Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2020

Просмотров: 4400

Скачиваний: 120

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

норм, которая выражена легально, т.е. закреплена в соответствующих предписаниях ВТО.  Так,  для  ситуации  с

многосторонними  соглашениями  по  торговле  товарами  в  случае  коллизии  между  положением

ГАТТ-1994

 и

положением   другого   соглашения,   содержащегося    в

приложении    1A

  к  Соглашению  о  ВТО  (в   котором

перечислены   именно   упомянутые   многосторонние   соглашения),   положение   другого    соглашения    имеет

преимущественную силу для разрешения указанной коллизии.

--------------------------------

<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 40 - 44.

Есть  и  более  общие  принципы,  которые  справедливо  выделяются  в   отечественных   публикациях.   В

частности, устанавливается, что если внутреннее право будет противоречить  в  каком-то  вопросе  компетенции

ВТО,  то  будет  действовать  норма  права  ВТО,  а  норма  внутреннего   права   должна   быть   изменена   <1>.

Соглашение о  ВТО  предусматривает  решение  коллизии  между  его  положениями  и  положением  любого  из

многосторонних торговых  соглашений,  в  том  числе

ГАТТ

:

п. 3 ст. XVI

 указывает, что  в  отношении  указанной

коллизии имеет преимущественную силу положение

Соглашения

 о ВТО. В случае коллизии между нормой

ГАТТ

и нормой другого Многостороннего торгового

соглашения

 из пакета соглашений ВТО, присутствующих в перечне

приложения 1A

, верховенство будет иметь последняя.

--------------------------------

<1> См.: Внешнеторговая энциклопедия / Под ред. С.И. Долгова. М., 2011. С. 383.

В то же время в продолжение верных оценок,  относящихся  к  характеристике  права  ВТО,  следует  такая

констатация: "Развитие права ВТО - процесс, с одной стороны, объективный, а с другой  стороны,  управляемый.

Недостаток    договорно-правового    регулирования    в    международной     торговой     системе     восполняется

международно-правовыми  обычаями,  нормами  мягкого  права,  транснациональным  правом"  <1>.   Подобные

утверждения  вряд  ли  можно  поддержать:  во-первых,  "управляемость"   и   "недостаток   договорно-правового

регулирования"  как-то  не  очень  вяжутся  друг  с  другом;  а   во-вторых,   объединение   в   одну   группу   таких

разноплановых  позиций  -  "мягкого  права",  "транснационального  права"  да  еще  и   "международно-правовых

обычаев" без каких-либо пояснений - затруднительно сколько-нибудь серьезно воспринять <2>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 384.

<2> В то же время в указанной работе наряду со спорными высказываниями встречаются и справедливые:

"Многие нормы и институты права ВТО становятся императивными, или когентными (т.е. приобретают силу норм

jus  cogens).  В  праве  ВТО  зарождается  большой  блок  процессуальных  норм,  сильны  элементы   и   техника

прецедентного  права  (влияние  англосаксонского  права)..."  (Внешнеторговая  энциклопедия  /  Под   ред.   С.И.

Долгова).

2. ВТО - основная международная организация

в сфере многосторонней международной торговли

В   международной   системе   многосторонней   торговли   вместе   с   ВТО   появилась   международная   -

межгосударственная  институция.  Помимо  "самоговорящего"   названия   международного   договора,   которым

конституирована ВТО, -  Марракешское

соглашение

 об учреждении Всемирной торговой организации,  о  данном

факте непосредственно  свидетельствует  также  и  текст  соглашения.  В  его

ст. I

  ("Учреждение  Организации")

записано: "Настоящим учреждается Всемирная торговая организация (в дальнейшем именуемая "ВТО")".  Таким

образом,  как  указывается  в  публикациях  самой  организации,  ВТО  имеет  нормативную  основу  -  ее   нормы

заключены в принятых соглашениях <1>.  И,  пожалуй,  это  самое  главное  отличие  ВТО  от  всех  предыдущих

организаций, в том  числе  более  раннего  этапа  существования  ГАТТ.  ВТО  в  нынешних  условиях  выступает

единственной универсальной организацией, обеспечивающей  функции  центра  регулирования  международной

торговли.  Она  представляет  собой  классический  образец  межгосударственной  институции,  построенной   на

началах   членства   и   юридического   равенства   прежде   всего   государств,   а    также    особых    участников

международной торговли - таможенных территорий.

Пункт 1 ст. XII

 Соглашения о ВТО предусматривает: "Любое

государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих  внешних

торговых  отношений  и  в  других  вопросах,  предусмотренных   в   настоящем

Соглашении

  и  Многосторонних

торговых соглашениях, может  присоединиться  к  настоящему

Соглашению

 на условиях,  согласованных  между

таким  государством  или  территорией  и  ВТО.  Такое  присоединение   действует   в   отношении   настоящего

Соглашения

  и  приложенных  к  нему  Многосторонних  торговых  соглашений".  В  качестве   упомянутого   рода

участников - таможенных территорий - фигурируют Тайвань, Макао, Палестина, а также ЕС  как  интеграционное

объединение  с  наличием  соответствующей  "таможенной  территории"  <2>.   В   свое   время   из-за   слишком

затянувшегося периода одобрения вступления в члены ВТО Российской Федерации  ею  была  сформулирована

позиция  (по  согласованию  с  соответствующими  государствами)  о  совместном  вступлении   в   ВТО   России,

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  10 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

Республики Беларусь и Республики Казахстан  как  таможенной  территории,  образуемой  Таможенным  союзом

трех перечисленных стран. Эта идея не была  реализована,  однако  о  ней  стоит  упомянуть,  так  как  подобная

форма вступления могла повлиять на дальнейшее развитие событий.

--------------------------------

<1>                  См.:                  Understanding                  the                  WTO.                   Basics.                   (URL:

http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/utw_chap2e.pdf (дата обращения: 11.10.2014)).

<2>  В

п. 2  ст.  XXIV

  ГАТТ  определено,  что  под  таможенной   территорией   понимается   территория,   в

отношении которой "действуют отдельные тарифы или другие меры регулирования торговли для  существенной

части торговли такой территории с другими территориями".

В западной литературе ВТО причисляют к категории  так  называемых  members-driven  organization,  или  a

rules-based organization. Это означает, что деятельность и управление в институции основываются  на  принятии

решений непосредственно членами в рамках создаваемых  органов  согласно  установленным  (учредительным)

документам. Данная  терминология  призвана,  с  одной  стороны,  отразить  наметившуюся  в  XX  в.  тенденцию

именовать некоторые межгосударственные образования наднациональными, а  с  другой  -  дифференцировать,

так сказать, классические и наднациональные организации <1>.

--------------------------------

<1>    См.:    Ануфриева    Л.П.    К    вопросу    о    правосубъектности    международных     организаций     и

"наднациональности" в международном праве // Альманах кафедры международного права Ceteris Paribus / Отв.

ред. Е.А. Бекяшев. М., 2012. Вып. 3. С. 31 - 47.

В этом отношении характерны акценты, которые нередко делаются исследователями  при  характеристике

ВТО. Самой главной чертой выступает отсутствие у нее наднациональности. В частности,  А.С.  Смбатян  пишет:

"Прежде    всего    в    качестве    институциональной    особенности    следует    выделить    отсутствие    у    ВТО

наднациональных  полномочий.  Ее   высшими   органами   не   могут   быть   наложены   санкции   в   отношении

государств-членов,  не  соблюдающих  взятые  обязательства.  Решения  ВТО   такого   характера   невозможны,

поскольку в структуре организации нет органа, аналогичного по уровню делегированных ему полномочий Совету

Безопасности  ООН"  <1>.  Несмотря  на  общий  верный  вектор  в  решении  автором  краеугольного  вопроса  о

природе ВТО,  высказанное  суждение  <2>  влечет  за  собой  потребность  в  нескольких  ремарках.  Во-первых,

отсутствие наднационального характера ВТО как организации все-таки следует считать  не  уникальностью,  т.е.

как бы "исключением из правил", а именно "правилом", ибо в действительности  все  обстоит  как  раз  наоборот:

явление так называемой наднациональности встречается гораздо реже, чем  классическая  межгосударственная

институция.  Во-вторых,  параллели  между  органами,  обеспечивающими   решения,   имеющие   обязательный

характер  для  государств-членов  в   рамках   наднациональности,   и   Советом   Безопасности   ООН   вряд   ли

правомерны, ибо ни ООН, ни Совет Безопасности не могут быть позиционированы в качестве наднациональных.

В   равной   степени   к   ВТО   неприменима   и   другая   терминологическая   разновидность    рассматриваемой

квалификации - надгосударственная организация <3>. К тому же в общеправовом плане вряд ли можно говорить

о каких-либо "делегированных полномочиях Совету Безопасности" со стороны государств-членов, так как ничего

подобного  в

Уставе

  ООН  не   содержится.   В   настоящих   условиях   понятие   "наднациональность"   юристы

распространяют на межправительственные институции, действующие в кредитно-финансовой  и  экономической

сферах, - МВФ, МБРР и  др.,  особенно  в  связи  с  современным  явлением  глобализации.  Так,  В.М.  Шумилов

практически безоговорочно полагает,  что  "элементы  наднационального  регулирования  характерны  для  ряда

международных организаций преимущественно  универсального  характера  (например,  для  МВФ)"  <4>.  Более

того,  он  считает,  что  метод  наднационального   регулирования   характерен   в   целом   для   международных

экономических   отношений:   "В   условиях   формирования   единого   мирового   экономического   пространства

наднациональная  функция  права  становится  объективно  необходимой.  Многие  наднациональные  элементы

присущи деятельности,  компетенции  ВТО"  <5>.  Та  же  генерализация,  только  в  отношении  международных

экономических организаций, бытует и в подходах других авторов к явлению наднационализации  <6>.  Не  чужды

определения  ВТО  как  наднациональной  организации  и   иностранным   авторам.   К.   Столтенберг   и   другие

исследователи указывают, что "ВТО действует как наднациональный правотворческий  и  правоприменительный

орган" <7>. Еще один нетипичный, но все еще встречающийся пример квалификации ВТО - рассмотрение ее как

образования  интеграционного  типа.  В  одних  случаях  подобный  "интеграционный"  уклон  в  отношении   ВТО

проявляется  уже  в  самом  наименовании  публикации  <8>,  в  других  он   проскальзывает   в   содержании.   В

частности,   М.   Хильф   отмечает,   что   свойственный   сфере   действия   ВТО    широкий    спектр    позволяет

государствам-участникам вести переговоры,  ссылаясь  на  договоренность  о  "пакетной  сделке",  которая  явно

охватывает более чем одну сферу, что ведет к соглашениям и продвигает интеграцию, как это было в ЕС <9>.

--------------------------------

<1> Смбатян А.С.

Всемирная торговая организация

: уникальность и адекватность. С. 4.

<2>  У  автора  в  некоторой  степени  имеется  "смягчающее  обстоятельство"   -   довольно   значительное

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  11 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

тиражирование в современных публикациях не только термина  и  понятия  "наднациональность",  но  и  мнения,

будто некоторыми  чертами  наднациональной  организации  обладают  специализированные  учреждения  ООН

(такие, как Международный союз электросвязи, ИКАО, МОТ), Международный орган по морскому дну и др.,  хотя

они  в  общем  таковыми  не  являются.  Так,  подобное  мнение  (в  том  числе   на   Совет   Безопасности   ООН)

высказывалось  крупным  авторитетом  науки  международного  права  И.И.  Лукашуком,   не   расшифровавшим,

впрочем,   ни   черт   "наднациональности"   в   спецучреждениях   ООН,   ни   существа   "наднациональности"   в

Европейских     сообществах,     которые     он     называл     "действительно      наднациональными".      Признаки

"наднациональности" усматривались им даже у Международного суда ООН (см.:  Лукашук  И.И.  Международное

право. Особенная часть. С. 96).

<3> С предложением данного термина выступил А.А. Моисеев (см.: Действует ли  надгосударственность  в

Евразийском пространстве? // Евразийский юридический журнал. 2012. N 8. С. 5 - 8). См. также:  Ануфриева  Л.П.

К вопросу о правосубъектности международных организаций и "наднациональности" в международном праве. С.

44.

<4> Шумилов В.М. Международное финансовое право. М., 2005. С. 31 - 32.

<5> Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М., 2003. С. 233 - 234.

<6> См., например: Попов  М.С.

Деятельность  международных  экономических  организаций

 по созданию

международно-правовых норм // Право и политика. 2006. N 7.

<7> Stoltenberg C. and other. The Doha Declaration and Beyond: Giving a  Voice  to  nonTrade  Concerns  Within

the WTO Trade Regime // Vanderbilt Journal of Transnational Law. 2003. Vol. 36:95. P. 141.

<8> См., например: Рыжов  В.Б.

Проявление  закономерностей  интеграции

 в организации и  деятельности

Всемирной торговой организации // Международное право и международные организации.  2014.  N  2.  С.  304  -

312.

<9> Hilf M. Power,  Rules  and  Principles:  Which  Orientation  for  GATT/WTO  Law?  //  Journal  of  International

Economic Law. Vol. 4. 2001. P. 111.

Между тем в более или менее распространенном масштабе принято  различать  обычные  международные

организации  (прежде  всего,  как   мы   успели   убедиться,   экономические)   и   региональные   интеграционные

объединения.   Однако   есть   и   такие   позиции,   в   силу   которых   оба   вида   международных   образований

объединяются  под  знаком  наднационализации.  В  частности,  автор  из  Казахстана  Ж.М.  Кембаев  пишет:  "В

настоящее   время    есть    все    основания    утверждать,    что    международная    экономическая    интеграция

осуществляется на двух основных уровнях: глобальном уровне в рамках Всемирной торговой организации (ВТО)

и региональном уровне в  рамках  региональных  интеграционных  объединений".  При  этом  ВТО  причисляется

автором без оговорок к форме интеграции государств на глобальном уровне <1>, что, конечно же, отсутствует  в

реальности - доказательством  выступают  функции  Организации,  как  они  закреплены  в

Соглашении

 о ВТО, и

цели соглашений, входящих в пакет соглашений ВТО <2>.

--------------------------------

<1> См.: Кембаев Ж.М.

Международная экономическая интеграция

: разновидности и некоторые основные

закономерности // Журнал российского права. 2008. N 10.

<2>  Например,  в

преамбуле

  Соглашения  о  ВТО  провозглашается  стремление  сторон  к   обеспечению

полной занятости и значительного и постоянного  роста  уровня  реальных  доходов  и  эффективного  спроса,  а

также расширения производства и  торговли  товарами  и  услугами  при  оптимальном  использовании  мировых

ресурсов в соответствии с  целями  устойчивого  развития;  обеспечению  развивающимся  странам  и  особенно

наименее   развитым   из   них   гарантированной   доли   в   росте   международной   торговли,   соизмеримой    с

потребностями их экономического развития; выполнению этих  целей  путем  достижения  взаимных  и  обоюдно

выгодных  договоренностей,  направленных  на  значительное  сокращение  тарифов  и   других   препятствий   в

торговле  и  устранение  дискриминационного  режима  в  международных  торговых  отношениях.  А   средством

достижения служит обеспечение со стороны ВТО общих институциональных рамок для осуществления торговых

отношений между ее  членами  (

ст. II

 Соглашения о ВТО). И  хотя  в

преамбуле

 упоминается  решимость  сторон

"создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую  систему  на  основе

Генерального

соглашения

 по  тарифам  и  торговле,  прежних  достижений  в  либерализации  торговли  и  всех

результатов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров", присутствие слова  "интегрированный"

не должно затмевать взор и вводить в заблуждение. Ясно, что речь  идет  не  об  экономической  интеграции  как

таковой (прежде всего  об  объединении  экономических  потенциалов  в  целом),  а  о  единой  правовой  основе

многосторонней торговли, т.е. о консолидации правовых средств  регулирования  системы  торговых  отношений

на базе уже сложившихся ценностей в рамках

ГАТТ

 и Уругвайского раунда переговоров.

Что же касается типа ВТО как международного образования, то  ее  уникальность  состоит  в  том,  что  это

единственная многосторонняя  универсальная  организация,  достигающая  поистине  глобальных  масштабов  в

охвате своей деятельностью важнейшей для  развития  и  процветания  человечества  сферы  -  международной

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  12 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

торговли. Еще один момент, с одной стороны, подчеркивающий "обычный" формат ВТО как межгосударственной

институции, а с другой стороны, противостоящий наднациональным трактовкам, - это то, что  в  ВТО  существует

два  органа,  которые  имеют  всецело  представительный  характер.  Так,  не  только  Конференция   министров,

являющаяся нормотворческим и высшим органом организации, но и исполнительный орган - Генеральный совет

полностью   состоят   из   представителей   государств-членов.   Ну   и,   наконец,   в   связи   с    характеристикой

"уникальности" ВТО  стоит  напомнить  о  том,  что  она  не  имеет  устава  в  общепринятом  в  правовой  теории

смысле, т.е.  у  нее  отсутствует

единый

 учредительный акт.  Однако  полагать,  что  у  нее  вообще  отсутствует

устав, неверно. В действительности устав  заменяет

Соглашение

 о ВТО и приложенные к нему  международные

договоры.  Иными  словами,  юридически  в  основе   ВТО   лежит   устав   (учредительный   акт),   состоящий   из

множества актов, - так называемого пакета соглашений.

Нельзя  не  отметить  классификации   ВТО,   встречающиеся   в   юридической   литературе,   по   которым

Организация определена как якобы интеграционная. В частности, В.Б.  Рыжов  усматривает  в  ней  "проявление

закономерностей интеграции" <1>, опираясь при этом и, судя по всему,  разделяя  близкий  взгляд  иностранного

автора. В частности, цитируемая им работа М.  Хильфа  содержит  утверждение,  что  "широкий  спектр  (сфер  и

полномочий ВТО. -

Л.А.

) позволяет государствам-участникам вести переговоры, ссылаясь на  договоренность  о

"пакетной сделке", которая явно охватывает более чем одну сферу,  и  это  ведет  к  соглашениям  и  продвигает

интеграцию"  <2>,  как  это  было  в  ЕС  <3>.  К  интеграционным   объединениям   причисляют   ВТО   и   авторы

коллективного труда "Интеграционное правосудие: сущность и перспективы" <4>, что, конечно же,  не  может  не

вызвать критику <5>.

--------------------------------

<1> См.: Рыжов В.Б.

Указ. соч.

 С. 304 - 312.

<2> Hilf M. Op. cit. P. 111.

<3> Рыжов В.Б.

Указ. соч.

 С. 304.

<4> См.:

Интеграционное правосудие

: сущность и перспективы / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2014.

<5> См.: Ануфриева Л.П. Международная экономическая интеграция и функционирование международных

судебных    учреждений    (некоторые    проблемы    науки    международного    права)    //    Альманах    кафедры

международного  права  Ceteris  paribus.  М.,  2015.   Вып.   6;   Она   же.   Международные   судебные   органы   в

евразийской интеграции (проблемы теории международного права) // Актуальные проблемы  российского  права.

2015. N 10.

Между тем непосредственный ответ на вопрос о характере, целях, природе  и  объеме  деятельности  ВТО

содержится в ее основополагающих предписаниях:  "ВТО  обеспечивает  общие  институциональные  рамки  для

осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям  и  связанным  с

ними правовым документам, включенным в  Приложения  к  настоящему  Соглашению"  (

п. 1 ст. II

 Соглашения о

ВТО).   Из   этого   может   следовать   только   один   вывод   -   ВТО   включается   в   систему    международных

межправительственных   организаций   как   классическое   межгосударственное   образование,   основанное   на

международном договоре, детерминирующее членство государств (или иных субъектов  международного  права

или   участников   международных   отношений),   условия   функционирования,   принятия   решений,   права    и

обязанности, ответственность и т.п. В то же время  нельзя  обойти  вниманием  тот  факт,  что  применительно  к

природе анализируемой институции существует и противоположная квалификация, в силу которой ВТО  и  праву

ВТО приписываются как раз наднациональные черты. В частности, В.А. Никифоров полагает, что в случае с ВТО

часть  государственной  компетенции  становится  "под  международно-правовое   регулирование",   право   ВТО

приобретает  элементы  наднациональности,  происходит  "сужение  сферы   государственной   компетенции"   и

"можно говорить о примате права ВТО над внутренним правом" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Никифоров  В.А.  Юридическая  природа  и  тенденции  развития  сложноструктурных  комплексов

норм, создаваемых для регулирования мирового торгового оборота. Орел, 2011. С. 268, 269.

В унисон этому звучат слова А.Р. Каюмовой, утверждающей даже в  случае  с  ООН  существование  якобы

"принудительного ограничения  суверенитета".  Другие  случаи  ограничения  суверенитета,  по  мнению  автора,

связаны    с    "созданием    и     деятельностью     международных     организаций,     обладающих     элементами

наднациональности  (ЕС,  ВТО).  На  основе  учредительных  договоров  об  их  создании  и   в   пределах   своей

компетенции они уполномочены в  лице  своих  независимых  институтов  принимать  юридически  обязательные

для государств-членов нормативно-правовые акты и обеспечивать  их  соблюдение.  В  целях  реализации  этого

механизма государства передают часть прав, входящих в их  внутреннюю  компетенцию,  такой  международной

организации, положения о делегировании суверенных прав  государства  органам  международной  организации

содержатся в конституциях этих стран (так называемое добровольное ограничение суверенитета)" <1>.

--------------------------------

<1> Каюмова А.Р.

Суверенитет и юрисдикция  государства

: проблемы соотношения //  Конституционное  и

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  13 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)


background image

муниципальное право. 2008. N 9.

Опровергнуть  подобные  взгляды  нетрудно:  как  справедливо  замечает  И.В.  Зенкин,  мнение   которого,

несомненно, должно быть поддержано, "ВТО не имеет правотворческих функций, поэтому ее  ни  в  коем  случае

нельзя   рассматривать   в   качестве   наднациональной   организации   (как,   например,   ЕС)"   <1>.   Столь   же

определенно  выглядит  и  точка  зрения  Н.Г.  Дорониной  и  В.С.  Лавренова:  "ВТО  не  предполагает  создание

наднациональных международных органов... Все государства-участники,  основываясь  на  своем  суверенитете,

разрабатывают и принимают нормы правового регулирования  внешнеэкономических  отношений,  действующие

на  территории  этих  государств"  <2>.  В  то  же  время  сказанное  в  отношении   отсутствия   "правотворческих

функций у ВТО" нуждается в  дополнении.  Конечно,  это  не  должно  восприниматься  в  качестве  утверждения,

будто нормам ВТО чужды характеристики, свойственные праву  вообще.  Разумеется,  это  не  так.  Прав  К.  Ван

Грасстек, подчеркивая, что "международные организации есть прежде всего и более  всего  отражение  права,  и

это    обстоятельство    является    центральным    пунктом    для    ВТО...    Право    предусматривает    большую

определенность в отношениях между государствами и сдерживает то, что  в  противном  случае  могло  бы  быть

хаосом  и  обреченным  на  провал  преследованием  только  национальных  интересов.  Страны,  принимающие

решения, не должны иметь сомнений относительно собственных обязательств или обязательств, взятых на себя

торговыми  партнерами.  Например,  компании  должны  твердо  знать,   с   какими   тарифами   и   нетарифными

барьерами  они  столкнутся,  с  тем  чтобы  предлагать  свои  товары   и   услуги   на   иностранном   рынке.   Эта

уверенность   опирается   на   большой   и   развивающийся   организм   права,   которое   создается   сначала   в

международных договорах, заключаемых государствами, а затем в мерах, с помощью  которых  эти  соглашения

толкуются и исполняются" <3>.

--------------------------------

<1> Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., 2014. С. 20.

<2> Доронина Н.Г., Лавренов В.С.

Указ. соч.

<3> Grasstek C. Van. Op. cit. P. 10 - 11.

Возвращаясь  к  анализу  проблемы  природы  международных  организаций,  в  том  числе  ВТО,   следует

упомянуть, что в международно-правовой науке имеет место и промежуточная -  между  классическим  взглядом

на ВТО как традиционную организацию и квалификацией в качестве наднациональной  институции  -  концепция.

Так, Н.Е. Тюрина формулирует свою позицию,  используя  категорию  метода  регулирования  в  международном

праве:  "Большей  частью  наднациональное  регулирование  имеет  место  в   международных   организациях   в

области     торгового     сотрудничества,     экономической     интеграции,     где     государства-члены     наделяют

соответствующие  органы  полномочием  принимать  решения,  обязательные  для  всех  участников.   Подобная

практика дает основание говорить еще об одном методе международного права - наднациональном, который  по

своей сути  имеет  больше  сходства  с  методом  публичного  права  в  национальных  правовых  системах,  чем

координационный" <1>. Вместе  с  тем  автор  считает  наднациональный  метод  "согласительным",  лежащим  в

сфере   международного   права   и   не   выходящим   за   рамки   координационного    метода    (поскольку    без

координационного метода регулирования нет международного права), производным от него и  в  конечном  итоге

являющимся  субсидиарным  по  отношению  к  главному  -  координационному  методу.  Не  вдаваясь  в  детали

приведенных  суждений,  ибо  понятие  "метод  регулирования   в   международном   праве"   -   самостоятельная

категория   и   особый   аспект   теории   международного   права,   ограничимся   лишь    одним    соображением.

Несомненно,   изложенное   представляет   собой   попытку   примирить    две    противоположности,    соединить

несоединимое, отсюда и небрежение со стороны автора последовательностью в ходе  рассуждений.  Во-первых,

сначала   указывается   на   еще   один   метод   международного   права   -   наднациональный,   следовательно,

присутствующий в международном праве как иной по сравнению с уже имеющимся. Во-вторых,  автор  признает,

что  "централизация   как   характеристика   национального   метода   публичного   права   вполне   применима   к

наднациональному методу,  поскольку  управление  деятельностью  в  соответствии  с  целями  интеграционного

объединения  осуществляется  из  единого  центра".  Тем  не  менее  неравенство  и  субординация,  по  мнению

автора, анализируемому новому методу не присущи. И здесь не вполне ясно, почему не присущи, если во  главу

угла  наднациональности  ставится  не  принцип  согласования,  а  подчинение   принятым   решениям,   которые

императивны для участников объединения.  И  тем  более  непонятно,  как  в  конечном  итоге  наднациональный

метод    становится,    собственно    говоря,    разновидностью    координационного    метода    (согласительного),

действующего в международном праве  в  качестве  его  принципиальной  особенности,  т.е.  когда  имеет  место

согласование воль, позиций, интересов государств, отсутствие диктата  и  т.п.,  если  сутью  наднациональности,

как    признается    практически    всеми    ее    сторонниками,    выступает    принятие    органами    объединения,

дистанцированными от государств-членов, обязательных для них решений.

--------------------------------

<1> Тюрина  Н.Е.

Публичные  правоотношения  в   международной   торговле

  //  Российский  юридический

журнал. 2011. N 5. С. 55 - 63; Она же. Роль  наднационального  метода  в  реализации  международного  права  //

КонсультантПлюс

надежная правовая поддержка

www.consultant.ru

Страница  14 из 271

Документ предоставлен

КонсультантПлюс

Дата сохранения: 06.02.2017

"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"

(под ред. Л.П. Ануфриевой)

("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)