Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4292

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

типов преодолевающего поведения.


Инструкция. Изучение разрешающего поведения проводится на материале трех

обобщенных ситуаций, связанных с длительными или сильными конфликтами:

утрата (смерть, разлука, ссора, потеря работы, здоровья, жизненных ценностей и

т. п.);

угроза (для ценностей, перечисленных выше или иных); • новые возможности

(новое знакомство, переезд в другой дом или город, поступление на

новую работу, ответственное дело, возможность достижения личного успеха и т. п.

).

Вспомните по одной ситуации потери, угрозы и открывшейся новой возможности

за последний год (если вы выберете более давние ситуации, то должны хорошо их

помнить). Выберите из приведенного списка фразы, соответствующие вашим мыслям,

чувствам и действиям в этих ситуациях, и выпишите номера фраз для трех ситуаций

(сами ситуации не надо описывать).

Опросник

Используйте следующие варианты ответов для анализа своих трех конфликтных

ситуаций.

В ситуации потери, угрозы, новой возможности вы:

1.Искали профессиональную помощь.

2.Не выражали свои чувства.

3.Мечтали о лучших временах.

4.Выросли как личность.

5.Получили толчок для творчества.

6.Упорно стояли на своем.

7.Пытались отдохнуть.

8.Старались забыться.

9.Шутили по поводу ситуации.

10.Больше спали.

11.Отказывались верить.

12.Обвиняли себя.

13.Во всем винили других.

14.Надеялись на чудо.

15.«Сорвали чувство» на другом человеке.

16.Чувствовали, что должны просто подождать.

17.Положились на судьбу.

18.Старались больше узнать о ситуации.

19.Попытались найти что-то хорошее в ситуации.

20.Сосредоточились на хорошем,

21.Разговаривали с кем-то другим, прося помощи.

22.Дали выход чувствам.

23.Фантазировали, что будет, когда все это кончится.

24.Вышли из этого лучше, чем были до этого.

25.Изменились.

26.Продолжали еще более усердные попытки.

27.Слишком много ели, пили или использовали лекарства.

28.Не позволяли себе столкнуться с проблемой вплотную.

29.Относились к ситуации несерьезно.

30.Были озабочены сохранением сил и энергии.

31.Не изменили точку зрения.

32.Критиковали себя.

33.Пытались не быть опрометчивым.

34.Желали бы изменить прошлое.

35.Стали раздражительным.

36.Выжидали, что будет.

37.Успокаивали себя тем, что у других дела не лучше.

38.Составили и выполняли план.

39.Сказали себе, что будет лучше.

40.Просили совета.

41.Говорили о своих чувствах.

42.Думали о нереальном.

43.Нашли новую веру.

44.Научились чему-то новому.

45.Сохраняли тот же образ действий.

46.Использовали способы самоуспокоения.

47.Старались изгнать ситуацию из мыслей.

48.Видели смежную (оборотную) сторону.

49.Откладывали и медлили.

50.Отказывались считать проблемой.

51.Приняли основную тяжесть на себя.

52.Пытались приспосабливаться.

53.Желали, чтобы ситуация исчезла.

54.Что-то разбили, разрушили.

55.Ничего нельзя было сделать.

56.Приняли как неизбежное.


57.Анализировали ситуацию.

58.Искали поддержки.

59.Контролировали чувства.

60.Пересмотрели свои ценности.

61.Появилось новое понимание себя.

62.Действовали так, будто ничего не произошло.

63.Обратились к другой деятельности.

64.Концентрировались на следующем этапе ситуации.

65.Не давали другим узнать, в чем суть дела.

66.Отнеслись так, как будто это случилось не с вами, а с кем-то другим.

67.Чувствовали себя виноватым.

68.Пересмотрели поспешно принятые решения.

69.Желали, чтобы все скорее окончилхь.

70.Предприняли прямые действия, связанные с ситуацией.

71.Уверовали в высшую силу.

72.Непосредственно выражали чувства.

73.Проводили время в мечтах.

74.У вас не было эмоциональной реакции.

75.Думали о другом.

76.Осуществляли действия поэтапно.

77.Отдалились от других.

78.Думали и не принимали решения.

79.Сравнивали свои заботы с чужими.

80.Искали удовлетворение где-то еще.

81.Избегали поиска причин.

82.Выискивали, кого обвинить.

Обработка и интерпретация результатов

Выясните по ключу, какие стратегии совладающего поведения вы используете

чаще всего.

Формы совладающего поведения

1.Разрядка- 15,35, 54.

2.Рациональные действия - 18, 38, 57, 70.

3.Поиск помощи - 1, 21, 40, 58.

4.Настойчивость - 6, 26, 45.

5.Отстранение - 62, 66, 74.

6.Фатализм-16,17, 36, 55, 56.

7.Выражение чувств - 22, 41, 72.

8.Позитивное мышление - 19, 20, 39.

9.Отвлечение - 63, 75, 80.

10.Фантазия-3,23,42, 73.

11.Отрицание- 11,31,50.

12.Самообвинение - 12, 32, 51,67.

13.Поэтапные действия - 64,76.

14.Сравнение - 37, 79.

15.Успокоение-7, 10,27,46.

16.Контроль эмоций - 2, 59.

17.Осторожность - 33, 52, 68.

18.Приобретение силы ~ 4, 5, 24.

19.Уход -65, 77.

20.Самоизменение - 25, 44, 60, 61.

21.Преодоление вне реальности - 14, 34, 53,69.

22.Сдерживание - 8, 28, 47, 81.

23.Юмор - 9, 29,48.

24.Нерешительность - 30, 49, 78.

25.Оценка вины - 13, 82.

26.Вера-43,71.

Преодолевающее поведение может оказаться как эффективным, так и

неэффективным с точки зрения разрешения конфликта или достижения психического

благополучия. Не существует универсально эффективных форм преодоления. Например,

попытка отложить решение проблемы «в долгий ящик» и постараться на время

забыть о ней в одних случаях лишь усугубит трудности, а в других - позволит

впоследствии посмотреть на проблему более спокойно, что поможет успешно ее

решить. Снятие напряжения с помощью успокоительных средств (лекарств или

алкоголя) может быть совершенно необходимым в одних случаях и вредным в других.

Рассмотрим некоторые механизмы эмоционально-ориентированного преодоления,

которые показали свою эффективность.

ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ, сколь бы интенсивными они ни были, желательно, если оно

уместно и не создает трудностей в социальном взаимодействии. Это могут быть

слезы, крик, «облегчение души» в откровенном разговоре, дневниковые записи,

письма и многое другое - в зависимости от ситуации.

ЗАМЕЩАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ сродни психоаналитическому понятию сублимации,


только несколько шире. В ней могут найти выход стремления, непосредственная

реализация которых невозможна. Так, те, кто лишен семейного тепла, часто

заводят домашних животных для реализации потребности в любви и тепле; те, кто

не смог состояться профессионально, «уходят» в различные хобби или общественную

деятельность.

РАЗРЯДКА в узком смысле (более мягкий вариант психологической защиты

вымещения) - это перенос негативных эмоций на предметы, которые можно сломать,

разбить или испортить. Подобные действия обычно осуждаются окружающими, однако,

если осуждения можно избежать (остаться одному), а материальный ущерб невелик,

то подобный способ «справиться с чувствами» иногда целесообразен. Разрядкой в

широком смысле слова являются любые интенсивные физические нагрузки (занятия

спортом, дальние прогулки, пробежки, тяжелая домашняя работа), в которых

находит выход энергия, связанная с отрицательными эмоциями.

ФАНТАЗИЯ (ПРЕОДОЛЕНИЕ ВНЕ РЕАЛЬНОСТИ) позволяет достичь желаемого хотя бы

в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для

существования в трудных жизненных ситуациях.

Эффективность ТВОРЧЕСТВА как преодолевающего поведения основана на

действии нескольких или даже всех из вышеперечисленных форм преодоления. Оно

позволяет выразить чувства (например, на бумаге или в актерской игре), служит

социально одобряемым вариантом замещающей деятельности, дает разрядку и

позволяет воплотить фантазии в созданном произведении.

СДЕРЖИВАНИЕ (аналог психологической защиты вытеснения) - это

сознательное или полуосознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем.

Часто сочетается с ОТВЛЕЧЕНИЕМ на другие занятия и мысли.

ОТСТРАНЕНИЕ - это восприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как

бы «выключены») или с ощущением нереальности происходящего (все происходит «как

бы не на самом деле» или «как бы не со мной»).

ЮМОР - это переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон.

Наконец, один из наиболее важных механизмов преодолевающего поведения -

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ И САМОИЗМЕНЕНИЕ. Ситуация преодоления конфликта и кризиса

оценивается как источник личностного роста, приобретения ценного жизненного

опыта и изменения к лучшему. Самовосприятие изменяется в сторону

представления о себе как о более сильном, уверенном и зрелом человеке. Кризис

порой становится основой для изменения системы ценностей, приобщения к новым

философским или религиозным воззрениям. Поэтому любой, даже тяжелый, неудачный

или трагический опыт будет иметь положительный аспект, если послужит основой

для позитивного самоизменения.


9.3. Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д. Ф. Эндлер, Д. А.

Джеймс, М. И. Паркер;

адаптированный вариант Т. А, Крюковой)


Назначение. Адаптированный вариант копинг-стрессового поведения

включает перечень заданных реакций на стрессовые ситуации и нацелен на

определение доминирующих копинг-стрессовых поведенческих стратегий.

Инструкция. Ниже приводятся возможные реакции человека на различные

трудные, огорчающие или стрессовые ситуации. Обведите, пожалуйста, кружком одну

из цифр от 1 до 5, отвечая на каждый из следующих пунктов. Укажите, как часто

вы ведете себя подобным образом в трудной стрессовой ситуации.

Бланк ответов

Типы поведения и реакций в стрессовых ситуациях Частотность использования

заданных типов поведения


Никогда Редко Иногда Чаще всего Очень часто 1. Стараюсь тщательно распределить

свое время. 2. Сосредоточиваюсь на проблеме и думаю, как ее можно решить.

3. Думаю о чем-то хорошем, что было в моей жизни. 4. Стараюсь быть на

людях. 5. Виню себя за нерешительность. 6. Делаю то, что считаю самым

подходящим в данной ситуации. 7. Погружаюсь в свою боль и страдания.

8. Виню себя за то, что оказался в данной ситуации. 9. (ожу по магазинам,

ничего не покупая. 10. Думаю о том, что для меня самое главное. 11.

Стараюсь больше спать. 12. Балую себя любимой едой. 13. 1ереживаю,

что не могу справиться с ситуацией. 14. Испытываю нервное напряжение.

15. Зспоминаю, как я решал аналогичные проблемы раньше. 16. Говорю себе,

что это происходит не со мной. 17. Виню себя за слишком эмоциональное

отношение к ситуации. 18. Иду куда-нибудь перекусить или пообедать.

19. Испытываю эмоциональный шок. 20. Покупаю себе какую-нибудь вещь.

21. Определяю курс действий и придерживаюсь его. 22. Обвиняю себя за то,

что не знаю, как поступить. 23. Иду на вечеринку. 24. Стараюсь

вникнуть в ситуацию. 25. Застываю, 'замораживаюсь- и не знаю, что делать.

25. Немедленно предпринимаю меры, чтобы исправить ситуацию. 27.

Обдумываю случившееся или свое отношение к случившемуся. 28. Жалею, что не

могу изменить случившегося или свое отношение к случившемуся. 29. Иду в

гости к другу. 30. Беспокоюсь о том, что я буду делать. 31 Провожу

время с дорогим человеком. 32. Иду на прогулку. 33. Говорю себе, что

это никогда не случится вновь. 34 Сосредоточиваюсь на своих общих

недостатках. 35 Разговариваю с тем, чей совет я особенно ценю. 36

Анализирую проблему, прежде чем реагировать на нее. 37 Звоню другу.

38 Испытываю раздражение. 39. Решаю, что теперь важнее всего делать.

40. Смотрю кинофильм. 41. Контролирую ситуацию. 42. Прилагаю

дополнительные усилия, чтобы все сделать, 43. Разрабатываю несколько

различных решений проблемы. 44. Беру отпуск или от^л, отдаляюсь от

ситуации. 45. Отыгрываюсь на других. 45. Использую ситуацию, чтобы

доказать, что я могу сделать это. 47, Стараюсь собраться, чтобы выйти


победителем из ситуации. 4В. Смотрю телевизор. Обработка и

интерпретация результатов

Для копинга, ориентированного на решение задачи, суммируются следующие 16

пунктов: 1, 2, б, 10, 15, 24, 26, 27, 36, 39, 41, 42, 43, 46, 47.

Для копинга, ориентированного на эмоции, суммируются следующие 16 пунктов:

5, 7, 8, 13, 14, 16, 17, 19, 22, 25, 28, 30, 33, 34, 38, 45.

Для копинга, ориентированного на избегание, суммируются следующие 16

пунктов: 3, 6, 9, 11, 12, 18, 20, 23, 29, 31, 32, 35, 37, 40, 44, 48.

Можно подсчитать субшкалу отвлечения из 8 пунктов, относящихся к избеганию:

9, 11, 12, 18,20,40,44,48.

Субшкала социального отвлечения может быть подсчитана из следующих 5

пунктов, относящихся к избеганию: 4, 29, 31, 35, 37. (Обратите внимание, что

пункты избегания 3, 23 и 32 не используются в субшкалах отвлечения и

социального отвлечения.)


9.4. Диагностика типологий психологической защиты (Р. Плутчик в адаптации Л. И.

Вассермана, О. Ф. Ерышева, Е. Б. Клубовой и др.)

Назначение. Определение основных типов эго-защиты.

Инструкция. Прочтите следующие утверждения. Эти утверждения описывают

чувства, которые человек обычно испытывает. Если утверждение вам не

соответствует, поставьте знак «х» в разделе, обозначенном «нет». Если

утверждение вам соответствует, поставьте знак «х» в разделе «да», в месте,

обозначенном круглыми скобками,

Опросник

1.Я очень легкий человек и со мной легко ужиться.

2.Когда я хочу чего-нибудь, то никак не могу дождаться, когда это получу.

3.Всегда существовал человек, на которого я хотел бы походить.

4.Люди не считают меня эмоциональным человеком.

5.Я выхожу из себя, когда смотрю фильмы непристойного содержания.

6.Я редко помню свой сны.

7.Меня бесят люди, которые всеми вокруг командуют.

8.Иногда у меня появляется сильное желание пробить стену кулаком.

9.Меня раздражает тот факт, что люди слишком много задаются.

10.В мечтах я всегда в центре внимания.

11.Я человек, который никогда не плачет.

12.Необходимость пользоваться общественным туалетом заставляет меня совершать

над собой усилие.

13.Я всегда готов выслушать обе стороны во время спора.

14.Меня легко вывести из себя.

15.Когда кто-нибудь толкает меня в толпе, я чувствую, что готов толкнуть его в

ответ.

16.Многое во мне восхищает людей.

17.Я полагаю, что лучше хорошенько обдумать что-нибудь до конца, чем приходить

в ярость.

18.Я много болею.

19.Я меня плохая память на лица.

20.Когда меня отвергают, у меня появляются мысли о самоубийстве.

21.Когда я слышу сальность, то очень смущаюсь.

22.Я всегда вижу светлую сторону вещей.

23.Я ненавижу злобных людей.

24.Мне трудно избавиться от чего-либо, что принадлежит мне.

25.Я с трудом запоминаю имена.

26.У меня склонность к излишней импульсивности.

27.Люди, которые добиваются своего криком и воплями, вызывают у меня отвращение.


28.Я свободен от предрассудков.

29.Мне крайне необходимо, чтобы люди говорили мне о моей сексуальной