Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.01.2021
Просмотров: 4322
Скачиваний: 14
Общая Интернальность Ио Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому
уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и
ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было
результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и,
следовательно, чувствуют собственную ответственность за эти события и за то,
как складывается их жизнь в целом. Низкий показатель по этой шкале
соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят
связи между своими действиями и значимыми для них событиями жизни, не считают
себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство событий
является результатом случая или действий других людей.
Интернальность достижений Ид. Высокие показатели по этой шкале соответствуют
высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными
событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они добились сами всего
хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать
свои цели и в будущем. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том,
что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним
обстоятельствам - везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
Интернальность неудач Ин Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом
чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и
ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных
неудачах, неприятностях и страданиях. Низкие показатели свидетельствуют о том,
что испытуемый склонен приписывать ответственность за подобные события другим
людям или считать их результатом невезения.
Интернальность в семейных отношениях Ис Высокие показатели означают, что
человек считает себя ответственным за события семейной жизни. Низкий показатель
указывает на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной
значимых ситуаций, возникающих в его семье.
Интернальность производственных отношений Ип. Высокий показатель
свидетельствует о том, что человек считает свои действия важным фактором в
организации собственной про* изводственной деятельности, в складывающихся
отношениях в коллективе, в своем продвижении и т. д. Низкий показатель
указывает на то, что испытуемый склонен приписывать более важное значение
внешним обстоятельствам - руководству, товарищам по работе, везению-невезению.
Интернальность межличностных отношений Иа Высокий показатель свидетельствует о
том, что человек считает себя способным контролировать свои неформальные
отношения с другими людьми, вызывать к себе уважение и симпатию. Низкий
показатель, напротив, указывает на то, что он не считает себя способным активно
формировать свой круг общения и склонен считать свои отношения результатом
действия своих партнеров.
Интернальность в отношении здоровья-болезни Из. высокие показатели
свидетельствуют о том, что испытуемый считает себя во многом ответственным за
свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом самого себя и полагает, что
выздоровление во многом зависит от его действий. Человек с низким показателем
считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что
выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.
1.1.4. Определение ролевых позиций
в межличностных отношениях (по Э. Берну)
Назначение и инструкция. Согласно Э. Берну, обращаясь к другому человеку, мы
выбираем одно из возможных состояний нашего «Я»: состояние Родителя, Взрослого
или Ребенка (Дитя). Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем
поведении. Для этого оцените приведенные утверждения в баллах от 0 до 10.
Опросник
1. Мне порой не хватает выдержки.
2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.
3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих
детей.
4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.
5. Меня провести нелегко.
6. Мне бы понравилось быть воспитателем.
7. Бывает, что мне хочется подурачиться, как маленькому.
8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.
10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.
11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.
1 2. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.
13. Как и многие люди, я бываю обидчив.
14.Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.
15.Дети безусловно должны следовать указаниям родителей.
16.Я увлекающийся человек.
17.Мой основной критерий оценки человека - объективность.
18.Мои взгляды непоколебимы.
19.Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.
20.Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.
21.Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.
Оценка результатов
Подсчитайте сумму баллов отдельно по строкам таблицы:
1.4.7,10, 13, 16,19 Дитя(Д)
2.5.8,11, 14, 17,20 Взрослый(В)
3,6,9,12,15,18,21 Родитель(Р)
Расположите соответствующие символы в порядке убывания их значения. Если у
вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности,
в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и нравоучениям. Постарайтесь
сохранить эти качества,
Если вы получили формулу РДВ, то для вас характерны категоричность и
самоуверенность. Кроме того, «Родитель» с детской непосредственностью режет
«правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Поэтому
таким людям желательно работать не с людьми, а с машинами, кульманом, этюдником
и т. п.
Если на первом месте в формуле Д, то это вполне приемлемый вариант для научной
работы. Но детская непосредственность хороша только до определенных пределов.
Если она начинает мешать делу, то пора взять свои эмоции под контроль.
1.1.5. Методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В.
М. Бехтерева)
Назначение. Методика предоставляет возможность изучить отношение к самому себе
и другим людям. Разработанный вариант методики включает полюса трех
классических факторов семантического дифференциала: оценки, силы и активности.
Инструкция. В предложенном бланке представлены наиболее распространенные
качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком «+», а
отрицательные - «-». Их степень оценивается по семибалльной шкале. Порядок
работы с методикой очень прост и заключается в следующем: 1) выбор знака того
или иного качества; 2) определение степени его проявления по баллам:
3 - проявляется очень сильно и очень часто;
2 - выражено достаточно заметно и часто встречается;
1 - проявляется иногда и слабо;
О - трудно сказать, есть и то, и другое.
На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обведите
соответствующую цифру в таблице. Помните, что положительные и отрицательные
качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами. Поэтому
будьте внимательны в своих оценках.
Бланк ЛД и ключ
0 + 1 Обаятельный 3210123 - Непривлекателбныйс - 2 Слабый 3210123 + Сильный А +
3 Разговорчивый 3210123 - Молчаливый 0 - 4 Безотственный3210123 +Добросовестный
С + 5 Упрямый 3210123 - Уступчивый А - 6 Замкнутый 3210123 + Открытый 0 + 7
Добрый 3210123 - Эгоистичный С . 8 Зависимый 3210123 + Независимый А + 9
Деятельный 3210123 .-Пассивный 0 - 10 Черствый 32 1 0123 + Отзывчивый С + 11
Решительный 3210123 - Нерешительный А - 12 Вялый 3210123 + Энергичный 0 + 13
Справедливый 3210123 - Несправедливый С - 14 Расслабленный 3210123 +
Напряженный А + 15 Суетливый 3210123 - Спокойный 0 - 16 Враждебный 3210123 +
Дружелюбный С + 17 Уверенный 3210123 - Неуверенный А - 18 Нелюдимый 3210123 +
Общительный 0 + 19 Честный 3210123 - Неискренний С - 20 Несамостоятельный
3210123 + Самостоятельный А + 21 Раздражительный3210123 - Невозмутимый
Обработка данных
Производится с помощью ключа - бланка. Подсчитываются значения 0 (оценки}, С
(силы), А (активности). Их максимальные значения могут колебаться от +21 до -21.
По нашей версии их количественные уровни могут иметь следующие значения.
17-21 - высокий уровень;
8-16 - средний уровень;
7 и менее - низкий уровень.
Интерпретация факторов ЛД
Фактор оценки (0) свидетельствует об уровне самоуважения. Высокие значения
этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность,
склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных
характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора (0) указывают на критическое отношение человека к
самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений,
особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя.
Особенно низкие значения этого фактора при самооценке свидетельствуют о
возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой
ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор (0) интерпретируется
как свидетельство уровня привлекательности, которым обладает один человек в
восприятии другого. При этом положительные (+} значения этого фактора
соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные {-) -
его отвержению.
Фактор силы (с) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон
личности, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об
уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы
в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном
самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от
внешних обстоятельств и оценок. Особенно низкие оценки свидетельствуют и
указывают на астенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (с) выявляет
отношения доминирования-подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор активности (а) в самооценках интерпретируется как свидетельство
экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую
активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) - на
интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции.
Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей друг
друга.
1.1.6. Диагностика социальной эмпатии
Инструкция. Тест содержит 33 утверждения. Прочитайте их и по ходу чтения
дайте ответ, вспоминая или предполагая, какие чувства в подобной ситуации
возникали или могли бы возникнуть лично у вас. Если ваши переживания, мысли,
реакции соответствуют тем, что предложены в утверждении, то в бланке ответов
против соответствующего номера, совпадающего с номером утверждения, подчеркните
ответ «да», а если они иные, то есть не соответствуют утверждению, то
подчеркните ответ «нет».
Помните, что в тесте нет хороших или плохих ответов. Не старайтесь своими
ответами произвести благоприятное впечатление. Свое мнение выражайте свободно и
искренне, только в этом случае вы получите действительное представление о своих
психологических особенностях. Лучше давать тот ответ, который первым пришел вам
в голову. Каждое последующее утверждение читайте после того, как ответите на
предыдущее, старайтесь также не оставлять данные вопросы-утверждения без ответа.
Если у вас возникнут какие-либо вопросы, связанные с заполнением бланка,
задайте их исследователю, прежде чем начнете работу по тесту.
Опросник
1.Меня огорчает, когда я вижу, что незнакомый человек чувствует себя среди
людей одиноко.
2.Люди преувеличивают способность животных понимать и переживать.
3.Мне неприятно, когда люди не умеют сдерживаться и открыто проявляют свои
чувства.
4. Меня раздражает в несчастных людях то, что они сами себя жалеют.
5.Когда кто-то рядом со мной нервничает, я тоже начинаю нервничать.
6. Я считаю, что плакать от счастья глупо.
7.Я принимаю близко к сердцу проблемы моих друзей.
8.Порой песни о любви вызывают у меня сильные переживания.
9.Я сильно волнуюсь, если приходится сообщать людям неприятные для них известия.
10.На мое настроение сильно влияют окружающие люди.
11.Я считаю иностранцев холодными и бесчувственными.
12.Мне хотелось бы получить профессию, связанную с общением с людьми.
13.Я не расстраиваюсь, когда мои друзья поступают необдуманно.
14.Мне очень нравится наблюдать, как люди принимают подарки.
15.По моему мнению, одинокие пожилые люди недоброжелательны.
16.Когда я вижу плачущего человека, то и сам (сама) расстраиваюсь.
17.Слушая некоторые песни, я порой чувствую себя счастливым человеком.
18.Читая книгу (роман, повесть и т, п.), я так переживаю, как будто все, о чем
читаю, происходит на самом деле.
19.Когда я вижу, что с кем-то плохо обращаются, то всегда сержусь или переживаю,
негодую.
20.Я могу не волноваться, даже если все вокруг волнуются.
21.Если мой друг или подруга начинают обсуждать со мной мои проблемы, я
стараюсь перевести разговор на другую тему.
22.Мне неприятно, если люди вздыхают и плачут, когда смотрят кинофильм.
23.Чужой смех меня не заражает.
24.Когда я принимаю решение, чувства других людей на него, как правило, не
влияют.
25.Я теряю душевное спокойствие, если окружающие чем-то угнетены.
26.Я переживаю, если вижу людей, легко расстраивающихся из-за пустяка.
27.Я очень расстраиваюсь, когда вижу страдание животных.
28.Глупо переживать то, что происходит в кино или о чем читаешь в книге.
29.Я очень расстраиваюсь, когда вижу беспомощных старых людей.
30.Чужие слезы вызывают у меня раздражение, а не сочувствие,
31.Я очень переживаю, когда смотрю фильмы.
32.Я могу оставаться равнодушным (равнодушной) к любому волнению вокруг.
33.Маленькие дети плачут без причин.
Обработка результатов
Цель обработки результатов - получение индекса эмпатийности (или эмпатических
тенденций) испытуемого.
Чтобы получить индекс эмпатийности, нужно подсчитать количество ответов,
совпадающих со следующим ключом:
Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6,11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) является суммой совпадений ответов по
вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «да», и по вопросам-утверждениям,