Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4544

Скачиваний: 121

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

хартия - частично продолжал свою жизнь в другой ипостаси.  Дело  в  том,  что  еще  в  ходе  работы  Женевской

конференции по выработке Устава Международной торговой организации 23 государства провели переговоры  о

тарифных уступках, определяемые как "первая тарифная конференция".

--------------------------------

<1> Subedi Surya P. The Road from Doha. The  Issues  for  the  Development  Round  for  the  WTO  and  Future

International Trade // International & Comparative Law Quarterly. 2002. Vol. 52. April. P. 427.

<2> В то же время важно подчеркнуть, что в 1980-е гг. имело место обсуждение вопроса  о  присоединении

к

ГАТТ

 Советского Союза. См.: Шумилов В.М. Генеральное соглашение о тарифах и торговле в  международных

торгово-экономических  отношениях  //  Советское  государство  и   право.   1988.   N   9;   Он   же.   Эффективная

взаимность: концепция протекционизма и дискриминации // Внешняя торговля. 1986. N 4.

Создание в свое время правового фундамента ВТО-ГАТТ связывается с принятием по завершении  второй

сессии   Подготовительного   комитета   Конференции   ООН   по   торговле   и   занятости   30   октября   1947   г.

Заключительного

акта

,  к  которому  было  приложено  соглашение,  включившее  в  себя  фрагмент  положений

Хартии (ч. IV). Об этом дословно говорит

п. 4 ст. II

 Марракешского соглашения 1994 г. Именно упомянутая часть

Гаванской   хартии   вошла   затем   в   историю   как   текст

ГАТТ

.   Государства   -   участники    второй    сессии

Подготовительного комитета Конференции ООН по торговле и занятости 30  октября  1947  г.  подписали,  кроме

того, в качестве еще одного  приложения  к  Заключительному

акту

 Протокол о  временном  применении

ГАТТ

. С

момента  вступления

ГАТТ

 в силу, с 1 января 1948 г.,  договаривающиеся  государства  обязывались  соблюдать

общие принципы гл. I - IV и IX Гаванской хартии, придав тем  самым

ГАТТ

 юридически обязательный, по мнению

многих, характер. Для государств, которые присоединялись  к

ГАТТ

 в последующем, их связанность  правилами

ГАТТ

  обеспечивалась  соответствующими  протоколами  о  присоединении.  Согласно  Протоколу  о  временном

применении ГАТТ  положения  его  ч.  II  (

ст. ст.  III

 -

XXIII

)  подлежали  применению  "в   максимальной   степени,

совместимой с национальным законодательством".

Надо  сказать,  что  в  вопросе  оценки  юридической  силы   правил

ГАТТ

  взгляды   современных   ученых

расходятся. Если большинство  исходят  из  обязательности

ГАТТ

, непосредственно следуемой из  Протокола  о

временном применении, который придал его положениям  юридическую  силу  <1>,  то  некоторые  остерегаются

прямо высказываться на этот счет, "выводя" в то же время косвенно  обязательный  правовой  характер

ГАТТ

 из

элементов его институционализации и признания

ГАТТ

 в качестве "квазимеждународной организации" <2>. Надо

заметить, что с течением времени точки зрения меняются.  В  частности,  в  вышедшей  в  2014  г.  новой  версии

книги И.В. Зенкина  применительно  к  юридической  квалификации

ГАТТ

 уже без каких бы то ни  было  оговорок

последнее именуется "международной организацией", а не "квазиорганизацией" <3> или чем-либо иным.

--------------------------------

<1> См., например: Шумилов В.М. Международное публичное экономическое право. М., 2001. С. 120.

<2> Такова точка зрения И.В. Зенкина, А.А. Ковалева, И.И. Лукашука  (см.:  Зенкин  И.В.  Право  Всемирной

торговой организации: Учеб. пособие. М., 2003. С. 18 - 20; Ковалев А.А. Международное экономическое  право  и

правовое регулирование  международной  экономической  деятельности.  М.,  2007.  С.  220,  221;  Лукашук  И.И.

Международное право. Особенная часть: Учебник. М., 2005. С. 229, 230).

<3> См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., 2014. С. 5 - 10.

Наряду  с  этим  в  литературе  присутствует  и  противоположная  позиция.  Так,   А.Г.   Богатырев   и   И.А.

Шулятьев   отмечают,   что   "положения    большинства    норм

ГАТТ-1947

   не   носили   строго   обязательного

юридического  характера",  и  обосновывают  это  суждение  непосредственно  вышеприведенным   требованием

совместимости с нормами национального законодательства государств-участников при применении

ГАТТ

 <1>. В

данном случае, думается, цитируемый фрагмент свидетельствует  о  другом  явлении  -  об  отсутствии  прямого

действия правил

ГАТТ

 в национальных правопорядках договаривающихся государств, которое в принципе могло

бы иметь место, если бы стороны выразили на то свою волю, но которое  даже  сегодня  в  условиях  "прописки"

ГАТТ

 в праве ВТО безусловным образом  не  имеет  места,  о  чем  еще  пойдет  речь  ниже  как  о  специальном

предмете.  Есть  даже  мнение,  согласно   которому

ГАТТ

  вообще  не  является  договором.  В  частности,  Н.Г.

Доронина  и  В.С.  Лавренов  пишут:  "

ГАТТ

  1947  г.  не  являлось  международным  договором,   а   объединяло

государства, присоединившиеся к Протоколу предварительного согласования, подписанному 30 октября 1947 г."

<2>.

--------------------------------

<1>  См.:  Богатырев  А.Г.,  Шулятьев  И.А.

Урегулирование   международных   торговых   споров

 в  рамках

Всемирной торговой организации (ВТО) // Современный юрист. 2014. N 2. С. 56 - 75.

<2> Доронина  Н.Г.,  Лавренов  В.С.

Всемирная  торговая  организация

: история  становления  и  правовые

аспекты вступления // Журнал российского права. 2004. N 11.

Стоит подчеркнуть, что,  не  будь  у  государств  восприятия  предписаний

ГАТТ

 как обязательных,  оно  не

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  5 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

просуществовало бы почти 50  лет  вплоть  до  учреждения  ВТО.  Здесь,  конечно,  дело  в  другом  -  отнюдь  не

вышеупомянутая    "дедушкина    оговорка",    названная    так    американцами,    послужила    якобы     причиной

необязательности

ГАТТ

 и в целом его недостатков.

ГАТТ

 являло собой фрагмент содержания Гаванской хартии

и,   следовательно,   обладало   пробельностью   содержания,   действительно   имея   временный    характер    с

юридической точки зрения, т.е.  было  рассчитано  на  период  до  принятия  Гаванской  хартии.

ГАТТ

 никогда  не

было  представлено  на  внутренние  процедуры  ратификации  в  государствах-участниках;   оно   должно   быть

отнесено,  согласно  квалификации  французских  авторов,   к   категории   "договоров

в  упрощенной   форме

"

(практика  Франции)  или

исполнительных     соглашений

  (практика  США)  <1>.  Однако  при  этом  нелишне

заметить, что в  соответствии  с  теорией  и  практикой  реализации  норм  международного  права  юридическая

обязательность международного договора далеко не всегда  обусловлена  ратификацией  -  существует  немало

соглашений,  которые  обладают  юридической  силой,  будучи  только  подписанными,   если   сам   договор   не

предусматривает иного (выражения согласия с его юридической  обязательностью  путем  ратификации).  Таким

образом,   имеет   значение   не   форма   (упрощенная   или   традиционная,   "классическая")    международного

соглашения, а способ,  которым  субъект  международного  права  выражает  свое  согласие  с  обязательностью

международного договора. Наконец, само положение, на которое ссылаются А.Г. Богатырев и И.А.  Шулятьев,  в

буквальном прочтении не может привести  к  выводу  об  отсутствии  юридической  обязательности  соглашения

(ГАТТ)

, поскольку в нем говорится о "применении" норм международного  соглашения  "в  степени,  максимально

совместимой  с  действующим  законодательством"  государств,  из  чего  вытекает,  что   вряд   ли   Протокол   и

договаривающиеся стороны закладывали в его  содержание  "необязательное"  применение  акта.  Другое  дело,

что подписание самого Генерального соглашения так  и  не  произошло,  несмотря  на  то,  что  такая  процедура

назначалась на 24 марта 1948  г.  И  если  бы  для  обоснования  отсутствия  юридической  обязательности

ГАТТ

использовался этот факт, с основами подобной аргументации, пожалуй, можно  было  бы  согласиться.  Следует

также  принять  во  внимание  и  еще  одно  обстоятельство,   которое   в   принципе   раскрывает   "врожденные"

недостатки

ГАТТ

:  "дедушкина  оговорка"  служила  особым  международно-правовым   средством   консервации

любого ранее  принятого  национального  закона  договаривающихся  государств,  противоречащего

ч. II

 ГАТТ, в

том  числе  его  "стержню"  -  принципам  наибольшего  благоприятствования  и  национального  режима,  что  не

замедлило со временем сказаться на  поисках  изменений  в  регулировании  многосторонней  торговли,  прежде

всего  институциональных,  и  в  конечном  итоге  усилении  стремлений  к  созданию   международной   торговой

организации.    Наряду    с    этим    "дедушкина    оговорка"    подрывала    эффективность    достижения    целей

рассматриваемого международного соглашения.

--------------------------------

<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 41.

В  настоящее  время  довольно  расхоже  утверждение,  будто  ВТО  является  преемницей  ГАТТ   <1>.   В

частности, Д. Карро и П. Жюйар пишут: "С появлением ВТО 31 декабря 1994 г. Генеральное

соглашение

de facto

прекратило  свое  существование:  все  государства  -  участники  ГАТТ  стали  членами  ВТО;  необходимость   в

существовании ГАТТ-институции отпала". Иными словами,  авторы  исходят  из  наличия  применимости  к  ГАТТ

качества "институции", прямо именуя явление подобным образом <2>.

--------------------------------

<1>  См.,  например:  "ВТО  является  правопреемницей  ГАТТ"  (Зенкин  И.В.  Право  Всемирной  торговой

организации. М., 2014. С. 12).

<2>  См.:  Карро  Д.,  Жюйар  П.  Указ.  соч.  С.  40.  Аналогичные   подходы   существуют   и   в   российской

литературе (см.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., 2014. С. 12).

Разумеется,   такого   рода   тезисы   требуют   категорических   возражений:   никогда   за    время    своего

существования - ни в начале, ни в конце - ГАТТ не формировало международную  организацию,  даже  невзирая

на появившиеся в ходе реализации договора "элементы институционализации". В пользу этого  свидетельствует

ряд  фактов:  во-первых,  международная  организация  может  получить  качество  правосубъектности,  права  и

обязанности  в  порядке  правопреемства,  став  "организацией-последовательницей/преемницей",  лишь   после

другой

организации

, в то время как нигде в

ГАТТ

 не упоминается ни о создании с его помощью  международной

организации, ни о перспективах "перерастания" в организацию, ни о "государствах-членах" - участники  договора

именуются, как и положено в случае  "обычных"  международных  соглашений,  договаривающимися  сторонами.

Во-вторых, статус "временного соглашения",  который  сохранялся  у

ГАТТ

 до последнего этапа  существования,

по своей сути противоречит идее его квалификации в качестве международной организации.  В-третьих,  именно

настойчивость усилий государств -  участников

ГАТТ

 как сторон международного договора в течение многих  лет

(в том числе и в ходе Уругвайского раунда (с сентября 1986 г. по декабрь 1993  г.))  довести  дело  до  победного

конца и учредить ВТО доказывает отсутствие в международных торговых отношениях на  протяжении  большого

отрезка  времени  соответствующей  международной  институции.  Следовательно,  связывать  с

ГАТТ

 наличие

какого-либо    международного    образования,    права    и    обязанности    которого    затем    якобы    оказались

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  6 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

"приобретенными  в  порядке  правопреемства"  другим  межгосударственным  образованием  -   ВТО,   в   целом

ошибочно, хотя официальный подход кругов, имеющих отношение к ВТО, иной <1>.

--------------------------------

<1> В частности, материалы, присутствующие на официальном  сайте  ВТО,  без  оговорок  трактуют  ГАТТ

как               организацию,               являющуюся               ее               предшественницей               (см.:               URL:

http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/wto_dg_stat_e.htm (дата обращения: 10.10.2014)).

Есть и "промежуточная" точка зрения, будто ГАТТ превратилось в  "параорганизацию".  М.М.  Богуславский

считает даже, что это есть пример "типичной параорганизации". Данную  позицию,  судя  по  всему,  разделяет  и

Г.М.   Вельяминов.   По   крайней   мере   он   не   оспаривает   ее   и,   отталкиваясь   от   ГАТТ,    квалифицирует

параорганизацию     как     учреждение     "без     формальной     институционализации,      без      международной

правосубъектности, но с определенной формализацией деятельности, даже процедурой принятия обязывающих

решений" <1>.

--------------------------------

<1> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс):  Учебник.  М.,

2004. С. 157.

В пользу сомнительности трактовки ГАТТ как организации - предшественницы ВТО  свидетельствует  и  то,

что

Соглашение

 о  ВТО  expressis  verbis  разграничивает

ГАТТ-1947

 и

ГАТТ-1994

:  "Генеральное

соглашение

 по

тарифам  и  торговле   1994   года,   приведенное   в

приложении    1A

...   является   юридически   отличным   от

Генерального

соглашения

 по тарифам и торговле от 30 октября 1947 г., приложенного к Заключительному

акту

...

с последующими уточнениями,  дополнениями  или  изменениями"

(п. 4 ст. II)

. Наконец, исходя из  предыстории

ГАТТ и  всего  вышесказанного,  договаривающиеся  государства  никогда  не  предполагали  посредством  ГАТТ

выступать вовне в качестве единой  общности,  а  целостность,  единство,  наличие  общей  воли,  относительно

автономной от воли государств-членов, и есть один из главнейших признаков международной организации  и  ее

международной правосубъектности. Следовательно, встречающиеся  сегодня  тезисы  об  идентификации  ГАТТ

как международной организации не учитывают  подобных  критериев,  а  это,  несомненно,  является  серьезным

упущением в обосновании выдвигаемых утверждений.

Итак,  строительство  третьей  опоры  в  здании  мировой  валютно-финансовой  и   торгово-экономической

системы завершилось лишь 15 апреля 1994 г. с  подписанием

Соглашения

 о ВТО (после благоприятного исхода

переговоров Уругвайского раунда в Женеве 15 декабря 1993 г.).

Основные вехи на пути создания ВТО <1> связаны, с  одной  стороны,  с  либерализацией  международной

торговли и реализацией, в частности, многостороннего регулирования тарифных и нетарифных мер, в том числе

последовательного  снижения  таможенных  тарифов  и  закрепления  сниженных  ставок,  а  также  нетарифных

ограничений  импорта,  особенно  количественных  ограничений   <2>,   на   базе   закрепленных   в

Соглашении

принципов; а с другой стороны, с внедрением и укоренением элементов институционализации, так  как  ГАТТ  не

предусматривало создания каких-либо органов для наблюдения и руководства  по  осуществлению

Соглашения

.

Но  в  результате  возникшей  практики  созыва  несколько  раз  в  год   сессий   договаривающихся   сторон   для

обсуждения текущих вопросов, связанных с действием

Соглашения

, и особенно ввиду постепенного увеличения

числа участников ГАТТ (с 23 государств в 1947 г. и 26 - в 1961 г. до 62 государств в 1967 г. и 128 - в  1994  г.  <3>)

потребовалось  внести  в   практику   осуществления   торгового   сотрудничества   в   рамках   ГАТТ   изменения,

выразившиеся в появлении некоторых органов.  Например,  возникший  еще  во  время  Гаванской  конференции

аппарат Временной комиссии  Международной  торговой  организации  фактически  превратился  в  Секретариат

ГАТТ;  созданы   были   также   постоянно   действующие   комитеты   (по   торговле   и   развитию,   по   торговле

промышленными товарами, по сельскому хозяйству) и ряд других вспомогательных органов <4>. Важный с точки

зрения  обсуждаемого  вопроса  о  статусе  ГАТТ   момент:   наличие   Секретариата   как   формального   органа

требовало решения о месте  его  нахождения,  вследствие  чего  было  заключено  специальное  соглашение  со

Швейцарией о местопребывании ГАТТ, а  это,  как  известно,  -  традиционная  черта,  присущая  характеристике

юридической личности и функционированию международных организаций. Это обстоятельство в совокупности с

другими  обусловило  еще  один   взгляд   на   природу   ГАТТ,   который   сводится   к   тому,   что   речь   идет   о

"квазимеждународной организации" <5>. Такое предположение вряд ли можно  поддержать  прежде  всего  из-за

лингвистической  (но  в  конечном  итоге   обладающей   колоссальным   юридическим   значением)   неточности:

выражение "квазимеждународная организация" в буквальном смысле означает, что  речь  идет  об  организации,

имеющей  не  строго  международный,  а  "подобный  международному"  характер.  Между  тем   международную

сущность ГАТТ никто не оспаривает. Главной же в обсуждаемой проблеме является дилемма  "организация  или

нет". Следовательно, латинская частица "квази" (quasi - как будто, наподобие, словно, как если бы) должна была

бы быть поставлена перед словом  "организация",  в  результате  чего  вариант  квалификации  "международная

квазиорганизация" выглядел бы по-настоящему предметно, хотя и он не мог претендовать на неоспоримость.

--------------------------------

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  7 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

<1> Подробнее об истории ГАТТ - ВТО см., например: Grasstek C. Van. The History and Future  of  the  World

Trade Organization. WTO. Geneva, 2013.

<2> См.: Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс).

<3> Этот процесс активно продолжается и сегодня: в 2003 г. в ВТО состояло 146 государств, в 2015 г. - уже

162.

<4> См.: Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс  (Академический  курс).  С.  157;

см. также: Шумилов В.М. Международное экономическое право: Учебник для магистров. 6-е изд. М., 2014. С. 364

- 368.

<5> См.: Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации: Учеб. пособие. М., 2003. С. 18 - 19.

Специалисты, анализирующие создание и эволюцию  ГАТТ,  акцентируют  внимание,  как  уже  отмечалось

ранее, на том, что в ГАТТ с самого начала не предусматривалось создания каких-либо органов для  наблюдения

и   руководства   по   осуществлению

Соглашения

  и   лишь   потом   стали   появляться   некоторые   элементы

институционализации. Вместе с тем нормальным и обычным для практики межгосударственного сотрудничества

является то, что осуществление международных договоров не  требует  учреждения  каких-либо  органов,  если,

правда, таковые специально не предусматриваются самим  договором  (комитеты,  комиссии,  трибуналы  и  т.д.,

как это нередко имеет место, скажем, в случае действия  международных  соглашений  в  области  защиты  прав

человека, а также иных соглашений). В итоге стремление во что бы то ни стало "институционализировать" ГАТТ,

придать   ему   характер    организации,    т.е.    субъекта    международного    права,    кажется    надуманным    и

тенденциозным.  Здесь  важно  указать  один  принципиальный  признак  международной   институции,   который

отсутствовал на протяжении всего времени существования ГАТТ: наличие воли, относительно обособленной  от

воли государств-членов. Никогда ГАТТ не выступало вовне со своим волеизъявлением - торговые переговоры  в

рамках   многосторонней   системы   велись   собственно   государствами   -   договаривающимися    сторонами

Соглашения

.

Итак,  помимо  процессов  фрагментарной,  точечной   институционализации   ГАТТ,   главные   события   в

развитии системы многостороннего торгового сотрудничества в рамках ГАТТ  до  образования  ВТО  в  принципе

касаются  проведения  так  называемых  раундов  многосторонних  переговоров  на   периодически   созываемых

тарифных конференциях, в результате  которых  происходило  закрепление  снижения  таможенных  тарифов,  а

также решение иных вопросов, касающихся методологии тарифного и  нетарифного  регулирования  ("линейное"

снижение  тарифов,  "нетарифные  барьеры",  таможенная  оценка   товаров,   антидемпинговое   и   техническое

регулирование),  особенностей  сотрудничества  с  ЕЭС  и  др.  В  частности,  начиная  с  1970-х   гг.   предметом

многосторонних торговых переговоров, помимо таможенных тарифов, стали также меры защиты  национального

рынка <1>.  В

ГАТТ-1947

 как акт, лежащий  в  основе  регулирования  многосторонней  торговли,  соглашениями,

принятыми в ходе Токийского раунда переговоров (1979 г.), были внесены изменения и дополнения, связанные с

достигнутым уровнем международно-правового сотрудничества в области регулирования  внешнеэкономических

связей <2>.

--------------------------------

<1> См.: Шумилов В.М. Эффективная взаимность: концепция протекционизма и дискриминации // Внешняя

торговля. 1986. N 4.

<2> См.: GATT: Multilateral Trade Negotiations Final Act Embodying the Results of the Uruguay Round  of  Trade

Negotiations. Marrakesh, April 15, 1994 // International Legal Materials. 1994. Vol.  XXXIII.  N.  5.  P.  1125  -  1272;  см.

также: Доронина Н.Г., Лавренов В.С.

Указ. соч.

К моменту окончательного формирования организации состоялось восемь раундов переговоров: в Женеве

(Швейцария) в 1947 г.; в Аннесси (Франция) в 1949 г.; в Торки (Великобритания) в 1950 г.; в Женеве  в  1956  г.;  в

Женеве (Диллон раунд) в 1960 - 1961 гг.; в Женеве (Кеннеди-раунд) в 1964 - 1967 гг.; в Токио (Токийский раунд) в

1973 - 1979 гг.; в Пунта-дель-Эсте, Уругвай (Уругвайский раунд) в 1986 - 1993 гг. <1>.

--------------------------------

<1> На русском языке документы Уругвайского раунда опубликованы в: Всемирная  торговая  организация.

Документы и комментарии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2001.

Многими авторами отмечается большое значение последнего из указанных раундов не только  для  общей

институционализации многостороннего торгового сотрудничества и реализации цели, сформулированной еще  в

1945 г., но и для преодоления узких рамок самой  торговли  в  сторону  ее  расширения  до  включения  в  объект

регулирования услуг, исключительных прав интеллектуальной собственности, инвестиций и др.  Оценивая  итоги

последнего раунда, Г.М. Вельяминов подчеркивает, что "этот раунд стал эпохальным в эволюции ГАТТ.  Все  его

организационные   функции   перешли    к    созданной    системе    Всемирной    торговой    организации    (ВТО),

функционально  далеко  перекрывающей  регулирование  торговли   товарами,   как   было   в   рамках   ГАТТ,   и

распространяющей  это  регулирование  на   торговлю   услугами,   торговые   аспекты   прав   интеллектуальной

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  8 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

собственности, на торговые аспекты инвестиционных мер, на нетарифные барьеры в торговле и т.д." <1>. Таким

образом, знание истории возникновения и генезиса ГАТТ многое объясняет в обосновании ответов на вопросы о

его природе и статусе, а также тезисов, лежащих  в  основе  занимаемой  позиции  в  отношении  признания  или

отрицания качеств ГАТТ сугубо по юридическим признакам считаться международной организацией.

--------------------------------

<1> Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс). С. 158.

С образованием ВТО практика проведения переговоров в формате  раундов  не  закончилась:  в  2001  г.  в

рамках 4-й Конференции министров ВТО в г. Доха (Катар) был открыт девятый раунд  переговоров,  получивший

различные наименования (Дохийский раунд, Раунд тысячелетия, Миллениум-раунд, Раунд развития и т.п.), а  на

9-й Конференции министров  на  Бали  (3  -  7  декабря  2013  г.,  Индонезия)  был  поставлен  главный  вопрос  о

реализации  целей,  сформулированных  Дохийским  раундом,  в  частности  в  области  смягчения  усилившихся

противоречий  между  развитыми   и   развивающимися   странами,   достижения   "общего   доступа"   на   рынки

сельскохозяйственных  товаров,  сокращения  мер  господдержки  и  бесквотного  доступа  на   рынки   наименее

развитых из развивающихся стран. К слову  сказать,  "благие"  для  развивающихся  стран  цели  так  и  не  были

достигнуты,  что  послужило  причиной  негативных  оценок  результатов   Дохийского   раунда,   да   и   в   целом

квалификации его как провалившегося.

В ходе  Уругвайского  раунда  новая  редакция

ГАТТ-1994

 по сравнению с  первоначальным  (уже  и  ранее

изменявшимся) текстом

ГАТТ-1947

 приобрела принципиально более твердые условия соблюдения

Соглашения

:

национальное внешнеэкономическое законодательство должно полностью (ранее  -  "в  максимальной  степени")

соответствовать

ГАТТ

,   а   некоторые   специальные    договоренности,    действовавшие    лишь    для    ряда

стран-участниц, о применении отдельных статей

ГАТТ

 стали обязательными для всех стран - членов ВТО.

Для  государств,  присоединяющихся  к  соглашениям  ВТО  сегодня,  нет  способа  избежать  юридической

обязательности каких-либо договоров, входящих  в  пакет  соглашений  ВТО,  путем  их  исключения  для  себя  -

вступление в организацию возможно только путем присоединения ко  всем  "охваченным  соглашениям",  вместе

взятым (как к пакету соглашений). Заметим, однако, что это требование не распространяется  на  особую  группу

специфических  международно-правовых  актов,  к  которым  относятся  "соглашения   с   ограниченным   числом

участников", выходящие за рамки "охваченных соглашений".

Несмотря на то что сказанное выше характеризует нетипичность для обычного  международного  договора

административно-организационного  "обрамления",  созданного  с  годами  в  ГАТТ,   согласиться   с   трактовкой

отождествления его  с  организацией  и  даже  с  "параорганизацией"  нельзя,  поскольку  и  первому,  и  второму

варианту свойственно  функционирование  в  качестве  некоей  "общности",  "целостности"  (либо  их  подобия  в

случае  "параорганизации",  наличие  возможности  и  способности  выражать  вовне  свою   собственную   волю,

отличную от воль государств-членов, и т.п., чего в ГАТТ ни в начале,  ни  в  конце  его  существования  не  было.

Указанная  квалификация  стала  реальной  лишь  с  созданием  ВТО.  Учреждение  ВТО  в  определенной  мере

"подталкивалось" объективными процессами, в числе которых нарастание  различных  по  природе  и  характеру

недостатков

ГАТТ

 и последствий их действия. Как указывают французские ученые Д.  Карро  и  П.  Жюйар,  есть

недостатки ГАТТ, заложенные при учреждении, и  недостатки,  приобретенные  в  процессе  его  существования.

Во-первых,

ГАТТ

 является "усеченной"  версией  Гаванской  хартии.  Хартия  содержала  поистине  новаторские

положения, касающиеся занятости и экономической  деятельности,  экономического  развития  и  реконструкции,

ограничительной    торговой    практики    и    межправительственных    соглашений    по     сырьевым     товарам;

институционного  механизма   Международной   торговой   организации.   Во-вторых,

ГАТТ

  изначально  присущ

временный   характер    (ставший    постоянным).    В-третьих,

ГАТТ

   нельзя   квалифицировать   как    договор,

заключенный  в   надлежащей   форме,   поскольку

Соглашение

  так  и  не  было  представлено  на   внутренние

процедуры ратификации в государствах-членах. Юридически оно могло быть отнесено к  категории  договоров  в

упрощенной форме (такова практика Франции) или "исполнительных" соглашений (практика США).  В-четвертых,

в

ГАТТ

  не  предусматривалось  институциональной  структуры.  В-пятых,  недостаточная  репрезентативность  -

первоначально   участниками

Соглашения

  были  23  государства.  В-шестых,   отсутствие   прямого   эффекта;

неясность и неточность формулировок; отсутствие безусловности обязательств что-либо делать или не  делать;

неспособность изменять внутреннее законодательство государств-участников. К "приобретенным"  недостаткам

ГАТТ

 авторы относят: 1) дифференцированный правовой режим, который впервые обозначился в 1955  г.,  когда

ГАТТ  предоставило   США   право   на   исключительное   отступление   от   норм

Соглашения

,    разрешающее

ограничивать импорт сельскохозяйственных товаров. В результате  торговля  сельскохозяйственными  товарами

фактически вышла из-под сферы регулирования

ГАТТ

. То же самое произошло и с торговлей текстилем (Accord

Multifibres  -  AMF,  1974  г.);   2)   мозаичность

ГАТТ

  по  причине  отсутствия  взаимности   во   взятых   на   себя

обязательствах.  Указанная  "мозаичность",  а  также  характер  главного  документа   по   торговле   товарами   и

вытекавшие из его положений обязательства  участников  как  "ГАТТ  по  желанию"  и  т.п.  черты  имевшегося  в

действии

ГАТТ

  регулирования  <1>  представляют  резкий  контраст   по   сравнению   с   ныне   существующим

состоянием, когда при значительно разросшемся пакете  соглашений  в  праве  ВТО  установлена  иерархия  его

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  9 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)