Файл: вопросы Гак 2013 (с ответами).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 2340

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Больш-во элем-ов понятий инструментария комп-ой л-ки омонимично: они одновременно обозначают некоторые реальные сущности когнитивной системы чел-а и способы предст-ия этих сущностей, используемые при их теор-ом описании и моделир-ии. Иными словами, эл-ы понятийного аппарата комп-ой л-ки имеют онтолог-ий и инструм-ый аспекты. , в онтол-ом аспекте разделение декларативных и процедурных знаний соотв-ет различным типам знаний, имеющимся у чел-а – т.н. знаниям ЧТО (декларативным; таково, , знание почтового адреса к-л NN), с одной стороны, и знаниям КАК (процедурным; таково, , знание, позволяющее найти квартиру этого NN, даже не зная ее формального адреса) – с другой. В инструм-ом аспекте знание м.б. воплощено в совок-ти дескрипций (описаний), в наборе данных, с одной стороны, и в алгоритме, инструкции, которую выполняет комп-ая или к-л другая модель когнитивной системы, с другой.

Направления комп-ой л-ки. Сфера КЛ весьма разнообразна и включает такие области, как комп-ое моделир-ие общения, моделир-ие стр-ры сюжета, гипертекстовые техн-ии предст-ия текста, машинный перевод, комп-ая лексикография. В узком смысле проблематика КЛ часто связывается с междисц-ым прикл-ым направлением с несколько неудачным названием «обработка ест-ого яз-а» (перевод англ. термина Natural Language Processing). Оно возникло в конце 1960-х г. и развивалось в рамках научно-технологической дисциплины «искус-ый интеллект». По своей внутренней форме словосочетание «обработка ест-ого языка» охватывает все области, в которых компьютеры используются для обработки яз-ых данных. Между тем в практике закрепилось более узкое понимание этого термина – разработка методов, технологий и конк-ых систем, обеспечивающих общение человека с ЭВМ на ест-ом или огранич-ом ест-ом яз-е.


  1. Применение языка как средства социального влияния и контроля (кри­тическая лингвистика).

Теория возд-ия – междисц-ый подход. Объект – когнитивные, психол-ие, соц-ые, яз-ые и др. механизмы, позволяющие влиять на сознание, на процесс принятия чел-ом тех или иных решений. В центре внимания лежит категория яз-ого варьирования, определяющая возможность исп-ия в дискурсе д/описания одной и той же ситуации различных близких по значению яз-ых выражений.

История развития: риторика в Др. Грец. и Риме учила эффективно строить публичное выступление. Фр. Бэкон в «Новом Органоне» (17в) разделил источники чел-их ошибок, стоящих на пути познания, на 4 группы, среди которых выделил идолов площади (idola fori) – они порождаются в процессе реч-ого общения и приводят к отожд-ию слова и вещи. На этой основе Дж. Локком в «Опыте о чел-ом разуме» приводит эл-ы теории и типологии «злоупотр-ия словами»: внесение намеренной неясности в высказ-ие; исп-ие слов д/номинации того, что они не могут обозначать; исп-ие выраж-ий с широкой семантикой (идея, истина, народ и пр.); чрезмерная образность речи. В теологии о способах искажения истины писал Аврелий Августин и его крупнейший интерпретатор Фома Аквинский. В XX в. – новый подъем на основе достижений психологии, социологии, а также роста интереса к проблеме демократии.


Общая семáнтика (General Semantics) – эмпирическая дисц-а (отдельная от семантики), направленная на оздоровление чел-а и общества путем измен-ий в использ-ии яз-а. Основана Альфредом Коржибски (Кожибским) в 1920-30гг. Объект исследования – язык как ср-во убеждения и манипулир-ия. Не предлагает никакой общей теории знач-ия и яз-а, а обращает внимание на отдельные черты употр-ия яз-а, приводящие к возникн-ию всевозм-ых индивид-ых и соц-ых проблем. Принципы:

  1. слово нетожд-но вещи, которую оно называет.

  2. карта не есть территория”, т.е. яз-ое выраж-ие не дает полной картины реального явления.

  3. карта карты также не есть первонач-ая карта”, т.е. метаязык не равен языку-объекту, анализируя ЕЯ, мы еще более удаляемся от реальности. Передать реальность с помощью яз-а невозможно.

Последователи школы общей семантики, которые популяризовали идеи Кожибского:

  • Стюарт Чейз: 1938 – «Тирания слов», 1954 (маккартизм и борьба с коммунистами в США) – «Сила слов» – показывает, насколько произвольно используется слово communist ‘коммунист’ и насколько плохо и по-разному понимают амер-ы, что оно значит (многими давалось определение «тот, кто хочет войны» и т.п.),

  • Сэмюель Ичие Хакаява: 1949 – Language in Thought and Action,

  • Анатолий Борисович Рапопо́рт (матем-ий психолог): 1950 – Science and the Goals of Man.

Новую интерп-ию тезиса о нетождеств-ти слова и вещи приобрел в нейролингв-ом программ-ии (НЛП), которое было создано в 1973 г. студ-ом Ричардом Бэндлером и проф-ом л-ки Джоном Гриндером в сотрудничестве с известным уч-ым Грегори Бейтсоном. Это комплекс моделей и принципов, предназначенных д/исслед-ия того, как разум и нейрология, яз-ые паттерны организации восприятия и познав-ых спос-ей чел-а в систематических паттернах («программ-ие») взаимод-ют при конструировании субъективной реальности и чел-ого поведения.

Предпосылки реч-ого возд-ия:

  1. Психол-кие (уязвимость чел-ого сознания)

  2. Лингв-ие: принципиальное несоотв-ие м/стр-ой яз-а как системы и недискретной реальностью, нелинейным смыслом. Т.о. в плане содержания возникают компоненты, неодинаковые по степени эксплицитности. Пример – навязывание пресуппозиции (разумеющееся или известное) + гипотеза лингв-ой относит-ти Сепира-Уорфа

  3. Логические. Понимание яз-ых высказ-ий связано с осущ-ем логических выводов, которые м.б. специально направлены в ошибочное русло

  4. Коммуникат-ые. Участники вынуждены основываться на многочисл-ых предпосылках, имплицитных договоренностях о стр-ре диалога, что приводит к возм-ти навязывания инф-ии.

  5. Экстралингв-ие. Майкл Хэллидэй отмечает, что потенциал реч-ого возд-ия адресата закл-ся не в речевых формах, а во множ-ве отнош-ий м/людьми, которые порождают мышление и речь.

  6. Когнитивные опред-ются возможными ошибками в процессе восприятия знания. Связаны также с сущ-ем различных яз-ых картин мира.

  7. Семиотич-ие определяются возм-ью выделения в процессе комм-ии 2 ее аспектов – собственно информац-ой и регулятивной.


Левин говорит о возм-ти исп-ия регулярных преобраз-ий некоторого условно «нейтрального» описания положения дел, в котором с наибольшей полнотой представлены все участники и все компоненты ситуации:

  • аннулирующее преобраз-ие (умалчивание: исключение из образа ситуации некоторого содержания, имеющегося в сознании говорящего);

  • фингирующее преобраз-ие (введение не относящейся к теме инф-ии);

  • индефинитизирующее преобраз-ие (предметы и события заменяются более обобщенными, что приводит к повышению неопред-ти ситуации);

  • модальные преобраз-ия (привнесение гипотетичности).

Яз-ое манипулирование – скрытое управление поведением и/или сознанием чел-а с помощью речи. Осуществляется "в обход" логического мышления и не замечается адресатом. Прямым средством Я.М. является суггестия, непрямые "встроены" в язык и неотделимы от его f-ионирования, т.к. связаны с законами построения контекста. Инструмент – исп-ие значимого варьирования яз-ых стр-р, при котором различия м/ними игнорируются адресатом сообщения в рамках «коммуникат-ого компромисса», и в рез-те ему навязывается одна из нескольких возможных интерп-ий окружающей действит-ти. Важно, что перечисленные яз-ые инструменты м.б. значимы не только качественно, но и колич-но (контент-анализ). Яз-ые механизмы вариативной интерпретации действит-ти (ВИД) имеются на всех яз-ых уровнях.

Типология яз-ых механизмов возд-ия на сознание (Паршин Петр Борисович)

Значимое варьирование на фонетико-фонолог-ом уровне + выбор формальной оболочки текста:

  1. сегментное варьирование: фоносемантика (возд-ие отдельных зв-ов, основанное на ассоц-ях), квазимуз-ое возд-ие повторяющихся букв и зв-ых комплексов (аллитерация): слоганы ВеЛЛа – Вы веЛикоЛепны; ЧИСТОТА – ЧИСТО ТАйд;

  2. супрасегм-ое варьир-ие: использование ритмизир-ых и рифмованных текстов (Чтобы не пришла беда, голосуй да – да – нет – да), просодические ср-ва яз-а: интонация, регистр голоса, фонации (придыхание, напряженная «звенящая фонация», расслабленный голос), артикуляц-ые позы, темп речи и паузация + узнаваемый индивид-ый голос.

  3. в письм-ой речи: метаграфемика, в частности супраграфемика (выбор шрифта и выделения, разрядки, заглавных букв) и топографемика (спос-ы размещ-ия печатного текста на плоскости).

Значимое варьир-ие на лексич-ом уровне изучено в большей степени (язык ФРГ и ГДР, в США во время Вьетнамской войны и т.д.). Основной прием – отбор слов с сильной эмоц-ой составляющей или стилистически нейтральных слов, имеющих оценочную составляющую и различного рода коннотации и ассоциации.

  1. модель мира, зафиксир-ая в слове: различные т.з. (победа и поражение), асимметрии в позициях уч-ов ситуации, различный логический статус эл-ов содержания, различная сравнительная значимость смысловых компонентов.

  2. использование жаргона, а также точный выбор обращения и надлежащее исп-ие местоим. мы (белопридурки, мочить террористов в сортире).

  3. софистицированная (привычная / непривычная) лексика.

  4. эвфемизмы (слова, предст-ие действ-ть в > благопр-ом свете, чем она могла бы быть представлена).

  5. словосоч-ия, обеспеч-ие модификацию привычных категорий (демократич-ое сопрот-ие "сопротивление режимам, неугодным США").

  6. создание новых слов и выраж-ий (белопридурки, ельцинократия, мировая закулиса, мондиализм или жидомасонство). В РЯ – использ-ие эмоционально окрашенных суффиксов.


Уровень предложенияВыбор синтаксич-их констр-ий

  1. пассивный залог вместо активного: перенос важности, элиминирование участников

  2. номинализация, т.е. перевод словосоч-ия с глаг. в отглаг-ое сущ-ое (захвачены заложники, захват заложников)

  3. особая усложненность синтаксиса: сознательное сужение числа адресатов (свои/чужие)

  4. порядок элементов в конструкциях с сочинит. 1й элемент > важен + иерархические отношения.

Уровень дискурса – Выбор макростр-р. Макростр-ры (термин нидер. лингв. Тойна ван Дейка) – это такие ср-ва организации яз-ых текстов, которые выходят за пределы предложения.

    • макростр-ры, имеющие четко выраж-ые соотв-ия в поверхностной форме текста: диалогические макростр-ры, некоторые из «фигур речи» (параллелизм) + некоторые другие (списки).

    • макростр-ры, которые организуют его содержательную сторону: нарративные стр-ры (рассказы о событиях), различные эмоц-ые стр-ры, представляющие собой стратегии построения текста в соотв-ии с моделями, фиксирующими эмоционально значимые послед-ти состояний или событий (успех, неудача, упорство и т.п.); риторические стр-ры типа используемых в аргументации; каузальные (причинно-следственные) и ряд др. стр-р.

    Основные сферы реч-ого возд-ия:

    1. полит-ая и рекл-ая комм-ия (основные области изучения)

    2. обучение и воспитание

    3. процессуальная и суд-ая практика соревновательного типа

    4. психотерапия: включая нейролингв-ое программ-ие. Народная психотерапия: общение с исповедником, магия, заговоры, колдовство и т.д. – суггестивная л-ка

    5. все виды словесных искусств, лит-ра

    6. повседневное общение

    Методология теории реч-ого возд-ия находит применение в теории и практике аргументации, практике создания рекламных текстов (копирайтинге), полит-ой л-ке.

    Критич-ая л-ка зародилась в конце 70-х гг. в Унив-те Восточной Англии в UK, начало ей положили 2 книги: «Язык и контроль» Роджера Фаулера и др. и «Язык и идеология» Гюнтера Кресса и Роджера Ходжа. Крит-ая л-ка трактовала реч-ую деят-ть,  прежде всего, с т.з. ее соц-ой значимости. Согласно этой теории, высказывания являются рез-ом деят-ти коммуникантов (говорящих и пишущих) в конкретной общественной ситуации; отношения субъектов речи обычно отображают различные типы соц-ых отнош-ий (зависимостей и взаимозависимостей); ср-ва коммуникации на любом уровне их f-ионирования социально обусловлены, поэтому соотнесенность содержания и формы высказ-ий не произвольна, но всегда мотивирована речевой ситуацией. Под возд-ием грамм-их исследований в русле системно- f-иональной л-ки Майкла Халлидея, а также работ в области соц-ой семиотики представители этого направления показали, , что выбор синтакс-их констр-ий определяется идеологич-ой позицией адресанта (использ-ие активного/пассивного залога д/смещения центра внимания с того, кто совершил действия, на само действие. – при освещении военных действий США во Вьетнаме).


    Крит-ая л-ка представляет собой один из наиболее ранних подходов к крит-ому анализу дискурса, который исходит из того факта, что тексты являются рез-ом деят-ти людей в опред-ой социальной ситуации. Выделяются 3 основные школы:

    • когнитивный анализ дискурса Тойна ван Дейка: как иммигранты представлены в публикациях гол. СМИ, учебниках, парламентских дебатах, корпоративном дискурсе и др. Моделирование когнитивных стр-р в общественном сознании посредством анализа дискурса, направленного на легитимизацию социального неравенства.

    • дискурс-анализ Н. Фэрклау. Привнесение в дискурс-анализ эвристик анализа интертекстуальности и пристальное внимание к вопросу о различиях в восприятии одного и того же коммуникат-ого события разными аудиториями. Язык и семиозис рассм-ются в первую очередь как соц-ые, а не когнитивные феномены, а основной задачей исслед-ия становится анализ соц-ых последствий (social effects) опред-ого дискурса (дискурса глобализации, дискурса "нового капитализма", дискурса "нового либерализма" и др.).

    • нем. школа крит-ого анализа дискурса (Зигфрид Егер, У. Маас, Ю. Линк), особое место в которой занимает социолингв-ий дискурс-анализ Рут Водак и ее коллег по венской школе дискурс-анализа. Анализ дискурса антисемитизма привел Р. Водак к разработке подхода, определяемого ею как социоистор-ий метод. Язык не только отображает соц-ые процессы и соц-ое взаимод-ие, но и конституирует их. Д-с всегда историчен, т.е. он всегда синхронически и диахронически связан с коммуникат-ми событиями, происходящими в наст-ий момент или происходившими прежде.


    1. Теория и методика преподавания иностранного языка. Применение компьютерных технологий в образовании.

    Эта дисц-а охватывает аспекты подачи материала и аспекты усвоения материала учащимися. В зап-ых странах многие из этих вопросов решаются в рамках прикл-ой л-ки.

    Грейб связывает момент возник-ия прикл-ой л-ки с выпуском журнала «Изучение яз-а» Журнал прикл-ой л-ки 1948г.

    В виде отдельной самост-ой дисциплины ПЛ начала оформляться в XX в.

    Создание новых учебников.

    Задачи стоящие перед методикой: подбирать материал, тестирования, развивать умение говорить, слушать и т.д.

    Специалисты постоянно следят за новыми разработками теор-ой л-ки и внедряют самые эффективные. Совр-ые исследования в области когнитивной л-ки и дискурсивного анализа применяются в составлении учебников. Весь яз-ой материал представлен как дискурс, используются более аутентичные, приближенные к реальной жизни ситуации (реальные действующие лица, предметы, цели действительных лиц, цепочки действий, ведущие к целям max приближены к настоящим).

    По-новому моделируются персонажи, они не идеальны, max приближены к реальным жизненным проблемам.

    Обучаемые должны пройти адаптацию к различным типам общения, не должны быть оторваны от жизненных ситуаций. Благодаря тому, что ин-ый язык преподают как дискурс, одновременно с усвоением яз-ого материала происходит освоение инф-ии о том соц-ом мире, в котором живут носители языка. Достижения теор-ой л-ки находят свои практические применения.