ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.11.2020
Просмотров: 536
Скачиваний: 1
16
План:
1. Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона
и Аристотеля.
2. Понятие «полис» и его соотношение с современным понятием
«государство».
3. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом).
Государство
–
органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой
проблеме.
4. Представления Платона и Аристотеля о справедливости.
5. Идеальное государство Платона («коммунистический проект») и
его критика Аристотелем. Сравнение представлений о наилучшем государ-
стве в диалогах Платона «Государство» и «Законы». Отношение к соб-
ственности и рабовладению.
6. Формы правления и их эволюция по Платону и Аристотелю.
7. Виды права по Аристотелю.
8. Вклад Платона и Аристотеля в развитие политической и правовой
мысли.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Древней Греции, указать на социальную обусловленность кон-
цепций Платона и Аристотеля, уметь сравнить основные их положения
между собой.
Занятие 2. (Тема 2.1).
Политические и правовые взгляды
Т. Гоббса и Дж. Локка. Политические и правовые взгляды
Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо.
(2 часа).
План:
1. Английская буржуазная революция. Отношение к ней Гоббса и
Локка. Общая характеристика мировоззрения Т. Гоббса и Дж. Локка. Ос-
новные труды мыслителей.
2. Две картины естественного состояния. Взгляды Гоббса и Локка на
естественное право и естественный закон.
3. Цели заключения общественного договора. Характер государства
и пределы его власти по Гоббсу и Локку. Соотношение государства и пра-
ва. Формы правления. Кому принадлежит суверенитет. Отношение Гоббса
и Локка к проблеме разделения властей. Способы ограничения государ-
ственной власти по Дж. Локку.
4. Положение личности в системах Т. Гоббса и Дж. Локка. Гоббс и
Локк о праве народа на восстание.
5. Идейная подготовка французской революции. Монтескье и Руссо
как представители эпохи Просвещения. Особенности их мировоззрения.
Сочинения Ш. Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо.
6. Представления Монтескье и Руссо о естественном состоянии и
общественном договоре. Особенности подхода Руссо. Сравнение его работ
17
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»
и «Общественный договор или принципы политического права». Концеп-
ции общей воли и народного суверенитета у Ж. Ж. Руссо. Формы осу-
ществления народного суверенитета. Общая воля и права человека. Фома
государства и форма правления у Руссо.
7. Монтескье об «общем духе» народа и факторах, влияющих на его
формирование. Формы правления по Ш. Л. Монтескье. Их природа и
принципы. Форма правления, обеспечивающая политическую свободу.
8. Оценка политических и правовых взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка.
Оценка вклада Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо в развитие политической и
правовой мысли.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Новое время, указать на обусловленность концепций Т. Гоббса,
Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо социальными и экономически-
ми факторами, уметь сравнить основные положения рассматриваемых тео-
рий между собой, уметь охарактеризовать современное значение взглядов
рассматриваемых мыслителей.
Занятие 3. (Тема 2.2).
Политические и правовые идеи И. Канта и
Г. В. Ф. Гегеля.
(2 часа).
План:
1. Сочинения И. Канта. Общая оценка его мировоззрения. Два пери-
ода в развитии философских взглядов Канта.
2. Этическое учение Канта. Понятие категорического императива.
Соотношение права, морали, добродетели и нравственности. Понятие пра-
ва. Виды права.
3. Происхождение государства. Принципы народного суверенитета,
свободы и равенства в трактовке И. Канта. Представления о форме правле-
ния. Разделение властей.
4. Кант о войне, мире и международных отношениях.
5. Основные произведения Г. В. Ф. Гегеля. Общая характеристика
его мировоззрения. Место государства и права в философской системе Ге-
геля. Объективный дух. Абстрактное право, мораль и нравственность.
5. Гегелевское понимание права.
6. Гражданское общество. Концепция государства по Гегелю. Его
взгляды на конституцию.
7. Представления о войне, мире и международных отношениях.
8. Общая оценка политических и правовых взглядов И. Канта и
Г. Ф. В. Гегеля.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Новое время, охарактеризовать феномен немецкой классической
18
философии, уметь охарактеризовать современное значение взглядов И.
Канта и Г. В. Ф. Гегеля.
Занятие 4. (Тема 2.3).
Политические и правовые взгляды
К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина.
(2 часа).
План:
1. Общественная деятельность К. Маркса и Ф. Энгельса. Их сочине-
ния. Материалистическая интерпретация истории и концепция классовых
интересов и классовой борьбы
–
важнейшие методологические принципы
основоположников марксизма. Идея исторической неизбежности комму-
низма. Общественные и личностные цели революции. Преодоление от-
чуждения.
2. Классовое понимание государства, сочетание в нем всеобщих и
классовых интересов. Диктатура пролетариата. Марксистское понимание
происхождения государства. Концепция отмирания государства.
3. Марксистское понимание сущности права. Характеристика буржу-
азного права. Право в переходный период от капитализма к коммунизму.
4. Политическая деятельность В. И. Ленина и его важнейшие произ-
ведения. Особенности ленинской интерпретации марксизма. Концепция
империализма.
5.
Ленинское учение о революции. Идеи революционно-
демократической диктатуры пролетариата и крестьянства и перерастания
буржуазно-демократической революции в социалистическую.
6. «Апрельские тезисы». Республика советов как форма диктатуры
пролетариата и крестьянства.
7. Защита революционной интерпретации марксистского учения о
государстве в работах «Государство и революция», «Пролетарская рево-
люция и ренегат Каутский». Ленин о соотношении демократии и диктату-
ры.
8. Ленин о федеративном и унитарном государстве.
9. Общая оценка исторического, политического и научного значения
деятельности К. Маркса и Ф. Энгельса. Историческое значение учения и
деятельности В. И. Ленина.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений рассматриваемого периода, указать на обусловленность возникно-
вения марксизма социальными и экономическими факторами, уметь срав-
нить основные положения взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина с
другими социалистическими и коммунистическими учениями, уметь ана-
лизировать современные интерпретации марксизма.
Занятие 5. (Тема 3).
Социологическая школа права. Политиче-
ские и правовые взгляды Л. И. Петражицкого.
(2 часа).
План:
19
1. Эволюция правовых доктрин в XIX – начале ХХ в.
2. Учение Р. Иеринга о государстве и праве.
3. Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, «реалисты»).
4. Социологическая юриспруденция в России.
5. Место психологической теории среди основных направлений по-
нимания права на рубеже XIX-XX веков. Научная и общественная дея-
тельность Л.
И. Петражицкого. Общая характеристика мировоззрения.
6. Классификация психических переживаний по Петражицкому: од-
носторонне-пассивные, односторонне-активные и двусторонние (эмоции).
Этические эмоции: моральные (императивные) и правовые (императивно-
атрибутивные). Правовая эмоция как норма права.
7. Правовой плюрализм Л.
И. Петражицкого. Автономное (интуи-
тивное) и гетерономное (позитивное) право. Различные виды гетерономно-
го (позитивного) права.
8. Отношение Петражицкого к юридическому позитивизму и теории
естественного права. Его программа преобразований (политика права).
Оценка теории Л.
И. Петражицкого.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений второй половины XIX – начала ХХ в., уметь анализировать основ-
ные правовые школы данного периода, их основные аргументы в обосно-
вание собственной позиции, в конкуренции с психологической теорией
права, подготовить материал о современных интерпретациях психологиче-
ской теории права Л.
И. Петражицкого.
Практические занятия для студентов заочной формы обучения
Занятие 1. (Тема 1).
Политические и правовые взгляды Платона
и Аристотеля.
(2 часа).
План:
1. Сочинения и общая характеристика основ мировоззрения Платона
и Аристотеля.
2. Понятие «полис» и его соотношение с современным понятием
«государство».
3. Происхождение государства. Его цели (полемика с Фрасимахом).
Государство
–
органическое целое (Платон). Отношение Аристотеля к этой
проблеме.
4. Представления Платона и Аристотеля о справедливости.
5. Идеальное государство Платона («коммунистический проект») и
его критика Аристотелем. Сравнение представлений о наилучшем государ-
стве в диалогах Платона «Государство» и «Законы». Отношение к соб-
ственности и рабовладению.
6. Формы правления и их эволюция по Платону и Аристотелю.
7. Виды права по Аристотелю.
20
8. Вклад Платона и Аристотеля в развитие политической и правовой
мысли.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Древней Греции, указать на социальную обусловленность кон-
цепций Платона и Аристотеля, уметь сравнить основные их положения
между собой.
Занятие 2. (Тема 2.1).
Политические и правовые взгляды
Т. Гоббса и Дж. Локка. Политические и правовые взгляды
Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо.
(2 часа).
План:
1. Английская буржуазная революция. Отношение к ней Гоббса и
Локка. Общая характеристика мировоззрения Т. Гоббса и Дж. Локка. Ос-
новные труды мыслителей.
2. Две картины естественного состояния. Взгляды Гоббса и Локка на
естественное право и естественный закон.
3. Цели заключения общественного договора. Характер государства
и пределы его власти по Гоббсу и Локку. Соотношение государства и пра-
ва. Формы правления. Кому принадлежит суверенитет. Отношение Гоббса
и Локка к проблеме разделения властей. Способы ограничения государ-
ственной власти по Дж. Локку.
4. Положение личности в системах Т. Гоббса и Дж. Локка. Гоббс и
Локк о праве народа на восстание.
5. Идейная подготовка французской революции. Монтескье и Руссо
как представители эпохи Просвещения. Особенности их мировоззрения.
Сочинения Ш. Л. Монтескье и Ж.Ж. Руссо.
6. Представления Монтескье и Руссо о естественном состоянии и
общественном договоре. Особенности подхода Руссо. Сравнение его работ
«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми»
и «Общественный договор или принципы политического права». Концеп-
ции общей воли и народного суверенитета у Ж. Ж. Руссо. Формы осу-
ществления народного суверенитета. Общая воля и права человека. Фома
государства и форма правления у Руссо.
7. Монтескье об «общем духе» народа и факторах, влияющих на его
формирование. Формы правления по Ш. Л. Монтескье. Их природа и
принципы. Форма правления, обеспечивающая политическую свободу.
8. Оценка политических и правовых взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка.
Оценка вклада Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо в развитие политической и
правовой мысли.
Задания для подготовки к практическому занятию:
ознакомиться с
рекомендованной учебной литературой истории политических и правовых
учений в Новое время, указать на обусловленность концепций Т. Гоббса,
Дж. Локка, Ш. Л. Монтескье и Ж. Ж. Руссо социальными и экономически-