Файл: зачет по муниципальному праву.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2020

Просмотров: 3197

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.

2. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.

3. Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.

4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.

5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.

6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.

7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

8. Органы местного самоуправления как юридические лица.

9. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины: понятие, виды.

10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.

12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.

13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.

14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.

15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.

16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения

17. Основные теории местного самоуправления.

18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.

Информация об изменениях:

19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.

Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"

21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.

24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.

25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.

26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.

27. Территориальное общественное самоуправления (ТОС): понятие, порядок образования и осуществления. Органы ТОС, их полномочия

28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы.

Понятие межмуниципального сотрудничества

29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.

30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

Правовое положение (статус) муниципального служащего

31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.

33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.

34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.

35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.

36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением

37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.

38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.

39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.

40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления

41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.

42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.

43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.

44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.

45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.

46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.

47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.

48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.

49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.

50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.

51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.

52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.

54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.

55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).

56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.

57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения

58. Гарантии права граждан РФ на осуществление местного самоуправления.

59. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы. Финансирование муниципальной службы.

60. Принципы и порядок установления и изменения границ территории муниципальных образований. Согласие население на изменение границ муниципального образования.

Органы местного самоуправления осуществляют в случае стихийных бедствий, экологических катастроф, эпидемий, эпизоотий, пожаров, массовых нарушений общественного порядка предусмотренные законом меры, связанные со спасением и охраной жизни людей, защитой их здоровья и прав, сохранением материальных ценностей, поддержанием порядка, обеспечением деятельности предприятий, учреждений, организаций; проводят противопожарные мероприятия.

Органы местного самоуправления налагают в пределах своей компетенции административные взыскания на граждан и должностных лиц за совершенные ими административные правонарушения; принимают меры, связанные с проведением собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, организацией спортивных, зрелищных и других массовых общественных мероприятий; регистрируют общественные объединения населения, органы территориального общественного самоуправления, действующие на их территории, осуществляют регистрацию средств массовой информации, рассчитанных на население, проживающее на подведомственной им территории, руководят местными органами внутренних дел, создают за счет собственных и привлеченных средств дополнительные подразделения милиции, наблюдают за работой исправительно-трудовых учреждений, расположенных на подведомственной им территории.

Органы местного самоуправления содействуют органам суда, прокуратуры и юстиции в их работе, обеспечивают выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности, руководят гражданской обороной; вносят представления в соответствующие органы о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий.

Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению и иные вопросы, отнесенные к местному ведению законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, то полномочия муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Российской Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность на основе разграничения предметов ведения между ними. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.


Часть полномочий местного самоуправления находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления. В их число входят: принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных его уставом; утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; установление местных налогов и сборов; установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью; контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.


49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.


Понятие и классификация гарантий местного самоуправления

Согласно статьей 12 К РФ считается, что институт местного самоуправления в нашей стране признается, соблюдается и защищается в деятельности всех органов гос власти, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

В отличии от ранее действующего закона 1995 года новый рамочный №131 ФЗ не сохранил специальную статью, посвященную правовому регулированию гарантии местного самоуправления в РФ. И это можно считать в какой-то степени упущение федерального законодателя.

В науке муниципального права России выработано свое теоретическое определение понятие гарантии местного самоуправления – это есть вся совокупность различных условий способов и средств, направленные на обеспечение реализации конституционного права граждан на местное самоуправление, а также его защиту, охрану от возникающих нарушений.

В свою очередь все имеющиеся гарантии местного самоуправления в науке МП обычно подразделяются на 2 вида. В зависимости от их целевого назначения:

1) Общие гарантии

Это только экономические, политические, социальные, духовные и организационные гарантии, действие которых направлено на создание благоприятных возможностей для дальнейшего функционирования и развития института местного самоуправления в нашей стране.

Однако не умаляя их значение следует подчеркнуть, что сами по себе их действия не способны предотвратить, пресечь или устранить возникающие нарушения прав и законных интересов органов местного самоуправления. Поэтому как отмечается в литературе в любом случае действие общих гарантий МСУ должно обязательно подкрепляться соответствующими видами специальных или юридических гарантий местного самоуправления.

Юридические гарантии местного самоуправления– совокупность конкретных правовых способов, механизмов и средств, направленные на беспрепятственное осуществление полномочий органов местного самоуправления, а также юр охрану, защиту их прав и законных интересов от возникающих нарушений в деятельности гос органов и иных субъектов. Все юридические гарантии так или иначе получают свое легальное закрепление в К РФ и иных актах текущего законодательства.


В свою очередь внутри самой системы юридических гарантий местного самоуправления существует определенная классификация по различным критериям:

а) По содержанию

v Материально-правовые гарантии -

v Процессуальные гарантии

б) По целевому назначению

v Гарантии обеспечения организационной самостоятельности местного самоуправления

v Гарантии обеспечения финансово экономической самостоятельности местного самоуправления

v Гарантии судебной и иных правовых форм защиты интересов местного самоуправления

в) По юридической силе актов, в которых они закрепляются

v Международно-правовые гарантии

v Внутрифедеральная гарантия (конституционные гарантии)

v Региональная гарантия

v Локальные муниципально-правовая гарантия местного самоуправления

2) Специальные гарантии

Система юридических гарантий местного самоуправления и их содержание

Важнейшей особенностью действия так называемых юридических гарантий обеспечения организационной самостоятельности местного самоуправления является то обстоятельство, что они главным образом ориентированы:

1) на сохранение организационной обособленности органом местного самоуправления от системы гос власти

2) самостоятельное формирование структуры органов МСУ и регулирование их компетенции

3) на регулирование полномочий органом местного самоуправления,

4) на участие населения муницип образования в определении территориальной организации местного самоуправления, а также на самостоятельную подготовку и принятию своих муниципально-правовых актов

Согласно статье ч. 3 ст. 12 К РФ по общему правилу считается, что органы местного самоуправления не входят в систему органов гос власти, и следовательно они яявлются организационно-обоснованными от их деятельности а органы гос сласти не имеют права произвольно вмешиваться в дела МСУ.

В 131 ФЗ имеется специальная статья 75, предусматривающая основания и порядок временного осуществления органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления:

1. Возникновение стихийного бедствия или иной чрезвычайной ситуации муницип образования, когда в нём отсутствуют либо не могут быть сформированы органы местного самоуправления.

2. Вследствие принятия органами местного самоуправления н/п актов либо совершения ими действия (бездействия), влекущее за собой возникновение просроченной муниципальной задолжности, по выполнению своих бюджетных и иных финансовых обязательств перед другими субъектами, если она превышающей по БК РФ 30% собственных доходов бюджета муниципального образования, либо есть такая просроченная муниципальная задолжность, превышающая 40% выделенных бюджетных ассигнований в отчетном финансовом году.

3. Факты нецелевого использования финансовых средств органами МСУ, выделенных из федерального или регионального бюджетов в форме субвенции, на осуществлении переданных отдельно государственных полномочий


В последних 2 случаях, если они подтверждены в судебном порядке, арбитражный суд имеет право на основе предложений органом государственной власти субъекта РФ вводить в муниципальном образовании сроком до одного года временную государственную финансовую администрацию для погашения муниципальной задолжности и осуществление финансового контроля за исполнением местного бюджета.

Согласно статье 131 К РФ по общему правилу считается, что население муниципального образования имеет право самостоятельно решать вопрос о формировании структуры своих органов местного самоуправления, которая устанавливается в уставе муниципального образования и иных специальных муниципально-правовых актов. Однако, следует отметить что из этого правила имеется ряд исключений, которые закрепляются в ФЗ № 131. В частности согласно статье 34 рамочного №131 ФЗ действует правило о том, что обязательным условием является создание в структуре органов местного самоуправления не только выборных органов МСУ, но и местные администрации, которые формально не считается выборным органом местного самоуправления. Более того, статья 37 131 ФЗ прямо допускает юридическую возможность непосредственного участия органов государственной власти субъекта РФ в формировании структуры органов местного самоуправления, например, при создании конкурсной комиссии по выборам на пост главы местной администрации, когда не менее чем 1/3 состава ее членов назначается законодательным собранием субъекта РФ и по представлению высшего должностного лица субъекта РФ.

Еще одной важнейшей юридической гарантией обеспечения организационной самостоятельности местного самоуправления от системы органов государственной власти можно считать право самих органов местного самоуправления самостоятельно регулировать свою компетенцию по решению вопросов местного значения. Вместе с тем, необходимо отметить, то обстоятельство, что в настоящее время в 131 ФЗ перечень вопросов местного значения, которые могут относиться к компетенции органов местного самоуправления носят исчерпывающий характер, устанавливаются только на федеральном уровне и не подлежит дальнейшему расширению в актах регионального законодательства и актах органов местного самоуправления.

Большое значение с точки зрения обеспечения организационной самостоятельности местного самоуправления имеет предоставление права населением муниципального образования участвовать в регулировании вопросов определения территориальной организации местного самоуправления. В частности, согласно статье 131 К РФ вопрос об изменении границ муниципального образования должен решаться органами государственной власти субъектов РФ исключительно только с учетом мнения проживающих жителей муниципальных образований, выраженного в адекватной правовой форме путем принятия соответствующего решения на местном референдуме.


Тем не менее, из этого общего правила в №131 ФЗ есть некоторые исключения – в законе говорится о том, что в некоторых случаях при решении вопросов об изменении границ муниципального образования либо преобразования муниципального образования допускается упрощенная юридическая процедура учета мнения проживающего населения муниципального образования либо получение такого согласия органов МСУ, которые подлежат преобразованиям либо их границы могут быть изменены по решению органов государственной власти субъектов РФ. Возможно принятие решение на сходе, собрании граждан в городских и местных поселениях или принятие решения на совместном заседании представительными органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района.

Другим важным видом юр гарантий обеспечения организационной самостоятельности местного самоуправления выступает реализация права органов местного самоуправления по самостоятельной разработке и принятию муниципально-правовых актов по вопросам местного значения, а также применять меры юридической ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение указанных нормативных актов ФЛ и ЮЛ.

К сожалению, в федеральном законодательстве до настоящего момента, а именно в кодексе об административных правонарушениях РФ до настоящего момента отсутствует специальная норма, устанавливающая административную ответственность за неисполнение либо ненадлежащего исполнения принятых актов органов местного самоуправления. Частично на практике эта проблема решается на региональном уровне, например путем принятия специального закона Томской области об административной ответственности за отдельные виды административных правонарушениях.

Наконец, большое значение с точки зрения обеспечения организационной самостоятельности местного самоуправления имеет право муницип образований иметь свою собственную символику: герб, флаг, гимн.

Проблема в том что, до настоящего времени Правительством РФ не принят специальный НПА, регламентирующий процедуру государственной регистрации символики муниципальных образований.

Другим важнейшим видом юридически гарантий местного самоуправления являются государственные гарантии обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, предусматривающие полномочия органов местного самоуправления по самостоятельному формированию и исполнению местного бюджета, распоряжения и управления объектами муниципального имущества.

Согласно части 1 НК РФ в настоящее время на уровне местного самоуправления фактически осталось 3 вида местных налогов:

1. Налог на имущество

2. Земельный налог

3. Налог на доходы физических лиц

Однако вся проблема состоит в том, что большинство из них на практике являются трудно собираемыми, и они не покрывают даже половины доходной части источников местного бюджета.