Файл: Работы по формированию каллиграфических навыков письма.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
к крючковой наклонной линии, чтобы получилась “дорога” в другом направлении, объясняют сами дети: “Надо выполнить поворот на месте, как и в первый раз, и подняться по крючку до середины”. (Принцип параллельности сохранять.)
Проговариваем полностью написанное:
Кто из вас может назвать эти буквы? Молодцы! Ребята, если вы усвоите правильное написание буквы “и”, вам легко будет научиться писать третью часть всего алфавита. Вы видите сами, как много букв может получиться на ее основе.
Итак: буква “и” состоит из двух параллелей. Одна параллель выстраивается сверху вниз, а вторая после поворота ручки на месте вправо до середины высоты буквы (можно чуть выше, все зависит от толщины стержня. Желательно использовать тонкий стержень).
На третьем уроке отрабатываем написание буквы “и” маленькой и проводим разбор слова. Дети начинают понимать, что все буквы между собой мы будем соединять на середине их высоты, внизу почти везде будем выписывать “ножку балерины”. Но в наших словах встретятся буквы, когда элементы в них соединятся на 1/3 сверху или снизу, встретятся овалы (когда мы будем задерживаться на строке).
Находим в слове (пусть они даже не прочитают слово) “НАСТУПИЛА” место соединения букв, отмечаем их черточкой, в “шалашиках” расставляем точки — находим домики гномиков. Сразу учу эту работу выполнять последовательно, внимательно анализируя все элементы. При написании слова проговариваю каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы — прямая наклонная линия, поворот на месте, крючок до середины, “секрет” — встречаются часто и дети его уже усвоили!
На четвертом уроке знакомлю с написанием букв “а, о”. Каждый последующий урок — новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети “отправляются в поиск” самостоятельно. Анализируя написанную в прописи букву, они сами объясняют мне ее написание
Спустя неделю после начала учебы дети могут проговорить мне целый слог! Слушая свою речь, они норой сами не верят, что могут произносить такой длинный монолог. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Это ли
не успех!
В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. Моим детям совсем не трудно перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой. Этот процесс — огромная радость, и проходит он совершенно безболезненно. Точный математический расчет в самой букве помогает им сохранить написание буквы и без верхней опорной линии.
Работа по системе Л.В. Занкова позволяет закончить букварный период в конце первой четверти.
Некоторые решат, что, давая определенную формулу письма, я заглушаю индивидуальные особенности ребенка. Да, на первых порах письмо детей похоже (причем с хорошей стороны), помимо опрятности и аккуратности в выполнении оно несет и высокую грамотность. (Дети первого класса в конце сентября владеют навыком безошибочного списывания печатного текста, а скорость письма в конце ноября у них 30 — 40 слов).
Что же касается проявления индивидуальности, личности — все это, на мой взгляд, присутствует.
Ниже приведены работы детей первого класса, выполненные в середине октября (первый образец написан учителем, далее каждый из учеников поочередно повторил образец учителя на отдельной строке) и образцы каллиграфии двух учащихся восьмого класса Юлии Адоевцевой и Георгия Сухарева.
МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ БУКВ АЛФАВИТА
В процессе обучения письму мои ученики усваивают определенное название отдельных элементов:
Проговариваем полностью написанное:
-
Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки; опускаюсь по прямой наклонной линии, выполняю поворот на месте, поднимаюсь по крючку до середины, пишу “секрет”, по “секрету” наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины. Это самая важная, самая главная буква, поэтому в королевстве буква “и” является королевой. Если имеется королева, должны быть и ее придворные. Вот они — Не глядя на доску, открываю ее. Там заранее написано 12 букв “и”. — Посмотрите, какие разные придворные у королевы. Все они похожи чем-то на нее, но у каждой придворной свое имя. Это и буквы “а”, “д”, “у” и другие. Необычные они, правда? -
Так ведь это же всего одна буква “и”?! -
Как?! Опять?! Опять кто-то в нашем царстве нарушил порядок? Не переживайте, дети, сейчас я возьму розовый мелок и все приведу в норму. Едва прикоснувшись к каждой букве “и”, я назову вам точные имена придворных королевы.
Кто из вас может назвать эти буквы? Молодцы! Ребята, если вы усвоите правильное написание буквы “и”, вам легко будет научиться писать третью часть всего алфавита. Вы видите сами, как много букв может получиться на ее основе.
Итак: буква “и” состоит из двух параллелей. Одна параллель выстраивается сверху вниз, а вторая после поворота ручки на месте вправо до середины высоты буквы (можно чуть выше, все зависит от толщины стержня. Желательно использовать тонкий стержень).
На третьем уроке отрабатываем написание буквы “и” маленькой и проводим разбор слова. Дети начинают понимать, что все буквы между собой мы будем соединять на середине их высоты, внизу почти везде будем выписывать “ножку балерины”. Но в наших словах встретятся буквы, когда элементы в них соединятся на 1/3 сверху или снизу, встретятся овалы (когда мы будем задерживаться на строке).
Находим в слове (пусть они даже не прочитают слово) “НАСТУПИЛА” место соединения букв, отмечаем их черточкой, в “шалашиках” расставляем точки — находим домики гномиков. Сразу учу эту работу выполнять последовательно, внимательно анализируя все элементы. При написании слова проговариваю каждую букву, обращаясь за помощью к детям. Основные элементы — прямая наклонная линия, поворот на месте, крючок до середины, “секрет” — встречаются часто и дети его уже усвоили!
На четвертом уроке знакомлю с написанием букв “а, о”. Каждый последующий урок — новая буква. Причем, начиная примерно с середины сентября, дети “отправляются в поиск” самостоятельно. Анализируя написанную в прописи букву, они сами объясняют мне ее написание
Спустя неделю после начала учебы дети могут проговорить мне целый слог! Слушая свою речь, они норой сами не верят, что могут произносить такой длинный монолог. На уроке звучит речь, и произносит ее ребенок, который не всегда еще может дать полный ответ на другой вопрос учителя! Это ли
не успех!
В процессе обучения письму дети учатся сравнивать написание букв, находить одинаковые элементы, производить точные расчеты. Моим детям совсем не трудно перейти на письмо в тетрадях с широкой линейкой. Этот процесс — огромная радость, и проходит он совершенно безболезненно. Точный математический расчет в самой букве помогает им сохранить написание буквы и без верхней опорной линии.
Работа по системе Л.В. Занкова позволяет закончить букварный период в конце первой четверти.
Некоторые решат, что, давая определенную формулу письма, я заглушаю индивидуальные особенности ребенка. Да, на первых порах письмо детей похоже (причем с хорошей стороны), помимо опрятности и аккуратности в выполнении оно несет и высокую грамотность. (Дети первого класса в конце сентября владеют навыком безошибочного списывания печатного текста, а скорость письма в конце ноября у них 30 — 40 слов).
Что же касается проявления индивидуальности, личности — все это, на мой взгляд, присутствует.
Ниже приведены работы детей первого класса, выполненные в середине октября (первый образец написан учителем, далее каждый из учеников поочередно повторил образец учителя на отдельной строке) и образцы каллиграфии двух учащихся восьмого класса Юлии Адоевцевой и Георгия Сухарева.
МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ БУКВ АЛФАВИТА
Верхняя дополнительная строка | “Мнимая" линеечка доп. строки |
| Верхняя линеечка раб. строки |
Рабочая строка | |
| Нижняя линеечка раб. строки |
Нижняя дополнительная строка | |
В процессе обучения письму мои ученики усваивают определенное название отдельных элементов:
сломали “секрет” (соединение с буквами а, б, д, ж, з, о, с, ф, х, э) |
крючок (нет поворота) |
петелька (есть поворот) |
нижнее двойное соединение (подняли крючок лишь на 1/3. Соединения с буквами л,м,я) |
поднялись по прямой, не доводя 1/3, бугорком ушли вверх в сторону (т, п, р) |
две точки соединяем “секретом”. |
Кладем петельку, уходим далеко вправо-вверх (до 1/3 в дополнительной строке), на 1/3 среднюю выписываем “секрет”. По “секрету” прямая наклонная линия вниз, без поворота ручки выписы- ваем петельку, перехлест на середине строки, выходим на середину, 1/3 снизу, 1/3 сверху или на верхнюю линию (зави- сит от последующей буквы, например: н, л, с, в). Длина петельки равна 1/2 высоты рабочей строки, ширина — 1/3 высоты строки. Сама петелька выписывается в 1/3 средней части рабочей строки. |
Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево-вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по прямой наклонной вниз, выполняем поворот на месте, поднима- емся по крючку до середины, две части соединяем “секретом”, по “секрету” пря- мая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины. |
Ставим ручку на 1/3 сверху в допол- нительной строке. Опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выписываем пе- тельку (перехлест на середине высоты буквы), задерживаемся на условной верхней линии, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, кладем “клюшку", снимаем ручку. В средней 1/3 верхней дополнительной строки выписываем “перевернутую клюшку”. |
Ставим ручку на 1/3 сверху, уходим влево-вверх, задерживаемся на строке, опускаемся по прямой наклонной линии вниз, задерживаемся на строке, поднима- емся и по “секрету” уходим далеко вверх, не доходя 1/3 в дополнительной строке, выполняем поворот на месте, уходим по горизонтальной линии вправо (все вни- мание переносим на нижнюю линеечку верхней рабочей строки). |
Ставим ручку на 1/3 сверху в допол- нительной строке. Опускаемся по прямой наклонной линии вниз, выписываем пе- тельку, перехлест выше 1/3 от высоты буквы, задерживаемся на условной верх- ней линии, опускаемся по наклонной до 1/3, выписываем знак “меньше”, перед верхней линеечкой рабочей строки вы- полняем поворот на месте, опускаемся по прямой наклонной линии и выписываем “клюшку”. |