Файл: Российская система социального обеспечения современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 2985

Скачиваний: 136

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Исходя из приведенных выше определений, к системе социального обеспечения современной России следует относить пенсии, пособия, компенсационные выплаты, социальную помощь, социальное обслуживание, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, а также меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

В понятие социального обеспечения не включается право на бесплатное образование и обеспечение жильем (эти права включаются в социальное обеспечение сторонниками "широкой" трактовки социального обеспечения), а также многие другие права человека по причине отсутствия событий, с которыми связывается социальное обеспечение.

Так же понимание нельзя представить без разного рода источников права, что мы и рассмотрим далее.

Источники права социального обеспечения

В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественно порядка. В качестве источников права социального обеспечения выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты в следующей иерархии: Конституция РФ; международные нормативные правовые акты; федеральные конституционные законы; федеральные законы; подзаконные акты; нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты муниципальных образований; локальные нормативные акты.

По сфере действия выделяют международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные нормативные правовые акты.

По субъектам обеспечения источники права социального обеспечения подразделяются на регулирующие социальное обеспечение: пожилых людей; инвалидов; семей с детьми; государственных гражданских служащих; военнослужащих, проходивших службу по призыву (по контракту); сотрудников правоохранительных органов; судей; граждан, замещающих государственные должности; космонавтов и др.

Особенности источников права социального обеспечения.

1. Отсутствует единый кодифицированный акт. Значительное число отраслей российского права имеет в качестве источников кодекс (уголовное право- Уголовный кодекс РФ; гражданское право – Гражданский кодекс РФ и т.п.). Ученые, занимающиеся правом социального обеспечения, ведут научные дискуссии о необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении. При этом предлагаются разные варианты кодификации:


А) кодификация всего социального законодательства (принятие единого социального кодекса РФ);

Б) кодификация отдельных институтов права социального обеспечения (принятие пенсионного кодекса РФ).

2. Правовое регулирование осуществляется при помощи весьма существенного числа нормативных правовых актов различной юридической силы.

3. Среди источников права социального обеспечения главную роль играют федеральные законы.

4. Значительную роль в правовом регулировании играют подзаконные нормативные правовые акты: акты Правительства РФ, отраслевых федеральных органов исполнительной власти, указы Президента РФ.

5. Динамизм законодательства. Законодательство о социальном обеспечении претерпевает принципиальные изменения примерно один раз в полгода или в год.

6. Сочетание федерального, регионального, муниципального, локального типа регулирования.

Конституция РФ как источник права социального обеспечения.Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и возглавляет иерархию нормативных правовых актов. Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения.Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами Российской Федерации в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Международные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, можно разделить на четыре группы. В первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций – ООН: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Во вторуюгруппу входят акты специализированных организаций, например, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда. В третью группу входят акты регионального характера, например, акты, заключенные в рамках Совета Европы, СНГ. В четвертую группу входят двусторонние международные договоры и соглашения Российской Федерации.



Нормативные правовые акты федерального уровня как источники права социального обеспечения.К актам данного уровня относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов исполнительной власти и акты государственных внебюджетных фондов. В число актов законодательного уровня входят:

1. законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:

— Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в редакции от 14.12.2015 года № 373-ФЗ);

— Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2015 года № 399-ФЗ);

— Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 «О страховых пенсиях» (в редакции от 29.12.2015 года № 385-ФЗ);

— Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013г. N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (вступил в законную силу 01.01.2015 г., действующая редакция) и др.

2. законы, регламентирующие предоставление пособий:

— Федеральный закон Российской Федерации от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изменениями от 06.04.2015 года № 68-ФЗ, в редакции от 14.12.2015 года);

— Федеральный закон Российской Федерации № 122 от 07.08.2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, действующая редакция) и др.

3. Законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:

-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (в редакции от 29.12.2015 г. № 394-ФЗ);

— Федеральный закон Российской Федерации от 16.07.1999г. №165-ФЗ «Об обязательном социальном страховании» (в редакции от 01.12. 2014 года №407-ФЗ, действующая редакция) и др.

4. Законы, регламентирующие медицинскую помощь:

— Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (в редакции от 30.12.2015 года № 432);

— Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (в редакции от 29.12.2015 года № 394-ФЗ) и др.

Указы Президента РФ носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Примерами могут служить следующие акты Президента РФ:


— Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»;

— Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» (действующая редакция) и т.д.

Постановлениями Правительства РФ конкретизируются положения федеральных законов, устанавливается порядок их применения, утверждаются правила и порядок предоставления различных видов обеспечения. Примерами могут служить:

— Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 года № 1273 «Об утверждении Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

— Постановление Правительства РФ от 20.07.2007 № 457 (в редакции от 25.03.2013 года) «Об утверждении Правил перевода средств материнского (семейного) капитала из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации» и др.

Нормативные правовые акты министерств, ведомств и фондов регламентируют порядок деятельности органов, предоставляющих социальное обеспечение, по единообразному применению законов. К актам такого уровня относятся:

— Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.12.2014 г. № 796н «Об утверждении Положения «Об организации специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи» и др.

В теории права применяется классификация его источников по различным критериям, в числе которых юридическая сила нормативного акта, статус органа или должностного лица, уполномоченного на его принятие, территориальная сфера действия.

Источники права социального обеспечения можно классифицировать по различным основаниям:

  • по юридической силе;

  • по сфере их действия;

  • по органам, принявшим нормативный правовой акт;

  • по правовым институтам;

  • по источникам финансирования;

  • по содержанию нормативных правовых актов.
8>6>

2.4. Правовые проблемы российской системы социального обеспечения

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ней охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе.

На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере.

В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их реформированию.

Социальная защита детей. Особое внимание необходимо уделять детям сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях. Целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и