Файл: Alexeeva_T_A_-_Sovremennye_politicheskie_teor.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 2216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Короче, политическая теория на наиболее высоком уровне абстрак­ции, пишет он далее, есть

«рассмотрение отношений между политикой и вечностью», извечными проблемами человеческого бытия5.

И хотя уровни рефлексии вполне различимы, здесь наиболее важна сама возможность перетекания мысли с одного уровня на другой в не­разрывном движении. Поэтому, утверждает, например, английский поли­тический теоретик Г. Грэхем,

4 Hobbes Th. Leviathan / Ed. By Michael Oakeshott. The Introduction. Oxford, 1960. P. 8—9.

5 Ibid. P. 14.

15

«рефлексия предмета политической теории на предписывающем уровне, где находятся политические доктрины и принципы, имеет столько же основания называться политической философией, как и рефлексия на более высоком уровне абстракции, и легитимность движения с одного уровня на другой — это вопрос, который не может быть разрешен вооб­ще и до рассмотрения конкретных аргументов»6.

Политическая теория, таким образом, абстрагируется от эмпириче­ского материала, но постоянно возвращается к нему, взаимодействует с ним и вновь поднимается до обобщений и универсалий. При этом гра­ница между политической теорией и политической философией часто становится прозрачной.

В литературе, посвященной политическим теориям, мы чаще всего встречаемся с двумя способами подачи материала. Условно мы можем назвать их историко-политическим и концептуальным. Иногда по­следний подход также называют систематизированным, или проблем­ным.

Первый подход предполагает рассмотрение оснований политики че­рез сравнительное изучение политических мыслителей прошлого и на­стоящего. Однако в любом случае речь идет не об истории политиче­ских учений (это самостоятельный предмет) или истории политической философии, а о принципиальной схеме становления и развития магист­ральных политических идей в их политико-теоретическом осмыслении.

По концептуальному пути пошли, например, американские теорети­ки политики как Н.Бови и Р.Саймон в книге «Индивидуальный и поли­тический порядок»7. Они рассматривают политическую теорию как важную составную часть политического анализа. Во-первых, политиче­ская теория разъясняет концепции и аргументы, составляющие полити­ческий дискурс. Без анализа таких понятий как «власть», «права чело­века», «справедливость», «свобода», «общественное благо», невозмож­но вообще понять реальный смысл политических конфликтов и проти­воречий. Например, можно часто слышать, что некто обладает каким-то правом. Сложнее объяснить, что значит вообще обладать правом или дать аргументированную оценку того, какими именно правами должен обладать индивид. Во-вторых, политическая теория, по мнению Бови и Саймона, призвана формулировать, оценивать и вводить критерии для характеристики политического и социального порядка.

Мыслители, придерживающиеся «широкого» подхода, к числу важ­нейших сюжетов относят основания политических институтов и поли-


6 Graham G. Politics in its Place. A Study of Six Ideologies. Oxford: Clarendon Press, 1986. P. 10—11.

7 Bowie N., Simon R. The Individual and the Political Order. Englewood Cliffs, 1986.

16

тического поведения, идеи государства, суверенитета, нации, граждан­ственности, свободы, прав и обязанностей человека, справедливости, равенства и т.д. «Узкое» понимание предмета политической теории предполагает не просто концентрацию внимания исследователя на од­ной из проблем, а выдвижение ее в качестве стержневой, если вообще не превращение в единственную тему рассматриваемой части полити­ческого знания. Тогда вся политическая теория выстраивается вокруг отношений индивида и власти (Г.Алмонд), государства и его институтов (ИЛзензее), справедливости (А.Браун), политического порядка (фон Киль-манзегг) и т.д.

В зарубежных учебниках часто приводят трактовку предмета и ос­новных вопросов политической теории американского мыслителя Ала­на Гевирта. По его мнению, политическая теория прежде всего ищет ответы на вопросы, связанные с разработкой правильного политическо­го порядка и оптимального функционирования политической власти, а именно: что человек должен делать по отношению к обществу и пра­вительству. Подобные вопросы могут быть поставлены на различных уровнях, начиная с максимально конкретных и вплоть до предельно абстрактных. Гевирт выделяет три группы фундаментальных вопросов политической теории:

Общие вопросы об обществе. Почему люди вообще должны жить в об­ществе?

1. Общие вопросы о правлении. Почему люди вообще должны подчи-

няться какому-либо правительству? Почему одни люди должны об­ладать политической властью над другими?

2. Специфические вопросы о правлении:

2.1. Источники и месторасположение политической власти — по каким

критериям можно определить, кому именно должна принадле­жать политическая власть?

2.2. Пределы политической власти — по каким критериям следует

определять, какой должна быть величина политической власти и какие права и свободы должны быть выведены из-под поли­тического и правового контроля?

2.3. Цели политической власти — на какие цели должна быть на-

правлена политическая власть и каковы критерии определения

ее целей?8

Очевидно, что все эти вопросы выстроены в определенном иерархи­ческом порядке. Бессмысленно, например, ставить вопрос о правлении, если люди не организованы в общество, или формулировать цели поли­тической власти, если сущность власти не выявлена.

' Gewirth A. Political Philosophy. NY, 1965. P. 12.

17

Смысл политической теории может быть раскрыт по-разному. Пре­жде всего, теоретик обращается к изучению основных проблем, которые встают в политической жизни. Он обязательно формулирует цели ис­следования. Наконец, результаты исследования предстают в виде выво­дов и рекомендаций политических теорий.

Начнем с проблемного подхода. С его помощью можно выделить не­которые вопросы, сохраняющие свою актуальность на протяжении сто­летий. Они всплывают вновь и вновь, становясь своего рода вехами на пути развития политической мысли. «Существуют ли естественные ос­нования для справедливости?», «Каковы отношения между индивидом и обществом?», «Кто должен обладать властью?», — эти и другие по­добные вопросы возникают всякий раз, когда появляется необходи­мость реформирования или изменения политического сообщества. В той или иной форме они затрагивались в трудах практически всех круп­ных политических теоретиков, и, прямо или косвенно, касаются каждо­го человека. Поэтому изучение такого рода проблем может многое дать нам для понимания смысла и сути политических теорий.


В конце концов именно этим теоретики и занимаются: они пытаются найти решение политических проблем, волнующих современников. «Проблемы» в политической жизни — это отнюдь не только интеллек­туальные загадки. Это категории, относящиеся к реальным проблемам общества. Теоретик хочет понять природу и параметры проблемы, представить себе, каким образом люди могут справиться с ней, причем не путем проб и ошибок, а на основе продуманной стратегии, разрабо­танной с помощью глубокого анализа истоков и проявлений возникаю­щих вопросов и «вызовов».

Еще одна возможность — попытаться понять природу политической теории через выявление ее целей и задач. К чему стремятся политиче­ские теоретики? Чаще всего ответ сводится к поиску основных характе­ристик и способа устройства «хорошо организованного общества». Лео Стросс, один из наиболее признанных авторитетов в современной поли­тической теории, например, писал, что политическая философия (поли­тическая теория) — это

«попытка в самом деле понять как природу политических феноменов, так и способ организации правильного или хорошего политического по­рядка»9.

Действительно, все великие политические теоретики разделяли об­щий интерес — осмыслить и сформулировать, что именно делает поли­тическое сообщество хорошим, то есть таким, которое удовлетворяет

9 Leo Strauss. What is Political Philosophy? NY: Free Press, 1959. P. 12.

18

граждан-членов, обеспечивает их необходимыми благами и не бросает их в беде.

Наконец, мы можем попытаться определить смысл политических теорий, обращаясь к их конечному продукту — выводам и рекоменда­циям. Поскольку политические теории, как правило, содержат указания к действиям, этот подход обычно характеризует традицию «норматив­ной» политической теории. Таким образом, политическая теория — это форма исследования, которая дает рекомендации и устанавливает кри­терии. Нормативные теории говорят нам, что именно мы должны де­лать. Они обращаются, прежде всего, к должному, к идеальному. Тако­го рода политическую теорию часто называют политической философи­ей, ибо она находится как бы на стыке политического и философского знания.

Каждый из этих подходов, по отдельности или в какой-то комбина­ции, позволяет сделать шаг в направлении познания природы политиче­ской теории. Действительно, невозможно понять какой-либо интеллек­туальный проект без выделения основных проблем, формулирования целей исследования, а также предположений и рекомендаций, высказы­ваемых политическими теоретиками.

Фундаментальной целью любой теории является объяснение, пони­мание и интерпретация «реальности». Можно пойти еще дальше и ска­зать, что без какой-либо теории понимание «реальности» в принципе невозможно. Политическая наука, как и любая другая дисциплина, за­нимающаяся познанием, не может опираться только на эмпирические наблюдения. Необходима какая-то идея о том, что является важным для понимания мира, а что нет. Теория — это возможность увидеть лес за деревьями. Хорошая теория может выявить те факторы, которые явля­ются наиболее значимыми для понимания события. Без такого отбора никакое эффективное наблюдение невозможно в принципе. Ценность теорий заключается, прежде всего, в том, что они структурируют на­блюдения.


Теория решает несколько важных задач в процессе познания поли­тического мира.

Во-первых, она ставит проблему, — что именно необходимо иссле­довать.

Во-вторых, она создает своего рода рамки, в которые могут быть помещены наблюдения реальности (ибо оно не может быть безгранич­ным).

В-третьих, она разрабатывает направления развития идей. Теории обычно формулируются в относительно абстрактной форме, системати­зирующей эмпирические наблюдения, что позволяет увидеть смысл в разрозненной информации. Хорошая теория не только выдерживает

19

проверку практикой, но и является логически связной, отличается боль­шой глубиной. Она увязывает в комплексное целое группу идей и гипо­тез.

В-четвертых, теория порождает споры, обмен идеями и обучение в политической науке, тем самым способствуя ее развитию. Теоретиче­ские утверждения позволяют идентифицировать общие основания и различия между разными «школами».

Политическая теория выполняет несколько функций:

1. Дескриптивная функция — описание политических феноменов или

всего политического мира. Результатом исследования будет такое суждение, о котором со всей определенностью можно сказать, что оно является истинным или ложным. Эта функция отвечает на вопрос: что и как происходит?

2. Объяснительная функция — для объяснения характерна процедура подбора гипотетических причин к уже известным следствиям. Эта функция отвечает на вопрос: почему данные факты действительно­сти существуют и почему обладают такими, а не иными свойствами?

3. Прогностическая функция — гипотезы относительно будущего развития

событий или эволюции феномена. Функция отвечает на вопрос: какой будет политическая действительность в будущем, и когда наступят оп­ределенные события?

4. Инструментальная функция — предлагает определенные правила по-

ведения. Она отвечает на вопрос: какие необходимо принять решения, чтобы достичь желаемого результата?

5. Идеологическая функция — результатами исследования будут хорошо

обоснованные политические цели и ценности. Относительно этой функции существуют серьезные противоречия. Некоторые идеоло­гии, например, марксизм, настаивают на этой функции. Позитивисты стремятся исключить из поля зрения науки любые нормативные су­ждения10.

Тем не менее, определение характера и предмета политической тео­рии зависит, прежде всего, от того, из какого понимания ее объекта — самой политики — исходит тот или иной автор.

1.2. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

Закончив работу над первым томом «Капитала», Карл Маркс напра­вил экземпляр книги с теплой дарственной надписью Чарльзу Дарвину. Однако, похоже, работа Маркса у Дарвина большого интереса не вы-

10 См.: Элементы теории политики / Пер. с польского / Под ред. В.П.Макаренко. Ростов-на-Дону, 1991. С. 35—36.

20

звала — страницы книги так и остались неразрезанными11. Между тем, у Дарвина и Маркса было нечто общее — убеждение, что человеческие существа являются частью естественного порядка и поэтому доступны для научного исследования. Дарвин совершил революцию в биологии, разработав теорию происхождения видов. Маркс полагал, что сделал то же самое по отношению к человеческому обществу. Человеческое об­щество, как и любой другой естественный, природный объект — объект научного исследования. Но какого именно?


В современной науке встречаются два основных подхода к исследо­ванию естественных объектов — натурализм и холизм. В самом об­щем виде можно сказать, что натуралисты верят, что человеческое об­щество является частью природного мира и может быть понято с помо­щью общепризнанных методов естественных наук. Холисты полагают, что адекватная социальная наука не может проводить свои исследова­ния только на индивидуальном уровне, поскольку для понимания обще­ства необходимы также макросоциальные методы.

Споры вокруг натурализма не начались и не закончились Марксом. Идеи Маркса в отношении научного исследования общества были про­должением проекта Просвещения. Поскольку разум в состоянии понять сложный природный мир, он может также оценивать и анализировать дела человеческие. В процессе изучения поведения человека и культуры вскрываются определенные законы и тенденции. То, что для изучения естественного мира сделал Ньютон, по мнению Монтескье и Адама Смита, может быть сделано в мире общественном. Что же касается по­следователей Маркса в этом смысле, то среди них могут быть названы Вебер, Дюркгейм, Рэдклифф-Браун и многие другие.

ПРОСВЕЩЕНИЕ — идеологическое течение и философская концепция. Термин «Просвещение» впервые был употреблен Дж. Мильтоном в «Поте­рянном рае». На французской почве течение получило наибольший размах между 1715 и 1789 годом. Зачинателями Просвещения во Франции были та­кие мыслители как Вольтер, Монтескье, Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельве­ции и др. -Ядро концепции Просвещения составляет убеждение в решающей роли знания и особенно познания «естественного порядка» для исправления социальных отношений.

Натурализм в самом общем виде строится на следующих двух по­ложениях:

1) общественные науки могут считаться хорошими науками в соот­ветствии со стандартами естественных наук;

11 Kincaid H. Philosophical Foundations of Social Sciences. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. P. 1.

21

2) общественные науки могут стать хорошими науками только в том случае, если они будут соответствовать стандартам естественных наук.

Наиболее важным является первое положение. Оно утверждает, что каноны научной рациональности могут руководить исследованием со­циальной сферы. Разумеется, социальные исследования используют методы, открытые в естественных науках, и наоборот. Однако в кон­кретных исследованиях естественные науки пользуются разными мето­дами. Иными словами, у разных естественных наук свои методы. То же можно сказать и о науках социальных. Смысл спора будет отчасти рас­крыт в лекции № 3, когда мы будем говорить о позитивистском влиянии на политическую теорию.

Подобно натурализму, холизм также говорит о том, как именно нау­ка должна и может изучать общество. Холизм также выдвигает два ос­новных положения:

1) социальная наука может быть хорошей, если она исследует соци-