Файл: вопросы Гак 2013 (с ответами).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2020

Просмотров: 2244

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.о., развитие линг. прагматики привело к развитию дискурсивного анализа и дискурса.

Следует различать разные уровни структуры – макроструктуру, или глобальную структуру, и микроструктуру, или локальную структуру. Макроструктура дискурса – это членение на крупные составляющие: эпизоды в рассказе, абзацы в газетной статье, группы реплик в устном диалоге и т.д. М/крупными фрагментами дискурса наблюдаются границы, которые помечаются относительно более длинными паузами (в устном дискурсе), графическим выделением (в письменном дискурсе), специальными лексическими средствами (такими служебными словами или словосочетаниями, как а, так, наконец, что касается и т.п.). Внутри крупных фрагментов дискурса наблюдается единство – тематическое, референциальное (т.е. единство участников описываемых ситуаций), событийное, временное, пространственное и т.д. Различными исследованиями, связанными с макроструктурой дискурса, занимались Е.В. Падучева, Т. ван Дейк, Т. Гивон, Э. Шеглофф, А.Н. Баранов и Г.Е. Крейдлин и др.

Специфическое понимание термина «макроструктура» представлено в трудах известного нидер. исследователя дискурса (и выдающегося организатора лингвистики текста и впоследствии дискурсивного анализа как научных дисциплин) Т. ван Дейка. Согласно ван Дейку, макроструктураэто обобщенное описание основного содержания дискурса, которое адресат строит в процессе понимания. Макроструктура представляет собой последовательность макропропозиций, т.е. пропозиций (пропозиция – заявление о мире, смысл), выводимых из пропозиций исходного дискурса по определенным правилам (т.н. макроправилам). К числу таких правил относятся правила сокращения (несущественной информации), обобщения (двух или более однотипных пропозиций) и построения (т.е. комбинации нескольких пропозиций в одну). Макроструктура строится таким образом, чтобы представлять собой полноценный текст. Макроправила применяются рекурсивно (многократно).

Помимо «макроструктуры» ван Дейк выделяет также понятие суперструктуры – стандартной схемы, по которой строятся конкретные дискурсы. В отличие от макроструктуры, суперструктура связана не с содержанием конкретного дискурса, а с его жанром. Так, например, нарративный дискурс, согласно У. Лабову, стандартно строится по следующей схеме: краткое содержание – ориентация – осложнение – оценка – разрешение кода. Такого типа структуры часто именуют нарративными схемами. Другие жанры дискурса также имеют характерные суперструктуры, но изучены гораздо хуже.

В противоположность макроструктуре, микроструктура дискурса – это членение дискурса на минимальные составляющие, которые имеет смысл относить к дискурсивному уровню. В большинстве современных подходов такими минимальными единицами считаются предикации, или клаузы.


В независимости от того, какому аспекту структуры дискурса уделяется внимание, структура всегда подразумевает еще два свойства: связность и иерархичность, применимые в полной мере и к дискурсу.

Говоря о структуре дискурса нельзя не отметить, что в основе порождения дискурса стоят представления о действительности (опыт). При вербализации прошлого опыта люди регулярно пользуются стереотипными представлениями о действительности. Такие стереотипные фоновые знания называются схемами. Например, схема квартиры включает знания о кухне, ванной, прихожей, окнах и т.п.

Наличие схематических представлений, разделяемых языковым сообществом, решающим образом влияет на форму порождаемого дискурса. Это явление было заново «открыто» в 1970-е годы, когда появился целый ряд альтернативных, но весьма близких по смыслу терминов. Так, амер. специалисты в области искусственного интеллекта предложили термины «фрейм» (М.Минский) и «скрипт» (Р. Шенк и Р. Абельсон). «Фрейм» в большей степени относится к статическим структурам, объектам, расположившихся в пространстве относительно др. друга в пределах рамки целого (типа модели квартиры), а «скрипт» и «сценарий» – к динамическим, моделирует действия агентов, движущихся к своим целям (типа поездки на дачу или посещения ресторана), хотя сам Минский предлагал использовать термин «фрейм» и для динамических стереотипных структур. «Схема» формализует данные в виде абстрактных конструкций: чертежей, диаграмм, графиков, геометр. фигур и т.п. «План» пред. собой еще никогда не осуществлявшийся, задуманный и разработанный сценарий. Несмотря на эти различия в содержании, глубинная сущность данных понятий остается единой: все они относятся к структурным представлениям знаний и лежат в основе порождения дискурса.


  1. Понятие знака. Его составляющие, его сущностное свойство. Ассиметрия языкового знака.

Знак – объект семиотики. Семиотика появилась в начале ХХ века, представляла собой метанауку, ее статус до сих пор спорный. Основатель – амер. логик Чарльз Пирс.

Классификация знаков Пирса:

- индексы (смежность) – местоимения и местоименные наречия, шифтеры. Критерий: соотношение м/означающим и означаемым. # дым и огонь (настоящее время)

- иконы (подобие) – звукоподражательные слова, порядок слов в предложении – veni, vedi, vici (пришел , увидел, победил). # Осторожно! (прошедшее время)

- символы (большинство знаков), будущее время.

Фердинанд де Соссюр сформулировал основы семиологии = семиотики. Пирс представлял семиотику как универсальную алгебру отношений. Соссюр говорил о ней как о психологической надстройке над всеми гуманитарными науками.

Согласно логико-философской традиции Мориса знак – некий материальный носитель, представляющий другую сущность. По лингвистической традиции Соссюра знак – двусторонняя сущность. Знак – означающий (план выражения), а то, что он представляет – означаемое (план содержания).


Знаковый процесс = семиозис – некоторая ситуация, включающая определенный набор компонентов. В основе семиозиса передать сообщение В лицом А лицу Б в среде Г и учитывать код Д, задающий соответствие означаемых и означающих.

Код – система, включающая структуру знаков и правила ее функционирования. Естественный язык.

Структура состоит из самих знаков и отношений м/ними.

Факторы семиозиса по Пирсу:

1) то, что выступает как знак (знаковое средство)

2) то, что указывает знак (десигнат)

3) воздействие в силу, которого соответствующая вещь оказывается д/интерпретатора знаком (интерпретанта)

4) интерпретатор

Основные части семиотики:

- Синтактика – изучает отношения м/знаками и их составляющими (означающие)

- Семантика – изучает отношения м/означающим и означаемым

- Прагматика – изучает отношения м/знаком и интерпретатором

Сущностное св-во любого знака – его значение. Единственный способ узнать действительное значение знака состоит в опыте его употребления по назначению. Этот вывод следует из посылки, что “значение знака есть его употребление” (, хлыст – не обязательно кон. спорт; содранная кора). f-циональная категоризация сущности возможна только ч/взаимоде-ие с ней как компонентом окружающего мира. Значение возникает из взаимод-ия с миром и имеет опытную природу.

Ассиметрию языкового знака ввел С.О. Карцевский – языковой знак постоянно стремится расширить либо план выражения, либо план содержания.

Если бы язык не развивался, а оставался во времени неизменным, то, очевидно, и знак сохранился бы в своих изначально заданных границах. Развитие языка, однако, заключается не только в том, что какие-то новые слова возникают, а какие-то старые исчезают, выходят из употребления. Развитие также обнаруживается внутри знака, в изменении соотношения двух его сторон.

Если расширяется план выражения, наблюдается синонимия (как обычная синонимия, так и синонимия слов, связанных общим происхождением):

план выражения план содержания

аэроплан летательное

самолет судно

Изменения плана выражения знака многообразны:

  • узаконенное грамматикой фонетическое и морфологическое варьирование слов и их форм: под ноги – под ноги;

  • всевозможные звуковые чередования, происходящие в корне слова: нога – ноги ([г] – [г’]);

  • речевые искажения формы слова, вызванные разными причинами: действием аналогии, стремлением к сокращению, к экономии речевых усилий и т.п. , проволка вместо проволока.

Если расширяется план содержания, наблюдается омонимия:

план выражения план содержания

лисичка гриб

животное

Стремится стать многозначным.

Иногда в одном звучании совпадают совершенно разные слова (также приводит к омонимии):

брак


  1. Основные свойства языкового знака.

Независимо от того, о какой сфере передачи инф-ии идет речь, знак имеет преднамеренную, целенаправленную природу. Следовательно, выделяют 4 свойства языкового знака:


  • преднамеренность (д/передачи определенного смысла) – носит интенциональный характер, т.е. интенция субъекта вложить в ту или иную сущность некоторую интерпретанту;

  • двусторонность (план выражения [материальная, внешняя сторона знака – то, чем передается – форма], план содержания [идеальная, внутренняя – то, что передается – значение, смысл/семантика]);

Материальная сторона знака, его план выражения, м.б. самой разной – лишь бы она воспринималась органами чувств: слухом, зрением, осязанием. Подавляющую часть инф-ии о мире человек получает с помощью зрения. Но если говорить о знаке языковом, о единицах человеческого языка, то его основная материя – звук. Нельзя забывать о том, что основная материальная форма существования языка - это звук, колебания воздуха. На протяжении сотен и сотен тысячелетий человеческий язык существовал исключительно в звуковой форме (еще ему, конечно, помогали жесты), и только в последние несколько тысячелетий этому способу передачи инф-ии сопутствует письменность.

  • конвециональность (договоренность, соглашение, конвенция лежат в основе названия предмета);

Знак не обязательно д.б. похожим на то, что он обозначает. Знаки, подобные тому, что они обозначают (иконические), – довольно редкий случай. Сапог – над мастерской по ремонту обуви. Перед пешеходным переходом – треугольник с изображением шагающего человека (многие знаки дорожного движения – иконические). Слово кукушка похоже на тот звук, который издает данная птица. И другие звукоподражательные или звукоизобразительные слова – скрипеть, булькать, чавкать, гром, писк, шипение – тоже можно считать иконическими знаками. Но в целом это скорее исключение. А нормально для знака как раз обратное: условная связь между планом выражения и планом содержания. Цветок на окне означает: "сюда нельзя, явка провалена". Но если мы договоримся о другом содержании знака, он может обозначать, например: "заходи, я жду". Получается, что в основе названия лежит договоренность, соглашение, конвенция. Мы, то есть коллектив людей, как бы решили придать данной звуковой форме данное содержание; так появляется знак.

  • обусловленность (знак не существует изолированно, всегда входит в систему, действует на фоне своих “собратьев”. Каждый знак – член своей системы).

Разделить сферы влияния знаков. Каждый знак в разных странах означает свое, не то же самое.

, телефонные прерывистые гудки в Болгарии и телефонный гудок в России, чтоб набрать номер.

, синий и голубой в рус., но blau и д/синего, и д/голубого в немецком.

Можно сказать, что языковой знак есть производное от языка как целого.

Соссюр выделил 3 св-ва языкового знака:

  1. его произвольность, т.е. условность;

  2. линейность означающего (элементы следуют один за другим, образуя цепь);

  3. неизменчивость – изменчивость (противопоставление адаптивные, динамичные).



  1. Классификация знаковых систем.

Мир знаков и знаковых систем бесконечно разнообразен; необходимо рассмотреть в одной системе терминов различные классы знаковых систем и знаков. Основные объекты семиотической таксономии – это знаковые системы, а не знаки.

В систематизации знаковых систем первостеп-ое значение имеют 3 группы св-в (признаков) отдельных семиотик:

  1. Физическая (материальная) природа плана выражения знаков. По данному основанию различают 5 видов знаков:

а) оптические (восприятие зрением);

б) слуховые;

в) знаки, связанные с восприятием запахов (обоняние);

г) тактильные (осязание);

д) знаки, связанные со вкусовыми ощущениями.

  1. Генезис знаковых систем. 3 главных рода семиотик:

  1. природные (биологические/врожденные) семиотики – языки животных;

  2. небиологические (культурные) и естественные семиотики – этнические языки, поведение, этикет, одежда, религия, искусство;

  3. искусственные семиотики, т.е. созданные людьми – математическая символика, географическая карта, дорожные знаки и др.

  1. Строение (структура знаковых систем), которая включает в себя:

  • одноуровневые семиотики (крики обезьян, дорожные знаки);

  • уровневые (многоуровневые) семиотики (арабские цифры).

Оптические знаки в коммуникации животных:

1) Танцы пчел – узоры движений, сообщающие другим пчелам куда лететь. Это не только оптические, но и слуховые знаки.

2) Позы доминирования и подчинения (чайки, выражающие покорность, приседают и трепещут крыльями).

3) Жесты и мимика являются оптическими знаками, которые включают в себя:

  • проксемику (явление, связанное с дистанцией);

  • тактильные (рукопожатие, поцелуй);

  • невербальные коммуникации.

4) Оптические знаки в поведении (различия в одежде – повседневная, праздничная).

5) Оптические знаки в искусствах – музыкальное произведение (облик, фигура).

6) Оптические знаки в естественных языках – письмо, алфавит, азбука Морзе.

Слуховые знаки в коммуникации животных (лай собаки, мычание коровы, шипение). Слуховые знаки в поведении и этикете, т.е. нормы поведения – запрет (на чавкать) и предупреждение.

Знаки, связанные с восприятием запахов. Поведенческие знаки – в древности высокопочтенного гостя умащали благовониями в знак радости хозяина принимать в своем доме дорогого гостя.

Знаки, связанные с вкусовыми ощущениями. Тост – это и жест, и связан со вкусовыми ощущениями.

Элементарные знаки – простые знаки, не содержащие других знаков, и первичные, не являющиеся производными от других знаков. , угрожающий оскал собаки, петушиный крик, жест прощания (пока), скрипичный ключ.

Сложные знаки – включают несколько простых знаков. , угрожающий оскал собаки с позой угрозы и рычанием, сравнение, метафора, произведение искусства.

Присто выделял 3 вида индексов:

  • спонтанные. Носят, по преимуществу, природный характер.

  • ложно-спонтанные

  • намеренные. Представляют собой преднамеренные случаи индикации, которые достигают своей цели при условии, если получатель воспринимает их как целое. , знак ограничения скорости.