Файл: Nalogovoe_pravo_Kurs_lektsiy__Tyutin_D_V__Podgotovlen_dlya.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.11.2020

Просмотров: 9407

Скачиваний: 56

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

налог. Исходя из п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N  98  срок  на

возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового  платежа)  начинает  исчисляться  со  дня

подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее  чем  с  момента  завершения  камеральной  налоговой

проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду  либо  с  момента,  когда  такая  проверка

должна  была  быть  завершена  по  правилам статьи  88 НК РФ.  Таким  образом,  если  налоговый  орган,

получив  такую  уточненную  налоговую  декларацию  (и,  как   правило,   заявление   о   возврате   налога),

проводит камеральную налоговую проверку, то налогоплательщик по меньшей мере информирован о том,

что  предельный  срок  на  получение  излишне  уплаченного  налога  -   четыре   месяца   со   дня   подачи

декларации и заявления о возврате. Если  же  налоговый  орган  намерен  провести  выездную  налоговую

проверку  (в  т.ч.  повторную),  то,  как   это   следует   из НК  РФ,  какого-либо  срока  для   ее   начала   не

установлено. Представляется, что  из п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от  22  декабря

2005  г.  N  98  следует  и  то,  что  в   течение   четырехмесячного   срока   должны   быть   проведены   все

мероприятия  налогового  контроля,  которые  сочтет  необходимыми  налоговый  орган,   и   должен   быть

окончательно решен вопрос о возврате налога. При ином подходе налогоплательщик будет  находиться  в

состоянии  правовой  неопределенности,  поскольку  налоговый  орган   сможет   сколь   угодно   долго   не

возвращать  излишне  уплаченный  налог,   ссылаясь   на   планы   по   проведению   выездной   налоговой

проверки.

Общее разграничение камеральной и выездной налоговых проверок произведено в Определении КС

РФ от 8 апреля 2010 г. N 441-О-О.  Как  отметил  Суд, п. 1 ст. 89 НК РФ не означает,  что  при  проведении

выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа такая налоговая проверка по своим

параметрам и предназначению совпадает с камеральной налоговой  проверкой.  Из  смысла  приведенной

нормы  следует,   что   выездная   налоговая   проверка   ориентирована   на   выявление   тех   нарушений

налогового законодательства, которые  не  всегда  можно  обнаружить  в  рамках  камеральной  налоговой

проверки: для их выявления  требуется  углубленное  изучение  документов  бухгалтерского  и  налогового

учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля,  например  осмотра  (ст. 92 НК РФ) и

выемки  документов  и  предметов  (ст. 94 НК РФ).  Как  правило,  именно  в  рамках  выездных  налоговых

проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика  в  налоговой

сфере, стремлением уклониться от налогообложения. Камеральная же налоговая проверка,  по  смыслу п.

1 ст.  88  НК  РФ,  является  формой  текущего  документального  контроля   за   соблюдением   налогового

законодательства,  который  проводится  на  основе   налоговых   деклараций   (расчетов)   и   документов,

представленных налогоплательщиком, а  также  других  документов  о  деятельности  налогоплательщика,

имеющихся  у  налогового  органа.   В   отличие   от   выездной   налоговой   проверки,   она   нацелена   на

своевременное  выявление  ошибок  в  налоговой  отчетности  и   оперативное   реагирование   налоговых

органов на обнаруженные нарушения, что позволяет  смягчить  для  налогоплательщиков  последствия  от

неправильного применения ими налогового закона. Кроме того, в Определении КС РФ от 25 января 2012 г.

N 172-О-О разъяснено, что не исключена сама возможность проведения выездной  налоговой  проверки  в

отношении  налогоплательщика  по  налоговым  периодам,  которые  уже  являлись  объектом  налогового

контроля посредством камеральной налоговой проверки.

Критерии  отграничения

документальной  проверки

 (ст. 101.4 НК РФ) от камеральной и  выездной

проверок в настоящее время имеются, но, к  сожалению,  не  полностью  ясны  из  формулировок НК РФ и

еще  нечетко  обозначены  на  уровне   практики   высших   судебных   органов.   Как   разъяснено   в п. 37

Постановления  Пленума  ВАС  РФ  от  30  июля  2013  г.   N   57,   согласно п. 1  ст.  100.1 НК  РФ  дела  о

выявленных  в  ходе   камеральной   или   выездной   налоговой   проверки   налоговых   правонарушениях

рассматриваются в  порядке,  установленном ст. 101 НК РФ. В соответствии  с п. 2 ст. 100.1 НК РФ дела о

выявленных в ходе иных мероприятий налогового контроля налоговых правонарушениях (за исключением

правонарушений,      предусмотренных

ст.  ст.  120, 122 и 123  НК   РФ)   рассматриваются   в   порядке,

предусмотренном ст. 101.4 НК РФ. Из взаимосвязанного толкования названных  положений  следует,  что

дела   о   правонарушениях,   предусмотренных ст. ст.  120, 122 и 123  НК  РФ,  могут  быть  рассмотрены

исключительно в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Принимая во внимание, что в силу ст. ст. 88 и

89 НК РФ предметом камеральной или выездной налоговой проверки является  правильность  исчисления

и  своевременность  уплаты   налогов,   судам   надлежит   исходить   из   того,   что   дела   о   нарушениях

законодательства о налогах и сборах,  не  связанные  с  неправильным  исчислением  и  несвоевременной

уплатой налогов,  подлежат  рассмотрению  в  порядке,  предусмотренном ст. 101.4 НК РФ. Вместе с  тем,

если такие правонарушения выявлены налоговым органом в период проведения налоговой проверки,  они

могут быть отражены в материалах этой проверки и, соответственно, в решении, принимаемом  по  итогам

рассмотрения указанных материалов (ст. 101 НК РФ).

Результаты любой налоговой проверки фиксируются проверяющими в  документе  -

акте проверки

 (

ст. 100, п. 1 ст. 101.4 НК РФ). При камеральной налоговой проверке акт должен быть составлен в  течение

10 рабочих дней после окончания камеральной налоговой проверки, при выездной налоговой проверке -  в


background image

общем случае в течение двух месяцев со дня  составления  справки  о  проведенной  выездной  налоговой

проверке (п. 1 ст. 100 НК РФ), при документальной - в течение 10 дней со дня выявления  нарушения  (п. 1

ст. 101.4 НК РФ). Содержание акта камеральной (выездной) проверки  регламентировано  в п. 3 ст. 100 НК

РФ, документальной - в п. 2 ст. 101.4 НК РФ.

Следует отметить, что сам по себе акт проверки не порождает и не может  порождать  обязанностей

налогоплательщика по уплате  доначисленных  в  акте  налогов  (пеней).  Обязанность  по  уплате  любого

налога - следствие деятельности налогоплательщика,  а  не  налоговых  органов.  В  акте  проверки  может

только  фиксироваться  мнение   проверяющих   налоговых   инспекторов   относительно   того,   по   каким

причинам и в каких именно  суммах  налогоплательщик  не  уплатил  налоги  в  проверенном  периоде  и  в

каком  размере  подлежат  уплате  пени  за  неуплату  этих  налогов.  В  принципе   налогоплательщик,   не

возражающий против  позиции  проверяющих,  может  уплатить  доначисленные  налоги  (пени)  только  на

основании информации, содержащейся в акте проверки.

Если в силу особых обстоятельств проводивший проверку налоговый инспектор не может  составить

и подписать акт проверки (в т.ч. вследствие увольнения), составление  акта  может  быть  поручено  иному

налоговому инспектору (Постановление Президиума ВАС РФ от 24 января 2012 г. N 12181/11).

При этом в силу подп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки в т.ч. указываются выводы  и

предложения проверяющих по устранению выявленных  нарушений  и  ссылки  на  статьи НК РФ, в случае

если НК РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах  и  сборах.

Соответственно,  в  акте  камеральной  (выездной)  проверки  могут  содержаться   выводы   проверяющих

относительно того, какие именно налоговые правонарушения совершило проверенное лицо, какие именно

санкции   (штрафы),   урегулированные    в НК  РФ,  подлежат  применению  и   в   какой   сумме.   Однако

конкретизация правонарушений, привлечение к ответственности и применение санкций производятся не  в

акте   проверки,   а   в   последующем   правоприменительном   акте   -   в    решении    о    привлечении    к

ответственности за совершение  налогового  правонарушения  (п. 7 ст. 101 НК РФ), которое  принимается

руководителем  (заместителем   руководителя)   налогового   органа,   а   не   проверяющими   налоговыми

инспекторами.  Таким  образом,  даже  если   проверенный   налогоплательщик   согласиться   с   мнением

проверяющих и уплатит санкции, предложенные к применению в акте проверки, основание для  их  уплаты

возникнет только после принятия и вступления в силу решения по результатам проверки.

В Постановлении Президиума  ВАС  РФ  от  24  января  2012  г.  N  12181/11  разъяснено,  что  право

принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не  лицу,  подписавшему  акт

налоговой проверки, а руководителю (заместителю  руководителя)  налогового  органа,  уполномоченному

принимать   решение   по   вопросу   о   наличии   в   действиях   налогоплательщика   состава   налогового

правонарушения   на   основе   анализа    собранных    материалов    и    предварительных    предложений,

изложенных в акте налоговой проверки.

В п. 3.1  ст.  100  НК  РФ  установлено,  что  к  акту   налоговой   проверки   прилагаются   документы,

подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные  в  ходе  проверки.

При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась  проверка,  к  акту  проверки

не прилагаются. Документы,  содержащие  не  подлежащие  разглашению  налоговым  органом  сведения,

составляющие  банковскую,  налоговую  или  иную  охраняемую  законом   тайну   третьих   лиц,   а   также

персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.

В Постановлении КС РФ от 14 июля 2005 г. N 9-П отмечается, что акт налоговой  проверки  является

итоговым актом налогового контроля. Несколько иной подход  позднее  изложен  в Определении КС РФ от

27 мая 2010 г. N 766-О-О: акт налоговой проверки, как следует из  положений ст. 100 НК РФ, предназначен

для  оформления  результатов  такой  проверки  и  сам  по  себе  не  порождает   изменений   в   правах   и

обязанностях   налогоплательщиков.   По   итогам    рассмотрения    данного    акта    налоговым    органом

принимается  решение  (как  это  имело  место  в   деле   заявителя),   которое   может   быть   обжаловано

налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган или в суд.

В плане анализа правовой природы акта проверки представляет интерес  мнение  А.Ф.  Черданцева.

Исходя из позиции данного ученого, юридические документы как таковые можно упрощенно  подразделить

на:  1)  нормативные  документы  (нормативно-правовые  и   интерпретационные   общего   характера);   2)

решения индивидуального характера; 3) документы, фиксирующие юридические  факты  (в  т.ч.  договоры,

сделки,  удостоверения,  приходно-расходные  документы);  4)  деньги  и  ценные  бумаги;   5)   документы,

фиксирующие  факты-доказательства,  используемые  для  обоснования  фактов,  имеющих  юридическое

значение (протоколы и т.д.). При этом имеет место проблема отнесения документов  последней  категории

к  числу  юридических.  Здесь  возможны  два  ответа.  Первый:  если  сам  по   себе   документ   не   имеет

юридического значения, то не следует именовать его таковым, хотя бы он и был вовлечен в  юридическую

сферу в качестве письменного доказательства. Второй:  можно  именовать  его  юридическим  документом

исходя из того, что  это  документ  юридического  дела,  источник  доказательства,  подтверждающего  или

опровергающего  факт,   имеющий   юридическое   значение   <925>.   Тем   не   менее   в   рамках   данной


background image

классификации акт налоговой проверки, очевидно, будет относиться к пятой категории (как и протоколы по

делам об административных правонарушениях), а решение по результатам  проверки  -  ко  второй  (как  и

постановления о привлечении к административной ответственности). Несколько отличающиеся  правовые

позиции КС РФ относительно акта проверки, изложенные в приведенных  выше Постановлении от 14 июля

2005 г. N 9-П  и  в Определении  от  27  мая  2010  г.  N  766-О-О,  фактически  и  подтверждают  проблему

идентификации данного документа.

--------------------------------

<925> Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции. М., 2012. С. 27 - 31.

Акт выездной (камеральной) налоговой проверки в общем  случае  в  течение  пяти  рабочих  дней  с

даты его составления должен быть вручен (направлен  по  почте  заказным  письмом)  лицу,  в  отношении

которого проводилась проверка, или его  представителю  (п. 5 ст. 100 НК РФ). В случае направления  акта

выездной  (камеральной)  налоговой  проверки  по  почте  заказным  письмом  датой  вручения  этого  акта

считается шестой день, считая с даты отправки заказного  письма.  Высказывается  мнение,  что  согласно

указанной норме предусмотрено  два  самостоятельных  и  альтернативных  способа  направления  акта  -

вручение или направление по почте <926>. Как разъяснено в п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 30

июля 2013 г. N 57,  согласно п. 5 ст. 100, п. 9 ст. 101, п. п. 4 и 11 ст. 101.4 НК РФ в случае  невозможности

вручения    соответствующим    лицам    акта    налоговой    проверки,    акта    об    обнаружении     фактов,

свидетельствующих  о  нарушениях  законодательства  о  налогах  и  сборах,   решения,   вынесенного   по

результатам   рассмотрения   материалов   налоговой    проверки,    решения,    вынесенного    по    итогам

рассмотрения материалов иных мероприятий налогового контроля, эти акты  (решения)  направляются  по

почте заказным письмом. Поскольку указанными положениями специальный срок  для  направления  таких

актов (решений) не установлен, данные действия должны  быть  совершены  налоговым  органом  также  в

пределах 5 дней со дня составления акта (вынесения решений).

--------------------------------

<926> Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Волго-Вятского  округа  "О  практике

применения налогового законодательства"  (по  итогам  заседания  14  октября  2010  г.)  //  Экономические

споры:  проблемы  теории   и   практики.   2010.   N   4;   СПС   "Гарант";   СПС   "КонсультантПлюс";   URL:

http://www.fasvvo.arbitr.ru.

Проверенный частный субъект в общем случае вправе  в  течение

одного месяца

 со дня получения

акта  выездной  (камеральной)  налоговой  проверки  представить  в  соответствующий   налоговый   орган

письменные

возражения

 по указанному  акту  в  целом  или  по  его  отдельным  положениям.  При  этом

проверенное лицо вправе приложить к письменным возражениям или  в  согласованный  срок  передать  в

налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений  (

п. 6 ст. 100 НК РФ). Интересно то,  что  в Определении КС РФ от 22 марта 2011  г.  N  380-О-О  нарушение

налоговым органом данного срока (представление налогоплательщику срока в меньшем размере) не было

расценено  как  безусловное  основание  для   признания   недействительным   решения   по   результатам

проверки.

Имеет место следующий практический  аспект.  Налогоплательщик,  представивший  возражения  на

акт  проверки,  фактически  ставит  налоговый   орган   в   известность   относительно   своей   позиции   по

конкретному  вопросу,  ставшему  предметом  проверки.  В  свою   очередь,   налоговый   орган,   узнавший

позицию налогоплательщика из возражений, может принять меры к усилению своей собственной позиции,

и,   например,   провести   дополнительные   мероприятия   налогового   контроля   по п. 6  ст.  101 НК  РФ

(истребование   документов   у   самого   налогоплательщика    по ст.  93 НК  РФ  и  у  его  контрагентов  в

соответствии со ст. 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы). По  этой  причине  некоторые

налогоплательщики   намеренно   не   раскрывают   свою    реальную    позицию    и    имеющиеся    у    них

доказательства  ни  при  представлении  возражений  на  акт  проверки,   ни   при   обжаловании   решения

налогового органа в административном порядке, а представляют соответствующие доказательства только

в  суд.  В  рамках  судебного  разбирательства  возможности  налогового  органа  по   обоснованию   своей

позиции  дополнительными  доказательствами,  как  правило,  меньше,  чем  при  проведении   налогового

контроля  и  оформлении   его   результатов.   Подобная   ситуация   в   определенной   степени   является

следствием судебной практики, исходящей из наличия  у  налогоплательщика  права  представлять  в  суд

документы, которые не представлялись им  налоговому  органу  при  проверке  (Определение КС РФ от 12

июля 2006 г. N 267-О). Исключение составляет только  решение  по  результатам  камеральной  налоговой

проверки декларации  по  НДС:  в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29  сентября  2009  г.  N  5154/09

разъяснено, что перед обращением в суд с заявлением о признании незаконным  бездействия  налогового

органа,  выразившегося  в  невозмещении  НДС  из   бюджета   по   результатам   камеральной   налоговой

проверки, налогоплательщик обязан соблюсти досудебную процедуру, предусмотренную  в ст. 176 НК РФ,


background image

а   именно   представить   налоговому   органу   декларацию   по    данному    налогу    и    все    документы,

обосновывающие право на вычеты.

Дополнительные мероприятия налогового контроля, если они назначены,  не  должны  представлять

собой продление налоговой  проверки.  В п. 39 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013  г.  N  57

разъяснено,  что  при  оценке  законности  решения  о  привлечении   к   ответственности   за   совершение

налогового правонарушения либо решения об  отказе  в  привлечении  к  ответственности  за  совершение

налогового правонарушения, принятого налоговым органом на  основании ст. 101 НК РФ, судам надлежит

исходить  из  того,  что  назначаемые  руководителем  (заместителем   руководителя)   налогового   органа

дополнительные    мероприятия    налогового    контроля    могут    быть    направлены    только    на    сбор

дополнительных доказательств,  касающихся  выявленных  в  ходе  проверки  правонарушений,  но  не  на

выявление новых правонарушений.

В итоге, после того как месячный срок на представление  проверенным  лицом  возражений  истек,  в

течение   10   рабочих   дней   руководитель   (заместитель   руководителя)   налогового    органа    должен

рассмотреть   материалы   налоговой   проверки,   а   также   возражения   частного   субъекта   (если    они

представлялись)    и    материалы    дополнительных    мероприятий    налогового    контроля    (если    они

проводились),  с  обязательным  извещением  о  времени  и  месте  их  рассмотрения  лица,  в  отношении

которого проводилась эта проверка (п. п. 1 и 2 ст. 101 НК РФ).

Фактически  материалы  проверки  рассматриваются  руководителем  (заместителем   руководителя)

налогового  органа  по  квазисудебной  процедуре.   Следует   отметить,   что   квазисудебные   процедуры

рассмотрения соответствующих дел органами исполнительной власти в настоящее время  урегулированы

не только в НК РФ, но и в иных нормативных актах, в том числе  в разд. IV КоАП РФ, в гл. 9 Федерального

закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Как правило, квазисудебные процедуры, как и

судебные,  предполагают,  что  нарушение  некоторых  существенных  условий  их   проведения   является

безусловным основанием для признания самих процедур и их результатов незаконными.

В НК  РФ  установлено,  что  надлежащее  извещение  лица,   в   отношении   которого   проводилась

проверка,  о  времени  и   месте   рассмотрения   материалов   налоговой   проверки   является   одним   из

существенных  условий  процедуры   рассмотрения.   Необеспечение   возможности   лица,   в   отношении

которого проводилась проверка, участвовать в процессе  рассмотрения  материалов  налоговой  проверки

лично  и  (либо)  через  своего  представителя  и  (или)  необеспечение  возможности   налогоплательщика

представить объяснения является основанием для отмены решения  налогового  органа,  вынесенного  по

результатам проверки, вышестоящим налоговым  органом  или  судом  (п. 14 ст. 101 НК РФ). На  практике

данное  положение  было  применено  в Постановлении Президиума ВАС  РФ  от  12  февраля  2008  г.  N

12566/07 и стало безусловным основанием для отмены решения налогового органа.

Важность   вопросов   надлежащего   извещения   налогоплательщика   предопределяют    проблемы

"технологии" его извещения.

В настоящее время актуальное разъяснение содержится в п. 40 Постановления Пленума ВАС РФ от

30 июля 2013 г. N 57. По  мнению  Суда,  в  силу п. 14 ст.  101 и п. 12 ст.  101.4 НК РФ  неизвещение  либо

ненадлежащее  извещение  лица,  в  отношении  которого  проводилась  налоговая   проверка   или   иные

мероприятия  налогового  контроля,  о  месте  и  времени   рассмотрения   руководителем   (заместителем

руководителя)  налогового  органа  соответствующих  материалов  является   нарушением   существенных

условий процедуры рассмотрения и, следовательно,  основанием  для  отмены  вышестоящим  налоговым

органом  или  судом  решения,  вынесенного  в  отсутствие   этого   лица   по   результатам   рассмотрения

материалов налоговой проверки или материалов иных мероприятий налогового  контроля,  если  только  в

ходе судебного разбирательства не будет установлено, что указанное лицо фактически приняло участие в

рассмотрении соответствующих материалов.

Следует только учитывать,  что  фактическое  принятие  участия  в  рассмотрении  соответствующих

материалов, вообще говоря, не всегда свидетельствует о надлежащем извещении  этого  лица  о  месте  и

времени    рассмотрения    этих    материалов.    В    частности,     если     проверенный     индивидуальный

предприниматель, не извещенный о  месте  и  времени  рассмотрения  материалов,  прибыл  в  налоговый

орган с иной целью, не исключено, что он будет участвовать в рассмотрении  материалов  по  требованию

налогового   инспектора,   заметившего   его    в    здании    налогового    органа.    Очевидно,    что    право

предпринимателя на заблаговременное извещение и подготовку к защите в этом случае будет ущемлено.

При    разрешении    вопросов    извещения     возможно     субсидиарно     учитывать     разъяснение,

содержащееся  в п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г.  N  10  "О  некоторых  вопросах,

возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях":  суду  при

рассмотрении  дел  об  административных  правонарушениях  следует  учитывать,   что   доказательством

надлежащего извещения законного представителя  юридического  лица  о  составлении  протокола  может

служить выданная им доверенность на  участие  в  конкретном  административном  деле.  Наличие  общей

доверенности на представление интересов лица без указания  на  полномочия  по  участию  в  конкретном


background image

административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.

Иными    словами,    если    в    рассмотрении    материалов    проверки    участвует     представитель

налогоплательщика с общей доверенностью на представление интересов в  налоговых  правоотношениях,

то это еще не значит, что  налогоплательщик  был  надлежащим  образом  извещен  -  должны  быть  иные

доказательства   извещения.   Если   же    налогоплательщик    заблаговременно    выдал    представителю

доверенность  на  участие  в  рассмотрении  конкретных  материалов  в  определенные  дату  и  время,  то

участие такого представителя как раз и свидетельствует о надлежащем извещении  налогоплательщика  о

дате и времени их рассмотрения.

Высказывается мнение, что лицо, в отношении которого проводилась  налоговая  проверка,  следует

считать извещенным по почте  о  времени  и  месте  рассмотрения  материалов  налоговой  проверки  (при

условии направления извещения  о  времени  и  месте  рассмотрения  материалов  налоговой  проверки  в

составе заказного почтового отправления по адресу, сообщенному  самим  лицом  (указанному  в  ЕГРЮЛ,

ЕГРИП, по месту жительства по сведениям ФМС)), когда:

- адресат отказался от получения почтового отправления, и этот  отказ  зафиксирован  организацией

почтовой связи;

-  несмотря  на  почтовое  извещение,  адресат  не  явился  за  получением  почтового   отправления,

направленного  налоговым  органом  в   установленном   порядке,   о   чем   организация   почтовой   связи

уведомила налоговый орган;

- почтовое отправление не вручено в связи  с  отсутствием  адресата  по  указанному  адресу,  о  чем

организация почтовой связи уведомила налоговый орган <927>.

--------------------------------

<927> Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Волго-Вятского  округа  "О  практике

применения налогового законодательства"  (по  итогам  заседания  27  октября  2011  г.)  //  Экономические

споры:  проблемы  теории   и   практики.   2011.   N   4;   СПС   "Гарант";   СПС   "КонсультантПлюс";   URL:

http://www.fasvvo.arbitr.ru.

Вопросы надлежащего извещения также  отражены  в п. 24.1 Постановления Пленума ВАС РФ  от  2

июня 2004 г. N  10  "О  некоторых  вопросах,  возникших  в  судебной  практике  при  рассмотрении  дел  об

административных правонарушениях",  в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 61  "О

некоторых вопросах практики рассмотрения споров,  связанных  с  достоверностью  адреса  юридического

лица".

Формализация надлежащего извещения юридического лица в настоящее время  также  произведена

в п. п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ. Как следует  из п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г.  N  25  "О

применении  судами  некоторых  положений  раздела  I  части  первой  Гражданского  кодекса  Российской

Федерации", бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату

лежит на лице, направившем сообщение. Юридически значимое сообщение считается доставленным  и  в

тех случаях, когда оно поступило лицу, которому было направлено, но по обстоятельствам, зависящим  от

него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение

считается доставленным, если адресат уклонился от  получения  корреспонденции  в  отделении  связи,  в

связи  с  чем  она  была  возвращена  по  истечении   срока   хранения.   Риск   неполучения   поступившей

корреспонденции несет адресат.

Для целей законодательства  о  налогах  и  сборах,  как  это  следует  из п. 5 ст.  31 НК РФ  в  случае

направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий

в  отношениях,  регулируемых  законодательством   о   налогах   и   сборах,   по   почте   такие   документы

направляются налоговым органом:

- налогоплательщику - российской организации (ее филиалу, представительству) -  по  адресу  места

ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в ЕГРЮЛ;

- налогоплательщику - иностранной организации - по адресу места осуществления им  деятельности

на территории Российской Федерации, содержащемуся в ЕГРН;

-  налогоплательщику  -  иностранной  организации  (за  исключением  международной  организации,

дипломатического  представительства),  не  осуществляющей  деятельность  на   территории   Российской

Федерации через обособленное подразделение, -  по  предоставленному  налоговому  органу  адресу  для

направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в ЕГРН;

- налогоплательщику - иностранной организации, не осуществляющей  деятельность  на  территории

Российской  Федерации  через  постоянное  представительство  и  имеющей  на   территории   Российской

Федерации  объект  недвижимого  имущества  на  праве  собственности,  -  по  адресу  места   нахождения

указанного объекта недвижимого имущества или по предоставленному налоговому органу адресу;

-  налогоплательщику  -  индивидуальному  предпринимателю,  нотариусу,  занимающемуся  частной

практикой,   адвокату,    учредившему    адвокатский    кабинет,    физическому    лицу,    не    являющемуся