Файл: РП История полит. и правовых учений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 526

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

-  применять  знания  закономерностей  развития  политико-правовых 

явлений и учений в сфере правотворчества, правореализации и правоохра-
ны; 

- ориентироваться в социальных проблемах правовой действительно-

сти; 

- с учетом исторического опыта анализировать современные пробле-

мы правового регулирования общественных отношений; 

3)  

владеть: 

- современной и исторической общей юридической терминологией; 
-  навыками  теоретического  осмысления  исторического  интеллекту-

ального политико-правового опыта; 

- навыками использования полученных знаний в целях решения кон-

кретных правовых проблем. 

Процесс изучения истории политических и правовых учений направ-

лен на формирование следующих компетенций: 

Общекультурные компетенции: 

-  осознание  социальной  значимости  своей будущей  профессии, про-

явление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отно-
шение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессиональ-
ного правосознания (ОК-1); 

-  способность  добросовестно  исполнять  профессиональные  обязан-

ности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); 

- способность компетентно использовать на практике приобретенные 

умения  и  навыки  в  организации  исследовательских  работ,  в  управлении 
коллективом (ОК-5). 

Профессиональные компетенции: 

-  готовность  к  обеспечению  законности  и  правопорядка,  безопасно-

сти личности, общества и государства (ПК-3); 

-  способность  выявлять,  пресекать,  раскрывать  и  расследовать  пра-

вонарушения и преступления (ПК-4); 

-  способность  осуществлять  предупреждение  правонарушений  (ПК-

5);  

- способность квалифицированно проводить научные исследования в 

области права (ПК-11);  

-  способность  эффективно  осуществлять  правовое  воспитание  (ПК-

15). 

Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом 

Московского  государственного  юридического  университета  имени  О.Е. 
Кутафина. 

 

2. Место учебной дисциплины в структуре ООП  

История политических и правовых учений относится к базовой части 

общенаучного цикла ООП. 


background image

 

Структура  учебного  курса  «История  политических  и  правовых  уче-

ний» построена в соответствии со сложившимися традициями преподава-
ния историко-политученческого знания, содержание учебного курса отра-
жает современный уровень научных исследований истории учений о праве 
и государстве.  

При  изучении  учебного  курса  «История  политических  и  правовых 

учений» следует опираться знания, полученные на первой ступени высше-
го юридического образования при освоении учебных курсов теоретическо-
го  и  исторического  характера  («Теория  государства  и  права»,  «История 
государства  и  права  зарубежных  стран»,  «История  отечественного  госу-
дарства и права»). Успешное освоение вопросов учебного курса «История 
политических  и  правовых  учений»  позволит  поднять  на  новый  уровень 
общеметодологическую  и  общетеоретическую  подготовку  будущих  маги-
стров.  

 

3. Структура и содержание учебной дисциплины. 

 

3.1. Тематические планы 

Данная учебная дисциплина входит в программу  2 семестра. Общая 

трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. 

Формой  аттестации  выступает  экзамен  (36 часов  для очной  и очно-

заочной форм обучения, 9 часов для заочной формы обучения). 

 

Тематический план для очной формы обучения 

 

№ 

п/п 

Раздел  (тема)  учеб-
ной дисциплины 

С

ем

ес

тр

 

 

Виды  учебной  деятель-
ности,  и  трудоемкость 
(в часах) 

Образова-
тельные  тех-
нологии 

Форма 
текущего 
контроля 

Лек 
ции 

Практи-
ческие 
занятия 

СРС 

1. 

Политические уче-
ния Древнего мира, 
Средних веков, 
эпохи Возрождения 
и Реформации 

2

 

18 

Лекция-
презентация, 
работа  в  ма-
лых  группах, 
круглые  сто-
лы 

Научная 

дис-

куссия по теме, 
эссе. 

2. 

Политические уче-
ния эпохи буржу-
азных революций и 
свободной конку-
ренции 

 

20 

Работа  в  ма-
лых  группах, 
кейс-задания, 
круглые  сто-
лы 

Научная 

дис-

куссия по теме, 
опрос. 

                                                 

 

Читается обзорная лекция по курсу.

  


background image

 

3. 

Политические уче-
ния эпохи импери-
ализма, социали-
стических револю-
ций, соревнования 
двух систем и кри-
зиса мировой соци-
алистической си-
стемы 

 

20 

Работа  в  ма-
лых  группах, 
круглые  сто-
лы 

Научная 

дис-

куссия по теме, 
эссе. 

 

ВСЕГО 

 

12 

58   

 

 

Тематический план для очно-заочной формы обучения. 

 

№ 
п/
п 

Раздел  (тема)  учеб-
ной дисциплины 

С

ем

ес

тр

 

 

Виды  учебной  деятель-
ности,  и  трудоемкость 
(в часах) 

Образова-
тельные  тех-
нологии 

Форма 
текущего 
контроля 

Лек 
ции 

Практи-
ческие 
занятия 

СРС 

1.  Политические 

уче-

ния  Древнего  мира, 
Средних  веков,  эпо-
хи  Возрождения  и 
Реформации 

2

*

 

20 

Лекция-
презентация, 
работа  в  ма-
лых  группах, 
круглые  сто-
лы 

Научная 

дис-

куссия по теме, 
эссе. 

2.  Политические 

уче-

ния  эпохи  буржуаз-
ных  революций  и 
свободной 

конку-

ренции.  
 

 

20 

Работа  в  ма-
лых  группах, 
кейс-задания, 
круглые  сто-
лы 

Научная 

дис-

куссия по теме, 
опрос. 

3.  Политические 

уче-

ния  эпохи  империа-
лизма,  социалисти-
ческих  революций, 
соревнования  двух 
систем  и  кризиса 
мировой 

социали-

стической системы 

 

20 

Работа  в  ма-
лых  группах, 
круглые  сто-
лы 

Научная 

дис-

куссия по теме, 
эссе. 

 

ВСЕГО 

 

10 

60   

 

 

Тематический план для заочной формы обучения. 

 

№ 
п/п 

Раздел  (тема)  учебной 
дисциплины 

С

ем

ес

тр

 

 

Виды  учебной  деятель-
ности,  и  трудоемкость 
(в часах) 

Образова-
тельные  тех-
нологии 

Форма 
текущего 
контроля 

Лек 

Практи-

СРС 


background image

 

ции 

ческие 
занятия 

1. 

Политические  учения 
Древнего  мира,  Сред-
них  веков,  эпохи  Воз-
рождения  и  Реформа-
ции 

2

*

 

29 

Лекция-
презентация, 
работа  в  ма-
лых  группах, 
круглые  сто-
лы 

Научная 

дис-

куссия по теме, 
эссе. 

2. 

Политические  учения 
эпохи 

буржуазных 

революций  и  свобод-
ной конкуренции 

 

30 

Работа  в  ма-
лых  группах, 
кейс-задания, 
круглые  сто-
лы 

Научная 

дис-

куссия по теме, 
опрос. 

3. 

Политические  учения 
эпохи  империализма, 
социалистических  ре-
волюций,  соревнова-
ния  двух  систем  и 
кризиса  мировой  со-
циалистической 

си-

стемы 

 

 

30 

Работа  в  ма-
лых  группах, 
круглые  сто-
лы 

Научная 

дис-

куссия по теме, 
эссе. 

 

ВСЕГО 

 

89   

 

 

3.2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ПРОГРАММА КУРСА) 
 
Тема  1.  Политические  учения  Древнего  мира,  Средних  веков, 

эпохи Возрождения и Реформации.

 

Политико-правовая  мысль  Древней  Индии  (брахманизм,  буддизм, 

«Артхашастра»  Каутильи,  индуизм).  Политико-правовая  мысль  Древнего 
Китая (Конфуций, даосизм, легизм, моизм). 

Политические учения Древней Греции (Платон, Аристотель). Основ-

ные  направления  политико-правовой  мысли  Древнего  Рима  (Цицерон  и 
др.) 

Христианская  политико-правовая  мысль  (раннее  христианство,  Ав-

густин, Фома Аквинский, политические идеи Реформации). Исламская по-
литико-правовая мысль. 

Формирование светской политической науки. Н. Макиавелли. «Уто-

пия» Т. Мора. Учение Ж. Бодена о суверенитете. 

Политико-правовая  мысль  в  России  IX-XVI  вв.  «Слово  о  законе  и 

благодати»,  «Поучение»  Владимира  Мономаха,  теория  «Москва  –  третий 
Рим», иосифляне и нестяжатели, антифеодальные еретические течения. 

 

Тема  2.  Политические  учения  эпохи  буржуазных  революций  и 

свободной конкуренции. 

Политические и правовые учения в Голландии XVII в. (Г. Гроций и 

Б. Спиноза). 


background image

10 

 

Политико-правовые идеи эпохи Английской революции. (Т. Гоббс и 

Дж. Локк). 

Политико-правовые  учения  во  Франции  эпохи  Просвещения  (Ш. Л. 

Монтескье, Ж. Ж. Руссо). 

Политико-правовые  учения  в  США  в  период  борьбы  за  независи-

мость (Т. Джефферсон, федералисты). 

Политико-правовые  учения  представителей  немецкой  классической 

философии (И. Кант, Г. Гегель). 

Консервативная  реакция  на  Великую  Французскую  революцию  (Э. 

Берк, Ж. де Местр, Л. Де Бональд, историческая школа права). 

Политические и правовые идеи в России XVII – начала XVIII вв. (Ю. 

Крижанич,  А.  Ордин-Нащокин,  Симеон  Полоцкий,  Ф.  Прокопович,  В. Н. 
Татищев,  И.  Т.  Посошков).  Политические  и  правовые  воззрения  русских 
просветителей  (Н. И.  Панин,  М. М.  Щербатов,  Н. И. Новиков,  Я.  П.  Ко-
зельский,  Д.  И.  Фонвизин,  С.  Е.  Десницкий,  А. Н.  Радищев).  Политико-
правовые взгляды декабристов (П. И. Пестель, Н. М. Муравьев). 

Политико-правовая идеология западноевропейского либерализма (А. 

де Токвиль, Б. Констан, И. Бентам, Дж. Остин, Дж. Ст. Милль). 

Политические  идеи  утопических  социалистов  (Сен-Симон,  Фурье, 

Оуэн). 

Политико-правовые идеи основоположников социологии (О. Конт, Г. 

Спенсер). 

Западноевропейский анархизм (М. Штирнер, П. Ж. Прудон). 
Политико-правовое учение марксизма. 
Ранняя либеральная политико-правовая мысль в России (западники и 

славянофилы). 

Политико-правовая  идеология  русского  крестьянского  социализма 

(А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский, революционное и либе-
ральное народничество). 

Российский анархизм (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). 
 

Тема 3. Политические учения эпохи империализма, социалисти-

ческих  революций,  соревнования  двух  систем  и  кризиса  мировой  со-
циалистической системы. 

Основные  направления  правовой  теории  конца  XIX  –  первой  поло-

вины  XX  в.  (реалистическая,  социологическая,  нормативистская  теории, 
теория солидаризма). 

Политико-правовые идеи классиков социологии и политологии (тео-

рия бюрократии, теории элит, школа психоанализа). 

Идеология политических движений (фашистская политическая идео-

логия, политические идеи западноевропейской социал-демократии, движе-
ние «новых левых).