Файл: РП История полит. и правовых учений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 534

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

21 

 

ми факторами, уметь сравнить основные положения рассматриваемых тео-
рий между собой, уметь охарактеризовать современное значение взглядов 
рассматриваемых мыслителей.  

 

Занятие 3. (Тема 2.2). 

Политические и правовые идеи И. Канта и 

Г. В. Ф. Гегеля. 

(2 часа). 

План: 

1. Сочинения И. Канта. Общая оценка его мировоззрения. Два пери-

ода в развитии философских взглядов Канта.  

2.  Этическое  учение  Канта.  Понятие  категорического  императива. 

Соотношение права, морали, добродетели и нравственности. Понятие пра-
ва. Виды права. 

3.  Происхождение  государства.  Принципы  народного  суверенитета, 

свободы и равенства в трактовке И. Канта. Представления о форме правле-
ния. Разделение властей. 

4. Кант о войне, мире и международных отношениях. 
5.  Основные  произведения  Г.  В.  Ф.  Гегеля.  Общая  характеристика 

его мировоззрения. Место государства и права в философской системе Ге-
геля. Объективный дух. Абстрактное право, мораль и нравственность. 

5. Гегелевское понимание права. 
6.  Гражданское  общество.  Концепция  государства  по  Гегелю.  Его 

взгляды на конституцию. 

7. Представления о войне, мире и международных отношениях. 
8.  Общая  оценка  политических  и  правовых  взглядов  И. Канта  и 

Г. Ф. В. Гегеля. 

Задания для подготовки к практическому занятию:

  ознакомиться  с 

рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых 
учений в Новое время, охарактеризовать феномен немецкой классической 
философии,  уметь  охарактеризовать  современное  значение  взглядов  И. 
Канта и Г. В. Ф. Гегеля.  

 

Занятие  4.  (Тема  2.3). 

Политические  и  правовые  взгляды 

К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. 

(2 часа). 

План: 

1. Общественная деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Их сочине-

ния.  Материалистическая  интерпретация  истории  и  концепция  классовых 
интересов и классовой борьбы 

– 

важнейшие методологические принципы 

основоположников  марксизма.  Идея  исторической  неизбежности  комму-
низма.  Общественные  и  личностные  цели  революции.  Преодоление  от-
чуждения. 

2.  Классовое  понимание  государства,  сочетание  в  нем  всеобщих  и 

классовых  интересов.  Диктатура  пролетариата.  Марксистское  понимание 
происхождения государства. Концепция отмирания государства. 


background image

22 

 

3. Марксистское понимание сущности права. Характеристика буржу-

азного права. Право в переходный период от капитализма к коммунизму. 

4. Политическая деятельность В. И. Ленина и его важнейшие произ-

ведения.  Особенности  ленинской  интерпретации  марксизма.  Концепция 
империализма.  

5. 

Ленинское  учение  о  революции.  Идеи  революционно-

демократической  диктатуры  пролетариата  и  крестьянства  и  перерастания 
буржуазно-демократической революции в социалистическую.  

6.  «Апрельские  тезисы».  Республика  советов  как  форма  диктатуры 

пролетариата и крестьянства. 

7.  Защита  революционной  интерпретации  марксистского  учения  о 

государстве  в  работах  «Государство  и  революция»,  «Пролетарская  рево-
люция и ренегат Каутский». Ленин о соотношении демократии и диктату-
ры. 

8. Ленин о федеративном и унитарном государстве. 
9. Общая оценка исторического, политического и научного значения 

деятельности  К.  Маркса  и  Ф.  Энгельса.  Историческое  значение  учения  и 
деятельности В. И. Ленина. 

Задания для подготовки к практическому занятию:

  ознакомиться  с 

рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых 
учений рассматриваемого периода, указать на обусловленность возникно-
вения марксизма социальными и экономическими факторами, уметь срав-
нить основные положения взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина с 
другими  социалистическими  и  коммунистическими  учениями,  уметь  ана-
лизировать современные интерпретации марксизма.  

 

3.5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА 

Виды  самостоятельной  работы  студента  по  дисциплине  «История 

политических и правовых учений»:  

- написание эссе, контрольной работы, реферата; 
- составление библиографического списка по заданной научной про-

блеме,  

- подготовка презентации;  
-  подготовка  тезисов  докладов,  сообщений  для  участия  в  научных 

конференциях; 

- выполнение индивидуальных заданий, практических заданий, кейс-

заданий. 

 

3.5.1.  Модели  (особенности)  самостоятельной  работы  студентов 

по отдельным разделам и темам курса 

 

№ 

Название темы 

Задание  для  са-

мостоятельной 

Форма  контроля  препода-

вателем 


background image

23 

 

работы студента 

1.

 

 Политические уче-

ния Древнего ми-
ра, Средних веков, 
эпохи Возрожде-
ния и Реформации 

Подготовка 

до-

кладов,  сообще-
ний, эссе 

Дискуссия  на  практическом 
занятии,  устный  опрос,  об-
суждение  докладов  и  эссе, 
проверка  письменных  работ, 
выполнения  индивидуальных 
заданий.  

2.

 

 Политические уче-

ния эпохи буржу-
азных революций 
и свободной кон-
куренции 

Подготовка 

до-

кладов,  сообще-
ний, эссе 

Дискуссия  на  практическом 
занятии,  устный  опрос,  об-
суждение  докладов  и  эссе, 
проверка  письменных  работ, 
выполнения  индивидуальных 
заданий.  

3.

 

 Политические уче-

ния эпохи импери-
ализма, социали-
стических револю-
ций, соревнования 
двух систем и кри-
зиса мировой со-
циалистической 
системы 

Подготовка 

до-

кладов,  сообще-
ний, эссе 

Дискуссия  на  практическом 
занятии,  устный  опрос,  об-
суждение  докладов  и  эссе, 
проверка  письменных  работ, 
выполнения  индивидуальных 
заданий.  

 

3.5.2.  Модели  (особенности)  самостоятельной  работы  студентов 

заочной формы обучения:  

-  активное  использование  методической  литературы,  разработанной 

кафедрой; 

-  активное  использование интернет-технологий для  поиска  источни-

ков;  

- посещение еженедельных консультаций преподавателей; 
- самостоятельная подготовка эссе, докладов на практические занятия с 

использованием библиотечного фонда МГЮА, интернет-технологий.  

 

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 

Используются  активные  и  интерактивные  формы  проведения  заня-

тий.  Необходимость  использования  при  проведении  практических  и  лек-
ционных занятий той или иной образовательной технологии определяется 
преподавателем: 

- лекция-презентация; 
-  семинары  в  диалоговом  режиме  могу  проводиться  по  всем  темам 

практических занятий; 

- деловые и ролевые игры (проведение фрагмента семинара, лекции с 

последующим анализом; демонстрация методов обучения); 


background image

24 

 

- методика проектов может использоваться по любой из тем практи-

ческих занятий, а также в качестве задания для самостоятельной работы; 

реализация мультимедийных методик при проведении аудиторных 

занятий и оценки качества успеваемости студентов. 

 
Не  менее  30  процентов  аудиторных  занятий  проводятся  в  интерак-

тивных формах. 

 

Семестр  Вид занятия 

Используемые  интерактивные 
образовательные технологии 

Количество 
часов 

Лекции 

Дистанционные технологии, 
компьютерные симуляции 

Практические 
занятия 

Презентация  проекта,  обучаю-
щая  игра,  работа  в  малых  груп-
пах,  технология  портфолио,  ин-
тернет  конференции,  разбор 
конкретных  ситуаций,  «кейс-
стадии» 

ИТОГО 

 
5.  ОЦЕНОЧНЫЕ  СРЕДСТВА  ДЛЯ  ТЕКУЩЕГО  КОНТРОЛЯ 

УСПЕВАЕМОСТИ,  ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  АТТЕСТАЦИИ  ПО  ИТО-
ГАМ  ОСВОЕНИЯ  ДИСЦИПЛИНЫ  И  КОНТРОЛЯ  САМОСТОЯ-
ТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ 

 
5.1. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ. 

1.  Проблема  совершенного общественного и политического  устрой-

ства в трудах Платона и Аристотеля. 

2. «Макиавеллизм». Проблема политического реализма в произведе-

ниях Н. Макиавелли. 

3. Дж. Локк как представитель раннего европейского либерализма. 
4. Особенности понимания народовластия Ж. Ж. Руссо. 
5. Проблема соотношения нравственности и права в трудах И. Канта. 
6. Философия права Гегеля. Право как диалектически развивающий-

ся феномен. 

7. Взгляд на судьбы государства и права в анархистских учениях. 
8.  Особенности  марксисткой  трактовки  политики  и  права.  Государ-

ство и право как надстроечные явления. 

9. Эволюция политических взглядов В. И. Ленина. 
10.Влияние идей Л. И. Петражицкого на развитие юридической мыс-

ли. 

 

5.2.  КОНТРОЛЬНЫЕ  ВОПРОСЫ  ДЛЯ  ПРОВЕДЕНИЯ  АТТЕ-

СТАЦИИ (ЭКЗАМЕНА) ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 (примерный перечень) 


background image

25 

 

1. 

Политико-правовые учения Древней Индии. 

2. 

Политико-правовое учение Конфуция. 

3. 

Учение Платона о государстве и праве. 

4. 

Учение Аристотеля о государстве и праве. 

5. 

Политико-правовые идеи раннего христианства. 

6. 

Политико-правовые идеи Августина Блаженного. 

7. 

Политико-правовые идеи Фомы Аквинского. 

8. 

Политико-правовая концепция ислама. 

9. 

Политико-правовые взгляды Н. Макиавелли. 

10. 

Политические взгляды Т. Мора. 

11.

Политические  идеи  Реформации  (М.  Лютер,  Т.  Мюнцер, 

Ж. Кальвин). 

12.

Учение Ж. Бодена о государстве и праве. 

13.

Политико-правовые идеи Г. Гроция. 

14.

Политико-правовые взгляды Б. Спинозы. 

15.

Политико-правовые взгляды Т. Гоббса. 

16.

Политико-правовые взгляды Дж. Локка. 

17.

Политико-правовые взгляды Ш. Л. Монтескье. 

18.

Политико-правовые взгляды Ж. Ж. Руссо. 

19.

Политико-правовые взгляды И. Канта. 

20.

Политико-правовые взгляды Г. В. Ф. Гегеля. 

21.

Историческая школа права. 

22.

Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона. 

23.

Политические воззрения К. А. де Сен-Симона. 

24.

Политико-правовые взгляды А. Н. Радищева. 

25.

Политические взгляды декабристов. 

26.

Политико-правовые взгляды И. Бентама. 

27.

Политико-правовые взгляды Дж. Ст. Милля. 

28.

Политико-правовые взгляды О. Конта. 

29.

Политико-правовые взгляды славянофилов. 

30.

Политико-правовые взгляды А. И. Герцена. 

31.

Политико-правовые взгляды Н. Г. Чернышевского. 

32.

Политико-правовые взгляды П. Ж. Прудона. 

33.

Политико-правовые взгляды К. Маркса и Ф. Энгельса. 

34.

Политическая  платформа  революционного  народничества  60-70 

годов XIX века. 

35.

Политико-правовые взгляды М. А. Бакунина. 

36.

Политико-правовые взгляды П. А. Кропоткина. 

37.

Политико-правовые взгляды В. И. Ленина. 

38.

Учение Р. Иеринга о государстве и праве. 

39.

Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, «реалисты»). 

40.

Психологическая теория права Л. И. Петражицкого. 

41.

Чистая теория права Г. Кельзена. 

42.

Теория солидаризма Л. Дюги.