ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 534
Скачиваний: 1
21
ми факторами, уметь сравнить основные положения рассматриваемых тео-
рий между собой, уметь охарактеризовать современное значение взглядов
рассматриваемых мыслителей.
Занятие 3. (Тема 2.2).
Политические и правовые идеи И. Канта и
Г. В. Ф. Гегеля.
(2 часа).
План:
1. Сочинения И. Канта. Общая оценка его мировоззрения. Два пери-
ода в развитии философских взглядов Канта.
2. Этическое учение Канта. Понятие категорического императива.
Соотношение права, морали, добродетели и нравственности. Понятие пра-
ва. Виды права.
3. Происхождение государства. Принципы народного суверенитета,
свободы и равенства в трактовке И. Канта. Представления о форме правле-
ния. Разделение властей.
4. Кант о войне, мире и международных отношениях.
5. Основные произведения Г. В. Ф. Гегеля. Общая характеристика
его мировоззрения. Место государства и права в философской системе Ге-
геля. Объективный дух. Абстрактное право, мораль и нравственность.
5. Гегелевское понимание права.
6. Гражданское общество. Концепция государства по Гегелю. Его
взгляды на конституцию.
7. Представления о войне, мире и международных отношениях.
8. Общая оценка политических и правовых взглядов И. Канта и
Г. Ф. В. Гегеля.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Новое время, охарактеризовать феномен немецкой классической
философии, уметь охарактеризовать современное значение взглядов И.
Канта и Г. В. Ф. Гегеля.
Занятие 4. (Тема 2.3).
Политические и правовые взгляды
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
(2 часа).
План:
1. Общественная деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Их сочине-
ния. Материалистическая интерпретация истории и концепция классовых
интересов и классовой борьбы
–
важнейшие методологические принципы
основоположников марксизма. Идея исторической неизбежности комму-
низма. Общественные и личностные цели революции. Преодоление от-
чуждения.
2. Классовое понимание государства, сочетание в нем всеобщих и
классовых интересов. Диктатура пролетариата. Марксистское понимание
происхождения государства. Концепция отмирания государства.
22
3. Марксистское понимание сущности права. Характеристика буржу-
азного права. Право в переходный период от капитализма к коммунизму.
4. Политическая деятельность В. И. Ленина и его важнейшие произ-
ведения. Особенности ленинской интерпретации марксизма. Концепция
империализма.
5.
Ленинское учение о революции. Идеи революционно-
демократической диктатуры пролетариата и крестьянства и перерастания
буржуазно-демократической революции в социалистическую.
6. «Апрельские тезисы». Республика советов как форма диктатуры
пролетариата и крестьянства.
7. Защита революционной интерпретации марксистского учения о
государстве в работах «Государство и революция», «Пролетарская рево-
люция и ренегат Каутский». Ленин о соотношении демократии и диктату-
ры.
8. Ленин о федеративном и унитарном государстве.
9. Общая оценка исторического, политического и научного значения
деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. Историческое значение учения и
деятельности В. И. Ленина.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений рассматриваемого периода, указать на обусловленность возникно-
вения марксизма социальными и экономическими факторами, уметь срав-
нить основные положения взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина с
другими социалистическими и коммунистическими учениями, уметь ана-
лизировать современные интерпретации марксизма.
3.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Виды самостоятельной работы студента по дисциплине «История
политических и правовых учений»:
- написание эссе, контрольной работы, реферата;
- составление библиографического списка по заданной научной про-
блеме,
- подготовка презентации;
- подготовка тезисов докладов, сообщений для участия в научных
конференциях;
- выполнение индивидуальных заданий, практических заданий, кейс-
заданий.
3.5.1. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов
по отдельным разделам и темам курса
№
Название темы
Задание для са-
мостоятельной
Форма контроля препода-
вателем
23
работы студента
1.
Политические уче-
ния Древнего ми-
ра, Средних веков,
эпохи Возрожде-
ния и Реформации
Подготовка
до-
кладов, сообще-
ний, эссе
Дискуссия на практическом
занятии, устный опрос, об-
суждение докладов и эссе,
проверка письменных работ,
выполнения индивидуальных
заданий.
2.
Политические уче-
ния эпохи буржу-
азных революций
и свободной кон-
куренции
Подготовка
до-
кладов, сообще-
ний, эссе
Дискуссия на практическом
занятии, устный опрос, об-
суждение докладов и эссе,
проверка письменных работ,
выполнения индивидуальных
заданий.
3.
Политические уче-
ния эпохи импери-
ализма, социали-
стических револю-
ций, соревнования
двух систем и кри-
зиса мировой со-
циалистической
системы
Подготовка
до-
кладов, сообще-
ний, эссе
Дискуссия на практическом
занятии, устный опрос, об-
суждение докладов и эссе,
проверка письменных работ,
выполнения индивидуальных
заданий.
3.5.2. Модели (особенности) самостоятельной работы студентов
заочной формы обучения:
- активное использование методической литературы, разработанной
кафедрой;
- активное использование интернет-технологий для поиска источни-
ков;
- посещение еженедельных консультаций преподавателей;
- самостоятельная подготовка эссе, докладов на практические занятия с
использованием библиотечного фонда МГЮА, интернет-технологий.
4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Используются активные и интерактивные формы проведения заня-
тий. Необходимость использования при проведении практических и лек-
ционных занятий той или иной образовательной технологии определяется
преподавателем:
- лекция-презентация;
- семинары в диалоговом режиме могу проводиться по всем темам
практических занятий;
- деловые и ролевые игры (проведение фрагмента семинара, лекции с
последующим анализом; демонстрация методов обучения);
24
- методика проектов может использоваться по любой из тем практи-
ческих занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы;
-
реализация мультимедийных методик при проведении аудиторных
занятий и оценки качества успеваемости студентов.
Не менее 30 процентов аудиторных занятий проводятся в интерак-
тивных формах.
Семестр Вид занятия
Используемые интерактивные
образовательные технологии
Количество
часов
2
Лекции
Дистанционные технологии,
компьютерные симуляции
2
Практические
занятия
Презентация проекта, обучаю-
щая игра, работа в малых груп-
пах, технология портфолио, ин-
тернет конференции, разбор
конкретных ситуаций, «кейс-
стадии»
6
ИТОГО
8
5. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТО-
ГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯ-
ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
5.1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ.
1. Проблема совершенного общественного и политического устрой-
ства в трудах Платона и Аристотеля.
2. «Макиавеллизм». Проблема политического реализма в произведе-
ниях Н. Макиавелли.
3. Дж. Локк как представитель раннего европейского либерализма.
4. Особенности понимания народовластия Ж. Ж. Руссо.
5. Проблема соотношения нравственности и права в трудах И. Канта.
6. Философия права Гегеля. Право как диалектически развивающий-
ся феномен.
7. Взгляд на судьбы государства и права в анархистских учениях.
8. Особенности марксисткой трактовки политики и права. Государ-
ство и право как надстроечные явления.
9. Эволюция политических взглядов В. И. Ленина.
10.Влияние идей Л. И. Петражицкого на развитие юридической мыс-
ли.
5.2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕ-
СТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА) ПО ДИСЦИПЛИНЕ
(примерный перечень)
25
1.
Политико-правовые учения Древней Индии.
2.
Политико-правовое учение Конфуция.
3.
Учение Платона о государстве и праве.
4.
Учение Аристотеля о государстве и праве.
5.
Политико-правовые идеи раннего христианства.
6.
Политико-правовые идеи Августина Блаженного.
7.
Политико-правовые идеи Фомы Аквинского.
8.
Политико-правовая концепция ислама.
9.
Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли.
10.
Политические взгляды Т. Мора.
11.
Политические идеи Реформации (М. Лютер, Т. Мюнцер,
Ж. Кальвин).
12.
Учение Ж. Бодена о государстве и праве.
13.
Политико-правовые идеи Г. Гроция.
14.
Политико-правовые взгляды Б. Спинозы.
15.
Политико-правовые взгляды Т. Гоббса.
16.
Политико-правовые взгляды Дж. Локка.
17.
Политико-правовые взгляды Ш. Л. Монтескье.
18.
Политико-правовые взгляды Ж. Ж. Руссо.
19.
Политико-правовые взгляды И. Канта.
20.
Политико-правовые взгляды Г. В. Ф. Гегеля.
21.
Историческая школа права.
22.
Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона.
23.
Политические воззрения К. А. де Сен-Симона.
24.
Политико-правовые взгляды А. Н. Радищева.
25.
Политические взгляды декабристов.
26.
Политико-правовые взгляды И. Бентама.
27.
Политико-правовые взгляды Дж. Ст. Милля.
28.
Политико-правовые взгляды О. Конта.
29.
Политико-правовые взгляды славянофилов.
30.
Политико-правовые взгляды А. И. Герцена.
31.
Политико-правовые взгляды Н. Г. Чернышевского.
32.
Политико-правовые взгляды П. Ж. Прудона.
33.
Политико-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса.
34.
Политическая платформа революционного народничества 60-70
годов XIX века.
35.
Политико-правовые взгляды М. А. Бакунина.
36.
Политико-правовые взгляды П. А. Кропоткина.
37.
Политико-правовые взгляды В. И. Ленина.
38.
Учение Р. Иеринга о государстве и праве.
39.
Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, «реалисты»).
40.
Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.
41.
Чистая теория права Г. Кельзена.
42.
Теория солидаризма Л. Дюги.