ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1567

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
































Тема 7

Функции государства


1. Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства. Функции государства и отдельных его органов.

  1. Классификация функций государства.

  2. Правовые и организационные формы осуществления функций государства.

  3. Особенности функций Российского государства на современном этапе.


1. Понятие и содержание функций государства. Функции и задачи государства. Функции государства и отдельных его органов

Функции государства — это главные социально значимые направ­ления деятельности на конкретно-историческом этапе развития об­щества. В процессе функционирования государства оказывается целе­направленное воздействие на различные сферы жизни, общественные процессы и связи. Выполняя определенные функции, государство по­средством проводимых реформ, преобразований, правового регулиро­вания общественных отношений воздействует на состояние общест­венных процессов, их динамику, направленность. Осуществление конкретных функций может как стабилизировать развитие общества, оказывать созидательное влияние, так и усиливать его кризисное со­стояние.

С учетом сказанного функции государства можно определить как особый механизм государственного воздействия на общественные про­цессы и отношения, определяющий главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом.

Каждая функция имеет определенное содержание, поскольку предполагает деятельность в конкретной области общественной жизни. Содержание функций показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Тесная связь функций государства с его сущностью и социальным назначением означает, что в содержании функций любо­го государства присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. В обществе, где классы и социальные группы противостоят друг другу, госу­дарство выступает в роли политической организации правящего класса или группы, оно обслуживает в первую очередь интересы этих классов и групп и одновременно осуществляет организованное наси­лие в отношении своих классовых противников.

Но государство, будучи механизмом управления обществом, осуществля­ет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все клас­сы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная безопасность, борьба со стихийными бедст­виями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.

Рассмотрение понятия функций государства требует от­вета и на вопрос об их взаимодействии с его задачами.

Задачи и функции государства — явления соотносимые, тесно вза­имосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять.


В задачах государства определяются его социальное назначение, цель, достижению которой оно служит в тот или иной исторический период.

Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.

От функций государства следует отграни­чивать функции органов государства, т.е. реализацию компетенции, прав и обязанностей отдельных органов в соответствии с их местом и назначением в государственном механизме и политической системе общества. Осуществление функций государства по своему содержа­нию есть непрерывный процесс реализации многочисленных функций отдельных государственных органов. Соотношение между указанными разновидностями государ­ственных функций отражает диалектику общего и единич­ного в деятельности государства.


2. Классификация функций государства

Разнообразные по содержанию функции государства классифици­рованы.

К числу основных критериев можно отнести классификацию функций государства по формам деятельности, основанную на прин­ципе разделения властей. Соответственно этому функции подразделя­ются на законотворческие, управленческие и судебные (правоохрани­тельные).

По продолжительности действия функции государства подразделя­ются на постоянные и временные. Первые выполняются в течение длительного времени и чаще всего присущи государству на многих стадиях его существования, вторые — обусловлены спецификой об­щественного развития на определенных этапах и по мере исчезнове­ния такой специфики утрачивают значение.

Функции государства по значимости можно делить на главные и производные (вспомогательные). К главным относятся функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе (экономи­ческая, социальная, экологическая функции). Производные — это функции сопутствующего или обслуживающего характера, например функция финансового контроля, которая имеет вспомогательную природу по отношению к экономической, социальной функциям, а также к функции обеспечения законности и правопорядка.

Общепринятой является классификация функций государства по сферам деятельности: на внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют цели и задачи государства внутри данной страны, а внешние раскрывают специфику его интересов в межгосударственных отношениях, в международном общении. Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, действуют в определенном единстве, дополняя друг друга.

При этом к внутренним функциям относят политическую, экономическую, социальную, экологическую, налогообложения и финансового контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечения законности и правопорядка, а к внешним — обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового по­рядка, сотрудничество с другими странами в различных видах отно­шений, в том числе в решении глобальных проблем современности.



3. Правовые и организационные формы осуществления функций государства

В правовой литературе под формами осуществления функций госу­дарства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов госу­дарства, посредством которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства принято разделять на правовые и организационные.

Под правовыми формами осуществления функций государства пони­мается однородная по своим внешним признакам деятельность государственных органов, связан­ная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность — это форма осуществления функ­ций государства путем издания нормативных актов, издания или сан­кционирования, изменения или отмены юридических норм. Важней­шая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) — зако­нодательная деятельность.

Правоприменительная деятельность — это деятельность государ­ственных органов по выполнению законов и подзаконных норматив­ных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности выделяются оперативно-испол­нительная и правоохранительная.

Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов уп­равления делами общества властную, творческую исполнительно-рас­порядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путем издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекраще­ния правоотношений.

Правоохранительная деятельность — это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы госу­дарственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению вы­полнения возложенных на них юридических обязанностей.

От правовых форм функционирования государства отличаются чисто фактические, или организационные, формы реализации его функ­ций, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не связанной с изданием юридических актов и потому не влекущей за собой юридических последствий.

Выделяются следующие организационные формы деятельности го­сударственных органов по осуществлению функций государства:

организационно-регламентирующая деятельность — это опера­тивная текущая организационная работа по решению тех или иных конкретно-политических задач, технико-организационному обеспече­нию функционирования различных звеньев государственного меха­низма;

организационно-хозяйственная деятельность — это оперативно-техническая, текущая хозяйственная работа (экономическое обоснова­ние, контрольно-ревизионная деятельность, бухгалтерский учет, ста­тистика, организация снабжения, сбыта и т.п.) по материальному обес­печению выполнения различных государственных функций;


организационно-идеологическая деятельность — это повседнев­ная оперативно-разъяснительная, воспитательная работа по обеспече­нию выполнения различных функций государства (например, разъяс­нение издаваемых законов и иных нормативных актов; формирование общественного мнения; работа средств массовой информации и т.д.).


4. Особенности функций Российского государства на современном этапе

В современный период Российскому государству присущи следующие основные внутренние функции:

Экономическая функция охватывает такие направления госу­дарственной деятельности, как структурная перестройка российской экономики; преиму­щественная поддержка стратегических, высококонкурентных на миро­вом рынке и социально значимых для России производств; демонопо­лизация производства; реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; целенаправленная инвестицион­ная политика; отстаивание интересов российских компаний на внут­реннем и мировом рынке; продолжение приватизации; реформа эконо­мического механизма аграрного сектора; формирование современной системы расчетов и начало глубокой ре­формы Центрального банка и т.д.

Социальная функция исходит из предпосылки, что, как записано в статье 7 Конституции, «Российская Федерация — социаль­ное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Содержание этой функции многозначно: государство призвано ох­ранять труд и здоровье людей, устанавливать гарантированный мини­мальный размер оплаты труда, обеспечивать государственную под­держку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развивать систему социальных служб; устанавливать государ­ственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Функция развития культуры, науки и образования. Статьей 44 Консти­туции «каждому гарантируется свобода литературного, художествен­ного, научного, технического и других видов творчества, преподавания», охрана интеллектуальной собственности.

Содержание этой функции сегодня составляет государственная поддержка развития культуры — литературы, искусства, театра, кино, музыки, живописи, архитектуры и т.д.; физической культуры и спорта; радио, телевидения и других средств массовой информации; сохране­ние историко-культурных памятников, исторических комплексов, за­поведных территорий, архивов, музеев, библиотек,

Экологическая функция, или функция охраны природы и рацио­нального использования природных ресурсов, основное содержание которой составляют государ­ственное управление и координация деятельности в области охраны окружающей среды, регулирования природопользования, обеспечения экологической безопасности, оздоровления и улучшения качества ок­ружающей среды.


Функция налогообложения и взимания налогов, содержание которой состав­ляют формирование и пополнение казны, прежде всего государствен­ного бюджета, а также муниципального бюджета, за счет всех видов налогов, в том числе на­лога на прибыль предприятий, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т.п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Функция охраны прав и свобод граждан, всех форм собственнос­ти, правопорядка. Конституция Российской Федерации (ст. 2), признав человека, его права и свободы высшей ценностью, впервые закрепила защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства. Тем самым охрана и развитие разносторонних прав и свобод граждан долж­ны составлять смысл деятельности всех законодательных, исполни­тельных и судебных органов государственной власти.

Согласно статье 8 Конституции, «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы собственности». Сообразно с этим, прежде всего должна осуществляться равная правовая защита всех форм собствен­ности.

В современной обстановке возросло значение охраны правопоряд­ка, предусматривающей обеспечение режима законности, предупреж­дение и сокращение правонарушений.

Последовательное продвижение национальных интересов через от­крытость и сотрудничество в международных отношениях, обеспече­ние безопасности страны, благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ — таковы задачи внешней политики Российского государства в современный период. Сообразно этому оно осуществляет следующие основные внешние функции:

Функция обороны страны. Согласно этой функции, Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федера­ции, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности тер­ритории России, а также для выполнения задач в соответствии с ее международными договорами.

Функция обеспечения мира и поддержки мирового порядка. При­оритеты в деятельности Российского государства по обеспечению мира — это недопущение новой глобальной войны, укрепление обязательного для всех режима нераспростране­ния оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, военно-техническое сотрудничество с другими странами, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области.

Функция интеграции в мировую экономику и сотрудничества с другими странами в решении глобальных проблем. Действуя в этом направлении, Россия вступила в основные международные эконо­мические организации. В настоящее время ведется работа по налаживанию на основе принципа партнерства полнокровного взаимо­действия с США, с государствами Западной Европы, с большинством которых подписаны двусторонние документы, а также с Индией, Кита­ем и другими государствами.