ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2475
Скачиваний: 17
22
Глава 1. Политический анализ и прогнозирование: предметное поле
Теория рационального
выбора
Бихевиоризм
Логика построения знания Дедуктивная
Индуктивная
Априорные предпосылки Рациональность
-
Единица анализа
Индивид
Группа
Основной метод
Математическое моделиро
вание
Статистическое обобщение
Цель
Создание дедуктивной
науки на базе совокупности
простых аксиом
Создание индуктивной
науки на базе обобщения ко
личественных характеристик
политического поведения
Как видим, различия теории рационального выбора и бихевиориз
ма не просто существенны — они фундаментальны. Как же в этой си
туации действовать политическому аналитику? Идти путем приложе
н и я дедуктивных моделей к изучаемому объекту политической
реальности или начинать со скрупулезного изучения фактических
данных, чтобы затем обобщить их? Ответ заключается в том, что оба
пути возможны. Каждый из них — своего рода аналитическая страте
гия
1
, эффективность которой будет определяться конкретной ситуа
цией, спецификой теоретической или прикладной проблемы. Более
того, эффективным в ряде случаев может оказаться сочетание различ
ных подходов, при том что ни одно исследование не является в чис
том виде индуктивным или дедуктивным.
Парадигмальный уровень политической науки на сегодняшний
день весьма разнообразен, насыщен различными концепциями. Толь
ко в сфере международных отношений можно выделить по меньшей
мере четыре направления: неолиберализм, неореализм, конструкти
визм и постмодернизм. В нашем учебном пособии мы не располагаем
возможностью охарактеризовать множество политологических пара
дигм содержательно, тем более что в отечественной образовательной
традиции это прерогатива дисциплины «Теория политики». Однако
специалист по политическому анализу всегда должен помнить, что в
его распоряжении имеется богатый арсенал аналитических стратегий,
которые могут быть использованы для решения как теоретических,
так и прикладных задач.
' В современной западной литературе наиболее полно освещает проблему выбора
аналитической стратегии на парадигмальном уровне следующая работа:
Hay, С.
Politi
cal Analysis. A Critical Introduction. Palgrave, 2004.
1.4. Политический анализ и политическое прогнозирование
23
1.4. Политический анализ и политическое прогнозирование
Под
прогнозом в науке понимается вероятностное, научно обосно
ванное суждение о будущем.
И м е н н о вероятностный характер прогно
за и его научная обоснованность отличает данный вид знания от дру
гих форм предвидения. Последнее включает в себя любые способы
получения информации о будущем, в том числе, например, астроло
гический.
Прогнозирование развивается сегодня в рамках как отдельных
сфер (прогнозирование погоды в метеорологии, динамики валютных
курсов в э к о н о м и к е и т.д.), так и междисциплинарного направления.
Второй вектор развития связан со значительной методологической и
методической общностью подходов к разработке прогнозов в разных
отраслях научного знания. В то же время прогнозирование в каждой
отдельной области обладает существенной спецификой, определяе
мой особенностями объекта прогнозирования. В политической науке
основными объектами прогнозирования являются политическая сис
тема и политический процесс, а также их отдельные компоненты и
субъекты. Соответственно,
политический прогноз — это веро
ятностное, научно обоснованное суждение о возможных состояниях по
литических систем, процессов и субъектов в будущем, о тенденциях их
развития.
Здесь мы отвечаем на вопрос: каким образом будет разви
ваться изучаемое политическое явление, процесс в течение опреде
ленного периода времени начиная с настоящего момента? В прогнос
тике такой период называется
периодом упреждения прогноза
1
.
Однако это не единственно возможная цель политического про
гнозирования. В общественных науках субъект познания может вы
полнять активную, преобразовательную функцию, влияя на изучае
мые процессы. Еще один вопрос, на который способно дать ответ
политическое прогнозирование, заключается в том, как достичь опре
деленного положения вещей, желательного для заданного политичес
кого субъекта? Такой вид прогнозирования будет называться
норма
тивным,
поскольку предполагает постановку определенной цели —
некоего идеального образа конечного результата. Впрочем, возможен
путь и «от противного», когда формируется образ наиболее неблаго
приятной для субъекта политики ситуации с целью обеспечить его го
товность к действию в ситуации максимальных рисков. Так или иначе,
нормативный прогноз будет определяться как вероятностное,
О терминологическом аппарате прогнозирования см.: Рабочая книга по прогно
зированию. М, 1982.
24
Глава 1. Политический анализ и прогнозирование: предметное поле
научно обоснованное суждение о возможных путях и сроках достижения
заданного состояния политических систем, процессов, субъектов.
Если исследователь не определяет какое-то желаемое будущее со
стояние, а рассматривает альтернативы развития объекта прогнозиро
вания, исходя л и ш ь из действующих факторов и тенденций, не оце
нивая их с точки зрения благоприятности (желательности) для
некоторого субъекта политики, — такое прогнозирование будет назы
ваться
поисковым.
Итак, политический прогноз — это вероятностное,
научно обоснованное суждение:
•о возможных состояниях политических систем, процессов и
субъектов в будущем, о тенденциях их развития (поисковый прогноз);
• о возможных путях и сроках достижения заданного состояния
политических систем, процессов, субъектов (нормативный прогноз).
Графически различие между нормативным и поисковым прогно
зированием отображено на схеме:
Следует обратить внимание, что в обоих случаях из настоящего в бу
дущее ведет не одна стрелка, а некий «сноп траекторий». В поисковом
прогнозировании траектории расходятся, ведут к существенно разным
состояниям возможного будущего, тогда как в нормативном — сходят
ся в одной целевой точке. Однако в любом случае речь идет о несколь
ких возможных путях, альтернативах развития объекта прогнозирова
ния. Это очень важное свойство политической прогностики.
Взаимодействия по распределению и использованию власти носят
чрезвычайно сложный характер. На них влияет множество факторов и
субъектов, причем отнюдь не только собственно политического рода:
выше мы уже отмечали влияние на политику экономической, соци
альной, культурной систем жизни общества. Не следует забывать и о
том, что политический процесс творится человеческой деятельностью
и «человеческое измерение», несмотря на всю трудность его концеп
туализации и операционализации, не может быть исключено из рас
смотрения исследователем политики. Политическая деятельность ин
дивидуальна, т.е. субъектна и субъективна, и нередко не может быть
исчерпывающе объяснена рациональными причинами. Особую роль в
1.4. Политический анализ и политическое прогнозирование
25
политическом процессе играет психологический фактор: сам по себе
феномен власти и властных отношений содержит в качестве сущност-
ной составляющей межличностное взаимодействие.
Из всего вышесказанного для политического прогнозирования
важнейшим является следующее: ни одна будущая стадия политичес-
кого процесса — наступление тех или иных событий, ситуаций — не
может быть предсказана с вероятностью, равной единице. Всегда
имеется спектр альтернативных будущих состояний политического
объекта, которые могут быть актуализированы с определенной степе-
нью вероятности. И м е н н о установление такого «веера» основных аль-
тернатив и факторов, влияющих на вероятность их осуществления,
составляет в самом общем виде задачу политической прогностики. Ее
целью отнюдь не является точное предсказание наступления конкрет-
ных событий; более того, сама по себе постановка такого рода утопи-
ческой цели свидетельствует о непонимании аналитиком фундамен-
тальных характеристик политической реальности. Фактически спектр
основных функций политического прогнозирования можно предста-
вить следующим образом:
Поисковое прогнозирование
Нормативное прогнозирование
Показать альтернативы политического
развития, которые могут быть реализова
ны с той или иной вероятностью
Показать наиболее предпочтительные
(или, наоборот, неблагоприятные) для за
данного субъекта политики альтернативы
развития
Выявить факторы, тенденции, возмож
ные действия субъектов, влияющие на ре
ализацию определенной альтернативы
развития
Выявить факторы, тенденции, субъектов,
на которые заданный субъект политики
может оказывать влияние с целью реали
зации наиболее благоприятных альтерна
тив (или избежать наименее благоприят
ных исходов)
Еще одна важная особенность политического (и социального в це
лом) прогнозирования связана с так называемыми
парадоксами само
осуществления и самоопровержения^.
В политике сам факт создания
прогноза может стать новым фактором в процессе, который данный
прогноз рассматривает, и в этом кардинальное отличие социально-по
литического прогноза от естественно-научного. Значительная часть
политических прогнозов является «активными», т.е. способными воз
действовать на поведение системы, в отличие от «пассивных» прогно-
1
С м . :
Мартына, Дж.
Технологическое прогнозирование. М, 1977;
Яковлев, И. Г.
И н ф о р м а ц и о н н о - а н а л и т и ч е с к и е технологии и политическое консультирование / По
литические исследования. 1998. № 3.
26
Глава 1. Политический анализ и прогнозирование: предметное поле
зов, не обладающих такой способностью
1
. Если, например, централь
ный орган исполнительной власти государства официально обнародует
прогноз, согласно которому политическая и экономическая ситуация в
стране будет непрерывно и радикально ухудшаться, такой прогноз фак
тически, независимо от объективных показателей и тенденций, «обре
чен» на то, чтобы быть реализованным. Паника в политических и дело
вых кругах, которая станет несомненной реакцией на такого рода
заявление официальных лиц, приведет в действие механизмы парадок
са самоосуществления. В то же время предупреждение о возможных в
будущем негативных последствиях того или иного политического про
цесса способно вызвать к жизни парадокс самоопровержения. Это
может случиться, если, реагируя на прогноз, лица, принимающие ре
шения, осуществят максимальную мобилизацию ресурсов для предот
вращения предсказанных отрицательных последствий.
Таким образом, в прогнозно-политических исследованиях должны
учитываться возможные эффекты обратной связи между продуцируе
мыми прогнозами и поведением объекта прогнозирования. В норма
тивном прогнозировании дополнительно необходимо обращать вни
мание на возможности использования таких эффектов для достижения
определенных политических целей, т.е. политический прогноз может
не только обслуживать процесс принятия решений, но и непосредст
венно выступать как фактор управления политическими процессами.
Например, не случайно Национальный разведывательный совет
(National Intelligence Council) — организация при Центральном разведы
вательном управлении США — периодически публикует долгосрочные
сценарные прогнозы развития политической ситуации в мире
2
. Причем
изначально эти данные являются секретными, на создание прогнозов
тратятся многие миллионы долларов. Зачем в таком случае делать их до
стоянием гласности? Ответ легко найти в содержании самих прогнозов:
все без исключения сценарии будущего развития мировой системы до
2025 г. предполагают сохранение лидирующей позиции США в политике
и экономике. Таким образом, прогноз выполняет не только познаватель
ную функцию — получение информации о возможных альтернативах
развития, — но и управленческую — проектирование желаемого будуще
го и внедрение этого проекта в массовое сознание и сознание элит.
Отдельная тема, которую необходимо затронуть, —
отношение меж
ду политическим анализом и политическим прогнозированием.
Данный
' См.:
Вишнев, С. М.
Основы комплексного прогнозирования. М., 1977. С. 37.
2
С содержанием и методикой составления таких прогнозов м о ж н о ознакомиться
на сайте Н Р С www.cia.gov/nic.
1.4. Политический анализ и политическое прогнозирование
27
вопрос находится в центре оживленных научных споров, причем неко
торые точки зрения являются полярными. Так, часть исследователей
считают, что политическое прогнозирование — совершенно самостоя
тельная с точки зрения предмета, задач и функций область политичес
кой науки. Согласно противоположному мнению, оно не обладает са
мостоятельным методологическим статусом, является лишь этапом
или функцией политического анализа. Такой взгляд особенно распро
странен среди авторов, склонных считать политический анализ сугубо
прикладной дисциплиной. Например, К.В. Симонов в учебном посо
бии «Политический анализ» пишет: «Политический анализ, на наш
взгляд, включает в себя три основополагающих компонента: анализ
сложившейся политической ситуации, прогноз относительно ее разви
тия и принятие компетентных политических решений»
1
.
Право на существование точки зрения о «методологической неса
мостоятельности» политического прогнозирования связано с тем,
что многие методы политического анализа действительно могут про
дуцировать знание прогнозного характера. Большинство статистиче
ских методов способно не только устанавливать связь между двумя
переменными, но и предсказывать значение одной переменной на
основании значений других переменных. Даже качественные (осно
ванные на размышлении, а не на подсчете) методы анализа — такие,
например, как ситуационный анализ, — содержат не только пред
ставление о текущей политической ситуации, но и — в имплицитном
(скрытом) виде — суждения о ее дальнейшем развитии. Квалифици
рованный политический аналитик, рассматривая уже обозначивши
еся тактики действий политических акторов, неизбежно будет зада
ваться вопросом о возможности проецирования подобных л и н и й
поведения в будущее.
В то же время существует ряд исследовательских методов, специ
фических именно для прогностики. К таковым, например, относится
метод составления политических сценариев, который мы еще будем
рассматривать подробно. Более того, в политическом прогнозирова
н и и есть целые методологические подходы, концентрирующие вни
мание на таких принципиальных вопросах, как «открытость» (не
предопределенность) будущего, характер его альтернативности,
соотношение предсказания, планирования и проектирования в поли
тической ж и з н и общества. Уместно говорить о существовании особой
философии политического прогнозирования.
Даже в тех случаях, когда
для решения задач прогнозирования используются стандартные ме-
1
Симонов, К. В.
Политический анализ. М., 2002. С. 15.
28
Глава 1. Политический анализ и прогнозирование: предметное поле
тоды политического анализа, используются они, как правило, опре
деленным, адаптированным для целей прогнозирования образом.
Политическое прогнозирование решает наиболее сложные задачи,
что обусловлено очень высоким уровнем неопределенности, возника
ющей в условиях взаимодействия множества факторов, действий мно
жества политических субъектов, преследующих конфликтующие цели
(которые, в свою очередь, часто бывают скрытыми). Такой уровень
сложности решаемых проблем нередко требует разработки
комплекс
ных прогнозных систем,
объединяющих в единое целое отдельные,
сравнительно простые методы анализа и прогноза. Соответственно,
построение политических прогнозов требует
специального методологи
ческого дизайна,
отвечающего объекту и задачам конкретного исследо
вания. Метафорически это можно представить следующим образом:
чтобы построить прогностический «мост» из настоящего в будущее, в
качестве строительного материала хороши методики политического
анализа, но при этом архитектурное, дизайнерское решение по скреп
лению, сцеплению отдельных элементов в целостную конструкцию
будет подчинено задачам именно прогнозного характера.
При постройке такого «моста» необходимо использовать не только
методы политического анализа, но и накопленные теоретические зна
ния о связях между явлениями политической жизни. Прогнозируя, к
примеру, вероятность военного переворота в какой-нибудь стране
«третьего мира», мы неизбежно примем во внимание имеющееся зна
ние о факторах, в целом влияющих на дестабилизацию политической
ситуации в данном классе государств. И н ы м и словами, мы станем ру
ководствоваться результатами теоретических политико-аналитичес
ких исследований по данной проблеме.
В то же время конечные цели прогностического исследования но
сят, как правило, прикладной характер. Это относится не только к
нормативному прогнозированию, по определению ориентированно
му на того или иного политического актора и его интересы, но и — в
значительной мере — к прогнозированию поисковому. Исследование
альтернатив будущего развития политических событий практически
всегда ориентировано или на то, чтобы
повлиять
на это развитие, или
на то, чтобы
подготовиться
к благоприятным / неблагоприятным ис
ходам, если возможности влияния ограничены. Сложно представить
себе прогнозное исследование, выполняемое из чисто научного, ака
демического интереса.
Что касается понимания политического прогнозирования как
«этапа» политического анализа, то созданию политического прогноза
предшествует анализ исходной ситуации, сложившейся накануне;
Контрольные вопросы и задания
29
прогноз невозможен без тщательного рассмотрения существующих
тенденций, факторов, расстановки политических сил. Однако верно и
то, что разработка прогноза способна скорректировать, уточнить, а
иногда и принципиально изменить взгляд аналитика на характерис
тики исходной ситуации. Реальный процесс прогнозно-аналитичес
кого исследования
итеративен,
он предполагает возвращение к уже
пройденным этапам на новом уровне знания. Неправильно представ
лять себе его как жесткую последовательность дискретных этапов или
стадий: 1 — анализ ситуации; 2 — прогноз развития ситуации. Кор
ректнее следующая схема: 1 — анализ ситуации; 2 — прогноз развития
ситуации; 3 — уточнение анализа ситуации на основании сделанных
прогнозов; 4 — уточнение прогнозов на основании углубленного ана
лиза ситуации. Таким образом, политический анализ и политическое
прогнозирование взаимно дополняют друг друга в решении задачи
снижения неопределенности, причем анализ способен выполнять
часть прогностических функций, а прогноз — часть аналитических.
Итак, являются ли анализ и прогнозирование частями единого
целого или же это самостоятельные направления в политической на
уке? И первое, и второе (но скорее первое, чем второе). У политиче
ского анализа и прогнозирования не просто много общего: полити
ческое прогнозирование можно рассматривать как интегральную
деятельность, синтезирующую все три уровня политического анали
за: теоретический, прикладной и методологический; оно решает при
кладные проблемы, активно используя методологию политического
анализа и его теоретические результаты. Любое добросовестное про
гнозное исследование, нацеленное в качестве объекта на сложную
систему, будет иметь и теоретико-методологический, и теоретико-
прикладной аспект. В то же время политическое прогнозирование
располагает собственными, отличными от аналитических, методоло
гиями и методиками.
Контрольные вопросы и задания
1.
Назовите четыре класса проблем, решаемых методами политического
анализа. Каковы основные различия между ними?
2. Охарактеризуйте различие между теоретическим и прикладным уровня
ми политического анализа.
3. Раскройте содержание английских терминов «political analysis* и «ройсу
analysis*.
4. Какие особенности политической сферы жизни общества влияют на
методологию политического анализа и прогнозирования?
30
Глава 1. Политический анализ и прогнозирование: предметное поле
5. Охарактеризуйте принципиальные аналитические стратегии на приме
ре использования парадигм рационального выбора и бихевиоризма.
6. Охарактеризуйте понятия «политический анализ» и «политическое про
гнозирование». Как в науке определяется их соотношение?
7. Что такое «нормативное прогнозирование» и «поисковое прогнозирова
ние»? Какой из указанных типов прогнозирования максимально ориентиро
ван на решение прикладных проблем?
Литература
Ахременко, А. С.
Политическое прогнозирование: сценарный метод. М.,
2004.
Дегтярев, А. А.
Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное
поле и направление разработки // Полис. 2004. № 1.
Симонов, К. В.
Политический анализ. М., 2002.
Туронок, С. Г.
Политический анализ : курс лекций. М., 2005.
Hay, С.
Political Analysis. A Critical Introduction. Palgrave, 2002.
Hogwood, В., Gunn, L.
Policy Analysis for the Real World. Oxford, 1984.
Quade, E.
Analysis for Public Decisions. Elsevier, 1976.
Sheplse, K.A., Bonchek, M. S.
Analyzing Politics. N.Y., 1997.
ГЛАВА 2
Подготовка к политическому анализу
2.1. Понятие программы исследования
Работа политического аналитика и прогнозиста требует весьма тща
тельной и основательной подготовки. Такая подготовка осуществля
ется в соответствии с определенной научной процедурой
— разработ
кой программы и рабочего плана исследования.
Положения программы
исследования отвечают на три основных вопроса:
•Что подлежит изучению? (Какая проблема находится в центре
внимания исследователя?)
• Чего следует добиваться? (Какие цели преследовать, каковы ос
новные и промежуточные ожидаемые результаты?)
• Как достичь поставленных целей? (Какова стратегия исследова
ния, через призму какой теории мы ее рассматриваем, какими мето
дами воспользоваться и в какой последовательности, какими источ
никами информации оперировать?)
Таким образом,
программа исследования
представляет собой кон
цептуальную (теоретико-методологическую) и методическую основу
всей дальнейшей работы, от продуманности программы напрямую за
висит успех исследования.
Рабочий план
и с с л е д о в а н и я отвечает на в о п р о с : к а к и м кон
кретно образом реализовать программу и с с л е д о в а н и я в рамках
и м е ю щ и х с я у исследователя в о з м о ж н о с т е й ? Р а б о ч и й план соот
носит п о с т а в л е н н ы е цели и задачи и с с л е д о в а н и я с и м е ю щ и м и с я
в р е м е н н ы м и , ф и н а н с о в ы м и , к а д р о в ы м и и и н ы м и ресурсами,
о ф о р м л я е т последовательность о п е р а ц и й в четкий п л а н - г р а ф и к
работы. Если п р о г р а м м а я в л я е т с я м е т о д о л о г и ч е с к о й и методиче
ской о с н о в о й и с с л е д о в а н и я , то рабочий план — ее организацион
ная основа.