ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2880
Скачиваний: 19
Партийная активность
Режим
Режим
президентских
выборов
- - - -
- -
}f
- - - - - - - - - - - - - - - - -
:
4
4
I
I
I
: меся ца : месяца :
t
1.
'
Режим внедумской
работы партии
Время
Рис. 17.
Ординарный uикл функuионирования партийной системы России
режима думских выборов и их продолжительность,
которая сокращает
ся до 3 месяцев;
б) в случае отставки, болезни, смерти , импичм
ента президента на
значаются досрочные (экстраординарные) выбо
ры, и весь режим пре
зидентских выборов сокращается до 3 месяцев.
Понятие о цикле функционирования помогает
систематизировать
представление о режим ах работы партийной
системы. П ол итикам и
партийным организаторам - определять стратегию
и тактику избира
тел ьной, парламентской, коалиционной политики;
оптим изировать ра
боту, более рационально распределять усилия
политических партий в
различных режимах функционирования партиом
ы .
&. 5. Зависимость функционирования паРТИОМbI
от типа политической систеМbI
М ы уже говорили о разных режимах Функuионирования
партиомы
в разных п олитических системах. Действител
ьно, они по-разному
действуют в президентской и президентско-па
рламентской или парла
ментской и парламентско-президентскоЙ.
« Если попытаться в нескольких словах изложить
суть основного раз
личия между президентской и парламентской
системами, - отмечает
Хуан Линц, - то можно сказать, что парламентаризм
придает полити
ческому процессу определенную гибкость, тогда
как системе президент
ского правления присуща жесткость. П одобная
жесткость, могут воз
разить сторонники президентского правления,
это положительный мо
м ент, поскольку она п о могает предотвратить
неопределенность и
отсутствие стабильности, характерные для парламентской
системы. Ведь
при парламентской форме правления множество
"действующих лиц" -
338
партии, их лидеры и даже рядовые избиратели - могут в любой момент
в период между выборами внести какие-то кардинальные изменения
про извести перегруппировки и, что самое главное, назначить или
CMe�
стить премьер-министра. Но хотя необходимость в наличии твердой вла
сти и предсказуемости вроде бы говорит в пользу президентской формы
правления, такие неожиданные события, как, скажем, смерть президента
или серьезные ошибки, допущенные им под давлением не
�
редвиденных
обс
�
оятельств, могут сделать президентскую власть еще менее предсказу
емои
�
зачастую даже более слабой, чем власть премьер-министра. Пос
леднии всегда может повысить свою "законность" и увеличить свою власть
путем получения вотума доверия или в результате роспуска парламента и
проведения новых выборов. Кроме того, смещение премьер-министра не
обязательно сопровождается кризисом власти»l .
Если президент и е го администрация выступают ведущей силой по
литической системы, то партии в первую очередь озабочены результа
тами президентских выборов, на их обеспечение они бросают основ
ные ресурсы . Возьмем политическую систему С ША Главны м событи
ем для американских партий всегда были и остаются президентские
выборы. Весь цикл функционирования американской партиомы отсчи
тывается от выборов президента и подчиняется его правлению. Разуме
ется, президенту необходимо опираться на конгресс и ему небезразлич
но, и меет ли его партия большинство в Палате п редставителей и Сена
те. Но не секрет и тот факт, что исход выборов в Палату и Сенат является
функцией выборов президента. В случае победы на них институт дей
ствующего президента становится самой влиятельной силой последую
щИХ
В�IБОРОВ
конгрессменов, тем более что избирается он на четырех
летнии срок, а конгресс наполовину обновляется каждые два года. И да
же режим
временного контроля разных партий над исполнительной и
законодательной властями
С ША (а он и мел место в 1 875 1 883 1 89 1 1 895
1 9 1 1 , 1 9 1 9, 1 93 1 , 1 947 гг. ) не помешал, в конце концов
:
обре
�
ти п
�
лны
Й
контроль президентской партии над обеими ветвями власти.
Итак, в президентской республике колебание маятника партийной
систе м ы и концентрация государственной власти в руках одной из
партий обусловлены успешностью президентских выборов. Более того,
сама амплитуда этого
напрямую зависит от политической
позиции президента. И функционирование партийной систе м ы и меет
главны м источником его и нститут.
В президентско-парламентской ( иначе: премьер-президентской или
полупрезидентской ) республике разделение прерогатив исполнитель
ной и законодательной властей более наглядно. Релевантны м является
I
ЛUНЦ
Х
Опасности президентства / / Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Иса
ев, А. С. Тургаев, А. Е . Хренов. СПб., 2006. С. 1 5 1 .
22'
339
не оди н, как в предыдущей политической системе,
а два поста: прези:
дентский и премьерск и Й . Отсюда и явственное
разделение усил и и
партий , борющихся з а власть. П резиденту для уверенного
и успешного
правления необходима не только победа на всенародных
выборах, но и
завоевание его партией большинства в парламенте.
Здесь избиратель
ные режим ы партийной системы, при выборах
как президента, так и
парламента, почти одинаково значимы, и наче возни
кает
«реJКИМ сожu
когда представитель одной партии избран президент
�
м , а
член другой возглавляет правительство. Н о все же
более значимои для
партий остается борьба за президентский пост.
u
v
Типичным примером президентско-парламентскои
политическои
системы является Пятая республика во Франци и
, а «режима сожитель
ства»
_
преЗИдентство со.uиал иста Ф. М иттерана, который в 1 986 г. по
результатам выборов в законодательное собрание
должен был назначить
премьер-м и нистром голлиста Ж. Ш ирака ' . Другой
случай обозначился
через десять лет, при президентстве голлиста Ж.
Ш ирака. Он, учитывая
результаты парламентских выборов, не только
назначил социал и ста
Л. Жоспена премьер-министром, но и утвердил
коал иционное прави
тельство из социалистов, коммунистов, радикал-социалистов,
предста
вителей Партии
И Движения граждан .
Следует учесть, что во Франции президент избирается
прямым все
народным голосованием по мажоритарной системе
в два тура, он же на
значает премьер-м и нистра и членов правител ьства,
учитывая, разуме
ется, результаты парламентских выборов. П ри
многовариантности и
даже непредсказуемости французского мультипартизма
понятно стрем
ление де Голля к м ин и м изации «режима
при помощи усиления
президентской власти.
В парламентской республике самым значимым постом
в полити
�
ес-
кой с истеме является премьерский, и парламентские
выборы каждыи раз
окончательно определяют победу той или иной пар
тии. Более того, пра:
вительство, формируемое партией-победительницей,
представляет собои
как бы продолжение парламентского большинства,
будь оно однопар
тийным или коалиционным. Поэтому главные усилия
и правящие и оп
позиционные партии сосредоточивают на парламентских
выборах и сво
ей парламентской деятельности. Здесь важное значение
для стаб
�
иза:
ции политической системы приобретает численный
coc
�
aB
пар
�
и и нои
системы а также наличие доминирующей и центристскои
партии.
Име
�
т определенное своеобразие деятельность партий
в парламент
ских
монархиях.
Но, с точки зрения функционирования партиомы
в це
лом, они мало отличаются от парламентских
республик.
I
СМ.:
Риггс Ф.
Сравнительная
oueHKa
президентской фОРМЫ правления / / Политоло
гия: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев, А. С. Тургаев,
А. Е . Хренов. СПб., 2006. С. 147- 1 49.
340
Наконец, в парламентско-президентской политической системе функ
ционирование партий опять раздваивается между выборами парламента
и президента. Но, в отличие от преЗИдентско-парламентской республи
ки, главный акцент делается на парламентских выборах и формировании
правительства. Роль президента становится особенно важной в период
правительственных кризисов. Типичным примером такой �истемы была
Веймарская республика в Германии, партийная система которой доста
точно корректно отражала социальную структуру немецкого общества.
Дестабилизация партиомы и всей п ол итической систем ы Герман ии
1 930-х гг. произошла, скорее, в результате внешних причин: всемирного
экономического кризиса, унижения Германии условиями Версальского
мира, революционных настроений в Европе и радикализации общества.
Под действием этих причин германская партиома все более поляризовы
валась, сползая к режиму правого синистризма, дестабилизируя всю по
литическую систему и подталкивая общество к поддержке Н СДАП .
в
этих
условиях преЗИдент Гинденбург и назначил канцлером Гитлера.
Своеобразно организована деятельность партиом в тоталитарных и
авторитарных системах правления. И менно
ибо в назван
ных политических системах функционирование партий тщательно конт
ролируется и регламентируется. Если при этом существует правящая
партия, являющаяся политической опорой режима, то для ее деятельнос
ти создаются искусственные преимущества: исключительно положитель
ные отзывы прессы, скрытое государственное финансирование, опека
государственных чиновников и спецслужб. В результате социальная база
и электоральное поле партии неестественно расширяются. Н апример, то
талитарные партии могут получать на выборах более 99% голосов избира
телей. Если в тоталитарных или авторитарных системах существуют дру
гие политические силы, то это, как правило, лищь при поддержке режима
и
правящей партии.
Такой «режим
создает видимость демократи
ческой с истемы или демократическую ширму тоталитарной системы.
Например, в Китае, кроме правящей Коммунистической партии ( К П К),
численностью более 60 млн членов, существуют еще восемь «демокра
парт и й : Революционный ком итет Гом и н ьдана (создан в
1 948 г. , численность
-
50 тыс.), Демократическая л и га К итая ( 1 94 1 ,
1 30 тыс.), Ассоциация демократического национального строительства
Китая ( 1 945, 70 тыс . ) , Ассоциация содействия развитию демократии
К итая ( 1 945, 60 тыс.), Рабоче-крестьян ская демократическая партия
Китая ( 1 930, 60 тыс.), Китайская партия стремления к справедливости
( 1 925), Общество 3 сентября ( 1 944), Л и га демократической автономии
Тайваня ( 1 947). Однако, несмотря на такое обилие
организаций , их влияние на политический процесс крайне низко и судь
ба демократи и в Китае пока остается призрачноЙ. К тому же общая чис-
34 1
ленность
партий в Китае составляет около
500
тыс.
членов, что более чем на два порядка меньше числа
членов КПК, не
говоря уже о разных возможностях для партийной
деятельности китай
ских коммунистов и
В случае несоблюдения «режима
правящей партии
вся деятельность оппозиционных партий в тоталитарных
и авторитар
ных системах ставится под жесткий государствен
ный контроль. Дея
тельности партий , осушествляюших критику режима
и правящей
партии , чинятся искусственные препятствия, их ли
деров и активистов
контролируют спецслужбы , вводится государственная
цензура для их
печатных органов, им не вьщеляется эфир государстве
нных каналов те
левидения и радиовещания, оппозиционные каналы
закрываются, а их
сотрудников запугивают » т.д. В результате правящая
и оппозиционные
партии действуют в совершенно различных условиях,
практически -
в противоположных режимах: функционирование первой
искусственно
стимулируется, а вторых - тормозится. Партийная
система при этом со
вершенно не отражает общественного м нения и служит,
скорее, «кри
вым
чем индикатором про исходящих в обшестве социально
политических и экономических процессов. Вот почему
при переходе к
демократии , когда устраняется как искусственное стиму
лирование «аван
так и торможение оппозиционных сил, правяшая партия
рассыпается, а оппозиционные быстро набирают политический
вес.
Таким образом , конструкция политической системы,
значимость
президентского поста и роль правительства, диктаторские
и тоталитар
ные режимы накладывают определенные отличия на
функционирование
партийных систем, которые нельзя не учитывать их
исследователям.
342
Вопросы
ДЛЯ
самоконтроля
1 . Что такое статика и динамика партийной системы?
2. Что понимается под функционированием партиом?
3. Что такое режим функционирования партийной системы?
4. Чем различаются избирательный и парламентский
режимы функцио
нирования партиомы?
5 . Назовите режимы работы партийной системы в зависим
ости от числа
партий в ней.
6. Как функционируют партиомы с центристской и
без центристской
партий?
7. Зависит ли режим деятельности партийной системы
от типа системы
политической?
8. Объясните, что означают, и приведите примеры режимов:
- чередования партий у власти;
- постоянного разделения власти;
- синистризма;
- доминирования одной политической партии.
9. Поясните следующие, возникающие при наличии (отсутствии) цент
ристских партий в партиоме, ситуации:
- двухпартийная система;
- система «двух
С
половиной» партий;
- система, в которой крупной партии противостоит ряд мелких'
- двухблоковая партийная система;
,
- пар
.:г
иома с постоянным (частым) правлением одн.6й или группы
партии;
- партийная система с правительством меньшинства'
- партийная система неустойчивых коалиций.
'
1 0. Кто исследовал приведенные режим ы функционирования партийных
систем?
1 1 . Какие основные режимы с центристской партией выделил
Г.
Даалдер?
1 2 . Что такое цикл функционирования системы партий?
1 3. Что означают ординарный и экстраординарный циклы функциониро
вания партийной системы?
1 4. Как функционирует партийная система в:
- президентской республике?
- президентско-парламентской республике?
- парламентско-президентской политической системе?
- парламентской республике и монархии?
1 5. Как организована деятельность правящей и оппозиционных партий в
авторитарных и тоталитарных политических системах?
Литература
Голосов
Г. В.
Сравнительная политология . Новосибирск, 1 995. С. 1 45- 1 56
Далто"
р
Сравнительная политология сегодня: М ировой обзор / П од ре
;
М . В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М., 2002. С. 1 56- 1 86.
.
дюверже М.
Политические партии. М . , 2000. С. 368-380, 472-507.
Исаев Б. А.
И стория партий. СПб.: БПУ, 2007.
Мир политич
:
ской мысли: Хрестоматия по партологии. Кн. 4: Современные
партологи о партииных системах/ Под ред. Б. А. Исаева, А. К. Голикова. СПб., 2005.
Партии и выборы: Хрестоматия / Отв. ред. и сост. Н. В. Анохина Е Ю
_
лешкина. М., 2004.
' .
е
Политология: Хрестоматия / Сост. Б. А. Исаев А. С. Тургаев А Е Х
СПб., 2006. С. 1 39- 1 55.
"
. . ренов.
. Daalder H 'П
Seaгch ofthe Cel1leг ofELlГopean Рапу Systems // American Pol itical
SClence Revlew. Wаsllшgtоп, 1 984. Yol. 76.
NQ
1 . Р. 92- 1 09.
James J. L.
American Political Parties in Transition.
N.Y.,
1 974.
Р.
52.
7
ХАРАКТЕРИСТИКИ ПАРТИЙНЫХ СИСТЕМ
И ИХ ВЫЧИСЛЕНИЕ
7. 1 . Состав, структура, формат, конфигурация
и интерпретация партиомы
Любой исследователь, взявшийся изучать ту или иную партиому,
изменявшую свою структуру на протяжен и и нескольких десятилетий
(хронологическое сравнение), или сравнивать несколько партийных
систем в определенное время ( пространственное сравнение) , сразу же
сталкивается с проблемами периодизации или описания , разделения,
обособления. Частично мы уже решали эту проблему (см. гл. 4), когда
выявляли классы , тип ы и виды партиом. Ведь критерии, которые м ы
вводил и , чтобы вычленить эти классы, типы и виды, могут также слу
жить характеристиками партийных систем.
П од характеристиками партийной системы мы будем понимать чер
ты, качества, свойства данной партиомы , показывающие ее особен нос
ти, отл ичия от других партиом.
Как правило, характеристики отличаются от критериев своей мень
ш е й значимостью, поскольку служат описанию конкретной партиомы ,
а критерии выделяют среди многих партиом целые отряды, разновид
ности партийных систем. Очень часто характеристика описывает лишь
одну особенность системы, тогда она фактически совпадает с ее
свой
ством.
Учитывая, что партийные системы не только по-разному устроены ,
н о имеют и определенные различия в функционировании, движении,
развитии, следует различать их
статические и динамические
характери
стики.
Для описания статики партийной системы важны ее
состав, струк-
тура, формат, интерпретация.
П од
составом партиомы
о б ы ч н о п о н и мают все составл я ю щ и е ее
парти и , без разделения их по политическому весу, идеологической
ок-
раске ил и други м характеристикам.
Другими словами , состав партий ной системы - это перечисление
ее партий без какого-либо ранжирования. Ч аще всего под составом
партиомы подразумевают все парламентские партии страны , без указа
ния на завоеванное ч исло депутатских мест, исповедуемую каждой фрак
цией идеологию.
344
Структурой партиомы
назы вается ранжирова н н ы й по кол ичестве н н ы м
и качестве н н ы м характеристикам (числу, пол итическому весу парти й ,
идеологической оси
по заключе н н ы м коал и ци я м )
состав парт и й ной систе м ы .
Ранжирование может производиться по разным признакам, напри
мер, по отношению к центру данной партийной системы (а он может
быть смещен), какой -либо идеологии (коммунистические, прокомму
нистические, антикоммунистические партии ) или числу проголосовав
щ их за партию избирателей, членов партии и Т.д. Но важно при этом
понять, что для определения структуры партиомы необходима опреде
ленная расстановка парт и й . Если попытаться объяснить, что такое
структура партиомы с позиций структурно-Функционального подхода,
то это ситуация, когда строго определено число партий (например, толь
ко парламентские, по результатам выборов), а каждой партии - ее мес
то и роль ( политический вес) в системе.
Чтобы составить представление о
формате партиомы,
предоставим
слово
r в.
Голосову: « Под форматом партийной системы обычно пони
мают совокупность ее внешних (т.е. не имеющих прямого отнощения к
расстановке политических сил в данном обществе) характеристик. Ос
новными таким и характеристиками являются степень электоральной
неустойчивости и политической фрагментации. Н еустойчивыми счита
ются те партийные системы, где велика доля избирателей, меняющих свои
предпочтения в промежутках между выборами, а фрагментированны м и -
те, которые состоят из значительного числа элементов, Т.е. партий,) I .
Чаще всего при помощи формата характеризуют переходные партий
ные системы. Причем под «внешними,) характеристиками, определяю
щими тот или иной формат партиомы , подразумеваются:
•
и нституци он альное наследие авторитар н ы х режимов в в иде
партий-преемниц, опирающихся либо н а идеологическое насле
дие авторитаризма, л ибо на его организационные ресурсы ;
•
наследие партий , сложившихся н а базе массовых движений за
демократию;
•
«учредительные
первые на м ногопартийной основе
после принятия демократической конституции;
•
избирательная с истема;
•
форма правления .
Формат партийной системы
не зависит от ее характеристи к , а опре
деляется характеристиками политической систе м ы и л и , по Голосову,
« и нституционал ь н ы м
I
Голосов r. в.
ФормаТbI паРТИЙНblХ систем в новых демократиях: институuиональ
ные фаКТОРbl неустойчивости и фрагментаuии // Полис. 1 998.
NQ
1 . С. 1 06.
345
Тем не менее его влияние на характерные черты той или иной парти
омы нельзя не учитывать.
Теоретики партийных систем иногда используют характеристики,
не давая им точного определения. Это произошло с характеристикой
«композиция партийной системы».
Исходя из классического понимания
этой характеристики (от лат.
сотроnеге
- составлять, располагать), под
ней следует подразумевать субъективные усилия правящего класса по
приданию партийной системе выгодной для себя структуры. Например,
если у власти находится одна из центристских или близко расположен
ных к центру партий, то ее усилия будут направлены на «облегчение»
фланговых партий, затруднение их деятельности и взаим ное ослабле
ние в борьбе правых и левых радикалов. Часто под композицией партий
ной системы имеется в
ВI1ДУ
коалиционная политика партий, точнее -
ее результаты, определяющие не только их взаимоотношения, но и вза
иморасположение. Иногда как синоним характеристике «композиция»
применяют характеристику
«конфигурация nартиомы».
В других случа
ях под конфигурацией понимается «фигура», расположение партиомы
в идеологическом поле, которое может, например, включать
·
или не
включать радикальные левые и радикальные правые, «буржуазные», со
циалистические партии и т.д.
Заметим , что среди теоретиков партийных систем не существует еди
нодушия во взглядах на состав, структуру, формат, композицию, конфи
гурацию и другие характеристики партиом. Например, Дж. Сартори под
форматом партийной системы подразумевает не что иное, как количе
ство партий
1,
Т.е. как раз то, что мы понимаем как состав партиомы. Нео
пределен ность понятий, наверное, есть одно из самых ярких свидетельств
отсутствия универсальной теории партий и партийных систем .
Наконец,
интерпретация партийной системы
практически полно
стью зависит от целей и задач конкретного исследования и «фантазии»
исследователя. Мы уже говорили (см. гл .
2)
об изображении партиом в
осевом, двухмерном и трехмерном спектрах. И нтерпретации партий
ных систем существуют в виде графиков, таблиц, диаграмм, квадро
грамм, циклограмм и т.д. Очевидно, есть или могут появиться и другие
их варианты .
7.2. Характеристики партиом, обусловленные их составом
в
качестве характеризующих свойств партийных систем, обуслов
ленных их составом, могут выступать количество и качество партий.
Действительно,
число партий
выступает как самая существенная ха-
I
Сарmори Дж.
Партии и партийные системы: Рамки анализа 11 Партии и выборы:
Хрестоматия 1 Отв. реп. и сост. Н . В. Анохина, Е. Ю . Мелешкина. М . , 2004. С. 26.
346
рактеристика структуры партийной системы, от которой в значитель
ной степени зависят другие ее свойства. Н апример, если система одно
партий на, то ее идеологический спектр не может состоять более чем из
одной идеологии; в двухпартийных не может быть центристской партии;
только в многопартийных системах, как правило, существуют коали
ционные правительства и т.д. По этой характеристике, к",к мы уже вы
яснили, партиомы квалифицируются еще как однопартийные, двухпар
тийные, системы «двух
С
половиной') партий , м ногопартийные. Иног
да,чтобы подчеркнуть особе н н ости той и л и иной партиом ы , ее
описывают как трехпартийную (очень редко) или четырехпартийную.
Второй характеристикой партиом этой группы считаются
сила, раз
мер, политическое влияние партий.
По ней выделяют партиомы: а) с аван
гардной партией (например, китайская) ; б) гегемонистской ( мексикан
ская); в) доминирующей (индийская, японская); г) без доминирующей
партии . Блондель, кроме того, по размеру составляющих партиому
партий выделяет еще партийные системы с мажоритарны м (имеющие в
составе одну или несколько крупных партий) и миноритарным призва
ниям и , состоящие из многих средних и мелких партий, которые вы
нуждены формировать коалиционные правительства.
Третьей характеристикой партийных систем, обусловленной входя
щими в них партиями, является
идеологическая окраска системы,
кото
рую придают ей партийные идеологии. Возьмем две такие схожие по
количеству партий системы, как британская и американская. Формально
их статика (бипартизм) и динамика (функционируют в режиме маятни
ка) аналогичны. Однако ведущие партии американской партиомы иде
ологически близки: демократы исповедуют социальный либерализм, а
республиканцы - консервативный либерализм, партийная же система
(разумеется , с определенными оговорками ) в идеологическом смысле
может быть сведена к одному идеологическому знаменателю - либера
л изму. Совсем иное дело - британская политическая система. В идео
логическом смысле современный британский парламент разделен даже
не на две, а на три части - лейбористская, л иберально-демократичес
кая, консервативная идеологии, опирающиеся на различные ценности,
с достаточно явными границами . Во всяком случае, идеологическая гра
ница между приходящими к власти партиями пролегает и между таки
м и , во многом противоположными социальными учениям и , как соци
ализм и консерватизм.
Идеологическая окраска партиомы проявляется не только в идео
логическом контрасте или, наоборот, сходстве между партиями. Кроме
идеологической однородности
и
идеологической контрастности,
она мо
жет и меть полный или неполный спектр. Партиома, имеющая идеоло
гическую окраску
nолного спектра,
состоит, как минимум, из партий
(слева - направо): ком мунистической, социалистической, либераль-
347