Файл: Отчет по нирм название дисциплины Гражданское право.doc
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научная деятельность в наше время избавлена от идеологического диктата. В ее методологическую основу теперь кладутся критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, моральные критерии.
Методологическими источниками исследования в наши дни все чаще становятся труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, свободных от идеологических установок, а также тех исследователей, которые раньше считались реакционными, а их достижения псевдонаучными.
Большинство специальных проблем конкретных наук и даже отдельные этапы их исследования требуют применения специальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Естественно поэтому, что они изучаются, разрабатываются и совершенствуются в конкретных, специальных науках. Они никогда не бывают произвольными, т.к. определяются характером исследуемого объекта.
Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных методой используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.
Общие методы научного познания обычно делят па три большие группы: 1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); 2) методы, используемые как на эмпирическом, так и па теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); 3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Новые общенаучные средства в своей основе опираются на диалектику, позволяют глубже понять ее общеметодологический смысл. Вместе с тем необходимо помнить, что ни системный подход, ни любое другое отдельно взятое методологическое направление не могут претендовать на исключительное использование в научном исследовании, в каждом исследовании реализуется определенная совокупность подходов и методов, а методологию права следует понимать как явление интегральное, как "общенаучный феномен, объединяющий совокупность принципов, средств и методов познания (мировоззрение, философские методы познания и учения о них, обще- и частнонаучные понятия и методы), выработанные всеми общественными науками, в том числе комплексом правовых наук"
В отличие от исследований психологической направленности, где внутренний мир человека и определяет соответствующую методику анализа, наиболее актуальным для настоящей работы представляется интерес социальный, который, не теряя тесной взаимосвязи с интересом "психологическим", должен выступить ключом к познанию сущности различных правовых средств, их надлежащей обусловленности и механизма действия.
Общество есть совокупность индивидов, которые соизмеряют свою активность как с существующими социальными законами, так и со своими внутренними убеждениями. Наиболее оптимальной призмой для изучения любого социума и являются интересы, которые в силу своей природы неотделимы от личности, общества и государства.
Триада "личность" - "общество" - "государство" позволяет наиболее оптимально вычленить сущность социального интереса и его "регулятивный" потенциал, так как именно она раскрывает его диалектическую сущность.
Изучая интересы индивидов, различные государственные интересы без диалектического сопоставления, мы не получим полную картину их природы и не осознаем ту роль, то значение, которое они имеют и в качестве социального регулятора, и в то же время в качестве объекта воздействия правовых средств, апробирующих на них свою эффективность.
Согласно общеупотребительному пониманию, методология науки, в том числе правовой, представляет собой учение о принципах построения, формах и способах научного познания. Исследование проблемы правового регулирования, связанного с ним особого понятийного аппарата - это методологический подход к исследованию правовой материи.
В юридической науке системный подход используется сравнительно недавно. Большинство исследований посвящено таким фундаментальным целостным объектам, как система права, правовая система, система источников права, система отдельных отраслей права и законодательства. Вместе с тем системно исследуются отдельные правовые явления: правоотношение, ответственность, объекты гражданских прав, состав преступления и пр., а также проблемы в области права. Определяя общую теорию систем как метанаучное средство исследований, можно сделать вывод, при работе с предметной юридической проблематикой такое средство может выступать как общий принцип и правило научной деятельности или как "пустая" исследовательская форма, наполняемая в процессе познания конкретным юридическим содержанием. Юридическая наука актуализирует не все процедуры и приемы научного мышления, а только те, которые адекватны природе исследуемого объекта.
Системный подход определяется как методологическая ориентация исследования, основанная на рассмотрении объектов изучения как систем, в виде систем, как форма восприятия метода и принципов системного исследования, которой преимущественно пользуются специалисты, работающие в области конкретно-научного знания о системах
Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.
Сравнение - одно из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что "все познается в сравнении". Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно, есть ступень на пути к познанию закономерностей и законов.
Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение - есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия ученого, от применяемых им методов, но главным образом — от имеющихся измерительных приборов.
В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.
Теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.
Абстрагирование носит в умственной деятельности универсальный характер, ибо каждый шаг мысли связан с этим процессом или с использованием его результата. Сущность этого метода состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования — это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракций могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога, жидкость и т.п.
Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и, прежде всего, с анализом и синтезом.
Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета па составные части. Синтез представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могуч принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и пели исследования. В зависимости от степени познания объекта, от глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.
Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы "испаряется", превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности — но уже в мышлении.
Оба этапа познания теснейшим образом взаимосвязаны. Восхождение от абстрактного к конкретному невозможно без предварительного "анатомирования" объекта мыслью, без восхождения от конкретного в действительности к абстрактным его определениям. Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него — к конкретному в мышлении.
Сбор, обобщение и анализ судебной, адвокатской, нотариальной и иной практики — обязательное требование к выполнению научных, курсовых и дипломных работ студентов по большинству дисциплин и тем. Эта практика может быть опубликованной и неопубликованной.
Источниками опубликованной практики могут быть специализированные журналы, издаваемые высшими судебными органами России: «Бюллетень Верховного Суда СССР» (издававшийся до 1991 г.), «Бюллетень Верховного Суда РСФСР», «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». Например, в «Бюллетени Верховного Суда Российской Федерации» включаются руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ, обзоры и обобщения судебной практики, постановления Президиума, решения и определения судебных коллегий Верховного Суда РФ по гражданским и уголовным делам, постановления президиумов верховных судов республик, краевых и областных судов по гражданским и уголовным делам. Судебная практика Верховного Суда РФ имеет важное значение для формирования единообразия в правоприменительной деятельности нижестоящих судов, поскольку он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения, представляющие собой своеобразную форму судебного прецедента, содержатся в руководящих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
Источниками этих постановлений являются не только «Бюллетени Верховного Суда Российской Федерации», но и выпущенные в виде отдельных книг «Сборник постановлений Пленума Верховного Суда
Случаи из судебной практики, тезисы к приговорам, решениям, определениям и постановлениям судов, извлечения из них постоянно публикуются в журналах «Законность», «Хозяйство и право», «Юрист» и др.
Некоторые правоохранительные органы субъектов РФ издают сборники практических материалов, предназначенные для внутреннего пользования. Например, ГУВД Челябинской области уже много лет выпускает «Вестник Главного следственного управления». В нем публикуются обзоры следственной практики по различным уголовным делам, причин возвращения уголовных дел для дополнительного расследования, анализы состояния работы по раскрытию и расследованию преступлений, справки.