдент  Гинденбург и  назначил канцлером Гитлера. 

Своеобразно  организована деятельность  партиом  в  тоталитарных и 

авторитарных системах правления. И менно 

ибо в назван­

ных политических системах функционирование партий тщательно конт­

ролируется  и  регламентируется.  Если  при этом  существует  правящая 
партия, являющаяся политической опорой режима, то для ее деятельнос­
ти создаются искусственные преимущества: исключительно положитель­

ные  отзывы  прессы, скрытое  государственное  финансирование,  опека 
государственных чиновников и спецслужб.  В  результате  социальная база 
и электоральное поле партии неестественно расширяются. Н апример, то­

талитарные партии могут получать на выборах более 99% голосов избира­
телей.  Если в тоталитарных или авторитарных системах существуют дру­

гие политические силы, то это, как правило, лищь при поддержке режима 

и 

правящей  партии. 

Такой  «режим 

создает видимость демократи­

ческой  с истемы  или  демократическую  ширму тоталитарной  системы. 

Например, в Китае, кроме правящей Коммунистической партии ( К П К), 

численностью более 60 млн членов, существуют еще  восемь «демокра­

парт и й :   Революционный  ком итет  Гом и н ьдана  (создан  в 

1 948 г. ,  численность 

-

50  тыс.), Демократическая л и га  К итая  ( 1 94 1 ,  

1 30 тыс.), Ассоциация демократического национального строительства 
Китая  ( 1 945,  70 тыс . ) ,  Ассоциация содействия  развитию  демократии 

К итая  ( 1 945,  60 тыс.),  Рабоче-крестьян ская демократическая  партия 
Китая ( 1 930, 60 тыс.),  Китайская партия стремления  к справедливости 
( 1 925),  Общество  3 сентября  ( 1 944), Л и га демократической  автономии 
Тайваня  ( 1 947).  Однако,  несмотря  на такое обилие 
организаций ,  их влияние на политический процесс крайне низко и судь­
ба демократи и в Китае пока остается призрачноЙ. К тому же общая чис-

34 1 


background image

ленность 

партий  в  Китае составляет около 

500 

тыс. 

членов,  что  более  чем  на  два  порядка  меньше  числа 

членов  КПК,  не 

говоря уже о разных возможностях для партийной 

деятельности китай­

ских коммунистов и 

В случае несоблюдения «режима 

правящей партии 

вся деятельность оппозиционных партий в тоталитарных 

и  авторитар­

ных  системах ставится  под  жесткий  государствен

ный контроль. Дея­

тельности  партий ,   осушествляюших  критику  режима 

и  правящей 

партии ,  чинятся  искусственные препятствия, их ли

деров  и  активистов 

контролируют спецслужбы ,  вводится  государственная 

цензура  для  их 

печатных органов,  им  не вьщеляется эфир государстве

нных каналов те­

левидения и  радиовещания,  оппозиционные каналы 

закрываются,  а  их 

сотрудников запугивают » т.д.  В  результате  правящая 

и  оппозиционные 

партии действуют  в  совершенно различных  условиях, 

практически  -

в противоположных режимах:  функционирование  первой 

искусственно 

стимулируется, а вторых - тормозится. Партийная 

система при этом со­

вершенно  не отражает  общественного  м нения и  служит, 

скорее,  «кри­

вым 

чем индикатором про исходящих в обшестве социально­

политических  и  экономических  процессов.  Вот почему 

при  переходе  к 

демократии ,  когда устраняется как искусственное стиму

лирование «аван­

так и торможение оппозиционных сил, правяшая партия 

рассыпается, а оппозиционные быстро  набирают политический 

вес. 

Таким образом ,  конструкция  политической  системы, 

значимость 

президентского поста и  роль правительства,  диктаторские 

и  тоталитар­

ные режимы накладывают определенные отличия на 

функционирование 

партийных систем, которые нельзя не учитывать их 

исследователям. 

342 

Вопросы 

ДЛЯ 

самоконтроля 

1 .   Что такое статика и динамика партийной системы? 

2.  Что понимается под функционированием партиом? 

3.  Что такое режим функционирования партийной системы? 

4.  Чем различаются  избирательный и  парламентский 

режимы функцио­

нирования  партиомы? 

5 .   Назовите режимы работы партийной системы в  зависим

ости от числа 

партий в ней. 

6.  Как функционируют  партиомы с  центристской и 

без  центристской 

партий? 

7.  Зависит ли режим деятельности  партийной системы 

от типа системы 

политической? 

8.  Объясните, что означают,  и  приведите  примеры режимов: 

- чередования партий у власти; 

- постоянного разделения власти; 

- синистризма; 

- доминирования одной политической партии. 

9.  Поясните следующие,  возникающие  при  наличии (отсутствии)  цент­

ристских партий в партиоме,  ситуации: 

- двухпартийная система; 

- система «двух 

С 

половиной» партий; 

- система,  в которой крупной партии  противостоит ряд мелких' 

- двухблоковая партийная система; 

- пар

.:г

иома с  постоянным (частым)  правлением одн.6й  или  группы 

партии; 

- партийная система с  правительством меньшинства' 

- партийная система неустойчивых коалиций. 

1 0.  Кто  исследовал  приведенные режим ы  функционирования  партийных 

систем? 

1 1 .  Какие основные режимы с центристской партией выделил 

Г. 

Даалдер? 

1 2 .   Что такое  цикл функционирования системы партий? 

1 3.  Что означают ординарный и экстраординарный циклы функциониро­

вания партийной системы? 

1 4.  Как функционирует партийная система в: 

- президентской республике? 

- президентско-парламентской республике? 
- парламентско-президентской политической системе? 

- парламентской республике и монархии? 

1 5.  Как организована деятельность правящей и  оппозиционных партий в 

авторитарных и  тоталитарных политических системах? 

Литература 

Голосов 

Г.  В. 

Сравнительная политология .  Новосибирск,  1 995. С.  1 45- 1 56 

Далто" 

р 

Сравнительная политология сегодня:  М ировой обзор / П од ре

М .  В.  Ильина, А.  Ю.  Мельвиля.  М., 2002.  С.  1 56- 1 86. 

дюверже М. 

Политические партии. М . ,  2000.  С.  368-380, 472-507. 

Исаев Б. А. 

И стория партий. СПб.: БПУ,  2007. 

Мир политич

:

ской мысли: Хрестоматия по партологии. Кн. 4: Современные 

партологи о партииных системах/ Под ред. Б. А. Исаева, А. К. Голикова. СПб., 2005. 

Партии и  выборы: Хрестоматия / Отв. ред. и сост.  Н.  В. Анохина  Е  Ю 

лешкина. М., 2004. 

'  . 

е 

Политология: Хрестоматия / Сост.  Б. А.  Исаев  А.  С. Тургаев  А  Е  Х 

СПб., 2006.  С.  1 39- 1 55. 

.  .  ренов. 

.  Daalder H  'П 

Seaгch ofthe Cel1leг ofELlГopean Рапу Systems // American Pol itical 

SClence Revlew. Wаsllшgtоп,  1 984. Yol. 76. 

NQ 

1 .  Р.  92- 1 09. 

James J. L. 

American Political Parties in Transition. 

N.Y., 

1 974. 

Р. 

52. 


background image

ХАРАКТЕРИСТИКИ  ПАРТИЙНЫХ  СИСТЕМ 
И ИХ ВЫЧИСЛЕНИЕ 

7. 1 .  Состав,  структура,  формат,  конфигурация 

и  интерпретация  партиомы 

Любой  исследователь,  взявшийся изучать ту  или иную  партиому, 

изменявшую  свою  структуру  на  протяжен и и  нескольких десятилетий 
(хронологическое  сравнение),  или  сравнивать  несколько  партийных 
систем  в  определенное время ( пространственное сравнение) ,  сразу же 
сталкивается  с  проблемами  периодизации или описания ,  разделения, 
обособления. Частично  мы уже решали эту проблему (см. гл.  4), когда 

выявляли  классы ,  тип ы  и  виды  партиом.  Ведь  критерии, которые  м ы  
вводил и ,  чтобы  вычленить эти  классы, типы и  виды,  могут также  слу­
жить характеристиками партийных систем. 

П од характеристиками партийной системы мы будем понимать чер­

ты, качества, свойства данной партиомы ,  показывающие ее особен нос­

ти, отл ичия от других партиом. 

Как правило, характеристики отличаются от критериев своей мень­

ш е й  значимостью, поскольку служат описанию конкретной партиомы ,  
а  критерии выделяют среди  многих партиом целые отряды,  разновид­

ности партийных систем.  Очень часто характеристика описывает лишь 
одну  особенность системы, тогда она фактически  совпадает  с  ее 

свой­

ством. 

Учитывая, что партийные системы не только  по-разному устроены ,  

н о  имеют  и  определенные различия в  функционировании, движении, 
развитии, следует различать их 

статические и динамические 

характери­

стики. 

Для описания статики партийной системы важны ее 

состав,  струк-

тура,  формат,  интерпретация. 

П од 

составом  партиомы 

о б ы ч н о   п о н и мают  все  составл я ю щ и е   ее 

парти и ,  без  разделения  их  по  политическому  весу,  идеологической 

ок-

раске  ил и  други м   характеристикам. 

Другими  словами ,  состав партий ной  системы  - это  перечисление 

ее  партий  без  какого-либо ранжирования.  Ч аще всего  под  составом 
партиомы подразумевают все парламентские партии страны ,  без указа­
ния на завоеванное ч исло депутатских мест, исповедуемую каждой фрак­
цией идеологию. 

344 

Структурой партиомы 

назы вается ранжирова н н ы й  по кол ичестве н н ы м  

и  качестве н н ы м   характеристикам  (числу,  пол итическому  весу  парти й ,  

идеологической  оси 

по  заключе н н ы м   коал и ци я м )  

состав  парт и й ной  систе м ы .  

Ранжирование может производиться по разным признакам, напри­

мер,  по отношению к  центру данной партийной системы  (а он может 
быть  смещен),  какой -либо  идеологии  (коммунистические, прокомму­
нистические, антикоммунистические партии )  или числу проголосовав­
щ их  за  партию  избирателей,  членов  партии  и  Т.д.  Но  важно  при  этом 

понять,  что для определения структуры партиомы необходима опреде­

ленная  расстановка  парт и й .   Если  попытаться  объяснить,  что  такое 

структура партиомы с  позиций структурно-Функционального подхода, 
то это ситуация, когда строго определено число партий (например, толь­
ко парламентские, по результатам выборов), а каждой партии - ее мес­

то и роль ( политический вес) в системе. 

Чтобы  составить  представление о 

формате партиомы, 

предоставим 

слово 

r  в. 

Голосову:  « Под форматом партийной системы обычно пони­

мают совокупность ее внешних  (т.е. не имеющих прямого отнощения к 
расстановке  политических  сил  в данном обществе)  характеристик.  Ос­

новными таким и  характеристиками являются  степень электоральной 
неустойчивости  и  политической фрагментации.  Н еустойчивыми счита­

ются те партийные системы, где велика доля избирателей, меняющих свои 

предпочтения в промежутках между выборами, а фрагментированны м и  -
те,  которые состоят из значительного числа элементов, Т.е. партий,) I . 

Чаще всего при помощи формата характеризуют переходные партий­

ные системы. Причем под «внешними,) характеристиками, определяю­

щими тот или  иной формат партиомы ,  подразумеваются: 

• 

и нституци он альное  наследие  авторитар н ы х  режимов в  в иде 
партий-преемниц, опирающихся либо н а  идеологическое насле­

дие авторитаризма, л ибо на его организационные ресурсы ;  

• 

наследие  партий ,  сложившихся  н а  базе  массовых движений за 

демократию; 

• 

«учредительные 

первые  на  м ногопартийной  основе 

после принятия демократической конституции; 

• 

избирательная  с истема; 

• 

форма правления . 

Формат партийной системы 

не зависит от  ее  характеристи к ,   а  опре­

деляется  характеристиками  политической  систе м ы   и л и ,   по  Голосову, 

« и нституционал ь н ы м  

Голосов  r.  в. 

ФормаТbI  паРТИЙНblХ систем  в  новых демократиях:  институuиональ­

ные фаКТОРbl  неустойчивости  и фрагментаuии // Полис.  1 998. 

NQ 

1 .  С.  1 06. 

345 


background image

Тем не менее его влияние на характерные черты той или иной парти­

омы нельзя не учитывать. 

Теоретики  партийных  систем  иногда  используют  характеристики, 

не давая  им точного  определения.  Это  произошло  с  характеристикой 

«композиция партийной системы». 

Исходя  из классического понимания 

этой характеристики (от лат. 

сотроnеге 

- составлять,  располагать),  под 

ней  следует  подразумевать  субъективные  усилия  правящего  класса  по 
приданию партийной системе выгодной для себя структуры. Например, 

если у власти  находится одна из центристских или близко расположен­
ных к  центру партий,  то  ее усилия  будут  направлены  на  «облегчение» 
фланговых  партий,  затруднение  их деятельности  и  взаим ное  ослабле­

ние в борьбе правых и левых радикалов. Часто под композицией партий­

ной системы  имеется в 

ВI1ДУ 

коалиционная политика партий, точнее -

ее результаты, определяющие не только их взаимоотношения, но и  вза­
иморасположение.  Иногда как синоним характеристике «композиция» 
применяют характеристику 

«конфигурация  nартиомы». 

В других случа­

ях под  конфигурацией  понимается  «фигура»,  расположение  партиомы 
в  идеологическом  поле,  которое  может,  например,  включать 

·

или  не 

включать радикальные левые и радикальные правые, «буржуазные», со­
циалистические  партии  и т.д. 

Заметим ,  что среди теоретиков партийных систем не существует еди­

нодушия во взглядах на состав, структуру, формат,  композицию, конфи­
гурацию и другие характеристики партиом.  Например, Дж.  Сартори  под 
форматом  партийной системы  подразумевает  не что  иное,  как  количе­
ство партий 

1, 

Т.е. как раз то, что мы понимаем как состав партиомы. Нео­

пределен ность понятий, наверное, есть одно из самых ярких свидетельств 

отсутствия универсальной теории  партий  и  партийных систем .  

Наконец, 

интерпретация  партийной  системы 

практически  полно­

стью зависит от целей и  задач  конкретного исследования  и  «фантазии» 
исследователя.  Мы уже  говорили (см. гл . 

2) 

об изображении партиом  в 

осевом, двухмерном  и  трехмерном  спектрах.  И нтерпретации  партий­
ных систем  существуют  в  виде графиков,  таблиц, диаграмм,  квадро­
грамм, циклограмм  и т.д. Очевидно, есть или  могут появиться  и другие 
их  варианты . 

7.2.  Характеристики  партиом,  обусловленные  их составом 

в 

качестве характеризующих свойств  партийных систем,  обуслов­

ленных их  составом,  могут  выступать  количество  и  качество  партий. 
Действительно, 

число  партий 

выступает  как  самая  существенная  ха-

Сарmори Дж. 

Партии  и  партийные  системы:  Рамки  анализа 11  Партии  и  выборы: 

Хрестоматия 1 Отв. реп. и  сост.  Н .  В. Анохина,  Е. Ю .  Мелешкина.  М . ,  2004. С. 26. 

346 

рактеристика структуры  партийной  системы, от которой  в  значитель­

ной степени зависят другие ее свойства.  Н апример, если система одно­

партий на, то ее идеологический спектр не может состоять более чем из 

одной идеологии; в двухпартийных не может быть центристской партии; 
только  в  многопартийных системах,  как правило,  существуют  коали­
ционные правительства и  т.д.  По этой  характеристике,  к",к  мы уже  вы­
яснили, партиомы квалифицируются еще как однопартийные, двухпар­
тийные,  системы «двух 

С 

половиной')  партий ,  м ногопартийные.  Иног­

да,чтобы  подчеркнуть  особе н н ости  той  и л и   иной  партиом ы ,   ее 

описывают как трехпартийную (очень редко)  или четырехпартийную. 

Второй характеристикой партиом этой группы считаются 

сила, раз­

мер, политическое влияние партий. 

По ней выделяют партиомы: а) с аван­

гардной партией (например, китайская) ;  б) гегемонистской ( мексикан­
ская); в) доминирующей (индийская, японская); г) без доминирующей 
партии .   Блондель,  кроме  того,  по  размеру  составляющих  партиому 
партий выделяет еще партийные системы с мажоритарны м  (имеющие в 
составе одну или  несколько крупных партий) и  миноритарным призва­
ниям и ,  состоящие  из многих средних  и  мелких  партий, которые  вы­
нуждены формировать коалиционные  правительства. 

Третьей характеристикой партийных систем, обусловленной входя­

щими в  них партиями, является 

идеологическая окраска системы, 

кото­

рую  придают  ей  партийные идеологии.  Возьмем две такие  схожие  по 
количеству партий системы, как британская и американская. Формально 
их статика (бипартизм) и динамика (функционируют в режиме маятни ­
ка) аналогичны. Однако ведущие партии американской партиомы иде­
ологически близки: демократы  исповедуют социальный либерализм, а 
республиканцы - консервативный либерализм, партийная же система 
(разумеется ,  с  определенными оговорками )  в  идеологическом  смысле 
может быть сведена к одному идеологическому знаменателю - либера­

л изму.  Совсем  иное дело  - британская  политическая  система.  В  идео­

логическом смысле современный британский парламент разделен даже 

не  на две, а  на три  части  - лейбористская, л иберально-демократичес­
кая, консервативная идеологии, опирающиеся на различные ценности, 
с достаточно явными границами .  Во всяком случае, идеологическая гра­
ница между приходящими к власти партиями пролегает и  между таки­
м и ,  во многом  противоположными социальными учениям и ,  как соци­

ализм и  консерватизм. 

Идеологическая  окраска  партиомы  проявляется  не только  в  идео­

логическом контрасте или, наоборот,  сходстве между партиями. Кроме 

идеологической  однородности 

и 

идеологической  контрастности, 

она  мо­

жет и меть полный или неполный спектр.  Партиома, имеющая  идеоло­

гическую  окраску 

nолного  спектра, 

состоит,  как  минимум,  из  партий 

(слева  - направо):  ком мунистической,  социалистической,  либераль-

347