Файл: Anufrieva_L_P_-_Pravo_VTO_-_teoria_i_praktika_primenenia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2020
Просмотров: 4541
Скачиваний: 121
норм, которая выражена легально, т.е. закреплена в соответствующих предписаниях ВТО. Так, для ситуации с
многосторонними соглашениями по торговле товарами в случае коллизии между положением
и
положением другого соглашения, содержащегося в
перечислены именно упомянутые многосторонние соглашения), положение другого соглашения имеет
преимущественную силу для разрешения указанной коллизии.
--------------------------------
<1> См.: Карро Д., Жюйар П. Указ. соч. С. 40 - 44.
Есть и более общие принципы, которые справедливо выделяются в отечественных публикациях. В
частности, устанавливается, что если внутреннее право будет противоречить в каком-то вопросе компетенции
ВТО, то будет действовать норма права ВТО, а норма внутреннего права должна быть изменена <1>.
Соглашение о ВТО предусматривает решение коллизии между его положениями и положением любого из
многосторонних торговых соглашений, в том числе
:
указывает, что в отношении указанной
коллизии имеет преимущественную силу положение
о ВТО. В случае коллизии между нормой
и нормой другого Многостороннего торгового
из пакета соглашений ВТО, присутствующих в перечне
, верховенство будет иметь последняя.
--------------------------------
<1> См.: Внешнеторговая энциклопедия / Под ред. С.И. Долгова. М., 2011. С. 383.
В то же время в продолжение верных оценок, относящихся к характеристике права ВТО, следует такая
констатация: "Развитие права ВТО - процесс, с одной стороны, объективный, а с другой стороны, управляемый.
Недостаток договорно-правового регулирования в международной торговой системе восполняется
международно-правовыми обычаями, нормами мягкого права, транснациональным правом" <1>. Подобные
утверждения вряд ли можно поддержать: во-первых, "управляемость" и "недостаток договорно-правового
регулирования" как-то не очень вяжутся друг с другом; а во-вторых, объединение в одну группу таких
разноплановых позиций - "мягкого права", "транснационального права" да еще и "международно-правовых
обычаев" без каких-либо пояснений - затруднительно сколько-нибудь серьезно воспринять <2>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 384.
<2> В то же время в указанной работе наряду со спорными высказываниями встречаются и справедливые:
"Многие нормы и институты права ВТО становятся императивными, или когентными (т.е. приобретают силу норм
jus cogens). В праве ВТО зарождается большой блок процессуальных норм, сильны элементы и техника
прецедентного права (влияние англосаксонского права)..." (Внешнеторговая энциклопедия / Под ред. С.И.
Долгова).
2. ВТО - основная международная организация
в сфере многосторонней международной торговли
В международной системе многосторонней торговли вместе с ВТО появилась международная -
межгосударственная институция. Помимо "самоговорящего" названия международного договора, которым
конституирована ВТО, - Марракешское
об учреждении Всемирной торговой организации, о данном
факте непосредственно свидетельствует также и текст соглашения. В его
записано: "Настоящим учреждается Всемирная торговая организация (в дальнейшем именуемая "ВТО")". Таким
образом, как указывается в публикациях самой организации, ВТО имеет нормативную основу - ее нормы
заключены в принятых соглашениях <1>. И, пожалуй, это самое главное отличие ВТО от всех предыдущих
организаций, в том числе более раннего этапа существования ГАТТ. ВТО в нынешних условиях выступает
единственной универсальной организацией, обеспечивающей функции центра регулирования международной
торговли. Она представляет собой классический образец межгосударственной институции, построенной на
началах членства и юридического равенства прежде всего государств, а также особых участников
международной торговли - таможенных территорий.
Соглашения о ВТО предусматривает: "Любое
государство или отдельная таможенная территория, обладающая полной автономией в ведении своих внешних
торговых отношений и в других вопросах, предусмотренных в настоящем
и Многосторонних
торговых соглашениях, может присоединиться к настоящему
на условиях, согласованных между
таким государством или территорией и ВТО. Такое присоединение действует в отношении настоящего
и приложенных к нему Многосторонних торговых соглашений". В качестве упомянутого рода
участников - таможенных территорий - фигурируют Тайвань, Макао, Палестина, а также ЕС как интеграционное
объединение с наличием соответствующей "таможенной территории" <2>. В свое время из-за слишком
затянувшегося периода одобрения вступления в члены ВТО Российской Федерации ею была сформулирована
позиция (по согласованию с соответствующими государствами) о совместном вступлении в ВТО России,
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 10 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
Республики Беларусь и Республики Казахстан как таможенной территории, образуемой Таможенным союзом
трех перечисленных стран. Эта идея не была реализована, однако о ней стоит упомянуть, так как подобная
форма вступления могла повлиять на дальнейшее развитие событий.
--------------------------------
<1> См.: Understanding the WTO. Basics. (URL:
http://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/utw_chap2e.pdf (дата обращения: 11.10.2014)).
<2> В
ГАТТ определено, что под таможенной территорией понимается территория, в
отношении которой "действуют отдельные тарифы или другие меры регулирования торговли для существенной
части торговли такой территории с другими территориями".
В западной литературе ВТО причисляют к категории так называемых members-driven organization, или a
rules-based organization. Это означает, что деятельность и управление в институции основываются на принятии
решений непосредственно членами в рамках создаваемых органов согласно установленным (учредительным)
документам. Данная терминология призвана, с одной стороны, отразить наметившуюся в XX в. тенденцию
именовать некоторые межгосударственные образования наднациональными, а с другой - дифференцировать,
так сказать, классические и наднациональные организации <1>.
--------------------------------
<1> См.: Ануфриева Л.П. К вопросу о правосубъектности международных организаций и
"наднациональности" в международном праве // Альманах кафедры международного права Ceteris Paribus / Отв.
ред. Е.А. Бекяшев. М., 2012. Вып. 3. С. 31 - 47.
В этом отношении характерны акценты, которые нередко делаются исследователями при характеристике
ВТО. Самой главной чертой выступает отсутствие у нее наднациональности. В частности, А.С. Смбатян пишет:
"Прежде всего в качестве институциональной особенности следует выделить отсутствие у ВТО
наднациональных полномочий. Ее высшими органами не могут быть наложены санкции в отношении
государств-членов, не соблюдающих взятые обязательства. Решения ВТО такого характера невозможны,
поскольку в структуре организации нет органа, аналогичного по уровню делегированных ему полномочий Совету
Безопасности ООН" <1>. Несмотря на общий верный вектор в решении автором краеугольного вопроса о
природе ВТО, высказанное суждение <2> влечет за собой потребность в нескольких ремарках. Во-первых,
отсутствие наднационального характера ВТО как организации все-таки следует считать не уникальностью, т.е.
как бы "исключением из правил", а именно "правилом", ибо в действительности все обстоит как раз наоборот:
явление так называемой наднациональности встречается гораздо реже, чем классическая межгосударственная
институция. Во-вторых, параллели между органами, обеспечивающими решения, имеющие обязательный
характер для государств-членов в рамках наднациональности, и Советом Безопасности ООН вряд ли
правомерны, ибо ни ООН, ни Совет Безопасности не могут быть позиционированы в качестве наднациональных.
В равной степени к ВТО неприменима и другая терминологическая разновидность рассматриваемой
квалификации - надгосударственная организация <3>. К тому же в общеправовом плане вряд ли можно говорить
о каких-либо "делегированных полномочиях Совету Безопасности" со стороны государств-членов, так как ничего
подобного в
ООН не содержится. В настоящих условиях понятие "наднациональность" юристы
распространяют на межправительственные институции, действующие в кредитно-финансовой и экономической
сферах, - МВФ, МБРР и др., особенно в связи с современным явлением глобализации. Так, В.М. Шумилов
практически безоговорочно полагает, что "элементы наднационального регулирования характерны для ряда
международных организаций преимущественно универсального характера (например, для МВФ)" <4>. Более
того, он считает, что метод наднационального регулирования характерен в целом для международных
экономических отношений: "В условиях формирования единого мирового экономического пространства
наднациональная функция права становится объективно необходимой. Многие наднациональные элементы
присущи деятельности, компетенции ВТО" <5>. Та же генерализация, только в отношении международных
экономических организаций, бытует и в подходах других авторов к явлению наднационализации <6>. Не чужды
определения ВТО как наднациональной организации и иностранным авторам. К. Столтенберг и другие
исследователи указывают, что "ВТО действует как наднациональный правотворческий и правоприменительный
орган" <7>. Еще один нетипичный, но все еще встречающийся пример квалификации ВТО - рассмотрение ее как
образования интеграционного типа. В одних случаях подобный "интеграционный" уклон в отношении ВТО
проявляется уже в самом наименовании публикации <8>, в других он проскальзывает в содержании. В
частности, М. Хильф отмечает, что свойственный сфере действия ВТО широкий спектр позволяет
государствам-участникам вести переговоры, ссылаясь на договоренность о "пакетной сделке", которая явно
охватывает более чем одну сферу, что ведет к соглашениям и продвигает интеграцию, как это было в ЕС <9>.
--------------------------------
<1> Смбатян А.С.
Всемирная торговая организация
: уникальность и адекватность. С. 4.
<2> У автора в некоторой степени имеется "смягчающее обстоятельство" - довольно значительное
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 11 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
тиражирование в современных публикациях не только термина и понятия "наднациональность", но и мнения,
будто некоторыми чертами наднациональной организации обладают специализированные учреждения ООН
(такие, как Международный союз электросвязи, ИКАО, МОТ), Международный орган по морскому дну и др., хотя
они в общем таковыми не являются. Так, подобное мнение (в том числе на Совет Безопасности ООН)
высказывалось крупным авторитетом науки международного права И.И. Лукашуком, не расшифровавшим,
впрочем, ни черт "наднациональности" в спецучреждениях ООН, ни существа "наднациональности" в
Европейских сообществах, которые он называл "действительно наднациональными". Признаки
"наднациональности" усматривались им даже у Международного суда ООН (см.: Лукашук И.И. Международное
право. Особенная часть. С. 96).
<3> С предложением данного термина выступил А.А. Моисеев (см.: Действует ли надгосударственность в
Евразийском пространстве? // Евразийский юридический журнал. 2012. N 8. С. 5 - 8). См. также: Ануфриева Л.П.
К вопросу о правосубъектности международных организаций и "наднациональности" в международном праве. С.
44.
<4> Шумилов В.М. Международное финансовое право. М., 2005. С. 31 - 32.
<5> Шумилов В.М. Международное экономическое право в эпоху глобализации. М., 2003. С. 233 - 234.
<6> См., например: Попов М.С.
Деятельность международных экономических организаций
международно-правовых норм // Право и политика. 2006. N 7.
<7> Stoltenberg C. and other. The Doha Declaration and Beyond: Giving a Voice to nonTrade Concerns Within
the WTO Trade Regime // Vanderbilt Journal of Transnational Law. 2003. Vol. 36:95. P. 141.
<8> См., например: Рыжов В.Б.
Проявление закономерностей интеграции
Всемирной торговой организации // Международное право и международные организации. 2014. N 2. С. 304 -
312.
<9> Hilf M. Power, Rules and Principles: Which Orientation for GATT/WTO Law? // Journal of International
Economic Law. Vol. 4. 2001. P. 111.
Между тем в более или менее распространенном масштабе принято различать обычные международные
организации (прежде всего, как мы успели убедиться, экономические) и региональные интеграционные
объединения. Однако есть и такие позиции, в силу которых оба вида международных образований
объединяются под знаком наднационализации. В частности, автор из Казахстана Ж.М. Кембаев пишет: "В
настоящее время есть все основания утверждать, что международная экономическая интеграция
осуществляется на двух основных уровнях: глобальном уровне в рамках Всемирной торговой организации (ВТО)
и региональном уровне в рамках региональных интеграционных объединений". При этом ВТО причисляется
автором без оговорок к форме интеграции государств на глобальном уровне <1>, что, конечно же, отсутствует в
реальности - доказательством выступают функции Организации, как они закреплены в
о ВТО, и
цели соглашений, входящих в пакет соглашений ВТО <2>.
--------------------------------
<1> См.: Кембаев Ж.М.
Международная экономическая интеграция
: разновидности и некоторые основные
закономерности // Журнал российского права. 2008. N 10.
<2> Например, в
Соглашения о ВТО провозглашается стремление сторон к обеспечению
полной занятости и значительного и постоянного роста уровня реальных доходов и эффективного спроса, а
также расширения производства и торговли товарами и услугами при оптимальном использовании мировых
ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития; обеспечению развивающимся странам и особенно
наименее развитым из них гарантированной доли в росте международной торговли, соизмеримой с
потребностями их экономического развития; выполнению этих целей путем достижения взаимных и обоюдно
выгодных договоренностей, направленных на значительное сокращение тарифов и других препятствий в
торговле и устранение дискриминационного режима в международных торговых отношениях. А средством
достижения служит обеспечение со стороны ВТО общих институциональных рамок для осуществления торговых
отношений между ее членами (
"создать интегрированную, более жизнеспособную и устойчивую многостороннюю торговую систему на основе
Генерального
по тарифам и торговле, прежних достижений в либерализации торговли и всех
результатов Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров", присутствие слова "интегрированный"
не должно затмевать взор и вводить в заблуждение. Ясно, что речь идет не об экономической интеграции как
таковой (прежде всего об объединении экономических потенциалов в целом), а о единой правовой основе
многосторонней торговли, т.е. о консолидации правовых средств регулирования системы торговых отношений
на базе уже сложившихся ценностей в рамках
и Уругвайского раунда переговоров.
Что же касается типа ВТО как международного образования, то ее уникальность состоит в том, что это
единственная многосторонняя универсальная организация, достигающая поистине глобальных масштабов в
охвате своей деятельностью важнейшей для развития и процветания человечества сферы - международной
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 12 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
торговли. Еще один момент, с одной стороны, подчеркивающий "обычный" формат ВТО как межгосударственной
институции, а с другой стороны, противостоящий наднациональным трактовкам, - это то, что в ВТО существует
два органа, которые имеют всецело представительный характер. Так, не только Конференция министров,
являющаяся нормотворческим и высшим органом организации, но и исполнительный орган - Генеральный совет
полностью состоят из представителей государств-членов. Ну и, наконец, в связи с характеристикой
"уникальности" ВТО стоит напомнить о том, что она не имеет устава в общепринятом в правовой теории
смысле, т.е. у нее отсутствует
единый
учредительный акт. Однако полагать, что у нее вообще отсутствует
устав, неверно. В действительности устав заменяет
о ВТО и приложенные к нему международные
договоры. Иными словами, юридически в основе ВТО лежит устав (учредительный акт), состоящий из
множества актов, - так называемого пакета соглашений.
Нельзя не отметить классификации ВТО, встречающиеся в юридической литературе, по которым
Организация определена как якобы интеграционная. В частности, В.Б. Рыжов усматривает в ней "проявление
закономерностей интеграции" <1>, опираясь при этом и, судя по всему, разделяя близкий взгляд иностранного
автора. В частности, цитируемая им работа М. Хильфа содержит утверждение, что "широкий спектр (сфер и
полномочий ВТО. -
Л.А.
) позволяет государствам-участникам вести переговоры, ссылаясь на договоренность о
"пакетной сделке", которая явно охватывает более чем одну сферу, и это ведет к соглашениям и продвигает
интеграцию" <2>, как это было в ЕС <3>. К интеграционным объединениям причисляют ВТО и авторы
коллективного труда "Интеграционное правосудие: сущность и перспективы" <4>, что, конечно же, не может не
вызвать критику <5>.
--------------------------------
<1> См.: Рыжов В.Б.
С. 304 - 312.
<2> Hilf M. Op. cit. P. 111.
<3> Рыжов В.Б.
С. 304.
<4> См.:
: сущность и перспективы / Отв. ред. С.Ю. Кашкин. М., 2014.
<5> См.: Ануфриева Л.П. Международная экономическая интеграция и функционирование международных
судебных учреждений (некоторые проблемы науки международного права) // Альманах кафедры
международного права Ceteris paribus. М., 2015. Вып. 6; Она же. Международные судебные органы в
евразийской интеграции (проблемы теории международного права) // Актуальные проблемы российского права.
2015. N 10.
Между тем непосредственный ответ на вопрос о характере, целях, природе и объеме деятельности ВТО
содержится в ее основополагающих предписаниях: "ВТО обеспечивает общие институциональные рамки для
осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и связанным с
ними правовым документам, включенным в Приложения к настоящему Соглашению" (
Соглашения о
ВТО). Из этого может следовать только один вывод - ВТО включается в систему международных
межправительственных организаций как классическое межгосударственное образование, основанное на
международном договоре, детерминирующее членство государств (или иных субъектов международного права
или участников международных отношений), условия функционирования, принятия решений, права и
обязанности, ответственность и т.п. В то же время нельзя обойти вниманием тот факт, что применительно к
природе анализируемой институции существует и противоположная квалификация, в силу которой ВТО и праву
ВТО приписываются как раз наднациональные черты. В частности, В.А. Никифоров полагает, что в случае с ВТО
часть государственной компетенции становится "под международно-правовое регулирование", право ВТО
приобретает элементы наднациональности, происходит "сужение сферы государственной компетенции" и
"можно говорить о примате права ВТО над внутренним правом" <1>.
--------------------------------
<1> См.: Никифоров В.А. Юридическая природа и тенденции развития сложноструктурных комплексов
норм, создаваемых для регулирования мирового торгового оборота. Орел, 2011. С. 268, 269.
В унисон этому звучат слова А.Р. Каюмовой, утверждающей даже в случае с ООН существование якобы
"принудительного ограничения суверенитета". Другие случаи ограничения суверенитета, по мнению автора,
связаны с "созданием и деятельностью международных организаций, обладающих элементами
наднациональности (ЕС, ВТО). На основе учредительных договоров об их создании и в пределах своей
компетенции они уполномочены в лице своих независимых институтов принимать юридически обязательные
для государств-членов нормативно-правовые акты и обеспечивать их соблюдение. В целях реализации этого
механизма государства передают часть прав, входящих в их внутреннюю компетенцию, такой международной
организации, положения о делегировании суверенных прав государства органам международной организации
содержатся в конституциях этих стран (так называемое добровольное ограничение суверенитета)" <1>.
--------------------------------
<1> Каюмова А.Р.
Суверенитет и юрисдикция государства
: проблемы соотношения // Конституционное и
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 13 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)
муниципальное право. 2008. N 9.
Опровергнуть подобные взгляды нетрудно: как справедливо замечает И.В. Зенкин, мнение которого,
несомненно, должно быть поддержано, "ВТО не имеет правотворческих функций, поэтому ее ни в коем случае
нельзя рассматривать в качестве наднациональной организации (как, например, ЕС)" <1>. Столь же
определенно выглядит и точка зрения Н.Г. Дорониной и В.С. Лавренова: "ВТО не предполагает создание
наднациональных международных органов... Все государства-участники, основываясь на своем суверенитете,
разрабатывают и принимают нормы правового регулирования внешнеэкономических отношений, действующие
на территории этих государств" <2>. В то же время сказанное в отношении отсутствия "правотворческих
функций у ВТО" нуждается в дополнении. Конечно, это не должно восприниматься в качестве утверждения,
будто нормам ВТО чужды характеристики, свойственные праву вообще. Разумеется, это не так. Прав К. Ван
Грасстек, подчеркивая, что "международные организации есть прежде всего и более всего отражение права, и
это обстоятельство является центральным пунктом для ВТО... Право предусматривает большую
определенность в отношениях между государствами и сдерживает то, что в противном случае могло бы быть
хаосом и обреченным на провал преследованием только национальных интересов. Страны, принимающие
решения, не должны иметь сомнений относительно собственных обязательств или обязательств, взятых на себя
торговыми партнерами. Например, компании должны твердо знать, с какими тарифами и нетарифными
барьерами они столкнутся, с тем чтобы предлагать свои товары и услуги на иностранном рынке. Эта
уверенность опирается на большой и развивающийся организм права, которое создается сначала в
международных договорах, заключаемых государствами, а затем в мерах, с помощью которых эти соглашения
толкуются и исполняются" <3>.
--------------------------------
<1> Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации. М., 2014. С. 20.
<2> Доронина Н.Г., Лавренов В.С.
<3> Grasstek C. Van. Op. cit. P. 10 - 11.
Возвращаясь к анализу проблемы природы международных организаций, в том числе ВТО, следует
упомянуть, что в международно-правовой науке имеет место и промежуточная - между классическим взглядом
на ВТО как традиционную организацию и квалификацией в качестве наднациональной институции - концепция.
Так, Н.Е. Тюрина формулирует свою позицию, используя категорию метода регулирования в международном
праве: "Большей частью наднациональное регулирование имеет место в международных организациях в
области торгового сотрудничества, экономической интеграции, где государства-члены наделяют
соответствующие органы полномочием принимать решения, обязательные для всех участников. Подобная
практика дает основание говорить еще об одном методе международного права - наднациональном, который по
своей сути имеет больше сходства с методом публичного права в национальных правовых системах, чем
координационный" <1>. Вместе с тем автор считает наднациональный метод "согласительным", лежащим в
сфере международного права и не выходящим за рамки координационного метода (поскольку без
координационного метода регулирования нет международного права), производным от него и в конечном итоге
являющимся субсидиарным по отношению к главному - координационному методу. Не вдаваясь в детали
приведенных суждений, ибо понятие "метод регулирования в международном праве" - самостоятельная
категория и особый аспект теории международного права, ограничимся лишь одним соображением.
Несомненно, изложенное представляет собой попытку примирить две противоположности, соединить
несоединимое, отсюда и небрежение со стороны автора последовательностью в ходе рассуждений. Во-первых,
сначала указывается на еще один метод международного права - наднациональный, следовательно,
присутствующий в международном праве как иной по сравнению с уже имеющимся. Во-вторых, автор признает,
что "централизация как характеристика национального метода публичного права вполне применима к
наднациональному методу, поскольку управление деятельностью в соответствии с целями интеграционного
объединения осуществляется из единого центра". Тем не менее неравенство и субординация, по мнению
автора, анализируемому новому методу не присущи. И здесь не вполне ясно, почему не присущи, если во главу
угла наднациональности ставится не принцип согласования, а подчинение принятым решениям, которые
императивны для участников объединения. И тем более непонятно, как в конечном итоге наднациональный
метод становится, собственно говоря, разновидностью координационного метода (согласительного),
действующего в международном праве в качестве его принципиальной особенности, т.е. когда имеет место
согласование воль, позиций, интересов государств, отсутствие диктата и т.п., если сутью наднациональности,
как признается практически всеми ее сторонниками, выступает принятие органами объединения,
дистанцированными от государств-членов, обязательных для них решений.
--------------------------------
<1> Тюрина Н.Е.
Публичные правоотношения в международной торговле
журнал. 2011. N 5. С. 55 - 63; Она же. Роль наднационального метода в реализации международного права //
КонсультантПлюс
надежная правовая поддержка
Страница 14 из 271
Документ предоставлен
Дата сохранения: 06.02.2017
"Право ВТО: теория и практика применения: Монография"
(под ред. Л.П. Ануфриевой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2016)