Файл: Отчет по нирм название дисциплины Гражданское право.doc
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 170
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Заключение
Право собственности на земельный участок может прекратиться как по общим, так и специальным основаниям.
Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении земельного участка собственником, отказе собственника от права собственности на земельный участок и по другим основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Отчуждение земельных участков может производиться путем совершения таких сделок, как купля-продажа, дарение, рента. Объектом указанных сделок могут быть только те земельные участки, которые прошли государственный кадастровый учет.
К числу традиционных оснований прекращения права собственности на земельный участок, предусмотренных проектом, относится выкуп земельного участка для государственных и муниципальных нужд
В соответствии с Земельным кодексом РФ (ст. 63) установлены гарантии прав граждан на землю при изъятии земельного участка для государственных или общественных нужд.
Изъятие земельного участка осуществляется для определенных целей: строительство дорог, прокладка линий электропередач, строительство новых зданий и т.д. Другими словами, речь идет о потребностях Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, удовлетворение которых возможно только путем изъятия земель. Таким образом, речь идет об изъятии земельного участка только в публичных интересах. Вышеуказанные примеры позволяют понять, что представляют собой "государственные или муниципальные нужды". Важно, однако, подчеркнуть, что понятие это оценочное. Невозможно дать исчерпывающий и конкретизированный перечень таких целей. Вопрос о том, есть ли необходимость изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, всякий раз должен решаться с учетом конкретных обстоятельств, а в случае спора - судом.
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод:
1) изъятие земель для государственных и муниципальных нужд основано на комплексном межотраслевом правовом регулировании;
2) легальное определение понятия "государственные и муниципальные нужды" в сфере изъятия земель отсутствует. Правовая наука указывает, что в основе этого определения лежит критерий "социальной необходимости", "общественных интересов", "общественной необходимости";
3) изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется только в исключительных случаях, перечень которых предусмотрен в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации;
4) изъятие земель для государственных и муниципальных нужд допускается только при наличии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных существующим законодательством. Однако сами по себе документы территориального планирования не являются основанием для изъятия земель, что подтверждается судебной практикой;
5) органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель, находящихся в их собственности, в собственности муниципальных образований, могут устанавливать иные случаи изъятия, не предусмотренные статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации;
6) процедура изъятия земель для государственных и муниципальных нужд регулируется гражданским законодательством;
7) необходимо разрешить законодательную коллизию по вопросу определения момента ограничения прав собственника земельного участка, подлежащего изъятию.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты | |
1 | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)// Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3301 |
2 | Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.03.2013)// Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. ст. 4147 |
3 | Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 04.03.2013)// Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). ст. 16 |
4 | Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012)// Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). ст. 14 |
5 | Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях"// Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. ст. 1024 |
6 | Федеральный закон от 10.05.2007 N 69-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд"// Собрание законодательства РФ. 2007. N 21. ст. 2455. |
7 | Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. ст. 6071 |
8 | Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.12.2012) "О недрах"// Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. ст. 823, |
9 | Закон Кемеровской области от 18 июля 2002 года N 56-ОЗ "О предоставлении изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" // Кузбасс. 2002. 24 июля. |
10 | Закон Томской области от 4 октября 2002 года N 74-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области" // Официальные ведомости. 2002. 28 октября. |
Научная и специальная литература | |
11 | Дихтяр А.И., Клейменова Е.С. Государственные и муниципальные нужды - основания изъятия (выкупа) земельного участка // Юрист. 2011. N 11. С.21-28 |
12 | Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. 2011. N 8. С.32-34 |
13 | Конюх Е.А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Журнал российского права. 2010. N 1. С.12-19 |
14 | Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2008. С.132 |
15 | Клейменова Е.С. Предварительное и равноценное возмещение как условие выкупа (изъятия) земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Юрист. 2012. N 12. С.5-11 |
16 | Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Руководитель авторского коллектива М.В. Бархатов. М.: Юрайт-Издат, 2009. С.98 |
Судебная практика | |
17 | Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"// Специальное приложение к "Вестнику ВАС РФ.2005. N 12 |
18 | Постановление Федерального Арбитражного Суда Центрального округа от 12 декабря 2005 года N А54-1176/2005-С18// СПС Консультант плюс 2013 |
Приложения
Приложение А | |
Приложение Б | |
1 Федеральный закон от 10.05.2007 N 69-ФЗ (ред. от 20.03.2011) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд"// Собрание законодательства РФ. 2007. N 21. ст. 2455.
2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)// Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3301
3 Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 04.03.2013)// Собрание законодательства РФ. 2001. N 44. ст. 4147
4 Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 04.03.2013)// Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). ст. 16
5 Конюх Е.А. Обеспечение жилищных и земельных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Журнал российского права. 2010. N 1. С.12-19
6 Евсегнеев В.А. Собственность на землю в фокусе интересов // Журнал российского права. 2011. N 8. С.32-34
7 Кабытов Н.П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: Дис. ... канд. юрид. наук. Самара, 2008. С.132
8 Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации / Руководитель авторского коллектива М.В. Бархатов. М.: Юрайт-Издат, 2009. С.98
9 Дихтяр А.И., Клейменова Е.С. Государственные и муниципальные нужды - основания изъятия (выкупа) земельного участка // Юрист. 2011. N 11. С.21-28
10 Постановление Федерального Арбитражного Суда Центрального округа от 12 декабря 2005 года N А54-1176/2005-С18// СПС Консультант плюс 2013
11 Федеральный закон от 01.12.2007 N 310-ФЗь(ред. от 29.12.2012) "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. ст. 6071
12 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 25.12.2012)// Собрание законодательства РФ. 2005. N 1 (часть 1). ст. 14
13 Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях"// Собрание законодательства РФ. 1995. N 12. ст. 1024
14 Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 30.12.2012) "О недрах"// Собрание законодательства РФ. 1995. N 10. ст. 823,
15 Закон Кемеровской области от 18 июля 2002 года N 56-ОЗ "О предоставлении и зъятии земельных участков на территории Кемеровской области" // Кузбасс. 2002. 24 июля.
16 Закон Томской области от 4 октября 2002 года N 74-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области" // Официальные ведомости. 2002. 28 октября.
17 Постановление Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства"// Специальное приложение к "Вестнику ВАС РФ.2005. N 12
18 Клейменова Е.С. Предварительное и равноценное возмещение как условие выкупа (изъятия) земельного участка для государственных или муниципальных нужд // Юрист. 2012. N 12. С.5-11