Файл: Borishpolets_K_P_Metody_politicheskikh_issledovani.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 1638

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Глава 

Основные этапы применения различных типологич�ских вари­

антов контент-анализа идентичны.  Однако  в  практическом плане 

их содержание и  аналитические возможности существенно варьи­
руются.  Поэтому методический выбор количественного или каче­

ственного контент-анализа всегда  определяется  на  предваритель­

ных  этапах  исследования  и  зависит от его целей. 

Количественныв  контент-анализ 
и  ero  прикладное  применение 

В  самом  общем  виде  данный  вариант  методики  может  быть 

представлен как систематизированное изучение содержания пись­
менного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторя­
ющихся в  нем  словосочетаний  или сюжетов.  Частота  этих слово­
сочетаний или сюжетов сравнивается с их частотой в других пись­
менных  или  устных  сообщениях,  на  основе  чего  делается  вывод 
об основной направленности содержания исследуемого текста.  Но 
количественный  контент-анализ  может  основываться  не  только 
на  тотальной  сортировке  элементов текстового  массива,  но  и  на 
определении  частотности  предварительно  выделенных  слов  или 
понятий.  В зависимости от этого рассматриваемые методики рас­
пределяются  на  две  группы:  иенаправленного  и  направленного 
поиска. 

В  основе  методик из  группы 

ненаправленного поиска 

лежит  ги­

потеза  о  том,  что  определенная  цепочка  слов  текста  может  быть 
репрезентативна  по  отношению  ко  всему  тексту  и  его  главному 
содержанию.  Эти  слова,  названные  репрезентативными,  должны 
удовлетворять двум требованиям: 

58 

• 

не  нос

'

ить функциональный характер ;  

• 

иметь большую частоту встречаемости  в тексте. 

п 

римером  применения  ненап равленного  контент-анализа 
может быть методика, предложенная Г. Луном. Она состояла из 
четырех этапов: 

1 )   определение  принцилов выделения репрезентативных слов; 

2)  анализ каждого предложения текста с целью фиксации реп­

резентативных  слов  (наличие  в  предложении  не  менее  од­
ного  репрезентативного  слова,  разделение  репрезентатив­

ftых слов не более чем четырьмя нерепрезентативными сло­

вами; 

ПрикладноИ анализ текстовой информации по политической проблематике 

3)  взвешивание и  ранжирование предложений  текста в  зависи­

мости  от количества  репрезентативных слов; 

4)  выделение выражений с  наибольшим рангом (частотой упо­

минаний) ' .  

Техника иенаправленного контент-анализа текстового матери­

ала представляет собой, по существу,  последовательность приемов 
по первичной статистической  обработке  содержательных элемен­

тов текстов.  В настоящее время данные методики практически не 

применяются самостоятельно, а в подавляющем большинстве слу­

чаев служат базой для  последующих  этапов  исследования  (напри­
мер,  для  составления  словарей,  используемых  при  контент-ана­
лизе  с  помощью  ЭВМ)  и  служат  основой,  для  построения  более 
сложных исследовательских процедур. 

Направленный количественный контент-анализ 

основывается на 

предварительном составлении исследователем -аналитиком переч­
ня  категорий  и  понятий,  конкретизирующих  каждую  отдельную

· 

категорию. Текст структурируется и  обрабатывается с  учетом  под­
готовленного перечия (словаря). Гипотеза этого  варианта методи­
ки исходит из того,  что  обычно  в  вербальном  потоке  можно  под­
считать частоту обращения  к  определенной  теме,  наличие/отсут­

ствие  каких-то тем,  связь  между темами,  причем  основные темы, 
которые  определяются  соответствующими  количественными  по­

казателями,  отражают  главный  смысл  текстового  материала. 

о

дин из интересных опытов направленного количественного ( ча­

стотного)  контент-анализа  в  сфере  политических  исследова­

ний  был  предпринят  на  материале  инаугурационных  речей  прези­

дентов США  и  строился на  подсчете числа  использования  несколь­

ких  смысловых  категорий,  частота  появлений  которых  достаточно 
широко варьировалась. В частности, были определены четыре смыс­
ловые  категории,  к  каждой  из  которых могло относиться несколь­
ко конкретных понятий :  национальная идентичность (правительство, 
Америка ,  наша / моя  страна  и  т.д.),  историческая  отсылка  (вели­
кое  прошлое,  предки  и  т.д.),  фундаментальные  ценности  (Бог, 
Конституция,  свобода  и  т . д. ) ,   состояние  социума  (сегодняшнее 
благополучие,  уверенность  в  будущем) .  Анализ категоризирован-

См.:  Ruloff R., 

Frei 

D. 

Content Analysis. 

А 

survey of techniques with special refer­

ence  to  the  analysis of the  CSCE  Documents  //  К\eine  Studien  zur politischen Wissen­
schaft. Zurich,  1 978. NQ  1 47- 1 48. Р. 4. 

59 


background image

Глава 

ных  вариаций  представленности  этих  понятий  в  инаугурационных 

речах интересен сегодня не только для  характеристики отдельных 

личностей, но и общественного фона ,  который служил для них кон­
текстом ' . 

В  целом,  направленный  частотный  контент-анализ  выступле­

ний политических лидеров дает очень полезный материал для при­
кладной  оценки  ситуации,  в  том  числе за пределами  конкретных 
и

·

сследований,  в ходе которых были полуЧены те или иные данные. 

Например,  в аналитических целях можно использовать такой кри­

терий оценки содержания текстов,  как индекс военной пропаган­
ды,  определяющий  агрессивные  устремления  самых  различных 
акторов.  Этот  индекс  формируется  за  счет  констатации  относи­
тельного роста доли высказываний крупных государственных или 
политических деятелей о преследовании (угнетении, дискримина­
ции,  ограблении) ,  отсылок к  применению  силы  как способу пре­
одоления  трудностей,  превентивным  действиям  в  качестве  само­
защиты  с  одновременным  уменьшением  внимания  к  позитивным 
интересам других  участников  международной  среды .  Даже  с  уче­

том современных международных реалий инструментальное обра­

щение  к  индексу  военной  пропаганды,  безусловно,  не  утратило 
актуальности. 

Проведение  количественного  контент-анализа позволяет  дать 

ответы  на  самые  разные  вопросы.  Например,  чтобы  определить, 

насколько  мировых лидеров  интересуют проблемы  борьбы  с  бед­

ностью,  можно  взять  подборки  выступлений  президентов  стран 
<<большой восьмерки» и  подсчитать,  сколько раз в текстах появят­
ся слова  <<бедность>>  или «нищета>>. Другой возможный  путь ответа 
на  этот  вопрос  состоит  в  том,  чтобы  добавить  к  рассмотрению 

единицу анализа более высокого уровня,  т.е.  тему,  определив  гра­

ницы сверхфразового единства. 

Обычно тема  понимается как некот

_

орое  вполне  определенное 

с точки зрения смыслового  содержания  сочетание  слов  или поня­
тий,  воплощенное в предложении или даже в абзаце.  При том, что 

понятие  <<тема>>  может  интерпретироваться  достаточно  свободно, 

необходимо учитывать некоторые правила ее определения. Напри­
мер,  согласно  О.  Холсти,  тема  не  должна  иметь  больше  одного 
объекта  действия  (воспринимающего),  больше  одного  субъекта 

1  См.: 

Winter 

D. 

G., 

Stewart 

А.  J. 

Content  Analysis  as 

а 

Technique  for  Assessing 

Political  Leaders // А  Psychological  Examination  of Political Leaders.  N.Y.,  1 977. 

60 

ПрикладноИ анализ текеговой информации по политической проблематике 

действия (действующего), больше одной цели,  больше  одного вида 
действия и  не может выходить за пределы  абзаца. 

п

о  О.  Холсти,  для  операциональной  декомпозиции  текста  со­
держание всех используемых информационных материалов дол­

жно  подвергаться  кодировке,  при  которой  на  первом этапе  коди­
ровщик  соотносит текст с  моделью  ситуации.  Общая  модель,  в  со­

ответствии с  которой  проходит  кодировка,  схематически выстроена 
в  виде  четырех  последовательных  блоков,  которые  рассматрива­
ются как универсальные понятийные структуры описания любой си­
туации: 

11 

lii 

IV 

<< воспринимающиЙ>>  - «действующиЙ»  - «Вид действия»  - «целы> .  

Исходя и з  этих представлений, формулируются некоторые пра­

вила  выделения  каждой  отдельной  темы :   новая  тема  возникает , 

если  происходит  смена:  « воспринимающего» ,   «действующего

» ,

«ВИДа  деЙСТВИЯ»  ИЛИ  «ЦеЛИ» 

1 •  

Действуя предложенным О. Холсти образом и подсчитывая темы, 

исследователь фактически ведет поиск упоминаний  заранее опре­

деленных объектов. Часто они выступают в виде словосочетаний или 

коротких  фраз:  <<военные  действия>>,  «проблема  беженцев•>,  <<мир­
ные переговоры>>,  «гуманитарная помощь>>. Данная процедура явля­
ется инвариантом простого подсчета смысловых символов, но более 
чувствительна к нюансам  содержания  и логики текста.  Вместе  с тем 
попытки однозначно определить тему как основную единицу анали­
за заставляют разрабатывать целый ряд предварительно оговоренных 
правил составления выборки, которые ведут к увеличению трудоем­

кости и формализации результатов.  Поэтому чрезмерное внимание к 
установлению фиксированной однородности критериев для харак­
теристики элементов контент-аналитической выборки может при­

вести к  снижению общей эффективности  исследования. 

Аналогичные  трудности  могут  возникать  и  при  применении 

более  сложных  вариантов  количественного контент-анализа,  ког­

да  грань между направленным  и  иенаправленным  поиском смыс­
ловых  единиц  относительно  стирается,  а  сама  процедура  факти­

чески  приобретает  характер  экспертных  оценок.  Так,  некоторые 

1  См.: 

North 

R. 

С., 

Holsti 

О.  R. 

(eds.). Cotent Analysis. А handbook with  applications 

for  the  study of international crisis.  N .Y.,  1 963. 

6 1  


background image

Глава 

варианты методики  предполагают структуризацию текста на осно­
ве взвешенных характеристик (оценок) входящих в его состав пред­

ложений,  которые  содержат  наиболее  значимые  высказывания. 

Оценки  проводятся  по  заранее  сформированной  шкале,  в  соответ­
ствии  с  которой  позиция  каждого  слова  фиксируется  с  учетом  по­

ложительного или отрицательного смысла его употребления и сте­

пени  интенсивности  этих  признаков.  Например,  при  использова­

нии десятибалльной шкалы для анализа содержания предложения 
«режим  Мобуту  является  коррумпированным>>  слово  <<является>> 

получает  оценку  <<+5»,  <<КОррумпированным>>  <г5>> .   Суммарный 
рейтинг складывается следующим образом: +5 умножается на -5 и 

дает итог -25, т.е. понятие <<режим Мобуту является коррумпирован­

ным»  получает оценку <г25>> ,  которая является очень негативной. 

Помимо  слов,  тем и других элементов, обозначающих содержа­

тельную  сторону текстовых материалов,  существуют и  иные едини­

цы, позволяющие проводить количественный контент-анализ. Весь­
ма  показательным может быть объем  информации об объекте  науч­
ного  наблюдения ,  представленной  в  том  или  ином  источнике. 
Например,  сколько  печатных  знаков  или  газетных  столбцов  было 

отведено презентации каждого кандидата в ходе избирательной кам­
пании.  Или сколько  статей  в  центральных периодических изданиях 
ежегодно  посвящается  африканской  проблематике.  Изменялось ли 

это количество за истекшие  5- 1 0  лет или осталось неизменным. 

Таким  образом,  количественный  контент-анализ  во  всех  его 

инвариантах заключается в установлении определенных ключевых 
слов  (понятий)  и  подсчете  частоты  их  употребления  в  массе  ото­
бранных текстовых  материалов.  Однако  даже  при  самой  простой 

процедуре,  а  тем  более  в  случае  применения сложных  исследова­

тельских  техник,  нельзя  проводить  подсчет  без  стандартизации 

измерения  и  без  элементарного учета контекста,  в  котором  упот­
ребляются  ключевые  слова.  Оценки контекста,  например, с точки 
зрения  позитивной  или  негативной  окраски  ключевых  слов,  по­
зволяют расширять аналитическое поле разработок путем подсче­

та  соотношения позитивных  и  негативных упоминаний интересу­

юших исследователя  факторов или политических процессов. 

В  направлении  оценки  контекстуальных  моментов  на  рубеже 

ньшешнего  десятилетия  группой  германских  ученых  под  руковод­

ством  профессора Т.  Амака  велись  разработки  по автоматизирован­

ному выявлению в текущих публикациях прессы европейских стран 
слов с  негативной  окраской.  Предлагалось несколько  подходов,  ко­
торые  помогают  определить,  является  ли  отношение  позитивным, 

62 

ПрикладноИ анализ текеговой информации по политической проблематике 

отрицательным 

или 

нейтральным. Негатив может отражать социальные 

конфликтьi  и  дезорганизацию,  политическую/экономическую  не­

стабильность  и  слабость,  позитив  - социальное  взаимодействие  и 
сотрудничество, политическую и экономическую стабильность и силу. 
Тем  самым  массированная  обработка  материалов  СМИ  позволяет 

экспертам  оценивать,  по  крайней  мере  в  первом  приближении, из­
менения  политического  климата  отдельных  стран  или  настроений 

больших социальных групп современного общества. 

Проведение количественного контент-анализа и особенно в том, 

что касается квантифицированной оценки выборки интересующих 

исследователя слов, в последнее время стало легче проводить благо­

даря  развитию  компьютерных  баз  данных,  таких,  как,  например, 

LEXIS/NEXIX, популярной  среди  зарубежных исследователей. 

КачественныИ  контент-анализ и ero прикладное 
применение 

В 

отличие от  количественного  (частотного)  вида  контент-ана­

лиза  качественный  вид  методики  ориентирован  не  на  непосред­
ственное количественное измерение элементов информационного 

массива,  а  на учет сочетания  качественных  и  количественных по­

казателей, характерных для  этих элементов  (степени развернутос­

ти  изложения темы,  ранга  определенного  политического  понятия 

при его упоминании и т.д.). Качественный контент-анализ наибо­

лее  эффективен  в  случаях,  когда  необходимо  определение  целей 

субъекта  политической  деятельности,  выраженных  в  явной  или 

латентной  форме. 

В 

связи с этим исследователю приходится  решать ряд проблем 

в 

отношении  выработки  категорий  анализа,  выделения  единиц 

анализа и  установления единиц счета выделенных единиц. 

Едини­

цей  анализа 

- смысловой  и  качественной  - является  та часть  со­

держания,  которая  выделяется  как  элемент,  подводимый  под  ту 
или иную категорию.  Обычно  такой  единицей  выступает  полити­

ческая  (внешнеполитическая)  идея,  значимая  в  международном 

или внутристранавам плане тема. В тексте она может быть выраже­

на одним словом или некоторым устойчивым сочетанием слов. Так, 
например, при изучени и  международных проблем смысловые еди­
н ицы могут  включать  внутренние  и  внешние политические  собы­

тия,  лиц,  являющихся  их  и н ициаторами,  оценочные  суждения  о 
событиях (<<За - против>>, <<выгодно - невыгодно>>  и т.п . ) ,  целевые 
установки  деятельности  государств,  партий,  лидеров,  объекты 

63 


background image

Глава 

nеленаправленной политической деятельности,  способы достиже­
ния  uели  (военные  акuии,  экономическое  давление,  политичес­
кое воздействие)  и  некоторые другие  ключевые понятия  из сферы 
политической жизни. 

При проведении 

направленного 

качественного контент-анализа 

процедура  методического  обоснования критериев выделения еди­

ниu  наблюдения  проводится  достаточно  тщательно  и  во  многом 
подкрепляется правилами из области лингвистики. В случае 

ненап­

равленного 

варианта  методики  на  первый  план  в  этом  проuессе 

выходят правила логики  и  уровень  предметной квалификаuии  эк­
сперта,  проводящего  декомпозиuию  текстового  массива  в  <<руч­
ном>>  или  <<машинном»  исполнении. 

Одним из примеров качественного контент-анализа может слу­

жить  проведение исследовательской  процедуры, опирающейся на 

графическое  преобразование  текста  и  иерархическую  фиксаuию 
элементов содержания текстового массива. Спеuифика его приме­

нения  заключается  также  в  выделении  единиц анализа,  способах 
их классификации и  в том, что роль предварительных гипотез ми­

нимизируется,  а сам анализ проводится с открытым, т.е. с  неизве­
стным заранее результатом . 

В рамках этого вида  методики  предварительная структуризация 

и нформационного  массива  и  выделение  первичных  единиu  ана­

лиза  происходит  на  основе  критерия  «uелостности  суждения  о 

предмете>>. В ходе выполнения исследования эти единиuы

.

анализа 

структурируются  в  виде  проблемного  графа,  состоящего  из  не­
скольких нормативно задан ных уровней  (тематический,  проблем­

ный, атрибутивный и т.д.), в  который включаются  все без исклю­
чения  элементы авторского текста  (схема 

1 ) .  

В  дальнейшем  элементы  текстового  массива  !'fНдексируются  в 

зависимости  от локализаuии  в  системе  проблемного  графа,  после 
чего  происходит их распределение по матричному классификато­

ру,  т.е. соотнесение с  понятиями,  при�еняемыми в  общественных 

науках  для  характеристики  процессов  целеполагания  субъектов 

внешнеполитической  деятельности  (глобальные,  региональные, 

локальные,  краткосрочные,  долгосрочные  цели  и  т.п.). 

После  заполнения  матричного  классификатора осуществляет­

·

ся  кв�нтификаuия информаuионного массива и математическая  об­
работка результатов. Эти результаты обобщаются и оцениваются под 
углом  зрения  прогностической  направленности.  Например,  если  в 
выступлении  крупного  политического  деятеля  большинство  смыс­
ловых  единиц  относится  к  проблематике  глобального  сотрудниче-

64 

ПрикладноИ анализ текеговой информации по политической проблематике 

о 

1 1  

1 1 !  

IV 

Схема 

1 .  

Структуризация  информационного массива  при качествен­

ном  контент-анализе: 

О 

- уровень «А>>  - <<содержательно-установочный>>  (на этом уровне фиксиру­

ется  название текстового  массива); 

I -

уровень <<В >> - <<тематический>>, где 

81 '  82, 

• • •  

В, - основные темы инфор­

мационного  массива; 

I I  

-

уровень <<С>  - <<ПроблемнЫЙ>>, где 

cl'  С2, 

.

.

с, -

проблемы,  рассматри-

ваемые автором  в  рамках отдельных тем; 

I I I -

уровень <<D>> - <щелевой•> ,  где 

Dl'  02,  ...  D, -

указанИе на

'

желаемое  или 

реальное  состошНrе  рассматриваемой  автором  проблемы ;  

IV -

уровень <<Б>  - <<атрибутивный>>, где 

ЕР Е2,  Е3, 

• • •  

Е, -

указание  н а  конк­

ретные  характеристики,  составляющие  содержание  проблемы  или  ее  элементов. 

ства,  то  вполне  вероятно,  что  в  ближайшее  время  его  главные  уси­
лия,  как  и  усилия  его  окружения,  будут  направлены  на  вопросы 
комплексного и универсального взаимодействия  на мировой арене. 

При формулировании аналитических выводов может иметь мес­

то  сочетание  с  традиuионными  методами  исследования.  Дополни­
тельные  возможности  применения  контент-анализа  открывает  ис­

пользование лингвистических и  психолингвистических методов. 

Таким образом, методика контент-анализа позволяет расширить 

представления о  реальных политических процессах.  Выбор  количе­

ственного или качественно-количественного  варианта ее  примене­

ния  зависит  от  характера  конкретного  проекта  и  квалификаuии 
исследователя (исследователей). При этом надо учитывать, что каче­

ственно-количественный подход требует более высокой профессио­

нальной квалификаuии и  сравнительно более трудоемок. 

65 

5 - 5060 


background image

Глава 

§ 3 

Ивент-анализ  в  исследованиях 

политичес

ких 

ситуациИ  и  процессов 

При  проведении  исследования  специалистов  часто  интересует 

информация  об  отдельных  ситуациях,  суть  которых  не  полностью 
отражается  через  последовательное  описание  событий .   Примерами 
такого рода  могут служить ситуации, возникающие в  результате  бо­
евых действий ,  революций или восстаний, террористических актов ,  

дипломатических демаршей ,   государственных  переворотов  или  ак­
тивности партий .  Хотя в этих случаях достаточно давно применяются 

обобщенные  факталогические  данные  об  изменении  позиций  сто­
рон  на  переговорах,  требований  участников  конфликта  и  о  других 
важных  событиях,  очень  многие  аспекты  политического  процесса 
остаются  закрытыми 

для 

внешних  наблюдателей  и,  следовательно, 

степень неопределенности при принятии решений в динамично ме­
няющихся условиях политической среды остается весьма высокой. 

В 

60-е годы 

ХХ 

в. под влиянием работ американского исследова­

теля 

Ч. 

Тилли аналитики сфокусиро

вали 

внимание на частоте и уровне 

интенсивности  событий,  формирующих  взаимодействие  сторон  в 
рамках конкретной ситуации. 

В 

этой связи источники информации 

стали  обрабатываться  под углом  зрения  четкой  классификации  ак­
ций  и  их  временной  последовательности.  Эта  методика  получила 
название  «Ивент-анализ»,  или  <<событийный анализ»,  и  существует 
в настоящее время в самых  различных вариантах.  Проекты,  исполь­
зующие ивент-анализ, отличаются по типу изучаемых событий, числу 
рассматриваемых  акторов,  временным  параметрам,  используемым 
источникам,  системам классификации данных И  т.д. 

Ивент-анализ - методика  (называемая иначе методом анализа 

событийных  данных)  направленная  на  обработку  информации, 
показывающей ,   кто  говорит  или  делает,  что  говорит  или делает, 
по отношению к кому и когда говорит

или делает.  Систематизация 

и  обработка соответствующих данных  осуществляется по следую­

щим  признакам: 

• 

субъект-инициатор  (кто); 

• 

сюжет  (что); 

• 

объект  (по отношению  к  кому); 

• 

дата  события  (когда). 

Систематизированные таким образом события сводятся  в  мат­

ричные  таблицы,  ранжируются  и  подсчитываются  при  помощи 

66 

ПрикладноИ анализ текеговой информации по политической проблематике 

ЭВМ. 

Эффективность данного  метода  предполагает наличие зна­

чительного  банка данных. 

Первоначально методика ивент-анализа применялась как сред­

ство изучения вариативности уровня коллективного насилия в ходе 

расовых  волнений в  С ША  и  его  причин.  Связанные  с  ней опыты 

опирались  на  ежегодные  сообщения  о  влиянии  массовых  соци­
альных беспорядков  на экономику и  политику. 

ц 

елью  первых  опытов  применения  ивент-анапиза  было  опре­

деление совпадений периодов экономического спада и массовых 

беспорядков дпя  установления  причинно-следственной  зависимос­
ти  между  этими переменными.  В рамках большого  числа  приклад­
ных  проектов,  проводившихся  профессиональными социологами и 
историками,  были  разработаны  правила  кодировки  информации  о 
событиях,  правила  обращения  с  данными,  полученными  из  архи­
вов,  периодических  изданий ,  исторических  документов  и  офици­
альной  полицейской  статистики.  Кроме  того,  были созданы специ­
ализированные  банки данных,  которые  позволяли  сравнивать  воз­

действие  структурных  и  политических  переменных  на  различные 
классы событий в  отдельных  странах ,   этнических  группах  и  на  раз­
ных  временных  этапах . 

Результаты  ранних  разработок  с  применением  ивент-анализа 

подтвердили  эмпирическим  путем  теоретический  тезис,  что  заба­

стовки и массовые выступления свидетельствуют о нарушении рав­

новесия всех звеньев политической системы.  Одновременно было 

доказано,  что  методика  ивент-анализа  облегчает  исследования 

<<ЦИКЛОВ»,  или  волн,  социальных  процессов,  поскольку  она  опи­
рается  непосредственно  на  обобщение  последовательно  происхо­

дящих в обществе событий. 

В 

настоящее время ивент-анализ имеет очень широкие области 

применения - изучение  военных  конфликтов,  проявлений поли­

тического  насилия,  массовых выступлени.й  и  динамики  перегово­

ров.  Его  популярность  обусловлена  тем,  что  методика  позволяет 
осуществить сравнение различных событий, которые  агрегируют­

ся 

(собираю'Гся) ,  подсчитываются  и  описываются  в  терминах  ко­

личества,  численности  участников,  продолжительности  и  масш­
табов  политического  взаимодействия.  Это  облегчает,  например, 

сравнение  кратковременных  действий  или  выступлений ,  потер­

nевших  поражение  с  действиями,  которые  увенчались успехом,  и 

тем  самым  создает  дополнительные  возможности  в  сфере  такти-

67