Файл: Отчет по нирм название дисциплины Гражданское право.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 167

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Важным источником информации являются статистические материалы судов, органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы, прокуратуры и др. Это могут быть документы первичного учета, государственная или ведомственная статистическая отчетность.

В судах первичными учетными документами являются журналы регистрации уголовных, гражданских и административных дел, учетно-статистические карточки на каждое уголовное и гражданское дело. Так, в статистической карточке на уголовное дело (подсудимого) отражаются сведения о подсудимом, преступлении, приговоре (определении, постановлении), кассационном рассмотрении дела. В правоохранительных органах заполняются статистические карточки: на выявленное преступление; о результатах расследования преступления; на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено; на лицо, совершившее преступление; о движении уголовного дела; о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности. Например, в карточке на выявленное преступление дается краткое описание содеянного, указываются предмет посягательства, способ, орудия и средства его совершения, сведения о потерпевших и др.

Государственная статистическая отчетность судов включает в себя: отчеты о работе судов первой инстанции по рассмотрению уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях, а также по исполнению приговоров и решений; отчеты о работе вышестоящих судов по рассмотрению уголовных и гражданских дел в кассационном порядке и в порядке надзора. Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов состоит из полугодовых отчетов: о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (форма № 1); о лицах, совершивших преступления (форма № 2); о следственной работе (форма № 1-Е).

По некоторым темам сбор эмпирического материала осуществляется путем проведения конкретного социологического, криминологического или иного прикладного исследования, изучения юридической деятельности учреждений и предприятий, а также работы в государственных и ведомственных архивах. Собранные материалы практики обобщаются, выявляются ее положительные стороны, недостатки, ошибки, нарушения и разрабатываются предложения по их устранению, решению возникших проблем и совершенствованию юридической деятельности организации.

Для проведения научного исследования по теме магистерской были выбраны такие методы, как диалектический, логический, методы анализа и синтеза, сравнительно-правовой, изучение документов (документальный метод), опросы в форме анкетирования и интервью и другие.



2 Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд



Институт изъятия земель для государственных и муниципальных нужд существует сравнительно давно. Он активно использовался в советский период. Был зафиксирован в Земельном кодексе РСФСР 1991 года, затем в Гражданском кодексе Российской Федерации2 (далее также - ГК РФ), а потом и в действующем Земельном кодексе Российской Федерации3 (далее также - ЗК РФ).

Изъятие земель для государственных и муниципальных нужд, являясь самостоятельным основанием для прекращения отношений различных прав на землю, в том числе права собственности, права аренды, основано на комплексном межотраслевом правовом регулировании - помимо базовых норм ЗК РФ, подлежат применению нормы ряда статей ГК РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации4 (далее также - ГрК РФ), нормы других федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Так или иначе, базовым нормативным правовым актом, регулирующим рассматриваемый институт, является ЗК РФ.

Земельным кодексом Российской Федерации закрепляется положение, согласно которому изъятие земельного участка, в том числе путем выкупа, допускается только в исключительных случаях и только для государственных и муниципальных нужд.

Первый вопрос, который возникает: "Что такое эти самые "государственные и муниципальные нужды?" В существующем законодательстве отсутствует определение указанных нужд применительно к институту изъятия земельных участков. С учетом этого обстоятельства указанная категория раскрывается правовой наукой, ее представителями. Так, под "государственными и муниципальными нуждами" одни понимают определенные законом объективно возникшие общественно значимые потребности, необходимость в удовлетворении которых обусловлена интересами широкого круга субъектов, реализуемые в установленном законом порядке публично-правовыми образованиями5. Другие полагают, что государственные и муниципальные нужды - это "публичные нужды, удовлетворение которых идет на пользу либо всего населения страны, либо жителей муниципального образования или региона"
6. Третьи понимают под такими нуждами потребность соответствующего публично-правового образования в использовании того или иного объекта в соответствии с его законодательно установленными функциями7.

Таким образом, в основе всех определений государственных и муниципальных нужд лежит критерий, включающий синонимичные понятия "социальная потребность", "общественная необходимость", "общественные интересы" (далее эти термины будем называть одним словом "критерий").

В сложившейся ситуации особое значение приобретает перечень исключительных случаев, при которых возможно изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, закрепленный статьей 49 ЗК РФ. Исключительность случаев изъятия земель по рассматриваемому основанию обусловлена необходимостью сохранения стабильности земельных отношений, прав на землю, соблюдения законных интересов правообладателей8.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных:

- с выполнением международных обязательств Российской Федерации;

- с размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

- с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Наибольший интерес представляют два последних случая изъятия. Рассмотрим их. Что касается изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае размещения объектов государственного или муниципального значения, то во избежание расширительного толкования в данном случае Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает исчерпывающий перечень таких объектов. Обязательным и неотъемлемым условием размещения таких объектов является отсутствие других вариантов возможного размещения. "При этом следует учитывать характер, функциональную направленность и размер объекта, для которого производится изъятие земельного участка, наличие свободного земельного фонда, категорию земель, из которых производится изъятие, кадастровую оценку участка, местоположение и другие заслуживающие внимания обстоятельства"
9.

Еще одно условие изъятия устанавливает Градостроительный кодекс Российской Федерации. В соответствии со статьей 9 ГрК РФ не допускается принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельного участка для государственных или муниципальных нужд при отсутствии документов территориального планирования, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Однако само наличие документов территориального планирования не является основанием для изъятия земель, так как и в этом случае орган, принимающий решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, обязан доказать отсутствие возможных вариантов размещения предполагаемого объекта, кроме как на конкретном земельном участке.

Этот вывод подтверждается и судебной практикой.

Так, Федеральным арбитражным судом Центрального округа была рассмотрена кассационная жалоба на решение от 26 мая 2005 года и Постановление апелляционной инстанции от 27 июля 2005 года Арбитражного суда Рязанской области по делу о признании недействительным Постановления губернатора Рязанской области от 28 декабря 2004 года N 645-ПГ "Об изъятии земельного участка для государственных нужд Рязанской области"10. В ходе рассмотрения дела суд предложил правительству Рязанской области, губернатору Рязанской области, Управлению государственного имущества и земельных ресурсов Рязанской области представить документальное подтверждение наличия оснований для изъятия спорного земельного участка. Однако доказательств, истребованных судом, не было представлено. Суд разъяснил, что в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - АПК РФ) обязанность доказывания законности принятого оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, принявший соответствующий акт. Поскольку доказательств необходимости строительства объектов для нужд Рязанской области в соответствии с генеральным планом, правилами землепользования и застройки, а также отсутствия других вариантов размещения не представлено, суд обоснованно признал ненормативный акт государственного органа недействительным. Суд оставил кассационную жалобу без удовлетворения.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в связи с так называемыми иными обстоятельствами в установленных законами случаях, а применительно к изъятию земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, - в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.