Файл: Для современного нужны специалисты, которые могут свободно ориентироваться в новой экономической ситуации, постоянно обучать и совершенствовать, чтобы максимально реализовать свой профессиональный потенциал.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 239
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Первая связана с решением широкого круга задач по непосредственной организации перевозочного процесса.
Вторая сторона - реализация межотраслевых технологических связей и правовых отношений железнодорожного транспорта с предприятиями различных форм собственности, частными лицами, а также другими видами транспорта.
Взаимоотношения, возникающие при перевозке грузов по железным дорогам в пределах одной страны, регулируются национальными уставами, правилами и различного рода инструкциями, издаваемыми и утверждаемыми в порядке, установленном законодательством данной страны.
Очевидно, что правовые и технологические нормы перевозочного процесса в международном железнодорожном сообщении значительно сложнее, так как при их разработке необходимо учитывать интересы нескольких стран, особенности их национальных нормативных актов, условий работы железных дорог и технологические особенности перевозок за рубежом.
Для обеспечения внешнеэкономических связей и развития международной торговли возникает необходимость в создании надежных транспортных связей, обеспечивающих своевременную и сохранную доставку товаров, беспрепятственную передачу грузов на государственных границах и обеспечение качества сданного к перевозке груза.
Специфика участия железнодорожного транспорта в перевозках внешнеторговых грузов России заключается в том, что по территории страны он доставляет подавляющую часть товаров в/из российских портов для дальнейшей их отправки морским и речным транспортом. Кроме того, железнодорожный транспорт экспортирует транспортные услуги. Таким образом, оценивая роль железнодорожного транспорта во внешнеэкономических связях в целом, не следует ограничиваться данными непосредственно по железнодорожным перевозкам, надо принимать во внимание и объемы грузов, перевозимых в смешанном железнодорожно-водном сообщении, а также транзитные перевозки [18].
Роль транспортных перевозок в современном мире настолько огромна, что ее развитие государство ставит на одно из самых приоритетных мест. Именно от транспортных перевозок напрямую зависит своевременная доставка комплектующих на различные предприятия, а также вывоз с принадлежащих им складов готовой продукции. Если же судить более обширно, то практически каждый человек в какой-то момент своей жизни был связан с проблемой перевозки грузов.
Подавляющая часть всех транспортных средств и путей сообщения сосредоточена в развитых странах. На них приходится значительная доля грузооборота и пассажирооборота мирового транспорта. Развивающиеся страны гораздо хуже, чем развитые, обеспечены транспортом.
Среди региональных транспортных систем особо выделяются:
1) система Северной Америки, лидирующая в мире по общей протяженности путей сообщения (около 30% мировой транспортной сети) и по грузообороту большинства видов транспорта;
2) система зарубежной Европы, превосходящая системы всех других регионов по густоте сети и частоте движения;
3) единая система стран СНГ (10% мировой транспортной сети), занимающая первое место по общему объему грузооборота.
В остальных регионах мира - в развивающихся странах Африки, Азии и Латинской Америки транспортные системы в стадии формирования, еще велика роль гужевого транспорта, некоторые виды современного транспорта развиты слабо либо вообще отсутствуют (железные дороги, трубопроводный транспорт и др.).
В целом в мире происходит качественное изменение транспортной сети.
Основные системы магистралей железнодорожного транспорта:
1. Евразийская - Великобритания, Франция, Абхазия, Андорра, Испания, Португалия, Монако, Швейцария, Люксембург, Бельгия, Нидерланды, Германия, Дания, Лихтенштейн, Италия, Сан-Марино, Ватикан, Австрия, Чехия, Польша, Словакия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Белоруссия, Украина, Молдавия, Венгрия, Приднестровье, Румыния, Сербия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Албания, Черногория, Македония, Болгария, Греция, Турция, Россия, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Туркменистан, Киргизия, Монголия, Китай, КНДР, Южная Корея, Вьетнам, Иран, Сирия, Ирак, Ливан, Кувейт, Израиль, Иордания, Египет, Ливия (восточная часть) [44].
Транспортная сеть Европы отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.
Железнодорожная сеть континента значительно гуще, чем в Северной Америке; все основные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий - двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2-3 раза ниже, чем в США.
Грузовые перевозки выполняются при весьма густом движении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движения (кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозочной работы выполняется электрической тягой.
Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург - Финляндия - Швеция - Дания - Германия; Мурманск - Норвегия - Дания - Германия.
В Швеции во внутреннем грузообороте преобладают железнодорожные перевозки. По протяженности железных дорог и особенно по объему перевозок по ним Швеция опережает все остальные страны Северной Европы, вместе взятые. Все основные магистрали переведены на электротягу. Основной костяк железнодорожной сети составляют линии, соединяющие треугольником главные экономические центры - Стокгольм, Гетеборг и Мальме, а также магистраль, идущая от Стокгольма на север до Дубена, и самая грузонапряженная в стране рудовозная линия Лулео - Кируна - Нарвик (Норвегия).
Немалая часть грузов перевозится по железным дорогам Дании, хотя за последние десятилетия некоторые второстепенные линии были разобраны. Две основные железнодорожные линии начинаются в Копенгагене и входят в систему трансъевропейской меридиональной магистрали. Одна из них следует с севера на юг - через Земландию на Фальстер и Лолланн, в оттуда паромами в ФРГ, другая линия идет от Копенгагена через Земландию и Фюн в Ютландию, где имеет выход в ФРГ у города Фленсбург. Две крупные железнодорожные линии в Ютландии следуют в меридиональном направлении вдоль западного и восточного побережий.
Сеть железных дорог Франции особенно густа в промышленных районах. Французские железные дороги отличаются высокой степенью электрификации, большой скоростью движения поездов, хорошим обслуживанием пассажиров.
Бельгия - один из важнейших узлов коммуникаций Западной Европы. Географическое положение между крупными странами способствовало развитию чрезвычайно густой транспортной сети. Бельгия занимает первое место в мире по густоте железных дорог (313 км на 1000 кв.км) [45].
ФРГ отличается высоким развитием всех типов транспорта. По густоте сети железных дорог (128 км на 1000 кв. км) она уступает лишь Бельгии. Основные направления железных дорог электрифицированы. Все внутренние пути сконцентрированы в долине Рейна - важнейшей транспортной оси страны, которая пересекает ее с юга на север. Центральное положение страны в Западной Европе обусловливает международное значение путей, проходящих через ее территорию.
Главные виды транспорта в Австрии - железнодорожный и автомобильный.
Около половины общей длины железных дорог электрифицировано. Участки с электротягой находятся в основном в горной части страны, где используется дешевая электроэнергия местных ГЭС и где много крутых подъемов. Электрифицированы также важнейшие международные направления, в том числе на ФРГ, Италию, Швейцарию, трансальпийские дороги. На остальных направлениях преобладает тепловозная тяга. От Вены, как крупнейшего железнодорожного узла лучеобразно расходятся важнейшие магистрали.
2. Североамериканская - Канада, США, Мексика, Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика
В экономическом развитии США транспорт играет исключительно важную роль. Развитие получили все основные виды транспорта. В перевозках грузов внутри страны главную роль играет железнодорожный транспорт. По общей длине железных дорог США занимают 1-е место в мире. Наиболее густая железнодорожная сеть на севере, в основной экономической зоне страны. Здесь же находится крупнейший железнодорожный узел США - Чикаго. Постоянно возрастает техническая оснащенность железных дорог.
Главные железнодорожные магистрали Мексики пересекают страну с севера на юг и связывают города Мексики с США.
3. Индокитайская - Камбоджа, Таиланд, Малайзия, Сингапур, Лаос
4. Индийская - Пакистан, Иран (Систан и Белуджистан), Индия, Непал, Бангладеш
5. Южноамериканская-северная - Эквадор, Колумбия, Венесуэла
6. Южноамериканская-южная - Перу, Боливия, Бразилия, Аргентина, Уругвай, Парагвай, Чили
7. Южноафриканская - ЮАР, Намибия, Ботсвана, Замбия, Зимбабве, Мозамбик, Ангола, Танзания, Малави, Заир (южная часть), Свазиленд
8. Североафриканская - Марокко, Алжир, Тунис, Ливия (западная часть)
9. Восточноафриканская - Кения, Уганда, Сомали (южная часть), Заир (северная часть)
10. Нубийская - Судан, Эфиопия, Эритрея, Сомали (северная часть)
11. Западноафриканская-южная - Габон, Конго
12. Западноафриканская-центральная - Камерун, Нигерия, Бенин, Нигер
13. Западноафриканская-западная - Мавритания, Сенегал, Гамбия, Гвинея, Сьерра-Леоне, Либерия, Кот-д’Ивуар, Мали, Гана, Того
14. Кельтская - Ирландия, Великобритания
15. Антильская - Гаити, Доминиканская республика
16. Аравийская - Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман [28].
В России одной из основных транспортных артерий является железная дорога (ЖД), поскольку на нее приходится более 40% пассажирооборота и 80% всего грузооборота государства. Значение железнодорожного транспорта в России основополагающее, ведь страна отличается большими расстояниями. От эффективной работы данной системы зависит уровень развития экономики государства.
Ежегодно благодаря слаженной работе железной дороги перевозиться:
-около 98% марганцевой и железной руды,
-92% черных металлов,
-88% минеральных и химических удобрений,
-87% каменного угля и кокса [25].
Со времен первого строительства железной дороги в России, а произошло это в 1830 году данный вид транспорта требует больших капиталовложений, но, несмотря на это ЖД имеет ряд преимуществ:
-функционирует круглосуточно при любых погодных условиях;
-имеет низкую стоимость перевозок (особенно при перевозках на большие расстояния);
-связывает все области и районы России;
-имеет самый низкий коэффициент воздействия на окружающую среду.
Для того чтобы более детально разобраться, какую роль играет эта транспортная система нужно рассмотреть более детально ее сегменты:
1. Осуществление перевозок пассажиров и груза. Производство продукции может состояться лишь при доставке ее к потребителю. Для обрабатывающей и добывающей промышленности, а также для сельскохозяйственных предприятий железнодорожный транспорт (ЖД транспорт) один из наиболее эффективных и дешевых видов доставки как сырья, так и готовой продукции.
2. Развитая транспортная система – залог развития экономики.
3. Выступает связующим звеном между разными системами экономики.
4. В качестве самостоятельной отрасли предлагает свою продукцию с рядом особенностей.
А именно, в результате реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности перевозок, удалось улучшить и основные качества показателей работы железнодорожного транспорта. Так за последние годы в стране:
-повысилась участковая скорость движения грузовых поездов,
-снизились обороты грузовых вагонов,
-увеличился средний вес грузовых поездов,
-увеличилась среднесуточная производительность локомотивов, а также грузовых вагонов.
Все районы и области России связываются воедино железными дорогами, тем самым обеспечивая потребности в перевозках не только население, но и промышленность, сельское хозяйство. Все виды транспорта дополняют друг друга и составляют единую транспортную систему.
Транспортировка продукции имеет свои единицы измерения: