Файл: Borishpolets_K_P_Metody_politicheskikh_issledovani.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 1655

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 

Дополнительная 

Azar 

Е. 

Analysing oflntemational Events 

1 j 

Реасе Research Rev: 1 970. 

У. 

4. 

N2 

1 .  

Gurr 

Т., 

Rutteпberg Ch. 

The Conditions of Civil Violence.  Princeton,  1 967. 

Gurr 

Т. 

R. 

Polimetrics.  Enge\wood Cliffs,  N.Y.,  1 972. 

Measurement in the Social Sciences 

j В/alock 

Н.  М., 

jr.  (ed).  Chicago,  1 994. 

0/zak  S.,  Кiyoteru  Tsutsui. 

Status  in the World  System and  Ethnic  Mobiliza-

tion // The Joumal of Conflict Resolution. V. 42. N 6.  Dec.  1 998. Р. 69 1 -720. 

Методика когнитивного картирования 

Основная 

Боришполец  К. 

Методы,  методики  и  процедуры  прикладиого  анализа 

международных  отношен и й  

1

/  Международные  отношения:  социологи­

ческие подходы 

Под ред.  П. 

А 

Цыганкова.  М . ,  1 998. 

Егорова 

Е. 

В. 

Личностный фактор во внешней политике США в  1 960-

1 990-е 

ГОДЫ. 

М . ,   1 990. 

Почепцов 

Г.  Г. 

Теория коммуникации  М., 200 1 .  Гл.  5. С. 427-434. 

Сергеев  В.  М. 

Когнитивные  методы  в  социальных  исследованиях  // 

Язык и  моделирование социального взаимодействия.  М . ,   1 987. 

Шестопал 

Е. 

Б. 

Политическая  психология.  М., 2002. 

Цымбурский  В. 

Л. 

Человек  политический  между  ratio  и  ответами  на 

стимулы 

11 

Полис.  1 995. 

N2 

5. 

Holsi  О. R. 

Theories of crisis decision-making 

j j 

nternational conflict and 

conflict management .  Oпtario,  1 984. 

Дополнительная 

Аронсон  Э. ,  Уилсон  Т. ,  Эйкерт 

Р. 

Социальная  психология.  Психологи­

ческие законы поведения людей  в  социуме.  СПб.,  2002. 

Дегтярев А. А. 

Методологические подходы и концептуальные модели в 

интерпретации политических решени й // Полис. 2003. 

N2 

1 -3 .  

Гозман 

Л.  Я., 

Шестопал 

Е. 

Б. 

Политическая  психология.  Ростов-на­

Дону,  1 996. 

Сергеев  В.  М.,  Цымбурский  В. 

Л. 

Когнитивные  механизмы  принятия 

решений:  модель  и  приложения  в  политологии  и  истории.  М . ,   1 990. 

Geva 

N., 

Mayhar J.,  Skorick 

М. 

The  Cьgnitive  Calculus of Foreign  Policy. 

Decision  Makiпg:  An  Experimeпtal Assessmeпt // Journal  of Conflict  Resolu­

tioп. 2000. Vol. 

44. 

N2 

4. 

Go/dgeier J. ,  Tet/ock 

Р. 

Psychology  and  Interпational  Relations Theory // 

Annual  Review  of  Political  Science,  200 1 ,  Vo\.  4. 

МасКиеп  М. 

Political  psychology and the  micro - macro gap in politics // 

Thinking about political psychology //  Ed. Ьу  Kuklinski J. 

Н .  

Cambridge, 2002. 

Rosati J. 

The  Power of Humaп  Cognition  iп the Study of World  Politics // 

Interпat

,

ional Studies Review. 2000. Vol. 2. 

N2 

1 .  Р.  53-70. 

The cognitive maps of political elites 

R. Axelrod  (ed.). N.Y.,  1 976. 

Г л а в а   4 

ИЗ

УЧЕ

НИЕ ПОЛИ1ИЧЕСКИХ 

СИ1УАЦИII И ПРОЦЕССОВ С ПОЗИЦИЙ 

ПРИ

КЛА

ДИОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 

Стат

у

с моделирования как методическое средство. Применение модели­

рования в качестве научного инструментария. Моделирование и систем­
ность в изучении политики. Логико-интуитивное моделирование. Фор­

мализация и кванти

ф

икация содержательных моделей. Эмпирическое и 

нормативное моделирование. 

§ 

Моделирование  и  системность 

Среди  путей  исследования  политики  особое  место  занимает 

моделирование.  Его широкое распространение стало примечатель­
ным  моментом  современного  прикладиого  анализа  политических 
ситуаций и  процессов различного уровня.  Переход  к  моделирова­
нию  как  к  одному  из  ведуших  средств  изучения  политики  бьm 
стимулирован  не  только  успехами  его  применения  в  различных 
сферах общественной  практики,  прежде всего в  экономической  и 

военно-технической,  но  и  ростом  аналитико-прогностической 
ориентации  научных проектов  второй половины 

ХХ 

в .  

М оделирование  - одна  и з  важнейших  категорий  теории  по­

знания.  На идее  моделирования  базируется,  по  сушеству,  любой 

метод  научного  исследования  как  теоретического,  при  котором 
применяются  различного  рода  знаковые  и  абстрактные  модели, 

так  и  экспериментального,  использующего  предметные  модели. 

Модель 

в  науке  выступает  как  аналог  реальности,  нечто , 

способное заменить в определенном отношении изучаемый 
объект. Это не  само  явление, а  его упрощенное изображе­

ние,  используемое,  в  первую  очередь,  для  комплексного 
изучения  результатов  возможных  изменений . 

89 


background image

Глава 

Особую  роль  в  утверждении  идей  моделирования  в  качестве 

признанного  способа  познания  действительности  сьтграли  пред­
ставления 

Т. 

Куна  о  так  называемой  дисциплинарной  матрице  и 

составляющих  ее  компонентах:  символических  обобщениях,  кон­
цептуальных  схемах,  научных  ценностях  и  образцах  решения  на­
учных проблем. 

кун 

(Kuhn) Томас Сэмюэл  ( 1 922-1 996) - американский  фило­

соф  и  историк науки,  один из лидеров  современной  nостnози­

тивистской философии науки .  Наиболее яркое выражение идеи Куна 

нашли в  его  книге  <<Структура научных революциЙ>>  ( 1 962) ,  в  кото­
рой  он  сформулировал концепцию  развития науки через периоди­
ческие  коренные изменения в системе знаний ,  которые приводят к 
научным  революциям и  смене парадигм  научного  познания. 

Основываясь на дисциплинарной  матрице 

Т. 

Куна,  современ­

ная  политическая  наука ш ироко  использует метод  моделирования 

для  решения  как теоретических,  так  и  эмпирических  задач ,  кото­

рые  не  могут  быть  разрешены  в  пределах  традиционного  кбгни­

тивного поля. 

В 

этой  связи  иногда можно  встретить утверждение , 

что каждая  научная гипотеза может рассматриваться  не только как 

некая  идея,  но  и  как  модель,  основанная  либо  на  рассуждении­

допущении  по  формуле:  <<такое  могло  бы  быть>> ,  либо  на  рассуж­
дении-упрощении:  <<допустим некоторые детали», либо  на рассуж­
дении -аналогии :   <<сравним  интересующее  нас  явление  с  другим>>. 

Однако  строгое  понимание  терминов  модель  и  моделирование 
предполагает  не  только  чисто  гипотетическое,  но  и  некое  эмпи­
рическое отражение действительности, т.е. непосредственную связь 
концептуальных  построений с  факталогическими данными. 

Как и  в  случае  других  исследовательских  техник,  применение 

моделей  не  является  универсальным  аналитическим  инструмен­

том  прикладных  проектов.  Моделирование  может  быть  полезно, 

если  необходимо объяснить  конкретное  явление  в  определенном 

контексте  и  если  существует  набор  адекватных  данных,  характе­

ризующих  это  явление. 

90 

п

ростейший вариант моделирования можно показать на следую­

щем  примере.  Возьмем  некоторое реальное  явление и  назо­

вем  его  «Х>> .  Затем  зададим  вопрос :  «Как  можно  раскрыть  внут­
реннее  содержание  ситуации  и  как  она  может  быть  структурно 
описана,  если  имеет  место  явление  "х"?>>  Ответы  на  этот  вопрос 
могут варьироваться, но все они будут представпять собой модели 

Изучение политических ситуаций с позиций прикладиого моделирования 

интересующего нас  явления 

<<Х>> ,  

поскольку опираются на признаки 

реальности  и  формулируют их взаимосвязи.  Но ,   чтобы  претендо­
вать на статус  модели,  каждый  из  вариантов ответа должен иметь 
хотя бы  одну  связь  с  эмпирически наблюдаемым  миром.  Обычно 
модели включают несколько таких связей,  соотношение значимос­
ти  которых  может  быть  выражено  математической  формулой,  а 

система  внутренних  взаимосвязей  посредством  схемы  распреде­
ления потока информации. Таким образом, в  методическом плане 

применение  моделирования в  гуманитарных  науках  во многом со­
относимо с  экспериментом в  сфере естественных  наук. 

С точки зрения способов построения модели  могут быть клас­

сифицированы на 

эмпирические 

(данные  собираются 

а  основе  ги­

потезы)  и 

нормативные 

(создаются  на  основе  однои  теории  или 

сочетании теорий).  По своим масштабам или логическим уровням 
модели подразделяются на макро- и микромодели. 

В 

первом случае 

обычно  понимается  абстрактное  и  всеобъемлющее  представление 
реального  политического явления,  а  во  втором  - внимание  кон­
центрируется  на его отдельных аспектах.  Существуют и другие ва­

рианты  классификации  моделей,  в  частности  вv зависимости  от 
степени  квантификации  включенн ых  показателеи,  типов полити­
ческого  поведения,  динамического  статуса  и  т.д. 

Особое  место  в  прикладнам  политическом  моделировании  за­

нимают 

математические модели, 

которые  могут  быть 

детермини­

рованными 

(представлены  в  форме  уравнений  и  неравенств,  опи­

сывающих поведение изучаемой системы ) ;  моделями 

оптимизации 

(содержащими  выражение,  которое следует максим изировать  или 
минимизировать  при  определенных  ограничениях) ,  а  также 

веро­

ятностными 

(выражающимися  в  форме  уравнений  и  неравенств, 

где  решение  основано  на  стремлении  к  максимизации  среднего 
значения  полезности) .  Однако,  как правило,  работа с этими  моде­
лями  предполагает  достаточно  высокий  уровень  математи

:_

еской 

подготовки  исполнителей  проекта  и  обладает  определеннои  спе­

цификой по сравнению с  моделированием,  в котором  формализа­
ция и потенциальные количественные измерения допускаются лишь 
в  пределах,  необходимых для  дополнения  качественных  характе­

ристик  политических  ситуаций  и  процессов. 

Применительно  к сфере  политологического знания  модел иро­

вание  предполагает  широки й  набор  конкретных  методических 

средств,  главным из  которых является 

системный подход, 

позволя­

ющий проводить исследование не только самого объекта наблюде-

9 1  


background image

Глава 

ния,  но и его среды.  Системный подход стал широко применяться 

в  моделировании благодаря введению в  научный оборот Д.  Исто­

ном  графической  схемы,  представлявшей  главные  структурные 

характеристики  комплекса  политического  взаимодействия.  (Сис­

темная модель  Истона  обычно  хорошо  известна  студентам-поли­

тологам из общего учебного  курса.) 

Достаточно часто  системный подход  заявляется  и  как методо­

логическая база р

азличн

ых гуманитарных исследований. В этой связи 

хотелось  бы  обратить  внимание  на  то,  что,  применяя  системное 

моделирование, исследователь должен прежде всего выделить наи­

более важные проблемы наблюдаемого им явления (ситуации или 

процесса).  Во-вторых, необходимо определить акторов (ведущих и 

второстепенных) ,  оказывающих поддержку системе  или  выдвига­

ющих  по  отношению  к  ней  определенные требования.  В-третьих, 

провести  анализ  взаимодействий  (процесс  принятия  решений). 

В-четвертых,  следует  проанализировать  результаты  политической 

деятельности,  определяя их эффективность по  сравнению  с вызо­

вами,  с  которыми  сталки вается  вся  система конкретного  взаимо­

действия.  В-пятых,  в  исследование  необходимо  включить  анализ 

<<ответной реакuию> среды на изменения изучаемого явления (ком­

плекса взаимодействий). При последовательном соблюдении пра­

вил  системного  подхода  каждый  из  пяти  этапов  аналитической 

процедуры фактически сводится к построению специального бло­

ка  единой  интегрированной  модели,  которая  постепенно  оформ­

ляется 

.

как  упорядоченное  множество  эмпирически  обусловлен­

ных элементов. 

Таким  образом,  наряду  с  ориентацией  на  эмпирические  дан­

ные  моделирование как аналитический метод обладает еще одной 

отличительной  чертой,  а  именно  - системностью  в  ее  жестком 

или  относительно  упрощенном  варианте. 

92 

в 

целом системное исследование политической действительнос­
ти,  которое стало бурно  развиваться во второй половине ХХ в., 

является основой для  более обобщенного и объективного подхода 
к той области  знания,  в которой ранее доминировали работы,  опи­
равшиеся на  интуицию и акцентировавшие своеобразие всех  изуча­
емых явлений .  Что  касается  международной  политики,  то  попытки 
ее  осмысления  через  призму  системности  первоначально  были 
предприняты Дж .  Лиской,  А.  Раппортом,  Р.  Роузкранцем, Д.  Син­
гером

,

·

Б .   Рассеттом,  О.  Янгом,  К.  Райтом .  Большую  известность 

получили также исследования международной системы Ч.  Маклел-

Изучение политических ситуациИ с позициИ прикладиого моделирования 

ланда ,  М . Каплана  и  К.  Дейча.  В  частности,  комплексное  описание 

международных отношений на основе общей теории систем в  наи­
более  развернутом  плане  содержалось  в  книге  М .  Каплана  <<Сис­
тема  и  процесс  в  международной  политике»,  вышедшей  в  1 957 

г. 

До  недавнего  времени  анализ  внутренней  и  международной 

политики  на  основе  системного  моделирования  развивалея  пре­
имущественно в трудах западных исследователей. В  России же этот 
метод  широкого  распространения  не  получил,  хотя  отдельные на­
учные центры и имеют достаточно интересный опыт его примене­
ния.  Вместе  с тем  критерий системности как методический прин­
цип научного поиска вполне утвердился в отечественных исследо­

ваниях.  Особая заслуга в  этом  плане  принадлежит  В.  Афанасьеву, 

Дж. Гвишиани,  В.  Тихомирову, а на современном этапе О.  Шабро­

ву и  ряду других специалистов. 

К настоящему моменту прикладное моделирование политичес­

ких отношений с учетом  требований  системности  и  применением 
компьютерной  техники  проводится  во  многих научных учрежде­
ниях  различных  стран.  Но,  безусловно,  пальма  первенства  среди 
них  принадлежит  таким  центрам  США,  как  Севера-Западный, 
Стэнфордский, Ч икагский,  Калифорнийский университеты,  Мас­
сачусетский технологический институт.  Особую известность полу­
чили  предложенные  их  сотрудниками  модели  внешнеполитичес­
ких ситуаций  (прежде  всего,  международных  конфликтов),  кото­
рые могут рассматриваться,  несмотря на свои недостатки, в качестве 
полезных образцов решения исследовательских задач. Вместе с тем ,  
главный научный интерес  в  таких работах  представляет скорее  не 
содержательная сторона,  а техника и  инструментарий проводимо­
го  анализа.  Наиболее  уязвимыми для  критики  являются примеры 
эмпирического  моделирования,  в  частности,  построение  моделей 
с помощью различных систем индикаторов и подготовки аналити­
ческих заключений на основании корреляции между одномодуль­
ными  или  разномодульными  индикаторами.  Кроме того,  при по­
строении многих комплексных моделей 0бычно возникает нехват­
ка  данных,  что  снижает  степень  их  корректности  и  возможности 
верификации.  В этой связи увлечение моделированием ,  популяри­
зировавшегося  в  70-е годы 

ХХ 

в. как идеальная основа для  непос­

редственного  принятия  управленческих  решений,  к  настоящему 
времени повсеместно завершилось.  Однако многие аналитические 
приемы ,  отработанные  в  рамках  накопленного  опыта  системного 
осмысления  и  структуризации  информационных  материалов,  не 

93 


background image

Глава 

утратили  своей  актуальности  и  полезны  с  точки  зрения  создания 

четкой  картины  наблюдаемой действительности. 

Сегодня  аналитики,  занятые  в  сфере  прикладиого  изучения 

политических отношений в их внутригосударственном или между­

народном  измерении, по-разному используют возможности моде­

лирования и  системного подхода.  Но,  проводя  исследования,  они 
как минимум определяют иерархию важнейших проблем ,  форми­
рующих  ситуацию,  иерархию  акторов  и  их  требовани й ,   а  также 

Иерархию  перспектив  развития  обстановки.  При этом  определяют, 
какие  варианты  действий  могут  способствовать  решению  конкрет­
ной  проблемы  и  какие  данные  из других сфер  научного  знания  не­
обходимо  привлечь для оценки возможного развития  событий.  По­
этому модели  являются не только мощным фактором упорядочения 
больших объемов эмпирической информации, но и становятся важ­
ным  самостоятельным  средством  изучения  политики.  Они  предпо­

лагают особый  подход к исследовательской процедуре и особый тип 

исполнителя :  аналитик должен быть готов к работе с факталогичес­

кими данными, соблюдать основные методические правила систем­

ности и уметь  проводить  междисциплинарные исследования. 

Однако  модели  сравнительно  малоэффективны,  когда  суще­

ствует большая неопределенность в отношении ключевых характе­
ристик  рассматриваемого  явления,  поскольку  в  этих  случаях  от­
сутствуют критерии упорядочения эмпирического массива.  Поэто­
му достаточно неожиданным результатом широкого использования 
моделирования стало  возобновление в  90-е  годы 

ХХ 

в.  интереса  к 

изучению институциональных и нормативных разделов политичес­

кой  теории,  которые  в  предыдущие десятилетия уступали по  сво­

ей  популярности  бихевиористским  исследованиям,  исходившим, 
прежде  всего,  из  эмпирических данных. 

§ 2 

Лоrико-интуитивное

· 

и  формализованное  моделирование 

При всем  многообразии подходов к  применению прикладнога 

моделирования  в  сфере  изучения  политических  отношений  необ­
ходимо  учитывать,  что качество  отражения  реального объекта  не­
изменно  зависит  от  структурной  упорядоченности  включенных  в 
нее  элементов  и  взаимосвязей.  Уровень  эффективности  конкрет-

94 

Изучение политических ситуациИ с позициИ прикладнога моделирования 

ной  модели  определяет то,  насколько  совокупность  наблюдаемых 

явлений,  зафиксированная  во  взаимосвязи  с  олерационализиру­

ющими  их  отношения  гипотезами,  отвечает  критериям  полноты, 
компактности,  непротиворечивости  и  экспликативности. 

П ринято  считать,  что процесс  моделирования  состоит  из двух 

основных стадий .  В рамках первой из них определяется  объект мо­

делирования и информационное обеспечение исследования.  В рам­

ках второй - олерационализация имеющейся информации, вари­

анты которой постоянно совершенствуются.  Проблемы, характер­

ные для первой стадии моделирования, во многом уже обсуждались 
в  предыдущих главах.  Что  касается  олерационализации информа­

ции,  то  этот  процесс проходит три взаимосвязанных, но одновре­

менно  самостоятельных этапа:  логико-интуитивный  анализ,  фор­
мализацию  и  квантификацию.  Соответственно  выделяются  и  три 
класса  моделей :  содержательные,  формализованные  и  квантифи­

цированные, каждый из которых может выступать и как составная 

часть комплексного проекта,  и  как итоговый  результат менее мае-

· 

штабной разработки. 

Логико-интуитивный анализ - это,  по существу,  традиционная 

исследовательская  практика,  в ходе которой специалист,  используя 
свои  знания,  логику  и  интуицию,  создает  модель  изучаемой  ситуа­
ции  или  процесса.  Как  правило,  эта  модель  конструируется  на  ос­

нове систематизации содержательных понятий, тесно связанных  с 
предметной спецификой изучаемого явления и эмпирическим мас­
сивом относящихся к  нему информационных данных. 

Примерам такой аналитической модели может служить систе­

матизация проблематики международных переговоров, предложен­
ная  Ф. Айклом.  Его  система  выделяет следующие  основные  типы 

переговоров:  о  продлении,  о  нормализации,  о  перераспределе­

нии,  о создании новых условий .   Их внутренние составляющие ав­

тор  систематизирует  следующим  образом:  предмет  спора,  основ­

ные характеристики  процесса переговоров, последствия  затягива­
ния  переговоров,  последствия  достижен:ия  соглашения.  Особая 
графа выделяется для анализа побочных последствий переговоров. 

Вся систематизация сведена  в табл. 

2 .  

Вместе с тем с  помощью  подобных моделей очень сложно сле­

дить за серьезными изменениями,  происходящими  в исследуемом 

объекте.  Для  перехода  к  решению задач слежения  или  последова­
тельного  наблюдения  за  обстановкой  необходима 

формализация 

содержательной  модели. 

Формализация  предусматривает  преиму-

95 


background image

96 

::Ё 

Изучение политических ситуаций с позиций прикладнога моделирования 

щественно  графическую  форму  представления  материала  и  повы­
шение  его  компактности  путем  отображения  явлений  (объектов) 

с 

помощью  символов. 

Для  иллюстрации  процесса  иреобразования  содержательной 

модели в  один из простых вариантов формализованной можно со­

слаться  на  пример  прикладнога  анализа  переговорного  процесса, 

предложенного А.  Загорским и 

М .  

Лебедево й 1 •   На  этапе  создания 

содержательной  модели  экспертами устанавливаются  все  возмож­
ные  варианты  переговорного  решения  проблем,  каждый  из  эле­
ментов  этих  вариантов  рассматривается  с  точки  зрения  соответ­
ствия  интересам  и  целям  участников  переговоров,  полученные 

оценки  используются  для  определения  области  достижения  воз­

можного соглашения. В  итоге содержательная модель представляет 

собой  последовательное  описание  и  группировку  важнейших  ха­
рактеристик конкретного переговорного  процесса,  но не  позволя­
ет осуществлять  синхронное  наблюдение  за  постепенно формиру­
ющимися тенденциями. 

Обеспечение такого наблюдения может быть достигнуто путем 

элементарной  формализованной  классификации  эмпирических 

данных.  Для  этого  выделенные  при  построении  содержательной 

модели  понятия  (категории)  сводятся  в  матри цу,  позволяющую 

сопоставить варианты решения проблем и  целей государств-уча­
стников переговоров (табл.  3). 

Сопоставление  приоритетон  отдельных  участников  перегово­

ров  позволяет  выявить  те  варианты  (и  их  элементы),  которые  в 

той  или  иной  степени  могут  быть  приемлемы  для  всех  или  боль­

шинства государств.  При  этом вероятная зона компромисса вклю­
чает  те  варианты,  которые для  всех  или большинства участников 
наиболее,  в  целом  или  относительно  приемлемы.  Результаты  ана­

литической обработки данных формализованной модели представ­
ляются  в  виде  итоговой  таблицы,  которая  может служить основой 

для заключительных выводов  и прогнозов (табл .  4). 

Описанная выше аналитическая процедура,  проводимая путем 

поэтапной трансформации  содержательной  модели  переговорной 
концепции  и  ее иреобразования  в  простую  формализованную мо­

дель  переговорного  процесса,  способствует  выявлению  наиболее 

компромиссных вариантов договоренностей  и достижению балан-

Загорский А.  В., Лебедева 

М. М. 

Теория и методология анализа международных 

переговоров.  М . ,  

1 989. 

С. 7 1 .  

97 

7

-

5

060