ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1458

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юридические действия представляют собой внешне выраженные, социально-преобразующие и влекущие определенные правовые пос­ледствия акты субъектов и участников (например, подпись документа). Совокупность взаимосвязанных между собой юридических действий, объединенных локальной целью, составляют операцию (например, ос­мотр места преступления включает самые разнообразные правовые действия).

В качестве средств выступают допускаемые законом предметы и явления, с помощью которых обеспечиваются достижение цели и необ­ходимый результат. Они составляют как бы инструментальную часть практической деятельности и используются для установления и фик­сации фактов, анализа юридической «материи», вынесения и оформле­ния решений, организации контроля за их исполнением.

Все средства можно подразделить на общественные (например, нравственные и иные социальные нормы), специально-юридические (договоры, нормы и принципы права) и технические (приборы и инструменты). В своей совокупности они составляют юридическую технику (законодательную, судебную и др.).

Одни и те же средства могут быть использованы по-разному, раз­личными способами. Так, важным средством фиксации материалов ос­мотра места происшествия является фотосъемка, позволяющая запе­чатлевать расположение предметов, их специфические черты, состоя­ние, детали.

Способ — это конкретный путь достижения намеченной цели (ре­зультата) с помощью конкретных средств и при наличии соответству­ющих условий и предпосылок деятельности. Способы накладывают отпечаток на выбор средств и характер их использования, в известной степени определяют стиль деятельности субъектов и участников. Ин­тегрированные в единое целое родственные способы образуют тот или иной метод воздействия. Система способов и методов составляет в своей основе юридическую тактику (правотворческую, следственную и т.п.).

Особое место в содержании практики занимает юридический опыт, который может отражать как совокупный итог всей практической дея­тельности, так и отдельные ее моменты. Он формируется в процессе выделения (отбора, селекции) в юридических действиях и операциях, принятых решениях, социально-правовых результатах деятельности наиболее целесообразного, передового, общего и полезного, имеющего важное значение для правового регулирования общественных отноше­ний и дальнейшего совершенствования юридической практики.

Формы юридической практики — это способы организации, сущест­вования и внешнего выражения последней.

Говоря о форме, целесообразно выделить в ней внутреннюю и внеш­нюю стороны. Внешней формой здесь выступают разнообразные юри­дические акты-документы (нормативные и индивидуальные, судебные и следственные, нотариальные и пр.), в которых закрепляются право­вые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения. К внутренней форме, т.е. способу организации, внутренней связи элементов содержания, относится процедурно-процессуальное офор­мление практики, которое определяет круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средст­вами и методами, сроки и время совершения действий и др.


Для правовой системы общества характерно одновременное функ­ционирование разнообразных типов, видов и подвидов практики. В за­висимости от характера, способов преобразования общественных отно­шений нужно различать правотворческую, правоприменителъную (пра-вореализационную), распорядительную, интерпретационную и другие типы практики.

В процессе правотворческой практики формируются нормативно-правовые способы (нормы, принципы и т.п.) воздействия на общест­венную жизнь. Правоприменительная практика представляет собой единство властной деятельности компетентных органов, направленной на вынесение индивидуально-конкретных предписаний, и выработан­ного в ходе такой деятельности правового опыта. Распорядительная практика складывается из распорядительной деятельности управомоченных на то субъектов и накопленного в процессе этой деятельности юридического опыта. Суть интерпретационной практики выражается в формулируемых правовых разъяснениях и правоположениях.

В функциональном аспекте можно выделить правоконкретизирую-щую, контрольную, правосистематизирующую и иные типы практики. Особенность этих типов заключается в том, что изменения обществен­ных отношений возможны здесь с помощью правотворческих, правоприменительных, распорядительных и праворазъяснительных средств и способов.

Любой вид юридической практики можно подразделить на опреде­ленные виды и подвиды. Так, в правоприменительной практике (тип) различают оперативно-исполнительную и юрисдикционную (виды), а последняя в свою очередь подразделяется на превентивную, каратель­ную и др. (подвиды).

По субъектам юридическая практика разграничивается, как прави­ло, на законодательную, судебную, следственную, нотариальную и др. По этому же критерию возможна и более детальная классификация. Так, к судебной относится практика Верховного Суда РФ, областных, городских, районных судов. А, приняв за основание классификации объекты практики и категории разрешаемых дел, можно говорить о судебной практике, например по гражданским и уголовным делам.













Тема 19

Механизм правового регулирования


  1. Правовые средства: понятие и виды.

  2. Правовое регулирование и правовое воздействие.

  3. Механизм правового регулирования: понятие и структура.

  4. Юридический процесс.

  5. Правовые стимулы и ограничения в механизме правового регулирования.

1. Правовые средства: понятие и виды

Как и многие юридические понятия, правовые средства сначала анализировались на отраслевом уровне — в сфере гражданского права, где рассматривались в качестве юридических способов ре­шения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов).

Вместе с тем проблема правовых средств выступает прежде всего как общетеоретическая проблема.

В самом общем виде правовые средства — это правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (техноло­гии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.


Эти цели могут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридичес­кие обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие юридические способы обеспе­чения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);

2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными работа­ющими частями (элементами) действия права, механизма правового регулирования — МПР, правовых режимов (т.е. функциональной сто­роны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результа­там той или иной степени эффективности правового регулирования;

5) обеспечиваются государством.

Виды правовых средств. Классифицировать правовые средства можно по различным основаниям.

В зависимости от степени сложнос­ти их подразделяют на первичные (элементарные) и комплексные (со­ставные). Если к первым относятся простейшие и неделимые предпи­сания — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запреты и т.п., то ко вторым — комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших — договор, норма, институт, правовой режим и пр.

По выполняемой роли они делятся на регулятив­ные (дозволения) и охранительные (меры защиты); по предмету пра­вового регулирования — на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру — на материально-право­вые (рекомендации) и процессуальные (иск); по значимости последст­вий — на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия — на постоянные (гражданство) и временные (пре­мия); по виду правового регулирования — на нормативные (установ­ленные в нормах права запреты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-пси­хологической направленности — на стимулирующие (льготы) и огра­ничивающие (приостановления) и т.д.


2. Правовое регулирование и правовое воздействие

Юридические средства участвуют в правовом регулировании и пра­вовом воздействии. Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения, то правовое воздействие — как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.


Между правовым регулированием и правовым воздействием име­ются различия. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономи­ческие, политические, социальные отношения, которые правом не ре­гулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Если правовое регулирование как специально-юридическое воздей­ствие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и воз­можном, то правовое воздействие — не всегда. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе — не­обязательно. В этом смысле регулирование — лишь одна из форм воз­действия права на социальные связи, далеко не охватывающая всех иных форм, к которым относят информационно-психологическую, вос­питательную, социальную.

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юридических средства — правовые стимулы и правовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психо­логические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный) ас­пект заключается в общеидеологическом влиянии всей правовой дей­ствительности на внутренний мир субъекта, на формирование в созна­нии людей ценностных представлений, на правовое воспитание лич­ности. Данный аспект необходимо отличать от информационно-психо­логического (мотивационного). Еще Л.И. Петражицкий заметил, что действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)».

Социальный аспект представляет собой взаимосвязь правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют со­циальную среду действия права: доведение правовых норм и предписа­ний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

Разумеется, все вышеназванные формы воздействия права (инфор­мационно-психологическая, воспитательная, социальная) на общест­венные отношения взаимосвязаны. Аналогичное положение в совокупном правовом воз­действии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия — специально-юридическая). Отсюда вывод: с одной сторо­ны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них объемы не совпадают), а с другой — полностью различать. В самом общем понимании их можно рассматри­вать как синонимы, ибо подобное разделение условно, оно связано с вы­делением различных граней общего действия права.



3. Механизм правового регулирования: понятие и структура

Правовое регулирование как инструмент социального управления призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реа­лизацию позитивных интересов субъектов. В рамках этого процесса встречаются разнообразные и многочисленные препятствия, которые без своевременного их устранения снижают эффект правового регули­рования.

Препятствием можно считать такой фактор, который ставит пре­граду процессу упорядочивания социальных связей и действует в про­тиворечии с правовыми целями и принципами. Препятствия — это ес­тественные и искусственные трудности, препоны, барьеры, тормозя­щие по тем или иным причинам управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

Препятствия можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от того, поддается препятствующий фактор управлению или нет, их подразделяют на препятствия: поддающиеся управле­нию и неподдающиеся. Примером первых могут выступать недостатки правоприменения, коллизионность и т.д., которые вполне устранимы в процессе управления и поддаются целенаправленной корректировке Ко вторым препятствиям, в частности, относятся стихийные бедствия природные явления, климатические условия и другие факторы, нахо­дящиеся вне возможностей управления.

В зависимости от наличия или отсутствия определенных факторов при осуществлении управленческого процесса препятствия делятся на-выражающиеся в наличии конкурирующих с управлением моментов и выражающиеся в отсутствии необходимых для эффективного управле­ния моментов. К первым следует отнести прежде всего правонаруше­ние — оно прямо конкурирует с правовым регулированием. Ко вто­рым — такие моменты, отсутствие которых тоже превращается в пре­пятствие. Другими словами, препятствием является не только то, что мешает (что присутствует), но и то, чего не хватает (что отсутствует), Так, отсутствие решающего юридического факта может выступать своеобразным препятствием для удовлетворения тех или иных инте­ресов.

Механизм правового регулирования (МПР) как раз и есть такая система правовых средств, которая позволяет наиболее последователь­но и юридически гарантированно бороться с препятствиями, ибо от­дельно взятые юридические инструменты этого в полной мере обеспе­чить не смогут.

Следовательно, механизм правового регулирования — это систе­ма правовых средств, организованных наиболее последовательным обра­зом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворе­ния интересов субъектов права.

Цель МПР — обеспечить беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, т.е. гарантировать их справедливое удовлетво­рение.

МПР — система различных по своей природе и функциям правовых средств, позволяющих достигать его целей. МПР показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, клю­чевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех других.