Файл: Borishpolets_K_P_Metody_politicheskikh_issledovani.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 1570

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 

методика  полезна  для  анализа  решений  крупных  политических 
лидеров,  относительно  независимых от  своего  окружения,  а  также 
при  стратегическом  планировании,  когда  можно  ожидать  суще­
ственной  вариации  взглядов  лиц,  принимающих  решения.  Эти 
моменты  целесообразно  учитывать,  подходя  к  определению  про­

блематики,  которую  предполагается  изучать  на  основе  когнитив­

ного  картирования. 

Техника  применении методики коrнитивноrо 

картирования 

В 

соответствии с концепцией когнитивной психологии централь­

ным понятием прикладной методики выступает  «схема>>  (карта). Ког­
нитивная  карта  представляет  собой  графическое  отображение  име­
ющегося в сознании человека плана  (стратегии)  сбора,  переработки 
и  хранения  информации,  а  следовательно,  является  основой  его 
представлений о  прошлом,  настоящем  и  вероятном  будущем.  «Ког­
нитивная карта - это как бы умственное изображение среды ...  Ког­
нитивная карта  принимает  информацию  и  направляет  ее анализ>> 

1 •  

П о  своей  форме  когнитивная  карта - графическое  изображе­

ние  причинных  связей  между  переменными,  когда  переменные 

- изображаются  в  виде  точки,  связи  между  ними  - в  виде  стрелки. 

Когнитивные  карты  подразделяются  на  индивидуальные  и  груп­

повые  (представляют  собой  агрегирование  f!ескольких  индивиду­
альных  карт  с  целью  сопоставления  единой  карты,  например, 
фракции  политической  партии). 

Когнитивное  картирование  так  же,  как  и  другие  прикладные 

методики,  может  быть  направленным и ненаправленным.  При 

на­

правленном когнитивном картировании 

анализ персонифицирован­

ной  текстовой  информации  <<выводит>>  на  некие  стабильные  ха­
рактеристики  мышления,  характерные  для  автора  текста  (напри­
мер,  склонность обращаться к прошлому историческому опыту или 

оперировать  прогностическими суждениями,  проявлять жесткость 
или  конформизм  в  кризисных  ситуациях  и  т.д.),  которые  в после­

дующем  интерпретируются  исследователем.  П ри  применении 

не­

направленного 

варианта  методики  выявляется  <<набор  ценностей>> 

(список  основных  понятий),  используемых  автором  текста,  оце­

нивается  его широта и  степень  глубины  проработки  понятий,  пре-

См.: 

Neisser 

U. 

Cognitiv  Psyclюlogy.  N.Y.,  1 975. 

Р. 

89. 

78 

ПрикладноИ анализ текстовой информации по политической проблематике 

обладание сбалансированных  логических конструкций или эмоци­
ональных  утверждений. 

в 

начале  70-х годов ХХ в.  Г.  Бонхам и М .  Шалира впервые провели 

исследование  с  использованием  ЭВМ  для  сопоставления  когни­

тивных  карт  различных  политических  деятелей  и  моделирование  на 
этой основе их будущего поведения.  При этом в  рамках их подхода 
фактически совмещались элементы качественного контент-анализа и 
собственно когнитивного картирования. Бонхам и Шапиро применили 
трансформацию  исходных  текстов  в  форму  простого  утверждения 
типа:  каузальный  концепт (обычно подлежащее,  играющее  важную 
роль в формировании предметного смысла текста:  например - вой­

на,  мир,  сотрудничество т.д. ) - концепт воздействия или вербальная 
связка  (глагол,  причастие,  деепричастие  или  группа  членов  предло­
жения:  поддержать,  разрушить)  - концепт  цели  (сохранение  или 
изменения  существующего положения  вещей) .  Каузальные концеп­
ты  и  концепты  воздействия  классифицируются  в  зависимости  от  их 
содержания, квантифицируются и оцениваются в соответствии с пра­

вилами,  принятыми в когнитивном картировании.  В  итоге  выявляются 
устойчивые когнитивные блоки, отражающие представления конкрет­
ного  актора  о  том,  как  «концепт,  т.е.  субъект  А»  воздействует  или 
не воздействует на «концепт,  т.е. субъект В» .  На этой  основе  анали­
тик  может  делать  самые  разнообразные  выводы  и,  прежде  всего, 
формулировать  заключения,  важны  или  не  важны  события  опреде­

ленного  типа  в  восприятии конкретного  политика' . 

Этапы  применении  методики 

П  е р в ы  м  э  т а п  о м  в  соответствии  с  правилами  проведе­

ния  прикладных  исследований  выступает 

формирование  информа­

ционной базы и отбор материалов, 

которые станут объектом анали­

тической  обработки. 

В 

случае  методики  когнитивного  картирова­

ния  предполагается  выбор  текстовых  материалов,  которые  могут 

непосредствен

о  атрибутироваться  конкретному  деятелю,  реже 

группе деятелеи.  Материалы подбираются с  учетом целей исследо­

вания  и  могут,  в  частности,  относиться  к предварительно  опреде­

ленному  проблемному  полю,  одному  или  нескольким  временным 

этапам.  Но  главное,  что  все  материалы  должны  быть  близки  по 

своему рангу.  Для  аналитических  оценок и  сравнений  не подходят 

.'  См.: 

Bonha"!  Gr. 

Shapiro 

М. 

Explanation of the  Unexpected:  The  Syrian  Inter­

ventюn 

IП 

Jordan  tn  1 970 11  Axelrod  R.  Structure  of Decision.  Princeton,  1 976. 

79 


background image

Глава 

разноrтановые материалы, например выступление президента страны 
на  международном  форуме  или его речь перед избирателями в про­
винциальном городке.  Разумеется, данное тРебование не следует аб­
солютно преувеличивать.  Понятно, что речи ведущих публичных по­

литиков,  в  отличие  от практики начала 

ХХ 

в.,  готовятся  специаль­

ными совет

ника

ми и многократно редактируются.  Но, как показывает 

опыт,  определенные  персональные  нюансы  неизменно присутству­
ют даже в хорошо проработаиных спичрайтерами материалах.  Вместе 
с  тем  применение  когнитивного  картирошiния  может  быть  особен­
но  успешным  именно  на  оригинальном  персонифицированном 
материале:  записях интервью,  автобиографических статьях  и  ана­

логичных источниках,  которые  относительно доступны. 

Н а   в т о р  о м  э т а п  е  применеимя  методики  предусматри­

вается,  во-первых, 

выявление основных понятий, 

которыми опери­

рует  политический  деятель,  во-вторых,  определение  существую­

щих  между  ними 

причинно-следственных  связей, 

в-третьих, 

оценка 

значимости 

и  <<плотности>>  этих 

связей. 

Для  этого  по  ходу чтения 

текста  (подборки  высказываний,  выступлений)  конкретного лица 
рисуется  схема-график  (когнитивные  карты) ,  на  которой  фикси­
руются  основные  темы  (точки)  содержания  и  отображаются  при­
чl!нно-следственные связи между ними (схема 

2). 

Структурные еди­

ницы  анализа  выделяются  аналитиком логико-смысловым  путем ,  

причем эти единицы рассматриваются на фоне более  широких со­

держательных структур-единиц контекста (тем, абзацев, разделов). 

Выбор  как единиц  анализа,  так  и  единиц  контекста  в  значитель­

ной степени обусловливается  постановкой  задачи и  целями  конк­

ретного исследования. 

Причинно-следственные  связи  при  построении  когнитивной 

карты указываются стрелками, направленность которых определя­

ется в зависимости от авторской логики. Уровень значимости каждой 

из тем фиксируется  в соответствии с количеством причинно-след­
ственных связей,  центром которых она является .  В итоге формиру­

ется многоуровневая  графическая  карта,  включающая  определен­

ное множество взаимосвязанных понятий.  Их казуальность может 

быть:  положительной  (когда между явлениями или  понятиями от­

_

мечена  причинно-следственная  связь) ,  отрицательной  (когда  от­

мечено  отрицание  взаимосвязи  между  явлениями) ,  нулевой,  т.е. 
когда  причинно-следственные  связи  не  детерминированы.  Виде­
ние  ситуации,  которое  фиксирует  когнитивная  карта,  может  ха­
рактеризоваться  большей  или  меньшей  широтой,  отражать  теку­
щее положение дел ,  запаздывать  или опережать события и  т.д.  Од-

80 

ПрикладноИ анализ текеговой информации по политической проблематике 

Схема  2. 

Структуризация текста  при применении когнитивноrо 

картирования 

нако  все  эти  моменты  устанавливаются  на  этапе  интерпретации 
результатов,  полученных в ходе  когнитивного картирования. 

Т 

р е т и  й  э т а  п  применеимя методики связан с 

количествен­

ными  подсчетами, 

характеризующими  особенности  графической 

схемы.  Варианты  квантификации  могут  строиться  по-разному  и 
ограничиваться либо простым суммированием вершин графа и свя­
зе

� 

между  ними,  либо  проводиться  с  учетом  их  рангов,  казуаль­

ном  детермированности,  введения  дифференциации  входящих  и 

исходящих  из  одной  вершины  связей  и  других  более  нюансиро­
ванных техник.  Но,  как правило, работа на этом  этапе  во многом 
предрешена уровнем проводимого  исследования и  исходными ус­

тановками  аналитика  на упрощенные или, напротив, более слож­

ные  количественные  процедуры. 

На  ч е т в е р т о м  э т а п е  осуществляется 

интерпретация ре­

зультатов 

характеристик когнитивной карты.  Он начинается с ус­

тановления  центральности  каузальной  цепочки,  которая  опреде­

ляется по  критерию частотности: чем большее количество стрелок 

входит в узел  и  выходит  из  узла,  тем  выше  частотная характерис­
тика  используемого  автором  текста  понятия.  Понятие  <<централь­

ности>> ,   а  также  конкретные  количественные  показатели  опреде­

ляются  в  каждом  случае  как  <<весомость>>  вершин  направленного 

графа,  так и <<весомость» связей между ним

·

и  (степень взаимосвязи 

основных  конструктов,  которыми  оперирует  автор).  Это  важно 
знать, так как в силу особенностей человеческой психики основой 
решений,  в  том  числе  политических,  является  <<Центральная  це­

почка».  Показательны  в этом  отношении такие моменты  как  на­
приме�,  расстояние между главной и другими (особенно 'втор

й  и 

третьеи  по  значению)  ценностными  установками,  преобладание 
1 1 рямых  или  обратных  связей,  определяющих  центральную  цен-

8 1  

6 -

5

060 


background image

Глава 

ностную установку,  наличие  повторяющихся  циклов  (обратной свя­
зи  между  группам и  сравнительно  малозначи мых  установок)  и  т.д. 

Основой  для  такой  интерпретации  служит  выделение  ключе­

вых  поняти й  авторской  логики ,   оценки  степени  разработанности 
каждой  из  них (по количеству  направленных  причинно-следст

вен­

ных  связей) .   В  случае  если  это  необходимо,  может быть проведена 

также  хронологическая  группировка  тем  в  пределах  графика, 

что 

позволяет  уловить  <<скачки» значи мости  тех  или  иных  проблем, 

на 

·

которые  ор иентирован  политический  деятель.  Кр оме  того,  крите­

рием,  котор ый  часто  используется  для  оценки,  является  степень 
сложности  масштаба  и  ор ганизации  когнитивной  карты  (нап

ри­

мер ,  <<карта-обозрение>>  или  <<карта-стратегия» ) ,   что  зависит 

от 

полноты  представленности  пространствеиных  отношений  и  пр

и­

сутствия  выраженной  точки  отсчета  развития  авторс кой  логи

ки .  

Поскольку  полученная  и  кванти фици рованная  когнитивна

я 

карта  фиксирует  переанальное  восприятие ,  ориентированное 

на 

варьируюшуюся  по своему  содержанию  проблемати ку,  то она 

по­

зволяет  моделировать  процесс  мышления  политика  в  достаточно 
широких  рамках.  Например ,  установив  основные  характеристи

ки 

психологического  статуса  конкретного  деятеля  и  сопостав и

в   их  с 

типом  принимавшихся  решений,  аналитик,  может,  с  одной 

сто­

роны,  определять  фактор ы ,   обусловившие  эти  решен ия ,   а  с  д

ру­

гой - прогнозировать  возможные  действия  конкретного  лица 

в 

условиях  того  или  иного  типа  ситуации.  Кроме  того,  на 

основе 

интерпретации когн итивной карты аналитик получает во;зможность 
оценить  характер  восприятия  действующим  политиком  междун

а­

родной  системы  политических  реалий,  связи  между  декла

рируе­

мыми  ценностями  и  целя м и ,   выделить  предполагаемые  альте

рна­

тивы  политических  действ ий .   Структур и рованные  результаты 

по­

строения  когнити вной  карты  могут  стать  также  основ

ой  для 

создания  операционного  кода  конкретного  политического 

деятеля. 

П р имерам  упрощенной  процедуры  интер претации  когнити

в­

ных карт может быть общая оценка их Логичности.  Например , 

преоб­

ладание  на  значи м ых  ранговых  позициях  среди  единиц 

текста 

высказываний  ти па:  <<нам  необходи мо  принять  следующие 

меры ,  

поскольку,  во-первых ,  . . ,  во- вторых,  . . .   и  т.д. >>  позволяет 

с  боль-

шой  вероятностью  сделать  заключение,  что  автор  обладает 

рацио­

нальным  складом  ума  и  пр и   пр и нятии  решений  будет  стрем

иться 

тщательно  взвеши вать  как  его  преи мушества,  так  и  возможные 

р иски .   В этом случае количественные показатели  обычно дополн

я­

ются  ви

'

зуал ьной  оценкой  графики  самой  когнити вной  карты,  ко-

82 

ПрикладноИ анализ текстовой информации по политической проблематике 

торая  представляет  собой  последовательно  соединенную  цепочку 
основных  вершин .  Напроти в,  <<пере груженность>>  текста  оценоч­

н ыми  суждениями,  котор ые  подкрепляются  ссылками  на  едино­

лушие  общественного  мнения  по  какой-то  проблеме,  абсолютной 

очевидностью  некоего  состояния  и  т.д.  говорит  о  том,  что  автор 

текста,  скорее  всего,  отличается  повышенной  эмоциональностью 

и 

именно  эмоции,  личная  убежденность  в  чем-либо  сыграют  ре ­

шающую роль в определении  его  будущих действий.  В  графическом 
плане в такой схеме будет содержаться  много обратных связей между 

главными  и  второстепенными  вершинами. 

у

ченые из Цюрихского университета П.  Гауп,  Х.  Фогель, Д.  Фрай 

предложили  специальный  комплекс  показателей  сопоставле­

ния  графических  схем  политического  мышления,  принадлежащих 

разным деятелям,  включенным  во взаимодействие в рамках одной 

и  той  же ситуации:  1 )  сложность  когнитивных  карт,  понимаемая как 

степень их насыщенности различными элементами и связями между 

этими элементами, распределением внимания между главными и вто­
ростепенными переменными и т.д. ;  2) логичность когнитивных струк­
тур,  которая определяется показателями равновесия �азуальных це­

почек  и  логичностью  выбора  стратегии,  т .е.  наличием  прямых  воз­

действий  (векторных  связей)  переменных  стратегии  на  переменные 

цели;  3)  избирательность  - предпочтение,  которое  актор  отдает 
той  или  иной  теме,  другим  акторам  или  определенным  объектам; 
4) восприятие пространства,  понимаемое  как  представления лица  о 
различных  уровнях  политического  пространства,  которые  связаны  с 
целями  и  конкретными  путями  их  достижения  согласно  авторским 
формулировкам; 5) связь внешней и внутренней политики, вычисляе­
мая отношением суммы переменных стратегии и целей  внутриполи­
тической области к сумме переменных стратегии (воздействия) и целей 
внешнеполитической области 

1 •  

Для  изучения  когнитивных  карт  в  настоящее  время  использу­

ют 

разные  методи ки:  от  простых  частотных  подсчетов  до  много­

мерного  ш калировани я,  поз воляющего  восстанов ить  структуру 

образа  по  р езультатам  метрических  или  порядковых  оценок  рас­

с

т

о

я

ний  между  точками  карты.  Но  в  практи ческом  плане  более 

>ФФективным  представляется  <<чтение>>  когнитивных  карт  с  помо-

См.: 

Gaupp  Р.,  Voge/ Н.,  Frei 

D. 

Die Metode des <<Cognitive  Mapping•> // Studien 

1 ш  

politischen  Wissenschaft. Zurich,  1 978.  N  1 54. 

83 


background image

Глава 

щью  устоявшихся  политологических  понятий  и  наиболее  доступ­
ных математических nодсчетов. 

Так,  весьма  информативными  при  анализе  результатов  когни­

тивного  картирования  могут  быть следующие  моменты :  соотноше­
ние  внутриполитической  и  внешнеполитической  тематик,  общече­
ловеческих  ценностей  и  конкретных  политических  проблем  (под­
робная  разработка вопросов обороны - степень конфронтационности 

видения  картины  мира),  общая  степень  эмоциональности,  соотно­

шение  числа  положительных  и  отрицательных  оценок  в  эмоциях, 
использование  образных  сравнений,  характер  соотношения  эмоци­
ональной  и  познавательной  сфер  мышления  данного  человека. 

Эти  и другие  nоказатели,  значимость  которых учитывается  в  за­

висимости от степени  и глубины проработаиных иерархических свя­
зей  когнитивной  карты,  могут использоваться  как для  оценки  вос­

приятия  внешнеполитических  проблем  определенным  деятелем  (в 

том числе  и  в динамике), так  и  в  целях  сравнения  его  когнитивного 

стиля 

с когнитивнъrм  стилем других деятелей соответствующего ранга. 

Интересным представляется и вопрос об  установлении национальных 

особенностей  когнитивного  стиля  политических лидеров. 

На  заключительном ,  п я т  о  м  э т а п  е  применения  методи­

ки обычно  происходит 

верификация  полученных результатов, 

кото­

рая  может п роводиться  либо  путем  повторения  исследовательской 
процедуры  другими  исnолнителями,  либо  на основе  критического 
осмысления и  сопоставления  новых данных с  уже  имеющейся ин­
формацией .  В  случае  успешной верификации  результатов аналити­

ческой  работы  они  фиксируются  в  итоговом  документе  конкрет­
ного  nрикладиого  проекта  и  могут  служить  как  самостоятельной, 

так  и  промежуточной  основой  для  подготовки  п рактических  ша­
гов  в  сфере  политической практики. 

Когнитивное  картирование является  апробированным  и доста­

точно  эффективным  способом  анализа  индивидуального  и  груn­

пового  мышления  в  сфере  политических  отношени й ,   восприятия 
политическими  лидерами  международных  ситуаций  и  nроцессов. 

Однако  на  сегодняшний  день  эта  методика  применяется  сравни­
тельно реже,  чем  контент-анализ.  Она более трудоемка  по сравне­

нию  с  контент-анализом  и  не  позволяет  вести  обработку  с  помо­
щыq  Э В М   на  начальных  стадиях  исследования.  Методика  когни­

тивного  картирования  может  сочетаться  с  применением  сложных 

подходов,  основан н ых  на  логической  сортировке  образных  и  ра­
ционал.ьных  конструкций  в  в ысказываниях  различных  политичес­
ких  деятелей,  психологическом  портретировании  и  т.д. 

84 

ПрикладноИ анализ текеговой информации по политической проблематике 

Указывая  на  <<слабые  стороны»  методики  когнитивного  карти­

рования,  которые  необходимо  учитывать  в  случае  ее  применения, 

следует  отметить ее  отрыв от содержания мотивов ориентаций лич­
ности, которые, по сушеству,  и  порождают тот или иной когнитив­

н ый  стиль .  Другими  словами,  методика  когнитивного  картирова­
ния  может быть  более  результативной  в  случае  сочетания  с  други­

ми способами прикладиого анализа, в том числе и традиционными . 

В 

этой  связи  хотелось  бы  обратить  внимание и  на  возможности  ее 

сочетания  с  работами,  выполненными  на  основе  историко-кон­

текстуального  подхода,  получившими  в последнее время  заметное 
распространение  nри  анализе  мышления  лиц,  nринимающих  ре­

шения. 

Проводя прикладнее  исследование  на основе междисципли­

нарных методик анализа  текстовой  информации по внутриполи­
тической  и  международной  проблематике, необходимо соблю­

дать процедурные моменты и последовательность этапов изуче­
ния  эмпирического  материала .   Важнейшим  условием  является 
также корректность создания  информационного массива и про­

ведения  заключительной верификации .  Особую роль в обработ­
ке  результатов  структуризации  информационных  массивов ,  на 
которые  опираются конкретные  проекты,  играют  приемы кван­

тификации и  количественные  оценки данных. 

Учитывая тенденцию к усложнению исследовательских проце­

дур,  опора  на  вычислительную технику  неизменно  повышает  ре­
зультативность  прикладных  разработок.  Вместе  с  тем ,  для  того 
чтобы начать самостоятельно применять контент-анализ, ивент-ана­

лиз  и когнитивное картирование, необходимо предварительно ос­
воить наиболее простые варианты этих методик и лишь затем при­

ступать  к  разработке  специальных  программ,  предусматриваю­

щих комплексную компьютерную поддержку прикладнаго проекта. 

Междисциплинарные  методики  прикладнога  анализа  полити­

ческих ситуаций и процессов - контент-анализ, ивент-анализ, ког­
нитивное  картирование  - органично  вошли  в  широкий  научный 
оборот, иногда как относительно самостоятельный исследователь­
ский инструментарий,  а иногда  «Встраиваясь» в комплексные про­
екты, реализуемые на базе современной вычислительной техники. 
Однако до сих пор междисциплинарные методики использовались 
преимущественно  зарубежными  специалистами.  Отечественный 
опыт в  этом  плане пока достаточно ограничен. 

85 


background image

Глава 

Ключевые  слова 

Верификация 

-

nроцедура  проверки  результатов  прикладиого  исследова­

ния  либо  путем  его  пошагавого  повторения,  либо  сравнения  с  ре­

зультатами других  проектов. 

Декомпозиция 

-

последовательное  и  уnорядоченное  дробление  массива 

информации  (данных)  на  составляющие  его  элементы. 

-

Ивент-анализ

-

nрикладная  аналитическая  методика  изучения динамики 

событий  или  последовательности  событи йных данных. 

Квантификация 

-

процедура  придания  содержательным  единицам  изме­

рения  количественного  обозначения  с  целью  последующей  матема­

тической  обработки  данных. 

Когнитивное  картирование  -

прикладная  аналитическая  методика  изуче­

ния  особенностей  индивидуального  (реже  группового)  мышления. 

Кодировальный  (кодировочный)  бланк -

таблица 

для 

стандартизирован­

ного  учета  выделенных характеристик объекта  научного наблюден ия ;  
структурированный  формуляр  для  фиксации  данных. 

Кодирование  (кодировка) 

-

процедура  преобразования  формы  представ­

ления  информации  с  помощью  стандартизированного  набора  услов­

ных символов. 

Контент-анализ 

-

прикладная  аналитическая  методика  изучения  содер­

жания документов,  выступлений и других коммуникативно-значимых 
материалов. 

Текст -

объединенная смысловой связью последовательность знаковых еди­

ниц,  основными  свойствами  которой  являются  связность  и  цельность. 

Вопросы  и  задания для  обсуждения 

1 .  

Каковы  общие  характеристики  методик  прикладиого  анализа  тек­

стовой  информации  по  проблемам  политических  ситуаций  и  процессов? 

2. 

Определите  основные достоинства  и  недостатки  применения  базо­

вых  методик  прикладиого  анализа  текстовой  информации  по  проблемам 

политических  ситуаций  и  процессов. 

3. 

Опишите  известные  примеры  применения  базовых  методик  при­

кладиого  анализа  текстовой  информации  п о   проблемам  политических 
ситуаций  и  процессов,  с  которы ми  вы  познакомились. 

4. 

Укажите  основные этапы и  особенности техники  применения  кон­

тент-анализа.  Каковы  главные  требования  к  организации  прикладиого 

исследования  с  применением  методики  контент-анал иза?  Какой  вариант 
мето

д

ики  представляется  наиболее  интересным  с  вашей  точки  зрения? 

5. 

Укажите основные этапы  и особенности техники применения ивент­

анализа .

Каковы  главные  требования  к  организации  прикладиого  иссле­

дованиЯ  с  применением  методики  ивент-анализа?  Какой  вариант  мето­
дики  представляется  наиболее  интересным  с  вашей  точки  зрения? 

86 

ПрикладноИ анализ текстовой информации по политической проблематике 

6. 

Укажите  основные  этапы  и  особенности  техники  применения  ког­

нитивного  картирования.  Каковы  главные  требования  к организации при­
кладиого  исследования  с  применением  методики  когнитивного  картиро­
вания?  Какой  вариант  методики  представляется  наиболее  интересным  с 
вашей  точки  зрения? 

7. 

Сформулируйте  несколько  примерных тем  прикладиого  исследова­

ния  с  применением  каждой  из  трех  базовых  методик  анализа  текстовой 
информации. 

8. 

Сформулируйте  несколько  примерных тем комплексного  приклад­

иого  исследования  с  включением  разделов,  выполненных  на  основе  раз­

личных  методик  анализа  текстовой  информации;  выдвиньте  гипотезу  о 

том,  что  удастся  установить,  применив  знакомые  вам  методики. 

9. 

П одберите  образцы  материалов,  которые  были  бы  интересны  для 

тренировочных  занятий ,   посвященных  изучению  техники  прикладных 
методик  анализа  текстовой  информации. 

Литература 

Методика контент-анализа 

Основная 

Боришполец 

К 

Методы,  методики  и  процедуры  прикладиого  анализа 

международных  отношений //  Международные  отношения:  социологи­

ческие подходы /  Под ред.  П. 

А. 

Цыганкова. М . ,  

1 998. 

Мангейм Дж.  Б., Рич Р. 

К 

Политология.  Методы исследования.  М., 

1 997. 

Гл. 

9. 

С. 

269-291 .  

Почепцов Г.  Г. 

Теория  коммуникации  М . ,  

200 1 .  

Гл. 

4. 

Holsti  О. 

Crisis,  Escalation, War.  M ontreal,  1 972. 

Дополнительная 

Паршин П. Б. 

Об использовании л ингвистических методов при анали­

зе 

политической концепции автора текста //  Математика в  изучении сред­

невековых повествовательных источников.  М . ,  

1 986. 

Ротман Д.  Г., Данилова А. Н., Новикова 

Л. 

Г. 

(ред.). Оперативное социо­

логическое исследование.  Минск, 

200 1 .  

Гл. 

6. П.  7. 

Holsti О. R. 

Content analyses for the social sciences and humaruties. N.Y., 1 969. 

Методика ивент-анализа 

Основная 

Боришполец 

К. 

Методы,  методики  и  процедуры  прикладиого  анализа 

�1еждународных  отношений  //  Международные  отношения:  социологи­

•tсские подходы /  Под ред.  П. 

А. 

Цыганкова.  М . ,  

1 998. 

Мангейм Дж.  Б., Рич Р. 

К. 

Политология.  Методы исследования.  М., 

1 997. 

l ·л .  

10. 

С. 

292-328. 

Azar 

Е. 

Theory and  Practice of Event  Research. ,  N.Y.,  1 975. 

87