Файл: РП История полит. и правовых учений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2020

Просмотров: 536

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

16 

 

План: 

1. Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона 

и Аристотеля. 

2.  Понятие  «полис»  и  его  соотношение  с  современным  понятием 

«государство». 

3. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом). 

Государство 

– 

органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой 

проблеме. 

4. Представления Платона и Аристотеля о справедливости. 
5.  Идеальное  государство  Платона  («коммунистический  проект»)  и 

его критика Аристотелем. Сравнение представлений о наилучшем государ-
стве  в  диалогах  Платона  «Государство»  и  «Законы».  Отношение  к  соб-
ственности и рабовладению. 

6. Формы правления и их эволюция по Платону и Аристотелю. 
7. Виды права по Аристотелю. 
8. Вклад Платона и Аристотеля в развитие политической и правовой 

мысли. 

Задания для подготовки к практическому занятию:

  ознакомиться  с 

рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых 
учений  в  Древней  Греции,  указать  на  социальную  обусловленность  кон-
цепций  Платона  и  Аристотеля,  уметь  сравнить  основные  их  положения 
между собой.  

 

Занятие  2.  (Тема  2.1). 

Политические  и  правовые  взгляды 

Т. Гоббса  и  Дж. Локка.  Политические  и  правовые  взгляды 
Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. 

(2 часа). 

План: 

1.  Английская  буржуазная  революция.  Отношение  к  ней  Гоббса  и 

Локка. Общая характеристика мировоззрения  Т. Гоббса и Дж. Локка. Ос-
новные труды мыслителей. 

2. Две картины естественного состояния. Взгляды Гоббса и Локка на 

естественное право и естественный закон. 

3.  Цели  заключения  общественного  договора.  Характер  государства 

и пределы его власти по Гоббсу и Локку. Соотношение государства и пра-
ва. Формы правления. Кому принадлежит суверенитет. Отношение Гоббса 
и  Локка  к  проблеме  разделения  властей.  Способы  ограничения  государ-
ственной власти по Дж. Локку. 

4.  Положение  личности  в  системах  Т.  Гоббса  и  Дж.  Локка.  Гоббс  и 

Локк о праве народа на восстание. 

5.  Идейная  подготовка  французской  революции.  Монтескье  и  Руссо 

как  представители  эпохи  Просвещения.  Особенности  их  мировоззрения. 
Сочинения Ш. Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо. 

6.  Представления  Монтескье  и  Руссо  о  естественном  состоянии  и 

общественном договоре. Особенности подхода Руссо. Сравнение его работ 


background image

17 

 

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» 
и «Общественный договор или принципы политического права». Концеп-
ции  общей  воли  и  народного  суверенитета  у  Ж. Ж. Руссо.  Формы  осу-
ществления народного суверенитета. Общая воля и права человека. Фома 
государства и форма правления у Руссо. 

7. Монтескье об «общем духе» народа и факторах, влияющих на его 

формирование.  Формы  правления  по  Ш.  Л.  Монтескье.  Их  природа  и 
принципы. Форма правления, обеспечивающая политическую свободу. 

8. Оценка политических и правовых взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка. 

Оценка вклада Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо в развитие политической и 
правовой мысли. 

Задания для подготовки к практическому занятию:

  ознакомиться  с 

рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых 
учений  в  Новое  время,  указать  на  обусловленность  концепций  Т.  Гоббса, 
Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо социальными и экономически-
ми факторами, уметь сравнить основные положения рассматриваемых тео-
рий между собой, уметь охарактеризовать современное значение взглядов 
рассматриваемых мыслителей.  

 

Занятие 3. (Тема 2.2). 

Политические и правовые идеи И. Канта и 

Г. В. Ф. Гегеля. 

(2 часа). 

План: 

1. Сочинения И. Канта. Общая оценка его мировоззрения. Два пери-

ода в развитии философских взглядов Канта.  

2.  Этическое  учение  Канта.  Понятие  категорического  императива. 

Соотношение права, морали, добродетели и нравственности. Понятие пра-
ва. Виды права. 

3.  Происхождение  государства.  Принципы  народного  суверенитета, 

свободы и равенства в трактовке И. Канта. Представления о форме правле-
ния. Разделение властей. 

4. Кант о войне, мире и международных отношениях. 
5.  Основные  произведения  Г.  В.  Ф.  Гегеля.  Общая  характеристика 

его мировоззрения. Место государства и права в философской системе Ге-
геля. Объективный дух. Абстрактное право, мораль и нравственность. 

5. Гегелевское понимание права. 
6.  Гражданское  общество.  Концепция  государства  по  Гегелю.  Его 

взгляды на конституцию. 

7. Представления о войне, мире и международных отношениях. 
8.  Общая  оценка  политических  и  правовых  взглядов  И. Канта  и 

Г. Ф. В. Гегеля. 

Задания для подготовки к практическому занятию:

  ознакомиться  с 

рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых 
учений в Новое время, охарактеризовать феномен немецкой классической 


background image

18 

 

философии,  уметь  охарактеризовать  современное  значение  взглядов  И. 
Канта и Г. В. Ф. Гегеля.  

 

Занятие  4.  (Тема  2.3). 

Политические  и  правовые  взгляды 

К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. 

(2 часа). 

План: 

1. Общественная деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Их сочине-

ния.  Материалистическая  интерпретация  истории  и  концепция  классовых 
интересов и классовой борьбы 

– 

важнейшие методологические принципы 

основоположников  марксизма.  Идея  исторической  неизбежности  комму-
низма.  Общественные  и  личностные  цели  революции.  Преодоление  от-
чуждения. 

2.  Классовое  понимание  государства,  сочетание  в  нем  всеобщих  и 

классовых  интересов.  Диктатура  пролетариата.  Марксистское  понимание 
происхождения государства. Концепция отмирания государства. 

3. Марксистское понимание сущности права. Характеристика буржу-

азного права. Право в переходный период от капитализма к коммунизму. 

4. Политическая деятельность В. И. Ленина и его важнейшие произ-

ведения.  Особенности  ленинской  интерпретации  марксизма.  Концепция 
империализма.  

5. 

Ленинское  учение  о  революции.  Идеи  революционно-

демократической  диктатуры  пролетариата  и  крестьянства  и  перерастания 
буржуазно-демократической революции в социалистическую.  

6.  «Апрельские  тезисы».  Республика  советов  как  форма  диктатуры 

пролетариата и крестьянства. 

7.  Защита  революционной  интерпретации  марксистского  учения  о 

государстве  в  работах  «Государство  и  революция»,  «Пролетарская  рево-
люция и ренегат Каутский». Ленин о соотношении демократии и диктату-
ры. 

8. Ленин о федеративном и унитарном государстве. 
9. Общая оценка исторического, политического и научного значения 

деятельности  К.  Маркса  и  Ф.  Энгельса.  Историческое  значение  учения  и 
деятельности В. И. Ленина. 

Задания для подготовки к практическому занятию:

  ознакомиться  с 

рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых 
учений рассматриваемого периода, указать на обусловленность возникно-
вения марксизма социальными и экономическими факторами, уметь срав-
нить основные положения взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина с 
другими  социалистическими  и  коммунистическими  учениями,  уметь  ана-
лизировать современные интерпретации марксизма.  

 

Занятие  5.  (Тема  3). 

Социологическая  школа  права.  Политиче-

ские и правовые взгляды Л. И. Петражицкого. 

(2 часа). 

План: 


background image

19 

 

1. Эволюция правовых доктрин в XIX – начале ХХ в.  
2. Учение Р. Иеринга о государстве и праве. 
3. Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, «реалисты»). 
4. Социологическая юриспруденция в России.  
5.  Место  психологической  теории  среди  основных  направлений  по-

нимания  права  на  рубеже  XIX-XX  веков.  Научная  и  общественная  дея-
тельность Л.

 

И. Петражицкого. Общая характеристика мировоззрения. 

6.  Классификация  психических  переживаний  по  Петражицкому:  од-

носторонне-пассивные,  односторонне-активные  и  двусторонние  (эмоции). 
Этические эмоции: моральные (императивные) и правовые (императивно-
атрибутивные). Правовая эмоция как норма права. 

7.  Правовой  плюрализм  Л.

 

И.  Петражицкого.  Автономное  (интуи-

тивное) и гетерономное (позитивное) право. Различные виды гетерономно-
го (позитивного) права. 

8. Отношение Петражицкого к юридическому позитивизму и теории 

естественного  права.  Его  программа  преобразований  (политика  права). 
Оценка теории Л.

 

И. Петражицкого. 

Задания для подготовки к практическому занятию:

  ознакомиться  с 

рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых 
учений второй половины XIX – начала ХХ в., уметь анализировать основ-
ные правовые школы данного периода, их основные аргументы в обосно-
вание  собственной  позиции,  в  конкуренции  с  психологической  теорией 
права, подготовить материал о современных интерпретациях психологиче-
ской теории права Л.

 

И. Петражицкого.  

 

Практические занятия для студентов заочной формы обучения 

 

Занятие 1. (Тема 1). 

Политические и правовые взгляды Платона 

и Аристотеля. 

(2 часа). 

 

План: 

1. Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона 

и Аристотеля. 

2.  Понятие  «полис»  и  его  соотношение  с  современным  понятием 

«государство». 

3. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом). 

Государство 

– 

органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой 

проблеме. 

4. Представления Платона и Аристотеля о справедливости. 
5.  Идеальное  государство  Платона  («коммунистический  проект»)  и 

его критика Аристотелем. Сравнение представлений о наилучшем государ-
стве  в  диалогах  Платона  «Государство»  и  «Законы».  Отношение  к  соб-
ственности и рабовладению. 

6. Формы правления и их эволюция по Платону и Аристотелю. 
7. Виды права по Аристотелю. 


background image

20 

 

8. Вклад Платона и Аристотеля в развитие политической и правовой 

мысли. 

Задания для подготовки к практическому занятию:

  ознакомиться  с 

рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых 
учений  в  Древней  Греции,  указать  на  социальную  обусловленность  кон-
цепций  Платона  и  Аристотеля,  уметь  сравнить  основные  их  положения 
между собой.  

 

Занятие  2.  (Тема  2.1). 

Политические  и  правовые  взгляды 

Т. Гоббса  и  Дж. Локка.  Политические  и  правовые  взгляды 
Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо. 

(2 часа). 

План: 

1.  Английская  буржуазная  революция.  Отношение  к  ней  Гоббса  и 

Локка. Общая характеристика мировоззрения  Т. Гоббса и Дж. Локка. Ос-
новные труды мыслителей. 

2. Две картины естественного состояния. Взгляды Гоббса и Локка на 

естественное право и естественный закон. 

3.  Цели  заключения  общественного  договора.  Характер  государства 

и пределы его власти по Гоббсу и Локку. Соотношение государства и пра-
ва. Формы правления. Кому принадлежит суверенитет. Отношение Гоббса 
и  Локка  к  проблеме  разделения  властей.  Способы  ограничения  государ-
ственной власти по Дж. Локку. 

4.  Положение  личности  в  системах  Т.  Гоббса  и  Дж.  Локка.  Гоббс  и 

Локк о праве народа на восстание. 

5.  Идейная  подготовка  французской  революции.  Монтескье  и  Руссо 

как  представители  эпохи  Просвещения.  Особенности  их  мировоззрения. 
Сочинения Ш. Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо. 

6.  Представления  Монтескье  и  Руссо  о  естественном  состоянии  и 

общественном договоре. Особенности подхода Руссо. Сравнение его работ 
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» 
и «Общественный договор или принципы политического права». Концеп-
ции  общей  воли  и  народного  суверенитета  у  Ж. Ж. Руссо.  Формы  осу-
ществления народного суверенитета. Общая воля и права человека. Фома 
государства и форма правления у Руссо. 

7. Монтескье об «общем духе» народа и факторах, влияющих на его 

формирование.  Формы  правления  по  Ш.  Л.  Монтескье.  Их  природа  и 
принципы. Форма правления, обеспечивающая политическую свободу. 

8. Оценка политических и правовых взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка. 

Оценка вклада Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо в развитие политической и 
правовой мысли. 

Задания для подготовки к практическому занятию:

  ознакомиться  с 

рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых 
учений  в  Новое  время,  указать  на  обусловленность  концепций  Т.  Гоббса, 
Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо социальными и экономически-