ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 1631
Скачиваний: 8
Г л а в а 2
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРИКЛАДНЬIХ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ
В
НУIР
ЕННЕЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПОЛИ
1ИКИ
Ин
ф
ормация как ресурс научно И деятельности и
ф
актор общественного
развития. Смысловой полимор
ф
изм терминологии в области ин
ф
орма
ционной работы. Ин
ф
ормационное обеспечение прикладных политичес
ких исследованиИ. Состав и типы ин
ф
ормационных данных в структуре
прикладных проектов. Ин
ф
ормационные технологии в прикладных по
литических исследованиях.
§ 1
Инфор
�
ация как особы:И ресурс
научнои деятельности
Информация в широком смысле слова- это отражение реаль
ного мира, которое очень многообразно по своим проявлениям.
Первоначально термином <<Информация» обозначались сведения,
передаваемые устным, письменным или каким-либо другим спо
собом. Иногда под ним подразумевалея также и сам процесс пере
дачи или получения этих сведений. Поэтому синонимом термина
информация довольно часто служит термин «документация>>, ко
торым обозначается комплекс процессов обработки документов,
прежде всего ведомственного характера.
С
понятием пнформация
тесно связано другое, Производное от него -
информационная дея
тельность,
которая заключается в сборе, переработке, хранении и
поиске закрепленной в сообщениях и документах информации, а
также в ее предоставлении специалистам с целью повышения эф
фективности исследований и разработок. Эта деятельность обычно
выполняется комплексными информационными системами, ос
нованными на принципе однократной обработки каждого сооб
щения профИльными специалистами, ввода результатов такой обра-
28
Информационное обеспечение прикладных проектов в сфере внугренн
еИ ...
ботки в комплекс, состоящий из ЭВМ и печатного устройства, и
многократного использования этих результатов для решения раз
ных задач информационного обслуживания.
Информация всегда играла очень важную роль в жизни л
�
дей.
Но особое значение она приобретала при принятии важнеиших
управленческих и политических решений. Обладание информацией
рассматривалось и рассматривается как важнейшая предпосылка
выбора оmимального образа действий в условиях сложнейших со
циальных процессов, в том числе и процессов на мировой арене.
Бурное развитие науки и техники, начавшееся в середине
ХХ
в.,
многократно усилило роль информации как особого обществен
ного ресурса. Лавинообразное нарастание различных сведений и их
автоматизированная обработка получили название <<информаци
онного взрыва>> и вызвали потребность в изменении понимания
сути информации. Во-первых, оно было расширено и включило
обмен сведениями не только между человеком и человеком, но
.
также между человеком и автоматической системой, автоматиче
ской системой и другой автоматической системой, и даже обмен
сигналами в животном и растительном мире. Во-вторых, было пред
ложено количественное измерение информации, что привело к
созданию
теории информации.
ФУНдаментальным положением этой
теории является утверждение о том, что в определенных, причем
весьма широких условиях можно пренебречь качественными осо
бенностями информации и выразить ее количество математичес
ким числом, которым определяются возможности передачи ин
формации по каналам связи, а также ее хранения в автоматичес
ких запоминающих устройствах.
Вследствие вышеизложенного постоянно предпринимаются
попытки использования понятия информации, не имеющего пока
единого общепризнанного определения, для объяснения и описа
ния самых разнообразных явлений и процессов. Информационный
подход завоевал широкую популярность в лингвистике, биоло
гии, психологии, социологии и некоторых других областях. Вместе
с тем в сфере политических исследований опыт его применения
не может быть оценен абсолютно однозначно именно в силу спе
цифики мира политического, о чем уже говорилось выше.
р
азнообразное использование понятия «информация» побудило
некоторых ученых придать ему общенаучн
ое значение. Осно
воположниками такого общего подхода к понятию информации
были английский нейрофизиолог
У.
Эшби и французский физик
29
Глава
2
Л. Бриллюэн . Они исследовали вопросы общности понятия энтро
пии в теории информации и термодинамике, трактуя информацию
как отрицательную энтропию. Л. Бриллюэн и его последователи
стали изучать информационные процессы под углом зрения вто
рого начала термодинамики, рассматривая передачу информации
некоторой системе как усовершенствование этой системы, веду
щее к уменьшению ее энтропии. В некоторых философских рабо
тах второй половины ХХ в. был выдвинут тезис о том, что инфор
мация является одним из основных универсальных свойств мате
рии. Тем не менее, большинство ученых пока отказывается дать
строгое определение понятия «информация» и склоняется к тому,
чтобы рассматривать его как неопределяемое , подобное понятию
множества в математике.
Значимость информационного подхода для политических ис
следований заключается, прежде всего, в том, что он акцентирует
связь информации, на которую опираются фундаментальные и
прикладные проекты, с общенаучным понятием отражения и,
следовательно, предполагает соблюдение универсальных правил
сбора и обработки необходимых для ведения аналитической рабо
ты сведений (данных).
Обсуждению проблем «информационного взрыва>> посвящено
большое число специальных исследований.
В
частности, установ
лено, что ежегодно в мире публикуются результаты примерно двух
миллионов научных работ, ежеминутно появляется около двух тысяч
страниц печатной информации, которая предоставляется на шес
тидесяти языках в более чем ста тысячах периодических изданий.
В
связи с этим специалист, стремящийся иметь информацию обо
всех новых достижениях в своей области, вынужден тратить до трети
рабочего времени на подбор, анализ и изучение информации.
В
про
тивном случае существует опасность непроизводительных затрат в
размере более сорока процентов от выд�ленных на разработки и
исследования средств.
Изучая проблему <<информационного взрыва>>, многие ученые
пришли к выводу, что количество публикуемой информации возра
стает экспоненциально, а сама информация стала рассматриваться
как один из главных видов ресурсов, определяющих статус всех ти
пов политических акторов.
Его
роль высока не только на междуна
родной арене, но и при расстановке внутриполитических сил чле
нов мировоrо сообщества. Обладание информацией поднимает ста
тус конкретной ведомственной или корпоративной структуры в
30
Информационное обеспечение прикладных проектов в сфере внугреннеИ ...
процессе принятия решений. Чтобы подчеркнуть комплексный ха
рактер информационного потенциала в последние годы вместо тер
минов <<Информация>> и <<информационные ресурсы>> специалисты
все чаще употребляют термин <<ресурсы знаний»
(knowledge resources).
При этом ресурс знаний, в отличие от других ресурсов, которыми
располагает общество, становится неограниченным: знание высту
пает и как результат производства, и как ресурс для его нового цикла.
Информация является в настоящее время ресурсом, играющим
доминирующую роль в определении путей мирового развития. При
этом наблюдается постоянное совершенствование систем ее пред
ставления и способов доставки потребителям. Неуклонно растет
количество разнообразных баз данных, совершенствуются носите
ли информащ1и, развиваются сети передачи данных. Интернет и
его информационные возможности стали неотъемлемой частью
производства и упорядочения знаний во всех сферах научной и
практической деятельности. Но, говоря о новейших технических
.
видах информационного обеспечения, следует отметить, что они
не столько конкурируют, сколько дополняют традиционные фор
мы и методы фиксации информации в виде печатных изданий.
Спектр базовых представлений об информации был бы не по
лон без упоминания попыток корпоративных манипуляций этим
ресурсом. Помимо вошедшего в политический лексикон термина
<<информационные войны», с этими манипуляциями ассоцииру
ются массированные пропагандистские кампании, так называе
мые <<заказные>> публикации и тому подобные акции. При том, что
нельзя полностью отрицать их результативность, следует особо
подчеркнуть, что объективная оценка предлагаемых обществу све
дений, последовательно проведеиная в рамках научной эксперти
зы, позволяет нейтрализовать последствия дезинформации при
принятии решений.
§ 2
Информационное обеспечение
прикладных политических
исследованиИ
При всем многообразии представлений об информации в прак
тике прикладных политических исследований этим термином обыч
но определяется набор сведений о характеристиках акторов, ситу
аций или процессов. Теоретическая и эмпирическая информация
3 1
Глава
2
о пол ити ке, а также индивидуальные и коллективные представле
ния о ней неизменно выступают в качестве основного исходного
материала аналитического проекта и в то же время с формальной
точки зрения являются его конечным продуктом. Они обеспечива
ют поступление необходимых для решения исследовательских за
дач данных, а по завершении аналитических процедур опосредуют
результаты исследования, в том числе их практическое примене
НJiе. Однако содержание информационного обеспечения приклад
ных политических исследований не следует рассматривать слиш
ком упрощенно. Движение информационного потока отнюдь не
представляет собой «замкнутый контур>> , на него постоянно ока
зывают влияние как характеристики составляющих его данных,
так и личностные качества исполнителя проекта.
Рассмотрим, как информация и знания о политике включают
ся в
структуру прикладнаго проекта.
Напомним, что существует
много источников информации о политике: семья, друзья, массо
вые мероприятия, СМИ, выступления лидеров или научные пуб
ликации. Эти ресурсы могут обеспечить широкую информацию о
политике , но информация, полученная так сказать <<стихийным>>
путем, может быть неясной, противоречивой или ложной. Поэто
му проведение прикладных политических исследований в сфере
внутренней и международной политики предполагает четкий под
ход к информационно-аналитической работе.
Первым шагом в этом плане является определение предмета и
цели прикладиого научного наблюдения, что позволяет начать
сбор
исходной информации.
В
этой связи целесообразно уделить внимание
как можно более широкому кругу публикаций, в том числе акаде
мическим изданиям, исторической литературе, статистическим и
другими справочникам, провести беседы со специалистами и оце
нить имеющиеся документы. Однако объективно первая фаза под
готовки информационного обеспечения проекта не может зани
мать много времени и завершается выбором спектра источников
данных, на которые будет опираться аналитическая разработка. Они
определяются исходя из критериев соответствия задачам исследо
вания, а также имеющихся для изучения и обработки содержания
ресурсов. При отборе публикаций необходимо различать также ма
териалы обшего характера и специализированные источники, та
кие как статистические сборники или справочная литература.
После определения информационных источников начинается
создание ос!новного информационного массива,
т.е. процесс сбора и
накопления конкретной информации. При этом целесообразно
32
Информационное обеспечение прикладных проектов в сфере внугреннеИ ...
изначально предусмотреть качественную классификацию основ
ных элементов информационного массива. Так, включаемая в него
информация может быть первичной или вторичной.
В
первом слу
чае информация представляет собой слабо упорядоченный набор
фактов, во втором - результат определенного логического осмыс
ления со стороны непосредственных участников событий или вне
шних наблюдателей.
У
каждого из этих видов информации есть
свои достоинства и недостатки с точки зрения перспектив при
кладиого использования. Сбор первичной информации всегда очень
трудоемок, хотя и привлекает возможностью включить в разработ
ку интересный и оригинальный материал . Подбор вторичной ин
формации зани�шет относительно меньше времени, поскольку она
уже подверглась
'
определенной систематизации, но, опираясь только
на нее, исследователь рискует оказаться в плену ранее сложив
шихся представлений.
Существует и другой подход к классификации информации,
которая используется при изучении политики.
В
русле этого подхо
да ее различают по содержательному признаку сведений о мире
политического: описание политических фактов, объяснения того,
как и почему в политике происходят определенные события, цен
ностные суждения (или предписания) о том , что должно про
изойти в мире политического. Предпочтение того или иного вари
анта классификации составных элементов информационного мас
сива обычно определяется исследователем .
С методической точки зрения создание информационного мас
сива предполагает обеспечение достоверности, надежности и но
визны отобранных данных. Применение трех указанных критериев
является необходимым условием адекватности конечных выводов,
которые можно получить на основе дальнейшего анализа. Степень
новизны отобранных данных обычно определяется ситуативно. Что
касается надежности и достоверности, то они обеспечиваются бла
годаря, во-первых, соблюдению определенных правил при разра
ботке критериев поиска, во-вторых, путем фиксации данных.
в
сов
ременных условиях информационные массивы могут создаваться
как в результате поэтапной подготовки информации в рамках кон
кретного проекта, так и путем обращения к уже имеющимся и
доступным банкам данных.
Б
анк данных отличается от обычного информационного массива
не только тем, что он реализуетс
я в электронном виде , но и
функциональными особенностями . Создавая специализированные
33
3 - 5060
Глава
2
банки данных, обычно предусматривают выполнение ими двух це
левых функций : информационно-поисковой и информационно-ло
гической. Информационно-поисковая функция реализуется при рас
смотрении вопросов, связанных со смысловым содержанием дан
ных, независимо от способов их представления в памяти системы.
На этапе проектирования этой функции выделяется часть реально
го мира , определяющая информационные потребности системы,
т . е . ее предметную область . В этой связи решаются вопросы: о
каких явлениях реального мира требуется накапливать и обрабаты
вать информацию в системе; какие основные характеристики явле
ний и взаимосвязей будут учитываться; каким образом будут уточ
няться характеристики вводимых в информационную систему по
н я т и й . И н ф о р м а ционно-л о г и ч е с к а я функция об е с п е ч и в а е т
представление данных в памяти информационной системы . При
проектировании этой функции разрабатываются формы представ
ления данных в системе, а также приводятся модели и методы
представления и преобразования данных , формируются правила
их смысловой интерпретации. Ценность банка данных в накопле
нии всесторонней уникальной информации, позволяющей "ilросле
живать политическую хронологию, определять причинно-следствен
ные связи , тенденции, устанавливать типы носителей информации
(книги , журналы , статистические отчеты, аналитические исследо
вания). Современные банки данных позволяют вести активную ин
формационно-аналитическую работу в режиме постоянного диа
лога « человек-машина>> .
Создание информационного массива в традиционном докумен
тальном или электронном виде завершает процесс получения ис
ходных для аналитической работы данных. В принципе в дальней
шем этот массив может расширяться и даже преобразовываться,
однако вносимые изменения не должны кардинально влиять на
количественные и качественные характеристики всей совокупнос
ти включенных материалов. В противном случае информационный
массив может утратить свои системные качества и перестать отве
чать методическим требованиям функционального соответствия.
·
На втором этапе информационной работы проводится
анали
тическое изучение содержания информации,
которое подразумева
ет, во-первых, систематизацию исходной информации и ее сор
тировку с
.
точки зрения необходимой и избыточной, а во-вторых,
возможное преобразование ее формы путем трансформации опи-
34
Информационное обеспечение прикладных проектов в сфере внугренней ...
сательного материала в графические схемы или набор числовых
показателей . Второе условие формально не является строго обяза
тельным, но фактически оно становится необходимым в силу боль
ших объемов данных, которые обеспечивают серьезные проекты.
Аналитическое изучение информации, опирающееся на преобра
зование ее формы и построение графиков, таблиц, шкалирование
и т.д., и ногда определяют как процесс операuионализации дан
ных. При его проведении исследователи ориентированы на актив
ное применение вычислительной техники, количественных оце
нок и использование междисuиплинарных методик обработки со
держания информационных материалов. В этой связи активно
используются различные приемы сжатия или развертывания ис
ходных данных, когда самую существенную роль играют аппарат
математической статистики и моделирование.
Третий этап информационно-аналитической работы предпо
лагает
интерпретацию и оценку данных,
полученных на стадиях сбора
и изучения. На этом этапе имеющаяся в распоряжении исследова
теля информ;:щия сравнивается, верифиuируется и оценивается в
соответствии с целями проекта. Результатом третьего этапа ин
формационно-аналитической работы выступают сведения , кото
рые должны отличаться новизной и полезностью. Они становятся
основой для подготовки итоговых документов аналитических про
ектов, но, как правило, только частично непосредственно вклю
чаются в их структуру. Значительно большую роль в рамках итого
вых документов играют логические обобщения и заключения, сде
ланные в отношении полученной в результате исследовательской
работы информаuии, что еще раз подчеркивает переанальную
ответственность специалистов-аналитиков.
Необходимо отметить, что различные типы исследования пред
полагают свою типологию критериев опенки истинности, новиз
ны и полезности информаuии, а также методов ее аналитической
обработки с uелью получения новой информации. Значительное
влияние на эти аспекты накладывают ведомственные запросы и
требования , хотя общие подходы остаются в целом универсаль
ными. Их главная суть заключается в выявлении достоверных фак
тов, определении значимых фактов и оценке вероятности появле
ния новых значимых фактов (суждения о тенденциях) . Но то , как
будет реализована по существу бесконечная гонка за фактами,
относится не только к области политической науки , но и полити
ческого искусства.
3 5
з ·
§ 3
Глава
2
Состав и типы информационных
данных в структуре при:кладных
проектов
И нформационные данные являются ключевым элементом реа
лизации прикладных проектов. Хотя критерии поиска и учета дан
ных тесно связаны с характером исследования, существует ряд
стандартных условий для определения их качества. Данные долж
ны быть многообразны , содержательны и конкретны. Это означа
ет, что они не могут касаться только одного аспекта наблюдения,
исключают не относящиеся к сути вопроса сведения и четко фик
сируют предметные характеристики. Немаловажную роль и грает
степень их актуальности и атрибутирования официальному источ
нику, а также то, вводятся эти данные в научный информацион
ный оборот впервые или они уже фигурировали в других проектах.
В контексте определения состава и типологии информацион
ных данных особую роль играют различия первичной и вторичной
информации, которые предполагают разные способы получения
данных. Так, данные, полученные в виде интервью , документаль
ных записей о событиях, контент-анализа прессы , относятся к
категории
первичных данных,
которые собирает автор исследова
ния.
Вторичные данные,
как и вторичная информация, <<Извлека
ются>> преимущественно из работ других авторов или опросов экс
пертов. Но часто автор исследования самостоятельно проводит об
работку первичных данных с тем , чтобы в дальнейшем оперировать
обобщенными и упорядоченными характеристиками.
Первичные и вторичные данные, непосредственно собранные
для целей конкретного проекта и отличающиеся высокой степе
нью предметности , - идеальное условие аналитической работы.
Однако большая часть доступных политологам или специалистам
международникам сведений имеет лишь косвенное
.
отношение к
проводимому ими исследованию. В этой связи любые факталоги
ческие сведения при использовании в рамках прикладиого проек
та нуждаются в дополнительной обработке . Такие сведения могут
выступать в самой разнообразной форме, но обычно значительная
их часть объединена в большие специальные группы, которые при
нято называть
сводными данными.
Существует несколько основных
типов сводных данных с различной степенью валидиости для ана
литических заключений: данные переписи; статистика; материалы
36
Информационное обеспечение прикладных проектов в сфере внуrреннеИ ...
тематических публикаций; событийная информация; экспертные
оценки. Их группировка по уровню достоверности информации
является условной, так же как и возможность отнесения результа
тов переписи к категории первичных данных. Речь идет скорее о
статусе официальных и неофициальных материалов. Однако иссле
дователь всегда несет ответственность за качество информации, с
которой он работает, и именно он делает выбор в пользу сводных
данных из того или иного источника.
Аналитические возможности сводных данных могут увеличиться
за счет сочетания, преобразования или стандартизации содержащихся
в них сведений. Такая обработка является неизбежной при проведе
нии любых видов аналитических сравнений. Стандартизация обычно
/
заключается в приведении единицы измерения к выражению типа:
<<такое-то количество единиц одной переменной в расчете на едини
цу какой-то другой переменной» (например, количество обращений
жителей региона к органам административного управления в течение
текущего года) или к форме процентнаго отношения к какой-то
другой переменной (доля террористических атак в общем количе
стве боестолкновений на территории Ирака). Иногда стандартиза
ция сводных данных предполагает вычисление некоторого коэффи
циента, или уровня значимости, например уровня естественного
прироста населения. Техническая сторона операций по преобразова
нию и стандартизации данных обычно связана с применением про
стейших арифметических расчетов и статистических процедур. Что
касается действий по сочетанию разных типов данных, то здесь речь
может идти уже об элементах прикладиого моделирования. В любом
случае работа со сводными данными предполагает высокую испол
нительскую дисциплину и творческое отношение к делу.
Вместе с тем не следует забывать, что поскольку основу про
цесса познания составляет общественная практика, источником
информации, а следовательно, и подлежащих анализу дан ных,
служат не только специальные исследовательские материал ы , но
и все виды активной деятельности людей в общественной сфере.
И менно поэтому личные наблюдения или оценки, которыми рас
полагает исследователь, могут органично вписаться в информаци
о н ное обеспечение прикладиого проекта. Формирование массива
ланных прикладиого проекта с каждым годом требует выполнения
все
более сложных задач по отбору и переработке информации,
которые можно решать лишь при одновременном использовании
лостижений информационных технологий и методик их примене
I I ИЯ
в конкретных предметных областях.
37