ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 539
Скачиваний: 1
11
Политико-правовая идеология русского консерватизма второй поло-
вины XIX – начала XX в. (К. П. Победоносцев, Л. А. Тихомиров, Н. Я. Да-
нилевский, К. Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский).
Политико-правовая идеология русского либерализма второй полови-
ны XIX – начала XX в. (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, П.
Б. Струве, В. С. Соловьев).
Основные направления правовой мысли в России конца XIX – начала
XX в. (позитивистская, социологическая теории, теория естественного
права, психологическая школа).
Марксистские политико-правовые учения в России (Г. В. Плеханов,
В. И. Ленин). Советская правовая теория периода ее становления (М. А.
Рейснер, П. И. Стучка, Е. Б. Пашуканис).
Политико-правовые идеи русской эмиграции (консервативно-
либеральная идеология, монархическое направление, евразийцы).
Политико-правовые идеи национально-освободительных движений в
колониальных и зависимых странах (Сунь Ятсен, Мао Цзэдун, Махатма
Ганди, Джавахарлал Неру).
3.3. ЛЕКЦИИ
Лекции для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обуче-
ния
Лекция 1. Политические учения Древнего мира, Средних веков,
эпохи Возрождения и Реформации.
(2 часа)
План:
1. Древневосточная политико-правовая мысль.
2. Политические и правовые учения Древней Греции и Древнего Ри-
ма.
3. Политико-правовые учения Средних веков, эпохи Возрождения и
Реформации.
4. Политико-правовая мысль в России IX-XVI вв.
Задания для подготовки к лекции:
уяснить содержание основных ис-
торических периодов в развитии политико-правовой мысли, вспомнить
общие закономерности эволюции политико-правовой системы общества,
повторив соответствующий материал истории государства и права.
3.4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Практические занятия для студентов очной формы обучения
Занятие 1. (Тема 1).
Политические и правовые взгляды Платона
и Аристотеля.
(2 часа).
План:
12
1. Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона
и Аристотеля.
2. Понятие «полис» и его соотношение с современным понятием
«государство».
3. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом).
Государство
–
органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой
проблеме.
4. Представления Платона и Аристотеля о справедливости.
5. Идеальное государство Платона («коммунистический проект») и
его критика Аристотелем. Сравнение представлений о наилучшем государ-
стве в диалогах Платона «Государство» и «Законы». Отношение к соб-
ственности и рабовладению.
6. Формы правления и их эволюция по Платону и Аристотелю.
7. Виды права по Аристотелю.
8. Вклад Платона и Аристотеля в развитие политической и правовой
мысли.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Древней Греции, указать на социальную обусловленность кон-
цепций Платона и Аристотеля, уметь сравнить основные их положения
между собой.
Занятие 2. (Тема 2.1).
Политические и правовые взгляды
Т. Гоббса и Дж. Локка.
(2 часа).
План:
1. Английская буржуазная революция. Отношение к ней Гоббса и
Локка.
2. Общая характеристика мировоззрения Т. Гоббса и Дж. Локка. Ос-
новные труды мыслителей.
3. Две картины естественного состояния. Взгляды Гоббса и Локка на
естественное право и естественный закон.
4. Цели заключения общественного договора. Характер государства
и пределы его власти по Гоббсу и Локку. Соотношение государства и пра-
ва.
5. Формы правления. Кому принадлежит суверенитет.
6. Положение личности в системах Т. Гоббса и Дж. Локка.
7. Отношение Гоббса и Локка к проблеме разделения властей.
8. Способы ограничения государственной власти по Дж. Локку.
9. Гоббс и Локк о праве народа на восстание.
10.Оценка политических и правовых взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Новое время, указать на обусловленность концепций Т. Гоббса и
13
Дж. Локка социальными и экономическими факторами, уметь сравнить ос-
новные положения рассматриваемых теорий между собой.
Занятие 3. (Тема 2.2).
Политические и правовые взгляды
Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо.
(2 часа).
План:
1. Идейная подготовка французской революции. Монтескье и Руссо
как представители эпохи Просвещения. Особенности их мировоззрения.
Сочинения Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо.
2. Представления Монтескье и Руссо о естественном состоянии и
общественном договоре. Особенности подхода Руссо. Сравнение его работ
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»
и «Общественный договор или принципы политического права».
3. Монтескье об «общем духе» народа и факторах, влияющих на его
формирование.
4. Формы правления по Ш. Л. Монтескье. Их природа и принципы.
Форма правления, обеспечивающая политическую свободу.
5. Концепции общей воли и народного суверенитета у Ж. Ж. Руссо.
Формы осуществления народного суверенитета. Общая воля и права чело-
века. Фома государства и форма правления у Руссо.
6. Оценка вклада Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо в развитие полити-
ческой и правовой мысли.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Новое время, указать на обусловленность концепций Ш. Л. Мон-
тескье и Ж. Ж. Руссо социальными и экономическими факторами, уметь
сравнить основные положения рассматриваемых теорий между собой,
уметь охарактеризовать современное значение взглядов Ш. Л. Монтескье и
Ж. Ж. Руссо.
Занятие 4. (Тема 2.3).
Политические и правовые идеи И. Канта и
Г. В. Ф. Гегеля.
(2 часа).
План:
1. Сочинения И. Канта. Общая оценка его мировоззрения. Два пери-
ода в развитии философских взглядов Канта.
2. Этическое учение Канта. Понятие категорического императива.
Соотношение права, морали, добродетели и нравственности. Понятие пра-
ва. Виды права.
3. Происхождение государства. Принципы народного суверенитета,
свободы и равенства в трактовке И. Канта. Представления о форме правле-
ния. Разделение властей.
4. Кант о войне, мире и международных отношениях.
14
5. Основные произведения Г. В. Ф. Гегеля. Общая характеристика
его мировоззрения. Место государства и права в философской системе Ге-
геля. Объективный дух. Абстрактное право, мораль и нравственность.
5. Гегелевское понимание права.
6. Гражданское общество. Концепция государства по Гегелю. Его
взгляды на конституцию.
7. Представления о войне, мире и международных отношениях.
8. Общая оценка политических и правовых взглядов И. Канта и
Г. Ф. В. Гегеля.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Новое время, охарактеризовать феномен немецкой классической
философии, уметь охарактеризовать современное значение взглядов И.
Канта и Г. В. Ф. Гегеля.
Занятие 5. (Тема 2.4).
Политические и правовые взгляды
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
(2 часа).
План:
1. Общественная деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Их сочине-
ния. Материалистическая интерпретация истории и концепция классовых
интересов и классовой борьбы
–
важнейшие методологические принципы
основоположников марксизма. Идея исторической неизбежности комму-
низма. Общественные и личностные цели революции. Преодоление от-
чуждения.
2. Классовое понимание государства, сочетание в нем всеобщих и
классовых интересов. Диктатура пролетариата. Марксистское понимание
происхождения государства. Концепция отмирания государства.
3. Марксистское понимание сущности права. Характеристика буржу-
азного права. Право в переходный период от капитализма к коммунизму.
4. Политическая деятельность В. И. Ленина и его важнейшие произ-
ведения. Особенности ленинской интерпретации марксизма. Концепция
империализма.
5.
Ленинское учение о революции. Идеи революционно-
демократической диктатуры пролетариата и крестьянства и перерастания
буржуазно-демократической революции в социалистическую.
6. «Апрельские тезисы». Республика советов как форма диктатуры
пролетариата и крестьянства.
7. Защита революционной интерпретации марксистского учения о
государстве в работах «Государство и революция», «Пролетарская рево-
люция и ренегат Каутский». Ленин о соотношении демократии и диктату-
ры.
8. Ленин о федеративном и унитарном государстве.
15
9. Общая оценка исторического, политического и научного значения
деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. Историческое значение учения и
деятельности В. И. Ленина.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений рассматриваемого периода, указать на обусловленность возникно-
вения марксизма социальными и экономическими факторами, уметь срав-
нить основные положения взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина с
другими социалистическими и коммунистическими учениями, уметь ана-
лизировать современные интерпретации марксизма.
Занятие 6. (Тема 3).
Социологическая школа права. Политиче-
ские и правовые взгляды Л. И. Петражицкого.
(2 часа).
План:
1. Эволюция правовых доктрин в XIX – начале ХХ в.
2. Учение Р. Иеринга о государстве и праве.
3. Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, «реалисты»).
4. Социологическая юриспруденция в России.
5. Место психологической теории среди основных направлений по-
нимания права на рубеже XIX-XX веков. Научная и общественная дея-
тельность Л.
И. Петражицкого. Общая характеристика мировоззрения.
6. Классификация психических переживаний по Петражицкому: од-
носторонне-пассивные, односторонне-активные и двусторонние (эмоции).
Этические эмоции: моральные (императивные) и правовые (императивно-
атрибутивные). Правовая эмоция как норма права.
7. Правовой плюрализм Л.
И. Петражицкого. Автономное (интуи-
тивное) и гетерономное (позитивное) право. Различные виды гетерономно-
го (позитивного) права.
8. Отношение Петражицкого к юридическому позитивизму и теории
естественного права. Его программа преобразований (политика права).
Оценка теории Л.
И. Петражицкого.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений второй половины XIX – начала ХХ в., уметь анализировать основ-
ные правовые школы данного периода, их основные аргументы в обосно-
вание собственной позиции, в конкуренции с психологической теорией
права, подготовить материал о современных интерпретациях психологиче-
ской теории права Л.
И. Петражицкого.
Практические занятия для студентов очно-заочной формы обу-
чения
Занятие 1. (Тема 1).
Политические и правовые взгляды Платона
и Аристотеля.
(2 часа).