Файл: Фетискин Н.П. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.01.2021

Просмотров: 4171

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

налаживание контактов (со сверстниками и взрослыми). Исключить публичное

обсуждение, если возможны негативные оценки.


Тип № 19 Э: 4-8; Н: 4-8

Спокойный тип. Молчаливый, рассудительный. Замедленно-деятельный, очень

последовательный, самостоятельный, независимый, кропотливый. Беспристрастный,

скромный, малоэмоциональный. Иногда бывает отвлечен от реальности.

У подростков данного типа надо постараться повысить самооценку, развить

систему притязаний, раскрыть склонности и способности. Заинтересовать чем-то

можно, дав какую-либо работу с высокой личной ответственностью (деятельность

должна быть связана больше с бумагами, чем с людьми). Подростки такого типа

нуждаются в советах по разным вопросам, но выраженных в деликатной форме.


Тип № 20 Э: 16-20; Н: 16-20

Очень демонстративен, не умеет сопереживать. Эмоционально беден. Любит

противопоставлять себя коллективу. Очень напорист в достижении значимых для

себя ценностей. Ценит престиж. Часто бывает фальшив. Практичен.

Режим взаимодействия мягкий, терпимый, чтобы не обострять негативные

качества. Вовлечь в спортивные или технические занятия, чтобы подростки могли

перевести энергетику в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство -

в приемлемую форму. Желательно эстетическое воспитание. Необходимо вовлекать в

позитивные социальные группы с сильным влиятельным лидером.


Тип № 21 Э; 12-16; Н: 8-12 Очень энергичен, жизнерадостен. Любимец публики.

Считается, что подростки такого типа счастливцы. Действительно, они часто очень

одарены, легко учатся, артистичны, неутомимы. Однако наличие этих качеств часто

имеет негативные результаты. Подростки (молодые люди) с детства привыкают, что

им все доступно. В результате не учатся серьезно работать над достижением цели.

Легко все бросают, часто прерывают дружбу. Поверхностны. Имеют довольно низкий

социальный интеллект.

Требуют доброжелательного отношения. В коллективе не стоит выбирать на

лидерские должности (лучше почаще предлагать разовые поручения организаторского

типа). Строго требовать выполнения поручений. Желательно вместе с подростком

найти какую-то значимую цель (например, овладеть иностранным языком), разбить

на периоды срок исполнения, расписать по времени задачи и контролировать

выполнение. Это, с одной стороны, поможет добиться поставленной цели, ас другой

стороны, приучит к упорядоченной работе.


Тип N9 22 Э: 8-12; Н: 8-12

Очень пассивно-безразличный. Уверен в себе. В отношении к окружающим жестко

требователен. Злопамятен. Часто проявляет пассивное упрямство. Очень педантичен,

мелочен. Рассудителен, хладнокровен. К чужому мнению относится безразлично.

Ригиден, предпочитает привычные дела и монотонность быта. Интонации речи

маловыразительны. Малоэстетичен.

Создать у подростка ощущение, что он интересен воспитателю (тренеру и т. д.).


Следует интересоваться мелочами быта, самочувствия. Среди общественных

поручений желательно выбрать что-то, требующее аккуратного исполнения (ведение

журнала или табеля, учет чего-то и т. п.}. Необходимо хвалить за

исполнительность. Помогать в выборе занятий (желательно индивидуальные, а не

групповые виды спорта или художественной самодеятельности).


Тип №23 Э: 16-20; Н: 8-12

Общительный, активный, инициативный, увлекающийся. При этом умеет управлять

собой. Умеет добиваться намеченной цели. Честолюбив. Любит лидировать и умеет

быть организатором. Пользуется доверием и искренним уважением окружающих,

Характер легкий. Эстетичен, ровно оживлен.

.Создать возможность для лидерства. Помогать в решении групповых и

индивидуальных задач. Следить за тем, чтобы нагрузка (учебная, производственная

и общественная] была в разумных пределах.


Тип № 24 Э: 12-16; Н:4-8

Активный, уравновешенный тип. Энергичен. Среднеобщи-телен. Привязчив к

немногочисленным друзьям. Упорядочен. Умеет ставить перед собой задачи и

добиваться решений. Не склонен к соперничеству. Иногда обидчив.

Предпочитает спокойное доверительное отношение окружающих. Желательно

отлаживание четких деловых контактов.


Тип№ 25 Э: 8-12; Н: 4-8

Активный, иногда взрывчатый, иногда беспечно-веселый. Часто бывает

спокойно-безразличен. Инициативы почти не проявляет, действует по указке.

Пассивен в социальных контактах. К глубоким эмоциональным переживаниям не

расположен. Склонен к монотонной кропотливой работе.

Желательно спокойно-деловое отношение. Лучше находить и рекомендовать

индивидуальные занятия. Такие люди хорошо справляются с административной

работой.

Тип № 26 Э: 4-8; Н: 8-12

Спокоен, уравновешен, терпелив, педантичен. Честолюбив. Целеустремлен. Имеет

твердые принципы. Временами обидчив.

Такие люди любят доверительные отношения, спокойный темп работы. Не склонны

к панибратству. Желательно поощрять при классе(группе) за аккуратность,

исполнительность. Работать над

повышением уверенности в своих действиях.


Тип № 27 Э: 4-8; Н: 12-16

Уравновешенно-меланхоличный. Тонко чувствующий. Привязчивый, ценит

доверительно-интимные отношения, спокойный. Ценит юмор. В целом – оптимист.

Иногда паникует, впадает в депрессии. Однако чаще спокоен и задумчив.

Создать обстановку активно-спокойной деятельности. Желательно избегать

жесткой регламентации. Рекомендовать эстетические и литературные понятие.


Тип № 28 Э: 8-12; Н: 16-20

Меланхоличный, честолюбивый, упорный, серьезный. Иногда склонен к

уныло-тревожному настроению. Дружит с немногочисленным кругом людей. Необидчив,

но иногда мнителен. Самостоятелен в решениях относительно принципиальных


вопросов, но зависим от близ-ix в эмоциональной жизни.

Рекомендуется направлять свои усилия на повышение самооценки, укреплять

уверенность в себе.


Тип №29 Э: 12-16; Н: 16-20

Жестко требователен к окружающим: упрям, горд, очень честолюбив. Энергичен,

общителен, часто пребывает в боевитом настроении. Неудачи скрывает. Любит быть

на виду. Хладнокровен.

Взаимоотношения строить на основе уважения, высокой требовательности. Можно

посмеиваться над недостатками, если подросток заносчив.


Тип №30 Э: 16-20; Н: 12-16 Гордый, стремится к первенству, злопамятен.

Стремится к лидерству во всем. Энергичен, упорен. Спокойный, расчетливый. Любит

риск, непреклонен в достижениях. Не лишен артистизма, хотя и суховат.

Не допускать зазнайства, Поддерживать в позитивных усилиях. Помогать в

лидерстве, не допускать командный стиль отношений. Нейтрализовать озлобленность.

Развивать социальный интеллект.


Тип №31 Э: 8-12; Н: 12-16 Застенчив, не завистлив, стремится к

самостоятельности, привязчив. Доброжелателен. С близкими людьми

проявляет наблюдательность, чувство юмора. Склонен к глубоким доверительным .

отношениям. Избегает ситуаций риска, опасности. Не выносит навязанный темп.

Иногда склонен к быстрым решениям. Часто раскаивается в своих поступках. В

неудачах обвиняет только себя.

Обеспечить спокойную, доброжелательную обстановку. Стараться вовлекать в

активное решение деловых вопросов. Поощрять социальную активность, вовлекать в

участие в каких-либо мероприятиях (семинарах, конференциях и т. п.).

Характерологические проявления


Тип № 32 Э: 12-16; Н: 12-16

Честолюбив, неудачи не снижают уверенности в себе. Заносчив. Злопамятен.

Энергичен. Упорен. Целеустремлен. Склонен к конфликтности. Не уступает, даже

если не прав. Мук совести не испытывает. В общении не склонен к сопереживанию.

Ценит только информативность. Эмоционально ограниченный тип.


Не поддерживать в конфликтных ситуациях. Воздействовать через честолюбие.

Отношения поддерживать ровные, пытаясь исподволь развивать социальный интеллект.



1.2.3. Диагностика психодинамических свойств личности (Б. Н. Смирнов)

Назначение. Методика направлена на определение базовых психодинамических

личностных свойств, обусловливающих специфику деятельностного

личностно-группового стиля.

Инструкция. Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся вашего обычного

способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый

естественный ответ, который придет в голову.

Опросник

1.Вы любите часто бывать в компании?

2.Вы избегаете иметь вещи, которые ненадежны, непрочны, хотя и красивы?

3.Часто ли у вас бывают подъемы и спады настроения?

4. Во время беседы вы очень быстро говорите?

5. Вам нравится работа, требующая полного напряжения сил и способностей?


6.Бывает ли, что вы передаете слухи?

7.Считаете ли вы себя человеком очень веселым и жизнерадостным?

8.Вы очень привыкаете к определенной одежде, ее цвету и покрою, так что

неохотно меняете ее на что-нибудь другое?

9.Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в людях, которые вас понимают, могут

ободрить или утешить?

10.Вы пишете очень быстро?

11.Ищете ли вы сами себе работу, занятие, хотя можно было бы и отдохнуть?

12.Бывает ли так, что вы не выполняете своих обещаний?

13.У вас очень много хороших друзей?

14.Трудно ли вам оторваться от дела, которым вы поглощены, и переключиться на

другое?

15. Часто ли вас терзает чувство вины?

16. Обычно вы ходите очень быстро, независимо от того, спешите или нет?

17. В школе вы бились над трудными задачами до тех пор, пока не решали их?

18.Бывает ли, что иногда вы соображаете хуже, чем обычно?

19.Вам легко найти общий язык с незнакомыми людьми?

20.Часто ли вы планируете, как будете себя вести при встрече, беседе и т. п.?

21.Вы вспыльчивы и легко ранимы, вас задевают любые намеки и шутки над вами?

22.Во время беседы вы обычно быстро жестикулируете?

23.Чаще всего вы просыпаетесь утром свежим и хорошо отдохнувшим?

24.Бывают ли у вас такие мысли, что вы не хотели бы, чтобы о них знали другие?

25.Вы любите подшучивать над другими?

26.Склонны ли вы к тому, чтобы основательно проверить свои мысли, прежде чем

сообщить

их кому-либо?

27.Часто ли вам снятся кошмары?

28.Обычно вы легко запоминаете и усваиваете новый учебный материал?

29.Вы настолько активны, что вам трудно даже несколько часов быть без дела?

30.Бывало ли, что, разозлившись, вы выходили из себя?

31.Вам нетрудно внести оживление в довольно скучную компанию?

32.Вы обычно довольно долго раздумываете, принимая какое-то даже не очень

важное решение?

33.Вам говорили, что вы принимаете все слишком близко к сердцу?

34.Вам нравится играть в игры, требующие быстроты и хорошей реакции?

35.Если у вас что-то долго не получается, то обычно вы все же пытаетесь сделать

это?

36.Возникало ли у вас хотя бы кратковременное чувство раздражения по отношению

к ва-

шим родителям?

37.Считаете ли вы себя открытым и общительным человеком?

38.Обычно вам трудно взяться за новое дело?

39.Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

40.Обычно вам трудно что-то делать с медлительными и неторопливыми людьми?

41.В течение дня вы можете долго и продуктивно заниматься чем-либо, не чувствуя

усталости?

42.У вас есть привычки, от которых следовало бы избавиться?

43.Вас принимают иногда за человека беззаботного?

44.Считаете ли вы хорошим другом того, чья симпатия к вам надежна и проверена?

45.Вас можно быстро рассердить?

46.Во время дискуссии обычно вы быстро находите подходящий ответ?

47.Вы можете заставить себя долго и продуктивно, не отвлекаясь, заниматься

чем-либо?

48.Бывает, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?


Обработка и интерпретация результатов

Ключ

27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35.

37. 38. 39. 40. 41 .



N2 Свойства темперамента Ответы «да» Ответы Балл «нет» 1. Экстраверсия 1,

7, 13,19.25,31,37.4,43 3 2 1 2 2. Ригидность 8, 26, 32 3 37 2 2,14,20,38,

44 2 19,46 1 3. Эмоциональная 15,21.33,39,45 3 возбудимость 3,9 2 27 1

4. Темп реакций 4, 16,28 3 10,22.34,40,46 2 17,29.37 1 5. АКТИВНОСТЬ

5,11, 17,23,29, 35.41, 47 3 38 1 10 1 6. Искренность 30, 36, 42, 48 3 6,

12 2 18, 24, 25 123 1 Примечание. Ригидность означает состояние, при

котором наблюдается снижение переключаемости, приспособляемости психических

процессов к меняющимся условиям среды.


Проверка результатов тестирования начинается с определения достоверности

ответов испытуемого по показателю искренности. Для этой цели по данному

показателю подсчитываются числа совпадающих ответов «да» на поставленные

вопросы (подсчет производится построчно по показателю искренности в ключе к

опроснику). Полученные числа умножаются на соответствующие коэффициенты (3, 2

или 1 балл}, То же самое делают с ответом «нет» (в нашем случае, если ответ

испытуемого на вопрос 23 совпадает с ответом «нет», то ему приписывается 1

балл). После этого подсчитывается общая сумма баллов за ответы «да» и «нет».

Если общая сумма составит 13-20 баллов, то это означает, что ответы вполне

достоверны. При 8-12 баллах ответы считаются сомнительными, при 0-7 баллах ~

недостоверными.

Аналогично, описанному выше производится подсчет общих сумм баллов по

остальным показателям (свойствам темперамента}.

Затем, руководствуясь приводимой ниже таблицей, определяют степень выраженности

каждого из психодинамических свойств.

Средние оценки и зоны выраженности свойств темперамента


Экстраверсия Ригидность Эмоциональная возбудимость Темп реакции Активность 22

-- 26 (очень высокая) 16 — 20 (очень высокая) 18 — 20 (очень высокая) 20 — 22

(очень

быстрый) 24 — 26 (очень высокая) [7—21 (высокая) 12 — 15 (высокая) 14 — 17

(высокая) 14—19 (быстрый) 17— 23 (высокая) 21—16 (средняя) 7—11 (средняя) 8 —

13 (средняя) 9_13 (средний) 14—20 (средняя) 7-И (высокая иитроперсия) 3—6

(высокая пластичность) 4 — 7 (высокая эмоциональная уравновешенность) 5 — 8

(медленный) 9—13 (низкая) 0 — 6 (очень высокая интроверсия) 0 — 2 (очень

высокая пластичность) 0 — 3 (очень высокая эмоциональная уравновешенность) g __

4 (очень медленный) 0 — 8 (очень

низкая)



1.2.4. Психологическая типология личности (К.Г.Юнг)

Назначение. Данная методика предложена К. Юнгом для выявления типологических

особенностей личности.

Инструкция. На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать

наиболее подходящий для вас и поставить букву, обозначающую этот ответ.

Опросник

1.Что вы предпочитаете?

а)немного близких друзей;

б) большую товарищескую компанию.

2.Какие книги вы предпочитаете читать?

а} с занимательным сюжетом;.

6} раскрывающие переживания героев.