ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 1652
Скачиваний: 8
Глава
5
ности оперативной организации обсуждения острых проблем, в
котором могут принимать участие как лица, традиционно связан
ные с их изучением, так и представители других исследовательс
ких направлений. Такой подход позволяет смягчать издержки ру
тинного ведомственного восприятия новых вызовов и облегчает
разработку инновационных решений в условиях значительной нео
пределенности политической обстановки. При компетентной орга
низации ситуационный анализ может превзойти по своим резуль
татам привычное производственное совещание, поскольку усло
вия формулирования экспертных заключений создают эффект
<<мозгового штурма» даже в случаях, когда техника проведения си
туационного анализа не ориентируется непосредственно на такой
вариант методики экспертных оценок. Ситуационный анализ как
методика с начала 60-х годов
:ХХ
в. неоднократно применялея в
работе И МЭМО и некоторых других отечественных ведомств, а
также в учебном процессе.
Методика реализуется в три этапа:
•
разработка сценария ситуации.
В рамках этого этапа проис
ходит установление основных проблемных блоков, систем;
ных связей между ними и связей, выделяющих конкретную
проблемную ситуацию из всей совокупности политических
отношений. Кроме того, определяется круг вопросов, кото
рый будет предложен для обсуждения экспертам, а также
списочный состав участников экспертного совещания;
•
получение большого обьема разноплановых мнений,
которое
может быть представлено как в вербальной, так и в тесто
вой форме. При этом экспертам задается по одному специ
альному вопросу, на который должен быть дан один ответ
и его аргументация. Ответ рассматривается как личная по
зиция специалиста, которая выражается абсолютно свободно.
Эксперт является единственным докладчиком, но может
участвовать как критик в обсуждении других вопросов. Вре
мя выступления жестко ограничивается;
•
подготовка итогового документа.
Особая роль на всех этапах принадлежит руководителю ситуа
ционного анализа и так называемой сценарной группе, состоящей
из
З-5
участн иков совещания , которые не только разрабатывают
программу обсуждения, но и помогают экспертам вести диалог,
задают
,
уточняющие вопросы, а затем берут на себя обязанности
по редактированию текстовой документации проекта.
1 28
Экспертные методы в политических исследованиях
Аналитические возможности этой методики демонстрируют
недавние публикации материалов двух ситуационных анализов,
проведеиных под руководством академика
Е.
М. Примакава с уча
стием группы магистрантов М Г ИМО(У) М ИД России 1 • Первый
из них был посвящен ядерной программе КНДР в связи с обо
стрением конфликта на Корейском полуострове, а второй - ирак
скому кризису и перспектиnам его урегулирования. Сценарии, на
основе которых проходили экспертные обсуждения, состояли из
следующих блоков:
•
краткая вводная часть, констатирующая основные характе
ристики рассматриваемой экспертами ситуации;
•
ключевые проблемы, определяющие основные тенденции
развития рассматриваемой экспертами ситуации;
•
варианты развития событий (возможные сценарии).
Далее мы приводим краткую содержательную характеристику
разделов проведеиных ситуационных анализов.
П РИ М Е Р
1
Сценарий ситуационного анализа
�ядерная программа КНДР: перспективы развития�
Руководитель - академик Е. М. Примаков ( ноябрь
2003
г., МГИМО(У)
МИД РФ).
1 .
Введение.
Конфликт на Корейском полуострове имеет длитель
ную историю. Но его нынешняя стадия, отмеченная обострением
противостояния, особенная: Северной Корее непосредственно про
тивостоят США. К НДР и США являются главными участниками
кризиса. В ходе ситуационного анализа рассматриваются причи
ны, толкнувшие КНДР к демонстративному возобновлению сво
ей ядерной программы, позиция С ША, а также интересы и воз
можности влияния <<второго ряда•> участников - Китая , Респуб
лики Корея, Я понии и России.
2.
Проблемные блоки
2 . 1 .
Зачем Северной Корее ядерная программа.
2. 1 . 1 .
Стимулы военного характера.
2. 1 .2.
Причины невоенного характера.
2.2.
Возможен ли отказ КНДР от ядерной Программы?
1
Материалы опубликованы в журнале <<Россия в глобальной политике•>.
2004.
Ng 1 , 3.
1 29
9
-
5
060
Глава
5
2.3.
Американская стратегия.
2.3. 1 .
Изменение позиции С ША на нынешнем этапе.
2.3.2.
Интересы админ истрации Буша.
2.4.
И нтересы и рычаги влияния стран <<Второго ряда». Китай. Я по
ния. Республика Корея. Россия.
3.
Варианты развития событий. Сценарий
1.
Сценарий 2. Сценарий 3.
П РИ М ЕР
2
Сценарий ситуационного анализа
((Иракский кризис и персnективы уреrулирования�
Руководитель - академик Е. М. При маков (март
2004
г. , МГИ МО(У)
М ИД РФ).
l .
Введение.
Нынешнее развитие событий в Ираке является резуль
татом взаимодействия целого комплекса факторов. Каждый из них
либо следствие американской военной операции по свержению
Саддама Хусейна, либо несет на себе серьезные признаки воздей
ствия этой операции. Особого внимания требует анализ взаимо
связи происходяшего в И раке и избирательной кампании в США,
которая вступает в наиболее интенсивную фазу. Эти процессы
оказывают влияние друг на друга.
2.
Проблемные блоки
2. 1 .
Сопротивление оккупации: составные части.
2.2.
Курды - резерв оккуnационных сил?
2 . 3 .
Иракское поле боя и международный терроризм.
2.4.
Варианты развития событий.
2.5.
Переход к коллективным действиям.
2.6.
Позиция США: пределы ее изменения.
2.7.
Роль России в стабилизации Ирака.
Приведеиные примеры построения сценариев
для
ситуационно
го
анализа актуальной политической ситуации не только инфор
мативны с точки зрения своих прикладных возможностей, но и
демонстрируют высокую степень адаптивности методической про
цедуры к конкретным потребностям практики. Так, логическая
структура сценария вполне может рассматриваться как стандарти
зированная последовательность процесса измерения и оценки на
блюдаемого явления, которая воспроизводима на основе самого
разнообразного эмпирического материала. Характерно, что резуль
таты применения методики ситуационного анализа обычно верифи
цируют�я либо на основе сравнения с заключениями, полученными
с помощью других исследовательских техник, либо самым непос
редственным образом в пределах краткосрочной перспективы.
1 30
Экспертные методы в политических исследованиях
Методика экспертных оценок В. Б. Тихомирова
Наряду с методикой ситуационного анализа, хотелось бы об
ратить внимание на еще один вариант получения экспертных зак
лючений. Он связан с работами отечественного исследователя
В. Б. Тихомирова и чрезвычайно интересен в силу доступности тех
ники, сочетающей качественные и количественные оценки ситуа
ции. Описание методики содержится во многих авторских публи
кациях, однако эмпирические иллюстративные материалы обыч
но затрудняют ее целостное восприятие. В этой связи следует
остановиться на некоторых общих характеристиках методической
процедуры, которая заключается в поэтапной фиксации количе
ственных показателей интенсивности распределения важнейших
характерных признаков составных элементов системного объекта.
Применение методики предполагает следующие процедуры:
•
построение общего проблемного графа ситуации ;
•
оценку соотношения политических сил акторов;
•
формулирование гипотетических вариантов развития ситу
ации;
•
оценку вероятности отдельных вариантов развития собы
тий с учетом интересов различных акторов и их возможно
стей влияния на события в желаемом направлении.
Простейшим примерам перехода от качественных к количе
ственным показателям, который применяется экспертами в рам
ках приведеиной методики, является определение относительной
значимости того или иного фактора в комплексе взаимосвязанных
переменных. Так, если влияние партии на избирателей, по заклю
чению экспертов, зависит от массовой социальной базы, матери
альных ресурсов, уровня внутренней организации, политической
программы, популярности лидера, возможностей коалиционного
взаимодействия и т.д. , то экспертам предлагается исходить из того,
что общий потенциал участника избирательной борьбы составля
ет
единицу
( 1 00 % ) ,
а значимость отдельных переменных должна
быть оценена в долях от этой величины.
Исследовательская техника, аналогичная методике В. Б. Тихо
мирова, предлагается и в некоторых зарубежных публикациях конца
90-х годов для изучения процессов политической нестабильности
в
условиях полиэтничных государств.
1 3 1
g ·
1
Глава
5
Эксnертные оценки как особый вид nрикладной аналитической
методики очень nривлекательны своей оперативностью и резуль
тативностью. Будучи по своей сути междисциплинарными и требуя
даже в случаях качественных оnисаний четких количественных ха
рактеристик, они стимулируют творческий процесс и, что немало
важно, с энтузиазмом восnринимаются молодыми специалиста
ми. В этой связи применение различных вариантов методики экс
nертных оценок в исследовании nолитических ситуаций и процессов
может рассматриваться как nерсnективное наnравление приклад
нога анализа проблем, характеризующихся высокой стеnенью нео
nределенности. Однако необходимо учитывать, что на основе эк
сnертных заключений все же не удается nолностью nреодолеть
элементы субъективизма, гарантировать абсолютную адекватность
выводов, nроводить nолноценную верификацию, а главное - осу
ществлять надежное долгосрочное nрогнозирование. Поэтому
даже nри соблюдении достаточной корректности применения того
или иного варианта эксnертных оценок материалы, nолученные на
их основе, необходимо рассматривать с учетом заключений, под
готовленных другими сnособами.
Но все эти недостатки методики относительно нивелируются
за счет одного самого существенного достоинства : эксnертные
оценки дисциплинируют мышление и акцентируют nроблему че
ловеческого фактора как информационного ресурса особого рода.
Ключевые
понятия
Граф
-
конечная совокупность множества точе к ( вершин). Некоторые из
вершин графа соединены линиями, и эти соединения называются
ребрами. Если каждые две вершины соединены ребрами , такой граф
назы вается полным. Каждый граф можно представить в евклидовом
пространстве множеством точек, которые соединены множеством ли
ний, соответствующих ребрам. В трехмерном пространстве можно пред
ставить граф таким образом , что линии не пересекаются во внутрен
них точках. Графы часто используются для логических проблем, вклю
чающих задачи перебора вариантов экспертных решений.
Древо
-
производное понятие из теории графов. Дерево - это связан
ный, но неориентированный граф, не содержащий циклов (обратных
соединений). Дерево не имеет кратных ребер и петель.
Задачи экспертизы -
в задачи работы экспертной комиссии часто входит
не только (а иногда не столько) оценка имеющихся ситуаций (объек
тов,
ф
акторов) , но и имитационное построение самих ситуаци й. На
пример, эксперты могут составить несколько сценариев развития то
1 32
Экспертные методы в политических исследованиях
или иной ситуации в зависимости от определяющих внешних факто
ров. Эти сценарии могут рассматриваться как экспертно созданные
ситуации.
Критерий
- решающее правило, определяющее выбор альтернатив. Изве
стно несколько статистических критериев, позволяющих оценить сте
пень определенности заключения. Однако часто приходится сталки
ваться с ситуацией, когда разные, хотя и обоснованные критерии
приводят к различным результатам.
Нормирование
-
производится на основании учета мнения эксперта о
значимости каждого оцениваемого фактора относительно других фак
торов, составляющих предмет анализа.
При наличии большого числа альтернатив (более семи) применение
метода последовательных сравнений становится чрезмерно трудо
емким.
Проблема
-
ситуация, в которой и меется два состояния: существующее и
предлагаемое, или желательное. Таким образом, каждая проблема ха
рактеризуется необходимостью изменения состояния, а решение на
основе экспертных оценок устанавливает, каким образом будет со
вершен переход от существующего состояния к предполагаемому.
Ранжирование
- представление объектов в виде последовательности в
соответствии с убыванием их предпочтительности.
Ранг (балл)
-
это
показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта
или явления в групnе других объектов (явлений), обладающих суще
ственными для оценки свойствами. Обычно наиболее предпочтитель
ному объекту присваивается первый ранг, а наименее предпочтитель
ному - последни й. Ранговые оценки имеет смысл сравнивать только
по отношению <<больше-меньше,>, <<лучше-хуже>>.
Порядковая шка
ла,
получаемая в результате ранжирования, должна удовлетворять ус
ловию равенства числа рангов числу ранжированных объектов.
Ситуационный анализ
-
процедура проведения экспертного совещания
по актуальной политической проблеме в соответствии со специаль
ными правилами организации обсуждения и обобщения результатов.
Сравнение.
Когда необходимо более точно установить соотношение меж
ду сопоставляемыми объектами (факторами), то для оценки предпоч
тения может быть использован метод сравнений. При этом проводит
ся следующая процедура: 1 ) объекты располагаются в порядке их важ
ности (как и при ранжирован ии); 2) наиболее важному объекту
приписы вается оценка, равная единице, а остальным (соответствен
но степени их важности) - оценки между нулем и единицей;
3)
далее
оценка первого объекта сравнивается с суммой оценок всех осталь
ных объектов и при необходимости корректируется таким образом,
чтобы она была заключена между несколько большей суммой всех
остальных объектов и несколько меньшей суммой всех остальных объек-
1 33
Глава
5
тов без некоторого количества самых менее значимых;
4)
далее про
цедура пункта
3
повторяется для объекта
2,
но без объекта 1 до тех
пор, пока не будет оценен предпоследний объект.
Статистический анализ
- собирательное понятие
для
ряда математичес
ких приемов обработки количественной информации, основные тен
денции распределения показателей и степень корреляции между от
дельными показателями.
Шкала
- средство измерения, позволяющая соотнести некоторые при
знаки с числовыми характеристиками. Основные шкалы, используе
м ые в практике измерений, можно подраздел ить на следующие клас
сы:
1 )
номинальные шкалы
-
моделируют отношения типа «равен
ство-неравенство•> (например, внутриполитические-международные
проблемы, вооруженные столкновения-политические декларации);
2)
порядковые шкалы
(числовые, ординарные) позволяют сравнивать
обсуждаемые величины в терминах <<больше-меньше•>, «лучше-хуже•>,
<<быстрее-медленнее•>, примерам порядковой шкалы могуr выступать
различные рейтинги. Разновидностью порядковой шкалы является так
называемая процентная, или относительная, шкала (на сколько
%);
3)
интервальные шкалы
-
измеряют, на сколько и во сколько раз
различаются изучаемые величины (доход на душу населения, пере
стрелки, и мевшие место в течение месяца, обмен дипломатическими
послан иями в текущем году по сравнению с предыдущим). Все типы
ш кал могуr служить мерами оценки показателей поведения исследуе
м ых объектов.
Эксперт
-
лицо, готовящее или принимаюшее решение в условиях нео
пределенности; эксперт должен быть призванным авторитетом в про
блемной области.
Экспертиза
- проведение группой экспертов измерения некоторых ха
рактеристик для подготовки принятия решения. Отличительная осо
бенность экспертизы как процедуры измерения состоит в том, что
в
качестве приборов выступают люди (либо потому, что сам и объекты
или их характеристики субъективны, либо потому, что пока
не существует объекти вных приборов измерения этих характеристи
Экспертная оценка
- авторитетное мнение эксперта по какой-либо
блеме, находящейся в сфере его компетенции. Экспертная оценка
методической точки зрения всегда является вариантом
которое стремится к максимально возможной точности.
Вопросы и задания для обсуждения
1 .
Какова роль экспертных заключений во внутри политической и
неполит.ической практике?
2.
Какие виды экспертных оценок и направления их использован
вам извесп; ы?
1 34
Экспертные методы в политических исследованиях
3.
Назовите основные этапы прикладнаго политического исследова
ния на основе применения экспертных оценок.
4.
П редставления о каких количественных процедурах обработки дан
н ых необходимы организаторам экспертного совещания?
5. Охарактеризуйте экспертное совещание как особый вид коллектив
ной экспертизы в сфере политической практики (подготовка, правила
организации и проведения).
6.
Расскажите о ситуационном анализе в сфере политической практи
ки (подготовка, правила организации и проведения).
7 . Предложите несколько возможных тем ситуационного анализа для
проведения в рамках учебного процесса и примерный сценарий его про
ведения.
Литература
Основная
Бешелев
С.
Д, Гурвич Ф.
Г.
Экспертные оценки. М . , 1 978.
Дзлиев М. И.
И нформационно-анализирующая система оценки соци
ально-политической стабильности в регионе. М . , 1 992.
Симонов К., Федоров
В.
Ситуационный анализ: январь-июнь 1 997 года
властные структуры федерального центра // Россия: новый этап либе
ральных реформ. М . , 1 997.
Ядерная программа КНДР: перспектины развития. Ситуационный ана
лиз. Ноябрь
2003
г. , М ГИ МО(У) М ИД РФ под руководством академика
Е.
М. Примакава // Россия в глобальной политике.
2004.
N2
1.
И ракский кризис и перспектины урегул ирования. Ситуационны й ана
лиз. Апрель
2004
г. , М ГИ МО(У) М ИД РФ под руководством академика
Е.
М. Примакава // Россия в глобальной политике.
2004.
N2
3.
Дополнительная
Акимов В.
П.
Математика для политологов. М . : М ГИ МО ,
2003.
Жуков А. Д.
Системное исследование конкретных ситуаций в между
l lародных отношениях с использованием экспертных оценок. М . , 1 978.
Косолапов
Н.
А.
Политика, экспертиза, общество: узлы взаимозависи
мости //
Pro et Contra. 2003.
Т. 8.
N2
2.
Г л а в а 6
ПРИМЕНЕНИЕ МА1ЕМА
1ИЧЕ
С
КИХ
СРЕДС1В В ПРИКЛАДНОМ ИЗУЧЕНИИ
ПОЛИ
1ИЧЕ
С
КИХ
О1НОПffiНИЙ
Интеграция гуманитарного и точного знания. Правила
ф
ормализации
СодержательноИ информации. Количественные методики обработки дан
ных. Динамические модели в изучении комплексных систем. Достоин
ства и ограничения количественных исследованиИ. Перспектиnы меж
дисциплинарного подхода.
§ 1
Опыт междисциплинарных
политических исследованиИ
Ученые- политологи и международники все чаще обращаются
к междисциплинарному методическому инструментарию, что по
зволяет им расширить спектр традиционных аналитических под
ходов, ориентированных на изучение качественных характерис
тик различных явлений, и повысить точность прогнозных оценок.
Количественные и некоторые друtие методы из области естествен
нонаучных дисциплин давно взяты на вооружение специалиста
ми-гуманитариями, которые во многом опираются на опыт эм
пирической социологии. Вместе с тем применение математичес
ких средств для прикладиого изучения политических отношений
является самостоятельной проблемой .. Использование количествен
ных показателей и измерений в политических исследованиях не
изменно вызывает множество критических замечаний. Противни
ки использования математических средств аргументируют свою
точку зрения тем , что политическое поведение не может и не
должно изучаться с тех же позиций и теми же способами, кото
рыми изучается природная среда. Несмотря на продолжающуюся
дискусс
.
ию, пик которой пришелся на 70-80-е годы
ХХ
в. , коли
чественный подход сохраняет популярность, а проблема исполь
зования математики в прикладнам изучении политических ситуа-
1 36
Применени е математических средств в прикладнам изучении политических .. .
ций и процессов является одним из ключевых вопросов развития
этой области.
Первые массированные попытки использования математики в
прикладных политических исследованиях связаны со становлени
ем модернизма как направления научной мысли. Однако достиг
нутый к 60-м годам уровень применеимя математических средств
явился итогом во многом искусственно форсированного процес
са, что привело к завышенным Представлениям о возможностях
количественных исследований. Необходимо, однако, подчеркнуть
и другой аспект проблемы интеграции гуманитарного и точного
знания в контексте изучения политики. Как отмечает
Т.
Саати:
<<Политика, имеющая дело с проблемами фантастической слож
ности, нуждается в едином языке . . . Существует потребность в пос
ледовательной и универсальной логике и точных методах для оценки
влияния той или иной политики на достижения поставленных це
лей. Нужно научиться ясно представлять сложные структуры, что
бы принимать правильные решения» 1 •
Математические средства, применяемые сегодня в политичес
ких исследованиях по странавой и международной проблематике, в
подавляющем большинстве случаев бьmи заимствованы из смежных
социальных дисциплин, которые, в свою очередь, почерпнули их из
естественных наук. Среди математические средств, применяемых се
годня в сфере изучения политики, принято вьщелять следующие
типы: средства математической статистики, аппарат алгебраических
и дифференциальных уравнений , средства <<Нефизического>> проис
хождения - теория игр, моделирование на ЭВМ, информационно
логические системы, <<неколичественные разделы» математики.
Исследования на их основе получили серьезную разработку в
трудах, прежде всего, американских ученых, а обращение к коли
чественным методам особенно широко апробировалось при ана
лизе предвыборной борьбы и конфликтной проблематики. Однако
общее развитие количественных исследований сдерживается не
достаточным уровнем теоретических представлений в области по
литологии, т.е. сугубо гуманитарного знания о состоянии и функ
ционировании политической системы в рамках отдельного госу
дарства и системы международных отношений в целом. В то же
время применение количественных методов оправдано, так как
они, во-первых, позволяют вычленить ранее не очевидные взаи-
1
Caamu Т. Указ. соч.
С. 1 2.
1 37