ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.12.2020

Просмотров: 1562

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другая разновидность ограниченной монархии — парламентарная, или конституционная, где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деятельности. Этот институт сохраняется главным об­разом благодаря историческим традициям. Для парламентарной монархии характерны следующие черты:

1) полномочия монарха ограничены во всех сферах государственной власти;

2) исполнительная власть реализуется правительством, которое от­ветственно перед парламентом;

3) правительство формируется из представителей партии, победив­шей на выборах в парламент;

4) главой правительства становится лидер партии, обладающей большинством депутатских мест в парламенте;

5) законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но это чисто формальный акт, так как правом вето он не обладает.

Парламентарная монархия в наши дни существует в Великобрита­нии, Бельгии, Испании, Норвегии, Швеции, Нидерландах и др.

Для республиканской формы правления характерны следующие черты:

1) верховная власть осуществляется выборными органами;

2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки вре­мени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов местного самоуправления;

3) срочность полномочий высших представительных органов влас­ти (парламент);

4) использование институтов демократии в разнообразных формах;

5) юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

В настоящее время республиканская форма правления — самая распространенная в мире. Различают две ее основные разновидности — президентскую и парламентар­ную республики.

Президентская республика имеет особенности:

1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;

2) выборы президента на основе всеобщих выборов;

3) президент обладает значительными полномочиями, он самосто­ятельно формирует правительство, которое несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом.

К президентским рес­публикам относятся США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.

Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответст­венность перед парламентом, а не перед президентом. К другим осо­бенностям этой разновидности республики относятся:

1) верховная власть принадлежит парламенту;

2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специ­альной коллегией, образуемой парламентом;

3) правительство формируется только парламентским путем, при этом главой правительства является не президент, а лидер правящей партии или партийной коалиции;

4) объявление парламентом вотума недоверия правительству озна­чает, что правительство не пользуется поддержкой парламентского большинства и должно уйти в отставку.


В настоящее время парламентарными республи­ками являются Финляндия, Германия, Италия, Турция, Венгрия, Индия и др.

Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик. Например, наряду с сильным президентом, который одно­временно является главой правительства, в формировании правитель­ства участвует и парламент, например, утверждает кандидатуры мини­стров, представленные президентом. При этом правительство несет ответственность не только перед президентом, но и парламентом.

Смешанные республики устанавливаются главным образом в стра­нах, недавно свергших тоталитарные режимы (Польша, Португалия, Болгария, Россия и др.).


3. Формы государственного устройства: понятие и виды

История свидетельствует, что разные государства всегда отлича­лись друг от друга внутренним строением, способом территориально­го деления, а также степенью централизации государственной власти.

В современной юридической и политической литературе обычно выделяют две основные формы государственного устройства – унитарное и федеративное государство (федерацию). В качестве особой формы государственного устройства в настоящее время рассматривается конфедерация.

Унитарное государство представляет собой единое, слитное госу­дарство, не имеющее в своем составе государственных образований. Ему присущи следующие черты:

1) единый центр государственной власти, т.е. единая, общая для всей страны система высших и центральных органов власти (парла­мент, правительство, Верховный суд);

2) одна система законодательства;

3) единое гражданство;

4) единая судебная система;

5) одноканальная система налогов, т.е. все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;

6) административно-территориальные единицы не обладают поли­тической самостоятельностью, но наделяются достаточно широкой компетенцией в экономической, социальной, культурной сферах.

Форма унитарного государства дает возможность более полной концентрации ресурсов в руках центра и может способствовать более быстрому росту страны, ее развитию. В то же время она удобна для бюрократических структур и ее предпочитают авторитарные режимы.

Федерация — сложное государственное устройство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных об­разований. В строго научном смысле федерацией является союз госу­дарств, основанный на договоре или конституции. Государственные образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. Всего в мире более 20 федеративных государств, есть многонациональные — Россия и малонациональные — Германия, Австрия и др. К федера­тивным относятся также Малайзия, Нигерия, Танзания, Канада, Мексика, Аргентина, Австралия и др.


Федерации характеризуются следующими чертами:

1) определенная политическая и юридическая самостоятельность субъектов например, субъекты могут иметь свои конституции (США, Мексика, Германия), свое гражданство (США);

2) двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федера­ции;

3) две системы законодательства — общефедеральная и субъектов;

4) в двухпалатном парламенте одна из палат представляет интере­сы субъектов;

5) наличие двойного гражданства (не во всех федерациях);

6) двухканальная система налогов;

7) разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Данный вопрос особенно важен для федеративного государства. Су­ществует четыре способа размежевания компетенции:

1) устанавливается исключительная компетенция федерации, а ос­тальные вопросы относятся к ведению субъектов;

2) определяется исключительная компетенция субъектов, а осталь­ные вопросы отнесены к ведению федерации (в настоящее время этот способ не применяется);

3) устанавливаются две компетенции — федеративная и субъектов, а неперечисленные вопросы относятся к ведению либо федерации, либо субъектов;

4) указываются три сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации есть еще сфера конкурирующих интересов (совместного ведения).

В новейшем конституционном законодательстве федераций дается перечень двух сфер — федеральной и конкурирую­щей, а остальные вопросы отнесены к исключительной компетенции субъектов. Этот способ использован в Конституции Российской Фе­дерации 1993 г.

Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают суверенитетом, т.е. полным верховенством на своей территории, неза­висимостью в международных отношениях, лишены права выходить из федерации (права сецессии). В настоящее время ни одно государ­ство мира не закрепляет права сецессии за субъектами федерации.

Одной из важнейших форм государственного устройства, хотя и менее распространенной по сравнению с другими, является конфедерация, которой присущи следующие особенности:

1) сохранение за объединившимися государствами суверенитета практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, конституцию, законодательст­во, самостоятельно осуществляют государственную власть на своей территории;

2) она создается на договорной основе, поэтому носит доброволь­ный характер;

3) для достижения целей, послуживших основанием для объедине­ния, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограни­ченному кругу вопросов;

4) отсутствие единого гражданства и единой территории;

5) рекомендательный характер актов органов конфедерации; для вступления их в силу требуется одобрение высшими органами субъек­тов объединения;


6) нет общей конфедеративной собственности, налогов; финансо­вые средства образуются по соглашению субъектов;

7) осуществление обороны конфедерации союзной армией, кото­рая состоит из воинских формирований субъектов конфедерации;

8) право сецессии, т.е. свободного выхода из конфедерации в одностороннем порядке без согласия других членов.

Конфедерация — временный союз государств, обычно неустойчи­вое образование, поэтому со временем перерастает в федерацию или приводит к распаду конфедерации.


4. Политический режим: понятие и виды

Понятие «государственный режим» показывает, какая государст­венная атмосфера сложилась в обществе, каков в стране уровень де­мократии, какими средствами обеспечивается государственная власть.

В каждом государстве складывается свой государственно-право­вой режим, имеются свои особенности осуществления государствен­ной власти. Вместе с тем в теории государства и права сложились классификации этих режимов, деление их на определенные группы.

Самая распространенная классификация — деление режимов на демократические и антидемократические. Между ними распо­лагаются отдельные разновидности и переходные формы.

Для демократического режима характерны следующие черты:

1) народовластие, т.е. признание народа единственным источни­ком государственной власти;

2) свобода личности в экономической сфере, т.е. свобода предпри­нимательства и признание частной собственности;

3) реальная гарантированность прав и свобод человека и гражда­нина;

4) осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей;

5) выборность и сменяемость органов государственной власти;

6) децентрализация государственной власти;

7) наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих ре­альную возможность участия граждан в формировании, деятельности органов государства и в контроле за ними;

8) учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решений;

9) политический плюрализм, т.е. отсутствие единой общеобяза­тельной официальной идеологии; многопартийность, свобода мне­ний, убеждений;

10) наличие легальной оппозиции.

Среди демократических режимов выделяют либерально-демокра­тический режим.

Либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это вы­ражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической — предполагает широкий спектр обще­ственных объединений; многопартийность; в духовной — разнообра­зие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

1) экономической основой служит рыночная экономика, устанав­ливающая равенство различных форм собственности, свободу пред­принимательства и частной инициативы;


2) государственная власть осуществляется на основе принципа разделения властей;

3) в отношениях личности и государства приоритет отдается инте­ресам личности;

4) высокое политическое, нравственное и правовое сознание насе­ления.

Среди антидемократических режимов чаще всего выделяют тоталитарный и авторитарный.

Как политический режим тоталитаризм представляет собой все­объемлющий контроль государства над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на систематическое примене­ние насилия или угрозу его применения.

Для тоталитарного режима характерны следующие черты:

1) идеологизация всей общественной жизни: на государственном уровне введена единая общая официальная для всей страны идеология;

2) нетерпимость ко всякому инакомыслию;

3) монополия на информацию;

4) подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения;

5) слияние государственного и партийного аппарата;

6) жесткая централизация власти, иерархию которой возглавляет вождь (идеи вождизма);

7) упразднение местного самоуправления;

8) отрицание частной жизни и частной собственности, домини­рующее положение государственной собственности.

Одна из разновидностей тоталитаризма – фашистский режим, который имеет свои особен­ности, в частности:

а) основывается на расистской идеологии, провозглашающей одну нацию или народ в качестве высшей, элитной, а другие, «неполноцен­ные» народы должны обслуживать высшую расу либо подлежат унич­тожению;

б) проявляет крайнюю агрессивность по отношению к другим го­сударствам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства. Отсюда милитаризация жизни страны, введение военно-бюрократи­ческого централизма.

Считается, что в настоящее время фашистский режим нигде не существует, однако периодически можно наблюдать всплески или от­дельные проявления фашистской идеологии.

Авторитарный режим считается более мягким по сравнению с тота­литарным. Его главная специфика состоит в том, что государством руководит узкий круг — правящая элита, которая возглавляется лиде­ром и пользуется большими привилегиями и льготами. Для автори­тарного режима характерно:

1) власть элиты не ограничена законом;

2) народ отстранен от управления государством и не может кон­тролировать деятельность правящей элиты;

3) в политической жизни допускается существование многопар­тийности, но оппозиционные партии запрещаются;

4) имеются сферы, свободные от политического контроля, — эко­номика и частная жизнь, контролю подлежит главным образом поли­тическая сфера жизни общества;

5) устанавливается приоритет интересов государства перед личны­ми интересами;

6) принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между тота­литарным и демократическим режимами и способен перерасти как в тот, так и в другой в зависимости от ориентации правящей элиты и ее лидеров.