ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2020
Просмотров: 2340
Скачиваний: 19
Больш-во элем-ов понятий инструментария комп-ой л-ки омонимично: они одновременно обозначают некоторые реальные сущности когнитивной системы чел-а и способы предст-ия этих сущностей, используемые при их теор-ом описании и моделир-ии. Иными словами, эл-ы понятийного аппарата комп-ой л-ки имеют онтолог-ий и инструм-ый аспекты. , в онтол-ом аспекте разделение декларативных и процедурных знаний соотв-ет различным типам знаний, имеющимся у чел-а – т.н. знаниям ЧТО (декларативным; таково, , знание почтового адреса к-л NN), с одной стороны, и знаниям КАК (процедурным; таково, , знание, позволяющее найти квартиру этого NN, даже не зная ее формального адреса) – с другой. В инструм-ом аспекте знание м.б. воплощено в совок-ти дескрипций (описаний), в наборе данных, с одной стороны, и в алгоритме, инструкции, которую выполняет комп-ая или к-л другая модель когнитивной системы, с другой.
Направления комп-ой л-ки. Сфера КЛ весьма разнообразна и включает такие области, как комп-ое моделир-ие общения, моделир-ие стр-ры сюжета, гипертекстовые техн-ии предст-ия текста, машинный перевод, комп-ая лексикография. В узком смысле проблематика КЛ часто связывается с междисц-ым прикл-ым направлением с несколько неудачным названием «обработка ест-ого яз-а» (перевод англ. термина Natural Language Processing). Оно возникло в конце 1960-х г. и развивалось в рамках научно-технологической дисциплины «искус-ый интеллект». По своей внутренней форме словосочетание «обработка ест-ого языка» охватывает все области, в которых компьютеры используются для обработки яз-ых данных. Между тем в практике закрепилось более узкое понимание этого термина – разработка методов, технологий и конк-ых систем, обеспечивающих общение человека с ЭВМ на ест-ом или огранич-ом ест-ом яз-е.
-
Применение языка как средства социального влияния и контроля (критическая лингвистика).
Теория возд-ия – междисц-ый подход. Объект – когнитивные, психол-ие, соц-ые, яз-ые и др. механизмы, позволяющие влиять на сознание, на процесс принятия чел-ом тех или иных решений. В центре внимания лежит категория яз-ого варьирования, определяющая возможность исп-ия в дискурсе д/описания одной и той же ситуации различных близких по значению яз-ых выражений.
История развития: риторика в Др. Грец. и Риме учила эффективно строить публичное выступление. Фр. Бэкон в «Новом Органоне» (17в) разделил источники чел-их ошибок, стоящих на пути познания, на 4 группы, среди которых выделил идолов площади (idola fori) – они порождаются в процессе реч-ого общения и приводят к отожд-ию слова и вещи. На этой основе Дж. Локком в «Опыте о чел-ом разуме» приводит эл-ы теории и типологии «злоупотр-ия словами»: внесение намеренной неясности в высказ-ие; исп-ие слов д/номинации того, что они не могут обозначать; исп-ие выраж-ий с широкой семантикой (идея, истина, народ и пр.); чрезмерная образность речи. В теологии о способах искажения истины писал Аврелий Августин и его крупнейший интерпретатор Фома Аквинский. В XX в. – новый подъем на основе достижений психологии, социологии, а также роста интереса к проблеме демократии.
Общая семáнтика (General Semantics) – эмпирическая дисц-а (отдельная от семантики), направленная на оздоровление чел-а и общества путем измен-ий в использ-ии яз-а. Основана Альфредом Коржибски (Кожибским) в 1920-30гг. Объект исследования – язык как ср-во убеждения и манипулир-ия. Не предлагает никакой общей теории знач-ия и яз-а, а обращает внимание на отдельные черты употр-ия яз-а, приводящие к возникн-ию всевозм-ых индивид-ых и соц-ых проблем. Принципы:
-
слово нетожд-но вещи, которую оно называет.
-
“карта не есть территория”, т.е. яз-ое выраж-ие не дает полной картины реального явления.
-
“карта карты также не есть первонач-ая карта”, т.е. метаязык не равен языку-объекту, анализируя ЕЯ, мы еще более удаляемся от реальности. Передать реальность с помощью яз-а невозможно.
Последователи школы общей семантики, которые популяризовали идеи Кожибского:
-
Стюарт Чейз: 1938 – «Тирания слов», 1954 (маккартизм и борьба с коммунистами в США) – «Сила слов» – показывает, насколько произвольно используется слово communist ‘коммунист’ и насколько плохо и по-разному понимают амер-ы, что оно значит (многими давалось определение «тот, кто хочет войны» и т.п.),
-
Сэмюель Ичие Хакаява: 1949 – Language in Thought and Action,
-
Анатолий Борисович Рапопо́рт (матем-ий психолог): 1950 – Science and the Goals of Man.
Новую интерп-ию тезиса о нетождеств-ти слова и вещи приобрел в нейролингв-ом программ-ии (НЛП), которое было создано в 1973 г. студ-ом Ричардом Бэндлером и проф-ом л-ки Джоном Гриндером в сотрудничестве с известным уч-ым Грегори Бейтсоном. Это комплекс моделей и принципов, предназначенных д/исслед-ия того, как разум и нейрология, яз-ые паттерны организации восприятия и познав-ых спос-ей чел-а в систематических паттернах («программ-ие») взаимод-ют при конструировании субъективной реальности и чел-ого поведения.
Предпосылки реч-ого возд-ия:
-
Психол-кие (уязвимость чел-ого сознания)
-
Лингв-ие: принципиальное несоотв-ие м/стр-ой яз-а как системы и недискретной реальностью, нелинейным смыслом. Т.о. в плане содержания возникают компоненты, неодинаковые по степени эксплицитности. Пример – навязывание пресуппозиции (разумеющееся или известное) + гипотеза лингв-ой относит-ти Сепира-Уорфа
-
Логические. Понимание яз-ых высказ-ий связано с осущ-ем логических выводов, которые м.б. специально направлены в ошибочное русло
-
Коммуникат-ые. Участники вынуждены основываться на многочисл-ых предпосылках, имплицитных договоренностях о стр-ре диалога, что приводит к возм-ти навязывания инф-ии.
-
Экстралингв-ие. Майкл Хэллидэй отмечает, что потенциал реч-ого возд-ия адресата закл-ся не в речевых формах, а во множ-ве отнош-ий м/людьми, которые порождают мышление и речь.
-
Когнитивные опред-ются возможными ошибками в процессе восприятия знания. Связаны также с сущ-ем различных яз-ых картин мира.
-
Семиотич-ие определяются возм-ью выделения в процессе комм-ии 2 ее аспектов – собственно информац-ой и регулятивной.
Левин говорит о возм-ти исп-ия регулярных преобраз-ий некоторого условно «нейтрального» описания положения дел, в котором с наибольшей полнотой представлены все участники и все компоненты ситуации:
-
аннулирующее преобраз-ие (умалчивание: исключение из образа ситуации некоторого содержания, имеющегося в сознании говорящего);
-
фингирующее преобраз-ие (введение не относящейся к теме инф-ии);
-
индефинитизирующее преобраз-ие (предметы и события заменяются более обобщенными, что приводит к повышению неопред-ти ситуации);
-
модальные преобраз-ия (привнесение гипотетичности).
Яз-ое манипулирование – скрытое управление поведением и/или сознанием чел-а с помощью речи. Осуществляется "в обход" логического мышления и не замечается адресатом. Прямым средством Я.М. является суггестия, непрямые "встроены" в язык и неотделимы от его f-ионирования, т.к. связаны с законами построения контекста. Инструмент – исп-ие значимого варьирования яз-ых стр-р, при котором различия м/ними игнорируются адресатом сообщения в рамках «коммуникат-ого компромисса», и в рез-те ему навязывается одна из нескольких возможных интерп-ий окружающей действит-ти. Важно, что перечисленные яз-ые инструменты м.б. значимы не только качественно, но и колич-но (контент-анализ). Яз-ые механизмы вариативной интерпретации действит-ти (ВИД) имеются на всех яз-ых уровнях.
Типология яз-ых механизмов возд-ия на сознание (Паршин Петр Борисович)
Значимое варьирование на фонетико-фонолог-ом уровне + выбор формальной оболочки текста:
-
сегментное варьирование: фоносемантика (возд-ие отдельных зв-ов, основанное на ассоц-ях), квазимуз-ое возд-ие повторяющихся букв и зв-ых комплексов (аллитерация): слоганы ВеЛЛа – Вы веЛикоЛепны; ЧИСТОТА – ЧИСТО ТАйд;
-
супрасегм-ое варьир-ие: использование ритмизир-ых и рифмованных текстов (Чтобы не пришла беда, голосуй да – да – нет – да), просодические ср-ва яз-а: интонация, регистр голоса, фонации (придыхание, напряженная «звенящая фонация», расслабленный голос), артикуляц-ые позы, темп речи и паузация + узнаваемый индивид-ый голос.
-
в письм-ой речи: метаграфемика, в частности супраграфемика (выбор шрифта и выделения, разрядки, заглавных букв) и топографемика (спос-ы размещ-ия печатного текста на плоскости).
Значимое варьир-ие на лексич-ом уровне изучено в большей степени (язык ФРГ и ГДР, в США во время Вьетнамской войны и т.д.). Основной прием – отбор слов с сильной эмоц-ой составляющей или стилистически нейтральных слов, имеющих оценочную составляющую и различного рода коннотации и ассоциации.
-
модель мира, зафиксир-ая в слове: различные т.з. (победа и поражение), асимметрии в позициях уч-ов ситуации, различный логический статус эл-ов содержания, различная сравнительная значимость смысловых компонентов.
-
использование жаргона, а также точный выбор обращения и надлежащее исп-ие местоим. мы (белопридурки, мочить террористов в сортире).
-
софистицированная (привычная / непривычная) лексика.
-
эвфемизмы (слова, предст-ие действ-ть в > благопр-ом свете, чем она могла бы быть представлена).
-
словосоч-ия, обеспеч-ие модификацию привычных категорий (демократич-ое сопрот-ие "сопротивление режимам, неугодным США").
-
создание новых слов и выраж-ий (белопридурки, ельцинократия, мировая закулиса, мондиализм или жидомасонство). В РЯ – использ-ие эмоционально окрашенных суффиксов.
Уровень предложения – Выбор синтаксич-их констр-ий
-
пассивный залог вместо активного: перенос важности, элиминирование участников
-
номинализация, т.е. перевод словосоч-ия с глаг. в отглаг-ое сущ-ое (захвачены заложники, захват заложников)
-
особая усложненность синтаксиса: сознательное сужение числа адресатов (свои/чужие)
-
порядок элементов в конструкциях с сочинит. 1й элемент > важен + иерархические отношения.
Уровень дискурса – Выбор макростр-р. Макростр-ры (термин нидер. лингв. Тойна ван Дейка) – это такие ср-ва организации яз-ых текстов, которые выходят за пределы предложения.
-
макростр-ры, имеющие четко выраж-ые соотв-ия в поверхностной форме текста: диалогические макростр-ры, некоторые из «фигур речи» (параллелизм) + некоторые другие (списки).
-
макростр-ры, которые организуют его содержательную сторону: нарративные стр-ры (рассказы о событиях), различные эмоц-ые стр-ры, представляющие собой стратегии построения текста в соотв-ии с моделями, фиксирующими эмоционально значимые послед-ти состояний или событий (успех, неудача, упорство и т.п.); риторические стр-ры типа используемых в аргументации; каузальные (причинно-следственные) и ряд др. стр-р.
Основные сферы реч-ого возд-ия:
-
полит-ая и рекл-ая комм-ия (основные области изучения)
-
обучение и воспитание
-
процессуальная и суд-ая практика соревновательного типа
-
психотерапия: включая нейролингв-ое программ-ие. Народная психотерапия: общение с исповедником, магия, заговоры, колдовство и т.д. – суггестивная л-ка
-
все виды словесных искусств, лит-ра
-
повседневное общение
Методология теории реч-ого возд-ия находит применение в теории и практике аргументации, практике создания рекламных текстов (копирайтинге), полит-ой л-ке.
Критич-ая л-ка зародилась в конце 70-х гг. в Унив-те Восточной Англии в UK, начало ей положили 2 книги: «Язык и контроль» Роджера Фаулера и др. и «Язык и идеология» Гюнтера Кресса и Роджера Ходжа. Крит-ая л-ка трактовала реч-ую деят-ть, прежде всего, с т.з. ее соц-ой значимости. Согласно этой теории, высказывания являются рез-ом деят-ти коммуникантов (говорящих и пишущих) в конкретной общественной ситуации; отношения субъектов речи обычно отображают различные типы соц-ых отнош-ий (зависимостей и взаимозависимостей); ср-ва коммуникации на любом уровне их f-ионирования социально обусловлены, поэтому соотнесенность содержания и формы высказ-ий не произвольна, но всегда мотивирована речевой ситуацией. Под возд-ием грамм-их исследований в русле системно- f-иональной л-ки Майкла Халлидея, а также работ в области соц-ой семиотики представители этого направления показали, , что выбор синтакс-их констр-ий определяется идеологич-ой позицией адресанта (использ-ие активного/пассивного залога д/смещения центра внимания с того, кто совершил действия, на само действие. – при освещении военных действий США во Вьетнаме).
Крит-ая л-ка представляет собой один из наиболее ранних подходов к крит-ому анализу дискурса, который исходит из того факта, что тексты являются рез-ом деят-ти людей в опред-ой социальной ситуации. Выделяются 3 основные школы:
-
когнитивный анализ дискурса Тойна ван Дейка: как иммигранты представлены в публикациях гол. СМИ, учебниках, парламентских дебатах, корпоративном дискурсе и др. Моделирование когнитивных стр-р в общественном сознании посредством анализа дискурса, направленного на легитимизацию социального неравенства.
-
дискурс-анализ Н. Фэрклау. Привнесение в дискурс-анализ эвристик анализа интертекстуальности и пристальное внимание к вопросу о различиях в восприятии одного и того же коммуникат-ого события разными аудиториями. Язык и семиозис рассм-ются в первую очередь как соц-ые, а не когнитивные феномены, а основной задачей исслед-ия становится анализ соц-ых последствий (social effects) опред-ого дискурса (дискурса глобализации, дискурса "нового капитализма", дискурса "нового либерализма" и др.).
-
нем. школа крит-ого анализа дискурса (Зигфрид Егер, У. Маас, Ю. Линк), особое место в которой занимает социолингв-ий дискурс-анализ Рут Водак и ее коллег по венской школе дискурс-анализа. Анализ дискурса антисемитизма привел Р. Водак к разработке подхода, определяемого ею как социоистор-ий метод. Язык не только отображает соц-ые процессы и соц-ое взаимод-ие, но и конституирует их. Д-с всегда историчен, т.е. он всегда синхронически и диахронически связан с коммуникат-ми событиями, происходящими в наст-ий момент или происходившими прежде.
-
Теория и методика преподавания иностранного языка. Применение компьютерных технологий в образовании.
Эта дисц-а охватывает аспекты подачи материала и аспекты усвоения материала учащимися. В зап-ых странах многие из этих вопросов решаются в рамках прикл-ой л-ки.
Грейб связывает момент возник-ия прикл-ой л-ки с выпуском журнала «Изучение яз-а» Журнал прикл-ой л-ки 1948г.
В виде отдельной самост-ой дисциплины ПЛ начала оформляться в XX в.
Создание новых учебников.
Задачи стоящие перед методикой: подбирать материал, тестирования, развивать умение говорить, слушать и т.д.
Специалисты постоянно следят за новыми разработками теор-ой л-ки и внедряют самые эффективные. Совр-ые исследования в области когнитивной л-ки и дискурсивного анализа применяются в составлении учебников. Весь яз-ой материал представлен как дискурс, используются более аутентичные, приближенные к реальной жизни ситуации (реальные действующие лица, предметы, цели действительных лиц, цепочки действий, ведущие к целям max приближены к настоящим).
По-новому моделируются персонажи, они не идеальны, max приближены к реальным жизненным проблемам.
Обучаемые должны пройти адаптацию к различным типам общения, не должны быть оторваны от жизненных ситуаций. Благодаря тому, что ин-ый язык преподают как дискурс, одновременно с усвоением яз-ого материала происходит освоение инф-ии о том соц-ом мире, в котором живут носители языка. Достижения теор-ой л-ки находят свои практические применения.