Файл: Postovoy_N-V_uchebnik_Munitsipalnoe_pravo.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2020

Просмотров: 3762

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. В социальном смысле, по нашему мнению, муниципальную собственность можно рассматривать как имущество, используемое для повышения благосостояния жителей муниципального образования. Эту функцию выполняет и движимое, и недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию. Сюда входят и вещные, и обязательственные отношения, а также частично личные неимущественные отношения и интеллектуальная собственность. Собственность в юридической литературе иногда рассматривается в качестве объекта правоотношения. При этом объектом правоотношения называются "те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы правомочной стороны" <1>. В муниципальных правоотношениях правомочной стороной в первую очередь выступают жители муниципального образования, так как в соответствии с Конституцией РФ именно они обладают триадой правомочий: владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

--------------------------------

<1> Общая теория права: Учебник / Под ред. А.С. Питапкина. М., 1995. С. 249.


Безусловно, что благом собственность является тогда, когда она полезна "применительно к конкретным потребностям" <1>. Следовательно, при хорошем содержании муниципальная собственность выступает как благо для жителей, как имущество, приносящее пользу от его использования. В этом как раз и состоит ее социальный смысл.

--------------------------------

<1> Протасов В.Н. Правоотношение как система. М., 1991. С. 84.


Следует заметить, что муниципальная собственность в каждом из названных нами смыслов представляет собой единую систему элементов, логически последовательно расположенных, взаимосвязанных и взаимозависимых. Изначально собственность возникает как явление, не зависящее от субъективного права. Она была обусловлена фактической жизнью, а ее принадлежность регулировалась естественным, обычным правом, основанным на обычных, неоднократно повторяющихся действиях людей.

И только с появлением субъективного права, обусловленного наличием государства, формируется юридический смысл собственности, который назван "правом собственности", характеризующийся триадой правомочий собственника: владение, пользование и распоряжение имуществом. Очевидно, что собственность как экономическая категория, как совокупность отношений, первична по отношению к юридической категории "право собственности". Они с этой точки зрения соотносятся так же, как "отношение" и "правоотношение".

Собственность в политическом смысле возникает при наличии государства и права. Государство формирует волю о необходимости введения различных форм собственности и затем утверждает их в законах, конституциях и других нормативных актах. Собственность подразделяется по формам для обеспечения ее принадлежности определенным субъектам в целях определения объема их власти. Государство всегда обладает большим объемом собственности, а следовательно, и большим объемом власти. В Российской Федерации наибольшим объемом собственности наделена федеральная власть, далее как субъекты имущественных отношений (каждый в отдельности) следуют субъекты РФ. Последнее место по обладанию собственностью отведено муниципальным образованиям. Объем властных полномочий распределяется соответственно уровню системы власти. Наибольшей силой власти обладает Федерация, затем ее субъекты и, наконец, муниципальная власть.


Каждая из форм собственности обслуживает интересы определенной части населения.

Федеральная собственность предназначена для удовлетворения интересов всего общества в целом.

Собственность субъектов РФ обеспечивает реализацию интересов людей, проживающих в границах субъектов РФ.

Муниципальная собственность служит удовлетворению интересов жителей муниципального образования.

Частная собственность удовлетворяет интересы физических и юридических лиц.

Если рассмотреть все формы собственности во всех смыслах, то они в той или иной мере соприкасаются с одной целью - удовлетворение интересов граждан Российской Федерации. А согласно Конституции РФ власть должна проявлять заботу о благосостоянии граждан своей страны.

Мы видим, что в итоге все формы собственности во всех случаях взаимосвязаны и взаимообусловлены, а также подчинены в какой-то степени достижению единой цели - удовлетворению интересов граждан Российской Федерации. Они объединены в единую систему, состоящую из элементов, обеспечивающих надлежащее функционирование этой системы.

Другими словами, собственность - это система, состоящая из ряда взаимообусловленных, взаимосвязанных отношений (элементов), обеспечивающая удовлетворение общественных интересов в целом и интересов каждого субъекта в отдельности.

Чтобы достичь этой цели, необходимо обеспечить правильное, эффективное управление собственностью каждому из ее владельцев. Тогда система в целом будет функционировать удачно.

Конституция Российской Федерации закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Состав муниципальной собственности в Законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (2003 г.) разграничен по уровням территориальных образований.

I. В собственности поселений могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения;

2) автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда;

4) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения в границах поселения;


5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

6) объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, предназначенные для обеспечения первичных мер по тушению пожаров;

7) библиотеки;

8) имущество, предназначенное для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

9) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенные в границах поселения;

10) имущество, предназначенное для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

11) имущество, предназначенное для организации благоустройства и озеленения территории поселения, в том числе для обустройства мест общего пользования и мест массового отдыха населения;

12) имущество, предназначенное для сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

13) имущество, включая земельные участки, предназначенное для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения;

14) имущество, предназначенное для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

16) обособленные водные объекты на территории поселения;

17) леса, расположенные в границах населенных пунктов поселения;

18) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения.

II. В собственности муниципальных районов могут находиться:

1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района;

2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания;

3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района;

4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля;

5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района;

6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;

7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время;


8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов;

9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов;

11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг;

12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы;

13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации;

14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами;

15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района;

16) имущество, предназначенное для создания, развития и обеспечения охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории муниципального района.

III. В собственности городских округов могут находиться все виды имущества, перечисленные в пунктах I и II.

IV. В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений либо не относящееся к видам имущества, перечисленным в пунктах I и II, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.

Таким образом, муниципальная собственность впервые разграничена в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (2003 г.), что является новым законодательным достижением. Законодатель предпринял попытку, нацеленную на достижение соответствия компетенции различных уровней местного самоуправления их материальным возможностям. Если нормы Закона будут реализованы на практике, то местное самоуправление окажется жизнеспособным. Помимо этого, чтобы что-то распределять, нужно развивать реальный сектор экономики, т.е. производство и торговую сферу. На сегодняшний день никаких мер в данном направлении не предпринято. Происходит законодательный процесс разделения того, что еще не создано фактически.


Иначе говоря, нет экономической основы, нет и местного самоуправления.

Конечно же, в Законе имеется неопределенность. Она состоит в том, что в собственности поселений, муниципальных районов, городских округов "могут находиться" имущество движимое и недвижимое. Реальная жизнь, история становления и развития местного самоуправления свидетельствуют о том, что такого имущества как раз и нет в собственности подавляющего большинства муниципальных образований.

Закон приводит довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для решения задач.

Согласно ст. 215 ГК РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.


§ 3. Правовое регулирование отношений

муниципальной собственности


Правовое регулирование отношений муниципальной собственности осуществляется на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований. При этом оно осуществляется в рамках конституционного законодательства Российской Федерации и ее субъектов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, решений органов местного самоуправления.

Среди федеральных законов особое место занимает Гражданский кодекс Российской Федерации, закрепивший ряд норм, устанавливающих право муниципальной собственности, управление ею. Нормы, регулирующие отношения муниципальной собственности, закреплены также, как уже отмечалось, в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (2003 г.).

Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Такая попытка была предпринята в начале 1990-х годов. В частности, порядок формирования муниципальной собственности был предусмотрен в Постановлении Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <1>.

--------------------------------

<1> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 3. Ст. 39.


В соответствии с приложением N 3 к названному Постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов. Это жилищный и нежилой фонд, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.