ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 2488
Скачиваний: 17
250
Глава 8. Политические события и ситуации как особые объекты.
Однако существует ряд причин, делающих весьма проблематич
ным использование методов анализа временных рядов для предсказа
н и я политических кризисов. К ним относятся прежде всего:
• отсутствие (или слабая распространенность) сезонности в процес
сах перехода от стабильности к кризису (и в политических процессах в
целом). В экономике цикличность процессов широко распространена в
связи с вполне рационально объяснимой динамикой спроса — напри
мер, в августе спрос на путевки в дома отдыха средней полосы России
будет выше, чем в ноябре. В политике проявления сезонности эпизо
дичны: один из немногих примеров — колебания активности политиче
ских партий в зависимости от близости даты выборов;
•слабая «плавность» перехода в политических процессах одного
состояния в другое, особенно это касается наступления состояний
кризиса. Как правило (и об этом свидетельствуют событийные дан
ные ивент-анализа), политический кризис представляет собой скач
кообразное изменение, которому в математике в наибольшей мере со
ответствует логистическая кривая типа:
В то время как статистический инструментарий анализа времен
ных рядов при выявлении тренда базируется на приведении описания
ряда к монотонной (устойчиво возрастающей или устойчиво убываю
щей) л и н е й н о й функции.
8.1. Ивент-анализ
251
Названные причины побуждают исследователей искать альтерна
тивные методы прогнозирования политических кризисов. Одним из
таковых стал
кластер-анализ,
достаточно широко используемый в
ивент-анализе.
Пример использования кластер-анализа — исследование динамики
политического поведения государств-акторов в Ближневосточном ре
гионе с 1979 по 1995 г.
1
В качестве государств, имеющих политическое
присутствие в регионе, взяты Египет, Израиль, Палестина, Иордания,
Ливан, Сирия, С Ш А и С С С Р (Россия). Соответственно, эмпиричес
кую базу составили данные об уровне конфликтности / сотрудничест
ва в действиях каждого актора в отношении каждого другого. Исклю
чение составили действия С Ш А в отношении С С С Р и действия С С С Р
в отношении США, так как их интеракции были связаны со многими
иными факторами, кроме собственно ситуации в Ближневосточном
регионе. Изменения в уровне конфликтности фиксировались с месяч
ным временным интервалом. Таким образом, исследование базирует
ся на данных о поведении 54 пар государств за 192 месяца. Данные за
фиксированы в таблице:
Июнь Июль Август Сентябрь И далее (всего
1979 1979 1979 1979 192 месяца)
ISR - PAL
Коды WEIS, преобразованные в более современный формат
(так называемый KEDS)
PAL - ISR
Коды WEIS, преобразованные в более современный формат
(так называемый KEDS)
ISR - JOR и далее
(всего 54 пары)
Коды WEIS, преобразованные в более современный формат
(так называемый KEDS)
Особый интерес представляет подход к кластеризации событий
ной информации. В исследовании, нацеленном на поиск индикато
ров политического кризиса, очевидное значение имеет временная со
ставляющая, тогда как традиционные методы кластер-анализа ее не
учитывают. Выход был найден: кластеризация проводилась отдельно
по каждому из 4-месячных блоков данных, т.е. в качестве переменных
в компьютер вносились данные по четырем последовательно идущим
месяцам (например, первый блок — с июня 1979 г. по сентябрь
1979 г.), всего 216 случаев для каждого блока (54x4).
Оригинальность гипотезы исследования состояла в том, что инди
катором предкризисной фазы явилось резкое изменение плотности
кластера, которую в упрощенном виде можно представить как сумму
1
См.:
Gerner, D.J., Schrodl, Ph. A.
Cluster-Based Early Warning Indicators for Political
Change in the Contemporary Middle East. Discussion paper presented at the 1996 annual
meeting of the American Political Science Association, San Francisco.
252
Глава 8. Политические события и ситуации как особые объекты
всех внутрикластерных расстояний
1
. Для того чтобы проверить эту
гипотезу, на подготовительной стадии исследования была также
сформулирована качественная (сделанная с помощью методов содер
жательного анализа) периодизация развития ситуации в регионе, со
держащая семь стадий:
Обозначение
Период
Число месяцев
Характеристика
Кэмп-Дэвид
(Camp David)
июнь 1979 -
май 1982
35
Период до израильского
вторжения в Ливан
в 1982 г.
Ливан (Lebanon)
июнь 1982 -
май 1985
36
Израильское вторжение
в Ливан
Таба (Taba)
июнь 1985 —
ноябрь 1987
30
С момента вывода изра
ильских войск на юг до
начала интифады
Интифада (Intifada)
декабрь 1987 —
июль 1990
32
Палестинская интифада
Кувейт (Kuwait)
август 1990 —
октябрь 1991
15
Иракское вторжение в
Кувейт до начала мад
ридских переговоров
Мадрид (Madrid)
ноябрь 1991 —
август 1993
22
Мадридские мирные пе
реговоры
Осло (Oslo)
сентябрь 1993 —
июнь 1995
22
Мирные переговоры в
Осло
Вопрос заключался в том, существует ли «привязка» изменения
плотности кластера во времени к предложенной периодизации. Ниже
приводится схема, где сетка периодизации наложена на график дина
мики плотности.
Накануне перехода системы в следующую фазу виден резкий рост
плотности кластера, за которым следует резкий спад, совпадающий с
переходом. Единственная стадия из семи, где этот критерий не рабо
тает, — кувейтская.
Естественно, изменение плотности кластера во времени не являет
ся «абсолютным барометром». Так, существенный недостаток мето
дики состоит в том, что невозможно предугадать характер приближа
ющегося изменения. В то же время данное исследование является
примером интересного и весьма нетривиального метода работы с со
бытийной информацией.
В данном исследовании мерой близости выступала метрика
\ -Г.
8.2. Ситуационный анализ
253
8.2. Ситуационный анализ
Ситуационный анализ, или анализ политических ситуаций, является
одним из наиболее востребованных, широко применяемых методов
анализа в прикладных политологических исследованиях. В частности,
ситуационный анализ просто незаменим при разработке стратегий
политических акторов, создании прогнозов их поведения в конкрет
ных политических условиях.
Методологической основой ситуационного анализа является сис
темный подход, о котором мы уже говорили в связи с моделировани
ем.
Политическая ситуация
с позиций системного подхода представ
ляет собой «такое сочетание условий и обстоятельств политической
жизни, которое... может быть выделено из политического процесса
как относительно завершенный его фрагмент»
1
. Как правило, такое
сочетание условий и обстоятельств формируется в связи с имевшим
место или намечающимся политическим событием или явлением (на
пример, выборами, принятием значимого закона и т.д.). Политичес
кая ситуация обладает внутренней структурой и связями, имеет свой
ства системы и может быть выделена из политического процесса как
1
Васильев, А. В.
Моделирование политической ситуации как средство совершен
ствования политического управления в регионе : дисс. на соискание ученой степени
кандидата политических наук. М., 1997. С. 14.
254
Глава 8. Политические события и ситуации как особые объекты
система из среды. Соответственно, политическая ситуация обладает
пространственными, временными и информационными границами
(фреймами).
Не только в теории, но и в конкретном технологическом алгоритме
ситуационного анализа
определение границ ситуации,
выделение ее из об
щего политического процесса является первой и очень важной стадией.
Например, содержанием нашего прикладного исследования является
анализ предвыборной ситуации в определенном субъекте Российской
Федерации. Тогда ключевым будущим событием, предопределяющим
уникальное сочетание политических условий и взаимодействие акторов
(организующим ситуацию в целом), будут предстоящие выборы в зако
нодательный и представительный орган власти данного региона. Ситуа
ция будет носить характер предвыборной, начиная с активизации ключе
вых игроков (как правило, это происходит задолго до официального
старта избирательной кампании) и до момента проведения выборов —
это задает временные рамки ситуации. Пространственные рамки опреде
лены спецификой изучаемого события и будут, как правило, совпадать с
географическими границами региона.
Второй важной стадией ситуационного анализа является
выявление
наиболее активных и влиятельных политических субъектов
(акторов), за
действованных в рамках анализируемой ситуации. В терминах систем
ного подхода производится «декомпозиция системы»: упрощение ее
путем расчленения на составные элементы. В качестве политических
акторов могут выступать отдельные политические лидеры, элитные
группы, политические партии, финансово-промышленные группы и
даже целые институты (например, Правительство, Конституционный
суд или Государственная дума). На практическом уровне задача опреде
ления ключевых акторов далеко не проста, и сложнее всего определить
оптимальную «глубину» их выделения.
Так, в ситуации правительственного кризиса, связанного с угрозой
вынесения вотума недоверия действующему премьер-министру, можно
остановиться на самом «грубом» уровне субъектного разбиения ситуа
ции, соответствующем имеющейся нормативной базе. Согласно Кон
ституции РФ, основными акторами (субъектами принятия решений) в
данном случае выступают Государственная дума, Председатель Прави
тельства и Президент. Однако в большинстве случаев такой сугубо ин
ституциональный подход к выделению акторов будет недостаточным.
Наверняка нижняя палата российского парламента внутренне неодно
родна с точки зрения поддержки вынесения вотума недоверия, сущест
вуют «опорные группы поддержки» действующего состава правительст
ва и группы депутатов, выступающие за его смену. Такое
8.2. Ситуационный анализ
255
структурирование депутатского корпуса может совпадать с его фракци
онным делением, а может не совпадать. Возможно существование осо
бой позиции отдельных влиятельных депутатов и т.д. Все это мы долж
ны учитывать при принятии решения о выделении основных акторов.
Естественно, очень многое будет зависеть от глубины понимания
аналитиком каждой конкретной ситуации, но есть и общее правило, ко
торое можно назвать «правилом разумной достаточности»: перечень ак
торов должен отражать основные группы интересов, вовлеченные в дан
ную ситуацию, но при этом по численности не превышать того порога,
когда анализ становится чрезмерно громоздким. Так, теоретически мы
можем выделить в качестве акторов ситуации правительственного кри
зиса всех 450 депутатов Государственной думы, поскольку формально
каждый из них является лицом, принимающим решение (голосующим)
по данному вопросу. Однако практически осуществить анализ взаимо
действий такого числа акторов было бы чрезвычайно сложно. Поэтому
мы с высокой вероятностью прибегнем к группировке депутатов по
признаку поддержки действующего правительства (например: группа
твердых сторонников, группа непримиримых противников, группа ко
леблющихся и т.д.). Ограничение по числу переменных, вовлекаемых в
анализ, характерно для качественных методов в целом.
За выделением перечня акторов ситуации следует их
характерис
тика.
Это третья стадия ситуационного анализа, также выполняемая
в соответствии с рядом правил системного подхода. Ключевыми по
зициями, по которым производится характеристика политических ак
торов, являются интересы и вытекающие из них цели акторов, содер
жание их действий, ресурсы, типовые тактики и стратегии.
Интересы и долгосрочные цели
Адекватное понимание интересов акторов имеет огромное значение
для создания корректной аналитической картины политической си
туации. Нередко подоплекой политических целей является не абст
рактное стремление к власти, но необходимость защищать конкрет
ные интересы в сфере контроля над определенными объектами
собственности в производственной сфере, лицензиями на разработку
недр и т.д. Например, анализируя участие в избирательной кампании
в том или и н о м регионе представителей крупной алюминиевой фи
нансово-промышленной группы ( Ф П Г ) , необходимо понимать, ка
кую роль играют ее активы в данном субъекте Федерации в системе
глобальных бизнес-интересов. Так, активы в области электроэнерге
тики будут иметь стратегическое значение для данного бизнеса, п о -
256
Глава 8. Политические события и ситуации как особые объекты
скольку существенную часть себестоимости производства алюминия
составляет стоимость электроэнергии. Соответственно, заинтересо
ванность Ф П Г в укреплении политических позиций в регионе будет
носить долгосрочный и стратегический характер.
Понятие «цель» приобрело в системном анализе ключевое значе
ние. Можно утверждать, что в основе системного подхода в управлении
лежит идея представления совершаемых людьми действий в виде задач
выбора целей или путей их достижения с учетом наилучшего использо
вания имеющихся ресурсов. Академик Д.М. Гвишиани считал «форму
лирование целей и выяснение их иерархии до начала какой-либо дея
тельности, связанной с управлением и, в частности, с принятием
решений», одной из сущностных черт системного анализа
1
. Словосоче
тание «иерархия целей» отражает наиболее существенное в системно-
аналитическом понимании данной проблемы: каждая система имеет
одну или несколько целей, задачи же каждой из ее подсистем функци
онально подчинены данным целям. Таким образом, то, что на одном
уровне рассмотрения является целью, на другом, более высоком, может
оказаться только средством для достижения цели. Следовательно, каж
дая данная цель может оказаться л и ш ь одним из элементов в большом
ряду возможностей и альтернатив на пути, ведущем к достижению це
ли более общего характера. Здесь реализуется один из важнейших сис
темных принципов — принцип иерархичности, утверждающий, что
каждый компонент системы, в свою очередь, рассматривается как сис
тема, а исследуемая в данном случае система представляет собой один
из компонентов более широкой системы.
В рамках ситуационного анализа важно по возможности реконст
руировать иерархию целей каждого из политических акторов, опира
ясь на понимание их стратегических интересов.
Ресурсы политического участия
Потенциально набор ресурсов политической борьбы весьма обширен.
Выделим наиболее существенные из них:
Административный ресурс.
Обеспечивается занятием политическо
го актора или связанных с ним л и ц определенной (как правило, руко
водящей) позиции в структурах власти, прежде всего исполнительной.
«Дивиденды», получаемые от контроля над административным ресур
сом, довольно многообразны, особенно в условиях российской поли
тической культуры, и специфичны для многих регионов.
Гвишиани, Д. М.
Организация и управление. М, 1972. С. 455.
8.2. Ситуационный анализ
257
Например, в Москве при проведении избирательных кампаний ад
министративный ресурс обеспечивает «сетевые» каналы коммуника
ции с избирателями, завязанные на властную вертикаль (старшие по
домам и подъездам, общественные организации ветеранов и инвали
дов, комплексные центры социального обеспечения, учреждения об
разования и здравоохранения и т.д.). В условиях довольно низкой
электоральной активности основной части населения такой ресурс
имеет важнейшее значение.
В регионах, где имеются обширные труднодоступные территории,
административный ресурс позволяет существенно сэкономить на
транспортных расходах. Например, в Корякском АО с большинством
населенных пунктов имеется только воздушное сообщение, а один
час полета на вертолете стоит около 30 тыс. руб.
Информационный ресурс.
Д а н н ы й термин употребляют в трех ос
новных контекстах. В первом случае имеется в виду возможность
присутствовать в публичном и н ф о р м а ц и о н н о м поле через контроль
или дружественные отношения со средствами массовой информа
ции. При этом С М И могут использоваться не только для формирова
ния общественного мнения в массовых политических кампаниях
(например, избирательных), но и в рамках лоббистских кампаний
для формирования мнения тех или иных элитных групп.
Во втором случае подразумевается ресурс, связанный с доступом к
определенной информации. Тем более что в политике велика доля
«теневых», непубличных процессов. Доступ к информации в данном
контексте приобретает особое значение, так как способствует форми
рованию более адекватного представления о ситуации и, как следст
вие, принятию более оптимальных решений.
В третьем случае говорят о ресурсе влияния на и н ф о р м а ц и о н н ы е
потоки, стекающиеся к лицам, п р и н и м а ю щ и м решения. Это ресурс
сугубо лоббистского характера, и его роль в нынешней российской
политической ситуации только возрастает. Так, при продвижении
определенного кандидата на должность губернатора того или иного
региона особое значение приобретает способность донести позитив
ную и н ф о р м а ц и ю об этом кандидате до ключевых субъектов приня
тия решения (в данном случае это прежде всего Президент РФ и его
полномочный представитель в д а н н о м федеральном округе).
Ресурс массовой поддержки со стороны значительной части населе
ния.
Таким ресурсом политический актор может обладать либо напря
мую (благодаря собственной популярности), либо при поддержке со
стороны лидеров общественного мнения. Особенно важен этот ресурс
во время избирательных кампаний, но не только. Пользующийся об-
17-3863
258
Глава 8. Политические события и ситуации как особые объекты.
щественной поддержкой политический актор обладает, как правило,
более широким веером альтернатив в своих действиях. За счет массо
вой поддержки он может обеспечить легитимацию многих решений,
на которые бы не пошли менее популярные политики.
Организационный ресурс.
В российских условиях нередко обеспечи
вается за счет административного ресурса. Организационной инфра
структурой проведения той или иной политической л и н и и становят
ся структуры властной иерархии. Н е з а в и с и м ы й от властной
вертикали организационный ресурс может быть создан, в частности,
за счет поддержки политической партии или общественной организа
ции, обладающей «низовой» сетью ее сторонников.
Ресурс поддержки со стороны политической партии.
Такой ресурс
имеет «двойное измерение». Он может быть, как уже говорилось, со
ставной частью организационного ресурса, что особенно важно в мас
совых политических кампаниях, а также — если политическая партия
обладает определенной популярностью — ресурсом мобилизации
граждан на поддержку тех или иных политических инициатив, канди
датов в электоральных кампаниях и т.д.
Кадровый ресурс, или «ресурс команды».
Возможность р а з м е щ е н и я
к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х людей на соответствующих участках работы
всегда является важным преимуществом. Так, наличие сильного
аналитика (или группы аналитиков) будет способствовать адекват
ной интерпретации поступающей и н ф о р м а ц и и , ф о р м и р о в а н и ю оп
тимальной стратегии политического поведения. Талантливые мене
джеры могут создать или «настроить» организационную структуру
политической к а м п а н и и и т.д.
Личностный ресурс.
В это понятие, как правило, вкладывают два
значения. Во-первых, личностный ресурс имеет «биографический»,
«репутационный» компонент, поскольку и при участии в электораль
ных кампаниях, и при продвижении на руководящие должности важ
но иметь соответствующую репутацию, опыт и т.д. Во-вторых, под
личностным ресурсом понимают наличие определенных черт харак
тера, востребованных в различных политических ситуациях. Так, для
публичного политика, особенно участвующего в избирательной кам
пании, важно обладать «харизмой», умением увлечь за собой массы,
ораторским искусством, сильными коммуникативными способностя
ми и навыками, психологическим запасом прочности (умением «дер
жать удар»).
Финансовый ресурс.
Его значение для политических акторов в со
временных условиях, особенно для проведения массовых политичес
ких кампаний, очевидно. Обладая мощной финансовой базой, можно
8.2. Ситуационный анализ
259
компенсировать «пробелы» в таких ресурсах, как контроль над С М И
(за счет публикации платных материалов), кадровые (за счет привле
чения квалифицированных специалистов на высокую заработную
плату) и т.д. Пожалуй, совершенно независим от финансовых воз
можностей только личностный ресурс.
Каждый выделенный политический актор характеризуется с точки
зрения наличия или отсутствия у него того или иного ресурса, а также
степени эффективности использования им имеющихся ресурсов.
Итогом анализа ресурсов каждого из вовлеченных в ситуацию акторов
является экспертная оценка их влияния в рамках данной ситуации.
Действия и типичные тактики политического актора
Информация о конкретных действиях политического актора, осуществ
ляемых им в данной ситуации, позволяет формулировать гипотезы о
тактической линии, которой он придерживается. При этом важно не ог
раничиваться собственно текущей ситуацией, дополняя ее
ретроспек
тивным анализом
поведения политических акторов, т.е. анализом их
действий в прошлом. Особое внимание следует уделять ситуациям, ко
торые по тем или иным параметрам сходны с изучаемой в настоящем
времени. Как показывает практика, нередко индивидуальные и даже
групповые политические субъекты в сходных условиях действуют сход
ным образом: в таких случаях говорят о сложившемся «сценарии» пове
дения, наборе типичных реакций на типичные обстоятельства. Напри
мер, один политический лидер в определенных ситуациях реализует
модель конфликтного поведения, другой — компромиссного. Выявле
ние типичных тактик действия политических акторов существенно уси
ливает прогностические возможности ситуационного анализа, позволя
ет лучше предсказывать действия субъектов ситуации.
Существенным подспорьем в диагностике типичных тактик дейст
вия индивидуальных акторов является
биографический анализ.
Внима
тельное изучение жизненного пути того или иного политика позволяет
строить обоснованные предположения относительно стиля политичес
кого лидерства данного актора, особенностей восприятия им полити
ческой реальности. Так, в большинстве случаев политик — выходец из
партийно-комсомольской номенклатуры еще советских времен будет
существенно отличаться по типичным тактикам поведения от полити
ка — выходца из современной предпринимательской среды.
Системный подход в ситуационном анализе здесь дополняется дея-
тельностно-психологическим. Это особенно ценно для прикладного
политического анализа и прогнозирования, где учет объективно-сис-
17*