Файл: Курсовая работа по дисциплине Макроэкономика Тема студентка 1 курса группа экн фио.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Налоги, также различают по характеру применению налоговых ставок. Прогрессивная ставка налога – это такая налоговая ставка, где увеличение средней налоговой ставки зависит от роста величины дохода, а уменьшение зависит от сокращения величины дохода. С 1 января 2021 года на территории РФ начала действовать шкала прогрессивного налогообложения. Теперь ставка налога на доходы физических лиц увеличилась до 15% на доходы лиц, прибыль которых в год составляет 5 миллионов рублей. В отличие от прогрессивной налоговой ставки, пропорциональная налоговая ставка не подвержена изменению в связи с уменьшением или увеличением денежного выражения прибыли, полученного от продажи товаров или услуг, которые в свою очередь являются налогооблагаемыми объектами.

Последний вид налогов по характеру применения налоговых ставок – это регрессивные налоги. Налоги, где снижение средней ставки налога происходит при повышении уровня дохода, называется регрессивными налогами. В России регрессивные ставки налога применяются при начислении единого социального налога.

1.2. Сущность и принципы построения налоговой политики РФ


Налоговая политика РФ – это комплекс принципов, средств и целей, на основе которых государственные органы власти РФ составляют планы действий в сфере налогов и налогообложения. Одним из главных факторов регулирования коммерческой деятельности и развития инвестиционно-привлекательного климата является налоговая политика. Значительную роль, в рамках междунациональных финансовых отношений, играет налоговая конкурентоспособность государств. Из-за этого, странам необходимо вести налоговую политику, которая способствует росту привлеченных инвестиций и повышает конкурентоспособность национальной экономики. Совокупное налоговое бремя, которое накладывается на субъекты хозяйствования, складывающееся из фиктивной налоговой нагрузки и затрат налогоплательщиков, является главным условием, которое определяет конкурентную способность налоговой системы. Поэтому для повышения конкурентной способности налоговой системы РФ следует осуществить некоторые меры, а именно: упрощение формы и процедуры передачи налоговой отчётности; сокращение срока уплаты НДС по результатам проверки налоговых деклараций для налогоплательщиков, которые на регулярной основе предоставляют налоговую отчетность и исполняют все обязательства с соблюдением закона об уплате налогов; продолжение работы по уменьшению налогового бремени, где учитывается не только возможности бюджета, но и задачи связанные с диверсификацией экономики1.

С точки зрения макроэкономики налоговая политика является частью наголово-бюджетной политики и ее аспекты затрагивают общее количество поступивших государству налогов, а именно тех, которые могут оказать отрицательное влияние на уровень экономического развития страны. При выборе налоговой политики страны смотрят на социальный и экономический строй, а также на состояние экономики государства и его финансов.

Целью налоговой политики является вектор, который определяет выбор определенных видов и способов проведения налоговой политики страны. Налоговая политика государства представляет собой инструмент, который необходим для проведения государственной экономической политики. Определение целей такой политики связано в первую очередь с необходимостью выяснения определённых задач развития экономики, а

именно с ее ростом налоговой способности, как основ аккумулирования доходной части госбюджета.

Главной задачей экономической политики является увеличение уровня роста жизни в РФ. Для решения этой задачи необходимо сформировать устойчивые механизмы экономического роста, которые будут создавать другие источники прибыли для страны, ее жителей и бизнеса. Если говорить о современной налоговой политике РФ, то можно определить следующую цель: стимулирование роста государственной и региональной экономики, так как они и формируют доходы бюджета страны в целом. Задачи тесно связаны с целями налоговой политики, поэтому для достижения указанной выше цели необходимо выделить основные задачи, которые будут ориентированы на стимулирование экономического развития страны, а также способные обеспечить в дальнейшем развитие налогового потенциала, которого будет хватать для реализации поставленных экономических и социальных задач.

Важнейшим фактором развития экономики является совершенствование налоговой нагрузки. В настоящее время основной преградой на пути улучшения налоговой системы являются: невысокая доходность предпринимательского сектора, снижение денежных доходов населения и несбалансированность бюджета субъектов федеративного государства. Но если сократить государственные расходы и бюджетные обязательства, а также модернизировать налоговую систему РФ с всесторонним подходом, то можно решить проблему оптимизации налоговой нагрузки2.

Также, для увеличения роста уровня жизни в РФ следует децентрализовать налоговую систему. Налоговая децентрализация является процессом, при котором происходит передача поступлений от подходящих налогов к органам нижних ступеней власти, которые способствуют повышению уровня их самостоятельности. Регионам и самоуправляемым государственным административно-территориальным единицам следует предоставлять расширенные полномочия и оставлять большую часть собранных налогов, учитывая сокращение дотаций.

Немаловажной задачей является повышение действенности налоговых льгот. Налоговые льготы – преимущества для конкретных категорий налогоплательщиков, которые предоставляются государством или местным самоуправлением в целях снижения налогового бремени. Также налоговая льгота является компонентом налоговой политики, созданная для выполнения экономических и социальных задач. Для того, чтобы произошло повышение эффективности налоговых льгот следует создать систему пересмотра, а также систему для оценки действенности налоговых льгот. Проблема использования налоговых
льгот происходит из-за их невысокой эффективности, а также проблема кроется в отсутствии общеметодологической платформы, служащей для оценки налоговых льгот с точки зрения действенности и оптимизации. Если рассматривать с позиции стимулирования экономического роста, то в настоящее время налоговая система РФ перегружена неэффективными налоговыми льготами. Поэтому невысокая действенность налоговых льгот относится к входящим в систему проблемам налоговой политики РФ3.

Следующая задача кроется в повышении качества системы управления налоговыми отношениями в стране, которая функционирует на всех уровнях и на базе законодательной деятельности налоговых органов. На усовершенствование налогового потенциала сильное влияние оказывает сложившаяся практика налогового администрирования, а также используемые механизмы налогового контроля, которые помогают решить проблемы, связанные нежеланием уплачивать налоги. Деловая инициатива субъектов налогообложения подавляется за счет непрозрачности инструментов, механизмов, а также из-за правоприменительной практики в области налогового администрирования. Эти условия создают отсутствие стимулов, способствующих выходу субъектов хозяйствования из теневого сектора экономики. В связи с этим, повышение действенности фискальной, сервисной и координирующей составных частей налогового администрирования служит одним из главных элементов стратегии повышения экономического подъема в регионах с расширением регионального налогового потенциала.

Создание условий в целях качественного повышения человеческого капитала является одной из основных мер стратегии совершенствования экономик разных стран мира. «Стратегия роста» – социально-экономическая стратегия развития РФ на период до 2025 года предусматривает постепенное увеличение объема инвестиций в совершенствование человеческого каптала, а также предусматривается повышение показателей экономически активного населения страны и снижение уровня смертности. Следующим блоком планомерных мер, расширяющих потенциал экономики России, является совершенствование человеческого капитала и включает в себя решение таких задач, как:

  1. Инвестирование в сферы образования и здравоохранения;

  2. Глобальное повышение конкурентной способности образования в РФ;

  3. Оказание качественной медицинской помощи доступной для всех;

  4. Оказание финансовой помощи при рождении детей;

  5. Создание благоприятных условий для качественной жизни граждан пожилого возраста;

  6. Мотивирование граждан к ведению здорового образа жизни;


В зависимости от того какие принципы закладываются государством в основу налоговой политики от этого складывается ее эффективность. Существуют следующие принципы построения налоговой политики РФ:

  1. Соотношение прямых и косвенных налогов;

  2. Постоянство налогообложения;

  3. Применение или неприменение прогрессивных ставок налогообложения с учетом степени их прогрессии;

  4. Средства формирования налоговой базы;

  5. Уровень единообразия налогообложения;

  6. Характер, цели и порядок применения налоговых льгот;

  7. Целевая направленность и внедрение системы скидок, изъятий и вычетов.