Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4300

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

самые принципиальные

Искренность

--- 1 2 3 4

5 6 7 +

самые неискренные

самые искренние

Смелость

--- 1 2 3 4

5 6 7 +

самые робкие

самые смелые

Привлекательность

--- 1 2 3 4

5 6 7 +

самые непривлекательные

самые привлекательные

Счастье

--- 1 2 3 4

5 6 7 +

самые несчастные

самые счастливые

Интерпретация результатов

Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки

Обработка результатов. Вычисление общей суммы баллов по всем 10 индексам. В

зависимости от полученной суммы показатель самооценки может быть таким:

Адекватная самооценка - около 40 баллов (±5)

Тенденция к завышению - 46-59 баллов

Тенденция к занижению - 34- 21 балл

Явно завышенная самооценка - 60-70 баллов

Явно заниженная самооценка - 20- 10 баллов

Содержательное толкование результатов тестирования проводится на основе анализа

графика (профиля) самооценки.


Интерпритация результатов

Особенности поведения учащихся с различным уровнем самооценки

Самооценка Особенности повелений Отношение к ошибкам


Своим Чужим Адекватная Активность, общительность, оптимизм В целом —

адекватное: могут огорчиться; свои стараются исправить, чужим сочувствуют.

Высокая Стремление к успехам в различных видах деятельности, уверенность в

своих силах. Чаще предпочту г не исправить, а забыть, не думать о них.

Сравнительно безразлично. ЗУ выше иная Низкая Высокомерие, бестактность.

Переоценка своих возможностей, недооценка чужих. Неуверенность в себе,

застенчивость, повышенная тревожность. Считают случайными, вызванными

посторонними факторами («плохо себя чувствовал», «учитель придирался»)

Переживают, но не стремятся исправить. Считают закономерными, само собой

разумеющимися.

Сравнительно

безразлично. Заниженная Пассивность, замкнутость. Постоянная недооценка своих

возможностей, переоценка чужих. Считают закономерными, воспринимают как должное.

Оправдывают,

считают случайными.

1.2.8. Экспресс-диагностика уровня самооценки

Инструкция. Отвечая на вопросы, указывайте, насколько часты для вас

перечисленные ниже состояния по такой шкале:

Очень часто - 4 балла

Часто - 3 балла

Иногда - 2 балла

Редко - 1 балл


Никогда - 0 баллов

Опросник

1.Я часто волнуюсь понапрасну.

2. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

3.Я боюсь выглядеть глупцом.

4.Я беспокоюсь за свое будущее.

5.Внешний вид других куда лучше, чем мой.

6.Как жаль, что многие не понимают меня.

7.Чувствую, что не умею как следует разговаривать с людьми.

8. Люди ждут от меня очень многого.

9. Чувствую себя скованным.

10.Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

11.Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.

12.Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

13.Я не чувствую себя в безопасности.

14. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

15. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

Обработка и интерпретация результатов

Чтобы определить уровень своей самооценки, нужно сложить все баллы по

утверждениям. А теперь подсчитайте, каков общий суммарный балл.

Уровни самооценки:

10 баллов и менее - завышенный уровень

11 -29 баллов - средний, нормативный уровень реалистической оценки своих

возможно-

стей.

Более 29 - заниженный уровень.

1.2.9. Диагностика волевого потенциала личности

Инструкция. Прочитайте приведенные вопросы и постарайтесь ответить на них с

максимальной объективностью. В случае согласия с содержанием вопроса ставьте

«да»; при сомнении, неуверенности - «не знаю» {или «бывает», «случается»); при

несогласии - «нет».

Опросник

1.В состоянии ли вы завершить начатую работу, которая вам неинтересна,

независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом

снова вернуться к ней?

2.Преодолеете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно

сделать что-то неприятное (например, пойти на дежурство в выходной день)?

3.Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли вы взять

себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны, с максимальной

объективностью?

4.Если вам прописана диета, сможете ли вы преодолеть все кулинарные соблазны?

5.Найдете ли вы силы встать утром раньше обычного, как было запланировано

вечером?

6.Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7.Быстро ли вы отвечаете на письма?

8.Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение

стоматолога, сумеете ли вы без особого труда преодолеть это чувство и в

последний момент не изменить своего намерения?

9.Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво

рекомендуют врачи?

10.Сдержите ли вы данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет

вам немало хлопот, иными словами, являетесь ли вы человеком слова?

11.Без колебаний ли вы отправляетесь в путешествие (деловую поездку) в

незнакомый город?

12.Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня: времени пробуждения, приема


пищи, занятий, уборки и прочих дел?

13.Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14.Отвлечет ли вас очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?

15.Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались вам

слова противной стороны?

Обработка результатов

Ответ «да» оценивается в 2 балла; «не знаю» - 1 балл; «нет» - 0; затем

суммируются полученные баллы. Если вы набрали:

1-12 баллов-с силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то,

что легче и интереснее, даже если это может повредить вам. К обязанностям

нередко относитесь спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Ваша

позиция выражается примерно так: «Что мне, больше всех нужно?». Любую просьбу,

любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не

только в слабой воле, но и в эгоизме. Постарайтесь взглянуть на себя с учетом

этой оценки, может быть, она поможет вам изменить свое отношение к окружающим и

кое-что переделать в своем характере. Если удастся, от этого вы только

выиграете.

13-21 балл - сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то

начтете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут

же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но данное вами слово сдержите.

Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле

лишние обязанности на себя не возьмете. Иногда это отрицательно сказывается на

отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах

окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов - с силой воли у вас все в порядке. На вас можно положиться -

вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те

дела, которые иных пугают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по

непринципиальным вопросам досаждает окружающим. Сила воли - это хорошо, но

необходимо обладать еще и такими качествами, как гибкость, снисходительность,

доброта.

1.2.10. Диагностика уровня личностной готовности к риску («PSK» Шуберта)

Назначение. Методика позволяет оценить степень готовности к риску. Риск

понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная

опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности.

Инструкция. Оцените степень своей готовности совершать действия при ответе

на каждый из 25 вопросов. Поставьте соответствующий балл за каждый ответ по

следующей схеме: «полностью согласен», «безусловное да» - +2 балла; «больше да,

чем нет» - +1 балл; «ни да, ни нет», «нечто среднее» - 0 баллов; «больше нет,

чем да» - -1 балл; «полностью не согласен» - -2 балла.


Опросник

Вопросы Полностью не согласенБольше да, чем нет Ни да ни нет Больше нет, чем да

Полностью не согласен 1. Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее


оказать необходимую медицинскую помощь тяжело больному человеку? 2.

Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной

экспедиции? 3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика? 4,

Могли бы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч? 5.

Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать? 6.

Стали бы вы первым переходить очень холодную реку? 7. Одолжили бы вы другу

большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам вернуть эти

деньги? 8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при его

заверении, что это безопасно? 9. Могли бы вы под руководством извне

залезть на высокую фабричную трубу? 10. Могли бы вы без тренировки

управлять парусной лодкой? 11 . Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую

лошадь? 12. Могли бы вы после 10 стаканов пива ехать на велосипеде?

13. Могли бы вы совершить прыжок с парашютом? 14, Могли бы вы при

необходимости проехать без билета от Пскова до Мхквы? 15. Могли бы вы

совершить автотурне, если бы за рулем сидел ваш знакомый, который совсем

недавно пережил тяжелое дорожное происшествие? 16. Могли бы вы с 1

0-метровой высоты прыгнуть на тент пожарной команды? 17. Могли бы вы,

чтобы избавиться от затяжной болезни с постельным режимом, пойти на опасную для

жизни операцию? 18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки товарного вагона,

движущегося со скоростью 50 км/ч? 19. Могли бы вы в виде исключения вместе

с семью другими людьми подняться в лифте, рассчитанном только на 6 человек?

20. Могли бы вы за большое денежное вознаграждение перейти с завязанными

глазами оживленный уличный перекресток? 21. Взялись бы вы за опасную для

жизни работу, если бы за нее хорошо платили? 22. Могли бы вы после 1 0

рюмок водки вычислять проценты? 23. Могли бы вы по указанию вашего

начальника взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод

обесточен? 24. Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений

управлять вертолетом? 25. Могли бы вы, имея билеты, но без денег и

продуктов, доехать из Москвы до Хабаровска?

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте сумму набранных вами баллов в соответствии с инструкцией и

оцените свой результат. Общая оценка дается по непрерывной шкале как отклонение

от среднего значения. Положительные ответы свидетельствуют о склонности к риску.


Показатели уровня готовности к риску:

Меньше -30 баллов - низкий.

-10...+10 баллов - средний.

Свыше 4-20 баллов - высокий.

Высокая готовность к риску сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач

(защите). Готовность к риску связана прямо пропорционально числу допущенных

ошибок. Исследования также показали, что:

с возрастом готовность к риску падает; у более опытных работников готовность к


риску

ниже, чем у неопытных;

у женщин готовность к риску реализуется

при более определенных условиях, чем у мужчин;

у военных командиров и руководителей

предприятий готовность к риску выше, чем у студентов;

с ростом отверженности личности в ситуации внутреннего конфликта растет

готовность к риску;

в условиях группы готовность к риску

проявляется сильней, чем при действиях в одиночку, и зависит от групповых

ожиданий.


1.2.11. Диагностика “эмоционального интеллекта”(Н.Холл)

Назначение. Методика предложена для выявления способности понимать отношения

личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на

основе принятия решений. Она состоит из 30 утверждений и содержит 5 шкал:

1)эмоциональная осведомленность;

2)управление своими эмоциями (скорее эмоциональная отходчивость, эмоциональная

неригидность);

3) самомотивация (скорее как раз произвольное управление своими эмоциями,

исключая пункт 14};

4)эмпатия;

5} распознавание эмоций других людей (скорее умение воздействовать на

эмоциональное состояние других людей).

Инструкция. Ниже вам будут предложены высказывания, которые так или иначе

отражают различные стороны вашей жизни. Пожалуйста, напишите цифру справа от

каждого утверждения, исходя из оценки ваших ответов;

Полностью не согласен (-3 балла).

В основном не согласен (-2 балла).

Отчасти не согласен (-1 балл).

Отчасти согласен (+1 балл).

В основном согласен (+2 балла).

Полностью согласен (+3 балла)

Опросник

1.Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником

знания о том, как поступать в жизни.

2.Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3.Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4.Я способен наблюдать изменение своих чувств.

5.Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать

в соответствии с запросами жизни.

6.Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций,

такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор.

7.Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8.После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими

чувствами.

9.Я способен выслушивать проблемы других людей.

10.Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11.Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13.Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия.

14.Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

15.Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и

сосредоточенности.

17.Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь,