ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.11.2020
Просмотров: 3759
Скачиваний: 1
Разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 Федерального закона N 131-ФЗ, либо на сходах граждан, проводимых в порядке, предусмотренном ст. 25.1 Федерального закона N 131-ФЗ.
Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Разделение внутригородского района, влекущее образование двух и более внутригородских районов, осуществляется с учетом мнения населения образуемых внутригородских районов в соответствии с уставом разделяемого внутригородского района и с согласия населения городского округа с внутригородским делением, выраженного его представительным органом.
Присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением осуществляется с согласия населения данного поселения и городского округа с внутригородским делением в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения муниципального района, из состава которого исключается указанное поселение, выраженного представительными органами указанных муниципальных образований.
Поселение, присоединяемое к городскому округу с внутригородским делением, наделяется законом субъекта Российской Федерации статусом внутригородского района.
Выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением осуществляется с согласия населения городского округа с внутригородским делением и муниципального района, в состав которого будет входить указанная территория, в соответствии с их уставами, а также с учетом мнения населения внутригородского района в соответствии с его уставом. Внутригородской район, выделяемый из городского округа с внутригородским делением, наделяется законом субъекта Российской Федерации статусом городского или сельского поселения.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение. Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 Федерального закона N 131-ФЗ и проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
Изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением осуществляется законом субъекта Российской Федерации с учетом мнения населения соответствующего городского округа в соответствии с его уставом. Лишение муниципального образования статуса городского округа с внутригородским делением влечет за собой упразднение внутригородских районов.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения осуществляются законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего поселения, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 Федерального закона N 131-ФЗ в ред. от 21.07.2014. Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 4, 5, 6 ст. 13 настоящего Федерального закона.
VI. Упразднение поселений. Согласно ст. 13.1 Федерального закона N 131-ФЗ упразднение поселений допускается на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях, если численность населения сельского поселения составляет не более 100 человек и решение об упразднении поселения будет принято на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Территория упраздняемого поселения входит в состав муниципального района в качестве межселенной территории.
Упразднение поселений осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ. Инициатива населения об упразднении поселения оформляется решением об упразднении поселения, принятым на сходе граждан, проживающих в указанном поселении. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об упразднении поселения оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Упразднение поселений осуществляется с учетом мнения населения муниципального района, выраженного представительным органом соответствующего муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации об упразднении поселения не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
VII. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях. В соответствии со ст. 13.2 Федерального закона N 131-ФЗ:
1. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, выдвинутой на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенных территориях, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае выдвижения на сходе граждан, проживающих в населенном пункте, расположенном на межселенной территории, инициативы о создании вновь образованного поселения такая инициатива оформляется решением схода граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о создании на межселенной территории вновь образованного муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
2. Создание вновь образованных поселений на межселенных территориях осуществляется с согласия населения муниципального района, выраженного представительным органом данного муниципального района. Закон субъекта Российской Федерации о создании нового поселения не должен вступать в силу в период муниципальных выборов. Если вопрос об образовании нового поселения внесен на сход граждан, то он оформляется решением схода.
Территория России как единого государства состоит из федеральной территории, территорий субъектов РФ и территорий местного самоуправления. Все это элементы одной системы, которые должны представлять собой взаимосвязанный механизм.
Вся система должна иметь единую концепцию территориального устройства. Обеспечить это может только федеральная власть путем установления четкой концепции территориального устройства государства в целом.
Именно федеральная власть в состоянии выстроить все подсистемы в правильный логический ряд. Для этого необходим единый федеральный закон о территориальном устройстве в Российской Федерации. Это позволит структурировать территориальную организацию и избежать очередной раздробленности государства.
Глава VI. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В результате освоения данной главы обучающийся должен:
знать:
- понятие, содержание, структуру и основные принципы экономической основы местного самоуправления;
- содержание правового регулирования отношений муниципальной собственности;
- содержание и особенности реализации права муниципальной собственности;
- порядок управления объектами муниципальной собственности, правовые основы приватизации объектов муниципальной собственности;
уметь:
- анализировать основные институты экономической основы местного самоуправления, определять критерии их эффективного функционирования;
- формулировать предложения по совершенствованию механизма материального обеспечения местного самоуправления;
владеть:
- навыками правовой организации управления муниципальной собственностью, составления, исполнения и контроля местного бюджета; навыками применения норм муниципального, гражданского, бюджетного и налогового права в их коллизионном единстве для решения на уровне местного самоуправления финансово-хозяйственных вопросов.
§ 1. Понятие и содержание экономической основы
местного самоуправления
Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Как уже было нами отмечено, экономическая основа тесно связана с численностью населения и территориальной основой местного самоуправления. Наличие этих трех элементов в их тесной диалектической связи является важнейшим условием, обеспечивающим реальную гарантию становления и развития местного самоуправления.
Вопрос о становлении и развитии экономической основы местного самоуправления в нашей стране имеет свою историю.
Очень важным является этап становления местного самоуправления, который можно отнести к концу 80-х - началу 90-х годов прошлого столетия. Он тесно связан с экономическими и политическими преобразованиями, проходившими в нашем государстве и обществе. Во всех этих преобразованиях была заложена идея децентрализации власти. И поскольку власть базируется на экономической основе, нужно было пересмотреть вопросы собственности и финансовых ресурсов, установить их оптимальное соотношение между центральными и местными органами власти.
В соответствии со ст. 23 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" муниципальная (коммунальная) собственность была присуща только районам, городам и входящим в них административно-территориальным образованиям. Область и край вообще не упоминались в качестве субъектов муниципальной собственности. Что касалось города и района, то законодатель относил к ним такие виды собственности, как имущество органов власти и местного самоуправления, средства местного бюджета и внебюджетных фондов, жилищный фонд, нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.
Новый этап становления экономической основы местного самоуправления оказался менее успешным.
Ничего существенного в жизнь не внесли Законы РСФСР "О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы", "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", "О местном самоуправлении в РСФСР" <1>.
--------------------------------
<1> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. N 19. Ст. 197; N 26. Ст. 322; 1991. N 29. Ст. 1010.
Эти законодательные акты России оказались даже менее эффективными, чем Закон СССР "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР". Они фактически перечеркнули нормы об увеличении финансовой базы местных бюджетов первичного уровня, поставив их в худшее положение по сравнению с тем, что было предусмотрено Законом СССР.
Поиск путей формирования представления об экономической основе местного самоуправления на этом не был завершен.
Федеральный закон от 12 августа 1995 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1> закрепил состав экономической основы без каких-либо существенных нововведений.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995. N 35. Ст. 3506.
Это привело к тому, что местное самоуправление не набрало должной силы и до 2006 г. не действовало в части реализации компетенции, несмотря на то что в 2003 г. был принят еще один Закон и внесены в него дополнения в 2014 г. Законом N 136-ФЗ.
Понятие экономической основы местного самоуправления следует, на наш взгляд, определять через совокупность общественных отношений, складывающихся в местном самоуправлении.
Местное самоуправление как публичная власть имеет свои признаки, в том числе и экономической направленности. Мы уже приводили эти признаки в гл. I. По сути своей эти признаки представляют собой группы общественных отношений. Не являются исключением и признаки экономической направленности. Они составляют группу экономических отношений.
Местная публичная власть реализуется путем сочетания административных и экономических методов управления. Следовательно, ей присущи управленческие отношения административного и экономического характера. При этом экономические отношения играют определяющую роль.
Что касается местной публичной власти, то складывающиеся управленческие отношения при ее реализации представляют собой совокупность разных отношений, содержащих элементы и базисных, и надстроечных отношений.
Из этого следует, что экономическая основа местного самоуправления представляет собой совокупность регулируемых нормами права отношений, складывающихся в результате деятельности жителей, проживающих в пределах муниципального образования, и органов местного самоуправления по формированию, управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью, осуществлению налоговой и финансовой политики в целях решения задач местного значения. Такое определение понятия экономической основы местного самоуправления характерно для англосаксонской концепции. Объясняется это тем, что экономические отношения охватывают только сферы местного значения.
Вообще любая форма собственности представляет собой "общественное отношение, которому присущи материальный субстрат и волевое выражение" <1>, это отношение субъекта к вещи <2>. Таким образом, муниципальная собственность и местные финансы, являясь составными частями экономической основы, представляют собой совокупность общественных отношений. А это означает, что и экономическая основа, состоящая из этих частей, представляет собой совокупность общественных отношений.
--------------------------------