ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.12.2020
Просмотров: 884
Скачиваний: 1
• непосредственная правоустановительная деятельность полномочных государственных органов;
• санкционирование государством норм, которые сформировались в форме обычаев или были выработаны негосударственными организациями;
• непосредственное правотворчество народа (референдумы).
Правотворчеству присущи следующие принципы:
• научность (изучение потребностей принятия закона);
• законность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
• гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
• демократизм (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
• профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
• оперативность (своевременность издания нормативных актов).
Основными факторами, определяющими формирование права, являются:
экономические, то есть материальные условия жизни общества, обусловленные равноправным существованием различных форм собственности, свободой предпринимательства;
40. принципы правотворчества.
Принц• научность (изучение потребностей принятия закона);
• законность (создание нормативных актов во исполнение Конституции и законов);
• гласность (открытость правотворческого процесса для общественности);
• демократизм (участие представителей народа в законотворчестве, демократические процедуры принятия и само демократическое содержание законов);
• профессионализм (работа по принятию законов должна осуществляться на постоянной основе с привлечением ученых и специалистов, с проведением научных экспертиз законопроектов);
• оперативность (своевременность издания нормативных актов).
Итак, принципы правотворчества - это руководящие начала, исходные положения деятельности, связанной с принятием, отменой или заменой юридических норм.ипы: законность, демо¬кратизм, научность, профессионализм, гласность, системность.
41. Вида правотворчества. Референдум.
В зависимости от субъекта правотворчества принято выделять сле-дующие виды этой деятельности: законотворчество, подзаконное правотворчество, правотворчество органов местного самоуправления, непосредственное правотворчество народа (референдум), делегированное правотворчество, локальное правотворчество.
Законотворчество — один из распространенных и ведущих видов правотворчества. Законотворчеством занимаются, как правило, представи-тельные законодательные органы государства, избираемые населением и обладающие правом принимать от имени народа акты высшей юридической силы — законы.
Подзаконное правотворчество реализуется чаще всего органам, ис-полнительной власти. Оно предназначено для детализации законов, их конкретизации, решения вопросов, требующих оперативного реа-гирования. Каждый исполнительный орган власти принимает только те акты, которые установлены для него и в пределах его компетенции.
Непосредственное правотворчество (референдум) является высшей формой прямого (непосредственного) вы¬ражения воли народа по проектам ключевых законов и иных государственных решений, а сам народ выступает самостоятельным субъектом правотворчества.
Делегированное правотворчество относительно новый для нашей страны вид. Законы делегированного характера в Российской Федера¬ции не принимались на общегосударственном уровне. Но в принципе делегированным правотворчеством можно считать правотворчество ор-ганов местного самоуправления, так как эти органы не входят в госу-дарственную систему, но вправе принимать нормативные акты по во-просам местного значения. Это право делегировано им государством.
Собственное правотворчество органов местного самоуправления как уже указывалось, можно отнести к делегированному правотворчеству. Государство своим законодательством наделило представитель¬ные органы местного самоуправления и должностных лиц муници¬пальных образований правом принимать нормативные правовые акты по вопросам местного значения. Эти акты обязательны для исполне¬ния всеми субъектами, находящимися на территории муниципально¬го образования, но могут быть обжалованы в суд.
Локальное правотворчество есть реализация правомочий на изда¬ние нормативных правовых актов отдельными учреждениями, орга¬низациями коммерческого или иного характера. Этими актами регу¬лируются конкретные производственные и иные управленческие задачи. Локальные акты издаются руководителями организаций и имеют ограниченное действие: они обязательны только для данной ор¬ганизации, ее структурных подразделений и работников. Чаще всего акты рассматриваемого вида издаются в форме уставов, положений, правил, приказов, распоряжений и т.д. Для юридического действия уставов и положений необходима их регистрация в соответствующем государственном органе.
43.Законотворчество. Законодательная инициатива.
Законодательный процесс выступает составной частью правотворче-ского процесса и включает в себя четыре основные стадии:1) законодательную инициативу;2) обсуждение законопроекта;3) принятие закона;4) обнародование закона.
Законодательная инициатива — право компетентных органов, об-щественных организаций и лиц возбуждать перед законодательной инстан-цией вопрос об издании, изменении или отмене закона либо иного акта, по-ступление которого влечет за собой обязательное рассмотрение его парла-ментом. Это право выражается в форме предложений или готового законо-проекта, которые высший законодательный орган обязан принять к своему производству. Такие предложения должны иметь необходимые обоснования.
Согласно статье 104 Основного Закона РФ правом законодательной инициативы обладают: Президент РФ; Совет Федерации; члены Совета Фе-дерации; депутаты Государственной Думы; Правительство РФ; представи-тельные органы субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадле¬жит также Конституционному Суду РФ; Верховному Суду РФ; Выс¬шему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
Обсуждение законопроекта происходит на заседании Государст-венной Думы. На этой стадии допускаются поправки, изменения, до-полнения или исключения ненужных положений.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой боль-шинством голосов от общего числа ее депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст. 105 Конституции РФ).Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа этой пала¬ты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Сове¬том Федерации.
В случае отклонения федерального закона Советом Федерации па-латы могут создать согласительную комиссию для преодоления воз¬никших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повтор¬ному рассмотрению Государственной Думой.
При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.
Некоторые законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. К их числу статья 106 Конституции РФ относит законы, связанные с вопросами федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного права; таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты Государственной границы РФ; войны и мира.
Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Пре-зиденту РФ для подписания и обнародования. На эту процедуру ему отводится четырнадцать дней (ст. 107 Конститу¬ции РФ). Вместе с тем если Президент в течение указанного срока с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государст¬венная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон.
Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одоб-рен в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.
Все федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.
Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее деся¬ти дней после их принятия.
Федеральные законы и акты палат Федерального Собрания вступа-ют в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Источниками официального опубликования федеральных законов и актов палат Федерального Собрания считается первая публикация их полного текста в «Российской газете» или в «Собрании законода¬тельства РФ».
44. понятие и виды НПА.
Нормативно-правовой акт - это письменный документ, созданный в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера, который содержит нормы права и направлен на урегулирование определенных общественных отношений
Особенности этого источника права состоят в следующем:
• это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);
• это правовой акт (содержит только нормы права, в отличие от актов нормативного содержания, например, инструкции по правилам эксплуатации техники);
• это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);
• это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц);
• это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);
• это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы).
Виды нормативно-правовых актов.
Классификация законов может иметь следующий вид:
• по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);
• по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
• по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);
• по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);
• по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);
• по сроку действия (постоянные и временные);
• по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);
• по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).
Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им. Подзаконные акты конкретизируют принципиальные положения законов применительно к особенностям различных доминирующих интересов в обществе. Все подзаконные акты как правило являются актами различных органов исполнительной власти. По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на:
• общие;
• местные;
• ведомственные;
• внутриорганизационные.
45. Законы и подзаконные нормативные акты РФ.
Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.
На вершине этой пирамиды находится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы и принципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладает верховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства - парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло прежде всего сферу частного права. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации.Далее по нисходящей находятся постановления Правительства. Указанные акты подписываются Председателем Правительства. Постановления Правительства, так же как и указы Президента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания, кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента России.Низшим уровнем федеральной системы нормативных актов являются ведомственные нормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти. Имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Не допускается издание ведомственных нормативных актов в виде писем, телеграмм, рекомендаций. Последнее особенно актуально в банковской сфере, где Центральный банк России долгое время устанавливал нормы путем рассылки информационных телеграмм и писем. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.Определенную подсистему представляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Возглавляют «пирамиду» регионального законодательства Конституции (уставы) республик, краев, областей, округов. Высшие представительные органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законы по предметам их ведения. По предметам совместного ведения краевые, областные, республиканские, окружные законы принимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут им противоречить. Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации издают в рамках своей компетенции нормативные указы или постановления. Органы местного самоуправления вправе принимать нормативные решения по вопросам, отнесенным к ведению муниципальных образований.