Файл: Курсовая работа по дисциплине Макроэкономика Тема студентка 1 курса группа экн фио.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы и налоговой политики РФ
1.1. Сущность и принципы построения налоговой системы РФ
1.2. Сущность и принципы построения налоговой политики РФ
2.1. Налоговая политика в механизме социально-экономической стратегии государства.
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета
2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» _____________________________________________________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Макроэкономика»
Тема: «……………………………………………………………»
Выполнила:
Студентка 1 курса
группа ЭКН….
ФИО
Проверил: д.э.н., проф., Новиков А. А.
Москва 2022
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы и налоговой политики РФ 5
1.1. Сущность и принципы построения налоговой системы РФ 5
1.2. Сущность и принципы построения налоговой политики РФ 11
Глава 2. Налоговая политика в механизме социально-экономической стратегии, динамика налоговых доходов и расходов 16
2.1. Налоговая политика в механизме социально-экономической стратегии государства. 16
2.2. Доходы и расходы федерального бюджета 20
2.3. Источники финансирования дефицита федерального бюджета. 25
Заключение 30
Библиографический список 32
Введение
Налогообложение – это первостепенный элемент экономической системы любого государства с момента его создания государственности.
С переходом отечественной экономики к рыночному этапу налоги стали главенствующим двигателем экономического роста и особым механизмом государственного регулирования экономики.
В последние годы Российская Федерация переживает свои не самые лучшие годы в плане экономической и финансовой стабильности. В этой связи, эффективная налоговая система сейчас необходимо как никогда.
Несмотря на постоянный процесс налогового реформирования, в налоговой системе и налоговой политики России все равно остаются нерешенные проблемы. Основные из которых – это низкая собираемость налогов и сформировавшаяся неплатежеспособность налогоплательщиков.
Хотя налоговая система и обладает рядом недостатком, от нее в больше части зависит успех экономического развития страты.
Актуальность темы курсовой работы заключается в необходимости и важности совершенствования налоговой системы и налоговой политики для выхода из экономической нестабильности, преобладающей в России.
Цель курсовой работы является изучение сущности, структуры и принципов формирования налоговой системы и налоговой политики РФ, а также выявление проблем российского налогообложения с учетом динамики государственных налоговых доходов и расходов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи исследования:
-
Изучить сущность и принципы формирования налоговой системы РФ; -
Изучить сущность и принципы формирования налоговой системы РФ; -
Выявить роль налоговой политики в социальной-экономической стратегии государства; -
Проанализировать динамику налоговых доходов и расходов государства на основе фактических и плановых показателей.
Объект исследования – налоговая система и налоговая политика РФ на этапе перехода российской экономики к рыночной.
Предмет исследования – совершенствование налоговой системы и налоговой политики РФ.
Глава 1. Теоретические аспекты налоговой системы и налоговой политики РФ
1.1. Сущность и принципы построения налоговой системы РФ
Свое формирование налоговая система начала в декабре 1991 года, как раз после распада СССР. Тогда, 27 декабря 1991 года, был принят закон «Об основах налоговой системы РФ», который определял ответственность, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, а также новые налоги, сборы и другие платежи. Первая (общая) часть Налогового кодекса РФ была принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года, в которой установлены общие принципы налогообложения. Вторая часть (специальная) принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года, которая определяла порядок обложения всех налогов и сборов, установленных на территории РФ.
Налоговая система РФ – это объединение всех налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, уплачиваемых по установленным требованиям.
Согласно Налоговому кодексу РФ налоговая система Российской Федерации формируется из:
-
Видов налогов и сборов; законодательства о налогах и сборах; нормативно-правовых актов о налогах и сборах; -
Принципов налоговой политики РФ и налогового законодательства; -
Установленных правил по исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов; -
Субъектов налогообложения, сборов и лиц, на которых возложены обязанности по переводу налогов в бюджет, а также обязанности по исчислению и удержанию налогов у налогоплательщика; -
Налоговых, таможенных органов; органов налоговой полиции и органов государственных внебюджетных фондов.
Потребность в налоговой системе возникает при анализе функциональных задач страны. Параметры состояния государственного и экономического развития страны характеризуются структурой и организацией налоговой системы. Формирование налоговой системы в России проходит в три этапа. Первый этап приходится на 1991-1993 года, когда произошло принятие закона «Об основах налоговой системы РФ». Второй этап формирования создал нестабильность налоговой системы, так как в 1994-1998 годах было внесено большое количество поправок. На третьем этапе (1998-наше время) вводится в действие единый документ по налогам (Налоговый кодекс РФ части 1,2).
К современной налоговой системе России относят:
-
Систему налогов и сборов; -
Систему налоговых правоотношений; -
Систему членов налоговых правовых отношений; -
Все законы, относящиеся к налогообложению.
Функции налогов помогают более точно определить смысл налоговой системы РФ. На сегодняшний день выделяют основные четыре функции налогов: фискальная, регулирующая, воспроизводственная и контрольная. Благодаря фискальной функции реализуется основная социальная роль налогов, а именно формирование доходной части государственного бюджета. С помощью регулирующей функции расширяется или сокращается развитие отдельных отраслей, повышается или понижается платежеспособный спрос людей, живущих на территории РФ. Воспроизводственная функция заключается в получении прибыли от внедренного новшества, которая в дальнейшем используется как источник финансовых ресурсов. Контрольная функция помогает обеспечить государственный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью юридических и физических лиц, а также за их источниками доходов и расходов.
Для эффективного применения налоговых функций используются принципы налогообложения. Базисные правила, которые служат для рациональной оценки налогов как экономического явления, являются принципами налогообложения.
Самые первые принципы налогообложения были определены А. Смитом, который выделял принципы справедливости, определенности, удобства и экономии. Принцип справедливости предполагает, что налог, выплачиваемый гражданином будет взиматься в соответствии с его доходом. Принцип определённости заключается в том, что размер налога, сроки и способы уплаты должны быть конкретно определены. Принцип удобства связан с принципом определённости и предполагает, что любой налог, выплачиваемый гражданином, должен взиматься в удобное время и удобным способом для налогоплательщика. Самый последний принцип налогообложения – это принцип экономии, который заключается в сокращении административных издержек от взимания налогов.
В Российской Федерации существуют следующие принципы налоговой системы, которые определены Налоговым кодексом РФ в статье 3 части 1 и Конституцией РФ:
-
Все лица обязаны уплачивать закрепленные в НК РФ налоги и сборы; -
Налоги и сборы не должны дискредитировать граждан; -
Не могут быть установлены дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые привилегии зависимые от гражданства лица или его формы собственности; -
Налоги и сборы не могут быть вольно установлены, так как они должны быть экономически обоснованы; -
Запрещено вводить налоги, которые нарушают единое экономическое пространство; -
Устанавливая налоги, должны определяться все части налогообложения. Законодательные акты о налогах и сборах должны быть понятны каждому; -
Любая неоднозначность в законодательных актах о налогах и сборах применяется в пользу налогоплательщика.
По сбалансированности госбюджета, эффективности и росту производства, ценовой стабильности, полноте и своевременной оплате налогов можно определить состояние налоговой системы.
Также в принципах налоговой системы РФ можно выделить 3 группы: юридические, организационные и экономические.
-
К юридическим относят такие принципы как: нейтральность, нормативно-правовое установление законов, приоритетность налогового законодательства, общее сохранение интересов субъектов налоговых отношений и государства; -
К организационным относят принципы: единства налоговой системы, подвижности обложения налогами, не изменчивости налоговой системы, полнейшего списка налогов, распространенности налогов; -
К экономическим относят такие принципы как: справедливость, соразмерность, сохранение интересов всех сторон, включённых в налоговые отношения, хозяйственная независимость и экономичность.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ Налоговый кодекс и принятые согласно нему, федеральные законы о налогах и сборах составляют законодательство о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах РФ представляется как трехступенчатая структурная система, которая состоит из:
-
Федерального законодательства, где включен Налоговый кодекс РФ, а также принятые на основе Налогового кодекса законы на федеральном уровне; -
Регионального законодательства, где согласно Налоговому кодексу РФ субъекты РФ могут принимать законы, которые имеют отношение к региональным налогам и сборам; -
Законов местного самоуправления, регулирующих порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.
Налоги и сборы в России следует относить в разные группы: по уровню управления, по способу взимания, по источникам уплаты и по характеру применяемых налоговых ставок.
По уровню управления существуют: федеральные, региональные и местные налоги и сборы.
Федеральные налоги определены в НК РФ и являются обязательными по уплате на всей территории РФ. В статье 13 части 1 Налогового кодекса РФ прописаны следующие налоги, относящиеся к федеральным налогам: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, государственная пошлина, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и сборы за использование объектов житного мира и за использование объектов водных биологических ресурсов.
Региональные налоги определены в НК РФ и являются обязательными по уплате в регионах РФ. В статье 14 части 1 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относят: налог на имущество юридических лиц, налог на игорный бизнес и транспортный налог.
Местные налоги и сборы установлены законами органов муниципальных образований о налогах и НК РФ и являются обязательными по уплате на территориях определенных муниципальных образований. В статье 15 части 1 Налогового кодекса РФ к местным налогам и сборам относят: земельный налог, налог на имущество физический лиц и торговый сбор.
Налоговое законодательство РФ также предусматривает специальные налоговые режимы, применимые отдельными категориями налогоплательщиков. К таким режимам относят: упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для производителей товаров сельского хозяйства, систему обложения налогов при исполнении соглашений о разделении продукции, патентную систему и налогообложение профессионального дохода.
В зависимости от способа взимания налога выделяют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги – это обязательные платежи, взимаемые с доходов или имущества юридических, а также физических лиц государством. К прямым налогам относят: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и имущество юридических лиц, налог на транспорт и другие. Косвенные налоги – это налоги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене. Владелец предприятия, который производит товар или оказывает услуги, вкладывает в цену готового продукта определенный обязательный налоговый тариф. После того, как покупатель оплачивает товар или услугу, продавец перечисляет тариф в государственный бюджет. К косвенным налогам относят: налог на добавленную стоимость, таможенные сборы, государственные пошлины, акцизы.