Файл: Borishpolets_K_P_Metody_politicheskikh_issledovani.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 1642

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 

Информатика 

- наука  о  методах  формализации  и  компьютерной  обра­

ботки  информации; играет ведущую роль в  создани и  и  развитии  ин­

формационных технологий.  Теоретической  основной  информатики 
является разработанная  в  30-х годы ХХ в. теория алгоритмов. 

Искусственный интеллект 

- область прикладной  математики, основной 

функцией которой является развитие формальных средств представ­
ления  и  обработки  знаний.  В  узком  смысле  - техническая  система 

обработки  и нформации  на  основе  моделирования  познавательных 

процессов человека; компьютерная модель рационального мышления. 

Категория 

-

понятие,  рассматриваемое  в  качестве  исходного,  неопре­

деляемого через другие понятия.  Каждая наука опирается на соответ­

ствующую систему взаимосвязанных категорий .  Н аиболее часто тер­

мин  используется  примен ительно  к  философским  понятиям,  рас­
сматриваем ы м  в качестве основополагающих понятий бытия и  мыш­
ления. К числу категорий обычно относят следующие понятия: объект, 
отношение,  свойство,  сужде ние, умозакл ючение,  истина  и  др.  В  гу­

манитарных исследованиях категории формулируются в соответствии 

с  предметной  спецификой ,  например  политическое  пространство  и 

политическое  время . 

Переменные 

- в  социальных  исследованиях  обозначают  наблюдаемые 

феномен ы,  которые  изменяются  в  зависимости  от  кол ичества  или 

качества.  Они могут  быть  определены  как зависимые  ил и  независи­
мые переменные. Зависимые переменные - это те феномены,  кото­

рые  испытывают  влияние  других  переменных.  Например,  при  выд­
вижении  гипотезы,  что обороноспособность  государства  зависит  от 

уровня  военных  расходов,  т.е.  определяя  связь  между  бюджетом  и 

безопасностью,  расходы  рассматривают  как  независимую  перемен­

ную.  В  точных науках под термином «перемен ная>>  подразумевается 

символ,  вместо которого допускается  подстановка  некоторых других 

символов.  Простейшим видом  переменной является, например, сим­
вол х в  математическом уравнении типа (х 

1 )2 

х2 

2х +  1. Объек­

ты,  сим волы  которых допускается  подставлять  вместо  переменной, 
образуют область значений данной  переменной. 

Системная динамика 

- область прикладной математики, которая  иссле­

дует  нелинейные  отношения,  основана  на  системной  теории  и  ки­

бернетике,  позволяет  прогнозировать долгосрочн ые  процессы. 

Функция 

- отношение  между  м ножествами,  при  котором  каждому  эле­

менту  одного  множества  соответствует  некоторый  элемент другого 

множества.  Обычно функция  зап исывается  в виде  формулы 

у =  

f (х), 

где 

х 

-

независимая  переменная,  ил и  аргумент, 

у 

- зависимая  пе­

ремен.ная,  а 

f -

функциональная  переменная. 

\ 58 

Применени е математических 

средсгв 

в прикладнам изучении 

политических ... 

Вопросы  и  задания  для  обсуждения 

l .  Охарактеризуйте  важнейшие проблемы интеграции  гуманитарного 

и  точного  знания  в  прикладных  исследованиях  внутри политической  и 
международной  проблематики. 

2.  Приведите  известные  вам  примеры  работ  отечественных  и  зару­

бежных  авторов,  выполненных  на основе  междисциплинарного  подхода. 

Какие  из  результатов  показал ись  вам  наиболее  интересными;  какие  мо­

менты  вызвали затруднения  в  понимании? 

3 .   Используя  литературу,  расскажите  о  типологии  математических 

средств,  применяемых в  политических исследованиях. 

4.  Какие  методики  обработки  количественных данных  вам  известны 

и  какие  из  них  вы можете  применять самостоятельно? 

5. 

Предложите набор зависимых  и  независимых переменных для мо­

дели  конфликтной  или  переговорной  ситуации. 

6.  Какова роль гипотезы  в процессе проведения  количественного ис­

следования?  Сформулируйте  гипотетические  предположения  в  отноше­

нии  конкретных политических явлений и  определите возможн ые пути их 

обоснования. 

7.  Какие  вопросы  и  в  какой  последовательности  необходимо ставить 

при  разработке  плана  междисциплинарного  исследования. 

Литература 

Основная 

Акимов В.  П., Луков В.  Б.,  Паршин П.  Б.,  Сергеев В. 

М. 

Карибский кризис: 

Опыт моделирования. <•США: экономика, политика, культура>>.  1 989. 

NQ 

5 .  

Плотинекий 

Ю. 

М. 

Моделирование социальных процессов.  М . ,  200 1 .  

Саати  Т. 

Математические модели  конфликтных ситуаци й.  М.,  1 977. 

Сартори Дж. 

Искажение  концептов в  сравнительной  пол итологии 11 

Полис. 2003. 

NQ 

3 .  С. 67-77. 

Шабров  О.  Ф. 

Системный  подход  и  компьютерное  моделирование  в 

политологическом исследовании j j  ОН С.  1 996. 

NQ 

2. 

Шродт  Ф. А. 

Математическое  моделирование // Д.  Мангейм,  Р.  Рич. 

Политология. Методы  исследования.  М . ,  1 997. 

Яковлев 

И.  r 

И нформационно

-

аналитичес

.

кие  технологии  и  полити­

ческое консультирование //  Полис.  1 998. 

NQ 

2. 

Chaтpney 

L. 

Introduction  to Quantitative  Political  Science. 

PuЬlishers,  2000. 

Махiт 

Р. 

Quantitative Research  Methods in the Social  Science. Oxford,  1 999. 

Дополнительная 

Арнольд В.  Ф. 

Теория катастроф.  М . ,   1 990. 

Лаптев А. А. 

Математическое моделирование социальных проuессов 11 

Математические структуры  и модел ирование. Омск,  1999. 

NQ 

3 .  С.  1 09- 1 24. 

1 59 


background image

Глава 

Caamu 

Т,  Керне 

К. 

Аналитическое планирование. Организация систем. 

м . ,   1 99 1 .  

Форстер  Э.,  Ренц 

Б. 

Методы  корреляционного  и  регрессионного ана-

лиза.  М., 

1983. 

Шабров 

О. 

Ф., Анохин 

М 

Г., Дзлиев 

М. 

И. 

Компьютерное моделирование 

социально-политических процессов.  М . ,  

1994. 

Шеннон  Р. Дж. 

И митационное  моделирование  систем  - искусство  и 

наука.  М . ,  

1 978. 

Adcoc R.  and Coller D. 

Measurement Validity: Ashared  Standard for Qualita­

tive and Quantitative Research j j American Political Science Review. 200 1 .  Vol. 95. 

NQ 

3 .  

Policy Analysis Methods // Ed. 

Ь у  

St. Nage1. N.Y.,  1 999. 

The  Practice of Policy Analysis.  N.Y.,  199 1 .  

Г 

л  а 

в 

а 

7

ПОдrОТОВКА ИТОГОВЬIХ ДОКУМЕНТОВ 

ПРИКЛАДНЬIХ ПРОЕКТОВ 

Роль завершающего этапа научного исследования. Особенности  итоговых 
документов прикладных проектов. Ин

фо

рмационный и аналитический раз­

делы.  Определение величины  итогового документа.  Конкрепюсrь  и 

обо­

снованносrь выводов. Реалистичносrь практических рекомендаций. Стиль 
аналитических документов: краткосrь, просrота, содержательная емкосrь. 

§ 1 

Оrличие  итоrовых  документов 

прикладных  аналитичес

ких 

разработок  от  фундаментальных 

исследованиИ  политичес

ких 

ситуациИ 

и  процессов 

В 

этом  параграфе  мы  рассмотрим,  чем  итоговые  документы 

прикладных аналитических разработок отличаются от материалов, 
обобщающих фундаментальные исследования политических ситу­

аций  и  процессов. 

Завершающий  этап  научного  исследования,  связанный  с  на­

писанием  отчетов  и  представленнем  результатов  проведеиной ра­

боты,  является,  без  преувеличения,  самым ответственным момен­

том реализации прикладиого  проекта.  Идеи, выводы и рекоменда­
ции,  которые  он  содержит,  будуr  востребованы,  только  если  они 

будуг адекватно сформулированы. 

В 

этой связи перед исполнителя­

ми  стоит  задача  наглядно  отразить  проведеиную  работу,  придер­

живаясь  принцила  полноты  и  достаточности  в  изложении  содер­

жания. Кроме того,  им придется неоднократно выверять итоговые 

заключения, добиваясь предельной четкости формулировок. Именно 

четкость  вербальных  конструкций,  общих  описаний  и  приводи­

мых для  их  характеристики  деталей  придают  любому служебному 

документу не  просто  завершенность,  но  и особую убедительность. 

1 6 1  

1 1 - 5060 


background image

Глава 

Хотя  различные  научные,  ведомственные  или  информацион­

ные  структуры  обычно  опираются  на специальные  (иногда  сугубо 
внутренние)  стандарты  документации ,   практика  современной 

информационно-аналитической  работы  позволяет предложить не­
сколько  общих  рекомендаций,  касающихся  текстового  оформле­
ния  результатов  прикладных  проектов. 

В 

первом  приближении различия  между двумя  типами  материа­

лов,  завершающих  процесс  научного  изучения,  достаточно  очевид­

ны.  ПреЖде  всего,  они  касаются  объемов текстовой  информации,  в 
которой  отражено  содержание  проведеиной  работы,  и  типом  пред­

ставляемых  выводов.  И тогом  фундаментальных  исследовани й   по 
политической проблематике  обычно выступает монография,  сбор­

ник  трудов  авторитетных  специалистов,  учебник  или  другие  пуб­

ликации,  включающие  сотни  страниц  печатного  текста.  Помимо 

основных выводов  эти работы  очень  часто  завершаются  рекомен­
дациями  в  области  продолжения  исследовани й ,   постановкой  воп­

росов,  решение  которых  необходимо  для  повышения  точности 
знания.  Что  касается  итоговых  материалов  прикладных  проектов, 
то  их  главной  особенностью  является  сравнительно  небольшой 

объем  и  особая  лаконичность  изложения  результатов  научного  на­

блюдения.  Эти документы завершаются также более конкретными и 
определенными вьmодами, чем фундаме

нтал

ьные  исследования.  Ори­

ентация  на  получение  прикладных  суЖДений  о  политической  дей­
ствительности  позволяет  авторам  соответствующих  разработок  су­

щественно ограничивать общие рамки изучения и  включать в спектр 

рассматриваемых  проблем  только  те,  которые  определены  при фор­
мулировании темы. 

В 

этой связи  заключительные  разделы  приклад­

ных  проектов  содержат  выводы,  которые  отличаются  особой  пред­
метностью  и детализацией  основных  положений.  Кроме того,  чтобы 
полнее  отвечать  поставленным  целям,  они  обычно  дополняются 
несколькими  рекомендациями  относительно тактики  поведения  ак­

тора  перед  лицом  вызовов  политической  среды.  Разумеется,  завер­

шая  научное  исследование  подобным  образом,  важно  не  утратить 
чувство  меры  и  не  рассматривать  итоговые  рекомендации  приклад­
ных разработок в качестве единственно возможной основы  реальных 

действий.  Если в случае фундаментального исследования относитель­

ность  научного  знания  подчеркнута  указаниями  на  желательность 

дальнейшего  изучения  вопроса,  то  в  прикладных  разработках  нео­
днозначность выводов минимальна.  Однако сами выводы этих разра­

боток  мнQtократно  перепроверяются  сведениями  из  других  анали­

тических  источников  и  соответствующей  практикой. 

1 62 

Подготовка  итоговых документов прикладных проектов 

Еще  одним  важным  отличием  итоговых  документов  фунда­

ментального  и  прикладнаго  формата  является  степень  научной  но­
визны  представляемых результатов. 

В 

первом  случае  она должна но­

сить принципиальный и  универсальный  характер.  Обобщающие  ха­
рактеристики  наблюдавшихся  явлений  должны  раскры вать  их 

важнейшие  качества,  неизвестные  ранее  профильным  специалис­

там. 

В 

прикладных проектах качество новизны достигается пугем праг­

матичной  оценки  нового  знания,  учета  его  полезности  в  конкрет­

ных  обстоятельствах.  При  этом  в  фундаментальных  и  прикладных 
исследованиях  по-разному  обеспечивается  репрезентативность  ин­

формационно-аналитической  работы,  выступающей  основой  ново­

го  научного знания.  Безусловно,  и  фундаментальные,  и  прикладные 
проекты требуют корректного  обращения  с  информационными  ис­

точниками,  однако  характер  их  представления  в  материалах  иссле­

дования  имеет  свои  особенности. 

В 

первом  случае  источники,  как 

правило,  непосредственно  включены  в  основной  текст,  а  во  вто­

ром  - фиксируются в материалах приложений.  Прямое  цитирование 
как  факталогическая  или  аналитическая  иллюстрация  суЖДений  в 

рамках  прикладных  проектов  встречается  крайне  редко. 

В 

целом  же 

для  прикладных  проектов  характерно  отсутствие  описаний  проме­
жуточных  этапов  работы  с  информацией,  результатов  ее  формаль­

ных  преобразований  и  процедур  количественных  операций  с  эмпи­
ричес

кими 

данными. 

В 

случае необходим

ости 

все те

хнич

еские и вспо­

могател ьные  этапы  обработки  исследовательских  материалов 

отражаются  в  специальных  приложениях.  Но такие  ситуации  срав­

нительно редко встречаются в повседневной практике, особенно если 
речь идет о выступлениях экспертов,  об  аналитических записках или 

оперативных публикациях. Хотя все  рабочие  материалы  прикладных 
проектов  должны  быть  упорядочены,  главным  при  представлении 

результатов  является  их  содержание,  а  не  способы  получения. 

В 

фундаментальных  проектах,  напротив,  чтобы  наиболее  пол­

но  передать  содержание  научного  знания  и  обеспечить  его  вери­
фицируемость,  немаловажно,  по  возможности ,  описать  основные 

промежуточные  этапы  проведеиного  исследования.  И  выводы,  и 
способы их получения фактически одинаково  значимы в  комплек­

сной  оценке  полученных  результатов,  и  только  стандартный  фор­
мат  академических  изданий  не  позволяет  приводить  целиком  все 

вспомогательные  материалы. 

И  наконец,  фундаментальные  и  прикладные  проекты  отлича­

ются  по способам верификации . 

В 

фундаментальных  исследовани-

1 6 3  

1 1 "  


background image

Глава 

ях проверi<а  нового знания  проводится  в ходе дополнительных на­
учных наблюдений,  экспериментов  и  сравнений,  организованных 
как сугубо научное исследование.  Новое научное знание может быть 
подтверждено  или  опровергнуто  только  знанием,  полученным  на 
основе стандартных правил ведения научной работы. 

В 

прикладных 

исследованиях главным  критерием  адекватности  результатов  выс­
тупает практика.  Их верификация  носит эмпирический характер  и 
в  основном  сводится  к  проверке  технических  условий  получения 
выводов,  например,  полноты  и  достаточности  информационной 
базы,  отсутствия  искажений  (подтасовок)  в  процессе  обработки 

данных,  грубых  логических  ошибок при  интерпретации. 

Список отличий итоговых документов фундаментальных и  при­

кладных проектов по политической проблематике  может быть зна­
чительно  расширен.  Тем  не  менее,  для  начинающих  аналитиков 
необходимо  ясно  представлять  себе  три  основных  момента,  кото­
рые  влияют  не  только  на  оформление  результатов  научного  поис­
ка,  но и на предыдущие этапы работы.  Этими моментами являются: 

• 

объем  и  содержание  заключительного  текста; 

• 

способы  подтверждения  новизны  и  значимости  получен­
ных выводов; 

• 

подходы  к  верификации  нового  знания. 

Они  приобретают  особое  звучание  в  контексте  окончательной 

формулировки темы  исследования,  поскольку при  подготовке при­
кладных аналитических или  информационных  материалов  необхо­

димо четко  определить  общий  заголовок работы . 

1 64 

з

аголовок  передает  основную  идею,  вызывает  у  читателя  те  или 

иные  ожидания .  Важно  определить  задачу,  которую  аналитик 

ставит перед собой  (что  он  хочет осветить  в  работе). 

В  одном  аналитическом  документе  представляется  оптималь­

ным  отразить  4-5  главных  (ключевых)  идей,  относящихся  к  осве­
щаемой  теме. 

Непременное  условие  - прежде  чем  начать  формулировать 

текст, надо составить план-проспект работы, т.е. наметить ее струк­
туру,  основные разделы .  

Особое  внимание  уделяется  формулировке  первого  предло­

жения,  которое,  по  существу,  должно  быть  «забойной  фразой», 
своего ,Рода  «несущей  конструкцией»  всей  работы .  Первое  пред­
ложение  должно  вводить  потребителя  информации  в  тем у,  оно  в 

Подготовка  итоговых документоо прикладных проектов 

принципе  должно  быть  аналитическим,  обобщающим ,  а  не  сво­

диться к  констатации  частного  случая,  факта' . 

Как  показывает  практика,  эффективность  исследовательской 

работы  многократно  возрастает,  если,  приступая  к  осмыслению 

темы,  целей  и  задач  научного  проекта,  аналитик  учитывает  в  том 

числе  и  главные  отличительные  признаки  итоговых  документов, 
которые  должны  завершить  его  творческие  усилия. 

§ 2 

Структура  и  объем  прикладноrо 

проекта 

Успешное представление результатов прикладиого исследования 

в значительной степени зависит от решения проблемы его 

структу­

ризации. 

Структуризация и упорядоченность необходимы не только с 

точки  зрения  последовательности  рассмотрения  изучаемых  вопро-

· 

сов,  но  и  определения  границ  между  аналитическими  и  информа­
ционными разделами. 

В 

методическом плане эти границы в

ажны для 

сопоставления  исходной  и  заключительной  информации,  в  рамках 

научного  исследования.  Являясь  одним  из  видов  такого  исследова­
ния,  прикладной  проект  содержит  два  основных  функциональных 

раздела: 

информационный 

и 

аналитический. 

В 

одном из  них с  извест­

ной  степенью  лаконичности излагаются  факты,  на которых основа­
ны выводы, а в другом отражается процесс осмысления этих фактов. 

Например,  проведя  контент-анализ  важного  политического  текста 

и  получив  количественные  показатели  распределения  его  содержа­
тельных  элементов,  мы  увеличиваем  потенциал  информационного 
раздела  проекта,  а сформулировав на этой основе заключения о раз­
витии  ситуации,  усиливаем  его  аналитический  раздел. 

В 

зависимости  от характера  исследования  информационный и 

аналитический  разделы  могут  быть  равнозначны  либо  асиммет­
ричны  по объему,  но ни один  из них  не должен  составлять исклю­
чительное  содержание  проекта.  Даже  доКументы,  относящиеся  к 
категории  информационных  справок,  записок  и  т.д. ,  построен­

ные на максимально нейтральном представлении обобщенных све­

дений  (данных) ,  включают  элементы  аналитики  (что  проявляет­

ся,  например,  в отборе фиксируемых фактов) .  

В 

то же  время любая 

См.: 

Се.менов  Б.  М. 

Особенности  информационно-аналитической  работы  го­

сударственных структур в области  внешней политики.  М . ,  

2003. 

С. 

24. 

1 65 


background image

Глава 

аналитика  неизбежно  предваряется  указаниями  на  исходную  ин­
формацию.  Все  это  определяет  органичность  сочетания  информа­

ционного  и  аналитического  разделов  в  рамках  единого  проекта, 

поскольку  ни  фактология ,  ни  декларативная  аналитика  сами  по 
себе  научного  интереса  не  представляют. 

Вместе  с тем информационный  и аналитический  разделы  имеют 

и  собственную  специфику.  Она  определяет  их  содержательный  со­
став,  а  также  форму  представления  материала,  особенности  соот­
ветствующих  лингвистических  конструкций ,  включение  иллюстра­

тивных  фрагментов  и  т.д.  Так,  информационный  раздел  преимуще­
ственно  ориентирован  на отражение  релевантных для  исследования 

сведений .  Эти  данные  могут  иметь  разнообразную  природу  и  пред­
ставляться  различным  образом,  например  как  описание  основных 

характеристик  ситуации,  событийная  хронология,  статистика,  ре­
зультаты применения аналитических методик и  т.д.  Их можно пред­

ставить в виде текстовой  информации или преобразовать в таблицы, 
графики ,  схемы.  Но главным условием  оформления  раздела являет­
ся  акцент  на  фактологию  и  минимизацию  интерпретации  фактов. 
Аналитический  раздел  проекта  со  своей  стороны  преимущественно 

содержит  логические  рассуждения  при  сопоставлении  различных 
фактов, объяснения явлений и их взаимосвязей, а также в  нем форму­

лируются  обобщающие  заключения  и  прогнозные  предположения. 

П римечательно ,  что  в  некоторых  публикациях  обобщающие 

аналитические  заключения  и  прогнозные  предположения  упоми­
наются  как  самостоятельные  результаты  научной  работы .   Однако 

такое  разделение  представляется  искусственны м .   Современные 

прикладные  проекты  в  сфере  поли

.

тических  исследований  все  в 

большей  степени  характеризуются  прогностической  направленнос­

тью,  и ,  по  сути,  аналитические  обобщения  и  прогнозные  заключе­

ния  выступают  в  них как две стороны  одной  медали.  Без  элементов 

прогнозирования  трудно  представить  себе  серьезную  аналитику,  а 

серьезное  прогнозирование  невозможно  без  солидной  аналитиче­

ской  базы.  Поэтому,  проводя  различия  между  собственно  аналити ­

ческими заключениями и  прогнозными предположениями,  мы дол­
жны  иметь  в  виду  скорее  методические  особенности  проведения 
исследований ,  связанных с моделированием.  В  исследованиях,  про­

водимых без  применения  формализации  и  математических подхо­

дов,  грань  между  общими  выводами  и  прогнозами  значительно 

нивелируется.  Оценка их адекватности обеспечивается доступ нос­

тью логической  Проверки  гипотетических заключений  (прогнозов) 

с  предварЯющими  их  аналитикой  и  фактологией . 

1 66 

Подготовка итоговых  документов  прикладных проектов 

Содержательные  различия  между  информационными  и  анали­

тическими разделами  прикладных проектов  проявляются  в  стили­
стических  особенностях  изложения  материала,  а  также  могут  оп­
ределять  последовательность  включения  этих разделов  в структуру 
единого  итогового  документа .   Роль  информационного  раздела  -
будет  ли  он  предварять  аналитический ,  является  факультативным 

или  иллюстративным  - определяется  в  зависимости  от  целей  и 

задач  исследования .  Но  общим в  подготовке  итоговых документов 
является  сужение  рамок  и нформационного  раздела  проекта  по 

сравнению  с  аналитическим. 

Еще  один  немаловажный  момент,  который  необходимо  учи­

тывать  при  написании  итогового  документа,  - оптимальные 

раз­

меры текстового материала. 

Понятие  оптимальный  и  производные  от  него  выражения  вы­

ступают  постоянными  атрибутами  любой  рекомендации,  но  они 

чаще  всего это лишь претензия на совершенство.  В отношении объе­
мов  текстовых  материалов  и  документов,  завершающих  прикл ад­

ной  проект,  можно давать тол ько примерные  рекомендации.  С  од­
ной  стороны, 

их 

подготовка является  продолжением  процесса науч ­

ного  творчества  и  отражает  личностные  качества  исполнителей . 
С другой  - сами  проекты, 

их 

научный  статус,  условия  проведения 

информационно-аналитической  работы  весьма  вариативны.  Так,  в 

каждом  ведомстве  существуют  свои,  иногда даже  неписаные  прави­

ла объемов аналитической документации.  Во  многом  они  определя­

ются  рабочим  временем,  в течение  которого  необходимо дать  прак­

тический ответ на информационных запрос.  Фразы типа:  «этот мате­

риал  нужен  через  час>>  или  <<записка должна быть  готова  через денЬ» 
являются самыми обычными для аналитиков,  непосредственно вклю­

ченных в бюрократический процесс.  В  научных центрах, институтах и 
других аналогичных структурах сроки подготовки документов несрав­
ненно  более  эластичны ,  но  и  здесь  фактор  времени  является  од­

ним  из  главных  ресурсов  исследовательской  работы  и  возможнос­

тей  оформления  ее  результатов.  Объемы итоговых  материалов час­
то зависят и  от стандартов,  установленных для  научных публикаций , 

от того ,  сколько  печатных листов зарезервировано для  них  в  изда­

тельском  плане.  П оэтому объемы документов,  завершающих  при­

кладные  проекты ,  строго  не  ф иксированы. 

Тем  не  менее ,  аналитик  с  самого  начала  должен  ориентиро­

ваться  на  то,  что  размеры текста  итоговых  материалов  мельче ,  чем 

у обычных научных публикаций .  Они  не определяются  ни масшта­
бами  и нформационной  базы  исследования,  ни  сложностью  про-

1 67