Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4174

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

доброжелательность.

4.Высокая потребность в познании характерна для самоактуализирующейся

личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к

бытийному познанию - бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не

связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание,

считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается

желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и

сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

5.Стремление к творчеству или креативность - непременный атрибут

самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6.Автономность, по мнению большинства гуманистических психологов,

является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и

полноты. Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность (aliveness) и

самоподдержка (self-support) у Ф. Перл-за, направляемое^ изнутри

(inner-directed) у Д. Рисмена, зрелость (ripeness) у К. Роджерса.

Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однако это не

означает отчуждения и одиночества. В терминах Э. Фромма автономность - это

позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от»,

7.Спонтанность - это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия

к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий

показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация

стала образом жизни, а не являет-

ся мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется

культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у

маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода,

естественность, игра, легкость без

усилия,

8.Самопонимание. Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о

чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие

люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной

сущности, они не склонны подменять собственные вкусы и оценки внешними

социальными стандартами, Показатели по шкалам самопонимания, спонтанности и

аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале

самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение

окружающих, Д. Рисмен называл таких людей «ориентированными извне» в отличие от

«ориентированных изнутри».

9.Аутосимпатия - естественная основа психического здоровья и цельности

личности. Низкие показатели имеют люди невротичные, тревожные, неуверенные в

себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного

самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная «Я-концепция»,

служащая источником устойчивой адекватной


самооценки.

10.Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к

установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике

САМОАЛ контактность понимается не как уровень коммуникативных способностей

личности или навыки эффективного общения, но как общая предрасположенность к

взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, необходимая основа

синергической установки личности.

11.Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием

социальных стереотипов, способностью к адекватному самовыражению в общении.

Высокие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимодействии с окружающими,

способности к самораскрытию, Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы

на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не

смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением - стратегией и тактикой

управления производимым впечатлением. Низкие показатели характерны для людей

ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны

собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.



Литература

1.Березинова Л, Н. Предупреждение депривацик в образовательном процессе. - СПб.,

2000.

2.Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост.

Методы и техники. -М.: Изд-во Института психотерапии, 2001.

3.Маслоу А. Психология бытия. - М., 1997.

4.Молочников Н. Р. Основы менеджмента. Глоссарий и практикум. - М. - Воронеж,

2001.

5.Никитин Е, П., Харламенкова Н. Е, Феномен человеческого самоутверждения, -

СПб., 2000.

6.Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе, - М., 1998.

7.Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред, Д. И. Фельдштейна.- М.

- Воронеж, 2001,

8.РатановаТ. А, Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. - М.

, 2000.

9.Сепевко Г, К., Селевко А, Г., Левина О.Г. Самосовершенствование личности

(самодктуапизация). - М.,1999.

10.Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта, - М., 2001.


11.Фетискин Н. П., Миронова Т. И, Социально-психологическая диагностика

личности и группы. - М. -Кострома, 2001.























Глава IX ПСИХОДИАГНОСТИКА СОВЛАДЕЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

9.1. Общая характеристика совладающего поведения и его диагностика

В отечественной психологии совладеющее поведение [копинг} рассматривается

как осознанное рациональное поведение, направленное на устранение стрессовой

ситуации. Оно зависит по крайней мере от двух факторов - личности субьекта и

реальной ситуации и может проявляться на поведенческом, эмоциональном и

познавательном уровнях функционирования личности. Основные функции

совладения - обеспечение и поддержание внешнего и внутреннего благополучия

человека. Для этого необходимо осознание ситуации и способов эффективного


совладения с ней, а также умение вовремя применить их в поведении.

Копинг направлен на устранение ситуации психологической угрозы, то есть

поддержание баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими этим

условиям.

Условием копинга является стресс - состояние человека, неспецифическая реакция

на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях, возникающая в

ответ на неблагоприятные воздействия.

Следовательно, совладение представляет собой индивидуальный способ

взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью

в жизни человека и его психологическими возможностями. Копинг является

переменной, зависящей от трех факторов - личности субъекта, реальной ситуации и

условий социальной поддержки.

Психологическая значимость колинга заключается в том, чтобы эффективнее

адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею,

ослабить или смягчить эти требования, постараться избежать или привыкнуть к ним

и, таким образом, погасить стрессовое действие ситуации. Копинг-поведение имеет

две функции: фокусирование на проблеме, на разрушении стрессовой связи личности

и среды и фокусирование на эмоциях, направленных на управление эмоциональным

дистрессом.

Таким образом, главная задача копинга - обеспечение и поддержание

благополучия человека, физического и психического здоровья и удовлетворенности

социальными отношениями.

Существует несколько подходов к определению стратегий совладения. Так, И. М.

Ни-' 'пьская и Р. М. Грановская предлагают дифференцировать стратегии

совладения на три группы: поведенческие, эмоциональные, познавательные.

Первый тип подразумевает разнообразные поведенческие стратегии снятия

очага напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами. Ко

второму относится эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения или

поиска социальной поддержки. Третий включает в себя стратегии, позволяющие

нейтрализовать напряженность стресса через изменение субъективной оценки

ситуации и соответствующее изменение уровня контроля.

Л. И. Анциферова, основываясь на качественной конструктивности, выделяет

следующие стратегии.

Преобразующие стратегии совладения

Приняв решение о возможности позитивного изменения ситуации, субъект

начинает формировать ее как проблему: он определяет конечную и промежуточные

цели, намечает план решения, определяет способы достижения цели, иногда

прибегает к «когнитивной репетиции». Конструктивно преобразующая стратегия

жизни необязательно предполагает использование практических действий, их могут

заменить вербальные формы реагирования. В случае когда ресурсы и резервы

оказываются почти исчерпанными, происходит перестройка со-


держательно-смысловой и энергетическо-динамической сферы сознания. Человек

пытается сформировать новую систему психической саморегуляции. Среди

преобразующих стратегий выделяют следующие: «сравнение, идущее вниз», когда

человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном положении,

«идущее вверх сравнение», когда человек вспоминает о своих успехах в других

областях, «антипицирующее совладание» и «предвосхищение печали», позволяющее

людям психологически подготовиться к возможным нелегким испытаниям,

Приемы приспособления

К данному виду приемов относится позитивное истолкование, когда в

неприятных и морально тяжелых переживаниях люди пытаются найти позитивные

стороны. К числу приспособительных приемов принадлежит и ролевое поведение,

когда человек принимает на себя определенную роль и ведет себя в соответствии с

ней. Поскольку человек не идентифицирует себя с этой ролью, все допускаемые

промахи он относит не к себе, а к выбранному персонажу. Указанная техника

позволяет конструктивно справляться с тягостными переживаниями, когда их

основой становятся личностные свойства самого человека. Распространенной формой

приспособительного поведения часто является идентификация личности с людьми

более удачливыми, с мощными организациями и объединениями.

Вспомогательные приемы самосохранения в ситуациях трудностей и несчастий

К таким приемам относятся техники борьбы с эмоциональными нарушениями,

вызванные неустранимыми с точки зрения субъекта негативными событиями. Например,

уход или бегство в трудной ситуации, который может осуществляться не только в

практической, но и в чисто психологической форме. Субъекты ухода - это индивиды,

пережившие много разочарований и неудач. Будучи достаточно способными, они

отказываются от повышения по службе и заманчивых предложений. Избегание всех

сомнительных ситуаций становится их личностной особенностью. Необходимо

отметить, что в некоторых случаях уход может быть оправданной и конструктивной

стратегией жизни, Однако бывают случаи, когда человек не может ни практически

преобразовать проблему, ни уйти от источника опасности и страданий. В подобных

случаях индивид прибегает к стратегиям, фокусирующимся на эмоциях, - стратегиям

психологической борьбы со своими негативными эмоциями и болезненными ощущениями.

Эти приемы неконструктивны в том смысле, что не устраняют проблемы, но все же

они адаптивны, поскольку облегчают психологическое состояние. Неконструктивными

стратегиями поведения также являются различные способы психологической защиты

вплоть до вытеснения проблемы из сознания, импульсивное поведение,

эмоциональные срывы, экстравагантные поступки, агрессивные реакции, не


объяснимые объективными причинами.

К распространенным приемам самосохранения относится техника отрицания -

отказ принять то, что случилось ошеломляющее, травмирующее событие. Отрицание

позволяет субъекту перерабатывать событие малыми дозами, постепенно

ассимилируемыми смысловой сферой личности.

Совладающее поведение дифференцируется с точки зрения эффективности

совладания. Оценивать эффективность копинга необходимо при его завершении, то

есть в том случае, если стрессовая ситуация для индивида становится незначимой

как раздражитель и освобождается энергия для решения новых задач. В большинстве

психологических источников критерий эффективного совладания связывается с

психологическим благополучием человека, что выражается в снижении уровня

тревожности, раздражительности, психосоматической симптоматики, депрессивных

показателей.

Надежным критерием эффективного копинга считается также ослабление чувства

уязвимости к стрессам. То есть, если состояние личности стабилизируется,

изменяется отношение к проблеме, не возникает субъективное чувство

неудовлетворенности и дискомфорта, стоит говорить об эффективном копинге.

В данной работе совладеющие стратегии изучались в трех возможных видах

ситуаций:

в условиях неспецифического стресса;

в конфликтных ситуациях;

в неблагоприятных условиях жизнедеятельности, провоцирующих

включение психологических эго-защит.


9.2. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных

ситуациях

Назначение. Важнейшей составной частью управления конфликтами является их

внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше

переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным

моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта,

за ним следует выбор форм разрешающего поведения.

Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта - адаптивный

и паллиативный. Адаптивное поведение направлено на активное изменение

конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. ЕГО

характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск

информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д.

Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к

конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек

посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка,

замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение

и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых

конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше