Файл: Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 3738

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Еще Ницше полагал, что человеку необходимо беспредельное устремление ввысь, в тот мир, который может поднять его над ин¬дивидуальным бытием. Человеческое бытие — это то, что возвы¬шает индивида над его реальным существованием в обществе. Та¬ким образом, можно конкретизировать мысль о человеческом бы¬тии в конкретной земной жизни, которая развертывается в реаль¬ном мире. Попробуем прокомментировать Лэинга. В этой жизни есть нечто большее, чем только она сама. То есть за очертаниями конкретной реальной судьбы скрывается нечто более значимое, и человек всегда ощущает это. Ведь он не живет на пределе своих воз¬можностей.

В то же время человек чувствует, что его бытие могло быть более насыщенным, целостным, универсальным. Перед каждым челове¬ком всегда существует планка, которую он не в силах преодолеть. Это и есть некая цель, формула возвышенного, значимого, недости-

жимого. И Ницше призывал человека к подвигу самопреодоления. Он писал: "У тебя нет мужества сжечь самого себя и погибнуть, и поэтому ты никогда не узнаешь нового. А у меня — то, что сегодня крылья, краска, одежда и сила, завтра будет один пепел".

Мы соразмеряем свою жизнь с человеческим бытием и понима¬ем ограниченность собственного существования. Вот почему у Ниц¬ше возникла догадка, что та жизнь, которую человек проживает, не единственная. Она должна возвращаться. Так родилось сознание недостаточности одной жизни для прорыва в человеческое бытие. Правда, Ницше так и не пояснил смысл своей идеи повторных зем¬ных жизней для продвижения к человеческому бытию. Единствен¬ная земная жизнь человека, по мнению Ницше, восстает против признания ее единственной, самодовлеющей. Мы видим, стало быть, что греческое понимание бытия как сущностного, неизмен¬ного, неподвижного определило на многие века тенденцию духов¬ного развития Европы: философы признают наличие в структуре человека внутреннего "зова" к вечному, абсолютному.

§ 7. Экзистенция

Так в XX столетии появилось новое философское направление — экзистенциализм, который обращал предельное внимание на уни¬кальность человеческого бытия. Экзистенциалисты считали, что сущность человеческой жизни нельзя выразить отвлеченными по¬нятиями. Нужно живое, трепетное понимание ее. Само название экзистенциализм получил от слова "экзистенция", что означает "су¬ществование". Экзистенция — это истинное, сокровенное бытие человека, поток его переживаний, индивидуальных, неповторимых чувств.

Экзистенцию можно назвать истинным "Я". Но разве "Я" может быть неистинным? Естественно, отвечают экзистенциалисты. В общественной жизни мы часто используем готовые формы эмоцио¬нальных реакций, прибегаем к безличностному общению. Я продви¬гаюсь по коридору и слышу вопрос: "Как поживаете?" Отвечаю: "Спа¬сибо, хорошо..." и исчезаю за поворотом. Разве человек, задавший вопрос, действительно хотел узнать от меня фактические подроб¬ности моей жизни? Разумеется, нет. Разве я не бросил реплику, ко¬торая на самом деле ничего не выражает: "хорошо", хотя на самом деле, честно говоря, не все уж так замечательно.


474

475

Раздел IV

Что такое трансперсональный опыт?

Такое общение можно скорее назвать ритуальным, обыденным, поверхностным. Мы пробегаем мимо друг друга, не успевая вник¬нуть в суть человеческих переживаний. Но разве человек всегда выглядит стандартным, унифицированным? Нет, конечно, в жизни каждого человека бывают такие мгновения, которые экзистенциа¬листы называют пограничными ситуациями, когда он постигает самобытность собственного существования.

Обычно мы не познаем человеческую экзистенцию как нечто безусловное. Мы все знаем, что человек смертен. Однако глубинный смысл этого суждения человек постигает только тогда, когда нахо¬дится на смертном одре. К. Ясперс, немецкий философ, подчерки¬вает: существуют пограничные ситуации, которые всегда остаются тем, что они есть. Я должен умереть, я должен страдать, я должен бороться, я неизбежно становлюсь в чем-то виновным. Мы реаги¬руем на пограничные ситуации отчаянием, которое помогает нам восстановить наше самобытие.

Один из важнейших принципов экзистенции — ее временность, конечность. Человек всегда находится перед ликом смерти. Это на¬полняет его бытие напряженным ожиданием. Неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т. е. не абстрактно, а конкретно. В экзис¬тенциальном мышлении человек участвует целиком, вместе со сво¬ими чувствами и желаниями, предчувствиями и опасениями, сво¬им опытом и надеждами, заботами и нуждами.

Экзистенциализм — философия суровая и трезвая. В центре ее исследований находится человек, ставший благодаря опыту двух мировых войн реалистичным. Сил человеку едва хватает на то, что¬бы существовать и внутренне справляться с бременем судьбы. Ка¬жется, будто человек во все времена одинаков. Под туникой, рыцар¬ским плащом, скафандром космонавта бьется сердце мечтателя, подвижника. Он рождается, утверждает или отвергает повседнев¬ность, познает мир, переустраивает его. Он переживает любовь, воодушевление, радость общения, ненависть, одержимость. Заго¬ворит ли древний пергамент или откроет свои тайны поселок, не¬когда скрывшийся под земной твердью, мы слышим знакомый, по¬нятный нам голос человеческой страсти, горения, открытости. Нам вполне понятны чувства одиночества, разочарования, скорби, как внятны стремления вырваться за рамки времени, ощутить отблеск человеческого бытия.

По мнению Лэинга, психотики •— это индивиды, весь жизнен¬ный опыт которых фатально расщеплен, поскольку у них неудовлет¬ворительная связь с миром и человеческим обществом, равно как и разрушительная взаимосвязь с собственной самостью. Лэинг ста¬вит особый акцент на важности человеческих взаимодействий и взаимоотношений. При этом переживания, которые всплывают из бессознательного, рассматриваются как обоснованные и полные смысла.


Мне так и не удалось завершить лечение Романа, о котором я рас¬сказал в самом начале темы. На последнем сеансе он вдруг сказал:

— Самое странное, что у меня появилась девушка...

Через несколько месяцев мне передали, что Роман женился, у него теперь иная жизнь.

***

Трансперсональная психология опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста. Она наследует фило¬софскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообраз¬ные способы самопознания и психотерапии. Современная культу¬ра ищет пути для создания такой цивилизации, которая соотноси¬лась бы с человеческой природой. Трансперсональная психология выступает интеллектуальным лидером этого стремления к безгра¬ничному и разностороннему развитию. Она дает экспертную оцен¬ку древним и современным методам целостного и духовного совер¬шенствования человека.

Вопросы для повторения

Кто ввел в литературу слово "трансперсональный"? Кому принадлежит идея необычных состояний сознания? Где и когда возникла трансперсональная психология? Что такое шаманизм как феномен культуры? Где и как используется холотропная терапия? Что пишет Гроф о перинатальном опыте? В чем смысл трансперсонального опыта? Что такое экзистенция?

Что позволяет трансперсональной психологии быть интеллек¬туальным лидером современных исканий?

476

477

Раздел IV

Что такое трансперсональный опыт?

Как понимать мысль Грофа о том, что обыденный человек не живет полной жизнью?

Упражнение 1

Толкование мандал

Все члены группы берут в руки квадратные листы бумаги, на которых изображено очертание круга. Каждый член группы зани¬мается заполнением круга, используя различные цвета или рисун¬ки. Все пытаются выразить через мандалу опыт своего сознания, восприятия мира.

Затем участники группы обмениваются листами. При этом все комментируют полученные результаты. Особое внимание уделяет¬ся тому, какие радостные или печальные эмоции вызывают пере¬данные листы. Каждый получивший мандалу соотносит с ней соб¬ственные переживания. В заключение авторы изображений сами рассказывают о том, что они пытались выразить внутри круга и внутри себя.

Упражнение 2

Обсуждение опыта воспитания

Р. Лэинг приводит в своей книге "Расколотое Я" пример из ис¬следования американского профессора антропологии и социологии Жюля Генри:

"Наблюдательница входит в пятый класс.

Учительница говорит: "Кто из вежливых и воспитанных маль¬чиков хотел бы принять пальто (наблюдательницы) и повесить его на вешалку?" По поднятым рукам видно, что все хотели бы иметь такую честь. Учительница выбирает одного ребенка, который при¬нимает пальто у наблюдательницы... Учительница ведет урок ариф¬метики, в основном спрашивая: "Кто бы хотел дать ответ следую¬щей задачи?" За этим вопросом следует обычный лес рук при явном соперничестве между учениками".


Обсуждаем: насколько продуктивно такое воспитание? Прав ли антрополог, который относится к этой ситуации негативно? Он пи¬шет: нас поражает здесь точность, с которой учительница была спо¬собна мобилизовать потенциальные возможности мальчиков для принятого в обществе поведения, и скорость, с которой они на это

реагировали. Большое число поднятых рук показывает, что боль¬шинство мальчиков уже стали вести себя абсурдно, но у них нет выбора.

Предположите, что бы произошло, если бы они сидели, замерев на месте?


478

479

Как формируется социальный характер?.

ГЛАВА 4

КАК ФОРМИРУЕТСЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР?

Завуч колледжа приходит после общения с ребятами потрясенная. Она неожиданно узнала, что ребята дают друг другу деньги взаймы под проценты. Откуда у них такая ранняя предприимчивость? — сокрушается она. В учительской возникает спор. Кто-то рассказы¬вает, как он в свое время взял деньги у друга, потому что нужно было внести первый взнос на кооператив. Друг снял всю сумму со сбер¬книжки. Когда же пришло время возвращать деньги, оказалось, что он решительно отказывается брать сумму в счет тех убытков, кото¬рые он понес, лишившись процентов сберкассы. Не взял ни одной копеечки, а эти, сами еще несмышленыши, а уже понимают свою выгоду.

§ 1. Социализация

Ребенок, рождаясь, входит в мир, который его окружает. Ему предстоит принять существующие в данной культуре нормы, зако¬ны, традиции, правила, общественные представления. Процесс ос¬воения этого наследия называется социализацией. Он начинается в раннем детстве и продолжается всю жизнь. Ведь наличная реаль¬ность постоянно меняется. Нарождаются новые святыни, прини¬маются новые законы, складываются новые традиции. Человек все время пытается примерить на себя все богатство социальности. Та¬ким образом, социальность — это способность человека жить в об¬ществе, считаться с его нормами и установлениями.

Как ребенок усваивает нормы культуры? Психологи и социологи много усилий потратили на то, чтобы показать роль семьи, образо¬вания и окружения в этом процессе. Однако такого рода исследова¬ния все-таки носили несколько отвлеченный характер. Конечно, ре-

бенок получает навыки и представления в семье. Но почему дети у родителей, имея перед глазами пример поведения, растут разны¬ми? Почему один оказывается эгоистом, а другой — альтруистом? Отчего кое-кто из детей быстро улавливает императивы общества, а другой остается к ним глухим?

Одно из важных открытий Фрейда состоит в том, что он обосно¬вал динамическую концепцию характера. До него многие психоло¬ги считали черты характера синонимом особенностей поведения. Иначе говоря, характер понимался в бытовом смысле. О мальчике можно было сказать, что он волевой, решительный, предприимчи¬вый или вредный, упрямый, напористый. Фрейд показал, что ха¬рактер — это система стремлений, которая лежит в основе поведе¬ния, но не тождественна ему.


Чтобы оценить разработанную Фрейдом динамическую концеп¬цию характера, было бы целесообразно сопоставить особенности поведения и черты характера. Особенности поведения описывают¬ся как действия, которые можно легко наблюдать со стороны. Что означает, например, "быть храбрым"? Это означает, что поведение направлено к достижению некоей цели. При этом даже риск утра¬тить благополучие, свободу или жизнь не могут удержать человека. Мы говорим: этот человек бережливый. Это означает, что его пове¬дение связано с бережным отношением к деньгам.

Чего недостает этой экспертизе? Ясное дело, анализа мотивов. Мы фиксируем поведение, и только. Но теперь можно поставить воп¬рос, каковы бессознательные мотивы такого поведения. Картина сразу усложняется. Оказывается, что одна и та же поведенческая черта соответствует многочисленным и абсолютно разным чертам характера. Мотивом смелого поведения может быть амбиция, под влиянием которой человек будет рисковать жизнью в определенной ситуации, чтобы вызвать всеобщее восхищение.

Но разве это единственный мотив? Смелое поведение может быть вызвано стремлением к самоубийству. Вспомним лермонтовс¬кого фаталиста. Он ищет опасности, потому что не ценит своей жиз¬ни и не пытается ее сохранить. Напротив, он бессознательно хочет расстаться с ней. Однако смелое поведение может быть обусловле¬но также отсутствием воображения. Человек действует безрассуд¬но, потому что не понимает, что он на грани смертельной опаснос¬ти. Наконец смелое поведение может объясняться приверженнос¬тью какой-то идее. Сократ совершил бесстрашный поступок, выпив

480

481

Раздел IV

Как формируется социальный характер?.

чашу с цикутой (ядом). Однако этот шаг показал, что его филосо¬фия не расходится с тем, как этот человек ведет себя в критической ситуации. Он не отрекся от своих взглядов, а храбро ушел из жизни.

Во всех этих случаях поверхностный взгляд подмечает одно и то же поведение, но не различает мотивов. Между тем парадокс зак¬лючается в том, что стоит понять мотивацию и сразу выяснятся некоторые нюансы поведения. Фромм приводит такой пример. Он говорит, что, например, офицер во время сражения будет вести себя совершенно по-разному в различных ситуациях в зависимости от того, вызвана ли его храбрость в первую очередь преданностью идее или же амбицией. В первом случае он ни за что не начнет атаку, если риск несоразмерно велик по отношению к тактическим целям, ко¬торых предстоит достичь. С другой стороны, если им движет тще¬славие, эта страсть может затмить опасность, которая угрожает и ему, и его солдатам. Да, в последнем случае храбрость выглядит со¬мнительной...

Зная мотивы, мы можем предсказать поведение человека. Мы говорим: этот человек самолюбив, он ни за что не согласится с та¬ким унижением. Конечно, все эти откровения Фрейда в общем виде были известны человечеству. Французский писатель Опоре де Баль¬зак подметил, что при изучении характера всегда сталкиваешься с побуждающими силами. Как человек действует, как он думает, что чувствует, зависит от его характера.