Файл: зачет по муниципальному праву.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.11.2020

Просмотров: 3225

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Понятие местного самоуправления. Местное самоуправление и государственная власть.

2. Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством.

3. Понятие и предмет муниципального права как отрасли права.

4. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения.

5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.

6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.

7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

8. Органы местного самоуправления как юридические лица.

9. Источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины: понятие, виды.

10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.

11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.

12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.

13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.

14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.

15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.

16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения

17. Основные теории местного самоуправления.

18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.

Информация об изменениях:

19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.

20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.

Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге

Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях

Особенности организации местного самоуправления в наукоградах

Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"

21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.

23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.

24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.

25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.

26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.

27. Территориальное общественное самоуправления (ТОС): понятие, порядок образования и осуществления. Органы ТОС, их полномочия

28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы.

Понятие межмуниципального сотрудничества

29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.

30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой.

Правовое положение (статус) муниципального служащего

31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.

33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.

34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.

35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.

36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением

37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.

38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.

39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.

40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления

41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.

42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.

43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.

44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.

45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.

46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.

47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.

48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.

49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.

50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.

51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.

52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.

54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.

55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).

56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.

57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения

58. Гарантии права граждан РФ на осуществление местного самоуправления.

59. Муниципальная служба: понятие, правовое регулирование, основные принципы. Финансирование муниципальной службы.

60. Принципы и порядок установления и изменения границ территории муниципальных образований. Согласие население на изменение границ муниципального образования.

1. те органы исполнительной власти, которые занимаются вопросами экономического развития территории муниципального образования;

2. отраслевые органы исполнительной власти, которые ведают вопросами социально-культурного развития территории муниципального образования;

3. органы, которые отвечают за вопросы административно-политического развития территории муниципального образования.

Функциональные органы исполнительной власти представляют собой такие органы управления местной Администрации, которые призваны осуществлять специализированные управленческие функции в сферах распоряжения и управления муниципальным имуществом; планирование и прогнозирование социально-экономического развития территории муниципального образования и которые ведают вопросами управления муниципальными финансами.

В Томске таких 3: департамент экономики, Департамент финансов, Управлением имущественных отношении Администрации г. Томска.

Ещё оной важнейшей особенностью деятельности функциональных органов исполнительной власти, входящих в структуру местной Администрации является предоставление им права контролировать работу других отраслевых и территориальных органов исполнительной власти именно по вопросам, входящим в их компетенцию.

Территориальные органы исполнительной власти, созданные в структуре местной Администрации, являются органами межотраслевой компетенции, которые призваны заниматься вопросами экономического, социально-культурного и административно-политического развития территории муниципального образования в части, закрепленной за ними подведомственной территории. Примеры в Томске – все районные Администрации г. Томска.

Службы структурного подразделение вспомогательного аппарата Главы местной Администрации в отличие от остальных видов органов исполнительной власти, действующих в муниципальном образовании, обладают следующими своими главными особенностями;

1. они прямо непосредственно подчиняются в своей текущей работе Главе местной Администрации;

2. они, как правило, не наделены какими-либо властно-распорядительными полномочиями в отношении объектов муниципального имущества и средств местного бюджета;

3. издаваемые ими муниципально-правовые акты по вопросам своей компетенции обычно имеют рекомендательную юридическую силу.

В Томске – это Общий отдел, Канцелярия, протокольная часть, контрольный комитет, правовой комитет, комитет по информатизации, кадровая служба, Централизованная бухгалтерия Администрации г. Томска

2. Компетенция местной Администрации и её органов.

Вся компетенция исполнительно-распорядительных органов муниципального образования устанавливается и регулируется специальными положениями (административными регламентами об этих органах), утверждаемых Главой местной Администрации.


Рассмотрим компетенцию отраслевых органов исполнительной власти на примере Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Томска. Согласно положению об этом Департаменте, утв. Мэром г. Томска, перед ним ставится выполнение трех главных задач:

1. участие в разработке проекта городского бюджета, городских целевых программ и планов развития г. Томска по разделу финансирования расходов городского бюджета архитектуры и строительства;

2. формирование необходимой нормативно-правовой базы на уровне г. Томска в сфере осуществления градостроительной деятельности на территории г. Томска;

3. осуществление контроля и надзора за соблюдением всеми участниками градостроительной деятельности утвержденных норм и правил, стандартов в сфере регулирования градостроительной деятельности и выполнения архитектурно-строительных работ.

Учитывая вышеперечисленные задачи, стоящие перед названным департаментом, он наделяется такими своими важнейшими полномочиями:

1. разработка проекта Генерального плана развития г. Томска, проектов городских программ и планов в области муниципального жилищного строительства;

2. подготовка специальных городских нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы градостроительной деятельности на территории г. Томска;

3. принятие решения по согласованию с другими исполнительными органами городской Администрации об отводе земельных участков для ведения жилищного строительства;

4. согласование и утверждение проектно-сметной документации на ведение архитектурно-строительных работ организациями-застройщиками на территории г. Томска;

5. выполнение функции муниципального заказчика на выполнение архитектурно-строительных работ, финансируемое из средств городского бюджета;

6. внесение своих предложений и рекомендаций в Думу г. Томска и мэру г. Томска об объявлении исторических зон застройки территории г. Томска;

7. подписание актов рабочих и государственных приёмных комиссий о введении в эксплуатацию зданий и сооружений, и иных объектов капитального строительства;

8. выполнение функции государственного архитектурно-строительного надзора за соблюдением норм градостроительного законодательства всеми организациями-застройщиками на территории г. Томска

Рассмотрим компетенцию функциональных органов исполнительной власти на примере Департамента финансов Администрации г. Томска.

Согласно уставу, г. Томска и Положения об этом Департаменте, утверждённого мэром г. Томска, он является ведущим участником регулирования бюджетного устройства и процессов в г. Томске. И поэтому перед ним ставится реализация трёх главных задач:

1. подготовка проекта городского бюджета и отчет об его исполнении на очередной финансовый год;

2. разработка локальных городских муниципально-правовых актов в сфере регулирования вопросов осуществления бюджетно-финансовой политики на территории г. Томска;


3. осуществление ведомственного финансового контроля за надлежащим исполнением городского бюджета, целевым использованием по назначению средств городского бюджета и соблюдением действующего бюджетного законодательства в г. Томске всеми участниками бюджетно-финансовой деятельности.

Непосредственно в компетенцию данного Департамента входит выполнение таких своих основных конкретных полномочий:

1. полномочие по учёту всех поступлений в городской бюджет и совершение всех финансовых операций со средствами городского бюджета;

2. подготовка специальных положений по вопросам регулирования в г. Томске местного налогообложения, бюджетного устройства и процесса в г. Томске, условий и порядка оказания финансовой помощи из городского бюджета юридическим и физическим лицам;

3. предоставление в необходимых случаях совместно с налоговой службой г. Томска отсрочек, рассрочек и освобождения от уплаты местных налогов, и сборов и иных обязательных платежей в городской бюджет по обращениям юридических лиц;

4. выполнение функции муниципального финансового Казначейства и главного кассира в отношении средств городского бюджета;

5. управление муниципальным внутренним долгом и принятие всех необходимых мер по сокращению дефицита городского бюджета;

6. организация размещения и выпуска муниципальных ценных бумаг на финансовых рынках по согласованию с Министерством Финансов РФ;

7. утверждение сметы расходов всех бюджетных организаций, расположенных и действующих в г. Томске;

8. проведение финансовых проверок и ревизий за финансово-хозяйственной деятельностью других служб и подразделений городской Администрации, муниципальных предприятий, учреждений, организаций;

9. право в необходимых случаях принимать соответствующие меры по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства, в том числе – блокировать счета бюджетных организаций, приостанавливать деятельность бюджетных организаций и составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении виновных руководителей и должностных лиц городского самоуправления за нарушение действующего бюджетного законодательства.

Рассмотрим компетенцию территориальных органов исполнительной власти на муниципальном уровне. В качестве примера возьмем деятельность районных администраций г. Томска.

Согласно положению о районных Администрациях г. Томска, утверждённого постановлением мэром города, перед ними ставится выполнение следующих трёх главных задач:

1. обеспечение планового и комплексного экономического и социально-культурного развития закрепленной за ними территории районов г. Томска;

2. осуществление функций по распоряжению и управлению объектами муниципального имущества, которые находятся в их ведении на праве оперативного управления;


3. контроль за соблюдением актов действующего законодательства всеми физическими и юридическими лицами на территории района по специальному кругу вопросов;

4. охрана и поддержание общественного порядка;

5. защита прав, свобод и законных интересов граждан.

Непосредственно в компетенцию названных исполнительно-распорядительных органов городской администрации входит реализация таких принадлежащих им конкретных полномочий:

1. участие в подготовке проекта городского бюджета; проектов городских целевых планов и программ развития г. Томска именно в части, закрепленной за ними подведомственной территории района;

2. осуществление общего руководства деятельности подчинённых муниципальных предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории районов г. Томска;

3. реализация полномочий по распоряжению и управлению объектами муниципального имущества, находящегося в их ведении на праве оперативного управления и расходования средств городского бюджета по своему разделу бюджетной классификации;

4. поддержка и развитие предпринимательской деятельности на территории района г. Томска в сфере малого и среднего бизнеса;

5. осуществление функции муниципального заказчика на поставку товаров и оказание услуг для муниципальных нужд и обеспечение деятельности расположенных на территории района муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

6. рассмотрение обращений граждан, совершение отдельных видов регистрационно-разрешительных действий;

7. взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам поддержания и охраны общественного порядка, представительство и защита прав, свобод и законных интересов граждан в судебных органах.

Все районные Администрации г. Томска наделены правами юридического лица, и поэтому они могут самостоятельно вступать в договорные имущественные отношения с физическими и юридическими лицами и нести самостоятельную ответственность по своим юридическим обязательствам.

Службы и структурные подразделения вспомогательного аппарата Главы местной Администрации. Рассмотрим их деятельность на примере Правого комитета Администрации г. Томска.

В настоящее время правовой комитет Администрации г. Томска призван выполнять такие возложенные на него основные функции:

1. юридическая экспертиза и подготовка проектов муниципально-правовых актов, которые подлежат утверждению Думой г. Томска и мэром г. Томска;

2. разработка проектов гражданско-правовых договоров, заключаемых с физическими и юридическими лицами, и их юридическое сопровождение до момента заключения со стороны Администрации г. Томска;

3. консультирование и оказание юридической помощи сотрудникам городской Администрации именно в применении актов действующего законодательства;

4. официальное представительство и защита прав и законных интересов Администрации г. Томска, судебных и правоохранительных органов.


3. Организация работы и акты местной Администрации и её органов.

В основном вся организация и деятельность местной Администрации и её органов базируется на единочальных началах, т.е. каждый руководитель исполнительно-распорядительного органа муниципального образования самостоятельно по вопросам своей компетенции принимает управленческие решения, организовывает их исполнение и контролирует организацию принятых актов, а также несёт персональную юридическую ответственность за результаты своей деятельности перед Главой местной Администрации.

Тем не менее, как показывает сложившаяся муниципальная практика обычно при руководителе департамента Управление, значительно реже отделы, местной Администрации может создаваться и действовать специальная коллегия для оперативного рассмотрения и обсуждения вопросов, входящих в компетенцию названного руководителя местной администрации.

В состав коллегии, образованной при руководителе соответствующего исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят по должности все его заместители, руководители подчинённых структурных подразделений и служб, советники, консультанты-референты и руководители муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

В свою очередь, на заседании коллегий, созываемых и проводимых под председательством руководителя исполнительно-распорядительного органа местной Администрации, в основном рассматриваются и обсуждаются такого рода вопросы деятельности местной Администрации:

1. участие в подготовке наиболее важных проектов муниципально-правовых актов, которые подлежат рассмотрению и принятию представительным органом муниципального образования или Главой местной Администрации;

2. участие в разработке проектов местного бюджета, специальных целевых программ и планов развития территории муниципального образования именно в части своих выполняемых функций;

3. подбор и расстановка кадров и разрешение иных внутриорганизационных вопросов деятельности местной Администрации;

4. обобщение и подведение итогов текущей финансово-хозяйственной деятельности местной Администрации и подчинённых муниципальных предприятий, учреждений и организаций;

5. осуществление контроля за надлежащим исполнением принятых актов представительного органа муниципального образования и Главы местной Администрации;

Любые предложения и рекомендации, котрые выносятся на заседание коллегии в дальнейшем юридически оформляются путём издания соответствующих муницпально-правовых актов руководителя исполнительно-распорядительного органа муниципального образования:

1. приказы руководителя;

2. распоряжения;

3. должностные инструкции;

4. Административные регламенты или положения.

По общему правилу все вышемперечисленные виды муниципально-правовых актов вступают в свою юридическую силу с момента их издания руководителем соответствующего исполнительно-распорядительного органа муниципального образования. Они могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке либо отменены Главой местной Администрации.