ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1564

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Государственный суверенитет означает верховенство государствен­ной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении ре­жима жизни общества в пределах своей территории, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.

В юридической литературе принято выделять два главных свойст­ва суверенитета: верховенство и независимость.

Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти, отсюда вытекает, что государство:

а) рас­пространяет свою власть на всю территорию страны;

б) определяет весь строй правовых отношений;

в) устанавливает правовое положе­ние различных организаций, объединений, рамки поведения и дейст­вий физических и юридических лиц;

г) регламентирует права, свобо­ды и обязанности личности;

д) регулирует компетенцию государст­венных органов и полномочия должностных лиц и т.д.

Верховенство, однако, не означает неограниченности государст­венной власти. В демократическом обществе государственная власть ограничена правом и основана на праве.

Независимость государственной власти означает ее самостоятель­ность в отношениях с другими государствами, в том числе с междуна­родными организациями. Но эта независимость не является абсолют­ной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. Любое государство вправе самостоя­тельно определять свою внешнюю политику. Но в то же время оно связано добровольно подписанными им соглашениями, общепри­знанными принципами и нормами международного права.

4. Всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства оп­ределяется исключительными полномочиями государства в сфере правотворчества, т.е. правом принимать, изменять или отменять юри­дические нормы, которые распространяют свое действие на все насе­ление страны. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуж­дать к его соблюдению.

5. Наличие государственной казны, что связано с налогообложени­ем и взиманием налогов и иных средств на содержание государствен­ного аппарата и иные нужды государства.

Названные признаки составляют политико-юридическую характе­ристику государства.

Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные.

С учетом перечисленных признаков государство можно опреде­лить как властно-политическую организацию общества, обладающую го­сударственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающую правовой по­рядок на определенной территории.



2. Сущность государства и ее эволюция. Классовое и общесоциальное в сущности государства

Под сущностью любого явления понимается сово­купность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отноше­ний и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Примени­тельно к государству определить его сущность — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность раннеклассового государства состояла в представлении и выражении интересов всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность госу­дарственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организа­ция тех, кто стоит у власти, и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущ­ность составляет диктатура (господство) экономически господству­ющего класса.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отноше­нии эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось как орудие выражения интересов большинства населе­ния. Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партий­ной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несо­гласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно сущность государ­ства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством до­стижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев
населения, которые имеют нередко противоположные потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так на­зываемой классовости, т.е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, так и значительная приверженность современного государства общечело­веческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения.


В то же время очевидно, что у демократически устроенного госу­дарства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже име­ются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основ­ное содержание деятельности государственной власти составляет вы­ражение воли и интересов стоящих у власти.


3. Типология государства. Формационный подход: его достоинства и слабые стороны. Цивилизационный подход: его достоинства и слабые стороны

Под типом государства понимаются общие, системообразующие, сущностные признаки, присущие конкретной группе государств и раскрывающие закономерности их организации и развития.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств — формационный и цивилизационный.

Формационный подход основан на объединении государств в рам­ках конкретной общественно-экономической формации. Главным классификационным критерием служит способ производства (уро­вень развития производительных сил и производственных отноше­ний), который, в свою очередь, определяется господствующей фор­мой собственности на средства производства.

Каждой формации соответствует свой тип государства и права. Переход от одной формации к другой происходит под воздействием изменений в экономическом базисе и носит объективный характер. Замена одного экономического строя другим влечет изменения в го­сударственно-правовой надстройке. При этом весь историчес­кий процесс развития общества представляет собой последовательную смену формаций и соответствующих типов государств.

Формационный подход присущ марксистскому учению о государ­стве. При этом выделялись пять формаций: первобытнообщинная (безгосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталисти­ческая, социалистическая. Каждая из них (кроме первобытнообщин­ной) имеет определенный тип государства, которое охраняет и защищает экономический строй общества, выражает интересы эконо­мически господствующего класса, служит ему. Таким образом, марк­систская теория устанавливает зависимость классовой сущности, типа государства от системы социально-экономических отношений той или иной формации.

Марксистская теория различает четыре типа государств: рабовла­дельческий, феодальный, буржуазный и исторически последний тип — социалистическое государство.

Переход от одного исторического типа государства к другому осу­ществляется в ходе социальной революции, объективной основой ко­торой служит несоответствие характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества.

Главные недостатки этого подхода состоят в том, что:

1) теория социально-экономических формаций была разработана главным образом на материале европейских стран. Восточные же государства отличались большим своеобразием развития и спецификой государственной организации, поэтому не укладывались в рамки формационной теории;


2) развитие обществ и государств характеризуется как заранее предопределенное: одна формация зако­номерно сменяется другой, более прогрессивной. Это движение имеет необратимую силу: все народы должны пройти все формации. Однако данное положение не всегда подтверждается социальной практикой.

Суть цивилизационного подхода (Шпенглер, Тойнби, Вебер) состоит в том, что при характе­ристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы. К ним можно отнести особен­ности духовной жизни, форм сознания, в том числе религии, миро­понимания, мировоззрения, исторического развития, территориаль­ной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т.д. В совокупности эти факторы образуют понятие «культура», которое служит специфическим способом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности. Родственные культуры образу­ют цивилизацию.

В юридической науке отсутствует типология государств по цивилизационному критерию. Выделяют главным образом этапы цивили­зации, например:

а) локальные цивилизации, существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (шумерская, эгейская, индская и др.);

б) особенные цивилизации (китайская, западноевропейская, вос­точноевропейская, исламская и др.);

в) всемирная цивилизация, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время и основывается на принципе глобаль­ного гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

Принцип глобального гуманизма не отрицает национальных обы­чаев и традиций, разнообразия верований, сложившегося миропони­мания и т.д. Однако на первое место выдвигаются ценность человека, его право на свободное развитие и проявление своих способностей. Благо человека рассматривается как высший критерий оценки уровня жизни, прогресса общества.

Классификация по цивилизационному признаку страдает схема­тизмом, нечеткостью, серьезной недоработанностью. Очевидно, что типологию государств по цивилизационному критерию еще предстоит науке разработать.

Достоинство цивилизационного подхода видится в том, что он ориентирует на познание социальных ценностей, присущих конкрет­ному обществу. С позиций цивилизационного подхода госу­дарство служит одним из важных факторов духовного развития обще­ства, выражения разнообразных интересов людей, источником их единения на основе культурно-нравственных ценностей.

Цивилизационный и формационный подходы к изучению обще­ства нельзя противопоставлять, они взаимно дополняют друг друга и должны применяться в комплексе. Это позволяет наиболее полно ха­рактеризовать тип государства с учетом не только социально-эконо­мических, но и духовно-культурных факторов.













Тема 6

Формы государства


  1. Понятие и элементы формы государства.

  2. Формы государственного правления: понятие и виды.

  3. Формы государственного устройства: понятие и виды.

  4. Политический режим: понятие и виды.


Дополнительная литература:

1. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. – 2003. – № 11. – С. 85-89.

2. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. – 2003. – № 10. – С. 16-23.

3. Чиркин В.Е. О сущности субъекта Федерации: традиции и реалии // Государство и право. – 2003. – № 7. – С. 5-9.


1. Понятие и элементы формы государства

Научное исследование различных аспектов формы государства имеет важное теоретическое и практическое значение. Оно способству­ет установлению закономерного и случайного в развитии государства, обобщению и использованию лучшего опыта государственного стро­ительства.

Форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти

Наиболее полное представление о форме конкретного государства дают три ее составляющие: форма правления, государственное устрой­ство и государственно-правовой (политический) режим.

Форма правления раскрывает три главные характеристики государ­ства:

организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с насе­лением;

компетенцию этих органов.

Форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осу­ществляет верховную власть.

Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.

Государственно-правовой (политический) режим представляет собой систему средств и способов осуществления государственной власти.





2. Формы государственного правления: понятие и виды

Различают две основные формы правле­ния: монархию и республику. В теории различаются монархии неограниченные или абсолютные и ограниченные.

Для абсолютной монархии характерны следующие типичные черты:

1) наличие единоличного правителя;

2) династическое наследование власти;

3) пожизненность правления: законы монархий не предусматрива­ют никаких оснований для отстранения монарха от власти;

4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;

5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.

Ограниченные монархии обычно подразделяются на дуалистические и парламентарные. Дуалистическая форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха суще­ствуют представительные органы с законодательными и контрольны­ми функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, кото­рый осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсо­лютного вето, т.е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Некоторые ученые относят к дуалистическим сословно-представительные феодальные монархии, существовавшие в Западной Европе в средние века. В настоящее время классических дуалистических монархий не существует.