Файл: Для современного нужны специалисты, которые могут свободно ориентироваться в новой экономической ситуации, постоянно обучать и совершенствовать, чтобы максимально реализовать свой профессиональный потенциал.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2023

Просмотров: 203

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


-тонно-километры (грузооборот)

-тонны (число груза)

-пассажиро-километры (пассажирооборот)

-пассажиры (число пассажиров) [20].

Выделим основные показатели работы железных дорог:

1. Грузонапряженность железных дорог. Данный показатель вычисляет количество провозимого груза за определенный промежуток времени. Иногда может рассчитываться приведенная грузонапряженность через приведенный грузооборот. Грузонапряженность железных дорог характеризуется средним количеством.

2. Пассажирооборот железнодорожного транспорта – объем транспортной работы по перевозкам пассажиров, вычисляется в пассажиро – километрах за год.

3. Грузооборот железнодорожного транспорта – объем транспортной работы по перевозкам грузов, вычисляется в тонно-километрах за год.

За 2018 год погрузка на сети РЖД составила 1 289,6 млн тонн. Это на 2,2% больше, чем в предыдущем году, и максимальный уровень за последние девять лет. Грузооборот по итогам 2018 года установил новый рекорд за всю историю России и достиг уровня в 2,6 трлн тонн-км, на 4,2% больше по сравнению с 2017 годом.

Драйверами роста стали: уголь, нефть, железная руда, черные металлы, лесные грузы, удобрения, зерно, лом черных металлов и коксующийся уголь. Снизились перевозки строительных грузов, цемента и руды цветных металлов.

За 2018 год по железной дороге было отправлено 374,9 млн тонн угля, что на 4,6% выше показателя 2017 года.

В 2018 году рост экспортных отправок составил 6,4%, тогда как внутренние перевозки остались на уровне прошлого года. Основными импортерами российского угля в 2018 году стали Япония, Великобритания, Китай, Германия, Украина и Польша. При этом наибольший прирост поставок в 2018 г. произошел в Германию на 7 млн тонн и в Польшу - на 5 млн тонн [17].

По прогнозам Международного энергетического агентства, мировой спрос на уголь останется стабильным в течение ближайших пяти лет. Пока в одних регионах в ЕС и в США потребность в угле падает, в других - в Индии и в Юго-Восточной Азии - растет. По прогнозам, потребность Индии в угле будет расти на 4% в год и к 2023 году увеличится на 150 млн тонн в угольном эквиваленте. Самыми быстрыми темпами спрос на уголь будет расти в Юго-Восточной Азии за счет строительства новых угольных электростанций на Филиппинах и во Вьетнаме. Ожидается, что рост в регионе составит 5,7%.

Развитие событий будет зависеть от проведения климатической политики на международной арене.

В 2018 году добыча угля в России выросла на 6%, до 433,6 млн тонн, по сравнению с показателем 2017 года. Инвестиции в угольную отрасль за тот же период увеличились на 21%, до 135 млрд руб. [17].


На фоне благоприятной мировой конъюнктуры погрузка угля железнодорожным транспортом будет расти по мере развития транспортной инфраструктуры и ввода новых мощностей.

Погрузка нефти и нефтепродуктов в декабре сократилась на 1,9% и составила 20,9 млн тонн. Всего за 2018 год по железной дороге было отправлено 236,4 млн тонн нефти и нефтепродуктов, что выше показателя 2017 года на 0,4%.

В 2018 году была зафиксирована разнонаправленная динамика экспортных и внутренних грузопотоков. Экспортные перевозки нефтепродуктов сократились на -1,5%, а внутренние выросли на 1,5%. Увеличение годовой погрузки произошло за счет работы, проделанной ОАО «РЖД» по привлечению нефтяных грузов на железную дорогу. Кроме того, с 1 января 2019 года вступил в силу налоговый маневр, который рассчитан на 6 последующих лет. За этот период планируется внести серьезные изменения в расчет экспортной таможенной пошлины и налога на добычу полезных ископаемых. Налоговый маневр призван облегчить экспорт нефти и нефтепродуктов, однако конкуренция со стороны трубопроводного транспорта по-прежнему давит на сегмент - за последние шесть лет было введено около 4,5 тыс. км магистральных нефтепроводов.

В то же время, эксперты считают, что падение погрузки сырой нефти будет компенсировано ростом объемов по другим грузам этого сегмента, в частности, энергетических газов. В 2018 г. их перевозки остались на уровне прошлого года [17].

Переработка нефти в России достигла 286,6 млн тонн на 2,4% больше, чем в 2017 году, а глубина переработки - 83,1%. Выпуск мазута сократился на 4,4% и составил 49,2 млн тонн. Та же тенденция наблюдается и в перевозках железнодорожным транспортом - погрузка мазута на сети ОАО «РЖД» сократилась в 2018 году на 4,6%. Производство дизельного топлива по итогам года возросло на 0,8% и достигло 77,5 млн тонн, однако его погрузка железнодорожным транспортом снизилась на 7,1%.

Падение погрузки нефтяных грузов железнодорожным транспортом будет и дальше тормозиться за счет создания ОАО «РЖД» привлекательных условий для грузоотправителей, однако о существенном восстановлении сегмента с учетом ввода новых трубопроводных мощностей говорить пока не приходится.

Погрузка строительных грузов в декабре снизилась на 7,4% и составила 8,7 млн тонн, погрузка цемента сократилась на 7,1%, до 1,3 млн тонн. Всего за 2018 г. по железной дороге было отправлено 123,8 млн тонн строительных грузов и 25,1 млн тонн цемента, что на 6,8% и 6,5% ниже, чем в 2017 году.

Существенную роль в перевозках строительных материалов сыграет реализация инфраструктурных проектов холдинга «РЖД». В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры ОАО «РЖД» направят на строительство железнодорожных объектов 1,7 трлн руб. Важнейшими проектами являются увеличение пропускных и провозных способностей для роста контейнерного потока в 4 раза, модернизация БАМа и Транссиба [17].



На фоне негативной динамики показателей строительства, вероятно, восстановление перевозок строительных грузов железнодорожным транспортом будет отложено до момента адаптации отрасли к новым условиям работы. Однако текущее падение будет частично компенсировано проектами развития транспортной инфраструктуры страны.

Погрузка черных металлов в декабре сократилась к уровню 2018 года на 4,2% и составила 6,9 млн тонн. Всего за 2018 год по железной дороге было отправлено 78,1 млн тонн черных металлов, что на 7% выше показателя 2017 года и является рекордным показателем за последние девять лет. При этом рост внутренних перевозок в 2018 году составил более 12%, тогда как экспорт вырос на 7%, сократившись в декабре на 10% год к году. В 2018 году экспорт черных металлов вырос в Турцию, Италию и США. В Топ-5 потребителей российской металлопродукции, помимо этих стран, вошли Мексика и Тайвань [17].

Таким образом, роль железнодорожного транспорта в России и мире трудно переоценить, ведь он является одним из крупнейших в мире, благодаря чему обеспечивается 25 % мирового грузооборота и около 15% мирового пассажирооборота. В России железнодорожный транспорт – отрасль экономики, без которой не возможна бесперебойная работа всех экономических секторов. Железнодорожный транспорт просто незаменим во многих сферах экономики и промышленности. Такой вид перевозок очень актуален везде, где требуется перевозка больших объемов тяжелых грузов на дальние расстояния. Любая промышленность предусматривает ежедневные грузоперевозки больших объемов товара. Именно здесь на помощь придут железнодорожные грузоперевозки. К тому же, такие перевозки гораздо безопаснее любых других. С точки зрения экономики, значение грузоперевозок очень велико. Они очень эффективны и активно способствуют развитию экономики в целом. Еще одним плюсом является то, что они не загрязняют окружающую среду. Актуальность и востребованность железнодорожного транспорта в первую очередь связаны с тем, что с их помощью можно легко и просто перевезти большие партии груза с различными свойствами. Помимо того, что он универсален, он еще и достаточно экономичен, что позволяет значительно сэкономить на перевозках больших партий груза. Еще одним плюсом является то, что большинство перевозок происходят в закрытых контейнерах, которые предотвращают повреждение груза и потерю свойств.

2.2 Организация транспортного обслуживания грузовых перевозок на железнодорожном транспорте
Роль обеспечения транспортного обслуживания в сфере грузовых железнодорожных перевозок грузов непосредственно в структуре

ОАО «РЖД» отведена Центру фирменного транспортного обслуживания – филиалу открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – Центр).

Центр руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставом ОАО «РЖД», нормативными документами ОАО «РЖД», Центр не является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность от имени ОАО «РЖД», которое несет ответственность по его обязательствам.

Полное наименование Центра - Центр фирменного транспортного обслуживания - филиал открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

Сокращенное наименование Центра - Центр фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД».

Центр для осуществления своей деятельности открывает расчетный, валютный и другие счета ОАО «РЖД» в банках и иных кредитных организациях, в том числе по месту нахождения структурных подразделений Центра, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Центр имеет в своем составе структурные подразделения – территориальные центры фирменного транспортного обслуживания (далее – ТЦФТО), расположенные на полигонах 16 железных дорог России. ТЦФТО, а также функциональные Центры продажи услуг обеспечивают взаимодействие с клиентами при организации и оказании услуг, связанных с перевозкой грузов в пределах железной дороги.

С свою очередь агентства фирменного транспортного обслуживания –структурные подразделения ТЦФТО (далее – АФТО), обеспечивают взаимодействие с клиентами при организации и оказании услуг, связанных с перевозкой грузов на региональном и линейном уровнях управления [21].

В своей деятельности Центр руководствуется двумя основными задачами:

1) формирование доходной части бюджета ОАО «РЖД» за счет доходов от услуг, связанных с перевозкой грузов, коммерческой работой в сфере грузовых перевозок и использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД» (далее - услуги);

2) достижение целевых параметров развития, предусмотренных Концепцией развития транспортно-логистического бизнеса холдинга «РЖД», укрепление позиций ОАО «РЖД» на транспортном рынке на основе принципов, определенных Политикой клиентоориентированности холдинга «РЖД» в области грузовых перевозок, совершенствования системы транспортного обслуживания грузоотправителей, реализации гибкой тарифной политики железнодорожных перевозок грузов во внутрироссийском, экспортно-импортном и транзитном сообщении, повышения эффективности коммерческой работы, а также работы в сфере таможенных правоотношений при перевозках грузов и использовании транспортных средств.


С целью исполнения вышеуказанных задач Центр в своей деятельности выполняет множество различных функций, наиболее значимые из которых будут подробно освещены в данной главе.

Одной из основных функций Центра является организация работы по продаже услуг, связанных с перевозкой грузов и использованием инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД», в том числе услуг по продаже и аренде железнодорожного подвижного состава, а также проведение договорной работы с клиентами ОАО «РЖД» по оказанию вышеуказанных услуг.

3) формирует и корректирует прогнозные параметры погрузки грузов на установленный период;

4) принимает, рассматривает и согласовывает в установленном порядке заявки на перевозки грузов (в том числе в контейнерах) и оказание услуг с учетом приоритетности их выполнения на грузонапряженных направлениях железных дорог, необходимости обеспечения доходной части бюджета и выполнения договорных обязательств ОАО «РЖД»;

5) планирует сбыт услуг, в том числе:

а) готовит проекты годового, квартального и месячного бюджетов продаж с обоснованием их объемных и финансовых показателей;

б) организует и контролирует исполнение структурными подразделениями Центра утвержденного бюджета продаж в части начисленной выручки от оказания услуг;

в) разрабатывает и согласовывает объемы перевозок грузов во всех видах сообщения на предстоящий месяц с филиалами ОАО «РЖД», иностранными железными дорогами и организациями смежных видов транспорта, а также доводит их до сведения начальников железных дорог;

г) представляет соответствующим подразделениям аппарата управления и филиалам ОАО «РЖД» утвержденный и откорректированный в установленном порядке месячный план перевозок грузов для выполнения технического нормирования работы подвижного состава и использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принадлежащей ОАО «РЖД»;

д) доводит до сведения структурных подразделений Центра утвержденный месячный план перевозок грузов;

е) формирует на основе согласованных заявок и передает на исполнение в установленном порядке наряд-заказ на оказание услуг по перевозке грузов, организует его исполнение, анализирует причины невыполнения заявок на указанные услуги;

ж) планирует контейнерные перевозки;

6) организует, проводит расчеты с клиентами ОАО «РЖД» по заключенным договорам на оказание услуг и контролирует обеспечение структурными подразделениями Центра