Файл: Виленкин Рассказы о множествах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.12.2020

Просмотров: 2157

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

30

Глава I. Множества и действия над ними

Второе же множество состоит из 13 букв:

К, О, Г, Д, А, Н, Е, В, Ш, У, Т, З, М.

Суммой этих двух множеств является следующий набор 23 букв:

М, О, Й, Д, Я, С, А, Ы, Х, Ч, Е, Т, Н, П, Р, В, И, Л, К, Г, Ш, У, З.

Буквы О, Д, А, Н, Е, В, Т, М, входящие в пересечение наших

множеств, вошли в сумму только один раз, и поэтому мы получили
только 23 буквы, а не

18 + 13 = 31

букву. Вот еще один пример, когда

складываемые множества имеют общие элементы. Множество всех
учеников в классе является суммой следующих трех множеств:

а) множества успевающих учеников,
б) множества девочек,
в) множества неуспевающих мальчиков.

Ясно, что каждый учащийся этого класса принадлежит хотя бы од-
ному из указанных множеств. Однако эти множества могут иметь
общие элементы: успевающие девочки входят и в первое, и во вто-
рое множество.

Иногда сумма состоит из бесконечного числа слагаемых мно-

жеств. Например, обозначим через

A

n

множество всех положитель-

ных дробей со знаменателем

n

:

A

1

=

n

m

1

o

, A

2

=

n

m

2

o

, . . . , A

n

=

n

m

n

o

, . . .

Суммой всех множеств

A

1

, A

2

, . . . , A

n

, . . .

является множество всех

положительных дробей, то есть дробей вида

m

n

, где

m

и

n

— нату-

ральные числа.

Обозначим через

A

3

множество правильных треугольников, че-

рез

A

4

— множество правильных четырехугольников, через

A

5

множество правильных пятиугольников и т. д. Тогда суммой всех
этих множеств является множество

A

всех правильных многоуголь-

ников.

F

Поговорим теперь о сложении множеств в алгебре.

В одном из своих рассказов известный американский писатель

Эдгар По пишет:

«Я никогда не встречал математика, который не держался бы как

за Символ Веры за то, что

x

2

+

px

+

q

абсолютно и безусловно рав-

но нулю. Скажите одному из этих джентльменов, если вам угодно,
в виде опыта, что, на ваш взгляд, могут существовать случаи, когда


background image

Сложение множеств

31

x

2

+

px

+

q

не целиком равно нулю, и, втолковав ему то, что вы ра-

зумеете, возможно скорее спасайтесь из пределов его досягаемости,
так как, без сомнения, он попытается вас поколотить».

Разумеется, читатель понимает, что

x

2

+

px

+

q

может быть рав-

но нулю при одних значениях

x

и отличаться от нуля при других.

Но нас интересует иной вопрос: почему математики всегда стараются
записать уравнение так, чтобы одна его часть была равна нулю? Что-
бы это стало яснее, рассмотрим такое уравнение:

x

2

(

x

2

7) =

12

.

Из того, что произведение двух выражений равно

12

, трудно вы-

вести что-либо о величине каждого из этих выражений. Поэтому
решать уравнение в таком виде весьма затруднительно. А если пе-
ренести

12

в левую часть уравнения и разложить получившееся

выражение на множители, то получим уравнение

(

x

2

4)(

x

2

3) = 0

.

(1)

Теперь уже можно применить известное рассуждение:

для того что-

бы произведение было равно нулю, надо, чтобы хоть один из мно-

Рис. 13

жителей был равен нулю

.

Поэтому решение уравнения (1)

сводится к решению двух уравне-
ний:

x

2

4 = 0

и

x

2

3 = 0

. Но в от-

личие от случая решения систе-
мы уравнений здесь надо искать
не числа, которые удовлетворяют
сразу

обоим

уравнениям, а числа,

которые удовлетворяют

хотя бы

одному

из двух уравнений. Ины-

ми словами, нам надо теперь ис-
кать не пересечение, а объедине-
ние множеств корней. Решая первое
уравнение, получим корни

x

1

= 2

,

x

2

=

2

, а решая второе уравнение,

находим еще два корня:

x

3

=

3

,

x

4

=

3

. Объединяя множества

{

2

,

2

}

и

{

3

,

3

}

, получаем множество корней

{

2

,

2

,

3

,

3

}

заданного уравнения. Точно так же уравнение

(

x

2

+

y

2

37)(

y

x

7) = 0

(2)

задает множество, состоящее из окружности с уравнением

x

2

+

+

y

2

37 = 0

и прямой, имеющей уравнение

y

x

7 = 0

(рис. 13).


background image

32

Глава I. Множества и действия над ними

Если бы вместо этого уравнения была задана система уравнений

(

x

2

+

y

2

37 = 0

,

y

x

7 = 0

,

то она задавала бы не всю фигуру, изображенную на рис. 13, а лишь
две точки

A

(

6; 1)

и

B

(

1; 6)

, в которых прямая пересекает окруж-

ность.

F

Разбиение множеств

Вообще говоря, слагаемые множества могут иметь общие элемен-

ты. Однако часто бывает, что некоторое множество является суммой
своих подмножеств, никакие два из которых не имеют общих эле-
ментов (или, как обычно говорят, не пересекаются). В этом случае
говорят, что множество

A

разбито на непересекающиеся подмноже-

ства

.

Разбиение на подмножества часто используется для классифика-

ции объектов. Например, когда составляют каталог книг в библио-
теке, то все множество книг разбивают на книги беллетристическо-
го характера, книги по общественно-политическим наукам, по есте-
ственным наукам и т. д.

В биологии все множество животных разбивается на типы, ти-

пы — на классы, классы — на отряды, отряды — на семейства,
семейства — на роды, а роды — на виды.

Конечно, одно и то же множество можно разными способами раз-

бивать на подмножества. Когда в той же библиотеке составляют ал-
фавитный каталог, то сначала книги разбиваются на подмножество
книг, фамилии авторов которых начинаются на А, подмножество
книг, фамилии авторов которых начинаются на Б, и т. д. После этого
каждое полученное подмножество разбивают в соответствии со вто-
рой буквой фамилии авторов и т. д.

F

При разбиении множества на подмножества часто использу-

ют понятие

эквивалентности

элементов. Для этого определяют, что

значит «элемент

x

эквивалентен элементу

y

», после чего объединя-

ют эквивалентные элементы в одно подмножество. Однако не всякое
понятие эквивалентности годится для такого разбиения. Например,
назовем двух людей эквивалентными, если они знакомы друг с дру-
гом. Такое определение эквивалентности окажется неудачным. Ведь
может случиться, что человек

X

знаком с человеком

Y

, человек

Y


background image

Арифметика остатков

33

знаком с человеком

Z

, а люди

X

и

Z

друг с другом незнакомы. То-

гда нам придется сначала отнести в одно подмножество людей

X

и

Y

(они друг с другом знакомы), потом в то же подмножество включить
и

Z

(он знаком с

Y

), и у нас в одном подмножестве окажутся незна-

комые друг с другом

X

и

Z

. Чтобы не было таких неприятностей,

нужно, чтобы для понятия эквивалентности выполнялись следую-
щие три условия:

а

)

каждый элемент сам себе эквивалентен;

б

)

если элемент

x

эквивалентен элементу

y

, то элемент

y

эк-

вивалентен элементу

x

;

в

)

если элемент

x

эквивалентен элементу

y

, а элемент

y

экви-

валентен элементу

z

, то элемент

x

эквивалентен

z

.

Можно доказать, что выполнение этих условий необходимо и до-

статочно для того, чтобы множество

A

можно было разбить на под-

множества эквивалентных между собой элементов (и притом так,
что разные подмножества не имеют общих элементов).

Например, назовем два целых числа

x

и

y

эквивалентными, если

их разность — четное число. Легко проверить, что при этом выполня-
ются все три условия а)–в). Объединяя эквивалентные целые числа,
мы разобьем множество всех целых чисел на два подмножества: мно-
жество четных чисел и множество нечетных чисел.

F

Арифметика остатков

F

Если

m

— любое натуральное число, большее 1, то с его помощью

множество натуральных чисел можно разбить следующим образом
на классы. Назовем два числа

сравнимыми по модулю

m

, если их

разность делится на

m

. Например, числа 7 и 19 сравнимы по моду-

лю 4, но не сравнимы по модулю 5, так как

19

7 = 12

делится на 4,

но не делится на 5. Легко проверить, что сравнимость чисел по дан-
ному модулю обладает всеми свойствами эквивалентности. Поэтому
множество целых чисел разбивается на классы чисел, сравнимых
между собой по модулю

m

. Число таких классов равно

m

, и все чис-

ла данного класса при делении на

m

дают один и тот же остаток.

Например, если

m

= 3

, то получается 3 класса: класс чисел, крат-

ных 3, класс чисел, дающих при делении на 3 остаток 1, и класс
чисел, дающих при делении на 3 остаток 2.

Составим теперь новое множество, элементами которого являют-

ся классы чисел, сравнимых по заданному модулю

m

. Множество

M


background image

34

Глава I. Множества и действия над ними

состоит из

m

элементов. В этом множестве можно определить дей-

ствия сложения и умножения элементов. Например, пусть

m

= 5

.

Возьмем класс

A

чисел, дающих при делении на 5 остаток 2,

и класс

B

чисел, дающих при делении на 5 остаток 4. Если взять

любое число класса

A

и прибавить к нему любое число класса

B

,

то получится число, дающее при делении на 5 остаток 1 (в самом
деле,

(5

a

+ 2) + (5

b

+ 4) = 5(

a

+

b

+ 1) + 1)

. Поэтому можно сказать,

что суммой класса

A

и класса

B

является класс

C

чисел, дающих

при делении на 5 остаток 1. Если умножить любое число класса

A

на любое число класса

B

, то получится число, дающее при делении

на 5 остаток 3 (так как

(5

a

+ 2)(5

b

+ 4) = 5(5

ab

+ 4

a

+ 2

b

+ 1) + 3)

.

Мы получили любопытную арифметику, в которой имеют дело

не с бесконечным множеством целых чисел, а всего с пятью эле-
ментами — пятью классами чисел. Будем обозначать класс чисел,
дающих при делении на 5 остаток

a

, через

a

(например, класс чи-

сел

{

. . . ,

4

,

1

,

6

,

11

,

16

, . . .

}

обозначим просто

1

). Для «чисел»

0,

1, 2, 3, 4

арифметика задается следующими таблицами сложения

и умножения:

Таблица сложения

+

0

1

2

3

4

0

0

1

2

3

4

1

1

2

3

4

0

2

2

3

4

0

1

3

3

4

0

1

2

4

4

0

1

2

3

Таблица умножения

×

0

1

2

3

4

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

2

0

2

4

1

3

3

0

3

1

4

2

4

0

4

3

2

1

Особенно простой вид принимают эти таблицы для случая

m

= 2

:

+

0

1

0

0

1

1

1

0

×

0

1

0

0

0

1

0

1

Первая таблица показывает, что сумма двух четных или нечетных
чисел четна, а сумма четного и нечетного числа нечетна. Вторая же
таблица показывает, что произведение двух целых чисел нечетно
лишь в случае, когда нечетны оба сомножителя. Арифметика клас-
сов по данному модулю изучается в отделе математики, называемом

теорией чисел

.


Смотрите также файлы